Знаем – повторим, не знаем – узнаем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаем – повторим, не знаем – узнаем



Как и во втором классе, в рамках этого раздела предполагает­ся некоторое расширение и углубление знаний, приобретённых детьми за предыдущий год. На работу над разделом отводится 20 часов, из которых 16 базовых и 4 резервных[12].

При повторении состава слова учащиеся знакомятся со сложными словами, с понятием основа слова, узнают о двух значениях: основы (лексическом) и окончания (грамматическом).

Термины лексическое и грамматическое значение слова предлагаются лишь к сведению в задании, начинающемся слова­ми: если хочешь, узнай... Целенаправленно они в учебнике не используются, хотя нередко встречаются; благодаря приведённому объяснению, возмож­ность их применения есть. Разумно ли их введение в Вашем классе, решите сами.

В первые недели учебного года пополняются и орфографи­ческие умения третьеклассников: они осваивают правописание соединительных гласных в сложных словах, суффиксов -ек, -ик, ударных и безударных сочетаний [цы] в разных частях слова, полногласных и неполногласных сочетаний -оро-, -оло-, -ра-, -ла-. Обращаем Ваше внимание на то, что названные орфографические вопросы не являются строго обязательными для рассмотрения. Если Вы сочтёте целесообразным их пропустить, Вы вправе это сделать. Названные темы в учебнике отмечены как дополнительные.

Обучение решению новых орфографических задач сочетается с тренировкой в решении уже известных; продолжается работа над орфографической зоркостью, над умением пользоваться приёмом письма с «окошками» для «ухода» от орфографических ошибок[13].

Речевая работа: повторение изученного о тексте, совершенствование текстовых умений, уточнение понятий правильно и точ­но, проведение соответствующих наблюдений за использованием слов, лексическая работа, а также обучение пересказу текстов об истории слов. Вводится в обиход термин красная строка.

Предлагаем примерное тематическое планирование уроков.

 

  Тематика уроков   Кол-во уроков
всего базовых резервных
I четверть (46 ч.: 37/9 р.)
Повторение изученного и расширение сведений («Знаем – повторим, не знаем – узнаем»)   Повторение изученного о речи («Воспоминания о лете») Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи («Правильно и точно…») Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания («Какие значения есть у слова?») Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу Будем решать орфографические задачи – известные и новые Повторение изученного по орфографии («Сначала повторяем») Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- – -ра-, -оло- – -ла-,- ере- – -ре- («Как быть, если в корне не одна орфограмма?» Правописание суффиксов -ек и -ик-1 (общее знакомство) («Открываем ещё два секрета письма») Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци- (общее знакомство) Общее знакомство со сложными словами («Бывает ли в слове два корня?») Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении («Подводим первые итоги») Контрольный диктант по итогам повторения Изложения (рассказы о словах или рассказы о событиях) («Учимся рассказывать о словах. Изложение»)                                                                                      

 

 

Знакомя ребят с учебником, советуем предложить прочитать адресованное им письмо (можно каждому про себя), спросить, помнят ли они, как называется такая запись, какие в ней выделя­ются части. Пусть они сами прочитают и название первого разде­ла, обсудят, о чём оно сообщает. Можно открыть задачник, выяснить, каким названием в нём объединены первые страницы («Это ты знаешь!»), пролистать их, чтобы проверить, верен ли заголовок. Материалы этих страниц будут постоянно использоваться при повторении, поэтому важно, чтобы учащиеся в них ориентировались. На примере первых страниц учебника вспомните с детьми, как ав­торы указывают на переход к задачнику; обратите внимание на знак помощи, подсказывающий, какая страница за­дачника позволит уточнить нужные сведения, проверить себя. В дальнейшем такой же голубой прямоугольник с номером страни­цы, но без значка задачника будет означать совет: если надо, обратись к указанной странице учебника.

