Культура первобытного общества на территории Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура первобытного общества на территории Украины



1. По мнению летописца Нестора, прародиной древних славян является:

а) Прибалтика;

б) Причерноморье;

в) Дунайский регион.

 

2. Тип культуры, сложившийся на территории украинских земель в эпоху неолита (VI – III тыс. до н.э.):

а) автохонная охотничья;

б) пришлая земледельческая;

в) и автохонная охотничья, и пришлая земледельческая.

 

3. Основоположник теории автохонного происхождения украинского народа:

а) Викентий Хвойка;

б) Михаил Драгоманов;

в) Михаил Грушевский.

 

4. Юго-западная культурно-хозяйственная зона в границах Украины

относится к:

а) охотничье-рыболовецкой;

б) земледельческо-скотоводческой;

в) смешанной.

 

5. Основное занятие представителей мезинской культуры:

а) охота;

б) земледелие;

в) рыбалка.

 

6. Главное божество трипольцев:

а) богиня-мать – символ плодородия земли;

б) солнце;

в) дух предков.

 

7. Песчаные плитки-чуринги, представленные в образцах искусства

Каменной Могилы эпохи протонеолита, выполнены в форме:

а) птиц;

б) животных;

в) речных рыб.

 

8. По одной из версий Геродота, прародительницей скифов является

богиня:

а) Апи;

б) Табити;

в) Аргимпаса.

 

9. Первобытный период на территории Украины завершается:

а) энеолитом;

б) медным веком;

в) бронзовым веком.

 

10.Древнейший народ на территории Украины, название которого

сохранилось в письменных источниках:

а) киммерийцы;

б) анты;

в) тавры;

г) венеды.

 

 

Тест № 2 ( учебный)

Культура Киевской Руси

1.Легендарная традиция относит основание города Киева братьями

Кием, Хоревом и Щеком ко второй половине:

а) V в.;

б) VI в.;

в) VII в.

 

2. Киев – будущая столица Руси – находился на землях, где

проживали:

а) словены;

б) древляне;

в) поляне.

 

3. Согласно «Повести временных лет», славяне являются

потомками сына Ноя:

а) Хама;

б) Иафета;

в) Сима.

 

4. Летописец Нестор называет Киев «матерью городов русских»;

«матерью» же русских храмов считают:

а) Софию Киевскую;

б) Десятинную церковь;

в) Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

 

5. Киевский летописец утверждает, что название «Руска земля»

появилось в:

а) 752 году;

б) 852 году;

в) 952 году.

 

6. Автором «Слова о Законе и Благодати» является киевский

митрополит-русин:

а) Илларион;

б) Кирилл Туровский;

в) Климент Смолятич.

 

7. Князь Игорь, герой «Слова о полку Игореве», отправился в поход

на:

а) хазар;

б) печенегов;

в) половцев.

 

8. «Олеговой могилой» в Киеве называют:

а) Старокиевскую гору;

б) Щековицу;

в) Хоревицу.

 

9. Первым киевским митрополитом стал грек:

а) Михаил;

б) Илларион;

в) Анастас.

 

10. Корсунская икона Божией Матери, которую князь Владимир, по

преданию, привез в Киев из Херсонеса, относится к

иконографическому типу:

а) Умиление (Елеуса);

б) Молящаяся (Оранта);

в) Путеводительница (Одигитрия).

 

11. В миниатюрах старейшего датированного памятника

древнерусской письменности «Остромирова Евангелия»,

созданного для наместника киевского князя Изяслава –

новгородского посадника Остромира, отсутствует изображение

евангелиста:

а) Марка;

б) Луки;

в) Иоанна;

г) Матфея.

 

12. Княгиня Ольга, чтобы почтить память первого христианского

киевского князя Аскольда, построила над его могилой церковь

во имя:

а) св. Ильи;

б) св. Ирины;

в) св. Николая.

 

13. Самым «византийским» храмом Древней Руси специалисты

считают:

а) Софийский собор в Полоцке;

б) Михайловский златоверхий собор в Киеве;

в) Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

 

14. Музыкальный инструмент, на котором виртуозно играл

легендарный Боян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве»:

а) бандура;

б) гусли;

в) кобза.

 

15. Наиболее распространенный в Киевской Руси тип храма:

а) базилика;

б) одноглавый храм с основанием кубической формы;

в) многоглавый крестово-купольный храм.

