Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная культура древней Передней Азии

Поиск

Художественная культура древней Передней Азии

Периодизация древней культуры Месопотамии.

Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н.э. Антропоморфизация сил природы и выделение божеств плодородия. Складывание пантеона богов и создание религиозного культа. Мифологическое объяснение мира и окружающей действительности. Культовые статуэтки с изображением синкретичного плодородия: человек-животное-растение. Печати-штампы с мифологическими сценами. Изобретение шумерской письменности (рисунчатое письмо). Таблички с протоэламской письменностью. Храм Абу-Шахрайне, самое древнее из культовых помещений. Создание монументальных храмов на высокой платформе «Белый храм» в Уруке. Строительство «Красного здания». Гипсовый храм в Лагаше. Изготовление посуды на гончарном круге с росписями. Распространение искусства глиптики. Создание культовых глиняных статуэток в виде обнаженных женщин и мужчин. Черная базальтовая стела с изображением охоты на львов. Скульптурная голова из камня богини Инанны. Культовый сосуд с изображением процессии жертвоприношения богине Инанне.

Шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н.э.; Разработка сложного культа богов и божественной власти царя. Создание перечня клинообразных знаков и архаических табличек. Литературные тексты, списки богов, список слов. Древнейшие записи математических задач. Установление календарного лунного года из 12 лунных месяцев. Текст сводов законов Ур-Намму – древнейший из обнаруженных сводов законов (2112 г. до н.э.). Первые записи на аккадском языке. Сборники анекдотов из жизни царей прошлого. Создание жанра художественной надписи. Единый пантеон во главе с Энлилем, Аном, Энки, Инанной. Перечень всех царей – «Царский список» от создания мира до «современности» того времени. Создание литературных каталогов и терминологических перечней лекарственных трав. Строительство храмов, украшенных произведениями скульптуры и живописи. Храм богини плодородия в Эль-Обейде. Своеобразный тип культовых построек – зиккурат. Зиккурат в Уре. Строительство «царских гробниц» в Уре. Овальный храм в Хафафже. Дворец «А» в Кише с колонным залом и стенной мозаикой. Комплекс усыпальниц для представителей III династии Ура. Храмовые статуэтки из мягких пород камня с искажениями и гипертрофией отдельных черт облика (глаз, ушей). Шедевры ювелирного искусства (короны, ожерелья, браслеты) из сердолика, лазури, золота. Стела царя Эанатума – «стела коршунов» с рельефным изображением бога Нингарсу и регистровым изображением похода царя. 2-х метровая стела царя Нарамсуэна с изображением победы над горными племенами. Медная скульптурная голова царя Саргона Древнего. Скульптурные портреты правителя Лагаша Гудеа. Мозаичные изображения т.н. «штандарта из Ура». Женский скульптурный портрет из белого мрамора с глазами, инкрустированными лазуритом. Первое применение в украшении зданий круглой скульптуры и рельефа.

Ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н.э. Совершенствование шумерской письменности и ее распространение по всей Передней Азии. Эпическая поэма о Гильгамеше. Создание рельефов и статуэток, играющих роль икон, с изображением житий святых и личных божеств. Составление «Кодекса Хаммурапи» и проведение судебной реформы. Создание школ частных, казенных, храмовых – «э – дубы». Царский архив из Мари. Первые астрономические тексты. Расцвет аккадской письменности. Ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар». Начало ведения вавилонянами летописей (VII в. До н.э.). Библиотека Ашшурбанипала в Ниневии. Темы ассирийской литературы: восхваление мощи страны и ее создателя – «владыки всех стран», анналы ассирийских царей, славящие их подвиги. Дворцово-храмовый комплекс – царский дворец в Мари. Зиккурат в Мари. Храм Караиндаша в Уруке. Алалахский дворец Никмены I. Храм Иштар в г. Шадуппум. Архитектурный комплекс дворца-крепости Саргона II в Дур-Шаррукине. Стела царя Хаммурапи с рельефным изображением царя и бога Шамаша (бога солнца и правосудия). Глиняные статуэтки личных божеств и гениев – хранителей дома. Терракотовые рельефы с изображением кулачных бойцов, обнаженных танцовщиц и т.п. Диоритовый скульптурный портрет Хаммурапи. Росписи царского дворца в Мари с попыткой перспективного изображения. Функциональное соединение архитектуры и скульптуры в статуе богини Иштар (скульптура внутри полая. Вода из кувшина льется в канал). Гигантские статуи крылатых быков и львов у входов во дворец Саргона II. Статуи царей Ашшурнацирапала, Салмансара и др. Рельефы во дворцах Салмансара, Тиглатпалсара, Саргона II, Ашшурбанипала.

