Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суперсегментные единицы языкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными. Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты. Суперсегментные единицы, или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация. Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой. Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я думал. Энклитика - безударный слог после ударного, напр., знаю я. В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «под руку». Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать. Ударение Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов. Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное. Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук. Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги. Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты. Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке. В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.
5.Звук как основная сегментная фонетическая единица. Аспекты изучения звуков речи. Фонетическая транскрипция.
Термин «фонетика» происходит от греч. слова phōnē – “звук” или “phonetikos” – “звуковой” и буквально значит «наука о звуках (речи)». Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи». (В.А.Богородицкий. «Общий курс русской грамматики». М-Л., 1935, с. 12) Но такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким. Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей. Но основной частью фонетики является учение о звуках. В зависимости от целей исследования различаются, с одной стороны – общая и частная фонетика, а с другой – фонетика описательная, историческая и сравнительная (сопоставительная). Так, общая фонетика рассматривает общие, вопросы, связанные со звуковой стороной языка: природу языковых явлений, общие условия образования звуков речи, закономерности сочетания и изменения звуков, членение речевого потока. Частная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка (например, фонетика русского, французского и др. языков). Общая и частная фонетика теснейшим образом связаны и предполагают друг друга. Общая основывается на фактах многих языков. Частная может рассматривать факты какого-то языка на определенном этапе его развития - в этом случае мы имеем дело с описательной фонетикой (чаще всего объектом описания служит современное состояние языка), и может прослеживать развитие каких-то явлений на протяжении более или менее длительного периода времени – в этом случае мы имеет дело с исторической фонетикой. Историческая фонетика исследует изменения в звуковой стороне языка и объясняет фонетические особенности современного состояния языка историческими причинами. Для более глубокого объяснения фактов истории языка нередко бывает необходимо обратиться к материалу других, родственных языков. В этом случае фонетическое исследование становится уже сравнительным, т.к. сравниваются факты разных языков. Это сопоставительная фонетика. Она тесно связана с исторической. Предметом нашего изучения является описательная фонетика современного русского литературного языка. В фонетике выделяются следующие разделы: 1. собственно фонетика, изучающая звуки речи со стороны их артикуляционно-акустических свойств и признаков, а также фонетическую членимость речи; 2. фонология, изучающая функциональную сторону звуков речи, фонемы и их систему; 3. орфоэпия (греч. orthos – правильный, еpos – слово), изучающая нормы современного русского литературного произношения; 4. графика (греч. grafo- пишу), которая знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками; 5. орфография – совокупность правил, определяющих написание слов. Она знакомит с основным принципом русского написания – морфологическим, фонетическим, традиционным, дифференцирующим. Любое речевое сообщение может быть охарактеризовано в двух планах: в плане выражения и в плане содержания. Фонетика изучает тот план выражения, который облекается в звуковую материальную оболочку. Основными единицами звуковой материальной оболочки языка являются линейные, или сегментные (от лат. segmentum – отрезок), и нелинейные, или суперсегментные, единицы. Сегментные единицы языка – это звуки, слоги, фонетические слова. Они называются так потому, что располагаются в речи один за другим: нельзя сразу, одновременно произнести два звука. Суперсегментные единицы языка - это ударение, интонация. Главное их отличие от звуков в том, что они не существуют отдельно от материальных оболочек языковых единиц, они характеризуют эти материальные оболочки в целом, как бы надстраиваются над ними. Поэтому суперсегментные единицы не могут быть произнесены отдельно. Они, как и звуки, участвуют в различении слов, предложений. Ср.: му́ка – мука́, о́рган – орга́н (от места ударения зависит смысл слова). Мы сегодня пойдем в театр.― Мы сегодня пойдем в театр? (разные целевые назначения этих предложений передается различной интонацией). Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах: 1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами; 2) с артикуляционной стороны, где звуки характеризуются по тому, как он образуется с помощью произносительных органов; 3) с функционально – лингвистической стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло–различительной функции. Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально – лингвистической – фонология. Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка. Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоятельные науки – это две стороны, две грани одной науки. Таким образом, практическое значение фонетики велико. Без изучения звуковой стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики любого языка. Фонетика обуславливает многие орфографические правила (приставки на-з, ы-и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонетический разбор служит восприятию правильного произношения. Звуковая природа языка. Три аспекта изучения звуков речи Наш язык – звуковой язык. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений.
Фонетическая транскрипция
План 1. Соотношение устной и письменной речи. 2. Система знаков фонетического письма. 3. Правила транскрипции.