 

16. Дочь Ярослава Мудрого, ставшая женой норвежского короля

Гарольда Смелого:

а) Анна;

б) Елизавета;

в) Анастасия.

 

17. Былинный богатырь времен князя Владимира, победивший в

борцовском поединке великана-печенега, и тем спасший Киев

от вражеского нашествия:

а) Кирилл Кожемяка;

б) Ян Усмарь;

в) Микула Селянинович.

 

Тест № 3 ( учебный)

Украинская культура ХIХ – начала ХХ в.

1.Дворянский этап национально-культурного возрождения в Украине

в периодизации профессора Пражского университета М. Троха

соответствует:

а) культурному;

б) академическому;

в) политическому.

 

2.По мнению современных исследователей, национально-культурное

возрождение в Украине началось в:

а) последней четверти ХVIII в.;

б) первой четверти ХIХ в.;

в) второй четверти ХIХ в.

 

3.Национально-культурное возрождение в Галичине связывают с

именем:

а) Маркияна Шашкевича;

б) Ивана Франко;

в) Ивана Вагилевского.

 

4.Формирование политических партий в процессе национально-

культурного возрождения характерно для:

а) народнического этапа;

б) дворянского этапа;

в) модернистского этапа.

 

5.Важнейшим произведением украинской национально-политической

мысли конца ХVIII − начала ХIХ века называют:

а) «Летопись» Г. Грабьянки;

б) «Историю Малой России» Д. Бантыша-Каменского;

в) «Историю Русов» (автор неизвестен).

 

6.Первым на землях Восточной Украины был открыт университет в:

а) Киеве;

б) Одессе;

в) Харькове.

 

7.Основоположником художественной прозы новой украинской

литературы был:

а) Г. Квитка-Основьяненко;

б) И. Котляревский;

в) М. Шашкевич.

 

8.Известный украинский поэт, автор романтической поэмы «Богдан»

(1843):

а) Лев Боровиковский;

б) Евг. Гребенка;

в) Амвросий Метлинский.

 

9. Основоположник критического реализма в украинской литературе:

а) Н. Костомаров;

б) Т. Шевченко;

в) П. Кулиш.

 

10.Первым ректором Харьковского университета стал известный

украинский писатель, автор песен и баллад:

а) П. Гулак-Артемовский;

б) Измаил Срезневский;

в) Василий Каразин.

 

11.Полтавский театр возглавил:

а) Г. Квитка-Основьяненко;

б) С. Гулак-Артемовский;

в) И. Котляревский.

 

12.Великий русский художник второй половины ХIХ – первой трети

ХХ века, родившийся в украинском городе Чугуеве под

Харьковом, создавший немало произведений на украинскую

тематику, занимавший с 1898 по 1907 г. должность ректора

Высшего художественного училища при Академии художеств:

а) А.И. Куинджи;

б) И.Е. Репин;

в) В.М. Васнецов.

 

13.Архитектурный стиль, который в начале ХIХ века пришел на

смену классическому стилю:

а) рококо;

б) ампир;

в) необарокко.

 

 

14.Известный украинский архитектор конца ХVIII – начала ХIХ

века, который на протяжении тридцати лет был главным

архитектором Киева:

а) П. Ярославский;

б) А. Меленский;

в) О. Оберетти.

 

15.Известный скульптор конца ХVIII – первой трети ХIХ века,

выходец с Украины, автор памятников князю Потемкину в

Херсоне, А. Ришелье в Одессе, Минину и Пожарскому в

Москве:

а) И. Мартос;

б) П. Клодт;

в) В. Демут-Малиновский.

 

16. Период народнического этапа национально-культурного

возрождения, к которому относится деятельность Кирилло-

Мефодиевского братства:

а) научный;

б) позитивистский;

в) романтический.

 

17.Первая «Украинская громада» на территории Украины,

которую возглавил историк и этнограф Вл. Антонович,

возникла в:

а) Харькове;

б) Одессе;

в) Киеве.

 

18.Членом этой громады был автор слов гимна, известного сегодня

как «Молитва за Украину», писатель, правовед, педагог:

а) Александр Конисский;

б) Михаил Драгоманов;

в) Павел Чубынский.

