Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые единицы языка культуры↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ
Предмет и исторические корни семиотики культуры. 1. Семиотика как наука и её связь с другими науками 1.1. Семиотика как наука Семиотика изучает различные знаковые системы, используемые в информационных целях, их виды и строение, общие свойства знаков, а также знаковые функции кино, живописи, литературы и других видов человеческой культуры. Термин «семиотика», помимо значения «наука о знаках и знаковых системах», также употребляется в значении «знаковая система» (биологическая семиотика).
Сам термин в научный оборот ввёл Чарльз Пирс в работе «Система логики с точки зрения семиотики», определил объект созданной им дисциплины: любые системы знаков, которые применяет человек. Разработал систему классификации знаков по принципу соотношения их двух сторон, выделил сущность, свойства и отношения знаков.
Чарльз Моррис в работе «Основания теории знаков» (?) (1938) разделил семиотику на три части: синтактика, семантика, прагматика. По Моррису, семиотика - это система, которая охватывает современные эквиваленты древнего тривия: логики, грамматики и риторики.??? в семиотике образовывает фундамент культуры.
Все процессы, связанные с передачей, хранением и переработкой информации в природе и обществе протекают с использованием знаковых систем и отдельных знаков. В информационных процессах знаки выступают в качестве элементарных носителей информации, а знаковые системы - в качестве элементарных баз данных. Каждая знаковая система представляет собой модель соответствующего фрагмента мира, в которой и отображаются черты и возможные состояния этого фрагмента. (Композитор воплощает своё видение мира в музыке, художник в красках, писатель в языке, хореограф - в танце).
Процесс интерпретации - это не только информационно-семантические процессы в человеческом обществе. Процессы коммуникации включают коммуникацию в мире животных, биокоммуникацию на уровне ДНК и организма в целом, надсознательную коммуникацию групп и сообществ. (ситуация паники).
Коммуникативные процессы неоднородны. наряду с классическими видами, характеризующимися наличием адресата и адресанта, намерения передать информацию, а также наличием обратной связи, бывают бессознательные коммуникативные процессы, происходящие независимо от намерения и сознания адресанта.
Знаковые системы всех видов коммуникации, в т.ч. культурной коммуникации, составляют предмет семиотики.
1.2. Знак и его свойства.
Знак - любое материально-идеальное образование, которое используется для передачи информации. В качестве знака используются предметы, явления действительности, специально созданные человеком многочисленные знаковые системы.
Знак даёт возможность выйти за пределы чувственно воспринимаемых явлений, преодолеть пространство и время, накопить, передать, получить разнообразную информацию о мире. При этом главное в знаке - его способность нести в себе информацию.
Свойства знака обычно делят на внешние (чувственные, сенсорные) и внутренние (идеальные), которые постигаются нашим сознанием.
Внешние свойства: 1 - материальность - знак воспринимается органами чувств: акустическая, зрительная форма знака. 2 - многократность использования \ воспроизводимость - в акте коммуникации знак, как правило, не создаётся заново, а используется вновь. 3 - линейность - протяжённость во времени свойственна акустическим знакам, пространстве - визуальным. 4 - структурность - знак построен из определённого числа незначимых компонентов, что вытекает из наличия у знака временных и пространственных характеристик, как у любого материального объекта.
Внутренние свойства: 1 - обобщённость - может обозначать как отдельные вещи, так и их классы 2 - системность - функционирование в комбинации с иными знаками в пределах конкретной сферы жизни и деятельности людей. 3 - преднамеренность использования знака - сознательное использование в информационных целях, что обеспечивает одинаковое понимание знаков членами определённого общества. 4 - коммуникативность - вытекает из способности передавать информацию. 5 - ситуативность знака - способность одного знака варьировать содержание вплоть до прямо противоположного в зависимости от условий его использования (звонок с урока и на урок, рукопожатие при встрече и расставании).
Сочетание внешних и внутренних свойств делает знак двусторонней материально-идеальной сущностью, имеющей план выражения и план содержания (форма и значение, означающее и означаемое).
