Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика курса русского языка,↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Издание 6-е, переработанное. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – … с.
Пособие ориентирует учителя на внедрение идей Федеральных государственных образовательных стандартов в практику обучения младших школьников. Оно, как и пособие для 1-го и 2-го классов, содержит общую характеристику курса русского языка для 1–4 классов в свете требований ФГОС с описанием планируемых результатов на конец 4-го года, программу и перечень планируемых предметных результатов обучения в 3-м классе, тематическое планирование уроков с указанием основных видов деятельности учащихся, предметных умений и универсальных учебных действий, пояснения к изучаемым темам, общие советы по организации работы, а также подробные комментарии ко всем урокам, дидактический материал для предъявления на слух, тренировочные и контрольные работы.
© М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, 2002, 2007, 2013 © Издательство «Ассоциация ХХI век», 2002, 2007, 2013 Все права защищены
От авторов
Важной особенностью данного издания «Методических рекомендаций» является нацеленность книги на помощь Вам в реализации идей Федеральных государственных образовательных стандартов. Так, по ходу комментирования материалов учебника, в рекомендациях к урокам мы будем обращать Ваше внимание на способы организации деятельности детей, обеспечивающие формирование у них не только предметных, но и метапредметных умений. В приводимом (в конце пособия) тематическом планировании уроков также будут названы как основные виды деятельности учащихся, так и формируемые в рамках каждого раздела предметные умения и универсальные учебные действия. Мы постараемся помочь Вам полноценно использовать те возможности, которые предоставляет учебный комплект «К тайнам нашего языка» для органичного слияния процессов обучения школьников русскому языку с их личностным развитием и воспитанием. Как и в «Методических рекомендациях» для 1-го и 2-го классов, перед изложением конкретных советов, связанных с организацией личностно-ориентированного, развивающего обучения на уроках русского языка в 3-м классе, мы, во-первых, напомним Вам наши общие позиции, реализуемые в курсе русского языка в целом, а во-вторых, вновь представим те планируемые результаты на конец 4-го года обучения, к достижению которых Вы постепенно ведёте своих учеников. Кроме того, в пособие включена программа по русскому языку для 3-го класса и характеристика результатов обучения, планируемых на конец года. С общей структурой пособия Вы можете познакомиться, обратившись к «Содержанию» в конце книги.
Успехов Вам в преодолении всех трудностей и всего доброго! Авторы.
Общая характеристика курса русского языка, Реализованного в комплекте учебников «К тайнам нашего языка»: 1–4 классы Результаты освоения курса русского языка На конец 4-го класса Курс русского языка, представленный в учебнике «К тайнам нашего языка», обеспечивает формирование у выпускника начальной школы предметных (лингвистических) знаний и умений, предусмотренных современным образовательным стандартом, а также личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий как основы умения учиться. Личностные результаты освоения предмета «Русский язык» У выпускника будут сформированы: – представление о русском языке как языке его страны; – осознание языка как средства общения; – элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; – понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; – желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней. Выпускник получит возможность для: – понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; – формирования выраженного познавательного интереса к русскому языку, сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык» Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи; – действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т.д. – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; – находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде; – самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; – находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; – понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; – владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; – ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; – осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; – подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.); – находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках; – делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования; – осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи; – анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); – задавать вопросы, отвечать на вопросы других; – понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.) – выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; – осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; – вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; – строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства. Выпускник получит возможность научиться: – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности; – инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем; – создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка; – применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. Предметные результаты освоения программы «Русский язык» Общие результаты освоения программы Выпускники начальной школы: – овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма; – освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты); – овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного); – приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
Как видим, основными содержательными линиями освоения курса русского языка являются: – формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний; – формирование языковых умений (в области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики) на основе соответствующих лингвистических знаний; – формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по фонетике, словообразованию (морфемике), грамматике, орфографии и пунктуации.
