Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фонетика – наука о материальной стороне языка↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет фонетики Фонетика изучает звуковой строй языка. Строем языка являются звуки речи и правила их сочетания в слове и потоке речи, инвентарь звуков языка, их систему, звуковые законы. Кроме звуков речи, фонетика изучает слог, ударение, интонацию. Звуки речи как природное явление имеют акустическую и артикуляционную стороны. Для обучения говорению важнее артикуляционная сторона - производство человеком звуков речи. Ещё важнее функциональная сторона речи. Вслушиваясь в звучащую речь, мы замечаем, что она построена из звуковых отрезков различной длины и различного качества. Кратчайшим звуковым отрезком является звук речи. Из звуков создаются слоги, из слогов - слова, из слов - предложения. Звуки речи - явление сложное в том смысле, что звук речи одновременно оказывается фактом: физическим (звуки речи - процесс колебательных движений голосовых связок под воздействием воздушной струи), физиологическим (звуки речи образуются в речевом аппарате человеческого организма), социальным (из звуков речи строятся слоги, слова, предложения, при помощи которых происходит общение в коллективе. Нелегко совместить три подхода к изучению звуков - подход физика, физиолога и лингвиста. Лингвистическое изучение не может не опираться на понимание их физической и физиологической природы. Поэтому наука о звуках речи внутренне подразделяется, помимо функциональной фонетики, изучающей использование звуков языка в процессе общения, на артикулярную фонетику, изучающую физические свойства звуков. Объектом фонетики является звуковая сторона речи. Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация. Фонетика имеет большое прикладное или практическое значение. Её применяют:
В зависимости от задач исследования, от его источников и методов выделяется несколько разделов фонетики:
Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:
Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции. Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения. В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть). Всю совокупность артикуляции, необходимой для свободного образования звуков какого-либо языка, принято называть артикуляционной базой. Артикуляция - это работа органов речи, направленная на производство звука. Многие лингвисты обращали внимание на реальное противоречие между большим числом звуков языка, обозначающихся на письме, и бесчисленным количеством разных звуков, из которых складывается речь. Фонема - это наименьшая звуковая единица языка, способная различать морфемы, слова, их формы, видоизменяемая в речевом потоке. Фонема - количество звуков в любом языке. Они разнообразны, но выполняют одну и ту же роль в процессе общения. В одну фонему относятся звуки, которые по отношению друг к другу не различают слова. Например: том - [тόм], вода - [вʌдá], молоко - [мъʌлко], тюль - [т`jул`], театр - [т`əатр]. Фонема - это абстрактная единица языка, речи. В языке фонема существует как совокупность всех своих вариантов. В речи каждая фонема представлена конкретным звуком, которая является в каждом случае вариантом фонемы. У фонемы существуют два варианта: основной (под ударением) и не основной (в безударном положении) - факультативный. Все звуки любого языка имеют разное количество. Так, в немецком языке 26 букв, в узбекском - 35, в казахском - 42 и т.д. Все буквы и звуки подразделяются на две группы - на гласные и согласные. Между двумя этими группами существуют акустические и артикуляционные. Фонетическая транскрипция
План 1. Соотношение устной и письменной речи. 2. Система знаков фонетического письма. 3. Правила транскрипции.
При изучении звуковой стороны языка для передачи звучания слов приходиться прибегать к специальному фонетическому письму, основанному на том, что определенным значком передается один и тот же звук. Такое письмо называется фонетической транскрипцией. Транскрипция – специальный вид письма, с помощью которого фиксируется на бумаге звучащая речь. В основе транскрипции используется алфавит того языка, на котором звучит речь. С добавлением или изменением отдельных букв. (Например, ĵ - из лат. языка; - из греч. языка/ гамма). Для чего используется транскрипция? 1. Чтобы научиться слышать родную речь и показать нормы литературного произношения. 2. При обучении иностранному языку, особенно если орфография не дает возможности судить о произношении. Например, в английском языке. 3. Транскрипция нужна и там, где сложная и малоизвестная для изучающего система письма, особенно там, где графика не предназначена для передачи звучания. Например, в иероглифическом письме. 4. Транскрипция используется для записи бесписьменного языка или диалектной речи.