1.3 Классификация знаков
Таксономическое деление многообразно в семиотической литературе, зависит от принципа в основе классификации.
Наличие\отсутствие мотивированной связи между означающим и означаемым 1- Знаки-индексы - связь означающего и означаемого мотивирована их смежностью, в основе корой лежат природные причинные соотношения. Индекс физически связан со своим объектом (?). (Повышение температуры при простуде).
2- Знаки-копии (иконы) - связь означаемого и означающего мотивирована сходством. Делятся на естественные (отпечатки пальцев, следы) и искусственные (фотографии,рисунки, некоторые виды письма, гербы, значки, эмблемы).
3- Знаки-символы - отсутствует мотивированная связь. В то же время существует ряд символов, у которых содержательная сторона раскрывает себя в его внешней. (Интерпретации таких знаков могут отличаться в различных культурах: паук - символ центра мира у --, у греков и германских народов - --, у буддистов - символ мировой иллюзии)(?).
4- Собственно знаки (выделяются некоторыми учёными) - не имеют ни внешнего, ни структурного, ни природного сходства с обозначаемыми предметами или явлениями (большинство языковых знаков, некоторые дорожные знаки (кирпич)).
Роман Якобсон: в основе разделения на иконы, индексы и символы лежит не наличие или отсутствие подобия или смежности означаемого и означающего, а лишь преобладание одного из этих факторов над другим.
Разная роль знаков в познании: Пирс указывал на связь с разными временными планами: индексы - настоящее (здесь и сейчас) иконы - прошлое символы - будущее
Оппозиция индексов, икон и символов носит градуальный характер по степени условности: это градация от знаков с относительно невысокой степенью условности (индексы) к более высокой (символы).
По структуре внешней формы знака
Знаковая система рассматривает как чёткая иерархическая оппозиция, в которой есть как минимум три взаимосвязанных яруса
1- субзнаков 2- знаков 3- суперзнаков
Субзнаки входят как составные элементы в единицы следующего яруса, и т.д. Число субзнаков в семиотических системах, как правило, невелико - от 2 (азбука Морзе, двоичная система) до нескольких десятков (естественные языки). Количество знаков больше числа субзнаков, количество суперзнаков неограниченно.
Комбинирование единиц осуществляется одновременно на двух уровнях: синтагматическом (горизонтальном: слово - предложение) и парадигматическом (вертикальном: оппозиция фонем, грамматических категорий).
Однородные группы знаков, составляющие единство взаимосвязанных и определённым образом упорядоченных элементов, образуют знаковые системы.
1.4. Знаковые системы и их типология
Три группы свойств:
1) По физической природе плана выражения различают 5 видов знаков и знаковых систем: 1- оптические 2- слуховые \ аудиальные 3- связанные с понятием запаха 4- тактильные 5- связанные со вкусовыми ощущениями
2) По происхождению различают 3 главных рода семиотик: 1- природные\биологические 2- небиологические естественные - культурные семиотики: естественные языки, религии, искусства 3- искусственные - письмо, математические и дорожные знаки.
3) По структуре выделяют одноуровневые (одномерные - состоящие из однородных предметов, связанных отношениями определённого вида: дорожные знаки) и многоуровневые - состоящие из неоднородных элементов, связанных между собой разнообразными отношениями (язык). Одномерные семиотики могут быть подсистемами многомерных.
Различают также детерминированные (взаимозависимые элементы строго определены и однозначным образом: сигналы светофора) и вероятностные семиотики (порядок следования элементов не является жёстким, а носит вероятностный характер: при известном состоянии одного элемента можно с известной степенью вероятности предсказать появление другого элемента, причём степень вероятности может составлять от 0% до 100%).
Также выделяют динамические (подвижные - элементы меняют положение по отношению друг к другу, находятся в развитии: естественный язык) и статические (неподвижные - элементы находятся в устойчивом состоянии: дорожные знаки) семиотики.
1.5. Связь семиотики с другими науками.