При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходиться прибегать к специальному фонетическому письму, основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется фонетической транскрипцией. Транскрипция – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь. В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь. С добавлением или изменением отдельных букв. (Например, ĵ - из лат. языка; - из греч. языка/ гамма). Для чего используется транскрипция? 1. Чтобы научиться слышать родную речь и показать нормы литературного произношения. 2. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке. 3. Транскрипция нужна и там, где сложная и малоизвестная для изучающего система письма, особенно там, где графика не предназначена для передачи звучания. Например, в иероглифическом письме. 4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.
Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, т.к. орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков, возникающие в зависимости от позиции и от окружения. Основные правила транскрипции: 1. В транскрипции не употребляются прописные буквы. 2. Здесь не действуют правила пунктуации, паузы обозначаются вертикальными чертами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой - /; фразы друг от друга отделяются двумя линиями - //, обозначающими большую паузу. 3. Транскрибируемый звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки - . 4. В транскрипции текст записывается так, как он произносится. 5. Каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука. 6. В транскрипции применяются и диакритические знаки (греч. diakritikos- отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них: а) обязательным является постановка ударения: основное – знаком акут ―́, побочное знаком графис ―̀; б) прямая черта над буквой ш̅ указывает на долготу согласного; в) мягкость согласного обозначается апострофом٬ после буквы - м٬; г) служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой - бы́л◠бы, в◠л٬э́с; д) дужка под знаком указывает на неслоговой характер звука - į. В отдельных случаях, когда это необходимо, используются и другие диакритические знаки: точки (вверху справа и слева от буквы) для обозначения продвинутости ударных гласных вперед в соседстве с мягкими согласными: мял - м٬а́л, мать ма́т٬, мять м٬а́́т٬; знаком ^ для передачи закрытого, узкого звучания гласных между мягкими согласными: пили -п٬ûл٬и. 7. В транскрипции в области согласных не употребляется буква щ ш̅٬, в области гласных – буквы e, ё, ю, я. 8. Для обозначения звука й даны два знака - ĵ, į: ĵ - а) в начале слова: ĵа́, ĵо́ш, ĵэ́л٬, ĵу́к; б) после разделительных ъ и ь: в٬ĵу́н, п٬ĵо́т, с٬ĵэ́л; в) между двумя гласными перед ударным: пĵу́, мĵа́. В остальных случаях - į (разновидность йота): мо́į, мо́į къ. 9. Гласные звуки в зависимости от позиций в слове испытывают большие изменения в звучании. Так, а) гласные звуки и, ы, у в безударном положении качественно не изменяются, они лишь звучат короче, чем под ударением, и в транскрипции такие изменения не обозначаются: и́глы / игла́ мы́лъ мылва́р п٬ирг٬и́ лу́к луга́ лугво́į . Б) Безударные гласные звуки а, о, э изменяются как в количественном, так и в качественном отношении: [۸] – безударный гласный [а], [о] в абсолютном начале слова и в 1-м предударном слоге после твердых согласных: [٨рбу́с/ ٨р٬э́х/ н٨ра́/ ж٨ра́ ] ъ - безударный гласный а, о, э во 2-м предударном и заударных слогах после твердых согласных: мълко́ пърхо́т ко́лъкъл жълт٬изна́ цълва́т٬; ыэ - безударный гласный в 1- м предударном слоге на месте звука э после твердых согласных; жыэл٬э́зъ шыэлка́ цыэпо́ч٬къ; иэ -безударные гласные э, а в 1-ом предударном слоге после мягких согласных: с٬иэло́ в٬иэсна́ ч٬иэсы́ м٬иэс٬н٬и́к; ь - безударные гласные э, а во 2-ом предударном и заударных слогах после мягких согласных: б٬ьр٬иэга́ г٬ьн٬иэра́л ч٬ьсфш̅٬и́к д٬а́т٬ьл д٬а́д٬ь. 10. Для обозначения звонких и глухих согласных используются соответствующие им буквы: ба́бъ па́пъ 11. Для обозначения звука г, произносимого «без взрыва» в некоторых словах, и при озвончении звука х используется [Υ] – «г фрикативный» бо́Υъ со́Υ◠бы бγа́тыį (диалект)
6.Артикуляционный аспект звуков речи. Активные и пассивные органы речи, их роль в образовании звуков. Принципы разграничения гласных и согласных звуков.
Артикуляция звуков речи Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:
Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:
Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа. Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть. Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:
Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.
У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм). Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании. Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе. Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа. Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:
Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды. Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.18 (0.013 с.) |