Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренняя и внешняя политика Древней РусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(IX – начало XII в.) Середина IX в. – складывание в Среднем Приднепровье раннефеодального государственно-политического образования Русь. 860 г. – первый поход русов на Царьград (Константинополь). 862 г. – год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание в Новгородскую землю варяжского конунга (князя) Рюрика. По традиции с этого времени берет начало русская государственность. 862 – 879 г. – правление князя Рюрика в Новгороде. 882 г. – объединение Новгорода и Киева под властью варяжского князя Олега. Киев стал центром Древнерусского государства 879 – 912 гг. – княжение Олега. 907 г. – удачный поход Олега на Константинополь. Первый договор с Византией. Победители получили огромную дань. 912 – 945 гг. – правление князя Игоря в Киеве. 941 г. – неудачный поход князя Игоря на Константинополь. Сожжение русских кораблей «греческим огнем». 944 г. – поход князя Игоря на Константинополь. Посольство к императору Роману в Византию для заключения мира. 945 г. – договор князя Игоря с Византией о мире, союзе и торговле. Восстание племени древлян. Убийство Игоря древлянами при попытке повторного сбора дани (полюдья). 945–964 гг. – правление жены князя Игоря Ольги в Киеве в качестве регентши малолетнего князя Святослава. 945 г. – окончательное покорение древлян княгиней Ольгой. 945–946 гг. – установление дани («уроков») и мест сбора податей («погостов») в землях племен, подчиненных Киеву. 955 или 957 г. – крещение Ольги. Ольга стремилась укрепить союзнические отношения с Византией. 964–972 гг. – правление князя Святослава Игоревича в Киеве. 964–966 гг. – походы князя Святослава на Оку на вятичей, которых он освободил от хазарской дани и присоединил их земли. 965 г. – разгром Святославом хазарского города Саракел (Белая Вежа). Завоевание ясов и касогов (Северный Кавказ). Завоевание Святославом Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества. 60-е гг. X в. – разгром Святославом Хазарского каганата. Установление полного контроля Киева над важнейшими торговыми путями по Волге и Каспию. 966 г. – присоединение вятичей, обложение их данью. 968 г. – поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию. Завоевание 80 городов. 968 г. или 969 г. – нападение печенегов с юга на Киев. Возвращение Святослава и разгром печенегов под Киевом. 969–971 гг. – второй поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию и война с Византией. 969 г. – назначение Святославом своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене (земля древлян), Владимира в Новгороде. 971 г. – заключение под Доростолом мира между князем Святославом и императором Византии Иоанном I Цимисхием. Обязательство Святослава уйти из Болгарии и оказать помощь Византии в случае нападения на нее неприятеля – в обмен на обязательство Цимисхия не воевать с болгарами и не подстрекать печенегов на походы против Руси. 972 г. - гибель Святослава в схватке с печенегами на р. Хортица. 972–980 гг. – правление князя Ярополка в Киеве. 977 г. – поход Ярополка на древлянского князя Олега. 978 г. – победы Ярополка над печенегами. 979 г. – заключение князем Ярополком мира с Византией. 980 г. – поражение князя Ярополка в битве с князем Владимиром под Смоленском. Осада Киева дружиной Владимира. Убийство Ярополка. Опираясь на новгородцев и варягов, Владимир утвердился в Киеве. 980–1015 гг. – правление князя Владимира I Святославича в Киеве ознаменовало новый этап в развитии Киевской Руси. 980 г. – языческая реформа Владимира. Замена разрозненных языческих культов единой государственной религией. Создание государственного пантеона из шести божеств во главе с Перуном. Владимир искал такую религию, которая помогла бы крепче объединить его государство. Но языческая реформа не решила этих задач. 981 г. – отвоевание князем Владимиром у Польши городов Червен и Перемышль. 981–982 гг. – успешные походы князя Владимира на вятичей. Покорение вятичей и обложение их данью. 984 г. – успешный поход князя Владимира на радимичей и покорение их. 985 г. – поход князя Владимира на волжских болгар. 988 г. – военный союз князя Владимира с византийским императором Василием II. Нарушение Василием условий договора. Поход Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) и взятие ее. Мирный договор с Византией. Крещение Владимира и брак с принцессой Анной, сестрой императора Василия II. 988–990 гг. – введение христианства в Древнерусском государстве («Крещение Руси») содействовало укреплению княжеской власти, престижа Руси на международной арене, торговых, экономических и культурных связей с другими странами. 