Общие принципы знаковой теории сформировались на основе анализа свойств естественного языка одновременно разными науками: философией, логикой, математикой, психологией, лингвистикой - в конкретной, специфической для каждой из наук области.
Разграничение знаковой теории по 4 научным сферам: 1- философская 2- логико-математическая 3- психологическая 4- лингвистическая 5- этнокультурологическая
Классики семиотики: Пирс, Моррис, Эко Психологи: Пиаже, Выготский Литературоведы: Бахтин, Барт, Лотман, Тодоров Антропологи и этнологи: Малиновский, Леви-Стросс Лингвисты: Соссюр, Якобсон, Иванов Историки религий: Пятигорский Режиссёры: Эйзенштейн и др. Романисты: Эко и др.
Основные школы современной семиотики культуры
1) Французская школа
Клод Леви-Стросс (1908-2009) - французский этнолог, социолог и философ, первым использовал теории информации и семиотики в антропологии, которую в своих работах он определил как часть семиотики. «Структурная антропология».
Для семиотики культуры важны следующие его идеи:
1- Трактовка ритуала в качестве семиотического механизма трансляции культуры. Леви-Стросс считал, что манипуляции шаманов имеют двойственную структуру: с одной стороны, шаманские ритуалы строятся на основе неосознанных психологических процессов, а с другой - несут в себе символические действия, обращённые к сознанию и мышлению.
2- Типологическое сходство структуры языка и структуры культурной организации социума. Как в мире языка можно выделить различного рода универсалии, так и в мире общества, его культурной организации, можно обнаружить универсалии, которые зависят от коммуникации, где основным средством выступает язык. В этом случае лингвистические правила определяют организацию коммуникации. Исследуя мифологию, Леви-Стросс концентрируется не на самом феноменен культуры, а на отношениях между элементами, выделил бинарные оппозиции: жизнь - смерть, день - ночь, верх - низ, небо - земля, муж - жена, т.д. В этом случае культура выступает как система, в которой с помощью отсылок от одного знака к другому рождается информация, осмысливается миф и происходит адаптация к нему.
Леви-Стросс развивает идею Юнга о коллективном бессознательном как об универсальном архетипическом коде, и этот код реализуется в семиотике магических практик и мифологий, нормах поведения и в этнических языках (во фразеологическом фонде).
Ролан Барт - развивал идею Леви-Стросса о корреляции между коммуникативной структурой общества, стремился найти корреляцию не в первобытных культурах, но в современном социуме. («Мифология», «Системы моды»). Барт показал структурно-семантическое взаимовлияние и сходство различных видов знаковой деятельности: фотографии, текста, газетного репортажа, фильма и музыки к нему, конструирования одежды и бытового поведения. Барыт выдвигает понятие семиологического парадокса, состоящего в том, что знаковые функции приписываются тем или иным вещам или явлениям, которые прежде не были знаками, и наоборот, вещи-знаки могут утрачивать свои знаковые свойства. Содержание знаковых функций, развившихся вследствие семиологического парадокса, Барт называл коннотацией и считал, что таков механизм создания мифов, существовавших на пограничье языка, обыденного сознания и иделологии.
Для Барта характерен поиск межуровневой корреляции, присущей разным жанрам письменности: разные роды художественных текстов, литературных направлений, функциональных стилей, ищет универсальное и особенное с точки зрения семиотики культуры. Барт отмечает разную обязательность письменных семиотик для членов социума: язык обязателен, а литература факультативна.
Мишель Фуко - ключевым для концепции семиотики культуры является слово «археология»: оно содержится в заглавии трёх книг: «Рождение клиники: археология взглядом медика», «Слова и Вещи. Археология гуманитарных наук», «Археология знания».
Смысл слова «археология» у Фуко необычен: речь идёт об исторической реконструкции идеальных феноменов, представлений и знаний, в то время как обычная археология изучает материальные следы прошлого.
