Продолжаем знакомиться с частями речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продолжаем знакомиться с частями речи.



Глагол. (32 ч.: 24/ 8)

Глагол изучается всю вторую и начало третьей четверти. Глагол – это класс слов, очень важный для речи, особенно для повествования, которое распространено в свободных высказыва­ниях младших школьников. Знакомство с повествованием как ти­пом речи, с термином повествование состоится лишь в четвёртой четверти, но до этого предусмотрена достаточно регулярная прак­тическая работа, направленная на обогащение лексического и грамматического строя детской речи.

Один из существенных недостатков повествований учеников – неумение нарисовать событие, детально показать происходившие действия. Этому – детализации действий – и начинают учиться дети с первых же уроков второй четверти. Дополняется работа и более широким комплексом вопросов, связанных с умением поль­зоваться глаголами в речи. На основе изучаемого материала продолжается формирование различных как предметных, так и метапредметных умений. Единство в становлении этих умений, как и ранее, обеспечивается за счёт реализации деятельностного подхода к организации обучения, при котором учитель ведёт школьников от постановки учебной задачи и мотивации необходимости появления новых знаний и умений – к приобретению нужных знаний и освоению способа их использования, к становлению требуемых умений, а затем – и способности применять эти умения при решении тех или иных языковых или речевых задач.

 

Предлагаем следующее тематическое планирование уро­ков.

 

 

  Тематика уроков   Кол-во уроков
всего базовых резервных
II четверть (32 ч.: 24/ 8 р.)
Глагол как часть речи Повторение изученного о частях речи («Повторяем») Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий («Когда глаголы особенно важны?») Наблюдение за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам («Как изменяются глаголы?») Знакомство с системой времён глагола Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?» Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме («Поговорим о начальной форме глагола») Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над правильным написанием («Размышляем о прошедшем времени») Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях; определение и образование форм; наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени («Из прошлого – в настоящее») Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению («Из настоящего – в будущее») Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. («Проверь свои умения») Диктант, проверочная работа Учимся рассказывать о действиях Изложение с изменением лица: пересказ от 1-го лица Изложение текста-воспоминания (или создание собственного по аналогии) Знакомство с особенностями текста инструктивного характера. Написание изложения об изготовлении ёлочной гирлянды Создание текста «Как я сделаю…» Написание новогодних поздравлений                                                                                  

 

Задача урока 1 понятна из его названия – «Повторяем». Но уже на нём начинается обучение третьеклассников детализации действий в рассказах о событиях. (Обращаем внимание: теперь в работе будет тетрадь-задачник 2.)

Типичный недостаток детских повествований ясен из фраг­мента рассказа ребёнка (задание 227). Один из используемых приёмов обучения – аналогия с работой оператора, снимаю­щего кино[15]. Советуем на уроке, наряду с заданиями 224–226, частично выполнить и 227: обсудить пересказ ученика и опре­делить содержание десяти кадров, сделав под ними соответ­ствующие подписи. Списывание текста и другие грамматические задания оставьте на дом. Подписи под кадрами должны быть такими: 1 – встал, 2 – подошёл, 3 – набросился, 4 – вытащил, 5 – положил, 6 – обошёл, 7 – тронул, 8 – подтащил, 9 – прилёг, 10 – начал грызть. (Последний глагол – грызть ­– отвечает не на тот вопрос, что другие: что делать?)

На уроке 2 («Когда глаголы особенно важны?») работа продолжается. Рекомендуем перед выполнением первого зада­ния (228) предложить школьникам самим ответить на вопрос заголовка, а в конце урока ещё раз вернуться к нему, чтобы под­твердить и уточнить первоначальный ответ. Возможные назва­ния текста в задании 228: «Падают листья», «Так и летит лист за листком».