 

19.Первую украинскую профессиональную труппу в Киеве, в

состав которой входила знаменитая актриса Мария

Заньковецкая, возглавил известный писатель, актер и режиссер:

а) Михаил Старицкий;

б) Панас Саксаганский (Тобилевич);

в) Марк Кропивницкий.

 

20.Основоположник украинской классической музыки:

а) Николай Лысенко;

б) Михаил Вербицкий;

в) Александр Кошиц.

 

21.Одной из ключевых фигур украинской общественно-

политической и социально-философской мысли ХIХ века был

историк, философ, экономист, публицист, основатель

альманаха «Громада»:

а) Вл. Антонович;

б) Михаил Драгоманов;

в) Борис Познанский.

 

22.Днем рождения украинского оперного театра считается

премьера на сцене Киевского городского театра 24 января

1874 года:

а) народной героической оперы «Гаркуша»;

б) оперетты «Рождественская ночь»;

в) оперетты «Черноморцы».

 

23.Ведущая роль в развитии украинского языковедения в ХIХ

веке принадлежала известному украинскому филологу:

а) А. Потебне;

б) П. Билецкому-Носенко;

в) К. Шейковскому.

 

24.Произведение Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» − это:

а) бурлеск;

б) реалистическая поэма;

в) героико-романтическая поэма.

 

25.Один из основоположников национальной реалистической

школы в скульптуре ХIХ – начала ХХ века:

а) И. Мартос;

б) М. Микешин;

в) П. Забила.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Сущность, структура и основные функции культуры.

2. Национальная культура как этносоциальная категория.

3. Генезис и основные этапы развития украинской культуры.

4. Особенности менталитета украинского народа.

5. Природа в украинской культуре и духовности.

6. Особенности первобытной культуры. Художественное творчество первобытного человека на украинских землях.

7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре.

8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы и тавры.

9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов.

10. Пантеон скифских богов.

11. Культура античных городов-государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен.

12. Религиозные верования славян-язычников.

13. Культура восточных славян на этапе создания государства.

14. Культура Киевской Руси: общая характеристика.

15. Архитектура Киевской Руси.

16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра.

17. Феномен древнерусской иконы.

18. Литература Киевской Руси.

19. Былинный цикл: основные темы и герои.

20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси.

21. Культура Владимиро-Суздальского княжества.

22. Культура Галицко-Волынского княжества.

23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода.

24. Украинские гуманисты XV-XVI вв.: Ю. Дрогобыч, П. Русин, С. Ореховский-Роксолан.

25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры.

26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры.

27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуре Украины.

28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры.

29. Архитектура Украины литовско-польского периода.

30. Изобразительное искусство Украины литовско-польского периода: иконопись, портрет, книжная графика.

 

31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр.

32. Устное народное творчество: исторические песни и думы.

33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине XVII-XVIII в.

34. Феномен казацкой культуры.

35. Гетманская держава и ее роль в развитии самобытных черт украинской культуры.

36. Архитектура украинского барокко и ее особенности.

37. Модель мира и человека в творчестве Г.С. Сковороды.

38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке.

39. Творчество украинских композиторов XVIII в.: М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель.

40. Украинская портретная живопись XVIII-начала XIX в.: А. Лосенко, В. Боровиковский, Д. Левицкий.

41. Классицизм в украинской культуре XVIII-начала XIX в.

42. Роль творчества И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко и Т. Шевченко в становлении новой украинской литературы.

43. Романтизм в украинской культуре.

44. Украинские этнографы и фольклористы XIX в.

45. Особенности украинской архитектуры XIX – начала ХХ в.

46. Украинская литература второй половины XIX – начала ХХ в.

47. Украинское изобразительное искусство XIX – начала ХХ в.

48. Развитие литературы и искусства в западноукраинских землях XIX – начала ХХ в.

49. Украинская тематика в русской литературе и искусстве XIX – начала ХХ в.

50. Импрессионизм и экспрессионизм в украинской культуре.

51. Украинское музыкальное искусство XIX –начала ХХ в.

52. Н. Лысенко как классик украинского музыкального искусства.

53. Творчество Леси Украинки.

54. Украинский авангард.

55. Становление и развитие модернизма в Украине.

56. Украинский театр ХХ в.

57. Изобразительное искусство в Украине ХХ в.

58. Украинская архитектура ХХ в.