 

Уроки 1–2 («Воспоминания о лете») объединены темой летнего отдыха. Предполагается, что короткий обмен впечатлениями произойдет в связи с заданием 1, а воспоминания о каком-то памятном случае будут написаны после второго урока (задание 7). Задание 1 предоставляет возможность поработать над культурой устного общения, над умением слушать собеседников, поучить третьеклассников организации работы в парах. Задания 2–6 – для подготовки сочинений. При работе с хорошо построенными текстами важно привлечь внимание к удачам авторов: к способам выражения главной мысли, к словам, начинающим рассказ о произошедшем случае, подчёр­кивающим неожиданность действий и т.д. Используя же материалы с явными погрешностями, следует напомнить не только требования к хорошему тексту, но и приёмы исправления недостатков. Обсуждая тексты, снова работайте над умением учащихся слушать друг друга, над соблюдением всех правил речевого поведения.

Мы сознательно продолжаем на страницах учебника избегать термина «сочинение», заменяя его названием того жанра (типа тек­ста), который создают дети. Термин «сочинение» будет введён в чет­вертом классе на пороге средней школы; он станет общим названи­ем для всех типов текстов, созданных учениками за годы обучения.

Пока же пусть маленькие школьники учатся писать не абстрактные сочинения, а письма, воспоминания, этюды, инструкции и т. п.

Подготовленные ребятами летние воспоминания советуем объединить в сборник. Подобные сборники разной тематики рекомендуем составлять и в дальнейшем.

Если Вам покажется, что задания учебника предлагают мало письменной работы, Вы, конечно, можете дополнительно попро­сить учащихся что-то списать или выписать. Однако напоминаем нашу позицию и по этому вопросу.

Безусловно, для формирования письменной речи (и в том числе грамотности) необходима постоянная тренировка, но успеш­ность обучения вовсе не напрямую зависит от количества напи­санных строк. Задания, выполняемые третьеклассниками в тетра­ди-задачнике, обеспечивают им становление важных умений – как общеречевых, так и орфографических. Кроме того, развитие устной речи, наряду с письменной, – одна из важнейших задач обучения.

Советуем на первых уроках учебного года все записи, осуще­ствляемые в рабочей тетради, сопровождать заданиями по кал­лиграфии: анализом написанных букв, выбором удачных и неудач­ных, прописыванием «плохих», забытых и т. п.

Задания для домашней работы, как правило, – одно-два последних перед указанной примерной границей урока. После урока 1 это задание 4 и, возможно, 8, а после урока 2задания 7, 9 (последнее – для предварительного обдумывания). Обсуждение на уроке домашнего задания 7 при наличии времени можно дополнитькоротким обменом в парах мыслями о содержании будущих воспоминаний.

Задачи урока 3 («Правильно и точно...») – сделать более определённым значение вынесенных в название слов, потрениро­вать в исправлении различных видов ошибок и в выборе точного слова, а также повторить ряд знакомых понятий и орфографичес­ких действий. Решению этих задач служат все материалы урока. Обращаем внимание на взаимосвязь заданий 9 и 10: первое из них даётся для предварительного обдумывания дома, а второе выпол­няется уже на уроке. Раскрывая мысль о назначении слова, пред­ложения и текста, учащиеся должны вспомнить, что слова могут только называть что-то, предложения – выражать отдельные наши мысли, а тексты позволяют раскрывать мысли, развивать их.

Важным для урока является вопрос Антона: зачем говорить пра­вильно? Мысль о том, что любые ошибки, в том числе и орфогра­фические, мешают понимать речь, должна пройти сквозь весь урок. Не следует забывать её и в дальнейшем. Обращение к ней – путь формирования важного личностного качества: заботы о качестве своей речи.

Задание 15 предназначено для выполнения на уроке. На дом можно дать списывание предложения из задания 12 (после лекси­ческой работы, проведённой в классе), а также (или) запись в тет­радь предложений из задания 14, желательно после проверки в классе исправленных ошибок. Списывание предложения (задание 12) может проходить по-разному. Возможно обычное списывание по памятке 1 с указанием всех орфограмм. Но в учебнике дано другое задание: списать, обводя кружком буквы на месте орфограмм, получивших за свою частотность название ' «главных». Возможно и ещё более трудное задание: «особое» списывание – с «окошками» на месте «главных» орфограмм. Задачи, решаемые в обоих случаях, одинаковы, но два последних варианта предполагают более сложную умственную деятельность. Покажем, как будет выглядеть запись с «окошками».

 

П.. б. гром. _ гл. бок. м. враг, б.рм. тал. р. чу. к. В.рт.шинк..