В задании 231 предполагается выделить четыре кадра (счи­таем, что тыкала и говорила – один кадр), а в задании 232 – десять или девять (зависит от того, в одном или двух кадрах представлять прыгнул и не поймал). Сразу заметим, что подобные задания важны для развития у детей способности воображать рисуемые действия, детализировать их. Видение картины может быть разным, но тогда разным будет и количество выделенных кадров. Пусть учащиеся комментируют свои подсчёты. Настаивать на единственном решении не надо. Помните, что, организуя коллективную или парную работу, Вы учите детей общению, формируете умение взаимодействовать друг с другом.

На следующую тему – «Как изменяются глаголы?» – от­водятся уроки 3–7 (два последние – из числа резервных).

На уроках темы третьеклассники узнают об изменении глаголов по временам. Избран тот же принцип освоения ма­териала, что и в целом по морфологии: от общего знакомства – к более детальному рассмотрению. Между уроками материал рас­пределяется так:

урок 3 – проведение наблюдений, повторение известного и постановка учебной задачи;

урок 4 – знакомство с системой времён глагола в русском языке;

урок 5 – уточнение сведений и обобщение;

уроки 6, 7 (из числа резервных) – дополнительное закрепление изученного.

На уроке 3 значительная часть работы выполняется в задачни­ке: задание 233 помогает заметить те изменения глаголов, к кото­рым мы постоянно прибегаем в речи, чем начинает мотивироваться поиск ответа на вопрос заголовка. Задание 234 даёт исходное слово для последующих наблюдений. Если в дальнейшем у Вас есть резервный урок, можно второе предложение списать, но сначала сделать его понятным без первого предложения. (Для этого нужно местоиме­ние заменить именем существительным.) Если же дополнительно­го времени у Вас нет, придётся сокращать количество обсуждае­мых вопросов. Ограничьтесь нахождением слов одной семьи и определите часть речи, к которой относится каждое из слов. В следующем упражнении Вам по­надобится глагол сказывали. Попутно хорошо бы отметить измене­ние имени числительного (ста) и отчётливо хором прочитать пос­леднюю часть предложения. (Обращаем Ваше внимание на то, что в словаре А. Н. Тихонова слова сказка и сказывать не считаются однокоренными:

Их «родственность» рас­сматривается как этимологическая. Считая, что эти слова ещё не разошлись в значении окончательно, выделяем в них один корень сказ-, а -к- признаём суффиксом.)

Для повторения известного об изменении глаголов и постанов­ки учебной задачи предназначено задание 235. Покажем, какой вид примет таблица к концу этого урока.

 

 

Нач. ф. сказывать что делали?

 
 


изменения глагола что делать?

           
   
     
 

 


по числам, родампо числам, лицам

по ____________

что делали? (они) что делают?

сказывали сказывают

что делал? (я) что делаю?

сказывал сказываю

что делала? (он, она) что делает?

сказывала сказывает

 

Над первым столбиком ученики надписывают – по числам, ро­дам, а над вторым – по числам, лицам; на третьей строке они ста­вят (карандашом) знак вопроса, чтобы на следующем уроке, узнав ещё об одном изменении глагола, вместо вопросительного знака написать: по временам.

Советуем заполнение таблицы вести так. Вписав изменения глагола в первый столбик, выяснить, как изменяли слово, и впи­сать названия этих изменений. Потом так же работать со вторым столбиком. А затем сравнить столбики между собой.

Отличием от традиционного подхода к изучению времён явля­ется внимание, во-первых, к значению, которое передаётся вре­менными формами, а во-вторых, – к внешним приметам, по которым их можно различать. Первое важно как для понимания элементов системы языка, так и для речи, а второе – для практического рас­познавания временных форм.

На уроке 4 задания 238, 239 готовят учащихся к приобрете­нию новых знаний, а задание 240 – вводит их. По заданию 238 ребята выделяют глаголы: делаешь, делал, буду делать; выйдешь, выйду. При выполнении этого задания чтение диалога имеет смысл вести по ролям в парах.

Анализируя прочитанное, о двух последних формах учащиеся говорят, что это изменения по ли­цам, назвать же изменение первых трёх слов пока не могут.

