В результате изучения русского языка ученик должен



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В результате изучения русского языка ученик должен



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебником «Русский язык. 3 класс», автор Т.Г. Рамзаева.

Программа: Русский язык. Т.Г. Рамзаева.- М.: Просвещение, 2000г.

Учебный комплект для учащихся: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса (1-4),-М.:Дрофа,2006г.,

Наличие методических разработок для учителя: И.В.Иванова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» для 3класса четырехлетней начальной школы – М.: Экзамен, 2008 г.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.).

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение в речи единиц языка – слова, предложения.

III класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова в 3 классе производится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее доступными нормами литературного языка: правильное произношение слов, построение предложений и употребление грамматических форм слов в словосочетаниях, правильное употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления).

На всех этапах обучения большое внимание уделяется развитию навыков грамотного письма.

Примерное количество слов для словарных диктантов - 10 - 12 слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в конце года – 55 - 65 слов.

Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются по сравнению с диктантами соответственно на 15-20 слов.

Одной из важных задач обучения русскому языку является формирование у обучающихся навыков каллиграфически правильного написания слов.

В III классе обучение каллиграфии строится с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, её соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребёнка уверенность в правильном написании и серьёзно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. С этой целью на каждом уроке русского языка отводится 7-8 минут для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определённой группы букв и написать 2-3 строчки слогов и слов. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе на каждом уроке русского языка. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию каллиграфических навыков проводится в индивидуальном порядке.

Таким образом, изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Ø развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

Ø освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

Ø овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

Ø воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Курс «Русского языка» также отражает вопросы гражданского образования:

Ø развитие патриотического чувства к родному языку: осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

Ø осознание ребёнком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

Ø формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

Ø формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;

Ø формирование коммуникативных умений, доброжелательного отношения, как к взрослым, так и к своим сверстникам.

На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, навыками и способами деятельности. Все разделы программы ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Новизна и отличие данной рабочей программы заключается в следующем: раздел «Состав слова» дополнен темами «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова»; перераспределены часы между разделами программы; изменён список слов с непроверяемым написанием.

Темы «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова» внесены в раздел «Состав слова» так как слова с данными орфограммами часто встречаются в речи и дети должны, на мой взгляд, знать их написание и способы проверки. Перераспределение часов между разделами программы связано с включением в неё новых тем и обусловлено уровнем подготовки детей данного класса. Список слов с непроверяемым написанием изменён в соответствии с новым учебником по русскому языку.

Освоение содержания данной рабочей программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, экологией, краеведением и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады.

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала. Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий. Деятельность младших школьников организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий, контроля и коррекции.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Русский язык» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, тестирования, самоконтроля по образцу, написания самостоятельных и контрольных работ. На уроках также предполагается самостоятельная работа учащихся на ПК с использованием программно-методического комплекса «Семейный наставник» и различных цифровых образовательных ресурсов.

 

Требования к уровню подготовки

Контрольные диктанты

1 полугодие – 45 – 55 слов

1 полугодие – 55 -60 слов

Письмо по памяти

От двух четверостиший стихотворной формы до 30 – 35 слов текста в прозаической форме

Диктант

• «5» – за работу, в которой нет ошибок.

• «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

• «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.

• «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Примечание:

Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.

Грамматическое задание

• «5» – без ошибок.

• «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.

• «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

• «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

• «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

• «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.

• «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.

• «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.

Словарный диктант

• «5» – без ошибок.

• «4» – 1 ошибка и 1 исправление.

• «3» – 2 ошибки и 1 исправление.

• «2» – 3 – 5 ошибок.

Тест

• «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

• «4» – верно выполнено 3/4 заданий.

• «3» – верно выполнено 1/2 заданий.

• «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

• «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.

• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

• «3» – имеются некоторые отступления от авторско­го текста, допущены отдельные нарушения в по­следовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфо­графических ошибки и 1 – 2 исправления.

• «2» – имеются значительные отступления от автор­ского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Сочинение

• «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допуще­но 1—2 исправления.

• «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

• «3» – имеются некоторые отступления от темы, до­пущены отдельные нарушения в последователь­ности изложения мыслей, в построении 2 – 3 пред­ложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.

• «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложе­ния мыслей, отсутствует связь между частями, отдель­ными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучаю­щий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа 1.Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2007.
Литература для учащихся 1.Т. Г. Рамзаевой, Русский язык, 3 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа 2006 – 2007 г.
Методическая литература 1.И.В.Иванова. Поурочные разработки по русскому языку. 3класс. Издательство «Экзамен» Москва, 2008 г. 2.Росланова О.В. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2006. 3.
Материалы для проведения проверочных и контрольных работ 1.Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2005. 2.Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2004
Дополнительная литература 1.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Словарные слова. 4 класс. – М.: АСТРЕЛЬ, 2005. 2.Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 – 4 классы. М.: Первое сентября, 2005 3.Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника. / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004 4.Правила русского языка: Орфограммы для учащихся 1 – 6 классов. / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2004 5.Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 4 класс. – М.: Астрель, 2005 6.Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

Контрольная работа № 2

Прогулка в рощу.