Результаты освоения основных содержательных линий курса Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности Выпускник научится: – участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения; – самостоятельночитать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей; – пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов; – замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника; – соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника; – понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли; – озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план; – восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий); – строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо); – замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность; – находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи); – письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; – письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера; – проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные. Выпускник получит возможность научиться: – соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам; – понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов); – конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения; – делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план; – самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала; – создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, оценку чего-либо; – редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств; – соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи. Формирование языковых умений В области фонетики и графики Выпускник научится: – различать понятия «звук» и «буква»; – определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным); – понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; – сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; – объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв; – объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й,]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й,] при письме; – определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев); – определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных; – правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; – пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»). Выпускник получит возможность научиться: – обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции; – сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам; – классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; – письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова. В области словообразования Выпускник научится: – владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями; – выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами; – конструировать слова из заданных частей слова; – сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения; – соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели; – различать изменяемые и неизменяемые слова. Выпускник получит возможность научиться: – выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина); – отличать от других сложные слова, выделять в них два корня; – понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения; – правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы); – самостоятельно подбирать слова к предложенной модели; – выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание. В области лексики [1] Выпускник научится: – осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи; – выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значениях или обращаться к толковому словарю учебника; – распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи); – стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов. Выпускник получит возможность научиться: – выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту; – наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним; – понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении. В области морфологии Выпускник научится: – выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); – ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы; – определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия; – сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам; – пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи; – правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов; – под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте; – пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи. Выпускник получит возможность научиться: – различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени; – находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам; – выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия; – выделять наречия среди слов других частей речи; – соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой; – видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин; –замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их; – пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их; – понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации Выпускник научится: – различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам; – ставить от главного слова к зависимому смысловые вопросы; – составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»; – выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; – различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены; – различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения; – выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое; – устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; – распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»); – проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные; – различать простые (без однородных членов) и сложные предложения. Выпускник получит возможность научиться – осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач; – по смысловым вопросам определять значения словосочетаний; – строить словосочетания разных видов; – строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; строить ответы на вопросы с учётом логического ударения; – создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания; – различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи); – различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи); – осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую. Формирование орфографических умений Выпускник научится: – по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух); – определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах); – разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; – пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма; – применять изученные орфографические правила (в объёме программы); – пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм; – писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме); – списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов; – проверять написанное и вносить коррективы; Выпускник получит возможность научиться. – обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи; – оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм; – применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой); – эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. К концу обучения в начальной школе курс русского языка, реализованный в учебнике «К тайнам нашего языка», обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.
Во 2–4 классах (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век) Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (К) [2] · Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 2 ч. 2011 и послед. · Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2, 3, 4 классов. В 3 частях. – 2011 и послед. · Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь с печатной основой для 2, 3, 4 классов. В 2 частях. 2007, 2008, 2009 и послед. · Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2011 · Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2010 · Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. 2010 · Словари для учащихся начальных классов: орфографический, толковый и др., выпущенные другими издательствами. (П)
Демонстрационные материалы (Д) Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». 1, 2, 3, 4 классы – Любое издание.
Пособия для учителя
· Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 (3, 4) класса. – 2011 и послед. · Соловейчик М.С. Словеснику, принимающему 5 класс. 2005 · Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Оценка достижения планируемых результатов. Итоговые проверочные работы по русскому языку. 1, 2 классы 2012; 3 класс 2013
Электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: материал для учителя – В свободном доступе на сайте издательства: 1 класс – 2011; 2 класс – с сентября 2012 года; 3 класс – с сентября 2013; 4 класс – с сентября 2014.
Морфология Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальной форма», об окончании как выразителе грамматического значения слова. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; использование словаря учебника «Какого рода и числа слово?». Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Морфологический анализ имён существительных (в объёме изученного). Соблюдение правил культуры речи при использовании имён существительных: не имеющих форм единственного или множественного числа (очки, санки, молоко,сахар ), несклоняемых (пальто, метро, кино, шоссе). Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Использование имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных. Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении. Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён. Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Использование личных местоимений для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи. Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам; значение времён и внешние приметы; две формы будущего времени. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени; значение форм лица. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые. Морфологический анализ глаголов (в объёме изученного). Работа над правильностью речи: над правильным ударением (звонит, позвонишь, послала, начала…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят); наблюдения за использованием форм настоящего времени вместо прошедшего, форм 2-го лица вместо 1-го для повышения выразительности речи. Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами. Синтаксис Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении «по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов. Представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений. Орфография и пунктуация Совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Использование приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач. Освоение правил письма на месте следующих орфограмм: · предлоги при местоимениях; · несколько проверяемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова; · непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова (в пределах списка слов); · ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч); · безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных в именительном падеже; · безударные гласные в родовых окончаниях глаголов; · безударные гласные (-е-, -и-, -а-, -я-) в суффиксах глаголов (в пределах списка слов); · раздельное написание не с глаголами; · ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться; · ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа; · написание суффиксов - ек – -ик; · написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения; · соединительные гласные в сложных словах. Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Проверка написанного: практическое овладение. Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.
Планируемые предметные результаты освоения программы3-го класса [5] В области освоения языка В области фонетики и графики [6] Ученик научится: – различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться); – понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей; – анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; – правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями; – пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»). Ученик получит возможность научиться: – классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; – письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова. В области лексики [7] Ученик научится: – осознавать, что понимание значения с
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.75.147 (0.011 с.) |