Нововавилонское царство VII-VI вв. до н.э. Введение арамейского алфавитного письма из 20 знаков. Система социально-религиозных реформ Набонида с целью ослабления вавилонского жречества. Усиление жречества приводит к исключению из искусства сюжетов, прославляющих земного владыку. Создание регулярной астрономической наблюдательной службы. Строительство 400-км «канала королей» Паллуката, соединившего Евфрат с Тигром. Создание великолепного архитектурного ансамбля Вавилона. Три знаменитых дворца Навуходоносора с облицовкой стен глазурованными кирпичами. «Висячие сады» летнего дворца для жены Навуходоносора II Амниты. Главный храм Вавилона («Эсагила»), посвященный богу Мардуку. Храмовая башня «Эсагилы» - семиярусный зиккурат Этеменаки (Вавилонская башня). «Ворота Иштар», «Дорога процессий» богини Иштар. Храмовый комплекс Исиды в пригороде Вавилона Борсиппе. Изготовление изразцов для облицовки стен тронного зала дворца Навуходоносора и «дороги процессий». Создание рельефных изображений львов, быков, фантастических животных из глазурованных кирпичей. Создание одного из первых музеев в главном дворце Навуходоносора с коллекцией произведений искусства. Декоративный, орнаментальный стиль художников. Схематичность изображений в глиптике.

 

Художественная культура Древнего Египта.

Искусство «додинастического» и «архаического» периодов. Конец V - IV тыс. до н.э.

Отражение в древнейших памятниках искусства занятий древнейшего населения долины Нила, связь с формами заупокойного культа. Расписные сосуды, палетки, росписи на стенах гробниц этого времени. Плита фараона I династии Нармера (около 3000 г. до н.э.). Прославление силы фараона и его побед. Формирование характерных черт египетского стиля. Повествовательный характер изображений, создание канонов в изображении человека. Разномасштабность фигур, как выражение социального положения изображаемого.

Искусство Среднего Царства. ХХI – ХVIII вв. до н.э. (ХI – ХII династии).

Социальное движение в период между Древним и Средним царством. Строительство во время ХI – ХII династий. Храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахари. Использование террас. Применение портиков. Вынесение монументальной скульптуры за пределы заупокойного храма. Развитие формы обелиска. Город Кахун как пример планировки древнеегипетского города. Параллельное развитие монументальной скульптуры идеализированного стиля и реалистических портретов с напряженной психологической характеристикой. Портреты Сенусерта III и Аменемхета III. Рельефы и росписи Среднего царства. Местные художественные школы. Росписи в могилах номархов: в Бени-Хасане, Эль-Берше. Рельефы гробницы в Меире. Мелкая пластика. Изображение слуг, ремесленников. Разнообразие сюжетов, жанровые сцены, более жизненная их трактовка.

Художественная культура Рима периода империи.

Искусство ранней Империи.

Установление императорской власти. Принципат Августа. «Римский мир». Его социальная сущность. Культура времени Августа. Поэзия «Золотого века». Восхваление императорской власти в поэзии. Гораций, Вергилий. Активная роль искусства в утверждении авторитета императорской власти. Классическое направление – ведущее в конце I в. до н.э. – I в. н.э. Архитектура. Композиционные, конструктивные и архитектурно – декоративные особенности римского строительства эпохи империи. Сочетание архитравных и арочных форм. Римские архитектурные ордера (ионический, дорический, коринфский). Применение новых строительных материалов. Кирпично – бетонные конструкции стен и сводов. Усиление значения облицовки. Расширение тематики монументального строительства. Увеличение числа и объема построек. Их общественное значение в изменившейся социально – политической обстановке. Принципы планировочных и архитектурно – композиционных решений. Памятники архитектуры Рима и провинций.

Строительство времен Августа и его преемников. Работа по восстановлению и обоснованию республиканского форума. Форум Августа и его композиция, его пластические украшения. Культовые сооружения. Развитие римского жилого дома.

