Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семиосфера (СС) как знаковое пространство.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Понятие семиосферы
Знаки и знаковые системы в природе и обществе образуют континуум, который по своей цельности сопоставим с эволюционным континуумом жизни. Подобно тому, как пространство живого от амёбы до человека объединяется единством биологических законов, так и в семиотическом континууме на всём пространстве биологических и социальных семиотик действуют единые взаимозависимости между разными свойствами знаковых систем. Эти зависимости прослеживаются в строении, семантике и функциональных возможностях природных и культурных семиотик. Они основываются на следующих характеристиках знаковых систем: 1 – происхождение семиотики, её место в эволюционном ряду знаковых систем. 2 – пропорции или удельный вес основных типов знаков: индексальных, иконических, символических. 3 – пропорции или удельный вес понятийной и наглядно-образной информации в содержании отдельного знака. 4 – одно- или многоуровневое строение конкретной семиотики. 5 – наличие сложных знаков, возможных только в составе уровневых семиотик. 6 – состав функций, доступных семиотикам разных классов. 7 – надёжность кода как помехоустойчивость в передаче и принятии информации. 8 – степень обязательности того или иного класса семиотик.
Коренная предпосылка единства семиотического континуума состоит в том, что в своей основе это эволюционный континуум, развёрнутый по геологической оси. Его развитие направлялось коммуникативными потребностями животных и человека, а позднее также и познавательными потребностями человека. Семиотический континуум стали обозначать термином «семиосфера» (СС), который был предложен Ю.М. Лотманом в его работе «о СС». Этот термин образован по аналогии с терминами Вернадского «биосфера» и «ноосфера». По Вернадскому, ноосфера – «нут» - ум, разум, «сфера» - область жизни, организованная человеческим сознанием. Вернадский считал, что существует планетарная ноосфера. Если понятие ноосферы охватывает содержание сознания и его воздействие на реальность, то СС – это система знаковых опор сознания, система носителей и передатчиков информации. Лотман называет ряд существенных черт СС, в которых раскрывается её природа и закономерности функционирования. 1 – СС отграничена от внесемиотического пространства и включает множество отдельных семиотик. СС, по мнению Лотмана, - это «ансамбль семиотических образований». 2 – СС имеет уровневую и внутренне неравномерную организацию и динамику. Он выделил оппозицию ядра и периферии, симметрии и асимметрии, старо- и новообразований и др. 3 – процессы порождения информации и семиозиса, по мнению Лотмана, возможны только в условиях взаимодействия, диалога разных семиотических образований. 4 – СС имеет диахронную (историческую) глубину, поскольку она наделена сложной системой памяти и без этой памяти функционировать не может.
В СС в наибольшей степени обязательны её т.наз. срединные зоны, и прежде всего естественный язык (ЕЯ).
2. ЕЯ в пространстве природных и культурных семиотик.
В эволюционном пространстве культурных семиотик ЕЯ составляет их срединную зону между знаковыми системами искусств, передающих образное содержание, и семиотиками наук – носителями абстрактно-логического знания.
В пространстве природных семиотик ЕЯ – также срединная зона, поскольку, с одной стороны, он возникает не сразу с развитием жизни и человека, хотя и естественным путём, а с другой стороны, для его формирования нужен социум, социальная среда.
В эпоху раннего палеолита (150-40 тыс. лет назад) у неандертальцев ещё не было звукового языка, но в передаче информации они уже использовали семиотические средства, более близкие к искусству, чем к языку: ритуальные телодвижения, танец, наскальные изображения. Согласно ряду датировок, современный человек и его язык появляются примерно 40 тыс. лет назад. После появления звукового языка и на его основе складываются, с одной стороны, формы словесных искусств, а с другой – формы абстрактного логического знания, т.е. науки. Искусство слова и семиотика науки унаследовали от ЕЯ его главные конструктивны принципы: уровневое строение, благодаря которому из небольшого числа исходных единиц можно путём комбинирования строить любое нужное количество сложных знаков. ЕЯ на только хронологически, но и по своим семиотических характеристикам занимает срединное положение между семиотиками искусств и наук. Слово находится между художественным образом и научным понятием в той мере, к которой в содержании образа в лексическом значении и понятии соединяются, с одной стороны, конкретное чувственно-наглядное и субъективно-эмоциональное содержание, а с другой – абстрактно-обобщённое и объективно-рациональное знание.
ЕЯ обладает самыми широкими возможностями обозначать любое содержание: и эмоциональное, и рациональное. При этом возможности языка не безграничны, но у людей не семиотики более универсальной, более всеобъемлющей, чем язык. При этом язык превосходит все семиотики по количеству знаков, т.е. слов.
Семиотики искусства и наук и их произведения принципиально более трудны для понимания, чем язык. Искусство – это порождающая система наглядно-чувственной, субъективно углублённой и ненадёжной информации. Искусства противостоят всякой документалистике; в этом смысле они недостоверны, безадресны и безответственны. Произведения искусства индивидуалистичны, менее утилитарны, более причудливы, чем язык и обычные речи. В свою очередь, языки наук и научные тексты трудны своей абстрактностью, частым отсутствием наглядности, более строгой логикой, чем привычный здравый смысл обыденного сознания. Однако люди с помощью ЕЯ разбираются в фантазиях поэтов и построениях учёных, надстраивая в своём сознании над языком новые семиотики.
В сравнении с художественной семиотикой язык более надёжный передатчик информации, он лучше обеспечивает взаимопонимание участников коммуникации, однако в сравнении с искусственными семиотиками язык менее надёжен в силу нестрогости своих значений, многозначности, синонимии. Зато язык усваивается естественным путём и поэтому общедоступен. Общность языка в масштабе общества делает его максимально удобным, массовым и самым простым средством общения. Т.о., ЕЯ по генезису и своим свойствам является срединной зоной семиотического континуума, в разных отношениях близкой ко всем другим семиотикам. В пространстве природы и культуры семиотика языка выполняет посреднические функции, связующие, образовательные, метасемиотические.
3. Тенденции в развитии СС.
1 – семиотическое пространство расширяется и уплотняется, особенно интенсивно растёт число искусственных знаковых систем и знаков. Возрастает объем логической коммуникации, в том числе информации на естественных языках.
2 – возрастает роль визуальной информации, в первую очередь абстрактно-символической. В коммуникации людей понижается роль интонации, жестов, мимики, уменьшается количество непосредственного общения; в повседневном общении устная речь становится более экспрессивной, концентрированной и эгоцентрической, но менее образной.
3 – в искусствах, рекламе, массовой коммуникации в искусственно созданных сложных знаках, их абстрактно-символические компоненты теснят наглядные; вместо картинок успешно используются имена, названия, торговые знаки, фирменные марки, логотипы и т.п.
4 – наиболее доступные семиотики, прежде всего язык и речевое общение, а тж. средства массовой коммуникации в глазах людей утрачивают свою ценность; недоверие к средствам массовой коммуникации.
5 – Художественные семиотики выступают как основной противовес расширению пространства искусственных, рациональных семиотик; всё резче противопоставляют себя наукам и технологиям. Современные искусства менее информативны, зато всё более субъективны, свободны в самовыражении художника, отображении любых объектов и разработки любых тем. Искусств быстрее обновляет свои художественные языки и стили, и их произведения становятся менее предсказуемы.
6 – Появляются всё новые семиотики, в которых объединены возможности разных семиотик, наблюдается также тенденция интернационализации большинства семиотик, в т.ч. и ЕЯ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.009 с.) |