Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История древней Русской литературы↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Изучить основы медиевистики: философию истории, эстетику, поэтику, этику древнерусской литературы и ее связи с фольклором и изографией. Особое внимание обратить на родовую и жанровую специфику, эстетические принципы и уникальный язык, освоить понятийный аппарат средневековых авторов. Научиться «читать» древнерусские тексты и их протографы. Учитывая мифологизм древнерусской литературы, религиозность ее византийских корней, приобщиться к миру архетипов и символов, без знания которых понимание духовных сторон письменной культуры предков окажется невозможным. Литературу древней Руси рассматривать не изолированно, а в контексте всеобщей практики византийского и европейского средневекового литературного процесса. Показать «умирание» и трансформацию одних видов и жанров и возникновение новых, секуляризацию литературы под влиянием Запада, смену самих родовых основ ее существования.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»: общекультурных: - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке; - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; - осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности. профессиональных: - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии; - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; - свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме; - владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные эстетические принципы, их религиозное выражение и адекватные им художественные формы в литературе древней Руси; Уметь: применять полученные знания в области истории древней русской литературы при изучении других этапов отечественной словесности и теории литературы; Владеть: основными методами и приемами исследования древнерусских текстов и их протографов.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 18 часов. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Семестр I.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный курс 1. Введение. Своеобразие древнерусской литературы. 1.Возникновение древнерусской литературы.Первые памятники славянского письма:глиняные письмена и берестяные грамоты.Деятельность Кирилла и Мефодия.Крещение Руси.Деятельность Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого.Княжеские школы.Первые книги. 2.Проблема периодизации древнерусской литературы. 3.Трудности изучения. Эстетические принципы. Методология. 4.Актуальность древнерусской литературы.Выделение американским философом Конгинтоном 8 типов цивилизаций.Место в них православия.Формы скрытой и открытой агрессии,направленные на русскую культуру и борьба с ними Церкви.Ф.Печерский и И.Волоцкий. «Толковая Палея, яже на иудея». «Архиепископ» Иоанн и его «Репортаж из царства Креста», М., 2003. 5.История древнерусской книги.Книгоиздательское дело.Виды почерков:устав,полуустав,скоропись.Методы прочтения палимпсестов.М.В.Ломоносов и его трактат «О пользе книг церковных».Судьба актов и святцев в советское время. Летописание на Руси. 1.Летописание на Руси. Русские летописцы. Важнейшие летописные своды. Принципы, методы и приемы изложения в них истории Руси. 2. «Повесть временных лет».Ее состав, проблемы генезиса. Гипотезы А.А. Шахматова и В.М. Истрина. 3.Историософские и богословские взгляды летописца. 4.Поэтика «Повести временных лет»: а) зависимость содержания и композиции от «Хроник» Г. Амартола и «Истории Иудейской войны» И. Флавия б)особенности сюжета и композиции: калейдоскопичность, мозаичность, временная детерминированность. в)связь композиции и летописных видов и форм «Повести» с фольклором, агиографической литературой, проповедью и апокрифом. г)прием метода монументального историзма: перевод в другие эстетические системы, или «расщепление» героя. 4.Агиографическая литература. Проповедь (красноречие) на Руси. 1.Цели и задачи агиографии. Значение. 2.Первые жития – мартирологи. 3.Классификация агиографической литературы. Трансформация рода в ХVII в. 4.Агиографический рассказ. Сущность жанра. Идейно- художественное своеобразие патериков. Новеллы, входящие в состав Киево-Печерского патерика. 1.Виды проповедей. 2.Цели и задачи проповеди дидактической. Поучения, или беседы. «Поучение» Вл.Мономаха. Связь проповеди с памятниками подобного жанра. «Поучение» арх. Ильи. Связь дидактической проповеди с памятниками церковного канонического права(«Правила церковные» Иоанна Второго, «Вопрошания» Кирика, Саввы и Ильи новгородскому епископу Нифонту) Литература периода московского великодержавия 1.Тенденции в московской литературе периода «собирания» Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Ф.М. Достоевский о памятнике. 2.Утверждение Московской Руси на мировой арене. «Сказание о князьях Владимирских».(«Житие митрополита Петра»,«Повесть о Темир-Аксаке», «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера, «Повесть о Вавилонском царстве»). Русская демократическая повествовательная литература 17 века. «Повесть о Горе- Злосчастии», повесть о Савве Грудцыне,повести о Фроле Скобееве и Карпе Сутулове.
