Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура первобытного общества на территории Украины1. По мнению летописца Нестора, прародиной древних славян является: а) Прибалтика; б) Причерноморье; в) Дунайский регион.
2. Тип культуры, сложившийся на территории украинских земель в эпоху неолита (VI – III тыс. до н.э.): а) автохонная охотничья; б) пришлая земледельческая; в) и автохонная охотничья, и пришлая земледельческая.
3. Основоположник теории автохонного происхождения украинского народа: а) Викентий Хвойка; б) Михаил Драгоманов; в) Михаил Грушевский.
4. Юго-западная культурно-хозяйственная зона в границах Украины относится к: а) охотничье-рыболовецкой; б) земледельческо-скотоводческой; в) смешанной.
5. Основное занятие представителей мезинской культуры: а) охота; б) земледелие; в) рыбалка.
6. Главное божество трипольцев: а) богиня-мать – символ плодородия земли; б) солнце; в) дух предков.
7. Песчаные плитки-чуринги, представленные в образцах искусства Каменной Могилы эпохи протонеолита, выполнены в форме: а) птиц; б) животных; в) речных рыб.
8. По одной из версий Геродота, прародительницей скифов является богиня: а) Апи; б) Табити; в) Аргимпаса.
9. Первобытный период на территории Украины завершается: а) энеолитом; б) медным веком; в) бронзовым веком.
10.Древнейший народ на территории Украины, название которого сохранилось в письменных источниках: а) киммерийцы; б) анты; в) тавры; г) венеды.
Тест № 2 ( учебный) Культура Киевской Руси 1.Легендарная традиция относит основание города Киева братьями Кием, Хоревом и Щеком ко второй половине: а) V в.; б) VI в.; в) VII в.
2. Киев – будущая столица Руси – находился на землях, где проживали: а) словены; б) древляне; в) поляне.
3. Согласно «Повести временных лет», славяне являются потомками сына Ноя: а) Хама; б) Иафета; в) Сима.
4. Летописец Нестор называет Киев «матерью городов русских»; «матерью» же русских храмов считают: а) Софию Киевскую; б) Десятинную церковь; в) Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
5. Киевский летописец утверждает, что название «Руска земля» появилось в: а) 752 году; б) 852 году; в) 952 году.
6. Автором «Слова о Законе и Благодати» является киевский митрополит-русин: а) Илларион; б) Кирилл Туровский; в) Климент Смолятич.
7. Князь Игорь, герой «Слова о полку Игореве», отправился в поход на: а) хазар; б) печенегов; в) половцев.
8. «Олеговой могилой» в Киеве называют: а) Старокиевскую гору; б) Щековицу; в) Хоревицу.
9. Первым киевским митрополитом стал грек: а) Михаил; б) Илларион; в) Анастас.
10. Корсунская икона Божией Матери, которую князь Владимир, по преданию, привез в Киев из Херсонеса, относится к иконографическому типу: а) Умиление (Елеуса); б) Молящаяся (Оранта); в) Путеводительница (Одигитрия).
11. В миниатюрах старейшего датированного памятника древнерусской письменности «Остромирова Евангелия», созданного для наместника киевского князя Изяслава – новгородского посадника Остромира, отсутствует изображение евангелиста: а) Марка; б) Луки; в) Иоанна; г) Матфея.
12. Княгиня Ольга, чтобы почтить память первого христианского киевского князя Аскольда, построила над его могилой церковь во имя: а) св. Ильи; б) св. Ирины; в) св. Николая.
13. Самым «византийским» храмом Древней Руси специалисты считают: а) Софийский собор в Полоцке; б) Михайловский златоверхий собор в Киеве; в) Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
14. Музыкальный инструмент, на котором виртуозно играл легендарный Боян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве»: а) бандура; б) гусли; в) кобза.
15. Наиболее распространенный в Киевской Руси тип храма: а) базилика; б) одноглавый храм с основанием кубической формы; в) многоглавый крестово-купольный храм.
16. Дочь Ярослава Мудрого, ставшая женой норвежского короля Гарольда Смелого: а) Анна; б) Елизавета; в) Анастасия.
