Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности литературы Древней Руси и этапы ее развития.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Причины возникновения и специфика развития литературы XI – XVII вв. Периодизация. Жанровое своеобразие. Особенности поэтики словесности литературы средневековья. История русского летописания XI – XVI вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник XI – XII вв. История создания летописи. Художественное своеобразие произведения. Объект изображения, назначение, тип повествования, стиль изображения, сюжетика, композиция, стиль. Анализ повести об основании Киева, сказания о смерти Олега от сюжета коня своего, повести об ослеплении Василька Теребовльского. Становление жанров ораторской прозы в литературе Киевской Руси. Торжественное красноречие. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Дидактическое красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах как писатель и персонаж. Климент Смолянич, Кирилл Туровский, Даниил Заточник. Национальное своеобразие агиографической литературы Древней Руси. Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как классический образец преподобнического жития. Формирование жанра «хождения» в литературе Древней Руси. Проблема теории и истории жанра. Маршрута хождения и судьбы паломников. «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю. «Слово о полку Игореве» как вершинное явление древнерусской литературы. Историческая основа произведения. Проблема авторства и времени создания «Слова». Художественный мир «Слова». Жанровое своеобразие памятника. Композиция «Слова». Специфика сюжета. Ансамблевый характер системы образов. Природа в «Слове». Художественное пространство и время произведения. Значение памятника в истории мировой культуры. «Прелесть простоты и вымысла» в рассказах Киево-Печерского патерика. История создания и редакторской работы над сборником. Русский идеал святости. Демонология патериковых рассказов. Жанрово-стилевые особенности патериков. Героическая тема в русской литературе XI – XVI вв. Жанровое многообразие героической темы. Причины популярности воинских повестей Древней Руси. Отражение татаро-монгольского нашествия в литературе. Повесть о разорении Рязани Батыем. Историческая основа повести. Идейно-тематический комплекс произведения, композиция, сюжетика. Система образов. Памятники Куликовского цикла. Летописные повести о стоянии на Угре 1480 г. Повести о походах Ивана III и Ивана IV на Новгород. Поэтика военных повестей. Агиографическое творчество Епифания Премудрого. Национальное своебразие агиографии Московской Руси. «Житие Стефана Пермского» как образец стиля «плетения словес». Поэтика «Жития» Сергия Радонежского. Русская повесть XV века. Возникновение повести XV столетия. «Повесть о взятии Царьграда турками»: художественное совершенство памятника. Житийные повести: «Повесть о житии Михаила Клопского» повести об основании монастырей. Беллетристические повести об мутьянском воеводе Дракуле и Дмитрии Басарге. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Причины путешествия, маршрут и хронология. Объекты изображения в «Хождении». Жанровая необычность путевых записок. Структура произведения. Роль повествователя в организации материала. Хронотоп. Язык и стиль записок. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии». Время создания и проблема авторства повести. Традиционное и новаторское в поэтике произведения. «Повесть о Петре и Февронии» и фольклор. сюжет и композиция произведения. Европейские параллели в «Повести о Петре и Февронии». Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. История взаимоотношений Ивана Грозного и Андрея Курбского. Взгляды политиков и характер царской власти и взаимоотношения царя и подданных. Индивидуально-авторский стиль Грозного и Курбского. Художественное мастерство царя-писателя. Монументальные литературные памятники XVI века. Волоколамский патерик как русский образец патерикографии. Просветительская деятельность митрополита Макария. Великие минеи четьи – полное собрание произведений литературы XI – XVI вв. идейно-тематический комплекс «Домостроя». «История о Казанском царстве» как новый этап исторического повествования. Проблема авторства. Особенности жанра, композиции, сюжета. Исторические, литературные, фольклорные источники памятника. Поэтика произведения. Русская повесть XVII века. Формирование исторической беллетристики. Эволюция жанра воинской повести. Бытовая повесть. Проблема национально-исторического и вечного. «Повесть о Горе-Злочастии». Философская основа произведения. «Повесть о Савве Грудцыне» - русская вариация на тему Фауста. Проблема вымышленного и реального в произведении. Философская основа повести. Художественное своеобразие произведения. Особенности сюжетики. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Горе-Злочастии»: общность и различия. Становление русской сатиры. Причины возникновения и особенности развития русской сатиры в XVII веке. Жанровое многообразие сатиры. Тематика. Образная система. Смеховой мир литературы Древней Руси. Возникновение стихотворства и драматургии. Стихотворчество периода Смуты. «Приказная школа» стихотворства. Рождение русского театра. Особенности ранней драматургии. Житие протопопа Аввакума. Традиционное и новаторское в «Житии Аввакума». Жанровая природа произведения. Характер изображения общества и человека. Психологизация повествования. Трагическое и комическое в «Житии». Особенности стиля Аввакума. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков. М., 1986. Древнерусская литература / Сост. О.В. Творогов. М., 1995. Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 2000. Древнерусская литература / Сост. и коммент. С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская, Е.Г. Июльская. М., 2002. История русской литературы XI – XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1985. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2002. Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. М., 1990. Травников С.Н., Ольшевская Л.А. Древнерусская литература. М., 2007. Дополнительная Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М., 1966. Демин А.С. О художественности древнерусской литературы. – М., 1998. Древняя русская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. Л.Н. Гусева, Л.Л. Короткая. Минск, 1979. Елеонская А.С. и др. История русской литературы XVII–XVIII веков. М.. 1969. Еремин Е.П. Лекции по древней русской литературе. Л., 1987. История русской литературы: в 10-ти тт. М.; Л., 1941 Т. 1; М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1; М.; Л.,1948. Т. 2. Ч. 2. История русской литературы: В 3-х тт. М.; Л., 1958. Т. 1. История русской литературы: В 4-х тт. Л., 1980. Т. 1. С. 11-64. Кусков В.В., Прокофьев Н. И. История древнерусской литературы. Л., 1987. Лихачев Д.С. Развитие Русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973. Лихачев Д.С. Система литературных жанров Древней Руси // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986 (или любое другое издание). Орлов А.С. Древняя русская литература XI–XVII веков. М.; Л., 1945. Пиккио Риккардо. История древнерусской литературы. М., 2002. Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. М.Е. Федорова и Т.А. Сумникова. М., 1986. Хрестоматия по древнерусской литературе XI–XVII веков. / Сост. А.Н. Ужанков. М., 1991 (с коммент. на англ. яз.).
Рекомендуемые Интернет-ресурсы: http://feb-web.ru/ http://www.lihachev.ru/
Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудитория, оборудованная мультимедийной техникой, – для просмотра видеоматериалов по ряду тем, а также для показа презентаций, сопровождающих устные доклады студентов. Часть II. Методические рекомендации и план освоения дисциплины
Лекции: 36 часов по учебному плану. Практические занятия (в форме семинаров): 18 часов по учебному плану в группе. Самостоятельная работа: 63 часа по учебному плану. Промежуточная аттестация: экзамен во 2 семестре. Всего: 144 часа по учебному плану.
Примерное распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы и разделам содержания
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИ 1. Особенности литературы Древней Руси и этапы ее развития. Причины возникновения и специфика развития литературы XI–XVII вв. Периодизация. Жанровое своеобразие. Особенности поэтики словесности литературы средневековья. – 2 часа. 2. История русского летописания XI–XVI вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник XI–XII вв. История создания летописи. Художественное своеобразие произведения. – 2 часа. 3. Становление жанров ораторской прозы в литературе Киевской Руси. Торжественное красноречие. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Дидактическое красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха. Климент Смолянич, Кирилл Туровский, Даниил Заточник. – 2 часа. 4. Национальное своеобразие агиографической литературы Древней Руси. Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как классический образец преподобнического жития. – 2 часа. 5. Формирование жанра «хождения» в литературе Древней Руси. Проблема теории и истории жанра. Маршрута хождения и судьбы паломников. «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю. – 2 часа. 6-7. «Слово о полку Игореве» как вершинное явление древнерусской литературы. Историческая основа произведения. Проблема авторства и времени создания «Слова». Художественный мир «Слова». Значение памятника в истории мировой культуры. – 4 часа. 8. «Прелесть простоты и вымысла» в рассказах Киево-Печерского патерика. История создания и редакторской работы над сборником. Русский идеал святости. Демонология патериковых рассказов. Жанрово-стилевые особенности патериков. – 2 часа. 9-10. Героическая тема в русской литературе XI–XVI вв. Жанровое многообразие героической темы. Причины популярности воинских повестей Древней Руси. Отражение татаро-монгольского нашествия в литературе. Памятники Куликовского цикла. Летописные повести о стоянии на Угре 1480 г. Повести о походах Ивана III и Ивана IV на Новгород. Поэтика военных повестей. – 4 часа. 11. Агиографическое творчество Епифания Премудрого. Национальное своебразие агиографии Московской Руси. «Житие Стефана Пермского» как образец стиля «плетения словес». Поэтика «Жития» Сергия Радонежского. – 2 часа. 12. Русская повесть XV века. Возникновение повести XV столетия. «Повесть о взятии Царьграда турками»: художественное совершенство памятника. Житийные повести: «Повесть о житии Михаила Клопского» повести об основании монастырей. Беллетристические повести об мутьянском воеводе Дракуле и Дмитрии Басарге. – 2 часа. 13. Монументальные литературные памятники XVI века. Волоколамский патерик как русский образец патерикографии. Просветительская деятельность митрополита Макария. Великие минеи четьи – полное собрание произведений литературы XI–XVI вв. идейно-тематический комплекс «Домостроя». – 2 часа. 14. «История о Казанском царстве» как новый этап исторического повествования. Проблема авторства. Особенности жанра, композиции, сюжета. Исторические, литературные, фольклорные источники памятника. Поэтика произведения. – 2 часа. 15. Русская повесть XVII века. Формирование исторической беллетристики. Эволюция жанра воинской повести. Бытовая повесть. Проблема национально-исторического и вечного. «Повесть о Горе-Злочастии». Философская основа произведения. «Повесть о Савве Грудцыне» - русская вариация на тему Фауста. – 2 часа. 16. Становление русской сатиры. Причины возникновения и особенности развития русской сатиры в XVII веке. Жанровое многообразие сатиры. Тематика. Образная система. Смеховой мир литературы Древней Руси. – 2 часа. 17. Возникновение стихотворства и драматургии. Стихотворчество периода Смуты. «Приказная школа» стихотворства. Рождение русского театра. Особенности ранней драматургии. – 3 часа. 18. Биография и творчество протопопа Аввакума – 1 час. Итого: 36 часов. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (в форме семинаров) 1. Жанровое своеобразие «Повести временных лет». Летопись в системе жанров древнерусской литературы. Объект изображения, назначение, тип повествования, стиль изображения, сюжетика, композиция, стиль. Анализ повести об основании Киева, сказания о смерти Олега от коня своего, повести об ослеплении Василька Теребовльского. – 2 часа. 2. Поэтика «Слова о полку Игореве». Жанровое своеобразие памятника. Композиция «Слова». Специфика сюжета. Ансамблевый характер системы образов. Природа в «Слове». Художественное пространство и время произведения. – 4 часа. 3. Повесть о разорении Рязани Батыем. Историческая основа повести. Идейно-тематический комплекс произведения, композиция, сюжетика. Система образов. – 2 часа. 4. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Причины путешествия, маршрут и хронология. Объекты изображения в «Хождении». Жанровая необычность путевых записок. Структура произведения. Роль повествователя в организации материала. Хронотоп. Язык и стиль записок. – 2 часа. 5. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии». Время создания и проблема авторства повести. Традиционное и новаторское в поэтике произведения. «Повесть о Петре и Февронии» и фольклор. сюжет и композиция произведения. Европейские параллели в «Повести о Петре и Февронии». – 2 часа. 6. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. История взаимоотношений Ивана Грозного и Андрея Курбского. Взгляды политиков и характер царской власти и взаимоотношения царя и подданных. Индивидуально-авторский стиль Грозного и Курбского. Художественное мастерство царя-писателя. – 2 часа. 7. «Повесть о Савве Грудцыне» - русская вариация на тему средневековых легенд о Фаусте. Проблема вымышленного и реального в произведении. Философская основа повести. Художественное своеобразие произведения. Особенности сюжетики. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Горе-Злочастии»: общность и различия. – 2 часа. 8. Житие протопопа Аввакума. Традиционное и новаторское в «Житии Аввакума». Жанровая природа произведения. Характер изображения общества и человека. Психологизация повествования. Трагическое и комическое в «Житии». Особенности стиля Аввакума. – 2 часа. ИТОГО: 18 часов.
ТЕМЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ,
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.176.228 (0.009 с.) |