Суперсегментные единицы языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суперсегментные единицы языка



Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы, или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я думал.

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., знаю я.

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «под руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

 

5.Звук как основная сегментная фонетическая единица. Аспекты изучения звуков речи. Фонетическая транскрипция.

 

Термин «фонетика» происходит от греч. слова phōnē – “звук” или “phonetikos” – “звуковой” и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи». (В.А.Богородицкий. «Общий курс русской грамматики». М-Л., 1935, с. 12)

Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.

Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках.

В зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная).

Так, общая фонетика рассматривает общие, вопросы, связанные со звуковой стороной языка: природу языковых явлений, общие условия образования звуков речи, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока.

Частная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка (например, фонетика русского, французского и др. языков).

Общая и частная фонетика теснейшим образом связаны и предполагают друг друга. Общая основывается на фактах многих языков. Частная может рассматривать факты какого-то языка на определенном этапе его развития - в этом случае мы имеем дело с описательной фонетикой (чаще всего объектом описания служит современное состояние языка), и может прослеживать развитие каких-то явлений на протяжении более или менее длительного периода времени – в этом случае мы имеет дело с исторической фонетикой.

Историческая фонетика исследует изменения в звуковой стороне языка и объясняет фонетические особенности современного состояния языка историческими причинами.

Для более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков. Это сопоставительная фонетика. Она тесно связана с исторической.

Предметом нашего изучения является описательная фонетика современного русского литературного языка.

В фонетике выделяются следующие разделы:

1. собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи;

2. фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему;

3. орфоэпия (греч. orthos – правильный, еpos – слово), изучающая нормы современного русского литературного произношения;

4. графика (греч. grafo- пишу), которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками;

5. орфография – совокупность правил, определяющих написание слов. Она знакомит с основным принципом русского написания – морфологическим, фонетическим, традиционным, дифференцирующим.

Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку.

Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы.

Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука.

Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация.

Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений.

Ср.: му́ка – мука́, о́рган – орга́н (от места ударения зависит смысл слова).

Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией).

Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах:

1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами;

2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов;

3) с функциональнолингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло–различительной функции.

Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология.

Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка.

Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки.

Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка.

Фонетика обуславливает многие орфографические правила (приставки на-з, ы-и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонетический разбор служит восприятию правильного произношения.

Звуковая природа языка. Три аспекта изучения звуков речи
и языка

Наш язык – звуковой язык. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений.
Многие слышат речь и понимают сказанное, но не обращают внимания на так называемые детали. Между тем звуки речи – явление сложное в связи с тем, что каждый звук речи оказывается одновременно фактом физическим (акустическим), изучением физических свойств звука занимается физика; физиологическим, т. е. связан с работой определенных органов человека и занимаются этим медики, физиологи, а также социальным (языковым, собственно лингвистическим), т. е. эта сторона интересует прежде всего лингвистов. Однако при исследовании звуков речи необходимо опираться на данные этих трёх аспектов, которые представлены в таблице 5.
Таблица 5
Аспекты изучения звука

Акустический(физический) аспект Артикуляционный(физиологический) аспект Функциональный (лингвистический) аспект
Звук – колебательное движение органов речи, передаваемое через воздух Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата) Звук – один из возможных в процессе функционирования вариантов реализации фонемы, выполняющей строительную и смыслоразличительную функции.

 

Фонетическая транскрипция

 

План

1. Соотношение устной и письменной речи.

2. Система знаков фонетического письма.

3. Правила транскрипции.

 

При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходиться прибегать к специальному фонетическому письму, основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется фонетической транскрипцией.

Транскрипция – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь.

В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь. С добавлением или изменением отдельных букв. (Например, ĵ - из лат. языка;  - из греч. языка/ гамма).

Для чего используется транскрипция?

1. Чтобы научиться слышать родную речь и показать нормы литературного произношения.

2. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке.

3. Транскрипция нужна и там, где сложная и малоизвестная для изучающего система письма, особенно там, где графика не предназначена для передачи звучания. Например, в иероглифическом письме.

4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.

 

Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, т.к. орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков, возникающие в зависимости от позиции и от окружения.

Основные правила транскрипции:

1. В транскрипции не употребляются прописные буквы.

2. Здесь не действуют правила пунктуации, паузы обозначаются вертикальными чертами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой - /; фразы друг от друга отделяются двумя линиями - //, обозначающими большую паузу.

3. Транскрибируемый звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки -  .

4. В транскрипции текст записывается так, как он произносится.

5. Каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука.