Мягкая типизация в официальном искусстве. Обожествление в искусстве Августа. Портретные статуи Августа, портреты его жены Ливии, сына Гая Цезаря, Агриппы, Тиберия. Подражание классическому искусству V в. до н.э.

Продолжение традиций реалистического портрета в изображении частных лиц. Монументальная живопись II – III вв., декоративные, т.н. «помпеянские» стили (I в. до н.э. – первой половины I в. н.э.).

Росписи дома Ливии на Палатине, дома на Эсквилине II-го стиля. Роспись дома «Наказанного амура», картины «Похищение Европы», «Флора» и др. III-го стиля в Помпеях. Развитие пейзажа в сюжетной картине и как самостоятельного жанра декоративных приемов в III стиле, введение мелкофигурных композиций, миниатюрных пейзажных картинок. Вместо перспективных архитектурных построений II-го стиля фантастические трельяжи и «канделябры» III-го стиля.

Характерные особенности декоративного стиля I в. до н.э. Изделия художественного ремесла. Гильдесгеймский и Боскореальский клады. «Идеальная пластика» и ретроспективная школа Праксителя.

Искусство времени Нерона и династии Флавиев – вторая половина I в. до н.э.

Экономическое и политическое значение римских провинций в этот период. Восстания в провинциях. Иудейская война. Прославление римских побед в искусстве. Разложение принципов классического искусства. Влияние эллинистического искусства на римское во второй половине I в. до н.э.

Пышность и грандиозность архитектурного стиля времени Флавиев. Строительство в Риме. Технические достижения строительного искусства. Создание новых декоративных приемов. «Золотой дом» Нерона. Колизей. Храм Веспасиона на Римском форуме. Арка Тита, ее рельефы, их идейное содержание, прославление императора и его войска.

Портретное искусство второй половины I в. н.э., вместо строгости, сдержанности классицизма психологическая характеристика художественного образа, сложность композиции, динамичность, реалистический подход к натуре. Портреты Гальбы, Вителия, Нерона, семьи Флавиев – портреты частных лиц. Огромные размеры живописного портрета Нерона и скульптурных портретов, например, Юлии.

Пышность IV декоративного стиля, соединяющего архитектурно-перспективные построения II-го стиля с «канделябрами» III-го стиля. Роспись «Золотого дома». Романтическое направление в идеализирующей пластике (изображения богов и героев). Архаистическая скульптура.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Образовательные технологии

Дисциплина предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, просмотр видеофильмов, визуальные презентации и пр.) с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

 

6. Организация самостоятельной работы студентов

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой, практическими материалами, необходимыми для изучения курса, компьютерами, а также развитие у студентов способности к самостоятельному анализу полученной информации.

Формы самостоятельной работы используются в качестве форм текущего контроля (Т/К):

Задание № 1. К каждому семинарскому занятию в тетради-альбомы вклеивается текстовая подготовка к данному занятию по соответствующей теме (ксерокопии текстов из учебников, словарей, монографий по истории искусства и т.п.).

Задание № 2. В тетрадь – альбом к семинарским занятиям к каждому семинарскому занятию, в соответствии с его темой (кроме текстовой подготовки), необходимо наклеить по 10 цветных или ч/б изображений (ксерокопии или иные способы тиражирования) различных произведений искусства, относящихся к данной теме семинарского занятия. Формат иллюстраций любой (по возможности, с указанием автора произведения и даты создания).

Задание № 3. К семинару «Искусство Эгейского мира (крито-микенская культура) и Греции гомеровского и архаического периодов.» (кроме основных заданий) по книге Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» (необходимо приобрести любое издание) самостоятельно проиллюстрировать пять мифов (формат иллюстраций А4) в любой технике. На обратной стороне каждой иллюстрации должен быть наклеен отрывок из теста иллюстрированного мифа (ксерокопия). Иллюстрация должна быть подписана на обратной стороне (Фамилия И.О., № группы).

Задание № 4. Необходимо сдать один реферат в электронном виде на любую из предложенных в программе тем. Темы рефератов соответствуют вопросам к экзамену. Объем текста реферата приблизительно 40 тыс. знаков. Текст реферата предполагает обязательное включение в него иллюстраций.