17. Былинный богатырь времен князя Владимира, победивший в борцовском поединке великана-печенега, и тем спасший Киев от вражеского нашествия: а) Кирилл Кожемяка; б) Ян Усмарь; в) Микула Селянинович.
Тест № 3 ( учебный) Украинская культура ХIХ – начала ХХ в. 1.Дворянский этап национально-культурного возрождения в Украине в периодизации профессора Пражского университета М. Троха соответствует: а) культурному; б) академическому; в) политическому.
2.По мнению современных исследователей, национально-культурное возрождение в Украине началось в: а) последней четверти ХVIII в.; б) первой четверти ХIХ в.; в) второй четверти ХIХ в.
3.Национально-культурное возрождение в Галичине связывают с именем: а) Маркияна Шашкевича; б) Ивана Франко; в) Ивана Вагилевского.
4.Формирование политических партий в процессе национально- культурного возрождения характерно для: а) народнического этапа; б) дворянского этапа; в) модернистского этапа.
5.Важнейшим произведением украинской национально-политической мысли конца ХVIII − начала ХIХ века называют: а) «Летопись» Г. Грабьянки; б) «Историю Малой России» Д. Бантыша-Каменского; в) «Историю Русов» (автор неизвестен).
6.Первым на землях Восточной Украины был открыт университет в: а) Киеве; б) Одессе; в) Харькове.
7.Основоположником художественной прозы новой украинской литературы был: а) Г. Квитка-Основьяненко; б) И. Котляревский; в) М. Шашкевич.
8.Известный украинский поэт, автор романтической поэмы «Богдан» (1843): а) Лев Боровиковский; б) Евг. Гребенка; в) Амвросий Метлинский.
9. Основоположник критического реализма в украинской литературе: а) Н. Костомаров; б) Т. Шевченко; в) П. Кулиш.
10.Первым ректором Харьковского университета стал известный украинский писатель, автор песен и баллад: а) П. Гулак-Артемовский; б) Измаил Срезневский; в) Василий Каразин.
11.Полтавский театр возглавил: а) Г. Квитка-Основьяненко; б) С. Гулак-Артемовский; в) И. Котляревский.
12.Великий русский художник второй половины ХIХ – первой трети ХХ века, родившийся в украинском городе Чугуеве под Харьковом, создавший немало произведений на украинскую тематику, занимавший с 1898 по 1907 г. должность ректора Высшего художественного училища при Академии художеств: а) А.И. Куинджи; б) И.Е. Репин; в) В.М. Васнецов.
13.Архитектурный стиль, который в начале ХIХ века пришел на смену классическому стилю: а) рококо; б) ампир; в) необарокко.
14.Известный украинский архитектор конца ХVIII – начала ХIХ века, который на протяжении тридцати лет был главным архитектором Киева: а) П. Ярославский; б) А. Меленский; в) О. Оберетти.
15.Известный скульптор конца ХVIII – первой трети ХIХ века, выходец с Украины, автор памятников князю Потемкину в Херсоне, А. Ришелье в Одессе, Минину и Пожарскому в Москве: а) И. Мартос; б) П. Клодт; в) В. Демут-Малиновский.
16. Период народнического этапа национально-культурного возрождения, к которому относится деятельность Кирилло- Мефодиевского братства: а) научный; б) позитивистский; в) романтический.
17.Первая «Украинская громада» на территории Украины, которую возглавил историк и этнограф Вл. Антонович, возникла в: а) Харькове; б) Одессе; в) Киеве.
18.Членом этой громады был автор слов гимна, известного сегодня как «Молитва за Украину», писатель, правовед, педагог: а) Александр Конисский; б) Михаил Драгоманов; в) Павел Чубынский.
19.Первую украинскую профессиональную труппу в Киеве, в состав которой входила знаменитая актриса Мария Заньковецкая, возглавил известный писатель, актер и режиссер: а) Михаил Старицкий; б) Панас Саксаганский (Тобилевич); в) Марк Кропивницкий.
20.Основоположник украинской классической музыки: а) Николай Лысенко; б) Михаил Вербицкий; в) Александр Кошиц.