Практические занятия Повесть временных лет».
Долетосчислительный период Древней Руси. - Этногенез русского народа в связи с мировой историей и другими славянскими племенами. - География великого водного пути «из варяг в греки».Можно ли говорить о термине «святая география»? - Как сочетается с позиции христианского автора рассказ о благословении киевских гор и рассказ о языческом обычае париться в бане?Почему они приведены рядом? - Как христианское пророчество ап.Андрея(«воссияет благодать божья») воплощается в предании об основании Киева? Летосчислительныйй период. Формы летописного повествования. - Образ Ольги. Найдите нарочитые ошибки и неточности у летописца. С чем связано «расщепление героини»? Как проявляется в этом рассказе метод момументального историзма? - Образ Святослава. Объясните финал героя с точки зрения христианства и я язычества. - Две истории из повести о княжении Владимира.Найдити и назовите сказочные элементы повести - История об ослеплении Василька Требовльского.Особенности данной летописной формы. Рекомендуемая литература 1. Веселовский А. Народные представления славян. М., 2006. 2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 1-7 изд. М., 1938-1966. 3.История культуры Древней Руси. Домонгольский период / Под ред. Н.Н. Воронина и М.К. Каргера. М.-Л., 1948-1951. 3. История русской литературы ХI-ХVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1985. 4.История русской литературы: В 4 т. / Под ред. Д.С. Лихачева и Г.П. Макогоненко. Л., 1980. Т.1. 4. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. СПб., 2004. 5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1989. 6. Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М., 2005. 7. Переверзев В.Ф. Литература древней Руси / Послесл. А.Н. Робинсона. М., 1971. 2. «Слово о полку Игореве» (2 часа): -Полемика с Бояном как особенность авторского зачина. Кто такой Боян и какова его возможная художественная версификация истории; -Образ Игоря и его окружения. Назовите цели и задачи похода. Опишите первое сражение и ханские трофеи; -Покажите маршрут погони за половцами и необходимость выбора и следования такому маршруту; -Опишите второе сражение и его итог(«поднялась Обида…»; Карна и Желя; «На Немиге..»); - Прокомментируйте смертный сон Святослава. Изучите погребальную географию сна: символы и архетипы;попытайтесь определить жанр отрывка; -Плач Ярославны. Назовите погребальные архетипы сна; -«Золотое слово» Святослава. Определите состав Русского государства во время Игорева похода; - Композиция и стиль «Слова»; -Языческий пантеон «Слова» и следы христианской топологии; -Время написания памятника; -Выучить наизусть на древнерусском языке два отрывка: вступление («Не лепо ли ны бяшеть, братие…» до слов «они же сами княземь славу рокотаху») и «Плач Ярославны».
Основная литература
А д р и а н о в а – П е р е т ц В. П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы ХI-ХIII вв.Л.,1968. В е с е л о в с к и й А. Народные представления славян.М.,2006(Серия. «Philosophy»). Г у р е в и ч А. Я. Категории средневековой культуры.М.,1972. Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966. Исследования по «Слову о полку Игореве».Л.,1986. История русской литературы ХI-ХYII веков/Д.С.Лихачев,Л.А.Дмитриев,Я.С.Лурье и др.;Под ред. Д.С.Лихачева.М.,1985. К о л ч а н о в В. В. «Слово о полку Игореве» как явление средневекового синтетизма:героическая песнь,воинская повесть,политическое красноречие,проповедь-мистерия//ХII Державинские чтения.Тамбов,2008.С.20-23. К о с о р у к о в А. Гений без имени.М.,1986. К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003). Л е Г о ф ф Ж. Цивилизация средневекового Запада.М.,1992. Л и х а ч е в Д. С. «Слово о полку Игореве»:Историко-литературный очерк.М.,1976(М.,1982);2) «Слово о полку Игореве» и культура его времени.Л.,1978(Л.,1985);3) «Слово о полку Игореве» и памятники древнерусской литературы//ТОДРЛ.Т.31.М.,1976. О р л о в А. С. «Слово о полку Игореве».М.-Л.,1946. Р ы б а к о в Б. А. 1)«Слово о полку Игореве» и его современники.М.,1971;2)Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве»М.,1972. Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»/Сост. В.Л.Виноградова.М.-Л.,1965.Вып.1.А-Г;.,1967.Вып.2Д-Копье;Л.,1969.Вып.3.Корабль-Нынешний;Л.,1973.Вып.4.О-П.;Л.,1978.Вып.5.Р-С;Л.,1984.Вып.6.Т-Я и Дополнения. «Слово о полку Игореве» и его время.М.,1985. «Слово о полку Игореве» - памятник ХII века.М.-Л.,1962. «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла.М.-Л.,1966. Слово о полку Игореве:800 лет//Альманах библиофила.Вып.21.М.,1986.