Текст реферата должен содержать: Фамилия и № группы студента. 1. Заголовок 2. Оглавление; 3. Основной текст; 4. Список использованной литературы и (или) адреса сайтов (не менее 10 наименований источников). Рефераты представляются в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman кегль 12 с одинарным интервалом. Рефераты отправляются преподавателю на проверку заранее, электронной почтой по адресу: novikov@archaeology.nsc.ru вложенным файлом. Файл с рефератом подписывается: «Фамилия (в именительном падеже), № группы, Тема (как можно короче, только ключевые слова)». При отправке реферата электронной почто в ТЕМЕ письма обязательно указать «ИИ НГПУ, Реферат».

Задание № 5. Студенты, используя специальную литературу и словари, заполняют «Архитектурный словарь». Словник для заполнения словаря получить у старост групп или у преподавателя электронной почтой по адресу: novikov@archaeology.nsc.ru. Словарь прикрепляется к общей тетради по семинарским занятиям.

Задание – словник архитектурного словаря:

Задание: Раскрыть содержание следующих терминов в письменном виде

1. Абак, Абака; 2. Агора; 3. Акант, аканф; 4. Акведук; 5. Акрополь; 6. Акротерий; 7. Альсекко; 8. Альфреско; 9. Амфипростиль; 10. Амфитеатр; 11. Антамблемент; 12. Антефикс; 13. Антрвольт; 14. Анты; 15. Анфилада; 16. Апсида, абсида; 17.Арена; 18. Арка; 19. Аркада; 20. Арочные конструкции; 21. Архивольт; 22.Архитектоника; 23. Архитрав; 24. Атлант; 25. Атрий, атриум; 26. Аттик; 27.База; 28. Базилика; 29. Барельеф; 30. Вальма; 31. Вальмовая крыша; 32.Варницы; 33.Виадук; 34. Вилла; 35. Волюта; 36. Гармония; 37. Герма; 38.Гинекей; 39. Гипподамова система; 40. Горельеф; 41. Декоративная скульптура; 42. Дентикулы; 43. Диптер; 44. Дольмен; 45. Дом жилой древнегреческий (характерные особенности); 46. Дом жилой древнеримский (характерные особенности); 47. Доминанта; 48. Дорический ордер; 49. Дромос; 50. Зиккурат; 51. Имплювий; 52. Импост; 53. Инсула; 54. Интерколумний; 55. Ионический ордер; 56. Каннелюра; 57. Капитель; 58. Капитолий; 59. Кариатида; 60. Катакомбы; 61. Квадр; 62. Квадрига; 63. Кенотаф; 64. Киклопы (циклопы), циклопическая кладка; 65. Киматий; 66. Клинэ; 67. Колосс; 68. Колумбарий; 69. Композитный ордер; 70. Консоль; 71. Контррельеф; 72. Контрфорс; 73. Конха; 74. Кора; 75. Коринфский ордер; 76. Крипта; 77. Кромле; 78. Курватура; 79. Курос; 80. Лимес; 81. Лопатка (лизена); 82. Мавзолей; 83. Мастаба; 84. Мегалит; 85. Мегарон; 86. Мемориал; 87. Менгир; 88. Метопы; 89. Модуль; 90. Модульон, модильон; 91. Мутулы; 92. Наос; 93. Некрополь; 94. Обелиск; 95. Овы; 96. Оппидум; 97. Ордер архитектурный; 98. Палестра; 99. Пальметта; 100. Пандус; 101. Паноптикум; 102. Пантеон; 103. Периптер; 104. Перистиль; 105. Пилон; 106. Пилястра, пилястр; 107. Плафон; 108. Плинт; 109. Плинф; 110. Подиум, подий; 111. Полуколонна; 112. Портал; 113. Портик; 114. Пропилеи; 115. Пята; 116. Ризалит; 117. Ростра; 120. Ротонда; 121. Руст; 122. Рустика; 123. Саркофаг; 124. Семь чудес света (перечислить с датами постройки); 125. Склеп; 126. Стела; 127. Стереобат; 128. Стилобат; 129. Стукко, стук, штук; 130. Сфинкс; 131. Термы (здесь же раскрыть также значение терминов (отдельных частей терм): 132. Гипокауст; 133. Тепидарий, 134. Судаторий, 135. Олеаторий, 135. Палестра, 136. Аподитерий, 137. Фригарий, 138. Кальдерий); 139. Терракота; 140. Тессера; 141. Тимпан; 142. Толос, фолос; 143. Тосканский ордер; 144. Триглиф; 145. Триумфальная арка, триумфальные ворота; 146. Трофей; 147. Фасет, фасетка; 148. Фестон; 149. Флигель; 150. Фонарь в архитектуре; 151. Форум; 152. Фриз; 153. Фронтон; 154. Фуст; 155. Хрисоэлефантная техника; 156. Цела; 157. Центрические сооружения; 158. Цирк; 159. Цоколь; 160. Эдикула; 161. Эклектизм; 162. Экседра; 163. Энтазис; 164. Эпистиль; 165. Эрехтейон; 166. Эхин.

