Общая характеристика курса русского языка, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика курса русского языка,



Соловейчик М.С.

Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Издание 6-е, переработанное. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – … с.

 

Пособие ориентирует учителя на внедрение идей Федеральных государственных образовательных стандартов в практику обучения младших школьников.

Оно, как и пособие для 1-го и 2-го классов, содержит общую характеристику курса русского языка для 1–4 классов в свете требований ФГОС с описанием планируемых результатов на конец 4-го года, программу и перечень планируемых предметных результатов обучения в 3-м классе, тематическое планирование уроков с указанием основных видов деятельности учащихся, предметных умений и универсальных учебных действий, пояснения к изучаемым темам, общие советы по организации работы, а также подробные комментарии ко всем урокам, дидактический материал для предъявления на слух, тренировочные и контрольные работы.

 

© М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2002, 2007, 2013

© Издательство «Ассоциация ХХI век», 2002, 2007, 2013

Все права защищены

 

 

От авторов

 

Важной особенностью данного издания «Методических рекомендаций» является нацеленность книги на помощь Вам в реализации идей Федеральных государственных образовательных стандартов. Так, по ходу комментирования материалов учебника, в рекомендациях к урокам мы будем обращать Ваше внимание на способы организации деятельности детей, обеспечивающие формирование у них не только предметных, но и метапредметных умений. В приводимом (в конце пособия) тематическом планировании уроков также будут названы как основные виды деятельности учащихся, так и формируемые в рамках каждого раздела предметные умения и универсальные учебные действия.

Мы постараемся помочь Вам полноценно использовать те возможности, которые предоставляет учебный комплект «К тайнам нашего языка» для органичного слияния процессов обучения школьников русскому языку с их личностным развитием и воспитанием.

Как и в «Методических рекомендациях» для 1-го и 2-го классов, перед изложением конкретных советов, связанных с организацией личностно-ориентированного, развивающего обучения на уроках русского языка в 3-м классе, мы, во-первых, напомним Вам наши общие позиции, реализуемые в курсе русского языка в целом, а во-вторых, вновь представим те планируемые результаты на конец 4-го года обучения, к достижению которых Вы постепенно ведёте своих учеников. Кроме того, в пособие включена программа по русскому языку для 3-го класса и характеристика результатов обучения, планируемых на конец года.

С общей структурой пособия Вы можете познакомиться, обратившись к «Содержанию» в конце книги.

 

 

Успехов Вам в преодолении всех трудностей и всего доброго!

Авторы.

 

Общая характеристика курса русского языка,

Реализованного в комплекте учебников

«К тайнам нашего языка»: 1–4 классы

Результаты освоения курса русского языка

На конец 4-го класса

Курс русского языка, представленный в учебнике «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у выпускника начальной школы предметных (лингвистических) знаний и умений, предусмотренных современным образовательным стандартом, а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

– представление о русском языке как языке его страны;

– осознание языка как средства общения;

– элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

– желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность для:

– понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

– формирования выраженного познавательного интереса к русскому языку, сознательного отношения к качеству своей речи.

 

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

 

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

­– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты освоения программы

«Русский язык»

Общие результаты освоения программы

Выпускники начальной школы:

– овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

– освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

– овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

– приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

 

Как видим, основными содержательными линиями освоения курса русского языка являются:

– формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;

– формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний;

– формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по фонетике, словообразованию (морфемике), грамматике, орфографии и пунктуации.

 

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений,

совершенствование речевой деятельности

Выпускник научится:

– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

– самостоятельночитать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться:

соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо;

– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений

В области фонетики и графики

Выпускник научится:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме;

– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).

Выпускник получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования

Выпускник научится:

– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

­ – конструировать слова из заданных частей слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

различать изменяемые и неизменяемые слова.

Выпускник получит возможность научиться:

– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики [1]

Выпускник научится:

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значениях или обращаться к толковому словарю учебника;

– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Выпускник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии

Выпускник научится:

– выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.

­ Выпускник получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;

– выделять наречия среди слов других частей речи;

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;

–замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

 

В области синтаксиса и пунктуации

Выпускник научится:

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;

– ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы;

– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

– различать простые (без однородных членов) и сложные предложения.

Выпускник получит возможность научиться

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

– строить словосочетания разных видов;

– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения;

– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

Формирование орфографических умений

Выпускник научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила (в объёме программы);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;

– проверять написанное и вносить коррективы;

Выпускник получит возможность научиться.

– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

– эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

К концу обучения в начальной школе курс русского языка, реализованный в учебнике «К тайнам нашего языка», обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

 

 

Во 2–4 классах

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (К) [2]

· Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. 2011 и послед.

· Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 3 частях. – 2011 и послед.

· Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2 частях. 2007, 2008, 2009 и послед.

· Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2011

· Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2010

· Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. 2010

· Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др., выпущенные другими издательствами. (П)

 

Демонстрационные материалы (Д)

Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». 1, 2, 3, 4 классы – Любое издание.

 

Пособия для учителя

 

· Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 (3, 4) класса. – 2011 и послед.

· Соловейчик М.С. Словеснику, принимающему 5 класс. 2005

· Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Оценка достижения планируемых результатов. Итоговые проверочные работы по русскому языку. 1, 2 классы 2012; 3 класс 2013

 

Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя

– В свободном доступе на сайте издательства: 1 класс – 2011; 2 класс – с сентября 2012 года; 3 класс – с сентября 2013; 4 класс – с сентября 2014.

 

Морфология

Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальной форма», об окончании как выразителе грамматического значения слова.

Имя существительное, его значение и употребление в речи. Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; использование словаря учебника «Какого рода и числа слово?». Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Морфологический анализ имён существительных (в объёме изученного).

Соблюдение правил культуры речи при использовании имён существительных: не имеющих форм единственного или множественного числа (очки, санки, молоко,сахар ), несклоняемых (пальто, метро, кино, шоссе).

Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Использование имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных.

Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении. Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.

Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Использование личных местоимений для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи.

Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые.

Морфологический анализ глаголов (в объёме изученного).

Работа над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвонишь, послала, начала…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят); наблюдения за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи.

Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.

Синтаксис

Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении «по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных.

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов. Представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений.

Орфография и пунктуация

Совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Использование приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.

Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.

Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:

· предлоги при местоимениях;

· несколько проверяемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова;

· непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова (в пределах списка слов);

· ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);

· безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных в именительном падеже;

· безударные гласные в родовых окончаниях глаголов;

· безударные гласные (-е-, -и-, -а-, -я-) в суффиксах глаголов (в пределах списка слов);

· раздельное написание не с глаголами;

· ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться;

· ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа;

· написание суффиксов - ек – -ик;

· написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения;

· соединительные гласные в сложных словах.

Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения.

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.

 

 

Планируемые предметные результаты

освоения программы3-го класса [5]

В области освоения языка

В области фонетики и графики [6]

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;

– анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).

Ученик получит возможность научиться:

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области лексики [7]

Ученик научится:

– осознавать, что понимание значения с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.193 с.)