Фонетическое письмо не совпадает с орфографическим, т.к. орфографическое письмо не отражает живых звуковых процессов, происходящих в потоке речи, не отражает изменений в звуковой системе языка, а покоится на традициях. Фонетическая транскрипция отражает изменение звуков, возникающие в зависимости от позиции и от окружения. Основные правила транскрипции: 1. В транскрипции не употребляются прописные буквы. 2. Здесь не действуют правила пунктуации, паузы обозначаются вертикальными чертами: небольшая пауза обозначается одной вертикальной чертой - /; фразы друг от друга отделяются двумя линиями - //, обозначающими большую паузу. 3. Транскрибируемый звук, слово, часть слова или отрезок речи заключается в квадратные скобки - . 4. В транскрипции текст записывается так, как он произносится. 5. Каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука. 6. В транскрипции применяются и диакритические знаки (греч. diakritikos- отличительный), которые ставятся над буквами, под ними или около них: а) обязательным является постановка ударения: основное – знаком акут ―́, побочное знаком графис ―̀; б) прямая черта над буквой ш̅ указывает на долготу согласного; в) мягкость согласного обозначается апострофом٬ после буквы - м٬; г) служебные слова, произносящиеся вместе со знаменательным, соединяются каморой - бы́л◠бы, в◠л٬э́с; д) дужка под знаком указывает на неслоговой характер звука - į. В отдельных случаях, когда это необходимо, используются и другие диакритические знаки: точки (вверху справа и слева от буквы) для обозначения продвинутости ударных гласных вперед в соседстве с мягкими согласными: мял - м٬а́л, мать ма́т٬, мять м٬а́́т٬; знаком ^ для передачи закрытого, узкого звучания гласных между мягкими согласными: пили -п٬ûл٬и. 7. В транскрипции в области согласных не употребляется буква щ ш̅٬, в области гласных – буквы e, ё, ю, я. 8. Для обозначения звука й даны два знака - ĵ, į: ĵ - а) в начале слова: ĵа́, ĵо́ш, ĵэ́л٬, ĵу́к; б) после разделительных ъ и ь: в٬ĵу́н, п٬ĵо́т, с٬ĵэ́л; в) между двумя гласными перед ударным: пĵу́, мĵа́. В остальных случаях - į (разновидность йота): мо́į, мо́į къ. 9. Гласные звуки в зависимости от позиций в слове испытывают большие изменения в звучании. Так, а) гласные звуки и, ы, у в безударном положении качественно не изменяются, они лишь звучат короче, чем под ударением, и в транскрипции такие изменения не обозначаются: и́глы / игла́ мы́лъ мылва́р п٬ирг٬и́ лу́к луга́ лугво́į . Б) Безударные гласные звуки а, о, э изменяются как в количественном, так и в качественном отношении: [۸] – безударный гласный [а], [о] в абсолютном начале слова и в 1-м предударном слоге после твердых согласных: [٨рбу́с/ ٨р٬э́х/ н٨ра́/ ж٨ра́ ] ъ - безударный гласный а, о, э во 2-м предударном и заударных слогах после твердых согласных: мълко́ пърхо́т ко́лъкъл жълт٬изна́ цълва́т٬; ыэ - безударный гласный в 1- м предударном слоге на месте звука э после твердых согласных; жыэл٬э́зъ шыэлка́ цыэпо́ч٬къ; иэ -безударные гласные э, а в 1-ом предударном слоге после мягких согласных: с٬иэло́ в٬иэсна́ ч٬иэсы́ м٬иэс٬н٬и́к; ь - безударные гласные э, а во 2-ом предударном и заударных слогах после мягких согласных: б٬ьр٬иэга́ г٬ьн٬иэра́л ч٬ьсфш̅٬и́к д٬а́т٬ьл д٬а́д٬ь. 10. Для обозначения звонких и глухих согласных используются соответствующие им буквы: ба́бъ па́пъ 11. Для обозначения звука г, произносимого «без взрыва» в некоторых словах, и при озвончении звука х используется [Υ] – «г фрикативный» бо́Υъ со́Υ◠бы бγа́тыį (диалект)
6.Артикуляционный аспект звуков речи. Активные и пассивные органы речи, их роль в образовании звуков. Принципы разграничения гласных и согласных звуков.
