ТОП 10:

История первобытного общества и история древнего мира: проблемы изучения, трактовки и подходы к истории, специфика.



Вопросы:1-2,3,6,7,9-10,11,13

Часть

1 и 2 вопросы

История первобытного общества и история древнего мира: проблемы изучения, трактовки и подходы к истории, специфика.

Обычно понимают под Историей Древнего мира: эпоха 4 тыс. до. Н.э. -5 в.н.э(падение римской империи). Следовательно, история первобытного общества-гораздо ранее.

1ый период: появление предка современного человека (35 - 40 тыс. лет назад оформление рода) длится 2 тыс. лет. 2ой период: расцвет; существует и развивается родовая община (1 тыс. до н.э.)

3ий период: родовая община перерастает в соседскую; появление собственности; предпосылки становления цивилизаций (Др. Греция и др. Рим) 1ая половина 1 тыс.до н.э. 5ый век н.э.-конец античности.

Проблемы: -история познаваема или нет? Существует ли единство? Либо разбивается на отдельные моменты? Существуют ли у истории закономерности? Соотношение в истории общего и особенного. Существует ли в истории прогресс? Прогресс - хорошо или плохо для человечества?

Ответы бывают разные, так как ответчики имеют разную методологию. Методология – система основополагающих взглядов, некие философские принципы, лежащие в основе подхода к изучению истории.

Сторонники цивилизационного подхода считают, что важно отмечать отличия одной цивилизации от другой; допускают альтернативность истории – история не имеет единого пути развития; не имеют общепринятого понятия «цивилизация».

Другой подход делает упор на общем, на объективных условиях существования – человечество движется одним единым путем; от низших формаций до высших; не существует альтернативности. Гегель считал, что прогресс – совершенствование разума, нравственности. Другие считали, что прогресса нет, все движется по кругу.Прогресс – развитие производительных сил. На рубеже 19 – 20 веков опыт показал, что прогресс не только хорошо, но и может приводить к бедам (крах Титаника, 1 мировая война, накопление ядерных зарядов).

Первобытное общество – самая ранняя примитивная форма; самая длительная по хронологии (2 млн. лет); человек в наибольшей степени зависел от природы; человек производил только необходимые для жизни предметы; коллективное производство и уравнительное распределение; социальное равенство; осознание человека ка части природы; мифологичность мышления; следование принципам коллективизма и традиций.

Древнее общество – появляются цивилизации, противостоящие варварству; развитие производительных сил; появление регулярного избыточного продукта, который может присваиваться отдельной семьей=> частная собственность; рост экономического неравенства=> эксплуатация; начинается процесс социального расслоения. Экономическая характеристика: рабовладельцы, свободные общинники, рабы. Юридическая характеристика (сословие): свободные полноправные, свободные неполноправные, рабы.

Классы и сословия не одно и то же! 2,5 - 2 млн. лет назад – первобытное общество.

Географические рамки – постепенное расширение: первобытный человек - восточная и/или южная Африка; затем постепенно заселяет всю Африку, входит в Азию, Ближний Восток, Европа. Современный человек – Америка (через Берингов пролив), намного позже по островам в Австралию.

Древнее общество – др. Двуречье, Египет, Индия, Китай (2 изолированных государства), формирование государств Европы (Греция и острова Эгейского моря, Римское государство).

Праобщина древнейших и древних людей.

Какими хронологическими границами датируется эпоха праобщины? Ее начало, очевидно, совпадает с выделением человека из животного мира и образованием общества. Прогрессивное развитие каменных орудий, изменение физического типа самого человека, наконец, то обстоятельство, что общинно-родовой строй не мог возникнуть сразу, в готовом виде - все это показывает, что праобщина не была застывшей во времени единообразной формой. Поэтому часто различают раннюю праобщину древнейших людей и более развитую праобщину неандертальцев. Некоторые ученые даже называют эту более позднюю праобщину неандертальцев особыми терминами («первобытная община» и др.). Однако ни сколько-нибудь общепринятого мнения, ни сколько-нибудь установившейся терминологии в данном случае не существует.

