Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности регламентации признаков субъекта

Поиск

ОСОБЕННОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРИЗНАКОВ СУБЪЕКТА

ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН <*>

О.Ю. АВДЕЕВ

Авдеев Олег Юрьевич, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

 

В статье исследуются особенности регламентации признаков субъекта должностных преступлений в уголовном законодательстве зарубежных стран, рассматриваются и сравниваются с положениями УК РФ конструктивные признаки понятия должностного лица в уголовном праве ближнего и дальнего зарубежья. Подробно анализируются квалифицирующие признаки, характеризующие субъекта должностных преступлений.

Ключевые слова: должностные преступления, должностное лицо, зарубежное уголовное право, государственный служащий, представитель власти, организационно-распорядительные функции, административно-хозяйственные функции.

Субъектом различных должностных преступлений в большинстве уголовных кодексов стран второй группы выступает должностное лицо. Исключение составляют УК Латвийской Республики ("государственное должностное лицо"), УК Литовской Республики ("государственный служащий, либо приравненное к нему лицо") и УК Республики Казахстан ("лицо, уполномоченное на выполнение государственной функции"). В сравнении с дефиницией должностного лица, данной в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, эти понятия являются более широкими по содержанию. Так, в соответствии с примечанием к ст. 307 УК Республики Казахстан к лицам, уполномоченным на выполнение государственной функции, относятся не только должностные лица, определение которых практически идентично с УК РФ, но и депутаты маслихатов, кандидаты в президенты республики и др. Еще более широкое содержание имеет понятие "государственный служащий либо приравненное к нему лицо" (ст. 230 УК Литовской Республики), включающее в себя не только служащих публично-правовых образований, но и лиц, занимающихся предпринимательством, если они наделены полномочиями публичного администрирования. При этом следует отметить, что понятие таких лиц ограничивается рамками глав, устанавливающих ответственность за преступления против публичных интересов, и не распространяется на другие главы.

Содержание понятия "должностное лицо" определяется, в первую очередь, тем, какие общественные отношения поставлены законодателями под охрану в рамках раздела (главы), содержащего норму о превышении полномочий. По данному критерию страны можно разделить на 2 подгруппы.

Как и УК РФ, ставящие под охрану уголовного закона в рамках соответствующей главы только интересы публичной службы (УК Республики Таджикистан, УК Кыргызской Республики, УК Республики Казахстан, УК Азербайджанской Республики). Определения должностного лица в таких странах имеют незначительные отличия от данного в УК РФ. Так, например, УК Кыргызской Республики, наряду с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями должностного лица, называет контрольно-ревизионные (примечание 1 к ст. 304), а УК Азербайджанской Республики не признает должностными лицами военнослужащих (примечание 1 к ст. 308).

Ставящие под охрану в рамках соответствующей главы (раздела) всю "сферу служебной деятельности" (УК Украины, УК Республики Беларусь, УК Республики Узбекистан). Соответственно, содержание понятия "должностное лицо" в таких странах шире, поскольку включает в себя лиц, выполняющих соответствующие функции не только в публичных органах (учреждениях), но и в иных, независимо от формы собственности.

В вопросе о функциях, исполняемых должностными лицами, позиции названных стран, как правило, совпадают. Таковыми обычно признаются функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

В описании квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков, характеризующих субъекта должностного преступления, позиции законодателей стран - бывших участниц СССР во многом сходны, однако здесь также существуют свои особенности.

