Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура первобытного общества на территории Украины
1. По мнению летописца Нестора, прародиной древних славян является: а) Прибалтика; б) Причерноморье; в) Дунайский регион.
2. Тип культуры, сложившийся на территории украинских земель в эпоху неолита (VI – III тыс. до н.э.): а) автохонная охотничья; б) пришлая земледельческая; в) и автохонная охотничья, и пришлая земледельческая.
3. Основоположник теории автохонного происхождения украинского народа: а) Викентий Хвойка; б) Михаил Драгоманов; в) Михаил Грушевский.
4. Юго-западная культурно-хозяйственная зона в границах Украины относится к: а) охотничье-рыболовецкой; б) земледельческо-скотоводческой; в) смешанной.
5. Основное занятие представителей мезинской культуры: а) охота; б) земледелие; в) рыбалка.
6. Главное божество трипольцев: а) богиня-мать – символ плодородия земли; б) солнце; в) дух предков.
7. Песчаные плитки-чуринги, представленные в образцах искусства Каменной Могилы эпохи протонеолита, выполнены в форме: а) птиц; б) животных; в) речных рыб.
8. По одной из версий Геродота, прародительницей скифов является богиня: а) Апи; б) Табити; в) Аргимпаса.
9. Первобытный период на территории Украины завершается: а) энеолитом; б) медным веком; в) бронзовым веком.
10.Древнейший народ на территории Украины, название которого сохранилось в письменных источниках: а) киммерийцы; б) анты; в) тавры; г) венеды.
Тест № 2 ( учебный) Культура Киевской Руси 1.Легендарная традиция относит основание города Киева братьями Кием, Хоревом и Щеком ко второй половине: а) V в.; б) VI в.; в) VII в.
2. Киев – будущая столица Руси – находился на землях, где проживали: а) словены; б) древляне; в) поляне.
3. Согласно «Повести временных лет», славяне являются потомками сына Ноя: а) Хама; б) Иафета; в) Сима.
4. Летописец Нестор называет Киев «матерью городов русских»; «матерью» же русских храмов считают: а) Софию Киевскую; б) Десятинную церковь; в) Успенский собор Киево-Печерского монастыря.
5. Киевский летописец утверждает, что название «Руска земля» появилось в: а) 752 году; б) 852 году; в) 952 году.
6. Автором «Слова о Законе и Благодати» является киевский митрополит-русин: а) Илларион; б) Кирилл Туровский; в) Климент Смолятич.
7. Князь Игорь, герой «Слова о полку Игореве», отправился в поход на: а) хазар; б) печенегов; в) половцев.
8. «Олеговой могилой» в Киеве называют: а) Старокиевскую гору; б) Щековицу; в) Хоревицу.
9. Первым киевским митрополитом стал грек: а) Михаил; б) Илларион; в) Анастас.
10. Корсунская икона Божией Матери, которую князь Владимир, по преданию, привез в Киев из Херсонеса, относится к иконографическому типу: а) Умиление (Елеуса); б) Молящаяся (Оранта); в) Путеводительница (Одигитрия).
11. В миниатюрах старейшего датированного памятника древнерусской письменности «Остромирова Евангелия», созданного для наместника киевского князя Изяслава – новгородского посадника Остромира, отсутствует изображение евангелиста: а) Марка; б) Луки; в) Иоанна; г) Матфея.
12. Княгиня Ольга, чтобы почтить память первого христианского киевского князя Аскольда, построила над его могилой церковь во имя: а) св. Ильи; б) св. Ирины; в) св. Николая.
13. Самым «византийским» храмом Древней Руси специалисты считают: а) Софийский собор в Полоцке; б) Михайловский златоверхий собор в Киеве; в) Спасо-Преображенский собор в Чернигове.
14. Музыкальный инструмент, на котором виртуозно играл легендарный Боян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве»: а) бандура; б) гусли; в) кобза.
15. Наиболее распространенный в Киевской Руси тип храма: а) базилика; б) одноглавый храм с основанием кубической формы; в) многоглавый крестово-купольный храм.
16. Дочь Ярослава Мудрого, ставшая женой норвежского короля Гарольда Смелого: а) Анна; б) Елизавета; в) Анастасия.
17. Былинный богатырь времен князя Владимира, победивший в борцовском поединке великана-печенега, и тем спасший Киев от вражеского нашествия: а) Кирилл Кожемяка; б) Ян Усмарь; в) Микула Селянинович.