(Главных орфограмм - 17; других - 6.)

Дадим два пояснения.

1. По договорённости с учащимися, уже во втором классе пе­рестаём обозначать раздельное написание слов, сохраняя лишь показ пробелов после предлогов.

2. При выделении орфограммы на месте безударного звука [у] мы отступаем от лингвистической теории. На месте этого звука нет позиционного чередования, нет выбора букв, значит, нет орфо­граммы. Однако количественная редукция звука в окончаниях иногда всё-таки приводит к ошибкам (на бел а ю поляну), поэтому, руководствуясь принципом «не навреди», мы не выводим этот слу­чай за пределы орфограмм безударных гласных, а относим к числу «легко решаемых орфографических задач». Сочтёте це­лесообразным, рассмотрите вопрос более глубоко и исключите букву на месте безударного [у] из числа орфограмм. Тогда в этом предложении главных орфограмм будет 1 4.

Задача урока 4 («Какие значения есть у слова?») – познако­мить учеников с понятиями основа слова, значение основы, значе­ние окончания. На уроке 5 введённые сведения закрепляются.

Ход первого из уроков темы подробно представлен в учебнике.

Напоминаем: обращение во всех заданиях непосредственно к детям вовсе не означает, что они должны постоянно самостоя­тельно работать с учебником. Информацию, представленную в рамках, задания можете доносить до ребят Вы, может читать кто-то из школьников – выбор формы работы на том или ином уроке, в той или иной его части остается за Вами.

Ещё раз подчёркиваем, что термины лексическое и грамма­тическое значение слова называются в одном из заданий, но не подлежат обязательному освоению. Учащиеся должны лишь по­нять, что у слов, состоящих из основы и окончания (в том числе и нулевого), есть два разных значения. Сочтете целесообразным – добавьте эти термины к используемым в учебнике: значение осно­вы, значение окончания.

При выполнении задания 21 сначала выделяются в словах окончания, а затем основы. Привлекается внимание к тому, что именно окончание изменило значение слова. Значение основы ос­талось тем же, потому что в ней не произошло никаких изменений.

Вторая часть задания 22 – для обобщения на уроке. Зада­ние 23, предлагаемое на дом после урока 4, советуем предвари­тельно обсудить.

На уроке 5 третьеклассники вносят дополнение в памяткус.с. «Как узнать строение слова?» (задание 25). Предполагается, что на оставленной строке появится запись: Отметь основу слова и будет показан соответствующий условный знак.

После принятого детьми решения можно предложить им проверить себя по справочным страницам в конце учебника (с. 1 49)[14], где нужное дополнение уже сделано. Примечание пока не читайте.

Попутно привлекаем внимание к приведенному образцу запи­си. Он отражает конечный результат разбора. Выполняя действия 1, 2, 3, 4, ученик отмечает в слове соответствующие части. По пя­тому пункту памятки он проверяет разбор и рядом ставит +, если все части выделены верно. Запись слова с той же приставкой и с тем же суффиксом факультативна.

Задания урока, позволяют не только уточнить новые знания о двух значениях слов, но и тренировать учащихся в подборе однокоренных слов (27), в осмыслении этого понятия (28), в разборе слов по составу (29), в их написании. В задании 27 сначала попро­сите назвать корень слова напольная, а потом искать нужные сло­ва (пол, половик, половица, подпол). Если Вы сочтёте трудным для Ваших учеников задание 29, которое предназначено для домаш­ней работы, облегчите его выполнение. Скажите, что иначе устро­ены третье и последнее слова в каждом из столбиков. Пусть они докажут, что Ваша подсказка была правильна. Такую помощь можно оказать лишь некоторым школьникам.

Следующие шесть уроков – орфографические.

Цель уроков 6–7 и 8 (из числа резервных) определена в подзаголовке («Сначала пов­торяем»). Здесь повторяются основные корневые орфограммы и способы решения известных орфографических задач. Для урока 6 весь материал представлен в учебнике. Хорошо бы в некоторых случаях давать дополнительные задания, например, предложить частичный звуко-буквенный разбор слов вполз, просьба (задание 35), что важ­но для грамотного письма.