Практически все уголовные кодексы в качестве такового признают особый статус должностного лица (за исключением УК Литовской, Латвийской Республики и УК Украины). При этом используемая законодателями терминология различна: "лицо, занимающее ответственную государственную должность" (ч. 2 ст. 308 УК Республики Казахстан), "должностное лицо, занимающее ответственное положение" (п. 2 ч. 2 ст. 305 УК Кыргызской Республики, ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь), "ответственное должностное лицо" (УК Республики Узбекистан) и др. Различен и состав лиц, охватываемых данными понятиями. Так, например, УК Кыргызской Республики к их числу не относит главу органа местного самоуправления (примечание 2 к ст. 304), хотя признает лиц, работающих в системе органов местного самоуправления должностными (примечание 1 к ст. 304). На наш взгляд, это не совсем правильно, поскольку такие лица обладают достаточно широкими властными полномочиями и имеют значительные "связи", которые могут быть использованы ими в преступных целях. УК Республики Казахстан также прямо не выделяет главу органа местного самоуправления, но перечень лиц, занимающих ответственное положение, здесь шире, чем в УК Кыргызской Республики. Наряду с лицами, занимающими должности, устанавливаемые Конституцией, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, к числу таких лиц относятся лица, занимающие политические должности государственных служащих (примечание 4 к ст. 307). Такие должности устанавливаются Реестром <2>, частично пересекающимся со Сводным перечнем государственных должностей Российской Федерации <3>, но имеющим более широкое содержание, ввиду указания должностей не только "государственного", но и иного уровня. Наряду с высшими должностями Республики Казахстан (премьер-министр, руководитель администрации президента и др.) в Реестре указаны должности регионального (акимы <4> областей, столицы и городов республиканского значения и др.) и даже местного значения (акимы городов и городских районов, районов, сел, сельских округов, поселков, аулов). На наш взгляд, такой подход не лишен недостатков: вряд ли правильно ставить в один ряд высших чиновников, имеющих статус, полномочия и связи государственного масштаба с руководителями сельского уровня, поскольку при всех равных условиях деяния последних будут менее общественно опасны, так как нарушают нормальную работу публичных органов на сельском, а не на государственном уровне.

Уголовное законодательство стран дальнего зарубежья предлагает очень разнообразные формы регламентации признаков субъекта должностных преступлений. Среди них выделяются: публичное должностное лицо (УК Польши, УК Японии); чиновники либо члены выборного органа (УК Швейцарии); сотрудники государственных органов (УК КНР); публичный чиновник Австралийского Союза (УК Австралии); должностное лицо (УК Болгарии); публичный служащий (УК штата Техас); любое лицо при осуществлении государственной функции (УК Дании).

Причем различия усматриваются не только в наименовании, но и в сущностных подходах к определению понятий таких лиц. Всего можно выделить четыре различных подхода:

- в законе содержится лишь наименование субъекта, его качественные признаки не раскрываются (УК Японии, УК Болгарии, УК Дании и др.);

- в законе указан исчерпывающий перечень лиц, признаваемых должностными, понятие такого лица не дается (УК Австралии, УК Польши). Например, УК Австралии к публичным чиновникам Австралийского союза относит генерал-губернатора, министра, судебного чиновника Австралийского союза и др.;

- в законе дается понятие субъекта по его существенным признакам (УК Швейцарии). Указанного подхода придерживается и российский законодатель;

- в законе дается определение субъекта, при этом приводится перечень должностей, занимая которые лицо приобретает данный статус (УК штата Техас). Так, в соответствии с п. 41 ст. 1.07 УК штата Техас "публичный служащий - это лицо, избранное, выбранное, назначенное, нанятое или иным образом замещающее одну из нижеперечисленных должностей, даже если оно не выполнило все требуемые условия для занятия должности или не приняло на себя должностные обязанности: (A) должностного лица, служащего или представителя органа власти; (B) присяжного заседателя" и др.

В.Е. БАТЮКОВА

 

Батюкова В.Е., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России.

 

Принятый в 1996 г. УК РФ оказался весьма неудачным и на протяжении более чем пятнадцати лет подвергался многочисленным, порой бессистемным и недостаточно обоснованным правкам и дополнениям. Поэтому для продолжающейся реформы отечественного уголовного законодательства крайне важно использовать зарубежный нормотворческий опыт.

Ключевые слова: хулиганство, уголовное право, преступление, хулиганские побуждения, наказание, законодательство, причинение тяжкого вреда здоровью, экстремизм.