Осенью мы всем классом пошли в рощу. Деревья стояли нарядные. Листья, как ковер, лежали на земле и шуршали под ногами. На ветвях рябины висели красные гроздья ягод.

Мальчики нашли старое птичье гнездо. Девочки собрали под елью шишки. Из шишек можно сделать забавные игрушки для малышей. (48 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть гласные члены пятого и шестого предложений.
  2. Написать три однокоренных слова, выделить корень.
  3. разобрать по составу слова: горка, выдержка, смешинка.

 

Контрольная работа № 3

Зима

Ночью был легкий мороз. А утром выпал снег. Он мягкий и белый. Березки около дома стоят в теплых пушистых шубках. Дунул ветер – и с деревьев посыпались снежные хлопья.

Хорошо ребятам во дворе! В теплых шубках, варежках и сапожках не страшен мороз. Вот превратили в крепость большой сугроб. Мальчишки играют в снежки. А на площадке гладкий лед. Скользко! Можно кататься на коньках. (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. В первом и четвертом предложении обозначить грамматическую основу.(по вариантам)
  2. Разобрать слово по составу: подснежник, зеленка, замазка.
  3. выписать три слова с парными согласными в слабой позиции, подобрать проверочные слова.

 

Контрольная работа №4

Находчивые птицы.

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно. (58 слов)

Грамматическое задание:

  1. Выписать два слова с безударными гласными в корне и два слова с глухими согласными в корне.
  2. подобрать и записать два слова на то же правило.

Контрольная работа №5

Оляпка.

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берез и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась веселая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. На кто это бежит по дну реки? Это оляпка, или водяной воробей. (60 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам третье и десятое предложения. (по вариантам)
  2. Разобрать по составу слова: осинка, переход.
  3. Найти в тексте и подчеркнуть два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.

 

Контрольная работа № 6

Снеговик.

Стоит чудесный зимний день. Падает легкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой.

Выбежала группа ребят на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем! ( 47 слов)

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
  2. Разобрать слова по составу (по вариантам) зимний, шубки; белые, морковки.
  3. найти в тексте слово с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать проверочное слово. Написать эти слова.

 

Контрольная работа № 7

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще. (63 слова)

Грамматическое задание:

  1. второе и пятое предложение разобрать по частям речи.
  2. написать пять имен существительных с шипящим согласным на конце

 

Контрольная работа № 8

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках лед. В долине зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

1 вариант

1. Разобрать по членам предложения четвертое предложение.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

Узкий ручей-

Старательный ученик-

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными во множественном числе.

4. Разобрать по составу слова: сахарные, лесистый, глубокая.

2 вариант

1. Разобрать по членам предложения пятое предложение.

2. Подобрать прилагательные, противоположные по смыслу:

Трусливый мальчик-

Высокий куст-

3. Выпишите из текста диктанта два словосочетания с прилагательными среднего и женского рода.

4. Разобрать по составу слова: северное, голосистый, сказочные.

 

Контрольная работа № 9

Весеннее утро.

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал веселый, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа. (79 слов)

Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам седьмое и девятое предложения
  2. разобрать по составу слова: 1-засветило, утренний, березки; 2-развесили, веселый, местечко.

Контрольная работа № 10

По зеленым тростникам ползли золотые солнечные колечки. Вдруг в тростнике зашуршало. Кто-то продирался сквозь тесные стебли. Растения дрогнули. Показался плоский утиный нос.

Это продиралась вперед утка -чируша. За ней гуськом по дорожке торопились утята. Один утенок застрял между стеблями. Он стал пищать: утка ринулась назад. Схватила птенца носом за шейку, подняла и понесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищит и дергает ногами.

 

Грамматическое задание:

  1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне, написать проверочные слова. Подобрать и написать два слова на это правило.
  2. Выписать два слова с непроверяемым написанием. Написать еще два таких слова.
  3. Выписать два слова с приставками.
  4. В первом и четвертом предложениях обозначить грамматическую основу. Указать части речи.

 

ТЕСТЫ

 

КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСЫВАНИЯ

 

Прекрасные лебеди.

Настала осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели. Сердитый ветер кружил их по воздуху. Стало очень холодно. Тяжёлые тучи сеяли на землю град, снег, дождь.

Раз под вечер из-за леса показалась стая чудных птиц. Они были белые, как снег. У них были длинные гибкие шеи. Это оказались лебеди.

Птицы взмахнули великолепными крыльями. Они летели с холодных лугов в тёплые края. От прекрасных лебедей нельзя было оторвать глаз.

 

 

Гостья.