Урок 7 советуем начать с написания небольшого диктанта и провести его как диктант «Без ошибок» («Проверяю себя»), при ко­тором ребята оставляют «окошки» на месте, где не могут выбрать правильную букву, обязательно отмечая при этом все обнаружен­ные орфограммы. Вот возможный текст.

 

Щенок Бобка схватил кота за хвост. Потом стащил на пол и повез. А пол гладкий, скользкий.

(16 слов) По Г. Скребицкому

 

Попросите детей пропустить строку перед диктантом, чтобы потом определить главную мысль текста и вынести ее в заголовок. Можно сначала составить и записать более пространное предло­жение, содержащее эту мысль. (Вот какой проказник / озорник, безобразник, забияка / этот Бобка!)

В классе советуем выполнить ещё задание 38. Обязательно проследите, чтобы в слове жила была правильно отмечена и объяснена двойная орфограмма в слоге жи (чёрточкой с точкой: -). Задания учебника 39–41 правильнее использовать для домашнего выполнения. Ос­тальное время на уроке 7, а также урок 8 (резервный) рекомендуем тренировать учащихся в за­писи на слух. Наиболее эффективная форма работы – диктант «Проверяю себя» с последующим обсуждением оставленных «око­шек». Предлагаем материал для такой работы.

Попросите выписать слова, заканчивающие строки стихотворе­ния Б. Заходера; если при словах есть помощники, то их тоже, конечно, следует писать. В некоторых строках целесообразно выписать целые сочетания – они выделены. Обращаем внимание на подчеркнутые слова, предназначенные для записи с «окошка­ми» в окончаниях. На этом примере обсуждается, в каких частях слова третьеклассники умеют решать орфографические задачи, а в каких – нет. Везде, где сочтёте посильным для учеников, просите указывать строение слов.

 

На старой липе во дворе

Большое оживление.

Повесил кто-то на гвозде

Такое объявление:

«Открыта школа для птенцов!

Занятия – ­с пяти часов.

 

Здесь можно даже летом

Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра

Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи, стрижи, щеглята,

Сороки, воронята...


(Мы позволили себе замену авторского на заре формой на гвозде.)

 

Повторение правописания ь и ъ разделительных знаков со­ветуем провести на фоне обобщения способов обозначения звука [й']. Для этого предлагаем задание: выписать4 из строк Б. Заходера все слова, в которых есть звук [й'].

 

Вот кабан. Есть достоинства свои

Он дик и злобен, Даже у такой свиньи.

Но зато вполне съедобен.

 

 

Для тех же целей можно использовать и загадку С. Маршака о часах:

 

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас!

 

На уроке 9 («Как быть, если в корне не одна орфограмма?») дети, во-первых, сами находят ответ на вопрос заголовка (нужно решать каждую орфографическую задачу отдельно), а во-вторых, узнают о словах с сочетаниями -оро- - -ра-, -оло- - -ла-, -ере- - -ре-.

Работая в задачнике со словами задания 42, ребята записыва­ют проверочные слова для каждой из букв корня в свой столбик, при этом обнаруживают, что нередко одна-две буквы узнаются с помощью проверочного слова, а какая-то (городской) – по слова­рю. В задании 43 три последних слова отличаются тем, что в них не все буквы гласных проверяемые. На следующих заданиях сде­ланный вывод закрепляется и расширяется: учащиеся узнают о словах с особыми сочетаниями букв.

При выполнении задания 44 попросите школьников сначала не смотреть на записи во втором столбике –к ним они обратят­ся потом. Правильный выбор букв помогут осуществить те бук­венные сочетания, которые написаны над первым столбиком. При последующем сопоставлении пар и решении вопроса о том, род­ственные ли слова, нужно ориентироваться не на этимологию слов, а на их современное значение. Например, голова – глава (семьи), сторона ­ страна так разошлись по своему значению, что перестали быть родственными: их сегодня уже нельзя объяс­нить с помощью одного и того же слова. Но даже слова, остав­шиеся однокоренными, требуют вдумчивого отношения: слово сторожить нельзя проверять словом стража. На эту особен­ность слов с полногласными и неполногласными сочетаниями об­ращается внимание в задании 46. В значительной мере именно необходимостью предупредить подобные проверки и объясня­ется вынесение на обсуждение данной темы. Термины полног­ласные и неполногласные сочетания, данные под рамкой зада­ния 46, не обязательны – их можно не запоминать, а заменять перечнем сочетаний. Важно помочь школьникам накопить определённый опыт, научиться замечать в речи такие слова.