Фуко считал, что познавательный стиль культуры формируется в глубинах сознания в виде матриц знаний, или эпистем, которые выступают как системы мысленных предпосылок познания и самопознания. Он выделил три таких скачкообразно сменяющих друг друга эпистемы, которые соответствуют трём эпохам, сменившим тысячелетие средних веков: 1-Возрождение 2-Классический рационализм 3-Современность (19 и 20 вв.)
Фуко ставит вопрос о различном отношении людей к знакам и знаковым вещам в разных культурах. По мысли автора, взаимоотношения слов и вещей становятся ключом к различению познавательных стилей эпох.
Жак Деррида - известен совей концепцией теории литературы, названной им термином «деконструкция»: объективная интерпретация произведения в принципе невозможна. Этому противится природа и произведения, и интерпретатора. В хорошем произведении смыслы и конфликты неисчерпаемы, а интерпретация не может быть объективной и беспристрастной. В любом понимании неизбежны ошибки, неточности. Деконструктивист должен стремиться избегать внутренне присущего ему, как и всякому читателю, стремления навязать тексту свою собственные схемы, дать ему конечную интерпретацию, единственно верную и непогрешимую.
В семиотическом плане Деррида также предпринимает пересмотр взаимоотношений двух каналов языковой коммуникации: устной речи и письма. Вопреки укоренившемуся представлению об устной речи как основной, Деррида отстаивает культурный приоритет письменности.
2) Итальянская и франкфуртская школы.
Умберто Эко - В работах «Трактат по общей семиотике», «Семиотика и философия языка» и др. в наибольшей мере терминизирована структура семиотики, определён её метод и место в кругу наук. Эко различает общую семиологию (термин, введённый де Соссюром: наука о языке как знаковой системе), видя в ней философию языка и теории коммуникации, и частные, или специальные, семиотики, изучающие устройство конкретных знаковых систем. (Эко и Барт - скорее последователи Соссюра, а не Пирса: в культурологическом смысле - семиология, в философском и логическом - семиотика). В зависимости от области бытования семиотик, а также задачи их изучения, Эко выделяет семиотическую эстетику, семиотическую типологию культур, семиотику массовой коммуникации и семиотику риторических и идеологических кодов (семиотика воспитания, религии…).
В работе Эко соединяет общую теорию с разором конкретных кодов и знаковых ситуаций (рассматривает архитектуру, музыку, риторику, рекламу, кинематограф, языки - естественные и формализованные).
Говоря о месте семиотики в познании, Эко утверждает: хотя практическая деятельность людей не сводима к коммуникации, однако коммуникация пронизывает собой всю практику в том смысле, что сама практика - это глобальная коммуникация, учреждающая культуру. Именно в процессе освоения человеком мира природа непрестанно превращается в культуру.
Тезис о множестве интерпретаций художественного текста перерастает у Эко в идею бесконечности интерпретаций, которые в качестве одной из постоянных движущих сил в культурно-информационном развитии человечества. При этом Эко подчёркивает, как важно понимать границы свободы, а этому пониманию учит как раз закрытый текст.
Франкфуртская школа - оставила заметный след в истории культурологической мысли: Э. Фромм, Г. Маркузе.
Особое внимание уделялось символической природе культуры. Символ трактуется как смысловой ориентир, культура - как проекция человеческой субъективности. Фромм отмечает, что современное общество подавляет личность и, следовательно, разрушает культуру. Завоевав природу, человек стал рабом машины, потерял самого себя, так как во главу угла поставлено не совершенствование личности, а развитие техники. Следовательно, современная цивилизация выступает в качестве репрессивной силы по отношению к отдельному человеку - он утрачивает богатство душевной жизни, становится одномерным.
Миф, который правит миром - достижение экономической эффективности. Выход из сложившейся ситуации Фромм видел в гуманизации техники, потребления, переориентации на выпуск продукции, призванной удовлетворять не надуменные, а подлинные потребности человека.
3) Московско-тартусская школа
Исследовательские истоки школы связаны с ленинградским литературоведением и московской лингвистикой 1-ой пол. 20в.