Таня и Витя жили в лесной сторожке. Зимой Витя подвесил к старой ёлке кормушку.

Однажды около кормушки появилась рыженькая белочка. Зверёк стал брать лапками рябину и ловко объедать ягодки. Дети клали ей корочки хлебца, сухие грибки.

Иногда зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала снег и брала съестное.

 

 

Федя.

Рядом с маяком в ящике живёт тюлень Федя. Рассказал мне сторож на маяке, что Федину маму убили зверобои, а Федю с братцем отдали на маяк. Тюленята были ещё маленькие. Федин брат из рук ничего не брал. Пришлось его в океан выпустить.

А Федя очень любил сгущённое молоко. Весной он подрос, стал серебристым. Его выпустили в океан. К обеду Федя проголодался и приплыл. Так он и стал на маяке жить.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебником «Русский язык. 3 класс», автор Т.Г. Рамзаева.

Программа: Русский язык. Т.Г. Рамзаева.- М.: Просвещение, 2000г.

Учебный комплект для учащихся: Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3 класса (1-4),-М.:Дрофа,2006г.,

Наличие методических разработок для учителя: И.В.Иванова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Рамзаевой Т. Г. «Русский язык» для 3класса четырехлетней начальной школы – М.: Экзамен, 2008 г.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.).

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию у детей развиваются мыслительные умения – умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное, формируются навыки литературной речи, вырабатывается осмысленное отношение в речи единиц языка – слова, предложения.

III класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова в 3 классе производится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее доступными нормами литературного языка: правильное произношение слов, построение предложений и употребление грамматических форм слов в словосочетаниях, правильное употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления).

На всех этапах обучения большое внимание уделяется развитию навыков грамотного письма.

Примерное количество слов для словарных диктантов - 10 - 12 слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в конце года – 55 - 65 слов.

Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются по сравнению с диктантами соответственно на 15-20 слов.

Одной из важных задач обучения русскому языку является формирование у обучающихся навыков каллиграфически правильного написания слов.

В III классе обучение каллиграфии строится с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, её соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребёнка уверенность в правильном написании и серьёзно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. С этой целью на каждом уроке русского языка отводится 7-8 минут для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определённой группы букв и написать 2-3 строчки слогов и слов. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе на каждом уроке русского языка. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию каллиграфических навыков проводится в индивидуальном порядке.

Таким образом, изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Ø развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

Ø освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

Ø овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

Ø воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Курс «Русского языка» также отражает вопросы гражданского образования:

Ø развитие патриотического чувства к родному языку: осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

Ø осознание ребёнком себя как носителя языка, личности, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

Ø формирование чувства языка, потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

Ø формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;

Ø формирование коммуникативных умений, доброжелательного отношения, как к взрослым, так и к своим сверстникам.

На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, навыками и способами деятельности. Все разделы программы ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

Новизна и отличие данной рабочей программы заключается в следующем: раздел «Состав слова» дополнен темами «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова»; перераспределены часы между разделами программы; изменён список слов с непроверяемым написанием.

Темы «Правописание суффиксов -ик-, -ек-» и «Сложные слова» внесены в раздел «Состав слова» так как слова с данными орфограммами часто встречаются в речи и дети должны, на мой взгляд, знать их написание и способы проверки. Перераспределение часов между разделами программы связано с включением в неё новых тем и обусловлено уровнем подготовки детей данного класса. Список слов с непроверяемым написанием изменён в соответствии с новым учебником по русскому языку.

Освоение содержания данной рабочей программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, экологией, краеведением и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады.

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала. Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий. Деятельность младших школьников организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий, контроля и коррекции.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Русский язык» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, тестирования, самоконтроля по образцу, написания самостоятельных и контрольных работ. На уроках также предполагается самостоятельная работа учащихся на ПК с использованием программно-методического комплекса «Семейный наставник» и различных цифровых образовательных ресурсов.

 

Требования к уровню подготовки

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

Ä части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

Ä части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

Ä члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

уметь:

Ä грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ьи ъ знаки, непроизносимые согласные, суффиксы -ик-,-ек-,ьпосле шипящих на конце имен существительных женского рода, нес глаголами, раздельное написание предлогов со словами, сложные слова) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

Ä производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

Ä подбирать однокоренные слова разных частей речи;

Ä распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

Ä изменять имена существительные по числам;

Ä склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

Ä изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

Ä изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;

Ä распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы (знание терминов необязательно);

Ä устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

Ä распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

Ä производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Ä интонационно правильно произносить предложения;

Ä писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

Ä определять тему и основную мысль текста;

Ä делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;

Ä устанавливать связь между частями текста;

Ä устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

Ä озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

Ä распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;

Ä писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

Ä составлять устный ответ-рассуждение.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Ä адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

Ä работы со словарём (алфавит);



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.169 (0.042 с.)