Задание № 6. К семинару «Искусство Римской Империи II – IV вв. н.э.», кроме основных заданий по семинару, студенты выполняют реферат «Образы императорского Рима». Студенты самостоятельно, по своему желанию, выбирают одного из крупных политических деятелей Рима (например, одного из императоров), излагают в реферате его биографию и прилагают к реферату один или несколько скульптурных портретов данного политического деятеля. При этом проводится искусствоведческий анализ портрета.

Задание № 7. К семинарам по искусству античной Греции в рабочих тетрадях должны быть вклеены:

1. ксерокопия плана Афинского акрополя с указанием на нем названий различных храмов акрополя;

2. Греческие архитектурные ордера, с указанием наименований различных архитектурных деталей;

3. Планы различных типов греческих архитектурных конструкций, с указанием их названий;

4. Формы и наименования различных типов греческой керамики (не менее 10-ти).

Задание № 8. К соответствующим темам семинарских занятий студенты готовят и заранее отправляют преподавателю на проверку электронной почтой по адресу novikov@archaeology.nsc.ru презентации в цифровом виде (программа ppt) по следующим темам:

1. Основные теории происхождения искусства (ХIХ – ХХ вв.);

2. Памятники искусства верхнего палеолита и их исследователи;

3. Искусство лесостепной Евразии I тыс. до н.э. (Скифо-сибирский звериный стиль).

4. Художественная культура древней Передней Азии (культура народов Двуречья IV-III тыс. до н.э.; шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н.э.; ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н.э.; нововавилонское царство VII-VI вв. до н.э.)

5. Искусство Древнего Египта.

6. Художественная культура Эгейского мира;

7. Искусство Греции ХI – IХ вв. до н.э. (Гомеровская эпоха);

8. Искусство Греции VIII – VI вв. до н.э. (Архаическая эпоха);

9. Искусство Греции первой половины V в. до н.э.;

10. Искусство Греции середины и третьей четверти V в. до н.э.;

11. Искусство Греции последней четверти V в. до н.э.;

12. Искусство Греции времени кризиса античного полиса и разложения античной демократии (IV в. до н.э.);

13. Раннеэллинистическое искусство Греции;

14. Пергамская школа;

15. Родосская школа;

16. Искусство греческих колоний

17. Художественная культура этрусков;

18. Искусство Рима периода республики;

19. Искусство Рима периода ранней империи;

20. Искусство Римской Империи II – IV вв. н.э.

21. Искусство Римских провинций;

22. Художественная культура Западной Европы дороманского периода;

23. Художественная культура Западной Европы романского периода;

24. Художественная культура Западной Европы периода готики

25. Художественная культура Византии V - VIII вв.;

26. Художественная культура Византии IХ - ХII вв.;

27. Художественная культура Византии ХIII - ХV вв.

28. Художественная культура древнерусского государства IХ – ХIII вв.

29. Искусство Руси ХIII – ХV вв.

30. Русское искусство ХV – ХVII вв.

 

7. Формы контроля. Система контроля за ходом и качеством усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды:

Текущий контроль (Т/К) – проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим планом, выполняются задания, перечисленные в §6. Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления оценок текущего контроля.

Итоговый контроль (И/К) – проводится по окончании изучения курса в виде устного индивидуального экзамена. Экзаменационные вопросы соответствуют изученным темам курса.

 

Экзаменационные вопросы по курсу «История искусств» 2013 г.

 

1. Основные теории происхождения искусства (ХIХ – ХХ вв.);

2. Памятники искусства верхнего палеолита и их исследователи;

3. Искусство лесостепной Евразии I тыс. до н.э. (Скифо-сибирский звериный стиль).

4. Художественная культура древней Передней Азии (культура народов Двуречья IV-III тыс. до н.э.; шумеро-аккадская культура ХХVII – ХХ вв. до н.э.; ассиро-вавилонская культура ХIХ-VII вв. до н.э.; нововавилонское царство VII-VI вв. до н.э.)