Дополнительная литература
Г у д з и й Н. К. История древней русской литературы.1-7 изд.М.,1938-1966. Е р е м и н И. П. Литература древней Руси:(Этюды и характеристики).М.-Л.,1966. К у с к о в В. В. История древнерусской литературы.М.,1989(2003). Л и х а ч е в Д. С. Поэтика древнерусской литературы.М.,1979. П а н ч е н к о А. М. Русская культура в канун Петровских реформ.Л.,1984. Энциклопедия православной святости:В 2 т.М.,1997. Б у л а х о в М. Г. «Слово о полку Игореве» в литературе,искусстве,науке.Краткий энциклопедический словарь/Под ред. Л.А.Дмитриева.Минск,1989. Г о р с к и й А. А. К вопросу о времени создания «Слова о полку Игореве»//Русская литература.1985.№4. Д м и т р и е в а Р. П. Взаимоотношение списков «Задонщины» и текст «Слова о полку Игореве»// «Слово о полку Игореве и памятники Куликовского цикла».К вопросу о времени написания «Слова».М.-Л.,1966.С.199-263. Л и х а ч е в Д.С.Черты подражательности «Задонщины»(К вопросу об отношении «Задонщины» к «Слову о полку Игореве»)//РЛ.1964.№3.С.84-107. Н о в и к о в И. Сын тысяцкого.Повесть об авторе «Слова о полку Игореве»//Новый журнал.М.,1938.№5.С.113-140.Так же:Новиков Иван. «Слово о полку Игореве» и его автор.Пер.,предисл. и пояснения И.Новикова.М.,1938. П у ш к и н А. С. Замечания на «Песнь о полку Игореве»//Полн.собр.соч.:В 6 т.Т.Y.М.-Л.,1936.С.390-395. Слово о полку Игореве.Подлинный текст,его прозаический перевод и художественные переводы и переложения русских поэтов 19-го и 20-го вв.М.,1938. Слово о полку Игореве.Перевод и комментарии Алексея Югова.Вступ.ст. акад.Б.Д.Грекова и акад.А.С.Орлова.Л.,1945. Слово о полку Игореве:Сборник исследований и статей.Под ред.В.П.Андриановой-Перетц. М.-Л.,1950. Слово о полку Игореве.Сост. и подг. текста Л.А.Дмитриева и Д.С.Лихачева;примеч. О.В.Творогова и Л.А.Дмитриева;вступ.ст.Д.С.Лихачева.Л.,1967(Библиотека поэта.Большая серия.Изд.2-е). Слово о полку Игореве.Древнерусский текст и переводы.М.,1981. (Серия «Библиотека поэта».Большпая серия.Изд.3-е). «Слово о полку Игореве»:Памятники литературы и искусства ХI-ХYII вв.М.,1978. С т е л л е ц к и й В. К вопросу о ритмическом строе «Слова о полку Игореве»//Рус. лит.1964.№4.С.27-40. Ф е д о р о в В. Г. Кто был автором «Слова о полку Игореве» и где расположена река Каяла.М.,1958.