Артикуляция звуков речи Общаясь при помощи языка, человек произносит звуки и воспринимает их. Для этих целей он пользуется речевым аппаратом, который состоит из следующих компонентов:
Артикуляция звуков речи - это работа органов речи, необходимая для произнесения звука. Сами органы речи включают в себя:
Органы артикуляции делятся на активные и пассивные. Активные органы выполняют движения, необходимые для произнесения звука, а пассивные органы - точки опоры для активного органа. Активные органы - это голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть. Пассивные органы - это зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть. Голосовые связки находятся в гортани. Гортань представляет собой верхнюю часть трахеи, и состоит из следующих хрящей трех видов, соединенных друг с другом:
Между черпаловидным и щитовидным хрящом находятся слизистые складки, которые и называются голосовыми связками. Они сходятся и расходятся при помощи черпаловидных хрящей, образуя голосовую щель различной формы. При неречевом дыхании и при произнесении глухих звуков они раздвинуты и расслаблены. Щель при этом имеет вид треугольника.
У мужчин, как говорилось выше, голосовые связки длиннее (23 мм в среднем) и толще, чем у женщин (18 мм). Человек говорит на выдохе, на вдохе только кричат ослы: «иа». Вдох используется также при зевании. Люди с ампутированной гортанью тоже способны говорить так называемым пищеводным голосом, используя в качестве гортани мышечные складки в пищеводе. Для образования звука большое значение имеет ротовая (надгортанная) полость, в которой образуются шумы и резонаторные тоны, важные для создания тембра. При этом большую роль играют размер и форма рта и носа. Язык представляет собой подвижный орган, выполняющий две речевые функции:
Губы и язычок также выполняют функцию создания преграды. Мягкое небо в поднятом положении запирает вход в носовую полость, при этом звуки не будут иметь носовой призвук. Если же мягкое небо опущено, то воздушная струя свободно проходит через нос, и в результате возникает носовой резонанс, характерный для носовых гласных, сонантов и согласных.
Открытые и закрытые слоги Вопросы, связанные с пониманием природы слога, лучше всего начать рассматривать на примере самых простых слогов, содержащих гласный и один согласный. Как мы уже знаем, это прикрытый открытый слог CV и неприкрытый закрытый слог VC. Сравним эти слоги между собой с точки зрения их произносительных характеристик и акустических свойств. В слоге CV наблюдается максимальная произносительная общность, связанность согласного и гласного: согласный произносится при таком укладе речевого тракта, который необходим для артикуляции следующего гласного; произношение гласного, в свою очередь, очень сильно зависит от того, какой согласный ему предшествует (см. об этом в гл. 4). В слоге VC и гласный, и согласный более независимы друг от друга: гласный артикулируется почти так же, как и изолированный, наблюдается лишь незначительное изменение при переходе к артикуляции согласного. Согласный также обладает более независимыми от гласного характеристиками. Эти различия хорошо видны на примере слогов с глухими взрывными согласными. Например, сравнение слогов [tu] и [ut] показывает следующее: в слоге [tu] согласный произносится с выпяченными и округленными губами, а корень языка оттянут вверх и назад — как этого требует подготовка к артикуляции гласного [u]; при завершении артикуляции согласного возникает слабый по интенсивности короткий взрыв, после которого происходит изменение артикуляции от передне-верхней к задне-верхней. Сама переходная артикуляция может занимать большую часть времени артикуляции всего гласного, так что стационарное положение достигается только к самому концу гласного, в результате чего весь гласный звучит как очень продвинутый вперед. В сочетании [ut] артикуляция гласного не зависит практически от того, какой за ним следует согласный — переднеязычный, губной или заднеязычный. Переходное движение на границе с согласным менее заметно, чем в слоге [tu]. Согласный не несет следов огубленности, зато после взрыва возникает сильное придыхание (см. гл. 4). Если согласный из слога [tu] не может быть опознан без гласного, то согласный из сочетания [ut] опознается достаточно хорошо по собственным характеристикам. Из сказанного ясно, что разница между сочетаниями типа CV и VC — не только в порядке следования гласного и согласного. Эта разница возникает оттого, что CV — действительно произносительная единица, элементы которой тесно связаны друг с другом, тогда как VC — последовательность гласного и согласного, мало связанных между собой (здесь следует еще раз вспомнить, что любая звуковая последовательность в нормальной речи непрерывна, так что звуки обязательно обнаруживают свою связь с окружающими звуками, однако в рассматриваемом нами случае разница в степени связанности очень велика). Современные экспериментально-фонетические исследования слога как произносительной единицы показывают следующее. 