5. Искусство Древнего Египта.

6. Художественной культура Эгейского мира;

7. Искусство Греции ХI – IХ вв. до н.э. (Гомеровская эпоха);

8. Искусство Греции VIII – VI вв. до н.э. (Архаическая эпоха);

9. Искусство Греции первой половины V в. до н.э.;

10. Искусство Греции середины и третьей четверти V в. до н.э.;

11. Искусство Греции последней четверти V в. до н.э.;

12. Искусство Греции времени кризиса античного полиса и разложения античной демократии (IV в. до н.э.);

13. Раннеэллинистическое искусство Греции;

14. Пергамская школа;

15. Родосская школа;

16. Искусство греческих колоний

17. Художественная культура этрусков;

18. Искусство Рима периода республики;

19. Искусство Рима периода ранней империи;

20. Искусство Римской Империи II – IV вв. н.э.

21. Искусство Римских провинций;

22. Художественная культура Западной Европы дороманского периода;

23. Художественная культура Западной Европы романского периода;

24. Художественная культура Западной Европы периода готики

25. Художественная культура Византии V - VIII вв.;

26. Художественная культура Византии IХ - ХII вв.;

27. Художественная культура Византии ХIII - ХV вв.

28. Художественная культура древнерусского государства IХ – ХIII вв.

29. Искусство Руси ХIII – ХV вв.

30. Русское искусство ХV – ХVII вв.

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

Список основной литературы

  1. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. Учебник для высших учебных заведений иск-ва и культуры. Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. М., Изобразительное искусство, 1979
  2. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М. Детская литература,1989
  3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., Современник, 1996
  4. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М. Просвещение, 1996

 

Общие работы

Ботвинник М.Н., Коган М.А Иллюстрированный мифологический словарь. СПб: Северо-Запад, 1994

Бычков В.В. Эстетика. М., 2002

Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М. Издательский центр. 1997

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985

Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.,1988

Гачев Г. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М. 1972

Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000

Искусство в мире духовной культуры. Киев,1985

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1974

Каган М.С. Искусство в системе культуры. М. Советское искусствозание. 1978 г.

Каган М.С. 1987 Искусство как феномен культуры. В кн. Искусство в системе культуры. Л.

Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений. Феникс. Ростов-на-Дону. 2004.

Конрад К.И. Запад и Восток, 2-е изд. М, 1972

Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М., 1997

Кривцун О.А. Эволюция художественных форм; Культурологический анализ. М., 1992

Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С. Кагана. Кн. 1. Л., 1973

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965

Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х тт. М., Советская энциклопедия, 1987

Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М., Наука, 1973

Срабова О.Ю. Древний мир. Мировая художественная культура. СПб, Учитель и ученик. 2002

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978

Эстетика. Словарь. М., 1989

Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. 2-е изд. КДУ. М. 2005.

Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М. 1970

Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб, 1995

Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.

 

Искусство античности

Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М. Искусство, 1987

Античная культура: Справочник-словарь. Под ред. В.Н. Ярхо. М. Высшая школа, 1995

Античная скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог со вступ. Стат. М. Изобразительное искусство, 1987

Античная художественная культура. Под ред. Щедриной Г.К. СПб, Научный центр проблем диалога, 1993

Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984

Античность как тип культуры. Ред. А.Ф. Лосев. М., Наука, 1988

Античные города Северного Причерноморья. М. Изд. АН СССР, 1955

Аполлон: терминологический словарь. Под ред. Кантора А.М. М., Эллис Лак, 1997

Бартонек А. Златообильные Микены Отв. Ред. и автор послесловия А.И. Немировский. М., Наука, 1991

Белов Г.Д. Алтарь Зевса в Пергаме. Л. Гос. Эрмитаж, 1959

Белов Г.Д. Терракоты Танагры. Л. Советский художник, 1968

Блаватский В.Д. Архитектура античного мира. М. Изд. Всес. Акад. Архитектуры, 1939

Блаватский В.Д. Греческая скульптура. М. Искусство, 1939

Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М. Изд. Московского университета, 1953

Боннар Андре Греческая цивилизация (пер с фр.) М., Искусство, 1992

Бритова Н.Н. Греческая терракота. М. Искусство. 1969

Бритова Н.Н. Пракситель. М. Искусство, 1960

Быт и история античности. Ред. Г.С. Кнабе, М., Наука, 1988

Виппер В.Р. Искусство древней Греции. М., Наука,1972

Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. Ред. А.И. Доватур. М., Наука, 1992