Приведите им еще несколько примеров, объясняя значения слов: златоглавая Москва (с золотыми головами, куполами), страница (одна сторона листа), странник (человек, пришедший откуда-то с другой, чужой, стороны), Волгоград (город на Волге), млекопита­ющие (питающие молоком) и др.' Эти слова Вы можете использо­вать и раньше – при выполнении последней части задания 45.

Задания 47–49 – для домашней работы (последнее как факуль­тативное). Выписанные детьми слова (47) желательно в дальней­шем использовать при проведении словарных диктантов. Записи по заданию 48, сделанные в задачнике, советуем на следующем уроке предложить ученикам для взаимопроверки. Не забывайте постепенно учить школьников организации совместной деятельности, сотрудничеству друг с другом.

На уроках 10–12 и 13 из числа резервных («Открываем еще два секрета письма») третьеклассники знакомятся с орфографическими проблемами, к которым раньше внимание не привлекалось. Напоминаем: вынесенные на рассмотрение темы, не являются строго обязательными; они рассматриваются как дополнительные.

На уроке 10 обсуждается правописание суффиксов -ек, -ик. Появление темы в курсе связано с частотностью в детской речи уменьшительно-ласкательных суффиксов, в том числе и назван­ных. Поскольку правило не относится к числу трудных, а всеми умениями, нужными для его освоения, третьеклассники уже владе­ют, оно и вынесено в начало года. Оттачиваться же его примене­ние будет постепенно.

Весь ход работы – от постановки учебной задачи до первично­го закрепления – представлен в учебнике и задачнике.

Выполняя задание 50, ребята запишут с «окошками» в суф­фиксах слова: носочек – сыноч?к, подбирая родственные слова, убедятся, что, при внешней похожести, слова имеют разное строе­ние: во втором из них два суффикса. (Сначала они выяснят, что по-разному устроены слова носок и сынок. Эти наблюдения важны для закрепления умения проводить разбор по составу сло­ва осознанно, а не формально.) Накопление материала для созда­ния проблемной ситуации происходит и при выполнении задания 51. (При малом времени можно ограничиться двумя первыми сло­вами.) Задание 52 – для постановки учебной задачи, а 53, 54 – для её разрешения. Запись в задачнике (52) должна приобрести такой вид:

ик

~ [úк] <?

.

ек

 

В обобщение вписываются слова: одинаково и нельзя. Задания 53–54 важны тем, что организуют поисковую деятельность, учат целенаправленным действиям со словом, наблюдениям за результатами этих действий и самостоятельным умозаключениям.

Для первичного закрепления предназначены задания 55, 56. При недостатке времени обсуждение вопроса о неправильно вы­полненной учеником проверке суффикса окончанием (кораб-ли - кораблик) можно перенести на один из следующих уро­ков. В дальнейшем будет закрепляться и введённый способ решения новой орфографической задачи, для чего при встре­че с соответствующими словами полезно письмо с комментиро­ванием.

Задача уроков 11–12 – познакомить с обозначением ударных и безударных гласных в сочетании [цы]. Само вынесение этой темы для обсуждения и направленность работы над ней требуют ком­ментариев.

Мы включаем эту тему потому, что дети, благодаря проводимо­му обучению, становятся зоркими и начинают замечать различные написания: огурц ы, ц и рк, ц ы пленок и т. п. Уберечь их от случайно­го выбора букв и ошибок можно только, познакомив с решением проблемы.

Учащиеся должны усвоить, что задача обозначения буквами сочетания [ цы ] решается с учётом того, ударный или безударный гласный звук. Если ударный, то в окончании ­– ы, в корне обычно - и, кроме нескольких слов, которые нужно помнить. Если же звук безударный, то с ним связаны все проблемы выбора букв для обоз­начения безударных гласных. Вот несколько слов, в которых мы слышим сочетание, близкое к [ цы ]: пальц ы, на пальц е, ц и рковой, ц ы пленок, зацепился. Набор слов показывает, как непроста зада­ча выбора буквы в безударном положении.