Тест № 3 ( учебный) Украинская культура ХIХ – начала ХХ в. 1.Дворянский этап национально-культурного возрождения в Украине в периодизации профессора Пражского университета М. Троха соответствует: а) культурному; б) академическому; в) политическому.
2.По мнению современных исследователей, национально-культурное возрождение в Украине началось в: а) последней четверти ХVIII в.; б) первой четверти ХIХ в.; в) второй четверти ХIХ в.
3.Национально-культурное возрождение в Галичине связывают с именем: а) Маркияна Шашкевича; б) Ивана Франко; в) Ивана Вагилевского.
4.Формирование политических партий в процессе национально- культурного возрождения характерно для: а) народнического этапа; б) дворянского этапа; в) модернистского этапа.
5.Важнейшим произведением украинской национально-политической мысли конца ХVIII − начала ХIХ века называют: а) «Летопись» Г. Грабьянки; б) «Историю Малой России» Д. Бантыша-Каменского; в) «Историю Русов» (автор неизвестен).
6.Первым на землях Восточной Украины был открыт университет в: а) Киеве; б) Одессе; в) Харькове.
7.Основоположником художественной прозы новой украинской литературы был: а) Г. Квитка-Основьяненко; б) И. Котляревский; в) М. Шашкевич.
8.Известный украинский поэт, автор романтической поэмы «Богдан» (1843): а) Лев Боровиковский; б) Евг. Гребенка; в) Амвросий Метлинский.
9. Основоположник критического реализма в украинской литературе: а) Н. Костомаров; б) Т. Шевченко; в) П. Кулиш.
10.Первым ректором Харьковского университета стал известный украинский писатель, автор песен и баллад: а) П. Гулак-Артемовский; б) Измаил Срезневский; в) Василий Каразин.
11.Полтавский театр возглавил: а) Г. Квитка-Основьяненко; б) С. Гулак-Артемовский; в) И. Котляревский.
12.Великий русский художник второй половины ХIХ – первой трети ХХ века, родившийся в украинском городе Чугуеве под Харьковом, создавший немало произведений на украинскую тематику, занимавший с 1898 по 1907 г. должность ректора Высшего художественного училища при Академии художеств: а) А.И. Куинджи; б) И.Е. Репин; в) В.М. Васнецов.
13.Архитектурный стиль, который в начале ХIХ века пришел на смену классическому стилю: а) рококо; б) ампир; в) необарокко.
14.Известный украинский архитектор конца ХVIII – начала ХIХ века, который на протяжении тридцати лет был главным архитектором Киева: а) П. Ярославский; б) А. Меленский; в) О. Оберетти.
15.Известный скульптор конца ХVIII – первой трети ХIХ века, выходец с Украины, автор памятников князю Потемкину в Херсоне, А. Ришелье в Одессе, Минину и Пожарскому в Москве: а) И. Мартос; б) П. Клодт; в) В. Демут-Малиновский.
16. Период народнического этапа национально-культурного возрождения, к которому относится деятельность Кирилло- Мефодиевского братства: а) научный; б) позитивистский; в) романтический.
17.Первая «Украинская громада» на территории Украины, которую возглавил историк и этнограф Вл. Антонович, возникла в: а) Харькове; б) Одессе; в) Киеве.
18.Членом этой громады был автор слов гимна, известного сегодня как «Молитва за Украину», писатель, правовед, педагог: а) Александр Конисский; б) Михаил Драгоманов; в) Павел Чубынский.
19.Первую украинскую профессиональную труппу в Киеве, в состав которой входила знаменитая актриса Мария Заньковецкая, возглавил известный писатель, актер и режиссер: а) Михаил Старицкий; б) Панас Саксаганский (Тобилевич); в) Марк Кропивницкий.
20.Основоположник украинской классической музыки: а) Николай Лысенко; б) Михаил Вербицкий; в) Александр Кошиц.
21.Одной из ключевых фигур украинской общественно- политической и социально-философской мысли ХIХ века был историк, философ, экономист, публицист, основатель альманаха «Громада»: а) Вл. Антонович; б) Михаил Драгоманов; в) Борис Познанский.
22.Днем рождения украинского оперного театра считается премьера на сцене Киевского городского театра 24 января 1874 года: а) народной героической оперы «Гаркуша»; б) оперетты «Рождественская ночь»; в) оперетты «Черноморцы».