1014–1016 гг. – выступление новгородского князя Ярослава против великого князя киевского. Отказ Ярослава от уплаты дани Киеву. 1015 г. – восстание в Новгороде против варягов, призванных на службу князем Ярославом. Убийство удельных князей братьев Бориса и Глеба по приказу Святополка (Окаянного). Вступление Святополка на великокняжеский престол. 1015–1019 гг. – княжение в Киеве Святополка Владимировича. 1018–1019 гг. – борьба Святополка с Ярославом за власть в Киеве. Изгнание Святополка из Киева, обращение его за помощью к печенегам. Поражение Святополка и его бегство в Польшу. 1019–1054 гг. – время правления в Киеве Ярослава Мудрого – расцвет Древней Руси. Ему была подвластна огромная территория от Балтийского до Черного моря. Восточным и южным границам больше не угрожали печенеги. Составление свода законов «Правды Ярослава» – наиболее древней части Русской Правды. 1019 г. – Ярослав Мудрый освобождает Новгород от дани киевским князьям. 1021 г. – появление первых русских святых: были канонизированы Борис и Глеб – братья Ярослава, убитые в ходе междоусобиц. 1026 г. – раздел Киевского княжества между Ярославом и его братом Мстиславом Тмутараканским (Мстислав Удалой). 1036 г. – разгром печенегов под Киевом. Создание киевской митрополии во главе с митрополитом Феопемтом. 1036 г. – после смерти Мстислава власть Ярослава Мудрого распространяется на все его владения. 1043 г. – неудачныйпоход Владимира Ярославича на Византию. 1043 г. –будущий корольВенгрии женится в Киеве на дочери Ярослава Анастасии. 1043 г. –сынЯрослава Изяслав женится на дочери польского короля Мешко II. 1046 г. – заключение Ярославом мира с Византией. 1048 г. –французскоепосольство просит руки дочери Ярослава Анны для своего короляГенриха I. 1051 г. – утверждение Ярославом священника княжеского села Берестова Иларионана Киевскую митрополию без предварительных обсуждений с константинопольским патриархом (первый митрополит из русских). 1052 г. –браксына Ярослава Всеволода с византийской принцессой Анной. 1054 г. – « Завещание»Ярослава. Ярослав Мудрый, умирая, разделил страну между6 наследниками (5 сыновей и 1 племянник) и установил порядокпередачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Предполагалось, что наследники будут править страной сообща (ни у одного из братьев не было определенного княжества, земли были расположены чересполосно). Появляются тенденции к раздробленности Руси. 1054–1073 гг. – правление Изяслава Ярославича в Киеве. Создание свода законов Древнерусского государства – Правды Ярославичей. 1054–1097 гг. – междоусобная война русских князей – сыновей и внуков Ярослава Мудрого – за Киевский престол. 1073 г. – Святослав (1073–1076) изгнал из Киева Изяслава (погиб в 1078 г.). 1073–1076 гг. – великое княжение в Киеве Святослава Ярославича. 1078-1093 гг. – великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича. После его смерти киевляне пригласили туровского князя Святополка Изяславича. 1093 г. – поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами. Разорение Южной Руси половцами. 1096 г. – победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем. 1097 г. – в интересах прекращения междоусобиц по предложению Владимира Всеволодовича Мономаха созывается съезд русских князей в Любече, на котором Святополк был признан Великим князем и достигнуто общее согласие, «кому, какой отчиной править». Съезд закрепил юридически разделение Руси на отдельныекняжества. Нарушение договора князьями – киевским Святополком II и Давыдом Игоревичем Владимиро-Волынским. 1111 г. – победа русских князей во главе с Владимиром Мономахом над половцами. 1113 г. – смерть Святополка II. Восстание посадского населения в Киеве против произвола княжеских управителей и притеснений ростовщиков. Приглашение киевским боярством на великое княжение Владимира Мономаха. Около 1113 г. – составление летописи «Повесть временных лет » монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. 1113–1125 гг. – правление великого князя Владимира II Всеволодовича (Мономаха) в Киеве. 1113 г. – уставы Владимира Мономаха о «закупах» и о «резах» (процентах). Ограничение годового «реза» до 50 % законодательное ограничение размера годовых процентов, получаемых ростовщиками. 