Задание 239 актуализирует речевой опыт детей, помогает школьникам, опираясь на него, подготовиться к знакомству со значениями времён. Во вторую строку из ответа взявшего трубку мальчика может быть добавлена форма делаю.

Приступая к заданию 240, скажите детям, что на картинке на­рисованы мальчики (238) во время (в момент) их разговора по те­лефону. Попросите ещё раз назвать действия, которые они совер­шают во время разговора, совершали до него и будут совершать после. Такое же наблюдение можно провести и над самими собой: представить себя в момент речи и назвать несколько действий, со­вершаемых в этот момент, а потом оглянуться назад, заглянуть вперёд.

Так приведённая схема станет опорой для восприятия ин­формации, которую Вы можете предложить прочитать, а можете сообщить сами. Слова «момент речи» не обязательны для ис­пользования, потому в сообщении взяты в скобки.

Задания 241, 242 помогают третьеклассникам овладеть новой терминологи­ей, первично закрепить приобретённые знания. Задание 243 орга­низует наблюдение за приметами времён, а 244 – учит необходи­мому способу действия. Задания способствуют становлению и всех метапредметных умений: регулятивных, познавательных и коммуникативных. Так, задания 243, 244 предполагают формирование умений: извлекать информацию, передаваемую различными графическими средствами, осознавать последовательность операций и планировать свои будущие действия, участвовать в совместной деятельности, организовывать её, высказывать свои мысли, доносить их до собеседника и др.

Для закрепления введённого способа распознавания времён (по внешним приметам в вопросах к глаголам), кроме задания 245, советуем, если позволит время, записать на слух несколько глаго­лов и определить их время. Например: ходил, буду ходить, хожу; побегу, побежал. При выполнении всех заданий обращайте внима­ние детей на особенность глаголов будущего времени: у одних есть слово-добавка буду (будешь и др.), а у других его нет, но зато в вопросе есть приставка -с. В дальнейшем формы будущего вре­мени, простого и сложного, ещё будут обсуждаться, но привлечь внимание к ним нужно уже сейчас.

На уроке 5 уточняются сведения об изменении глаголов в том или ином времени. Все знания школьников должны явиться результатом наблюдений и проводимых обобщений – в этом по­могут задания 247–249. Частично для этого урока, для домашней работы, а также для резервного урока предназначены задания 250–252.

Дадим несколько советов по организации работы.

В задачнике по заданию 247 слева от диалога запи­сываются местоимения, чтобы, сравнивая окончания глаголов, по­казать, что в настоящем времени есть изменение по лицам, а в прошедшем – нет. Потом справа на приготовленных строках вписы­ваются формы глаголов для обозначения действий девочки и вы­деляются окончания – ребята должны увидеть, что окончания изменились только у глаголов прошедшего времени. При этом над формами глаголов должно быть указано время. Сопоставления приводят к выводу: в настоящем времени глаголы изменяются по лицам, а в прошедшем – по родам. Так третьеклассники учатся не только вести языковые наблюдения и извлекать из них определённую информацию, но и делать умозаключения, выводы.

Полученный вывод потом фиксируется в соответствующих графах таб­лицы задания 248. Колонка будущего времени и клеточки числа по­ка остаются пустыми. Они будут заполнены при выполнении зада­ния 249.

Сначала Вы предлагаете попробовать изменить (лучше пись­менно) все глаголы стихотворения-шутки (задание 246 в задачни­ке) по числам. Задаёте первый вопрос задания 249 и ставите в клетках прошедшего и настоящего времени знак +. Затем продол­жаете работу в соответствии с заданием 249 (пункт 2) – в колонке прошедшего времени появится уточнение: в ед. ч. Третий блок воп­росов касается будущего времени.

Вы просите понаблюдать за несколькими изменениями глагола будущего времени (записываете на доске):

 

я буду копать мы будем копать

 

ты будешь копать вы будете копать

 

Обсуждаются вопросы:

- В каком времени употреблены глаголы?