Трансформация жанра жития в период укрепления централизованного московского государства и роль женщины в нём. «Повесть о Петре и Февронии». «Повесть об Ульянии Осорьиной». «Повесть о Тверском Отроче монастыре».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. - Сюжет и композиция повести. - Магия и мантика волшебной сказки в повести. - Агиографический каркас повести. «Повесть об Ульянии Осорьиной»(Юлиании Лазаревской). - Жизнь Ульянии в доме до смерти мужа и после. - Ульяния как идеал святости в лоне русской православной семьи. - Разрушение житийных каконов в повести. «Повесть о Тверском Отроче монастыре» - Любовная интрига как средство трансформации жития. - Образ Ксении в повести. - Смысл названия повести. Рекомендуемая литература 1. Адрианова-Перетц В.П. Задачи изучения «агиографического» стиля Древней Руси // ТОДРЛ. 1964. Т.20. 2. Веселовский А. Народные представления славян. М.,2006. 3. Иванов С.А. Византийское юродство. М., 1994. 4. История русской литературы ХI-ХVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1985. 5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1989. 6. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. М., 1995-1998. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Электронные лекции, рассылаемые по электронной почте. 2. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, студенту предоставляется право выбора темы. 3. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической журнальной печатью. 4. Выполнение курсовых и дипломных работ по данной дисциплине. 5. Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне бакалавриата. 6. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики дисциплины, слайдового сопровождения докладов на практических занятиях. 7. Подготовка бесед-лекций по актуальным проблемам медиевистики. ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По разделу 1. Эссе - Как проявляются эстетические принципы (изографизм, монументализм, аллегоризм и др.) древнерусской литературы на материале произведений, известных вам со школы? - В чем актуальность русской литературы древнего периода? - Каковы, на ваш взглд, особенности древнерусской книги? Примерные вопросы для тестов и собеседования 1. Как назывался самый древний почерк в древнерусской книге? (?)устав (?)полуустав (?)скоропись
2. Какая краска использовалась при написании древнерусских книг? (?)киноварь (?)гуашь (?)масло
3. Кто автор трактата «О пользе книг церковных»: (?)М.Грек (?)И.Волоцкий (?)М.Ломоносов
4. Какой эстетический принцип не характерен для древнерусской литературы? (?)психологизм (?)изографичность (?)монументализм (?)анонимность
5. Какая жанровая организация не может лежать в основе русских летописей? (?)роман (?)рассказ (?)сказание (?)погодная запись
6. «Хотят прикрыть четыре солнца…». Назовите четвертого князя - участника похода, который был князем Рыльским. (?)Святослав (?)Игорь (?)Владимир (?)Всеволод
7. Какой славянский бог явился дедом Бояна, «соловья старого времени»? (?)Хорс (?)Даждьбог (?)Велес (?)«тьмутараканский идол»
8. В каком году состоялся поход Игоря на половцев? (?)1119 (?)1185 (?)1187
9. С кем сравниваются половцы в «Слове» («по Русской земле помчались половцы, словно выводок…»? (?)с волками (?)с лисами (?)со стервятниками (?)с гепардами
10. Где видел свой смутный (смертельный) сон киевский князь Святослав в «Слове о полку Игореве»? (?)на горах (?)в лесах (?)в гробу
11. Кто из чародеев, оборотней «Слова», помогает Игорю применить первобытное искусство магии для побега из плена? (?)Всеслав (?)Овлур (?)Боян (?)Ходына
12. Какая проповедь относится к торжественному красноречию? (?)беседа (?)слово (?)поучение
13. Как называется в проповеди лиро-эпическая повесть, главная часть проповеди? (?)амплификация (?)диэгеза (?)тирада
14. Где происходят события в проповеди К. Туровского «Кирилла, недостойного инока. Слово на вознесение господне» (?)на горе Фавор (?)на горе Елеонской (?)на «высотах» Галилейских (?)на холмах Иерусалимских
15. В каком городе правил князь Давид из притчи проповеди «Слово о князьях»? (?)Чернигов (?)Муром (?)Киев (?)Новгород
Вопросы для собеседования
1. История книги и книжного дела в древней Руси. 2. Особенности княжеской повести «Житие Александра Невского». 3. Русская демократическая повествовательная литература ХYII в.: «Повесть о Горе-Злосчастии», повести о Карпе Сутулове и Фроле Скобееве, повесть о Савве Грудцине. 4. Сатира и юмор ХYII в.: «Повесть о Ерше-Ершовиче», «Слово о бражнике,како вниде в рай», 5. Формальные особенности поэзии на Руси: церковные песнопения: стихиры,кондаки,икосы. 6. Переводная литература ХYI-ХYII вв. Лубочная литература. Рыцарский роман.Троянские сказания. «Повесть о Еруслане Лазаревиче»,фацеции и др. 7. Эволюция воинской повести в ХYII в.: «Повесть од Азовском осадном сидении донских казаков».