Вощинина А.И. Античное искусство. М. Изд-во Академии художеств СССР, 1962

Вощинина А.И. Римский портрет: Коллекция Государственного Эрмитажа: Каталог со вступительным словом. Л. Аврора, 1974

Всемирная галерея. Древний Рим. Под ред. А.Л. Мясникова. СПб, Автограф, 1996

Всемирная галерея. Древняя Греция. Под ред. А.Л. Мясникова. СПб, Саба: Александр Принт, 1995

Всеобщая история архитектуры. Т. I. Л.М. Стройиздат, 1966-1967

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М. Новое литературное обозрение: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1995

Гомер. Илиада. Одиссея. Пер. Н.Гнедича, В. Жуковского. Алма-Ата. Мектеп, 1986 и др. издания.

Горбунова К.С. Передольская А.А. Мастера греческих расписных ваз. Ред. М.Э.Матье. Л. ГЭ, 1961

Горбунова К.С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже: Каталог со вступ. Словом. Л. Искусство, 1983

Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., Детская литература, 1988

Дройзен И.Г. История эллинизма. М., 1980 Т. I – III.

Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Обработка М.Н. Ботвинника, М.А.Рабиновича, Г.А. Стратановского: Книга для учащихся. М. Просвещение, 1987

Иванова А.П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л. Изд-во Ленинградского университета, 1953

Иванова А.П. Скульптура и живопись Боспора. Киев, Изд-во АН УССР, 1961

Иванова А.П., Чубова А.П., Колесникова Л.Г. Античная скульптура Херсонеса. Киев: Мистецтво, 1976

Ивлев С.А. Художественная культура античности. Материалы для учителя МХК. М. Международный союз книголюбов. 2001

Кнабе Г.С. Древний Рим – История и повседневность: Очерки. М. Искусство, 1986

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993

Кобылина М.М. Аттическая скульптура VII – V вв. до н.э. М. МГУ, 1953

Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. М. Искусство, 1939

Кобылина М.М. Милет. М. Наука, 1965

Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М. Изобр. Иск-во, 1977, 2-е изд. Исправл. и дополн. М. Изобр. Иск-во, 1988

Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и древней Греции. М. Искусство, 1970

Кривченко В.И. Помпеи. Геркуланум. Стабия. М. Искусство, 1985. Города и музеи мира

Культура древнего Рима в 2-х томах. Ред. Е.С. Голубцова. М., Нака, 1985

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание.

Левек Пьер. Эллинистический мир (пер. с фр.). М. Наука, 1989

Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974 и др. издания

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М. 1979 и др. издания

Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века. Кн. I и II. М. Искусство, 1988 и др. издания

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930 и др. издания

Лосев А.Ф. Проблема символизма и реалистическое искусство. М. Искусство, 1976 и др. издания

Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I – II вв. н.э. М 1979 и др. издания

Лосева М.М., Сидорова Н.А. Искусство Этрурии и древней Италии: Очерки. М. Искусство. 1988

Мейерович М. Шлиман. М. Детгиз, 1966

Менар Рене. Миф в искусстве старом и новом. М. Мол. Гвардия, 1992. Репринтное воспроизведение издания 1900 г.

Мирецкая Н.В. Уроки античной культуры. Обнинск, Титул, 1996

Михайловский Казимеж. Акрополь. Варшава: Аккады, 1983. Искусство и культура древнего мира

Михайловский Казимеж. Пальмира. Варшава: Аккады, 1968

Момизен Т. История Рима. Подготовка текста и примечания Ф.М. Лурье. СПб, Лениздат, 1993

Неверов О. Античные камеи в собрании Государственного Эрмитажа. Л. Аврора, 1971

Неверов О. Культура и искусство античного мира: Очерк – путеводитель. Л. Искусство, 1981

Немировский А.И. Этруски: От мифа к истории. Ред. И.С. Свенцицкая. М.Наука, 1983

Павлов В.В. Древнеегипетский портрет I – IV вв. М. Искусство, 1967

Павлов В.В. Фаюмский портрет: Альбом со вступит. Сл. Комментарии. Р. Шуриновой. М. Сов. Художник, 1965

Полевой В.М. Искусство Греции: В 2 т. Т.1: М., Советский художник. 1984

Ривкин Б.И. Античное искусство (Сер.: Малая история искусств). М., Искусство, 1972

Рутковский Б. Крит. Варшава: Аркады, 1970, Города и музеи мира.