21.Одной из ключевых фигур украинской общественно- политической и социально-философской мысли ХIХ века был историк, философ, экономист, публицист, основатель альманаха «Громада»: а) Вл. Антонович; б) Михаил Драгоманов; в) Борис Познанский.
22.Днем рождения украинского оперного театра считается премьера на сцене Киевского городского театра 24 января 1874 года: а) народной героической оперы «Гаркуша»; б) оперетты «Рождественская ночь»; в) оперетты «Черноморцы».
23.Ведущая роль в развитии украинского языковедения в ХIХ веке принадлежала известному украинскому филологу: а) А. Потебне; б) П. Билецкому-Носенко; в) К. Шейковскому.
24.Произведение Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» − это: а) бурлеск; б) реалистическая поэма; в) героико-романтическая поэма.
25.Один из основоположников национальной реалистической школы в скульптуре ХIХ – начала ХХ века: а) И. Мартос; б) М. Микешин; в) П. Забила.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 1. Сущность, структура и основные функции культуры. 2. Национальная культура как этносоциальная категория. 3. Генезис и основные этапы развития украинской культуры. 4. Особенности менталитета украинского народа. 5. Природа в украинской культуре и духовности. 6. Особенности первобытной культуры. Художественное творчество первобытного человека на украинских землях. 7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре. 8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы и тавры. 9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов. 10. Пантеон скифских богов. 11. Культура античных городов-государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен. 12. Религиозные верования славян-язычников. 13. Культура восточных славян на этапе создания государства. 14. Культура Киевской Руси: общая характеристика. 15. Архитектура Киевской Руси. 16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра. 17. Феномен древнерусской иконы. 18. Литература Киевской Руси. 19. Былинный цикл: основные темы и герои. 20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси. 21. Культура Владимиро-Суздальского княжества. 22. Культура Галицко-Волынского княжества. 23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода. 24. Украинские гуманисты XV-XVI вв.: Ю. Дрогобыч, П. Русин, С. Ореховский-Роксолан. 25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры. 26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры. 27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуре Украины. 28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры. 29. Архитектура Украины литовско-польского периода. 30. Изобразительное искусство Украины литовско-польского периода: иконопись, портрет, книжная графика.
31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр. 32. Устное народное творчество: исторические песни и думы. 33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине XVII-XVIII в. 34. Феномен казацкой культуры. 35. Гетманская держава и ее роль в развитии самобытных черт украинской культуры. 36. Архитектура украинского барокко и ее особенности. 37. Модель мира и человека в творчестве Г.С. Сковороды. 38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке. 39. Творчество украинских композиторов XVIII в.: М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель. 40. Украинская портретная живопись XVIII-начала XIX в.: А. Лосенко, В. Боровиковский, Д. Левицкий. 41. Классицизм в украинской культуре XVIII-начала XIX в. 42. Роль творчества И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко и Т. Шевченко в становлении новой украинской литературы. 43. Романтизм в украинской культуре. 44. Украинские этнографы и фольклористы XIX в. 45. Особенности украинской архитектуры XIX – начала ХХ в. 46. Украинская литература второй половины XIX – начала ХХ в. 47. Украинское изобразительное искусство XIX – начала ХХ в. 48. Развитие литературы и искусства в западноукраинских землях XIX – начала ХХ в. 49. Украинская тематика в русской литературе и искусстве XIX – начала ХХ в. 50. Импрессионизм и экспрессионизм в украинской культуре. 51. Украинское музыкальное искусство XIX –начала ХХ в. 52. Н. Лысенко как классик украинского музыкального искусства. 53. Творчество Леси Украинки. 54. Украинский авангард. 55. Становление и развитие модернизма в Украине. 56. Украинский театр ХХ в. 57. Изобразительное искусство в Украине ХХ в. 58. Украинская архитектура ХХ в. 59. Музыкальная культура ХХ в. 60. Постмодернизм в украинской культуре. 61. Украинская литература ХХ в. 62. Творчество А. Довженко. 63. Основные тенденции развития украинской культуры на рубеже веков. 64. Основные центры народных промыслов и их специфика. 65. Культура украинского зарубежья. 66. Место и роль украинской культуры и мировой культуре.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Абстракционизм – ( лат. abstraction – отвлечение) − художественное мировоззрение, направление в живописи и скульптуре ХХ века, для которого характерно полное отрицание реализма, замена натуралистической предметности свободной игрой линий, форм, цветов. Среди основателей абстрактного искусства − В.