- Изменяются ли глаголы будущего времени по числам? По ли­цам?

Положительные ответы учащиеся фиксируют в соответствую­щих графах таблицы в задачнике знаком +.

Следующее задание: сказать те же слова от своего имени сна­чала мальчикам, а затем девочкам.

Вывод (глаголы будущего времени по родам не изменяются) показывается в таблице знаком .

В целом заполненная таблица будет иметь такой вид.

 

 

 

  Как изменяются глаголы?
по временам
  прош. в. наст. в. буд. в.
по числам + + +
по лицам + +
по родам + (в ед. ч.)

 

Эта таблица (пока в ней есть необходимость) может служить справочником, которым порекомендуйте всем пользоваться при выполне­нии заданий. Если сочтёте полезным, поместите её в классе – это об­легчит запоминание нужных сведений. Если, экономя время, Вы не захотите проводить все описанные действия со словами (что воз­можно), то при поиске ответов на вопросы задания 249, частично используйте таблицу в учебнике (243).

Может быть, Вам покажется, что данная работа не нужна в начальных классах – пусть пока ученики просто тренируются в оп­ределении времени, числа, рода и лица у глаголов. Конечно, ребя­та должны приобрести именно названные умения. Но как часто мы сталкиваемся с тем, что они пытаются определять род у глаголов настоящего времени, а лицо – у глаголов прошедшего. Они не по­нимают, почему учитель их исправляет, а лишь подчиняются ему. Проведённые же наблюдения сделают умения детей не механически­ми, а осознанными. Однако тут же подчеркнём: сведения не должны заучиваться учащимися – они усваиваются постепенно в ходе практической работы, выполняемой школьниками с опорой на ими же составленную таблицу. Снова заметим: составляя таблицу, учащиеся обобщают наблюдения, делают умозаключения, словесно формулируют выводы и графически обозначают их, учатся работать с таблицей, коллективно принимать решения и осуществлять само- и взаимоконтроль.

Из следующих трёх заданий (250–252) Вы выбираете матери­ал для грамматической и орфографической тренировки, в том числе и домашней. Часть материала может остаться на резервный урок.

В связи с заданием 250 обращаем внимание на две детали. При определении времени первого же глагола (нёс) покажите, что примета прошедшего времени (суффикс -л) в воп­росе есть всегда, а в самом глаголе этой приметы иногда нет. Что опреде­лять у глагола – род или лицо – можно устанавливать по таблице в задачнике (задание 248), но лучше сначала ставить опыт, т. е. пробовать изменять глагол, получать ответ, а потом проверять его по табли­це. Тогда постепенно будет происходить не просто запоминание грамматических признаков глагола в той или иной временной форме, но и понимание существа проблемы, а также накопление опыта осознанных действий со словом для решения различных вопросов.

Для ответа на вопрос о том, что произошло с конфетами (250), приведём последние строки стихотворения:

 

- Больше нет?

- Больше нет.

- Ну, привет.

Работая с последним отрывком в задании 252, помогите ребя­там понять, что стоящие отдельно (в первой строке отрывка) слова будут, будут входят в сложные формы будущего времени: будут скакать, будут сры­вать.

На уроках 6 и 7 (из числа резервных), предназначенных для закрепления изученного, выполняются незавершённые или пропущенные ранее упражнения. Также могут быть выполнены задания из соответствующего раздела тетрадей Т.В. Корешковой «Потренируйся! (ч. 1, с. 57)».

Приведём ещё небольшой текст, который может быть использован для записи под диктовку (с тренировкой в оставлении «окошек») и дополнительной грамматической и речевой работы (для наблюдения за детализацией и последовательностью действий, за ролью глаголов и сменой используемых автором форм времени).

 

Медвежонок бродил по полянке. Вдруг он заметил что-то интересное и остановился. Вот мишка приподнимается и делает шаг, другой. Потом снова опускается на четвереньки и осторожно тянет лапу вперёд. Тронул что-то и отдёрнул лапу. Что он будет делать дальше?