1. Минимальной произносительной единицей является слог CV. Это значит, что при произношении нет речевого элемента меньше, чем слог. Возможно произнести изолированно только гласный или только согласный, но при этом каждый из них приобретает особые характеристики, сближающие их с целым слогом. 2. Произносительная общность элементов, входящих в один слог, определяется тем, что артикуляция всего комплекса выполняется как бы в результате единой команды из управляющих участков коры головного мозга: все, что может быть произнесено одновременно (без нарушения фонологически существенных признаков согласного и гласного), одновременно и произносится. 3. Называя слог типа CV единицей произношения, мы подчеркиваем, что артикуляционно отдельные звуки, входящие в слог, не являются самостоятельными; с произносительной стороны и гласный, и согласный — лишь части более крупного целого звукового образования — слога. Определяя слог как минимальную произносительную единицу, будем помнить обо всех аспектах этого определения: м и н и м а л е н он потому, что на единицы, меньшие, чем слоги, человек не расчленяет никакое высказывание. П р о и з н о с и т е л ь н о й единицей мы называем его потому, что он проявляется и существует именно при артикуляции, произношении. Конечно, это не означает, что слоговая организация не проявляется на акустическом уровне, — наоборот, определенные свойства слога как произносительной единицы находят соответствие в акустическом облике слога, но они не связаны с такой характеристикой слога, как сонорность, звучность. Наконец, говоря о том, что слог является е д и н и ц е й, мы подчеркиваем, что это не просто цепочка следующих один за другим звуков, но такая цепочка, которую объединяет какой-то общий признак: этот признак — общая артикуляторная программа, лежащая в основе организации произносительных движений во время образования слога. После этих замечаний становится понятной особая роль открытого слога в звуковой организации речи. Любая последовательность типа CVCVCVCV... делится на открытые слоги: ду-ма-ла, до-ми-ки, вы-бе-жа-ли и т. д. Более того, если вы попробуете быстро произносить цепочку сочетаний типа VC (например, at — at — at — at или us — us — us — us — us), то у вас получится цепочка открытых слогов: ta — ta — ta — ta, su — su — su— su. Таким образом, особая роль слога CV в русском языке бесспорна, этот слог является наиболее удобным для произношения, он — минимальная произносительная единица. Об особом месте открытого слога в разных языках известно очень хорошо. Многие живые языки не допускают никаких других слогов, кроме открытых (например, японский), для многих языков такое положение было характерно в определенные периоды истории. Именно это было и в истории русского языка, поскольку обязательность открытого слога существовала вплоть до падения редуцированных гласных. Признав за открытым слогом его особый статус, попытаемся определить, каким образом увеличение количества согласных перед гласным влияет на свойства слога в целом. Исследования слогов типа CCV, CCCV показало, что общность артикуляции сохраняется и в этих случаях: уже в самом начале произношения первого согласного в сочетании наблюдается настройка артикуляторного тракта, необходимая для произнесения гласного, т. е. вершины слога. Так, если гласный огубленный, то округление и выпячивание губ, необходимые для его произнесения, начинаются одновременно с артикуляцией первого согласного, если гласный нижнего подъема, то с началом слога начинается и опускание нижней челюсти, необходимое для достижения соответствующего положения языка. Эти факты дают основания признать, что любой открытый слог представляет собой максимально связанную в артикуляторном отношении единицу, все согласные в которой подчинены главному элементу слога — гласному. Теории слогоделения Все разногласия, связанные с определением сущности слога, выявляются в том случае, когда мы пытаемся определить, какие звуки в реальной словоформе входят в один слог, а какие принадлежат разным слогам. Эта проблема — проблема определения места слоговой границы. Она не только имеет теоретическое значение — например, для объяснения тех или иных звуковых изменений в языке, но и прямо связана с прикладными аспектами фонетики. Действительно, знать возможный в языке набор слогов — одно из условий успеха при обучении русскому языку как иностранному, при работе с людьми, страдающими нарушениями речи и слуха; наконец, и в области так называемых речевых технологий такая информация необходима для построения систем автоматического распознавания и синтеза речи. Поэтому критерии, используемые при определении места слоговой границы, очень важны для понимания объяснительной силы той или иной теории слога. Еще М. В. Ломоносов предложил критерии, ориентирующие исследователя на характеристики краевых позиций слова — абсолютного начала или абсолютного конца (см. гл. 6). По логике Ломоносова, если данное сочетание встречается в начале слова, то оно может находиться и в начале слога; если же в начале слова такое сочетание невозможно, то и в начале слога оно не может появляться. Примеры слогоделения, предлагаемые Ломоносовым: воз-но-шу, по-твор-ство, за-втре-шный, раз-лич-ный. (Вопрос о влиянии морфологической границы на место слогораздела мы будем рассматривать в специальном параграфе. Что касается примеров Ломоносова, то видно, что он признавал это влияние.) В дальнейшем этот критерий разрабатывался как в общефонетическом плане, так и по отношению к конкретным языкам. В русистике он не получил широкого распространения. Р. И. Аванесов, определявший слог как волну сонорности, сформулировал правила слогоделения в русском языке следующим образом. 