1125–1132 гг. – княжение в Киеве старшего сына Владимира Мономаха Мстислава I Владимировича – последнего князя единой Руси. После смерти Мстислава Русь распалась на полтора десятка княжеств-государств. СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ Борис (до 988–1015) – сын киевского князя Владимира, князь Ростовский. Убит по приказу старшего брата Святополка. Канонизирован Православной церковью, почитался заступником Русской земли. Владимир I Святославич (?-1015) – князь киевский примерно с 980 г., сын князя Святослава Игоревича. С 969 г. – князь в Новгороде. Походы на вятичей, литовцев, радимичей, болгар, успешная борьба с печенегами. В народном эпосе получил имя Владимира Красное Солнышко. Для укрепления княжеской власти Владимир предпринял попытку превратить народные языческие культы в государственную религию и для этого установил в Киеве и Новгороде культ славянского главного дружинного бога-громовержца Перуна. Но языческая реформа не смогла вытеснить местных верований. Поэтому Владимир обратился к христианству, приобщение к которому на Руси началось еще при княгине Ольге. В 988 г. Владимир объявил христианство единственной общерусской религией. Принятие христианства не только уравняло Русь с соседними государствами, но и оказало огромное влияние на культуру, быт и нравы Древней Руси. Время княжения Владимира Святославича является периодом подъема Киевского государства: усиления феодальной власти, успешных завоевательных походов, развития культуры, земледелия и религии. После его смерти между сыновьями началась ожесточенная борьба за власть. Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) – русский князь, опытный военачальник, писатель, князь киевский в 1113-1125 гг. Сын князя Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Прозван Мономахом по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха. Владимир Мономах– вдохновитель и руководитель военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111гг. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли. После смерти в 1113 г. киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Он стал киевским князем, подавил восстание, но в то же время ввел в действие Устав Владимира Мономаха, в котором регламентировалось положение должников и закупов. Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Руси. Он сумел объединить под своей властью до трех четвертей территории Древнерусского государства и прекратить княжеские распри. Однако после его смерти усобицы на Руси продолжились. Глеб (до 988 – 1015) – сын киевского князя Владимира, князь Муромский. Младший брат Бориса. Убит по приказу Святополка Окаянного. Игорь (? - 945) – великий князь киевский с 912 г. Продолжал деятельность своего предшественника Олега, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Совершал походы на Константинополь. В 944 г. между греками и русскими был заключен договор. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. Он был убит древлянами при попытке повторно собрать с них дань. Изяслав Ярославич (1024–1078) – киевский князь (1054–1068, 1069–1073, 1077–1078), сын Ярослава Мудрого. Был изгнан из Киева народным восстанием 1068 г. и братьями в 1073 г. Первым из русских князей прибегнул во внутренних распрях к военной помощи иностранных войск. Был одним из составителей Правды Ярославичей – свода законов Русского государства. Мстислав I Владимирович (1076–1132) – великий князь киевский в 1125–1132 гг., старший сын Владимира Мономаха. Участвовал в организованных отцом походах против половцев. После смерти отца продолжал его политику укрепления власти великого князя и защиты рубежей Руси от внешних врагов. В 1129 г. смирил полоцких князей и посадил в Полоцке своего сына Изяслава. Нестор – древнерусский летописец XI – начала XII в., монах Киево-Печерского монастыря. Автор жизнеописания князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, первой редакции «Повести временных лет». Его труды легли в основу «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и работ других историков. Олег Вещий (?-912) – древнерусский князь. Согласно летописи, родственник Рюрика, ставший после его смерти новгородским князем. В 882 г. Олег захватил Киев и сделал столицей своего государства. Присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 г. осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 г. заключил выгодный торговый договор с Византией. По преданию, умер от укуса змеи. Ольга (ок. 890–969) – великая княгиня киевская, жена князя Игоря. Правила в Киеве при малолетнем Святославе (945–962). После убийства мужа древлянами в 945 г. жестоко подавила их восстание, установила размеры дани для древлян и новгородцев, организовала административные центры – погосты. Значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. Посетила Константинополь, где приняла христианство. В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов. Рюрик – по русским летописным преданиям, один из трех братьев, предводителей варяжских дружин, призванных «из-за моря» новгородцами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде. Согласно этой версии, Рюрик стал княжить в Новгороде. Святослав Игоревич (?