Темы самостоятельных работ для углубленного изучения»Слова о полку Игореве»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Веселовский А. Народные представления славян. М.,2006 2. Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.,2001. 3. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 1-7 изд. М., 1938-1966. 4. Древнерусское искусство: проблемы и атрибуции / Редколлегия тома: В.Н. Лазарев, О.И. Подобедова.М., 1977. 5. Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997. 6. История культуры Древней Руси. Домонгольский период / Под ред. Н.Н. Воронина и М.К. Каргера. Т.1: Материальная культура. Т.2: Общественный строй и духовная культура. М.-Л., 1948, 1951. 7. История русской литературы ХI-ХVII веков / Под ред. Д.С.Лихачева. М., 1985. 8. История русской литературы: В 10 т. Т.1: Литература ХI-начала ХIII в. Т.2.Ч.1.: Литература Х-ХVIII в. Т.2.Ч.2.: Литература 1590-1690 г. / Под ред. А.С. Орлова, В.П. Адриановой-Перетц, Н.К. Гудзия. М.-Л.,1941-1948 9. История русской литературы: В 3 т. Т.1: Литература Х-ХVIII в. М.-Л., 1958. 10. История русской литературы: В 4 т. Т.1: Древнерусская литература. Литература ХVIII века / Под ред. Д.С. Лихачева и Г.П. Макогоненко. Л.,1980. 11. История русской литературы ХI-ХVII веков. Под ред. Д.С. Лихачева. М.,1985. 12. Куравашкин А.В. Древняя русская литература ХI –ХVII вв. М., 2003. 13. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1989. 14. Кусков В.В. Эстетика древнерусской жизни. М., 2000. 15. Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В.Кускова. М., 1994. 16. Нидерле Л. Славянские древности. М., 2001. 17. Орлов А.С. Древняя русская литература ХI-ХVII вв. М.-Л., 1945. 18. Переверзев В.Ф. Литература древней Руси / Послесл. А.Н. Робинсона. М., 1971. 19. Пиккио Р. Древнерусская литература. М., 2002. 20. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. 21. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. 22. Сказание о начале славянской письменности.М.,1981. 23. Сперанский М.М. История древней русской литературы. М., 2002.
Дополнительная литература: 1. Адрианова-Перетц В.П. Очерки из истории русской сатирической литературы ХVII в. Л., 1937. 2. Алешковский М.Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в Древней Руси. М., 1971. 3. Амусин И.Д. Тексты Кумрана. М., 1971. 4. Антонова М.Ф. Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый // ТОДРЛ. 1981. 5. Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси// Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М., 1990. 6. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология / Сост., вступ. ст., коммент. С.Н. Азбелева. М., 2003. 7. Виноградов Н. Критический взгляд на римско-католическое учение о чистилище. М., 1889. 8. Виноградова В.Л. Повесть о Горе-Злосчастии:(Библиография) // ТОДРЛ. М.-Л., 1956. Т.12. 9. Виршевая поэзия (первая половина ХVII века) / Сост., подгот. текстов, вступ. ст и коммент.В.К. Былинина, А.А. Илюшина. М., 1989. 10. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы ХIII- ХVII вв. Эволюция жанра легендарно-биографических сказания. Л., 1973. 11. Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть ХYI века. Л., 1970 12. Казакова Н.А. Западная Европа в русской письменности ХV-ХVI веков. Из истории международных культурных связей России. Л., 1980. 13. Клибанов А.И. Реформационные движения в России. М., 1960. 14. Клибанов А.И. У истоков русской гуманистической мысли // Вестн. ист. Мировой культуры. 1958.Вып.2 15. Клибанов В.И. Свободомыслие в Твери ХIV- ХV вв. // Вопр. ист. религии и атеизма. М., 1958. Вып.6. 16. Кузнецов Б.М. «Слово о двенадцати снах Шахаиши» и его связи с памятниками литературы Востока / /ТОДРЛ. Л.,1976. Т.30. 17. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования национального государства.(Конец ХIV – начало ХVI в.). Л., 1946. 18. Лихачев Д.С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России // Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике.Доклады советских ученых на IV Международном съезде славистов.М.,1960. 19. Лихачев Д.С. Предвозрождение на Руси в конце ХIV – первой половине ХV в. // Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967. 20. Лихачев Д.С. Возрождение и средневековье // РЛ. 1973. №4. 21. Меркулова М.