Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-исторический тип и семиосфера↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1) Культура и цивилизация.
Развиваясь в двух формах – материальной и духовной, культура разделяется на собственно культуру и цивилизацию. Существуют различные точки зрения на соотношение этих двух понятий. Наиболее известна точка зрения О. Шпенглера, изложенная в его работе «Закат Европы». Согласно его теории, каждой культуре отведён определённый срок – около 1000 лет. Он зависит от внутреннего жизненного цикла: умирая, культура вырождается в Ц – свою противоположность. Ц., по Шпенглеру, - это конечное в развитии, омертвевшее и искусственное явление, которое следует за культурой как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и за душевным детством. Развитие культуры с целью удовлетворения материальных потребностей человека, прагматичности и удобного устройства жизни понимается как Ц. Собственно культура направлена на удовлетворение духовных потребностей; и нецелесообразна и излишня с точки зрения выживания и сохранения рода. Вместе с тем культура ни в коем случае нельзя считать второстепенной, дополнительной по отношению к Ц, к материальной сфере. В истории человека известны случаи, когда народ, имеющий примитивный уровень развития хозяйства, имел высокоразвитую систему духовной культуры. Преимущественная ориентация человеческой Ц на материальную сторону, на безудержное техническое производство терпит кризис, что особенно очевидно сегодня, в нач. 21 в, когда замечается грядущая технологическая и экологическая катастрофа.
Оппозиция К-Ц предстаёт вечной и универсальной в истории развития человечества; это как бы две кучки человечества – левая и правая.
На современном этапе обостряется интерес к проблеме взаимоотношений евразийских народов Востока и Запада. Он вызван социальными потрясениями конца 2 тыс. лет, изменчивой геополитической ситуацией в мире. Одним из результатов социально-политических изменений стало разрушение иерархии культурных ценностей общества, перестройки ценностных доминант во многих национальных культурах. Восток и запад имеют в своей основе разные ценностные доминанты. В сохранившуюся систему ценностей традиционного типа культуры с её мифологической генетикой, запад утверждает свободу личности как верховную ценность, и эта ценность подчинила себе все другие, породила идеи прав человека, половой свободы, свободы творчества как главной художественной ценности и индивидуального вкуса как главной эстетической ценности.
Исследования американских социологов различают ценностные доминанты западных и восточных культур: Индивидуальность как центральная доминанта в западной культуре, в восточной – 3 место; Мир – главная ценность в восточной культуре, в западной – 3 место; Деньги – на первом месте в зап. культуре, на 3 в восточной. Первенство \ лидерство – на 1 месте западной, несущественно для восточной; Уважение к старшим, гостеприимство – доминирует в восточной культуре, несущественно для западной; Материнство – 1 место в вост. культуре, 2 в западной; Скромность – на 1 месте в восточной, несущественна для западной. Пунктуальность доминирует в западной, на 3 месте в восточной. Равенство женщин – на 1 месте в западной культуре, на 2 – в восточной.
Типология культур
Уже в древнегреческой мифологии представлена первая культурно-историческая типология, отражающая самый длительный этап в развитии человечества. Согласно этой типологии, вся общечеловеческая история проходит 5 основных периодов: золотой, серебряный, медный, героический и железный век.
В 1768 шотландский философ Фергюсон выделил 3 этапа в развитии человечества: дикость, варварство, цивилизация, обосновав эволюционную концепцию культуры. В этой концепции история человечества представлена в виде развития от простого к сложному на основе общих закономерностей. Определённую оппозицию этим взглядам составили идеи локального понимания культурогенеза. Родоначальником теории замкнутых культур считают Данилевского (1871 г., Россия). Основная единица истории, по Данилевскому, - обособленный культурно-исторический тип, или цивилизация. Подобно биологическим организмам, культурно-исторические типы находятся в процессе борьбы с внешней средой, друг с другом. Данилевский выделяет 12 культурно-исторических типов – египетский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и т.д., отрицая существование единой цели в развитии человечества, некой общей цивилизации, которую тогда осуществляли с европейской. В своей книге он развивает славян в самобытный культурно-исторически тип; по его мнению, он является первым 4-ехосновным типом.
Основы: 1 – религиозная 2 – научная, творческая в искусстве, технологическая, индустриальная 3 – политическая 4 – экономическая и общинная
Другие же культурно-исторические типы, по его мнению, имеют одну или две основы, например еврейская – религиозную, греческая – художественную, римская – политическую, германо-романская – политический и научно-индустриальный характер.
О. Шпенглер «Закат Европы» - развивал идеи Данилевского, трактовал культуру как организм, который обладает целостностью, единством, и в то же время обособлен от других культурных организмов. Единой общечеловеческой культуры, по Шпенглеру, не существует. Он, в отличие от Данилевского, насчитывает 8 типов культур.
По Шпенглеру, культура есть факт пробуждения души. Душа в культуре пробуждается для самопознания, порождая прасимволы – идеальное устремление культуры, которое затем объективизируется в символе. Так, у Шпенглера греко-римская культура обладает аполлонической душой, прасимвол – чувственно явленное, отдельное, замкнутое в себе тело, символ – колонна. Западноевропейская культура обладает фаустовской душой; прасимвол – безграничное пространство как родина Фауста; символ – шпиль готического собора, вознесённый к небу. Византийско-арабская – магическая душа, мистическое настроение; прасимвол=символ – образ мира как пещеры. Египетская культура – открытые метафизические глубины; прасимвол – путь, бытие странника бредущего в одном направлении; символ – пирамида. Шпенглер считал египетскую культуру высшим типом культуры. В русской культуре душа не может оформиться окончательно; её прасимвол – бесконечная равнина, поэтому русская душа (безвольная) стремится затеряться в горизонтальном братском мире-общине (символ).
Умирая, культура трансформируется в Ц. Переход культуры к Ц, отмечает Шпенглер, есть переход к бездушному интеллекту, бесплодию, механической работе, техницизму.
Центры, которые способствуют разрушению культуры – города; именно здесь размываются традиционные основы жизни, происходит отрыв от земли; массовое переселение народа в города привело к образованию кочевников мировых столиц, не обладающих историческими корнями.
Оригинальную типологию культур предлагает Бенедикт: культуры вины и культуры стыда: ярким примером культуры вины является христианство, которое стремится к формированию чувства вины у личности, т.к. ориентирована на абсолютные нормы морали. Главные составляющие этой культуры – исповедь и искупление. Культуры стыда нацеливаются на внешние отношения; важно, чтобы недостойное поведение не стало достоянием общественного мнения.
Ясперс разработал теорию, согласно которой мировая история заключает в себе 4 периода: 1 - прометеевская эпоха: время человеческого становления 2 - эпоха великих культур древности: шумеро-вавилонская, вавилонская. индийская. египетская, китайская цивилизации: зарождение письменности, порох и проч. 3 - эпоха духовной основы человеческого бытия / осевое время: мощный духовный поворот, который основан на духовных прозрениях: Конфуций, Платон, Лао-Цзы, Гераклит 4 - эпоха развития техники: время создания принципиально новых информационных технологий, открытие новых источников энергии.
Символическую концепцию культуры развивал Уайт. Полагал, что символическая деятельность является началом и основой культуры. Символ определял как вещь, ценность или смысл которой придаёт человек, пользующийся ей. Символ может иметь любую физическую форму; он разграничивает символ и знак, ибо вещь в одном контексте является символом, а в другом – знаком. К символам невозможно приобщиться посредством одного только чувственного познания. Самые прекрасные органы чувств не смогут уловить, в чём заключается ценность святой воды или значимость распятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.01 с.) |