-972) – великий князь киевский (962–972), полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Стремился приблизить Русь к крупнейшим державам того времени. Занимался планомерным укреплением границ Руси. Освободил вятичей от власти хазар и подчинил их Киеву; разгромил Хазарский каганат и взял его столицу – город Итиль; воевал с волжско-камскими болгарами. Около 971 г. в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией, но неудачно и был вынужден заключить мир с византийским императором. На обратном пути в Киев погиб у днепровских порогов в бою с печенегами. Феопемт (годы жизни неизвестны) – первый митрополит Русской церкви, назначенный на этот пост константинопольским патриархом в 1036 г. Грек по происхождению. При нем были заложены соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, началось строительство многих церквей, подготовка священнослужителей. Ярослав Мудрый (ок. 978 – 1054) – великий князь киевский с 1019 г., сын Владимира I Святославича. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. В 1036 г. русские войска нанесли крупное поражение печенегам, после чего их набеги на Русь прекратились. Огромное значение имело принятие единого судебного кодекса – Русской Правды. Это первый документ, регулировавший взаимоотношения княжеских дружинников между собой и с жителями городов, порядок разрешения различных споров и возмещения ущерба. Важные реформы провел и в церковной организации. Русская церковь считалась частью константинопольской патриархии. Ее глава - митрополит – назначался константинопольским патриархом. В 1051 г. киевский митрополит впервые был избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Им стал митрополит Иларион. Однако последующие киевские митрополиты по-прежнему назначались в Константинополе. Учреждались епископские кафедры, которые становились центрами церковных округов-епархий. Во главе епархий стояли епископы, назначенные киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории епархии церкви и монастыри. При Ярославе Мудром была зафиксирована и церковная десятина – десятая часть получаемых князем дани и оброка отдавалась на нужды церкви. В это же время на Руси появляются и первые монастыри, самым крупным из них стал Киево-Печерский, основанный середине XI в. Благодаря монастырям на Руси стала развиваться литература, являвшаяся важнейшей составляющей древнерусской культуры. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ Барщина – форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве землевладельца. На Руси появилась во времена Древнерусского государства, укрепилась во второй половине XVI в., широко использовалась до первой половины XIX в., была отменена в 1882 г. Бояре – высшее сословие феодалов в Русском государстве в IX–XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Древней Руси. Бояре участвовали в управлении государством, занимали высшие чины. Варяги – воины-дружинники из скандинавских народов, которых нередко именовали норманнами. Термин «варяги» возник, видимо, в конце IX – начале X в., когда увеличилось число военных отрядов скандинавов, служивших у русских князей в качестве наемников. Они участвовали как в междоусобных войнах, так и в войнах с соседними странами и народами, причем составляли отборную часть войск русских князей. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимавшихся торговлей на пути «из Варяг в Греки», т.