Полноценное изучение вопроса на этом этапе недоступно для младших школьников. Поэтому в учебнике последовательно про­водится рекомендация, уже ставшая привычной: в этом сочетании на месте буквы безударного гласного оставлять «окошки». Писать буквы следует только в тех словах, которые хорошо известны, при этом помня, что за буквой скрываются две орфограммы: безудар­ного гласного и сочетания [ цы ]. Ввести такую рекомендацию и спо­собствовать запоминанию наиболее нужных детям слов – задача работы на втором из отведённых на тему уроков. На первом рас­сматривается правописание ударного сочетания. Третий урок (из числа резервных) отводится на дополнительное закрепление.

На уроке 11 знакомству с новой орфограммой предшествует повторение уже известных (задание 58). Но сначала текст, на кото­ром ведётся наблюдение, предлагается использовать для речевой работы – для обсуждения вариантов его темы. В продолжении от­рывка может говориться о человеке, у которого завелись необыч­ные жильцы, а может – о самих жильцах. Вот почему варианты наз­ваний: «Удивительный человек» или «Необычные жильцы».

Выявление новой орфографической задачи и правила, которо­му подчиняется её решение, проходит на основе заданий 59, 60: для закрепления – задания 61–63, последние могут быть даны на дом. На этом уроке, повторяем, обсуждается правописание глас­ных в ударном сочетании. После чтения информации (59) работа проводится в два этапа. Сначала ребята в первой схеме показыва­ют сам факт наличия орфограммы (звук [ ы ] в одних случаях обоз­начается буквой и, а в другом – ы).

 

цыʹ

1. [ цыʹ ] <?

цú

 

После этого вывода проводится вторая часть наблюдений за словами, написанными в рамке: в окончании пишется ы, в корне – ы или и. Во вторую схему добавляются нужные значки.

 

цыʹ

2. [ цыʹ ] <

цыʹ или цú

 

На уроке 12 обращается внимание на сочетание [ цы ] с безу­дарным гласным.

Чтобы подвести учащихся к сообщению в рамке (64), советуем воспользоваться аналогией с безударными сочетаниями [жы-шы]. Попросите ребят записать под диктовку несколько слов и отметить в них орфограммы: живут, широкий, жалеть, шестой. Помогите им вспомнить, почему на месте безударных гласных в двух первых словах две орфограммы; после этого продиктуйте для записи с «окошками» еще три слова: циркачи, цыпленок, пальцы. Последу­ющая беседа:

– К каким словам вы можете подобрать проверочные? Какие? (Цирк, цып-цып.) По известному нам со второго класса «секрету» корней мы уже можем указать буквы в словах, но почему на их мес­те всё равно останется орфографическая задача? (Это сочетание [цы].) Сколько же орфограмм на месте буквы гласного в безудар­ном сочетании [ цы ]?

Пальцы – в какой части слова безударный гласный звук? Можем ли мы точно назвать его букву? Как мы поступаем в таких случаях? (Оставляем «окошки».) Чтобы проверить наши ответы и узнать, как действовать, когда нужно буквами записать безударное сочетание [ цы], обратимся к учебнику.

Таким поиском и коллективными раздумьями будет подготовлено чтение информации, предло­женной в задании 64; само же её чтение станет элементом подлинной познавательной деятельности – деятельности для осознанного приобретения нужной информации. Потом верните учеников к записанным сло­вам и попросите не только решить орфографические задачи, но и правильно отметить орфограммы.

Важное продолжение работы – выполнение второй части зада­ния 64: сбор и запись уже встречавшихся слов. Такое повтор­ное списывание будет способствовать их запоминанию, а проводимая в соответствии с заданием группировка – формированию необходимого способа действия и развитию мыслительных процессов.

Кроме задания 65, рекомендуем (может быть, на резервном уроке, который полезен после следующей темы) записать под диктовку с пропуском ор­фограмм и последующей их вставкой строки С. Маршака (пол­ностью или выборочно, выписывая слова с недавно изученными орфограммами):

 

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Цифра девять иль девятка –
Цирковая акробатка.

Можно найти в учебнике следующие за этими строки автора – с ними шла работа раньше (63).