А. Речевая структура образа автора в Житии протопопа Аввакума // ТОДРЛ. Л., 1978. Т.32. 22. Мещерский Н.А. Искусство перевода Киевской Руси // ТОДРЛ. 1958. Т.15. 23. Мещерский Н.А. Проблемы изучения славяно-русской переводной литературы ХI-ХY вв. // ТОДРЛ. 1964. Т.20. 24. Мещерский Н.А. Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IХ-ХY вв.. Л., 1978. 25. Мещерский Н.А. К истории текста славянской Книги Еноха: (Следы памятников Кумрана в византийской и старославянской литературе) // ВВ. 1964. Т.24; 26. Мещерский Н.А. Следы памятников Кумрана в старославянской и древнерусской литературе // ТОДРЛ. Л., 1963. Т.19. 27. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. Л., 1963. 28. Робинсон А.Н. Из наблюдений над стилем Поэтической повести об Азове // Учен. зап. МГУ. М., 1942. Кн.2. 29. Робинсон А.Н. Поэтическая повесть об Азове и политическая борьба донских казаков в 1642 г. // ТОДРЛ. М.-Л., 1948. Т.6. 30. Робинсон А.Н. Воросы авторства и датировки Поэтической повести об Азове // Доклады и сообщения филол. ф-та МГУ. М., 1948. Вып.5. 31. Федоров В.Г. Кто был автором «Слова о полку Игореве» и где расположена река Каяла. М., 1958. 32. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Изучить основы медиевистики: философию истории, эстетику, поэтику, этику древнерусской литературы и ее связи с фольклором и изографией. Особое внимание обратить на родовую и жанровую специфику, эстетические принципы и уникальный язык, освоить понятийный аппарат средневековых авторов. Научиться «читать» древнерусские тексты и их протографы. Учитывая мифологизм древнерусской литературы, религиозность ее византийских корней, приобщиться к миру архетипов и символов, без знания которых понимание духовных сторон письменной культуры предков окажется невозможным. Литературу древней Руси рассматривать не изолированно, а в контексте всеобщей практики византийского и европейского средневекового литературного процесса. Показать «умирание» и трансформацию одних видов и жанров и возникновение новых, секуляризацию литературы под влиянием Запада, смену самих родовых основ ее существования.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»: общекультурных: - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; - владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке; - стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; - осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности. профессиональных: - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии; - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; - свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме; - владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные эстетические принципы, их религиозное выражение и адекватные им художественные формы в литературе древней Руси; Уметь: применять полученные знания в области истории древней русской литературы при изучении других этапов отечественной словесности и теории литературы; Владеть: основными методами и приемами исследования древнерусских текстов и их протографов.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу 18 часов. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Семестр I.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекционный курс 1. Введение. Своеобразие древнерусской литературы. 1.Возникновение древнерусской литературы.Первые памятники славянского письма:глиняные письмена и берестяные грамоты.Деятельность Кирилла и Мефодия.Крещение Руси.Деятельность Владимира Крестителя и Ярослава Мудрого.Княжеские школы.Первые книги. 2.Проблема периодизации древнерусской литературы. 3.Трудности изучения. Эстетические принципы. Методология. 4.Актуальность древнерусской литературы.Выделение американским философом Конгинтоном 8 типов цивилизаций.Место в них православия.Формы скрытой и открытой агрессии,направленные на русскую культуру и борьба с ними Церкви.Ф.Печерский и И.Волоцкий. «Толковая Палея, яже на иудея». «Архиепископ» Иоанн и его «Репортаж из царства Креста», М., 2003. 5.История древнерусской книги.Книгоиздательское дело.Виды почерков:устав,полуустав,скоропись.Методы прочтения палимпсестов.М.В.Ломоносов и его трактат «О пользе книг церковных».Судьба актов и святцев в советское время.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.018 с.) |