Уголовное законодательство Российской Федерации содержит ряд норм, которые включают в себя мотивы, определяемые законодателем как хулиганские. К этим преступлениям относятся: убийство, совершенное из хулиганских побуждений (п. "и" ч. 2 ст. 105), убийство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. "л" ч. 2 ст. 105); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений (п. "д" ч. 2 ст. 111), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. "е" ч. 2 ст. 111); умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное по вышеуказанным мотивам (п. "д", "е" ч. 2 ст. 112); умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 115); побои (ч. 2 ст. 116); истязание, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. "з" ч. 2 ст. 117); угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 119); умышленные уничтожение или повреждение имущества из хулиганских побуждений (ч. 2 ст. 167); хулиганство (ст. 213); вандализм (ст. 214); надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. "б" ч. 2 ст. 244); жестокое обращение с животными (ч. 1 ст. 245); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); организация экстремистского сообщества (ст. 282.1); организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).

Перечисленные составы преступлений законодателем определены не только в разных главах, но и в разных разделах Особенной части Уголовного кодекса РФ. Включение в состав хулиганства (ст. 213 УК РФ) еще и мотива политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо совершение этого преступления по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. "б" ч. 1 ст. 213 УК) позволило законодателю расширить круг преступлений, которые совершаются по указанным мотивам. Поэтому для дальнейшего исследования и детального освещения уголовно-правовой характеристики исследуемых преступлений представляется целесообразным и необходимым провести изучение сходных норм, содержащихся в уголовных кодексах других государств. Сравнительный анализ уголовно-правовых норм, содержащихся в уголовном законодательстве зарубежных государств, особенно государств, входящих в состав бывшего СССР, позволит выработать новые подходы к совершенствованию российского уголовного закона и оказанию помощи правоприменительной практике.

В соответствии со ст. 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем - УК РБ) хулиганство определяется как "умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом". За совершение этих действий законодателем предусмотрено наказание в виде общественных работ, штрафа, ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.

Из приведенного законодательного определения можно выделить объективные признаки "простого" хулиганства: 1) действия, грубо нарушающие общественный порядок; 2) применение насилия; 3) угроза применения насилия; 4) уничтожение или повреждение чужого имущества; 5) отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом. Субъективные признаки характеризуются умыслом и выражением явного неуважения к обществу. Кроме этого, на наш взгляд, "исключительный цинизм" может характеризовать не только объективные признаки состава хулиганства, но и субъективные.

Злостным признается хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения. Эти действия наказываются арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

К объективным признакам этого квалифицированного вида хулиганства относятся: 1) хулиганство, совершенное повторно; 2) действия, совершенные группой лиц; 3) действия, связанные с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганство; 4) действия, сопряженные с причинением менее тяжкого телесного повреждения. Указанные действия наказываются арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

Особо квалифицированным видом этого преступления признается особо злостное хулиганство, которое сопряжено с совершением действий, указанных ч. 1 и 2, сопряженных с применением либо угрозой применения оружия или других предметов, используемых в качестве оружия. За совершение этого вида хулиганства законодателем предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок от трех до пяти лет или лишения свободы на срок от трех до семи лет.

Согласно ст. 12 УК РБ деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 339 этого УК, относится к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, что соответствует по российскому законодательству преступлениям небольшой тяжести, а если учесть, что суд, согласно санкции ч. 1 ст. 339 УК РБ, к виновному может применить наказание в виде лишения свободы до трех лет, то по УК РФ это преступление должно относится к преступлениям средней тяжести. Преступление, предусмотренное ч. 2 названной статьи, относится к категории менее тяжких преступлений, т.к. наказание в виде лишения свободы не превышает шести лет, что по УК РФ соответствует категории тяжкого преступления. Часть 3 относится к тяжким преступлениям и соответствует по степени тяжести деянию, предусмотренному ч. 2 ст. 213 УК РФ.