е. между Скандинавией и Византией, на протяжении X – начала XI вв. некоторая часть варягов оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати. Варяжский путь (из « Варягв Греки») – одно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с Югом. Путь возник в конце IX в., наиболее важное значение имел в X–XI вв. Шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и затем вдоль морского берега до Византии. Великий князь – глава великого княжества на Руси X–XV вв. и Русского государства в XV – середине XVI вв. Вече – народное собрание на Руси X–XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV – начала XVI вв. Византия (Византийская империя) – государство, возникшее в IVв. в восточной части Римской империи в результате ее распада и существовавшее до середины XV в. Столица Византии – Константинополь, на Руси именовался Царьградом. Ведущую роль в жизни Византии играло греческое население. Феодальное государство с развитыми городами, ремеслами, торговлей. Наибольшего могущества достигла в VI в. при императоре Юстиниане. В 1453 г. со взятием Константинополя войсками Османской империи Византия прекратила существование, а ее столица была переименована в Стамбул. Вотчина – древнейший вид феодальной земельной собственности, родовое наследственное имение. Возникла в X–XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII–XV вв. господствовавшая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сблизилась в XVI–XVII вв. В начале XVIII в. слились в один вид – имение – земельный участок с усадьбой, которым владели в основном дворяне (государственные, удельные, войсковые [казачьи] имения). Глаголица – одна из двух древнеславянских азбук. Создана славянскими проповедниками – братьями Кириллом и Мефодием в IX в. Была распространена в X–XI вв. в основном у юго-западных славян. Отличалась от кириллицы формой букв. Государство – основной политический институт общества, устанавливающий власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, социальных групп и слоев на определенной территории, осуществляющий внутреннюю и внешнюю политику. Имеет аппарат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества. Древняя Русь – название начального периода истории России (IX – XIII вв.), включающего эпоху Древнерусского государства, формирования удельных княжеств, складывание древнерусской народности. Дружина – 1. Отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя, и составлявший привилегированный слой общества. 2. Вооруженные отряды при князе в Древней Руси, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Духовенство – особое сословие в России с конца X в., занимавшееся отправлением религиозных культов. Подразделялось на черное (монашество) и белое, живущее «в миру» (священники, дьяконы). Епархия (греч.) – в православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем (епископом). Епископ (греч.) – в Русской Православной церкви священнослужитель высшей (3-й) степени, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, митрополии и т. д.). Закупы – крестьяне, взявшие у землевладельца ссуду («купу») скотом, зерном, орудиями труда и т. п. и вынужденные отрабатывать на заимодавца до тех пор, пока не отдадут долг. Хозяин нес за закупа ответственность в случае совершения им кражи и т. п. Кириллица – одна из славянских азбук (наряду с глаголицей), созданных в конце IX – начале X в. Кириллом и Мефодием на основе греческого письма. Реформирована Петром I в 1708 г. Княжества – самостоятельные и вассальные государства, возникшие у восточных славян в VIII в. Княжества входили в состав Древней Руси, дробились на уделы, во главе каждого был свой князь. В конце XV – начале XVI в. княжества вошли в состав Русского централизованного государства. Князь – 1. Вождь племени, глава дружины. 2.С развитием феодального общества – правитель, глава княжества. На Руси старший из князей назывался великим, остальные – удельными. Если сначала князь избирался племенем, то с развитием государства титул князя становится наследственным. До 1547 г. титул великого князя носили русские цари. Крещение – христианский обряд (таинство), совершаемый над человеком, вступающим в христианскую церковь. Крещение Руси, т.е. введение христианства в греко-православной форме как государственной религии, пришедшее на смену языческим верованиям, было начато киевским князем Владимиром Святославичем в 988 г. Митрополит (греч. – человек из города) – в Православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии. В Древней Руси – глава русской митрополии, подчиненный константинопольскому патриарху. Монархия – государственная форма правления во главе с монархом, т.е. единоличным правителем (князь, царь, король, император и т.д.), получающим право властвования по наследству (в основном). Монархия может быть неограниченной (абсолютизм) и ограниченной. Мужи – у восточных славян свободные общинники-воины, имевшиеправо участвовать в народных собраниях. Норманнская теория – направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Оброк – ежегодный сбор денег или продуктов с феодально-зависимых крестьян помещикам. Оброк мог включать в себя и ремесленные изделия. На Руси продуктовый оброк появился в IX в. в виде дани, в XVI в. к натуральному налогу прибавилась и барщина, т.