Кандинский, К. Малевич. Авангардизм – (фр. avantgardisme, от avant – передовой, и garde охрана ) – условное наименование художественных течений в искусстве ХХ века. Возникает на почве анархического субъективного миропонимания и характеризуется разрывом с предшествующей реалистической традицией, формалистическими поисками новых средств художественного выражения. Аккультурация – (англ. аcculturation, от лат. ad. – к, и cultura – образование, развитие) – процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. Во второй половине ХХ века аккультурация трактуется более широко как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. Ампир – (фр. empire – империя, от лат. imperium – власть) – стиль в западноевропейском декоративном искусстве начала ХIХ века, сформировавшийся при дворе Наполеона I. Особенно ярко ампир проявляется в интерьере, мебели, посуде. Анимизм – (от лат. anima − душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений; обязательный элемент всякой религии. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апокриф – произведение иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включенное в канонический текст Библии и отвергаемое Церковью как недостоверное. Апостол − (греч. «посланник») – согласно Нового Завета, непосредственный ученик Иисуса Христа. Первым в качестве апостола был призван Андрей Первозванный. В «Повести временных лет» сообщается, что он побывал в Тавриде, затем поднялся по Днепру и водрузил крест на киевских горах. «Апостол» − первая печатная книга в Украине; издана И. Федоровым в феврале 1574 года во Львове. Артефакт – (лат. аrtefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, созданные людьми. К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, в том числе – научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т.е. все то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества. Архетип − (греч. arhe – начало и typos − образ) − прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип − это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства. Байда – обобщенный образ патриота родной земли, борца против турецко-татарского гнета. Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением. Барокко – (лат. barocco – причудливый) – художественный стиль ХVI – ХVIII вв. в Западной Европе, отличавшийся декоративностью, живописностью, причудливостью форм. Получил наибольшее распространение в архитектуре. Стиль отражал динамизм модели мира и внутреннюю противоречивость человека. Барокко украинское (казацкое) – художественный стиль в украинском искусстве ХVII – ХVIII вв., отличающийся от западноевропейского барокко меньшим количеством украшений, простотой и спокойствием. Берегиня – образ доброго духа в верованиях восточных славян. Братства – национально-религиозные и общественно-культурные организации в Украине конца ХVI – ХVIII в. Былины − народные эпические песни периода Киевской Руси. Вертеп − ( старослав. «пещера») – переносной театрмарионеток, место кукольных представлений на библейские сюжеты, связанные с Рождеством. Веснянки – вид календарно-обрядовых песен. Гайдамаки – участники национально-освободительной борьбы против польского гнета на Правобережной Украине ХVIII в. Гетман – (польск. «командир, командующий», нем. «главный человек, начальник») – военачальник казацкого войска на Запорожье, глава реестровых казаков, правитель гетманщины на Левобережной Украине. Гривня – основная денежная единица Киевской Руси, а с 1996 года и современной Украины. Гуманизм − (лат. − человеческий, человечный, образованный)− прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Декаденство – (фр. decadence, от лат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины ХIХ – начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами декаденства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, отстаивание свободы личности через погружение в сферу индивидуальных переживаний, любования красотой увядания жизни. Детинец − центральная укрепленная часть древнерусского города; с ХIV века – кремль. Дольмены − (брет.) − древнее 3-2 тыс. лет до н.э. погребальное сооружение в виде большого ящика, накрытого плоской плитой. Думы – лирико-эпические произведения украинской устной словесности о событиях из жизни казацкой Украины ХVI – ХVII вв.; исполнялись речитативом под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры. Жанр – (фр. «род, вид») – понятие, используемое для выделения внутренних подразделов литературы и искусства. Жития святых (агиографическая литература) – вид церковной литературы, жизнеописания людей, канонизированных Христианской Церковью. Как правило, анонимны (автор не известен или не назван). В отличие от апокрифов, жития святых – канонические, признанные Церковью книги. Запорожская Сечь – общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, возникшая за Днепровскими порогами в первой половине ХVI века; ликвидирована царским правительством в 1775 году. Икона − (греч. еikon − изображение, образ) – станковое произведение религиозной