По Г. Скребицкому

 

Если сочтёте целесообразным, коллективно пофантазируйте, отвечая на заданный в конце текста вопрос. (Тронул мишка лягушку).

Следующая тема – «Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?» – занимает один урок (8). Его задачи:

1) уточнить комплекс признаков, руководствуясь которым сле­дует определять принадлежность слова к той или иной части речи;

2) расширить представления третьеклассников о значении глаголов.

На этом уроке отчётливо проявляется одна из особенностей подхода к изучению морфологии, реализуемая в учебнике. Части речи квалифицируются не только по вопросу, на который отвечают, и значению, но и по характеру изменения. Опора на последний из названных признаков даёт возможность учащимся правильно определять часть речи и при этом не «насиловать» своё сознание, говоря, что бег, доброта – это предметы. В рамках данной темы сопоставляются прежде всего «конфликтные» глаголы и имена существительные (хотя рассматриваются и имена прилагатель­ные, но большее внимание к ним будет привлечено позже). Имен­но для распознавания таких «конфликтных» слов особенно важен вводимый третий опознавательный признак. Освоив его, в даль­нейшем ученики могут прибегать к нему только в трудных случаях, использовать для самоконтроля.

Однако знакомство детей с различными значениями глаголов в будущем не должно повлиять на то, как ребята станут характери­зовать категориальное значение любого глагола. Вопросы что де­лать? что сделать? позволяют о любом слове, отвечающем на один из этих вопросов, говорить, что оно обозначает (не называет, а обозначает) действие, поэтому при проведении морфологичес­кого разбора пусть школьники, учитывая вопрос, говорят: отвеча­ет на вопрос…, обозначает действие. (Так же они поступят и при характеристике имени существительного бег: отвечает на вопрос что?, обозначает предмет…; нередко добавляют: …, хоть и назы­вает действие.)

Ход работы представлен в учебнике. Но в связи с заданием 255, если в своё время класс выполнял задание 98, можете вернуть учеников на соответствующую страницу задачника 1 (32) и заполнить пока пустую графу 5: назвать её «По временам» и поставить против глагола +, а против других слов поставить –.

Привлекаем внимание ещё к одной детали: информация в задании 259 предназначена для общего знакомства, она не подлежит обязательному запоминанию.

На уроке начните выполнять задание 260. Можно найти первый из глаголов (слышим), провести рассуждение-доказательство, а затем отыскать и выписать первое из слов, по значению похожих на глагол (гудок), определить его часть речи, превратить это слово в глагол, доказать решение и рядом записать, выделив корень.

Проведённая работа станет для третьеклассников образцом вы­полнения задания дома.

Ведя работу на этом уроке, помните, что она здесь только на­чинается и будет постоянно продолжаться.

Если найдёте время, на слух предложите записать несколько слов для определения их принадлежности к части речи. Вот слова, из которых Вы можете выбрать: объяснение, объяснять, молчать, двигать, движение, чувствовать, чувство, вечер, вечереет, ве­черний.

Уроки 9–14 посвящены подробному разговору о неопределён­ной форме глагола (уроки 10, 13, 14 – из числа резервных). На всех этих уроках одновременно закрепляются приобретённые ранее умения.

Центральные вопросы темы «Поговорим о начальной форме глагола»: 1) способ действия для нахождения неопределенной формы глагола и образования формы того или иного времени от заданной не­определенной; 2) суффиксы неопределенной формы глагола и правописание слов с ними. Не надо объяснять, как важны назван­ные вопросы для последующего (в четвёртом классе) изучения спряжения глаголов и безударных личных окончаний. Соответству­ющие умения станут базой для успешного решения новых ор­фографических задач, но для этого они сами должны быть полно­ценно сформированы. В третьем классе, заблаговременно, и пре­дусмотрена необходимая работа.