Давая сравнительный анализ ст. 213 УК РФ и ст. 339 УК РБ, следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) названная статья УК РБ расположена в главе 30, которая именуется "Преступления против общественного порядка и общественной нравственности" раздела XI "Преступления против общественного порядка и общественной нравственности";

2) в качестве конструктивных признаков объективной стороны законодатель Республики Беларусь указывает на совершение только действий с применением или угрозой применения насилия, сопряженных с уничтожением или повреждением чужого имущества, тогда как в российском законодательстве конструктивным объективным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, что соответствует ч. 3 ст. 339 УК РБ, при этом законодатель РФ не указывает на форму деяния;

3) в качестве субъективных признаков, характеризующих хулиганство, УК РБ относит "явное неуважение к обществу", умышленный характер действий, тогда как законодатель Российской Федерации связывает хулиганство не только с умышленной формой вины и "явным неуважением к обществу", но и с другими мотивами, при наличии которых деяние может квалифицироваться как хулиганство, т.е. "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы";

4) субъектом преступления, предусмотренного ст. 339 УК РБ, может быть физическое лицо, достигшее 14 летнего возраста, а по ч. 1 ст. 213 УК РФ - лицо, достигшее 16-летнего возраста, и только по ч. 2 этой статьи - с 14-летнего возраста;

5) квалифицированный вид хулиганства, предусмотренный ч. 2 ст. 339 УК РБ, не предусматривает в качестве отягчающего обстоятельства совершение хулиганства группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а УК РФ не предусмотрел в качестве такого обстоятельства - простую группу, а также совершение таких действий повторно. Хулиганские действия, сопряженные с причинением средней тяжести вреда здоровью, по российскому законодательству квалифицируются по п. "д" ч. 2 ст. 112, поэтому это обстоятельство, в отличие от УК РБ, не отнесено к квалифицированным видам хулиганства.

К преступлениям против общественного порядка УК РБ относит, помимо хулиганства, следующие составы преступлений:

- заведомо ложное сообщение об опасности (ст. 340 УК РБ), что соответствует в УК РФ ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма). Ответственность субъекта за совершение этого преступления наступает с 14 лет;

- осквернение сооружений и порча имущества (ст. 341 УК РБ) - данное преступное деяние соответствует ст. 214 УК РФ (вандализм). Ответственность субъекта наступает с 14 лет;

- организация групповых действий, нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них (ст. 342 УК РБ), ответственность субъекта согласно ст. 27 УК РБ наступает с шестнадцатилетнего возраста. УК РФ не предусматривает уголовной ответственности за аналогичное преступление;

- умышленное разрушение, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 344 УК РБ), данному преступлению соответствует ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры), которая расположена в главе 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности". Ответственность субъектов за совершение этих преступлений по уголовному законодательству обеих стран наступает с 16 лет;

- разрушение, уничтожение или повреждение историко-культурных ценностей по неосторожности (ст. 345 УК РБ). Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста. В УК РФ аналогичный состав отсутствует;

- надругательство над историко-культурными ценностями (ст. 346 УК РБ). Субъект - лицо, достигшее 16 лет. В российском уголовном законодательстве такого запрета нет;

- надругательство над трупом или могилой (ст. 347 УК РБ) - в УК РФ предусмотрена ст. 244 (надругательство над телами умерших и местами их захоронения), в качестве квалифицированного вида этого преступления российский законодатель в п. "б" ч. 2 предусмотрел совершение этого преступления "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". Субъект - общий - лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

В связи с этим не весьма понятна позиция белорусского законодателя, определяющего уголовную ответственность за "простое" хулиганство с 14 лет, где в качестве одного из конструктивных признаков состава преступления является "уничтожение или повреждение чужого имущества", а за всякое умышленное или неосторожное разрушение, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры - с 16 лет.