59. Музыкальная культура ХХ в.

60. Постмодернизм в украинской культуре.

61. Украинская литература ХХ в.

62. Творчество А. Довженко.

63. Основные тенденции развития украинской культуры на рубеже веков.

64. Основные центры народных промыслов и их специфика.

65. Культура украинского зарубежья.

66. Место и роль украинской культуры и мировой культуре.

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Абстракционизм – ( лат. abstraction – отвлечение) − художественное мировоззрение, направление в живописи и скульптуре ХХ века, для которого характерно полное отрицание реализма, замена натуралистической предметности свободной игрой линий, форм, цветов. Среди основателей абстрактного искусства − В.Кандинский, К. Малевич.

Авангардизм – (фр. avantgardisme, от avant – передовой, и garde охрана ) – условное наименование художественных течений в искусстве ХХ века. Возникает на почве анархического субъективного миропонимания и характеризуется разрывом с предшествующей реалистической традицией, формалистическими поисками новых средств художественного выражения.

Аккультурация – (англ. аcculturation, от лат. ad. – к, и cultura – образование, развитие) – процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. Во второй половине ХХ века аккультурация трактуется более широко как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

Ампир – (фр. empire – империя, от лат. imperium – власть) – стиль в западноевропейском декоративном искусстве начала ХIХ века, сформировавшийся при дворе Наполеона I. Особенно ярко ампир проявляется в интерьере, мебели, посуде.

Анимизм – (от лат. anima − душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений; обязательный элемент всякой религии.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Апокриф – произведение иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включенное в канонический текст Библии и отвергаемое Церковью как недостоверное.

Апостол − (греч. «посланник») – согласно Нового Завета, непосредственный ученик Иисуса Христа. Первым в качестве апостола был призван Андрей Первозванный. В «Повести временных лет» сообщается, что он побывал в Тавриде, затем поднялся по Днепру и водрузил крест на киевских горах.

«Апостол» − первая печатная книга в Украине; издана И. Федоровым в феврале 1574 года во Львове.

Артефакт – (лат. аrtefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, созданные людьми. К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, в том числе – научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т.е. все то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества.

Архетип (греч. arhe – начало и typos − образ) − прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип − это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Байда – обобщенный образ патриота родной земли, борца против турецко-татарского гнета.

Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением.

Барокко – (лат. barocco – причудливый) – художественный стиль ХVI – ХVIII вв. в Западной Европе, отличавшийся декоративностью, живописностью, причудливостью форм. Получил наибольшее распространение в архитектуре. Стиль отражал динамизм модели мира и внутреннюю противоречивость человека.

Барокко украинское (казацкое) – художественный стиль в украинском искусстве ХVII – ХVIII вв., отличающийся от западноевропейского барокко меньшим количеством украшений, простотой и спокойствием.

Берегиня – образ доброго духа в верованиях восточных славян.

Братства – национально-религиозные и общественно-культурные организации в Украине конца ХVI – ХVIII в.

Былины − народные эпические песни периода Киевской Руси.

Вертеп − ( старослав. «пещера») переносной театрмарионеток, место кукольных представлений на библейские сюжеты, связанные с Рождеством.

Веснянки – вид календарно-обрядовых песен.

Гайдамаки – участники национально-освободительной борьбы против польского гнета на Правобережной Украине ХVIII в.

Гетман – (польск. «командир, командующий», нем. «главный человек, начальник») – военачальник казацкого войска на Запорожье, глава реестровых казаков, правитель гетманщины на Левобережной Украине.

Гривня – основная денежная единица Киевской Руси, а с 1996 года и современной Украины.

Гуманизм − (лат. − человеческий, человечный, образованный)− прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Декаденство – (фр. decadence, от лат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины ХIХ – начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами декаденства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, отстаивание свободы личности через погружение в сферу индивидуальных переживаний, любования красотой увядания жизни.

Детинец − центральная укрепленная часть древнерусского города; с ХIV века – кремль.

Дольмены − (брет.) − древнее 3-2 тыс. лет до н.э. погребальное сооружение в виде большого ящика, накрытого плоской плитой.

Думы – лирико-эпические произведения украинской устной словесности о событиях из жизни казацкой Украины ХVI – ХVII вв.; исполнялись речитативом под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры.