е. работа непосредственно на барской земле. Отменен продуктовый оброк в 1861 г., а денежный сохранился до 1883 г. для временнообязанных крестьян. Племя – этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находятся выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к их смешению и возникновению более крупных общностей - народностей. «Повесть временных лет» – общерусский летописный свод, составлен в Киеве во втором десятилетии XII в. Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря. Затем редактировалась Сильвестром и др. Содержит летописные своды XI в. и другие источники, где русская история увязывается со всемирной и общеславянской. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов. Полюдье – в Древней Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Княгиня Ольга в X в. установила фиксированную дань с определенного района – «погоста». Православие – одно из основных направлений в христианстве возникло в 395 г. в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии IX–XI вв. Окончательно сложилось в 1054 г. при разделении xpистианской церкви на католическую и православную. Центром православия стала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославиче в 988–989 гг., когда православие стало государственной религией. Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя. Родство определялось по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Объединялись в племена, которые распадались при образовании государства. Русь (Русская земля) – первоначальное название государственного образования восточных славян в IX в. на Среднем Днепре, до начала XIIв. – название Древней Руси. В XII–XIII вв.Русью называются все древнерусские земли и княжества. С XIII в.возникают названия Белая Русь, Малая Русь и др. Название Русь закрепляется за землями северо-восточных территорий бывшего Древнерусского государства. Русская Правда – первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы «Закона Русского», Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Русская Правда оказала влияние на последующее законодательство. Ряд – распоряжение как действие власти (указ, наказ, приказ, приговор); договор; завещание. Рядовичи – смерды (крестьяне), заключившие с землевладельцем договор (ряд) об условиях работы на него или пользования его землей и орудиями труда. Смерды – свободные крестьяне-общинники, имевшие свое хозяйство и пашню. Удельные земли (удел) – доля члена княжеского рода в родовом владении; в XII–XVI вв. составная часть крупного великого княжества, управлявшаяся членом великокняжеской семьи – удельное княжество; земельная собственность княжеской фамилии. Феодализм (лат. - феод – земельное владение) – ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам – крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты. Феодальная рента – один из видов земельной ренты в отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной формах. Христианство – одна из мировых религий (наряду с буддизмом, исламом и иудаизмом). Возникло в I в. н. э. как вера в Иисуса Христа, Богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Иисус Христос – второе лицо триединого божества (Иисус означает «Спаситель», Христос – «помазанный»). Главный источник вероучения – Священное писание (Библия). В IV в. христианство превращается из преследуемой властями религии в официальную государственную церковь Римской империи. В ходе своего развития распалось на ряд самостоятельных направлений, главными из которых являются: католицизм, православие, протестантизм. Холопы – категория феодально-зависимого населения, по правому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. Источниками формирования этого сословия были: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой. Церковь (греч. – дом Господний) – в христианстве: 1) здание, в котором происходит богослужение; 2) название всей совокупности религиозно-христианских общин. От единой церкви, находившейся под властью Папы, в XI в. отделились греческая и другие восточные церкви. От римско-католической церкви в XVI в. откололась протестантская. Внутри церквей существует много сект. Челядь –в Древней Руси IX-XII вв. – рабы, позже – широкий круг феодально-зависимых людей. Язычество – религия, возникшая на стадии родоплемённого строя основанная на многобожии (политеизме), поклонении силам природы и духам предков, идолопоклонство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.110 (0.018 с.) |