Советуем записать под диктовку и несколько слов: ножницы, щипцы, месяцы, гонцы. При всех запи­сях обсуждайте, на месте каких букв одна орфограмма (на месте ударного [ ы ] в сочетании цы), а на месте каких – две (безудар­ного [ ы ] в сочетании цы).

На уроке 12 желательно оставить время на подготовку к выполнению дома задания 66. Прежде всего нужно обсудить речевую сторону текста. Возможные варианты заголовка: «Вот и появился на свет!», «Цып­ленок появился!», «Ура! Цыпленок!» Более точными для текста бу­дут слова: дырочка, носик, цыпленочек, волосики, клювик. Обсуж­дение орфограмм, в частности суффиксов -ек, -ик (на данном уроке или на резервном), станет своеобразным обобщением тех новых «секретов» письма, с которыми учащиеся познакомились на последних уроках. Работа над ними будет продолжаться.

Урок 13 («Может ли в слове быть два корня?») посвящён знакомству со сложными словами. После него целесообразен ещё один урок 14 из числа резервных, на котором проводится дополнительное закрепление всех изученных орфографических тем.

Началу работы на уроке 13 рекомендуем предпослать такой проблемный вопрос:

– Вы уже знаете, что в корнях бывает две и больше орфограмм; две орфограммы может быть даже на месте одной буквы, в осно­вах бывает два суффикса. А бывает ли в словах два корня?

Для поиска ответа на поставленный вопрос и выполняются за­дания 67, 68. Такая организация работы – ещё один пример реализации деятельностного подхода к организации обучения.

Если позволяет время, советуем воспроизводить за­писи учебника, показывая весь процесс «сложения» слов, и выде­лять не только корни, но и другие части, в том числе и нулевые окончания.

Задания 70–76 – для закрепления и тренировки, частично на резервном уроке 14. По первому из них сначала вписывается придуманное ребятами слово Белкострелка, а потом в словах путешественниц и четвероногого выделяются (с Вашей помощью) корни и буквы соединитель­ных гласных. (см. с. 18 старой методички)

Если у Вас нет резервного урока, то можно работу в задачнике, например, по заданию 71, не дополнять списыванием слов. Оставьте на дом чтение информации в задании 72 и запись последнего слова в задачнике по заданию73. (Обращаем внимание: два последних слова – шестнадцать и орфограмма – сегодня не являются сложными.) Упражнение для домашнего выполнения Вы выбираете из заданий 74–76.

Задача уроков 15–16 и 17 из числа резервных («Подводим первые итоги») - обоб­щить новые знания, систематизировать все накопленные сведе­ния, способствовать дальнейшему формированию осознанных умений. Успешность работы, степень осмысления изученного бу­дут проверены следующей за этими уроками контрольной работой (урок 18).

Границы уроков в учебнике сознательно не выделены, пред­ставленный материал – различный по характеру: у Вас есть воз­можность выбрать тот, который сочтёте наиболее актуальным для учащихся. Напоминаем и о возможности использования тетрадей «Потренируйся!» и «Тестовые задания по русскому языку» (автор Т.В. Корешкова).

Задания 77–79 помогают уточнить и привести в систему терми­нологию, одновременно повторив алфавит. Эти задания можно выполнять в парах, а частично – предлагать на дом. Новые научные слова, которые зак­репляются: основа слова, сложные слова.

При выполнении задания на вставку пропущенных букв (80, 81) проследите, чтобы школьники нашли те «окошки», которые они пока закрыть не могут, так как не знают способов реше­ния орфографических задач в окончаниях слов. В отрывке из сти­хотворения Д. Хармса (80) «окошко» должно остаться в первой строке – по дорожк., а в задании 81– в строках первого и второго отрывков – чин. т, весенн. му.

Становлению критичности мышления и самоконтроля способ­ствует задание 82. Советуем здесь не отводить время на самосто­ятельное чтение задания детьми – возьмите на себя полное руко­водство его выполнением. Предложите кому-то из ребят вслух прочитать часть задания, приведённую в учебнике, а далее скажи­те примерно следующее:

­– Кто-то из учеников для решения орфографической задачи в слове пилил выбрал слово пилить. Можем с ним согласиться? Почему? Какой знак поставим: + или -? Какую проверку предлагае­те? Правильно ли написано слово? Прав ли другой ученик, кото­рый для проверки слова под цифрой 2 выбрал слово весь? Подходит ли для проверки второе слово? Почему? Какое предлагаете?