Ленинградская составляющая школы: литературоведы - Лотман, Бахтин, Жирмундский, Тынянов, Томашевский.
Лингвистически корни - московская школа формальной грамматики Фортунатова, затем раннемосковский структурализм к 50-нач.60-х гг. - Реформатский, Панов, Ива'нов, Топоров, Успенский, Степанов и др.
В декабре 1962 года в институте славяноведения прошёл симпозиум по структурному изучению знаковых систем - начало московской семиотики. За ним последовали Тартусские летние школы (с 1964 года туда переехал Лотман). 25 тартусских выпусков трудов по знаковым системам.
По мнению одного из участников этой школы, в семиотических исследованиях есть две основные темы: 1-Семиотика культуры 2-Семиотика истории
Ключевые идеи:
1- Концепция вторичных моделирующих систем: естественный язык понимается как первичная семиотика, порождающая и моделирующая остальные: мифологию, религию, литературу, искусство, - как вторичные, т.к. они содержательно зависят от языка, создаются с его участием, интерпретируются с его помощью.
«Константы - словарь русской культуры» Степанова.
2 - Концепция искусства как одной из развивающихся моделирующих систем; искусство и игра: сопоставляя их, Лотман показал сущностное своеобразие и черты сходства названных видов деятельности. Игра - как бы деятельность, искусство - как бы жизнь. Игра синтез практического и условного, художественное произведение - тоже.
3 - Отношение к знаку и информации может быть основой для типологии культур. Лотман: оппозиция культур может составляться по критерию наличия/отсутствия и своеобразия письменности.
Языки семиотики 1. Язык запахов.
Запах – один из древнейших каналов связи. В коммуникации животных знаки, связанные с восприятием запахов, являются важнейшими регуляторами биологической жизни, т.е. влияют на рост, развитие и размножение ряда животных. ex: феромоны самцов некоторых рыб ускоряют созревание самок; у мышей известен эффект блокирования беременности под влиянием запаха чужого самца; запах служит средством при поиске самца, маркировке своей территории, средством для опознания своих: самка пингвина узнаёт детёныша по запаху; муравьи. У некоторых видов животных и насекомых есть поразительная способность различать запахи. Самки бобра чуют самца за 2 км; бабочка большого павлиньего глаза чует самку за 8 км.
В современном мире люди почти не используют запахи в сознательной и целенаправленной коммуникации, однако для подсознания человека, неосознанного воздействия и интуитивного знания запахи очень важны, и общество успешно реализует это свойство в парфюмерной промышленности.
В романе современного прозаика Зюскинда «Аромат» запах выступает как универсальная подсознательная результирующая сила всех свойств человека, не только пола, возраста и т.п., но и ума и глупости, трудолюбия и лени и т.д.
В мифологии и фольклоре запах выступает как первый признак всего чужого: нечистой силы, иноземцев, царства мёртвых. Дьявола распознают по запаху серы, дурно пахнут колдуны и ведьмы, нечистая сила распознаёт пришельцев по запаху.
Как благоухание служит знаком праведности и бессмертия, так и смрад обличает греховность, при этом вонь и сама оказывается разносчиком греха. Один запах способен приманить и одурманить человека, другой – отпугивать нечистую силу и болезни.
По белорусским и гуцульским поверьям, кто не выдерживает сильного чесночного запаха, тот колдун или ведьма. В народной медицине и знахарстве окуривание и каждение выступали как обереги и лекарственные средства. В древности (Греция, Рим, Иудея) высокочтимого гостя умащали благовониями в знак радости хозяина принимать в своём доме доброго гостя. Умащали жениха, невесту, гостей на свадьбе или ином радостном пиру. Траур, напротив, исключал употребление благовоний.
Знаки, связанные с восприятием запахов в религиозной практике известны достаточно широко: воскурение фимиама как символ хвалы, обращения к Богу, помазание человека при крещении, каждение. Знаки, связанные с восприятием запахов в сфере искусства практически не используются. Исключение – некоторые театральные и музыкальные опыты по распространению сенсорного воздействия на аудиторию (аромат вишни при постановке «Вишнёвого сада» и т.п.)