На уроке 9 нужно ввести информацию и обеспечить её пер­вичное закрепление. Для дополнительного закрепления приобретённого умения изменять форму глагола отводится и урок 10 (из числа резервных). Расширение и углубление опыта использования новых знаний и умений будет происходить постепенно – как на последующих уроках, так и в дальнейшем.

Тренировочный материал представлен в учебнике с запасом – Вы можете выбирать задания или их части. Обязательный вид ра­боты – комментирование. Пусть ребята учатся рассуждать, опре­деляя принадлежность слова к классу глаголов и форму, в которой он употреблён, ставя глагол в указанную форму. Мотивационной основой, помогающей им сознательно овладевать предлагаемым алгоритмом действия, является информация в задании 266.

Подробное руководство по организации работы на уроках Вы найдёте в учебнике и задачнике. Дадим лишь несколько пояснений.

Выполняя задание 263, учащиеся должны искать глаголы неоп­ределённой формы во всех отрывках. В последнем есть устарев­шая форма весть, сопоставьте её с современной литературной – вести. Глаголы, отвечающие на «другой» вопрос (что сделать?), – погубить и оставить.

В задании 268 схема передаёт содержание памятки на с. 154 учебника, в строки вписываются такие обозначения:

Работа со схемой, её словесное «озвучивание» очень важно для формирования ряда универсальных познавательных умений: понимать информацию, представленную в модельном виде, проводить системный анализ, вести рассуждение, делать умозаключения и др.; в целом же действия по алгоритму, отражённому в памятке, приучает школьников к планированию своих умственных действий и выполнению последовательности этих действий.

Задание 271 предназначено для выполнения дома. Советуем проверку той его части, которая делается в задачнике, на следую­щем уроке провести как взаимопроверку учеников. Эта рекоменда­ция распространяется и на другие аналогичные случаи.

Если у Вас есть возможность для использования резервного урока (10), то часть материала, имеющегося в учебнике и тетради, оставьте для него. Кроме того, воспользуйтесь заданиями из дополнительных тетрадей Т.В. Корешковой.

На уроке 11 привлекается внимание к правописанию неопреде­лённой формы глагола, урок 12, а также резервные 13 и 14 – закрепление.

Думается, что наш ответ на вопрос, какой морфемой считать ть и ти в глаголе неопределённой формы, из сообщения в задании 274 понятен. Мы действительно считаем, что в начальных классах не следует в сознании детей закреплять ни одну из существующих точек зрения, поскольку, во-первых, лингвистически можно обосно­вать обе, а во-вторых, не всегда известно, какая из них будет пред­ложена учебником в средней школе. Сегодня в массово использу­емых учебниках отражены обе точки зрения. Пусть учитель-словесник, подтвердив спорность вопроса, предложит учащимся принять ту точку зрения, которой придерживаются авторы учебника русского языка для основной школы. Мы видим пользу в том, чтобы показывать даже маленьким школьни­кам наличие в любой области знания спорных, окончательно не решённых вопросов. Это важно для развития детей, для формирования гибкости и критичности их мышления.

На уроках 11–12 и дополняющих их резервных 13–14 организуется целенаправленное запомина­ние суффиксов глаголов в наиболее употребительных словах (таять, лаять, строить и т. д.) – задания 276–278. Конечно, работа продолжится и дальше. Она будет увязана с освоением правописания глаголов прошедшего времени. Так, к словам, за­писанным на странице задачника (задание 278) через урок во вто­рой столбик допишутся те же глаголы в форме прошедшего времени (задание 291). Названные вопросы правописания дос­таточно регулярно станут обсуждаться и при изучении дру­гих тем.

Для урока 12 предназначены задания 281–286. Частично они могут быть использованы и на последующих резервных уроках.