Помимо этого, УК РБ содержит ряд норм, в которых законодатель в качестве конструктивного или квалифицирующего признака предусматривает хулиганские побуждения или мотивы расовой, национальной, религиозной вражды или розни. К преступлениям, которые расположены в главе 19 "Преступления против жизни и здоровья" раздела VII "Преступления против человека", относятся:

- убийство, совершенное из хулиганских побуждений (п. 13 ч. 2 ст. 139 УК РБ - п. "и" ч. 2 ст. 105 УК РФ); убийство, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни (п. 14 ч. 2 ст. 139 УК РБ - п. "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ - убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);

- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, совершенного из хулиганских побуждений (п. 7 ч. 2 ст. 147 УК РБ - п. "д" ч. 2 ст. 111 УК РФ);

- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, совершенного по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни (п. 8 ч. 2 ст. 147 УК РБ - п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы).

В главе 17 "Преступления против мира и безопасности человечества" раздела VI "Преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления" расположены:

- разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни (ст. 130 УК РБ - ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) <1>.

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Республики Беларусь / Предисл. Б.В. Волженкина. СПб., 2001.

Следует заметить, что других преступлений, содержащих хулиганские побуждения или иные мотивы, которые содержатся в п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ, в УК РБ отсутствуют. В УК Российской Федерации содержится гораздо больше указанных мотивов, которые выступают как в качестве конструктивных признаков основных составов преступлений, так и в качестве квалифицированных <2>.

Давая сравнительно-правовую характеристику обстоятельствам, отягчающим наказание, которые предусмотрены Общей частью Уголовных кодексов обеих стран, следует заметить, что п. 9 ст. 64 УК РБ в качестве такого обстоятельства предусматривают "совершение преступления по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни", а п. "е" ст. 63 УК РФ - "совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы".

В соответствии со ст. 296 УК Украины под хулиганством понимается "грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, сопровождаемое особой дерзостью или исключительным цинизмом". Из приведенного законодательного определения хулиганства можно выделить ряд объективных и субъективных признаков. К объективной стороне анализируемого состава законодатель Украины относит: 1) грубое нарушение общественного порядка; 2) особую дерзость; 3) исключительный цинизм. Следует заметить, что при описании этих признаков законодатель не указывает форму деяния, определив только грубое нарушение общественного порядка. К субъективной стороне этого состава преступления относятся: 1) особая дерзость; 2) исключительный цинизм; 3) мотивы явного неуважения к обществу. На содержание вины, которой может характеризоваться "простое" хулиганство, законодатель не указал. За указанное преступление виновному в нем может быть назначено наказание в виде штрафа от пятидесяти до тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или ареста на срок до шести месяцев, или ограничения свободы на срок до пяти лет.

Квалифицированным видом хулиганства являются "те же действия, совершенные группой лиц", следовательно во второй части этой уголовно-правовой нормы, давая характеристику объективным признакам, законодатель Украины все же указал, что это преступление может совершаться только путем действия, соответственно, к объективным признакам можно отнести следующие: 1) действия; 2) грубо нарушающие общественный порядок; 3) сопровождающиеся особой дерзостью или 4) исключительным цинизмом; 5) совершенные группой лиц. Из буквального текста закона усматривается, что квалифицированный вид хулиганства может быть совершен только в форме простого соучастия. Хулиганство, совершенное по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, не рассматривается законодателем Украины в качестве квалифицированного вида этого преступления. Указанные действия наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до четырех лет.

В качестве особо квалифицированных видов хулиганства предусмотрены "действия, указанные частями первой и второй, если они были совершены лицом, ранее судимым за хулиганство, либо связаны с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, либо другим гражданам, пресекавшим хулиганские действия". К признакам этого вида хулиганства относятся действия, указанные частью первой или второй ст. 296 УК Украины, если: 1) совершены лицом, ранее судимым за хулиганство; 2) связаны с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, либо другим гражданам, пресекавшим хулиганские действия. В качестве наказания за совершение этого вида хулиганства законодателем предусмотрено лишение свободы на срок от двух до пяти лет.