В искусственных системах знаков знаки, связанные с восприятием запахов, почти отсутствуют. Небольшое исключение – использование газов, безвредных, но с характерным запахом в качестве условного сигнала тревоги, опасности в шахтах, в случае аварии, в военных целях – сильные запахи вызывают расстройство желудка; в быту запах позволяет определить, плохая пища или хорошая.
2. Язык поз и жестов.
Культурная значимость поз и жестов уходит корнями в биологическое прошлое человека, общее с другими видами животных. Частично эту связь можно видеть в сходстве движений тела, мимики у животных и людей. Вместе с тем в общении людей постепенно выработались знаки, которых не было в мире животных. Движения тела и лица – это не только собственно переживания какой-либо эмоции, но и наблюдение состояния другого человека. Этот канал невербальной информации особенно важен, поскольку известно, что человек лучше контролирует слова, чем язык тела; слова могут выражать соболезнование или поздравление и в то же время не подтверждаться при помощи языка тела.
Француз Марсель Мосс утверждал, что может по походке опознать девушку, воспитывавшуюся в монастыре: она, как правило, ходит со сжатыми кулаками; ребёнок с прижатыми локтями – англичанин и т.п.
Язык тела становится особенно заметным, когда вступает в противоречие с общепринятым; напр., поэт Люций не вставал с места при входе Юлия Цезаря на собрание поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения.
Представители партий приглашены на встречу с Ельциным; Явлинский не садился, ожидая, чтобы не вставать при его входе.
С точки зрения семиотики в обыденной жизни существует 3 класса движений тела:
1 – Движения, которые не являются знаками: физиологические процессы, психологически не значимые. 2 – Психологически значимые позы, жесты, мимические движения, но в большинстве своём непроизвольные и безотчётные: улыбнуться, расправить плечи, стиснуть зубы. Для внешнего наблюдателя они являются источником информации о субъекте. 3 – Коммуникативно значимые телодвижения, жесты и мимические движения, используемые в качестве узуальных поведенческих актов, т. наз. знаки-кинемы: встать – знак уважения, кивок – знак согласия или приветствия, погрозить кулаком\пальцем, поцеловать руку и т.п.
Некоторые позы моделируют властное отношение к окружающим: стоячая или сидящая поза со скрещенными ногами в Византии свойственна персонам с властью; статус человека мог зависеть от его пространственного положения.
Ельцин – Степашин сидит по правую руку.
Позы людей в группе разделяются на след. классы:
1 – Включающие / исключающие: группа на вечеринке может образовать круг, в который не допускаются посторонние. 2 – Визави / параллельная ориентация тела 3 – Согласованное / несогласованное: люди в согласованной группе стараются занять позы, которые копируют одна другую.
Мир движений человека интересен своей близостью к первичному телесному опыту, близостью к природе, безотчётностью, искренностью.
3. Язык одежды.
Одежда также отсылает нас к другим семиотическим кодам, подключает к новому набору сообщений. Одежда как знак может указывать на время, откуда она пришла, одновременно отсылая нас к значению этого же знака в современном контексте. В этом смысле кожаная тужурка – одежда комиссаров - в послевоенную эпоху; сегодня – у байкеров.
Во всех странах и во все эпохи стиль одежды или мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни людей, они отражали всю их жизнь: каноны, культуру, политику. Ничто не являлось более типичным и живописным, более соответствующим характеру, духу и нравственности известного народа или известной эпохи, чем господствующая тогда мода. Напр. Пётр 1, прорубая окно в Европу, сбривал бороды и вводил немецкие костюмы; стиляги советской эпохи – проводники западной идеологии. Жёлтая кофта Маяковского – символ футуризма.
Идеология элементов одежды может нейтрализоваться, переходя от акцентированной к нейтральной: джинсы как символ крутости советского человека превратились в нулевой знак.