жипописи (образ сакрального мира), предмет культа. Икона представляет символическое изображение религиозного образа (Христа, Богоматери, святых), какой-либо сцены «Священного Писания». Импрессионизм – (фр. impression – впечатление) – художественное мировоззрение, ориентированное на субъективное отображение неповторимости мгновений бытия. Как отдельное направление в искусстве возникает в 1860-х годах у французских художников (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега). Элементы импрессионизма имеют место в произведениях украинских писателей М. Коцюбинского, Н. Хвилевого и других, художников А. Мурашко, С. Васильковского, Н. Пимоненко и других. Инкультурация – процесс вхождения в культуру; в ходе его индивид усваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. Канон – (греч. «правило, норма, мерило») – совокупность художественных приемов и правил, считающихся обязательными в ту или иную эпоху. Китч – (нем. кitsch – халтура, безвкусица) – продукт массовой культуры, рассчитанный на внешний, коммерческий успех; характеризуется претензией на художественную ценность при низком художественном и идейном содержании. Классици́зм − (фр. classicisme, от лат. classicus − образцовый) − художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII − ХIХ вв. В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции. Кобзарь – украинский народный певец, сопровождающий свое пение игрой на кобзе или бандуре. Контркультура − (лат. − против) − направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. К. получила распространение среди молодёжи стран Запада в 60-70гг. XX в. Для К. характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры, культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Теория К. ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью. В 1970-е годы движение К. зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп. Кромлехи − (брет.) − древнее культовое сооружение в виде круглых оград из огромных камней. Кубизм (фр. cube – куб) – модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ в., знаменующее собой разрыв с традициями реализма. Характерной особенностью кубизма является конституирование объемной формы на плоскости, использование простых геометрических форм (куба, конуса, цилиндра), подчеркивающих устойчивость, предметность мира. Представители: Ж. Брак, П. Пикассо, В. Кандинский и другие. Культура − (лат. cultura − возделывание, земледелие, воспитание, почитание) − область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, поскольку связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культурогенез − процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей. Культурология − (лат. cultura − возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος − мысль, причина) − наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину в середине XX века. Летопись – вид повествовательной литературы ХI − ХVII веков; погодная запись исторических событий, сделанная их современником. Магия − (греч. − волшебство, колдовство) − совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. М. − одна из форм древней духовной культуры. Мазанка – дом с деревянной основой, простенки которого заплетены лозой или хворостом и обмазаны глиной, смешанной с мелко нарезанной соломой. Малороссия – название Украины в официальных актах царской России и российской историографии. Материальная культура – культура труда и материального производствап, быта места проживания, отношения к собственному телу и т.п. Менгиры − (брет.) − вертикально врытый в землю длинный (высотой 4-5 м и более) древний культовый памятник. Меценат – (лат. Мaecenas – по имени римского государственного деятеля) – человек, покровительствующий развитию искусств, наук и оказывающий им, в отличие от спонсора, бескорыстную финансовую поддержку; покровительствующий какому-либо делу вообще. Менталите́т − (фр. Mentalite, нем. Mentalität от позднелат. Mentalis − умственный) − в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы). Однако чаще всего данное слово употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос). Индивидуалистский лексический оттенок слова постепенно уходит в прошлое. Миф − (др.-греч. μῦθος) в литературе − сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; определенное представление о мире. Моде́рн − (от фр. moderne современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil − «молодой стиль») художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX − начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Мозаика – узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. Народная драма – один из жанров народнопоэтического творчества, драматическое действие которого основано на фольклоре; со времен Киевской Руси исполнялась странствующими актерами (скоморохами). Община – (громада) – производственный и социально-бытовой коллектив, имеющий собственные органы самоуправления. Плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в Х − ХIII веках на Руси. Полемическая литература – литературныепроизведения церковно-теологического и художественно-публицистического характера в Украине ХVI – ХVII веков, направленные против полонизации, католизации и унии в защиту православной веры. Политеизм – вера в существование множества богов. Постмодернизм – (англ.