Праобщина представляла собой, по-видимому, небольшую группу людей. Маловероятно, чтобы большая группа могла прокормить себя при слабой технической вооруженности раннепалеолитического человека и трудности добывания пищи. Собирательство требует большой затраты времени, а дает относительно мало пищи, притом чаще всего низкокалорийной; что же касается охоты на крупных животных, уже известной первобытному человеку, то она была сопряжена с большими трудностями, сопровождалась множеством жертв и не всегда была удачной. Таким образом, трудно представить себе, что праобщина состояла больше чем из нескольких десятков, скорее всего из 20-30 взрослых членов. Возможно, такие праобщины иногда объединялись в более крупные, но это объединение могло быть только случайным.Жизнь праобщины скорее всего не была жизнью беспорядочно передвигавшихся с места на место собирателей и охотников. Раскопки в Чжоукоудяне рисуют картину оседлой жизни на протяжении многих поколений. Об относительной оседлости говорят и многие пещерные стойбища раннепалеолитического времени, раскопанные в разных частях Евразии на протяжении последних 60 лет. Это тем более вероятно, что богатство четвертичной фауны давало возможность длительного пользования кормовой территорией и, следовательно, позволяло занимать удачно расположенные и удобные навесы и пещеры под постоянное жилище. Вероятно, эти естественные жилища в одних случаях использовались на протяжении нескольких лет, в других -- на протяжении жизни нескольких или даже многих поколений. В установлении такого образа жизни важную роль, несомненно, сыграло развитие охоты. Браки были недолговечными из-за слабых экономических связей супругов, многомужие существовало так же, как и многоженство. Правда, и при таких отношениях супруги все же обменивались результатами деятельности: мужья пользовались продуктами собирательства, а жены -- охотничьей добычей мужей; не только мать, но и отец проявляли заботу о детях, но эти отношения на раннепервобытной стадии развития существовали лишь в зародыше. Каждый из супругов, как и их дети, принадлежали своей группе. Подрастая, мальчики проходили обряд инициации (лат. initium “начало”), перехода во взрослое состояние и пополняли мужскую группу. Родство осознавалось лишь горизонтально, то есть между живущими родителями, братьями и сестрами. Общего предка видели только в тотемном животном.

 

Вопросы:1-2,3,6,7,9-10,11,13

Часть

1 и 2 вопросы

История первобытного общества и история древнего мира: проблемы изучения, трактовки и подходы к истории, специфика.

Обычно понимают под Историей Древнего мира: эпоха 4 тыс. до. Н.э. -5 в.н.э(падение римской империи). Следовательно, история первобытного общества-гораздо ранее.

1ый период: появление предка современного человека (35 - 40 тыс. лет назад оформление рода) длится 2 тыс. лет. 2ой период: расцвет; существует и развивается родовая община (1 тыс. до н.э.)

3ий период: родовая община перерастает в соседскую; появление собственности; предпосылки становления цивилизаций (Др. Греция и др. Рим) 1ая половина 1 тыс.до н.э. 5ый век н.э.-конец античности.

Проблемы: -история познаваема или нет? Существует ли единство? Либо разбивается на отдельные моменты? Существуют ли у истории закономерности? Соотношение в истории общего и особенного. Существует ли в истории прогресс? Прогресс - хорошо или плохо для человечества?

Ответы бывают разные, так как ответчики имеют разную методологию. Методология – система основополагающих взглядов, некие философские принципы, лежащие в основе подхода к изучению истории.

Сторонники цивилизационного подхода считают, что важно отмечать отличия одной цивилизации от другой; допускают альтернативность истории – история не имеет единого пути развития; не имеют общепринятого понятия «цивилизация».

Другой подход делает упор на общем, на объективных условиях существования – человечество движется одним единым путем; от низших формаций до высших; не существует альтернативности. Гегель считал, что прогресс – совершенствование разума, нравственности. Другие считали, что прогресса нет, все движется по кругу.Прогресс – развитие производительных сил. На рубеже 19 – 20 веков опыт показал, что прогресс не только хорошо, но и может приводить к бедам (крах Титаника, 1 мировая война, накопление ядерных зарядов).

Первобытное общество – самая ранняя примитивная форма; самая длительная по хронологии (2 млн. лет); человек в наибольшей степени зависел от природы; человек производил только необходимые для жизни предметы; коллективное производство и уравнительное распределение; социальное равенство; осознание человека ка части природы; мифологичность мышления; следование принципам коллективизма и традиций.

Древнее общество – появляются цивилизации, противостоящие варварству; развитие производительных сил; появление регулярного избыточного продукта, который может присваиваться отдельной семьей=> частная собственность; рост экономического неравенства=> эксплуатация; начинается процесс социального расслоения. Экономическая характеристика: рабовладельцы, свободные общинники, рабы. Юридическая характеристика (сословие): свободные полноправные, свободные неполноправные, рабы.

Классы и сословия не одно и то же! 2,5 - 2 млн. лет назад – первобытное общество.

Географические рамки – постепенное расширение: первобытный человек - восточная и/или южная Африка; затем постепенно заселяет всю Африку, входит в Азию, Ближний Восток, Европа. Современный человек – Америка (через Берингов пролив), намного позже по островам в Австралию.

Древнее общество – др. Двуречье, Египет, Индия, Китай (2 изолированных государства), формирование государств Европы (Греция и острова Эгейского моря, Римское государство).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.007 с.)