Одежда как знак отражает соответствие как минимум 3 видам объектов: 1 – личности при отражении собственной индивидуальности; 2 – контексту; 3 – общей системы одежды, принятой в данном обществе.
Систематизация одежды может проводиться по разным основаниям: Пётр Богатырёв разграничил 4 варианта национального костюма по выполняемым им функциям:
1 – будничный 2 – праздничный 3 – торжественный 4 – обрядовый
Барт в семиотическом анализе одежды проводит чёткое противопоставление языка и речи: язык – это костюм, речь – способ ношения костюма. Язык одежды Барт описывает на 2 уровнях:
1 – уровень оппозиции, в которой находятся детали туалета: галстук на шее, берет на голове; 2 – правила сочетания отдельных деталей: галстук нельзя надеть поверх пальто.
К речи, как к воплощению законов, заданных языком, в этом случае относятся размер, цвет, степень изношенности, запрещённость (?).
Тип одежды задает определенные поведенческие параметры каждого из нас. Он выступает в роли определенного триггера, разрешающего или запрещающего те или иные типы поведения. Напр., человек в смокинге, который стрижёт кустарник; мундир преображает человека.
Определенные типы церемоний существенным способом связаны с обязательным или предпочтительным типом одежды. Также правила сегодня частично нарушаются, видоизменяются.
4. Язык пищи.
Пища представляет собой настолько важную часть жизни человека, что с неизбежностью принимает на себя определенную символику. Символика пищи связана уже с определенной религиозной мотивированностью. Религиозные догматы по-разному оценивают те или иные виды пищи: вина, алкогольные напитки; еда в виде --- входит во многие религиозные ритуалы; пост связан с отказом от определенной пищи, ограничениями в еде.
Существует достаточное число контекстов, когда тот или иной тип еды начинает выступать в роли знака: пирог; разные типы блюд, сервировка, тип поведения. Помимо своего гастрономического функционирования, еда получает семиотический смысл.
Барт выделяет в языке пищи следующие рубрики: 1 – пищевые табу: мусульмане не едят свинину; мы не едим насекомых. 2 – пищевые оппозиции 3 – сочетания горизонтальные (сосиска+горчица; сочетание вина с опред. типом пищи) и вертикальные (компот не может подаваться раньше борща). 4 – риторика питания, или привычные способы питания.
Пища как язык обладает своими текстами: проза – обычный режим питания; ода – на государственном приёме.
Язык пищи зависит от национальных, региональных особенностей, дня недели или конкретных потребителей пищи. В любой культуре язык пищи сопровождает каждый значимый ритуал: свадьбы, юбилеи, похороны, дни рождения и т.д. Косвенно язык пищи способствует неформальному общению – за праздничным столом все равны.
5. Тактильные знаки.
Тактильные знаки широко распространены в коммуникации животных: выражение заботы, ласки: облизывают, гладят по голове; у людей тактильные знаки распространены в поведении и этикете, напр. приветствия и прощания: рукопожатия, похлопывание по плечу, целование руки, щеки, объятия. Идти, сидеть, стоять держась за руки – близость; поцелуи, объятия – любовь.
В религиозной практике приписывают также магические свойства: целуют значимые вещи: иконы, руки, христосуются.
Содержательно важным знаком выступает азбука Брайля – знаки коммуникации слепых. Тактильные знаки – единственная коммуникативная база для слепоглухонемых детей.
Тактильные знаки в сфере искусства почти не используются, если не считать экспериментов с различными сенсорными модальностями, напр. берлинская водная музыка (слушатель плавает на спине в бассейне).
Культура и язык
1. Определение культуры.
На разных этапах развития мысли культуру определяли с различных, зачастую противоположных позиций. Этим объясняется множество дефиниций термина культура, а также культурологических концепций. Отсутствие единого понимания культуры обусловлено сложностью, многогранностью самого явления. Прослеживая этимологию слова «культура» - от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие – надо заметить, что изначально оно подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу: обработку земли, создание различных видов растений, выведение домашних животных,; затем оно стало подразумевать и целенаправленное воздействие человека на человека, воспитание и обучение. В греческой цивилизации воспитанность, культурность считалась главным отличием от некультурных варваров. Позднее концепт культуры стал связываться с физическим, эстетическим, духовным развитием человека, появилось понятие homo cultus – человек культурный. Эта традиция проявляется и в наше время, когда культурным считают человека, имеющего образование, т.е. между культурой и образованием ставят знак равенства.