рostmodernism ) – тип художественного мышления и способ отображения действительности в литературе, эстетике, философии ХХ века. Постмодернизм декларирует свободу выбора тем, жанров, стирание границ между высоким и низким, реальностью и вымыслом, искусством и действительностью. «Просвiтa» − общественная организация в Украине, выполняющая культурно-образовательные функции; основана в 1868 году во Львове. Реали́зм − (лат. realis - «существенный», «действительный», от res — «вещь») − стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Род – бог – творец Вселенной в славянской мифологии. Его культ сформировался в бронзовом веке и просуществовал несколько тысячелетий. Рококо – (фр. rococo) – стилевое направление в Европе первой половины ХVIII века. Возникновение и развитие рококо связано с развитием абсолютизма, отсюда – уход в мир фантазии, театрализации, игры, мифологических и пасторальных мотивов. Для рококо характерны изящные произведения, экзотика, грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Заимствуются мотивы китайского искусства, распространяются маленькие статуэтки из фарфора, роспись на фарфоре и тканях. В Украине элементы этого стиля в самом конце столетия использовал известный архитектор И. Григорович – Барский. Романтизм – ( фр. romantismе) – идейно-художественное направление в европейской культуре конца ХVIII – начала ХIХ в. Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости. Обыденной жизни романтизм противопоставляет сильные страсти и жизнь духа, тайные движения души, бессознательное, интуитивное. В Украине известны Харьковская школа романтиков и «Русская троица» (Галичина). На политическом романтизме основано Кирилло-Мефодиевское братство. Скань – художественные изделия из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки. Синкретизм − ( греч. − соединение, объединение) − слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., С. первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека в первобытной культуре). Скоморохи − странствующие средневековые актеры, певцы и музыканты; впервые упоминаются в летописях Киевской Руси 1068 года. Социализация (лат. socialis − общественный) – процесс усвоения индивидом определенных социальных норм, знаний, умений и навыков, правил жизни, позволяющих ему стать полноправным членом общества, правильно взаимодействовать с культурным окружением. Табу − (полинезийск.) − запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось. Театр – (греч. «место, предназначенное для зрелища») – вид искусства, изображающий жизнь в сценических действиях. Первые украинские профессиональные театры были созданы в конце ХVIII – начале ХIХ века в Харькове, Киеве, Одессе и Полтаве. Тотемизм − комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животными или растениями, которые представляются предкам-покровителями). Тотемизм был распространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях. Трипольская культура – археологическая культура ранних земледельческо-скотоводческих племен юго-восточной Европы; сыграла важную роль в формировании населения Украины. Универсалии культуры − своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базовых (физиологических, психологических, социальных) потребностей человека. Феерия – театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. К жанру феерии относится «Лісова пісня» Л. Украинки. Формализм – направление в литературе и искусстве, представители которого уделяют главное внимание форме художественного произведения и пренебрегают его содержанием. Фре́ска − (от итал. Affresco - свежий) − живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. В широком смысле – всякая монументальная роспись. Футуризм – (от лат. futurum – будущее) – авангардистское направление в искусстве и литературе ХХ века. Для представителей характерны демонстративный разрыв с традиционной культурой, отказ от классического наследия, эксперименты в области слова, эпатаж публики и зачастую литературное хулиганство. Одним из основоположников этого направления является украинский поэт и художник Давид Бурлюк. Храмовая архитектура – соборы, церкви, часовни и другие сооружения, связанные с религией, богослужением и церковью. Христианство − (греч. − "помазанник", "мессия") − одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I века в Палестине, в IVв. стало господствующей религией Римской империи. Х. как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; всё создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в посмертное воздаяние и установление Царства Божьего. Цивилизация − (лат. сivis − гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие Ц. Столь же многозначны, как и "культура". Часто "цивилизация" и "культура" толкуются как синонимы, в литературном и публ
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.017 с.) |