Частью 4 названной статьи предусмотрены действия, указанные частями первой, второй или третьей этой статьи, если они совершены с применением огнестрельного или холодного оружия или другого предмета, специально приспособленного или заранее заготовленного для причинения телесных повреждений. Соответственно, объективные признаки этого вида хулиганства законодатель связывает только с применением описанных в диспозиции статьи предметов преступления. Толкуя данную уголовно-правовую норму, следует прийти к выводу, что угроза применения обозначенных предметов преступления не входит в содержание объективных признаков анализируемого состава преступления. Кроме этого, при описании предмета преступления законодатель указал на предметы, специально приспособленные или заранее заготовленные для причинения телесных повреждений, что существенно сужает понятие таких предметов при совершении хулиганства <3>. За совершение этого вида хулиганства законодателем Украины предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от трех до семи лет.

Согласно ст. 12 УК Украины преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 296 этого УК, относится к преступлениям небольшой тяжести, ее частями 2 и 3 - к преступлениям средней тяжести, а ее частью 4 - к тяжким преступлениям. В данном случае не ясна позиция украинского законодателя по определению наказания в особо квалифицированном виде хулиганства. Указанное обстоятельство, на наш взгляд, должно являться условием, усиливающим репрессивную силу закона.

Согласно ст. 22 УК Украины, ответственность лица, совершившего хулиганство, независимо от его вида, наступает с 14 лет.

Давая сравнительно-правовой анализ ст. 213 УК РФ и ст. 296 УК, Украины следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

1) преступление, предусмотренное ст. 296 УК Украины, предусматривающей ответственность за хулиганство, расположено в разделе XII "Преступления против общественного порядка и нравственности";

2) в качестве конструктивных признаков объективной стороны законодатель Украины указывает на грубое нарушение общественного порядка, сопровождаемое особой дерзостью или исключительным цинизмом, тогда как в российском законодательстве конструктивным объективным признаком хулиганства является грубое нарушение общественного порядка с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, что соответствует ч. 4 ст. 296 УК Украины, при чем законодатели обеих стран при описании объективных признаков "простого" хулиганства не указывают на форму деяния. Однако в ч. 2, 3 и 4 ст. 296 украинский законодатель указал, что эти преступления совершаются путем действия;

3) к субъективным признакам, характеризующим хулиганство, УК Украины относит "явное неуважение к обществу", сопровождаемое особой дерзостью или исключительным цинизмом, тогда как законодатель Российской Федерации связывает хулиганство не только с мотивом "явного неуважения к обществу", но и с другими мотивами, при наличии которых деяние может квалифицироваться как хулиганство, т.е. "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". Кроме этого, ни российский, ни украинский законодатель при конструкции "простого" хулиганства не указывают на умышленный характер совершаемых действий;

4) субъектом преступления, предусмотренного ст. 296 УК Украины, может быть физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста, а по ч. 1 ст. 213 УК РФ - лицо, достигшее 16-летнего возраста, и только по ч. 2 этой статьи - 14-летнего возраста;

5) квалифицированный вид хулиганства, предусмотренный ч. 2 ст. 296 УК Украины, предусматривает в качестве отягчающего обстоятельства совершение хулиганства группой лиц, а УК РФ, наоборот, не предусмотрев в качестве такого обстоятельства любую группу, указал в качестве обстоятельства, отягчающего хулиганство, лишь группу лиц по предварительному сговору или организованную группу. К квалифицированному виду хулиганства по российскому уголовному законодательству относится деяние, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка;

6) к особо квалифицированным видам хулиганства украинское уголовное законодательство относит:

а) совершение указанных действий лицом, ранее судимым за хулиганство, или если эти действия связаны с сопротивлением представителю власти или представителю общественности, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, либо другим гражданам, пресекавшим хулиганские действия (ч. 3 ст. 296 УК Украины). Согласно ст. 15 УК РФ деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 213 УК РФ, относится к категории тяжкого преступления, тогда как ч. 3 ст. 296 УК Украины относится к преступлениям средней тяжести. УК РФ не называет в качестве отягчающего обстоятельства хулиганства совершение этого преступления лицом, ранее судимым за хулиганство;