23.Ведущая роль в развитии украинского языковедения в ХIХ веке принадлежала известному украинскому филологу: а) А. Потебне; б) П. Билецкому-Носенко; в) К. Шейковскому.
24.Произведение Т.Г. Шевченко «Гайдамаки» − это: а) бурлеск; б) реалистическая поэма; в) героико-романтическая поэма.
25.Один из основоположников национальной реалистической школы в скульптуре ХIХ – начала ХХ века: а) И. Мартос; б) М. Микешин; в) П. Забила.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 1. Сущность, структура и основные функции культуры. 2. Национальная культура как этносоциальная категория. 3. Генезис и основные этапы развития украинской культуры. 4. Особенности менталитета украинского народа. 5. Природа в украинской культуре и духовности. 6. Особенности первобытной культуры. Художественное творчество первобытного человека на украинских землях. 7. Мифомодель мира и человека в трипольской культуре. 8. Культура древних людей на землях Тавриды: киммерийцы и тавры. 9. Культура скифского периода; звериный стиль в искусстве скифов. 10. Пантеон скифских богов. 11. Культура античных городов-государств Северного Причерноморья и ее влияние на культуру скифских и восточнославянских племен. 12. Религиозные верования славян-язычников. 13. Культура восточных славян на этапе создания государства. 14. Культура Киевской Руси: общая характеристика. 15. Архитектура Киевской Руси. 16. Изобразительное искусство Киевской Руси: мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра. 17. Феномен древнерусской иконы. 18. Литература Киевской Руси. 19. Былинный цикл: основные темы и герои. 20. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси. 21. Культура Владимиро-Суздальского княжества. 22. Культура Галицко-Волынского княжества. 23. Социально-политическая и культурная ситуация в Украине литовско-польского периода. 24. Украинские гуманисты XV-XVI вв.: Ю. Дрогобыч, П. Русин, С. Ореховский-Роксолан. 25. Острожский культурно-образовательный центр и его роль в развитии украинской культуры. 26. Братские школы и их роль в развитии и утверждении украинской культуры. 27. Петр Могила и его роль в духовной истории и культуре Украины. 28. Киево-Могилянская академия и ее влияние на развитие украинской культуры. 29. Архитектура Украины литовско-польского периода. 30. Изобразительное искусство Украины литовско-польского периода: иконопись, портрет, книжная графика.
31. Полемическая литература в Украине литовско-польского периода как новый литературный жанр. 32. Устное народное творчество: исторические песни и думы. 33. Исторические условия культурной жизни украинского народа во второй половине XVII-XVIII в. 34. Феномен казацкой культуры. 35. Гетманская держава и ее роль в развитии самобытных черт украинской культуры. 36. Архитектура украинского барокко и ее особенности. 37. Модель мира и человека в творчестве Г.С. Сковороды. 38. Специфика украинского барокко в литературе, театре и музыке. 39. Творчество украинских композиторов XVIII в.: М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель. 40. Украинская портретная живопись XVIII-начала XIX в.: А. Лосенко, В. Боровиковский, Д. Левицкий. 41. Классицизм в украинской культуре XVIII-начала XIX в. 42. Роль творчества И. Котляревского, Г. Квитки-Основьяненко и Т. Шевченко в становлении новой украинской литературы. 43. Романтизм в украинской культуре. 44. Украинские этнографы и фольклористы XIX в. 45. Особенности украинской архитектуры XIX – начала ХХ в. 46. Украинская литература второй половины XIX – начала ХХ в. 47. Украинское изобразительное искусство XIX – начала ХХ в. 48. Развитие литературы и искусства в западноукраинских землях XIX – начала ХХ в. 49. Украинская тематика в русской литературе и искусстве XIX – начала ХХ в. 50. Импрессионизм и экспрессионизм в украинской культуре. 51. Украинское музыкальное искусство XIX –начала ХХ в. 52. Н. Лысенко как классик украинского музыкального искусства. 53. Творчество Леси Украинки. 54. Украинский авангард. 55. Становление и развитие модернизма в Украине. 56. Украинский театр ХХ в. 57. Изобразительное искусство в Украине ХХ в. 58. Украинская архитектура ХХ в. 59. Музыкальная культура ХХ в. 60. Постмодернизм в украинской культуре. 61. Украинская литература ХХ в. 62. Творчество А. Довженко. 63. Основные тенденции развития украинской культуры на рубеже веков. 64. Основные центры народных промыслов и их специфика. 65. Культура украинского зарубежья. 66. Место и роль украинской культуры и мировой культуре.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Абстракционизм – ( лат. abstraction – отвлечение) − художественное мировоззрение, направление в живописи и скульптуре ХХ века, для которого характерно полное отрицание реализма, замена натуралистической предметности свободной игрой линий, форм, цветов. Среди основателей абстрактного искусства − В.