Н.К.Рерих выделял в слове культура 2 корня: «культ» - почитание и «ур» - свет – почитание света, полагал, что культура – это светоносное начало в жизни людей.
В дальнейшем появились многообразные концепции культуры: как деятельности, аксиологическаая и др.
При деятельностной концепции культуры она понимается как четвёртая форма бытия, помимо трёх других: природы, общества, человека. Она возникает в процессе преобразования человеком природы по законам общества, способы его деятельности, всё многообразие предметов, материальных и духовных, охваченных этой деятельностью. Культура предстаёт как определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.
В начале 20 в. немецкие культурологи Макс Вебер и Г.Риккерт предложили определять культуру как систему ценностей и идей (аксиологический подход), складывающуюся в в ходе исторического развития народа и обусловленную его духовно-психическим складом. По их мнению, без обращения к понятию «ценность» невозможно познание культуры как сферы смыслов и значений. Ценности не относятся ни к действительности, ни к сфере духа, они не физические объекты и не феномены сознания.
Ценности трансцедентальны (доопытны), общезначимы и априорны. Риккерт выделяет 6 сфер: логика, эстетика, мистика, эротика, этика, религия и соответствующие им типы ценностей: истина, красота, святость надличностная, счастье, нравственность, святость личная.
Вебер разграничивает понятие оценки и отнесения к ценности: оценка – результат личной позиции, момент субъективного восприятия, отнесение к ценности – это культура (?), осуществляемая учёными, исследующими мотивы поведения людей в той или иной конкретной исторической обстановке. Такая процедура предполагает бесстрастное выделение доминирующих ценностей того или иного периода.
В определенном смысле культура включает в себя как предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, произведения искусства), так и человеческие силы и способности, реализованные в деятельности: знаки, умения, навыки, способы и формы общения людей, уровень интеллекта и т.д.
В более узком смысле культура – это сфера духовной жизни людей. Понятие культуры употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная К.), конкретных обществ, народностей, наций (индийская К, К. майя), а тж. специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, бытовая К., физическая К).
2. Взаимосвязь языка и культуры.
В ряду явлений язык, культура, наука древнейшим является язык. Польский языковед Я. Розвадовский утверждал, что задолго до появления каких-либо наук, а тж. религий и искусств у человек в его собственной повседневной жизни уже были элементы и предпосылки всего этого, воплощённые в фактах языка. До религий существовали понятия и слова, обозначающие таинственные, загадочные для человека явления и силы: чары, духи, боги и проч. Прежде чем появилась какая-либо теория познания, в головах людей и в языке были уже слова, называющие ощущения, представления, суждения. До появления профессионального искусства уже в самом древнем времени существовало поэтическое творчество, проявлявшееся в ритмизации речи, употреблении рифм, сравнений, метафор. Вместе с проявлениями человеческой жизни развивается всё, что называется наукой и философией, религией и поэзией. Все они берут начало из того, что уже существовало раньше в соответствующих понятиях языка.
Мысль о первичности языка по отношению к культуре и науке становится ещё более очевидной, если учесть, что древнейшие проявления культуры – это мифы, сказания, легенды, - отводят слову созидающую роль, посредством его творится сам мир и человек.
Язык – это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому, начиная с античности и по сей день, проблема взаимодействия, взаимосвязи языка и культуры является одной из важнейших в науке.
В языкознании 19-20 вв. тема соотношения языка и культуры является одной из приоритетных. Так, основатели психологического направления в языкознании Гердер, Штейнталь полагали, что богатейший материал для исследования духа народа даёт история национальной культуры, которая пр<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 652; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.016 с.) |