Жанр – (фр. «род, вид») – понятие, используемое для выделения внутренних подразделов литературы и искусства.

Жития святых (агиографическая литература) – вид церковной литературы, жизнеописания людей, канонизированных Христианской Церковью. Как правило, анонимны (автор не известен или не назван). В отличие от апокрифов, жития святых – канонические, признанные Церковью книги.

Запорожская Сечь – общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, возникшая за Днепровскими порогами в первой половине ХVI века; ликвидирована царским правительством в 1775 году.

Икона − (греч. еikon − изображение, образ) – станковое произведение религиозной жипописи (образ сакрального мира), предмет культа. Икона представляет символическое изображение религиозного образа (Христа, Богоматери, святых), какой-либо сцены «Священного Писания».

Импрессионизм – (фр. impression – впечатление) – художественное мировоззрение, ориентированное на субъективное отображение неповторимости мгновений бытия. Как отдельное направление в искусстве возникает в 1860-х годах у французских художников (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега). Элементы импрессионизма имеют место в произведениях украинских писателей М. Коцюбинского, Н. Хвилевого и других, художников А. Мурашко, С. Васильковского, Н. Пимоненко и других.

Инкультурация – процесс вхождения в культуру; в ходе его индивид усваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.

Канон – (греч. «правило, норма, мерило») – совокупность художественных приемов и правил, считающихся обязательными в ту или иную эпоху.

Китч – (нем. кitsch – халтура, безвкусица) – продукт массовой культуры, рассчитанный на внешний, коммерческий успех; характеризуется претензией на художественную ценность при низком художественном и идейном содержании.

Классици́зм − (фр. classicisme, от лат. classicus − образцовый) − художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII − ХIХ вв. В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции.

Кобзарь – украинский народный певец, сопровождающий свое пение игрой на кобзе или бандуре.

Контркультура − (лат. − против) − направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. К. получила распространение среди молодёжи стран Запада в 60-70гг. XX в. Для К. характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры, культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Теория К. ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью. В 1970-е годы движение К. зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.

Кромлехи − (брет.) − древнее культовое сооружение в виде круглых оград из огромных камней.

Кубизм (фр. cube – куб) – модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ в., знаменующее собой разрыв с традициями реализма. Характерной особенностью кубизма является конституирование объемной формы на плоскости, использование простых геометрических форм (куба, конуса, цилиндра), подчеркивающих устойчивость, предметность мира. Представители: Ж. Брак, П. Пикассо, В. Кандинский и другие.

Культура − (лат. cultura − возделывание, земледелие, воспитание, почитание) − область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний).

Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, поскольку связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью.

Культурогенез − процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Культурология − (лат. cultura − возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος − мысль, причина) − наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину в середине XX века.

Летопись – вид повествовательной литературы ХI − ХVII веков; погодная запись исторических событий, сделанная их современником.

Магия − (греч. − волшебство, колдовство) − совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. М. − одна из форм древней духовной культуры.

Мазанка – дом с деревянной основой, простенки которого заплетены лозой или хворостом и обмазаны глиной, смешанной с мелко нарезанной соломой.

Малороссия – название Украины в официальных актах царской России и российской историографии.

Материальная культура – культура труда и материального производствап, быта места проживания, отношения к собственному телу и т.п.

Менгиры − (брет.) − вертикально врытый в землю длинный (высотой 4-5 м и более) древний культовый памятник.

Меценат – (лат. Мaecenas – по имени римского государственного деятеля) – человек, покровительствующий развитию искусств, наук и оказывающий им, в отличие от спонсора, бескорыстную финансовую поддержку; покровительствующий какому-либо делу вообще.

Менталите́т − (фр. Mentalite, нем. Mentalität от позднелат. Mentalis − умственный) − в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы). Однако чаще всего данное слово употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос). Индивидуалистский лексический оттенок слова постепенно уходит в прошлое.

Миф − (др.-греч. μῦθος) в литературе − сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; определенное представление о мире.

Моде́рн − (от фр. moderne современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil − «молодой стиль») художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX − начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Мозаика – узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева.

Народная драма – один из жанров народнопоэтического творчества, драматическое действие которого основано на фольклоре; со времен Киевской Руси исполнялась странствующими актерами (скоморохами).

