Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семиосфера (СС) как знаковое пространство.

Поиск

 

1. Понятие семиосферы

 

Знаки и знаковые системы в природе и обществе образуют континуум, который по своей цельности сопоставим с эволюционным континуумом жизни. Подобно тому, как пространство живого от амёбы до человека объединяется единством биологических законов, так и в семиотическом континууме на всём пространстве биологических и социальных семиотик действуют единые взаимозависимости между разными свойствами знаковых систем. Эти зависимости прослеживаются в строении, семантике и функциональных возможностях природных и культурных семиотик. Они основываются на следующих характеристиках знаковых систем:

1 – происхождение семиотики, её место в эволюционном ряду знаковых систем.

2 – пропорции или удельный вес основных типов знаков: индексальных, иконических, символических.

3 – пропорции или удельный вес понятийной и наглядно-образной информации в содержании отдельного знака.

4 – одно- или многоуровневое строение конкретной семиотики.

5 – наличие сложных знаков, возможных только в составе уровневых семиотик.

6 – состав функций, доступных семиотикам разных классов.

7 – надёжность кода как помехоустойчивость в передаче и принятии информации.

8 – степень обязательности того или иного класса семиотик.

 

Коренная предпосылка единства семиотического континуума состоит в том, что в своей основе это эволюционный континуум, развёрнутый по геологической оси. Его развитие направлялось коммуникативными потребностями животных и человека, а позднее также и познавательными потребностями человека. Семиотический континуум стали обозначать термином «семиосфера» (СС), который был предложен Ю.М. Лотманом в его работе «о СС». Этот термин образован по аналогии с терминами Вернадского «биосфера» и «ноосфера». По Вернадскому, ноосфера – «нут» - ум, разум, «сфера» - область жизни, организованная человеческим сознанием. Вернадский считал, что существует планетарная ноосфера. Если понятие ноосферы охватывает содержание сознания и его воздействие на реальность, то СС – это система знаковых опор сознания, система носителей и передатчиков информации. Лотман называет ряд существенных черт СС, в которых раскрывается её природа и закономерности функционирования.

1 – СС отграничена от внесемиотического пространства и включает множество отдельных семиотик. СС, по мнению Лотмана, - это «ансамбль семиотических образований».

2 – СС имеет уровневую и внутренне неравномерную организацию и динамику. Он выделил оппозицию ядра и периферии, симметрии и асимметрии, старо- и новообразований и др.

3 – процессы порождения информации и семиозиса, по мнению Лотмана, возможны только в условиях взаимодействия, диалога разных семиотических образований.

4 – СС имеет диахронную (историческую) глубину, поскольку она наделена сложной системой памяти и без этой памяти функционировать не может.

 

В СС в наибольшей степени обязательны её т.наз. срединные зоны, и прежде всего естественный язык (ЕЯ).

 

2. ЕЯ в пространстве природных и культурных семиотик.

 

В эволюционном пространстве культурных семиотик ЕЯ составляет их срединную зону между знаковыми системами искусств, передающих образное содержание, и семиотиками наук – носителями абстрактно-логического знания.

 

В пространстве природных семиотик ЕЯ – также срединная зона, поскольку, с одной стороны, он возникает не сразу с развитием жизни и человека, хотя и естественным путём, а с другой стороны, для его формирования нужен социум, социальная среда.

 

В эпоху раннего палеолита (150-40 тыс. лет назад) у неандертальцев ещё не было звукового языка, но в передаче информации они уже использовали семиотические средства, более близкие к искусству, чем к языку: ритуальные телодвижения, танец, наскальные изображения. Согласно ряду датировок, современный человек и его язык появляются примерно 40 тыс. лет назад. После появления звукового языка и на его основе складываются, с одной стороны, формы словесных искусств, а с другой – формы абстрактного логического знания, т.е. науки. Искусство слова и семиотика науки унаследовали от ЕЯ его главные конструктивны принципы: уровневое строение, благодаря которому из небольшого числа исходных единиц можно путём комбинирования строить любое нужное количество сложных знаков. ЕЯ на только хронологически, но и по своим семиотических характеристикам занимает срединное положение между семиотиками искусств и наук. Слово находится между художественным образом и научным понятием в той мере, к которой в содержании образа в лексическом значении и понятии соединяются, с одной стороны, конкретное чувственно-наглядное и субъективно-эмоциональное содержание, а с другой – абстрактно-обобщённое и объективно-рациональное знание.

 

ЕЯ обладает самыми широкими возможностями обозначать любое содержание: и эмоциональное, и рациональное. При этом возможности языка не безграничны, но у людей не семиотики более универсальной, более всеобъемлющей, чем язык. При этом язык превосходит все семиотики по количеству знаков, т.е. слов.

 

Семиотики искусства и наук и их произведения принципиально более трудны для понимания, чем язык. Искусство – это порождающая система наглядно-чувственной, субъективно углублённой и ненадёжной информации. Искусства противостоят всякой документалистике; в этом смысле они недостоверны, безадресны и безответственны. Произведения искусства индивидуалистичны, менее утилитарны, более причудливы, чем язык и обычные речи. В свою очередь, языки наук и научные тексты трудны своей абстрактностью, частым отсутствием наглядности, более строгой логикой, чем привычный здравый смысл обыденного сознания. Однако люди с помощью ЕЯ разбираются в фантазиях поэтов и построениях учёных, надстраивая в своём сознании над языком новые семиотики.

 

В сравнении с художественной семиотикой язык более надёжный передатчик информации, он лучше обеспечивает взаимопонимание участников коммуникации, однако в сравнении с искусственными семиотиками язык менее надёжен в силу нестрогости своих значений, многозначности, синонимии. Зато язык усваивается естественным путём и поэтому общедоступен. Общность языка в масштабе общества делает его максимально удобным, массовым и самым простым средством общения. Т.о., ЕЯ по генезису и своим свойствам является срединной зоной семиотического континуума, в разных отношениях близкой ко всем другим семиотикам. В пространстве природы и культуры семиотика языка выполняет посреднические функции, связующие, образовательные, метасемиотические.

 

3. Тенденции в развитии СС.

 

1 – семиотическое пространство расширяется и уплотняется, особенно интенсивно растёт число искусственных знаковых систем и знаков. Возрастает объем логической коммуникации, в том числе информации на естественных языках.

 

2 – возрастает роль визуальной информации, в первую очередь абстрактно-символической. В коммуникации людей понижается роль интонации, жестов, мимики, уменьшается количество непосредственного общения; в повседневном общении устная речь становится более экспрессивной, концентрированной и эгоцентрической, но менее образной.

 

3 – в искусствах, рекламе, массовой коммуникации в искусственно созданных сложных знаках, их абстрактно-символические компоненты теснят наглядные; вместо картинок успешно используются имена, названия, торговые знаки, фирменные марки, логотипы и т.п.

 

4 – наиболее доступные семиотики, прежде всего язык и речевое общение, а тж. средства массовой коммуникации в глазах людей утрачивают свою ценность; недоверие к средствам массовой коммуникации.

 

5 – Художественные семиотики выступают как основной противовес расширению пространства искусственных, рациональных семиотик; всё резче противопоставляют себя наукам и технологиям. Современные искусства менее информативны, зато всё более субъективны, свободны в самовыражении художника, отображении любых объектов и разработки любых тем. Искусств быстрее обновляет свои художественные языки и стили, и их произведения становятся менее предсказуемы.

 

6 – Появляются всё новые семиотики, в которых объединены возможности разных семиотик, наблюдается также тенденция интернационализации большинства семиотик, в т.ч. и ЕЯ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.009 с.)