Саверкина И.Н. Греческая скульптура V в. до н.э. в собрании Эрмитажа: Оригиналы и римские копии: Каталог со вступ. Словом. Автор статьи «История создания коллекции» О.Я. Неверов. Л. Искусство, 1986

Саверкина И.Н. Древняя Пальмира. Л. Аврора, 1971

Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. М. Наука, 1964

Сергеенко М.Е. Ремесленники древнего Рима: Очерки. М.Наука, 1968

Сидорова Н.А. Афины. М. Искусство, 1967

Сидорова Н.А. Искусство эгейского мира. М. Искусство, 1972

Сидорова Н.А. Чубукова А.П. Искусство Римской Африки. М. Искусство,1979 – Очерки истории и теории изобразительного искусства.

Сидорова Н.А., Тугушева О.В., Забелина В.С. Античная расписная керамика из собрания Гос. Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М. Искусство, 1985

Соколов Г. И. Искусство древнего Рима. М. Искусство, 1971 – Очерки истории и теории изобразительного искусства

Соколов Г.И. Дельфы. М. Искусство, 1972

Соколов Г.И. Искусство древней Греции. М. Искусство, 1980 – Очерки истории и теории изобразительного искусства.

Соколов Г.И. Искусство Рима III в. н.э. М. Искусство, 1983

Соколов Г.И. Мирон. Поликлет. М. Изобр. Иск. 1961. – Мастера мирового искусства

Соколов Г.И. Олимпия. М. Искусство,1980

Соколов Г.И. Эгейское искусство. М. Изобраз. Иск-во, 1972 – Искусство стран и народов мира

Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977

Тахо – Годи А.А. Классическое и эллинистическое представление о красоте в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. М., 1966

Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Ред. Немировский А.И. Новосибирск, Наука, 1980

Уколова В.И. Поздний Рим: пять портретов. Ред. Л.П. Маринович. М.Наука, 1992

Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. Ред. А.Г. Боканин. М.МГУ,1979

Чубова А.П. Античное искусство. // История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность. Учебник для высших учебных заведений искусства и культуры. Ред. М.В. Доброклонский, А.И. Чубова. М. Изобр. иск-во, 1979

Чубова А.П. Древнеримская живопись. Альбом со вступ. Сл. Л. М. Сов. Художник, 1966

Чубова А.П. Искусство Европы I – IV веков: Европейские провинции древнего Рима. М. Искусство, 1970

Чубова А.П. Фидий: Альбом со вступ. Словом. М. Изобр. иск., 1962 – Мастера мирового искусства

Чубова А.П. Характерные черты искусства Херсонеса V – IV вв. до н.э. // Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. IV Л. Ин-т Репина, 1974

Чубова А.П. Этрусское искусство: Живопись. Скульптура. Прикладное искусство: Альбом со вступ. Сл. М. Изобр. иск. 1972

Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. Ред. М.И. Максимова. М. Искусство, 1966

Чубова А.П., Касперавичус М.М., Саверкина И.Н., Сидорова Н.А. Искусство Восточного Средиземноморья I-IV веков. М. Искусство, 1985. Очерки истории и теории изобразительного искусства.

Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И. Античные мастера: Скульпторы и живописцы. Л. Искусство, 1986.

Шелов Д.Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М. Наука, 1975.

Эрмитаж. Ленинград. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа: Альбом. Вступ. Статья К.С. Горбуновой и И.И. Саверкиной. Л. Аврора, 1975

 

Художественная культура древней Передней Азии

Периодизация древней культуры Месопотамии.

Древнейшая культура народов Двуречья IV-III тыс. до н.э. Антропоморфизация сил природы и выделение божеств плодородия. Складывание пантеона богов и создание религиозного культа. Мифологическое объяснение мира и окружающей действительности. Культовые статуэтки с изображением синкретичного плодородия: человек-животное-растение. Печати-штампы с мифологическими сценами. Изобретение шумерской письменности (рисунчатое письмо). Таблички с протоэламской письменностью. Храм Абу-Шахрайне, самое древнее из культовых помещений. Создание монументальных храмов на высо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.016 с.)