Кандинский, К. Малевич. Авангардизм – (фр. avantgardisme, от avant – передовой, и garde охрана ) – условное наименование художественных течений в искусстве ХХ века. Возникает на почве анархического субъективного миропонимания и характеризуется разрывом с предшествующей реалистической традицией, формалистическими поисками новых средств художественного выражения. Аккультурация – (англ. аcculturation, от лат. ad. – к, и cultura – образование, развитие) – процессы взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого. Во второй половине ХХ века аккультурация трактуется более широко как процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза. Ампир – (фр. empire – империя, от лат. imperium – власть) – стиль в западноевропейском декоративном искусстве начала ХIХ века, сформировавшийся при дворе Наполеона I. Особенно ярко ампир проявляется в интерьере, мебели, посуде. Анимизм – (от лат. anima − душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений; обязательный элемент всякой религии. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апокриф – произведение иудейской или раннехристианской литературы на библейскую тему, не включенное в канонический текст Библии и отвергаемое Церковью как недостоверное. Апостол − (греч. «посланник») – согласно Нового Завета, непосредственный ученик Иисуса Христа. Первым в качестве апостола был призван Андрей Первозванный. В «Повести временных лет» сообщается, что он побывал в Тавриде, затем поднялся по Днепру и водрузил крест на киевских горах. «Апостол» − первая печатная книга в Украине; издана И. Федоровым в феврале 1574 года во Львове. Артефакт – (лат. аrtefactum – искусственно сделанное) – любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть названы: предметы и вещи, техника и орудия труда, одежда и хозяйственная утварь, созданные людьми. К артефактам культуры относятся и любые феномены духовной жизни общества, в том числе – научные теории и суеверия, произведения искусства и фольклора, т.е. все то, что характеризуется как духовная или идеациональная сторона жизни общества. Архетип − (греч. arhe – начало и typos − образ) − прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип − это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства. Байда – обобщенный образ патриота родной земли, борца против турецко-татарского гнета. Балаган – старинное народное театральное зрелище комического характера с примитивным сценическим оформлением. Барокко – (лат. barocco – причудливый) – художественный стиль ХVI – ХVIII вв. в Западной Европе, отличавшийся декоративностью, живописностью, причудливостью форм. Получил наибольшее распространение в архитектуре. Стиль отражал динамизм модели мира и внутреннюю противоречивость человека. Барокко украинское (казацкое) – художественный стиль в украинском искусстве ХVII – ХVIII вв., отличающийся от западноевропейского барокко меньшим количеством украшений, простотой и спокойствием. Берегиня – образ доброго духа в верованиях восточных славян. Братства – национально-религиозные и общественно-культурные организации в Украине конца ХVI – ХVIII в. Былины − народные эпические песни периода Киевской Руси. Вертеп − ( старослав. «пещера») – переносной театрмарионеток, место кукольных представлений на библейские сюжеты, связанные с Рождеством. Веснянки – вид календарно-обрядовых песен. Гайдамаки – участники национально-освободительной борьбы против польского гнета на Правобережной Украине ХVIII в. Гетман – (польск. «командир, командующий», нем. «главный человек, начальник») – военачальник казацкого войска на Запорожье, глава реестровых казаков, правитель гетманщины на Левобережной Украине. Гривня – основная денежная единица Киевской Руси, а с 1996 года и современной Украины. Гуманизм − (лат. − человеческий, человечный, образованный)− прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Декаденство – (фр. decadence, от лат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины ХIХ – начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами декаденства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, отстаивание свободы личности через погружение в сферу индивидуальных переживаний, любования красотой увядания жизни. Детинец − центральная укрепленная часть древнерусского города; с ХIV века – кремль. Дольмены − (брет.) − древнее 3-2 тыс. лет до н.э. погребальное сооружение в виде большого ящика, накрытого плоской плитой. Думы – лирико-эпические произведения украинской устной словесности о событиях из жизни казацкой Украины ХVI – ХVII вв.; исполнялись речитативом под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры. Жанр – (фр. «род, вид») – понятие, используемое для выделения внутренних подразделов литературы и искусства. Жития святых (агиографическая литература) – вид церковной литературы, жизнеописания людей, канонизированных Христианской Церковью. Как правило, анонимны (автор не известен или не назван). В отличие от апокрифов, жития святых – канонические, признанные Церковью книги. Запорожская Сечь – общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, возникшая за Днепровскими порогами в первой половине ХVI века; ликвидирована царским правительством в 1775 году. Икона − (греч. еikon − изображение, образ) – станковое произведение религиозной жипописи (образ сакрального мира), предмет культа. Икона представляет символическое изображение религиозного образа (Христа, Богоматери, святых), какой-либо сцены «Священного