Община – (громада) – производственный и социально-бытовой коллектив, имеющий собственные органы самоуправления.

Плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в Х − ХIII веках на Руси.

Полемическая литература – литературныепроизведения церковно-теологического и художественно-публицистического характера в Украине ХVI – ХVII веков, направленные против полонизации, католизации и унии в защиту православной веры.

Политеизм – вера в существование множества богов.

Постмодернизм – (англ.рostmodernism ) – тип художественного мышления и способ отображения действительности в литературе, эстетике, философии ХХ века. Постмодернизм декларирует свободу выбора тем, жанров, стирание границ между высоким и низким, реальностью и вымыслом, искусством и действительностью.

«Просвiтa» − общественная организация в Украине, выполняющая культурно-образовательные функции; основана в 1868 году во Львове.

Реали́зм − (лат. realis - «существенный», «действительный», от res — «вещь») − стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

Род – бог – творец Вселенной в славянской мифологии. Его культ сформировался в бронзовом веке и просуществовал несколько тысячелетий.

Рококо – (фр. rococo) – стилевое направление в Европе первой половины ХVIII века. Возникновение и развитие рококо связано с развитием абсолютизма, отсюда – уход в мир фантазии, театрализации, игры, мифологических и пасторальных мотивов. Для рококо характерны изящные произведения, экзотика, грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Заимствуются мотивы китайского искусства, распространяются маленькие статуэтки из фарфора, роспись на фарфоре и тканях. В Украине элементы этого стиля в самом конце столетия использовал известный архитектор И. Григорович – Барский.

Романтизм – ( фр. romantismе) – идейно-художественное направление в европейской культуре конца ХVIII – начала ХIХ в. Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости. Обыденной жизни романтизм противопоставляет сильные страсти и жизнь духа, тайные движения души, бессознательное, интуитивное. В Украине известны Харьковская школа романтиков и «Русская троица» (Галичина). На политическом романтизме основано Кирилло-Мефодиевское братство.

Скань – художественные изделия из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки.

Синкретизм − ( греч. − соединение, объединение) − слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., С. первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека в первобытной культуре).

Скоморохи − странствующие средневековые актеры, певцы и музыканты; впервые упоминаются в летописях Киевской Руси 1068 года.

Социализация (лат. socialis − общественный) – процесс усвоения индивидом определенных социальных норм, знаний, умений и навыков, правил жизни, позволяющих ему стать полноправным членом общества, правильно взаимодействовать с культурным окружением.
Субкультура − совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. Напр., городская и сельская С., молодёжная С. и т.д.

Табу − (полинезийск.) − запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось.

Театр – (греч. «место, предназначенное для зрелища») – вид искусства, изображающий жизнь в сценических действиях. Первые украинские профессиональные театры были созданы в конце ХVIII – начале ХIХ века в Харькове, Киеве, Одессе и Полтаве.

Тотемизм − комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животными или растениями, которые представляются предкам-покровителями). Тотемизм был распространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.

Трипольская культура – археологическая культура ранних земледельческо-скотоводческих племен юго-восточной Европы; сыграла важную роль в формировании населения Украины.

Универсалии культуры − своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базовых (физиологических, психологических, социальных) потребностей человека.

Феерия – театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. К жанру феерии относится «Лісова пісня» Л. Украинки.

Формализм – направление в литературе и искусстве, представители которого уделяют главное внимание форме художественного произведения и пренебрегают его содержанием.

Фре́ска − (от итал. Affresco - свежий) − живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. В широком смысле – всякая монументальная роспись.

Футуризм – (от лат. futurum – будущее) – авангардистское направление в искусстве и литературе ХХ века. Для представителей характерны демонстративный разрыв с традиционной культурой, отказ от классического наследия, эксперименты в области слова, эпатаж публики и зачастую литературное хулиганство. Одним из основоположников этого направления является украинский поэт и художник Давид Бурлюк.

Храмовая архитектура – соборы, церкви, часовни и другие сооружения, связанные с религией, богослужением и церковью.

Христианство − (греч. − "помазанник", "мессия") − одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I века в Палестине, в IVв. стало господствующей религией Римской империи. Х. как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; всё создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в посмертное воздаяние и установление Царства Божьего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.156.156 (0.141 с.)