В задании 281 среди слов первой и второй групп представлены слова разных частей речи – это и есть то основание для дополнитель­ного деления, которое должны «открыть» учащиеся. В третьей группе – одни глаголы, но они отвечают на разные вопросы: что делать? и что сделать? Как видите, одновременно с формированием важных предметных умений идёт становление и ряда универсальных учебных действий: анализировать предложенный материал, выбирать параметры для сравнения, классифицировать, группировать и др.

Сходство глаголов в задании 282 состоит в том, что все они имеют значение «идти, двигаться пешком», хотя при этом передают разные оттенки одного значения. Вторая общая характеристика слов – в том, что перед нами глаголы в неопределённой форме, и третья – все они отвечают на вопрос что делать? Именно из-за многоаспектности сопоставления задание помечено значком повышенной трудности.

Думается, что другие задания комментариев не требуют.

На резервных уроках 13 и 14, наряду с выполнением заданий на основе тетрадей Т.В. Корешковой, проведите запись под диктовку, продолжая тренировать в разграничении освоенных и неосвоенных вопросов орфографии и, соответственно, в использовании «окошек». Второй частью работы может быть подчёркивание глаголов и рядом на строке их запись в неопределённой форме. Работа может сопровождаться проведением в парах взаимоконтроля.

Предлагаем несколько фрагментов. Два первых – строки из «Сказки о царе Салтане».

 

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь.

 

Царь ступил на двор широкий.

Там под ёлкою высокой

Белка песенку поёт,

Золотой орех грызёт,

Изумрудец вынимает

И в мешочек опускает…

 

Ещё один фрагмент – строки Б. Заходера:

 

Мудрейшая птица Сова:

Всё слышит, но очень скупа на слова.

Чем больше услышит – тем меньше болтает она.

Дальнейшее изучение раздела углубляет представления детей о временах глагола и связанное с этим формирование граммати­ческих, орфографических и речевых умений.

Тема уроков 15–18 (последний – из числа резервных) – «Размышляем о прошедшем време­ни». На них делается попытка органично сочетать грамматичес­кую, орфографическую и речевую работу.

На уроке 15 продолжается обучение детализации действий, начатое на предыдущих уроках раздела. Может быть, Вам придёт­ся помочь ученикам в тексте задания 287 выделить две части, про которые задан первый вопрос в задачнике. Имеется в виду, что слова мальчика мы как бы слышим, они будто произносятся при нас, а остальная часть текста – рассказ о ранее произошедших со­бытиях.

На том же уроке проводятся наблюдения за изменением глаго­лов прошедшего времени по родам (288) и начинается работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний. Логика обучения отражена в заданиях 289­–294. Объясним избранный нами способ подчёркивания суффиксов в неопределенной форме и форме про­шедшего времени (290). Три черточки в первой из них указывают на необходимость запоминания, а одна во второй ­– на действие по правилу: пишу как в неопределенной форме.

Если на уроке 15 акцент был на суффиксах прошедшего вре­мени, то на уроке 16 он переносится на родовые окончания. Осо­бое внимание, по понятным причинам, уделяется окончаниям гла­голов среднего рода (задания 296–300). При выполнении этих заданий ведутся и наблюдения за грамматическими связями под­лежащего и сказуемого (пока без синтаксических терминов), ребя­та учатся устанавливать эти связи. Обратите внимание на глагол продуло (300), который употреблён в безличном значении и потому не обсуждается.

Кроме того, продолжается работа (задание 295), помогающая школьникам осознать, почему окончания глаголов в прошедшем времени не называют личными. (После сопоставления окончаний в глаголах стихотворения на свободных строках для сравнения за­писываются формы настоящего времени вместе с теми же мес­тоимениями: я спл ю, ты сп ишь). При этом будьте готовы к возмож­ной ошибке – «спю».

На уроках 17 и резервном 18 работа дополняется заданиями на совершен­ствование как правильности речи (303, 304), так и её точности, выразительности (305–308). Выполняя задание 303, советуем вслух (хором) потренироваться в произнесении глагольных форм (особенно женского рода) с нужным ударением.