– Как оцениваете действия третьего ученика? Можно ли было применить такой способ проверки? Поче­му? А как следовало решать орфографическую задачу в слове об-лак.? (Здесь вместо проверочного слова надо вписать слово-ука­затель оно, которое и подскажет букву на конце слова.)

–Как, по-вашему, рассуждал четвёртый ученик, выбрав проверочное слово крошечный? В чём его ошибка? Было ли рядом нужное сло­во? Докажите. Как ещё можно проверить выбор буквы согласного?

Важным является обобщение – его подсказывают вопросы в задачнике. Оно может быть таким:

- Ошибки второклассников были не в написании слов (им слу­чайно удалось избежать орфографических неправильностей), а в способах действия при решении задач. Это значит, что школьники не усвоили само понятие проверочное слово, не поняли, как нужно действовать, выбирая букву, – такое непонимание обязательно проявится в ошибках при письме. Заметьте, что, проводя такой анализ предложенных решений орфографических задач, Вы способствуете становлению у своих учеников не только собственно орфографических умений, но и важнейшего регулятивного действия: осознавать и выполнять общий способ действия при решении конкретных задач.

Задания 86, 87 могут быть предложены на дом. При этом нужно нацелить учащихся на то, чтобы не только решить поставленные ор­фографические задачи, но и научиться понятно объяснять другим, в чём их особенности. Ещё можно дать на дом задание на составление не­большого словарного диктанта из слов первого и второго классов.

Задания 83–85 – для выполнения и обсуждения в классе. При выполнении задания 84 (оно отмечено значком повышенной трудности) должно быть выделено слово дельфиний – в нём нет суффикса -ин, как в других. Обсуждая строение слова ча­совщик (83), спросите у детей, какой из разборов самый нелепый, – его ученик действовал «на глазок», совсем не рассуждая (имеется в виду второй вариант). Выбирая из двух других, вновь поучите третьеклассников правильному рассуж­дению. Кто такой часовщик? Это тот, кто чинит час ы; это час ов ых дел мастер. Сопоставление показывает, что в слове ча­совщик два суффикса: -ов-, -щик. Ошибка, которая есть во всех разборах, – отсутствие указания на нулевое окончание и основу.

Закрепле­ние тех же действий предполагает задание 85. Два суффикса в словах: сорняки (может быть выделен и один -няк-, если объяс­нение значения идёт только через слово сор), листочек, мосточек, грибочек, сухарики. Может быть выделено два суффикса и в слове лыжники, если оно объясняется так: тот, кто вышел на лыжную прогулку. (А если объяснение: тот, кто катается на лыжах, – суффикс один: лыжник:) Вслед за М. В. Па­новым, мы рекомендуем проводить вычленение морфем, объяс­няя значение слова, показывая его появление. Только так ребёнок научится думать над строением слова, а не будет просто «рубить» его на части. (указать морфемы: см. с. 20 старой методички)

На этих уроках (включая резервный урок 17) должны быть проведены ещё хотя бы небольшие текстовый и словарный диктанты. Последний может включать слова не только с непроверяемыми, но и с проверяемыми орфограммами.

Учебный диктант предполагает запись с «окошками» и последую­щее обсуждение, проверку по словарю.

Вот некоторые слова, из которых Вы можете выбрать: ботинки, черные, шьют, коллекция, огород, горох, огурцы, съел, угостил, кусочек, голубцы, цыпленок, ушиб, дорога, мостик, воробей, капу­стный, интересный, цирковая обезьяна, скворцы, унес, замерз.

Для тренировочного диктанта «Проверяю себя» предлагаем та­кой текст.

 

Я первый раз влез на велосипед и поехал. Это было чудесно! Ветерок засвистел у меня в ушах. Всё вокруг понеслось. Вот столбик, ворота, гриб от дождя, скамья, качели, две песочницы. Я уже хотел слезть на землю, но всё мчался по кругу. Как оста­новить машину? (44 слова)

По В. Драгунскому



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.089 с.)