б) совершение указанных действий с применением огнестрельного или холодного оружия или другого предмета, специально приспособленного или заранее заготовленного для причинения телесных повреждений (ч. 4 ст. 296 УК Украины). Анализируемый особо квалифицирующий признак УК Украины соответствует конструктивному признаку, предусмотренному п. "а" ч. 1 ст. 213 УК РФ. Согласно ст. 15 УК РФ действие, предусмотренное п. "а" ч. 1 ст. 213 УК РФ, относится к преступлениям средней тяжести. Действие, предусмотренное ч. 4 ст. 296 УК Украины, - к категории тяжких преступлений. Кроме этого, законодатель Украины определяет вид оружия (огнестрельное или холодное) и значительно ограничивает признаки предметов, используемых в качестве оружия, указав, что эти предметы должны быть специально приспособлены или заранее заготовлены для причинения телесных повреждений. Соответственно, если указанные предметы приспосабливались или заготавливались не для причинения телесных повреждений, то они не могут быть признаны таковыми предметами.

К преступлениям против общественного порядка, помимо хулиганства, законодатель Украины относит следующие составы преступлений, которые расположены в разделе XII "Преступления против общественного порядка и общественной нравственности":

- групповое нарушение общественного порядка (ст. 293 УК Украины, диспозиция которой определяет организацию групповых действий, повлекших грубое нарушение общественного порядка или существенное нарушение работы транспорта, предприятия, учреждения или организации, а также активное участие в таких действиях) <4>. Данная норма частично соответствует преступлениям, предусмотренным ч. 2 ст. 213 и ст. 212 УК РФ, однако не совсем ясно, что украинский законодатель понимает под этими групповыми действиями и в чем заключается отличие совершения хулиганства группой лиц (ч. 2 ст. 296 УК Украины) от преступления, предусмотренного этой уголовно-правовой нормой (ст. 293 УК Украины). Кроме этого, согласно санкции статьи 293 к виновному в совершении этого преступления суд может применить штраф до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или арест на срок до шести месяцев, соответственно, согласно ст. 12 УК Украины это преступление относится к категории небольшой тяжести, тогда как преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 296 УК Украины, относится к категории средней тяжести, и, как указывалось выше, в качестве этого квалифицированного вида хулиганства законодатель Украины рассматривает только группу лиц, следовательно, групповые действия, направленные на нарушение общественного порядка, являются менее опасным преступлением, чем простая форма соучастия при хулиганстве. Данные обстоятельства вызывают сомнения по поводу оправданности этой уголовно-правовой нормы.

Кроме группового нарушения общественного порядка, к преступлениям, которые расположены в разделе "Преступления против общественного порядка и нравственности", украинский законодатель относит:

- массовые беспорядки (ст. 294 УК Украины), что соответствует ст. 212 УК РФ (массовые беспорядки);

- призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку (ст. 295 УК Украины). Аналогичного состава преступления в российском уголовном законодательстве не предусмотрено, однако в некоторой части это преступное деяние можно соотнести с предусмотренным ч. 3 ст. 212 УК РФ, которая предполагает ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами;

- надругательство над могилой (ст. 297 УК Украины), что соответствует ст. 244 УК РФ (надругательство над телами умерших и местами их захоронения). При совершении этих преступлений законодатели обеих стран не предусматривают хулиганские побуждения в качестве квалифицированных или особо квалифицированных видов этих преступлений. Законодатель Российской Федерации в п. "б" ч. 2 ст. 244 предусмотрел совершение этого преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- уничтожение, разрушение либо повреждение памятников - объектов культурного наследия и самовольное проведение поисковых работ на археологическом памятнике (ст. 298 УК Украины). Это преступление соответствует предусмотренному ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры). Законодатели обеих стран не предусматривают в качестве отягчающих обстоятельств совершение этих преступлений из хулиганских побуждений;

- уничтожение, повреждение и сокрытие документов или уникальных документов Национального а<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-15; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.124 (0.01 с.)