6. В транскрипции применяются и диакритические знаки (греч. diakritikos- отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них:

а) обязательным является постановка ударения: основное – знаком акут ―́, побочное знаком графис ―̀;

б) прямая черта над буквой ш̅ указывает на долготу согласного;

в) мягкость согласного обозначается апострофом٬ после буквы - м٬;

г) служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой - бы́л◠бы, в◠л٬э́с;

д) дужка под знаком указывает на неслоговой характер звука - į.

В отдельных случаях, когда это необходимо, используются и другие диакритические знаки: точки (вверху справа и слева от буквы) для обозначения продвинутости ударных гласных вперед в соседстве с мягкими согласными:

мял - м٬а́л, мать ма́т٬, мять м٬а́́т٬;

знаком ^ для передачи закрытого, узкого звучания гласных между мягкими согласными: пили -п٬ûл٬и.

7. В транскрипции в области согласных не употребляется буква щ  ш̅٬, в области гласных – буквы e, ё, ю, я.

8. Для обозначения звука й даны два знака - ĵ, į:

ĵ - а) в начале слова: ĵа́, ĵо́ш, ĵэ́л٬, ĵу́к;

б) после разделительных ъ и ь: в٬ĵу́н, п٬ĵо́т, с٬ĵэ́л;

в) между двумя гласными перед ударным: пĵу́, мĵа́.

В остальных случаях - į (разновидность йота): мо́į, мо́į къ.

9. Гласные звуки в зависимости от позиций в слове испытывают большие изменения в звучании.

Так, а) гласные звуки и, ы, у в безударном положении качественно не изменяются, они лишь звучат короче, чем под ударением, и в транскрипции такие изменения не обозначаются: и́глы / игла́  мы́лъ  мылва́р  п٬ирг٬и́  лу́к  луга́ лугво́į .

Б) Безударные гласные звуки а, о, э изменяются как в количественном, так и в качественном отношении:

[۸] – безударный гласный [а], [о] в абсолютном начале слова и в 1-м

предударном слоге после твердых согласных:

[٨рбу́с/ ٨р٬э́х/ н٨ра́/ ж٨ра́ ]

ъ - безударный гласный а, о, э во 2-м предударном и

заударных слогах после твердых согласных:

мълко́  пърхо́т  ко́лъкъл  жълт٬изна́  цълва́т٬;

ыэ - безударный гласный в 1- м предударном слоге на месте звука э после твердых согласных;

жыэл٬э́зъ  шыэлка́  цыэпо́ч٬къ;

иэ -безударные гласные э, а в 1-ом предударном слоге после мягких согласных:

с٬иэло́  в٬иэсна́  ч٬иэсы́  м٬иэс٬н٬и́к;

ь - безударные гласные э, а во 2-ом предударном и заударных слогах после мягких согласных:

б٬ьр٬иэга́  г٬ьн٬иэра́л  ч٬ьсфш̅٬и́к  д٬а́т٬ьл  д٬а́д٬ь.

10. Для обозначения звонких и глухих согласных используются соответствующие им буквы:

ба́бъ  па́пъ 

11. Для обозначения звука г, произносимого «без взрыва» в некоторых словах, и при озвончении звука х используется [Υ] – «г фрикативный»

бо́Υъ  со́Υ◠бы  бγа́тыį (диалект)

 

 

6.Артикуляционный аспект звуков речи. Активные и пассивные органы речи, их роль в образовании звуков. Принципы разграничения гласных и согласных звуков.

 

Артикуляция звуков речи

Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:

  1. органы речи;
  2. органы слуха;
  3. органы зрения.

Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:

  • головной мозг, который через моторный центр речи (зона Брока) посылает определенные импульсы через нервную систему к органам произнесения (артикуляции) речи;
  • дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
  • органы произнесения (артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).

Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа.

Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть.

Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть.

Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:

  • перстневидный хрящ, расположенный ниже других хрящей. Спереди он уже, а сзади шире;
  • щитовидный хрящ, расположенный наверху спереди (у мужчин он выступает как кадык, или адамово яблоко, потому что две образующие его пластины составляют угол 90 градусов, а у женщин - 110), закрывает спереди и по бокам перстневидный хрящ;
  • парный черпаловидный хрящ в виде двух треугольников, расположенных сзади сверху. Они могут раздвигаться и сдвигаться.

Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.

  • При произнесении гласных, сонорных, звонких согласных они сначала напрягаются и сближаются, а затем раздвигаются и сдвигаются, пропуская толчок воздуха. При этом они вибрируют.
  • При произнесении английского или немецкого [h] и некоторых гортанных звуков (например, в арабском языке), а также при шепоте они сближены, но расслаблены, и воздух проходит через них с трудом. Голосовые связки при этом не колеблются.

У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм).

Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании.

Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе.

Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа.

Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:

  • в зависимости от своего положения он меняет форму и объем резонатора;
  • создает преграды при произнесении согласных.

Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды.

Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.206 (0.048 с.)