Первая часть задания 305 отмечена значком повышенной трудности; предложенные детьми объяснения различий в значении слов бежать и бегать Вам, наверное, придётся уточнить. Пер­вый глагол называет действие, совершаемое в определённый момент, направленное к определённой цели, а второй – действие, совершаемое часто, обычно (нередко бегает на лужайке). Если посчи­таете полезным, дополнительно покажите такие же различия ещё на одном-двух примерах: летит – летает; несёт – носит. Беседа по вопросам, предполагающим языковой анализ текста домашнего задания (308), возможна как до его выполнения, так и после.

 

Тема уроков 19–20 – «Из прошлого – в настоящее».

На уроке 19 организуются наблюдения за окончаниями глаго­лов настоящего времени, за их способностью передавать значе­ния числа и лица; обсуждается сущность названия этих оконча­ний – личные (задания 309–311). На тех же и следующих заданиях, во-первых, ведутся наблюдения за ударными окончаниями глаго­лов, а во-вторых, обеспечивается тренировка в использовании «окошек» на месте безударных гласных в окончаниях и в написа­нии ь в формах 2-го лица единственного числа; много внимания уделяется лексической работе (обсуждению значения слов и выражений).

На уроке расширяется представление учащихся о значениях, которые могут выражать формы настоящего времени – третьеклассники узнают о так называемом значении «настоящего постоянного» (задание 313).

Все выполняемые упражнения одновременно служат формированию ряда познавательных и коммуникативных умений: анализировать языковой материал, фиксировать наблюдения; выявлять в сообщениях учебника нужные сведения, разграничивать их по назначению и использовать для решения практических задач; находить в учебнике забытые сведения, систематизировать изученное; участвовать в групповой работе, организовывать совместную деятельность и др.

Урок 20 отводится на закрепление. При выполнении всех заданий (315–318), наряду с грамматико-орфографической работой, проводятся наблюдения за значениями слов, ведётся совершенствование речевых умений школьников: правильно, точно и выразительно пользоваться средствами языка.

Материалы учебника можно дополнить и частично заменить записью под диктовку, закрепляющей умение пользоваться приё­мом письма с «окошками» для ухода от орфографических ошибок в окончаниях. Предлагаем дидактический материал.

 

Видишь, смотрят из гнезда Ищут пожарные,
Два молоденьких дрозда. Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице…

По С. Маршаку

 

Строки можно записать полностью, а можно лишь выписать4 названия действий. У всех глаголов хорошо бы определить вре­мя, число и лицо, а в первых двух строках ещё и указать, к каким частям речи относятся другие слова.

Тема уроков 21–22 – «Из настоящего ­– в будущее».

Определённая трудность будущего времени для его распозна­вания связана с наличием двух форм: простой и сложной. Именно эту трудность и помогают преодолевать все задания учебника. Одновременно решаются и другие задачи: в ходе наблюдений вы­является значение будущего времени (319), вновь осмыслива­ется название личные окончания (322), уточняется значение форм единственного и множественного числа у разных частей речи (за­дания 327, 328). Помимо этого, оттачиваются приобретённые ра­нее грамматические, орфографические и речевые умения, совер­шенствуется языковая интуиция детей, продолжается накопление ими речевого опыта, становление ряда познавательных и регулятивных универсальных действий: работать с учебником, выявлять при чтении нужные сведения, осуществлять совместную деятельность, взаимо- и самоконтроль, оценивать правильность суждений и др.

Прокомментируем лишь отдельные задания.

В тексте задания 325 первым должно стать предложение: Ёж осенью ложится спать – оно «открывает дверь в текст», задавая его тему. При анализе текста из задания 326 (урок 22) важно обратить внимание на использование глагольных форм, в частности, формы настоящего времени приходит вместе с час­тицей вот. Такая конструкция помогает сразу перенестись в ту минуту, которую представляют себе персонажи. Этот момент как бы становится моментом речи. Повтор глаголов подчёркивает, как долго терпели герои, не выдавая себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.115 с.)