Писания». Импрессионизм – (фр. impression – впечатление) – художественное мировоззрение, ориентированное на субъективное отображение неповторимости мгновений бытия. Как отдельное направление в искусстве возникает в 1860-х годах у французских художников (Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега). Элементы импрессионизма имеют место в произведениях украинских писателей М. Коцюбинского, Н. Хвилевого и других, художников А. Мурашко, С. Васильковского, Н. Пимоненко и других. Инкультурация – процесс вхождения в культуру; в ходе его индивид усваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит. Канон – (греч. «правило, норма, мерило») – совокупность художественных приемов и правил, считающихся обязательными в ту или иную эпоху. Китч – (нем. кitsch – халтура, безвкусица) – продукт массовой культуры, рассчитанный на внешний, коммерческий успех; характеризуется претензией на художественную ценность при низком художественном и идейном содержании. Классици́зм − (фр. classicisme, от лат. classicus − образцовый) − художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII − ХIХ вв. В целом для классицизма характерны рационализм, нормативность творчества, стремление к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции. Кобзарь – украинский народный певец, сопровождающий свое пение игрой на кобзе или бандуре. Контркультура − (лат. − против) − направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. К. получила распространение среди молодёжи стран Запада в 60-70гг. XX в. Для К. характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры, культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Теория К. ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью. В 1970-е годы движение К. зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп. Кромлехи − (брет.) − древнее культовое сооружение в виде круглых оград из огромных камней. Кубизм (фр. cube – куб) – модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти ХХ в., знаменующее собой разрыв с традициями реализма. Характерной особенностью кубизма является конституирование объемной формы на плоскости, использование простых геометрических форм (куба, конуса, цилиндра), подчеркивающих устойчивость, предметность мира. Представители: Ж. Брак, П. Пикассо, В. Кандинский и другие. Культура − (лат. cultura − возделывание, земледелие, воспитание, почитание) − область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, поскольку связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культурогенез − процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей. Культурология − (лат. cultura − возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος − мысль, причина) − наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину в середине XX века. Летопись – вид повествовательной литературы ХI − ХVII веков; погодная запись исторических событий, сделанная их современником. Магия − (греч. − волшебство, колдовство) − совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. М. − одна из форм древней духовной культуры. Мазанка – дом с деревянной основой, простенки которого заплетены лозой или хворостом и обмазаны глиной, смешанной с мелко нарезанной соломой. Малороссия – название Украины в официальных актах царской России и российской историографии. Материальная культура – культура труда и материального производствап, быта места проживания, отношения к собственному телу и т.п. Менгиры − (брет.) − вертикально врытый в землю длинный (высотой 4-5 м и более) древний культовый памятник. Меценат – (лат. Мaecenas – по имени римского государственного деятеля) – человек, покровительствующий развитию искусств, наук и оказывающий им, в отличие от спонсора, бескорыстную финансовую поддержку; покровительствующий какому-либо делу вообще. Менталите́т − (фр. Mentalite, нем. Mentalität от позднелат. Mentalis − умственный) − в традиционном значении «менталитет» синонимичен слову «ментальность» и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы). Однако чаще всего данное слово употребляется в контексте именно социальной общности (нация, народ, этнос). Индивидуалистский лексический оттенок слова постепенно уходит в прошлое. Миф − (др.-греч. μῦθος) в литературе − сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях; определенное представление о мире. Моде́рн − (от фр. moderne современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil − «молодой стиль») художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX − начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Мозаика – узор из скрепленных друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. Народная драма – один из жанров народнопоэтического творчества, драматическое действие которого основано на фольклоре; со времен Киевской Руси исполнялась странствующими актерами (скоморохами). Община – (громада) – производственный и социально-бытовой коллектив, имеющий собственные органы самоуправления. Плинфа – широкий и плоский обожженный кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и в Х − ХIII веках на Руси. Полемическая литература – литературныепроизведения церковно-теологического и художественно-публицистического характера в Украине ХVI – ХVII веков, направленные против полонизации, католизации и унии в защиту православной веры. Политеизм – вера в существование множества богов. Постмодернизм – (англ.рostmodernism ) – тип художественного мышления и способ отображения действительности в литературе, эстетике, философии ХХ века. Постмодернизм декларирует свободу выбора тем, жанров, стирание границ между высоким и низким, реальностью и вымыслом, искусством и действительностью. «Просвiтa» − общественная организация в Украине, выполняющая культурно-образовательные функции; основана в 1868 году во Львове. Реали́зм − (лат. realis - «существенный», «действительный», от res — «вещь») − стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Род – бог – творец Вселенной в славянской мифологии. Его культ сформировался в бронзовом веке и просуществовал несколько тысячелетий. Рококо – (фр. rococo) – стилевое направление в Европе первой половины ХVIII века. Возникновение и развитие рококо связано с развитием абсолютизма, отсюда – уход в мир фантазии, театрализации, игры, мифологических и пасторальных мотивов. Для рококо характерны изящные произведения, экзотика, грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. Заимствуются мотивы китайского искусства, распространяются маленькие статуэтки из фарфора, роспись на фарфоре и тканях. В Украине элементы этого стиля в самом конце столетия использовал известный архитектор И. Григорович – Барский. Романтизм – ( фр. romantismе) – идейно-художественное направление в европейской культуре конца ХVIII – начала ХIХ в. Романтизм тяготел к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, к гражданской и личной независимости. Обыденной жизни романтизм противопоставляет сильные страсти и жизнь духа, тайные движения души, бессознательное, интуитивное. В Украине известны Харьковская школа романтиков и «Русская троица» (Галичина). На политическом романтизме основано Кирилло-Мефодиевское братство. Скань – художественные изделия из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки. Синкретизм − ( греч. − соединение, объединение) − слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., С. первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека в первобытной культуре). Скоморохи − странствующие средневековые актеры, певцы и музыканты; впервые упоминаются в летописях Киевской Руси 1068 года. Социализация (лат. socialis − общественный) – процесс усвоения индивидом определенных социальных норм, знаний, умений и навыков, правил жизни, позволяющих ему стать полноправным членом общества, правильно взаимодействовать с культурным окружением. Табу − (полинезийск.) − запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось. Театр – (греч. «место, предназначенное для зрелища») – вид искусства, изображающий жизнь в сценических действиях. Первые украинские профессиональные театры были созданы в конце ХVIII – начале ХIХ века в Харькове, Киеве, Одессе и Полтаве. Тотемизм − комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животными или растениями, которые представляются предкам-покровителями). Тотемизм был распространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях. Трипольская культура – археологическая культура ранних земледельческо-скотоводческих племен юго-восточной Европы; сыграла важную роль в формировании населения Украины. Универсалии культуры − своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базовых (физиологических, психологических, социальных) потребностей человека. Феерия – театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. К жанру феерии относится «Лісова пісня» Л. Украинки. Формализм – направление в литературе и искусстве, представители которого уделяют главное внимание форме художественного произведения и пренебрегают его содержанием. Фре́ска − (от итал. Affresco - свежий) − живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. В широком смысле – всякая монументальная роспись. Футуризм – (от лат. futurum – будущее) – авангардистское направление в искусстве и литературе ХХ века. Для представителей характерны демонстративный разрыв с традиционной культурой, отказ от классического наследия, эксперименты в области слова, эпатаж публики и зачастую литературное хулиганство. Одним из основоположников этого направления является украинский поэт и художник Давид Бурлюк. Храмовая архитектура – соборы, церкви, часовни и другие сооружения, связанные с религией, богослужением и церковью. Христианство − (греч. − "помазанник", "мессия") − одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале I века в Палестине, в IVв. стало господствующей религией Римской империи. Х. как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; всё создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в посмертное воздаяние и установление Царства Божьего. Цивилизация − (лат. сivis − гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие Ц. Столь же многозначны, как и "культура". Часто "цивилизация" и "культура" толкуются как синонимы, в литературном и публ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.204 (0.014 с.) |