1. В русском языке существует сильная тенденция к образованию открытых слогов: вы-бе-жа-ли, при-вы-чка и т. д. 2. Любой неначальный слог в русском языке строится по принципу восходящей звучности, в соответствии с которым от начала слога к его вершине, гласному, звучность должна обязательно возрастать. 3. По собственной сонорности (звучности) все звуки образуют три группы: самые звучные — гласные, средние по звучности — сонанты, наименее звучные — шумные согласные. Из двух последних правил следует, что тенденция к образованию открытых слогов не действует, если после гласного появляется группа согласных, первый из которых — сонант, а остальные — шумные. Например, в словах колба, долгу, портить, сорван первый согласный в сочетании обязательно образует один слог с предшествующим гласным — кол-ба, дол-гу, пор-тить, сор-ван, так как в противном случае — если бы первый слог оказался открытым — во втором слоге нарушился бы закон восходящей звучности, поскольку более звучный сонант оказался бы перед менее звучным шумным. Если выразить распределение звучности в числах, соответствующих степени звучности, установленной Аванесовым, то при членении на открытые слоги получается такая картина:
Во всех случаях второй слог начинается со звучности со значением 2, а затем звучность на шумном падает до 1 и снова возрастает на гласном до 3. При слогоделении, предлагаемом Аванесовым, таких провалов звучности внутри слога не происходит:
Таким образом, закрытые слоги внутри слова — это слоги, заканчивающиеся сонантом. В результате действия таких правил мы получаем разные слоги для начальной и неначальной позиции слова: лба, но кол-ба, лгу, но дол-гу, ртище, но пор-тить, рвал, но сор-вал. Конечно, было бы более естественным последовать тем правилам, которые учитывают свойства начала слова и считают в начале слога разрешенными те сочетания, которые разрешены и в начале слова. Противопоставление свойств начала слова и начала слога — один из тех пунктов теории Аванасова, с которыми трудно согласиться. Вторым спорным моментом этой теории является выделение только трех степеней звучности для русского языка. Как мы видели выше, по реальной звучности согласные и гласные различаются более дифференцированно, так что внутри каждой из групп, выделенных Аванесовым, оказываются звуки, различающиеся по собственной сонорности. В результате такого огрубления классификации закон восходящей звучности, обязательный для неначального слога, все же нарушается: так, при членении во-сток, ре-зьба, зве-зда начальный согласный во втором слоге все же более звучный, чем следующий за ним. Несмотря на эти возражения со стороны фонетистов, исследующих фонетические свойства слога и слогоделения в русском языке, теория Аванесова получила очень широкое распространение среди русистов. Она привлекает своей простотой и отвечает интуитивным представлениям носителей русского языка о нетипичности сочетаний, начинающихся с сонанта, за которым следует шумный согласный. О роли таких интуитивных представлений мы еще будем говорить в этой главе. Л. В. Щерба определял слог как единицу артикуляторную, характеризующую изменения мускульного напряжения во время речи. Речевой поток — последовательность усилений и ослаблений мускульной напряженности, слог — волна нарастания и спада ее. Вершиной слога является гласный, а характер изменения напряженности на согласном зависит от того, какое положение по отношению к гласному занимает согласный. При этом Щерба исходил из того, что по абсолютной собственной напряженности сонанты всегда уступают шумным согласным. Основной фактор, определяющий изменение напряженности согласного, — это ударность или безударность гласного. Согласный может быть сильноконечным — в том случае, когда он примыкает к следующему за ним гласному, или сильноначальным — если он примыкает к предшествующему гласному. Для того чтобы согласный в русском языке примыкал к предшествующему гласному, необходимы два условия. 1. Согласный должен находиться в сочетании согласных, поскольку в интервокальном положении он обязательно образует слог со следующим гласным — в силу действия тенденции к образованию открытых слогов. 2. Предшествующий этому согласному гласный должен быть обязательно ударным. Таким образом, в словах папка, ласки, жуткий ударность первого гласного определяет изменение напряженности следующего за ним согласного: этот согласный является сильноначальным и тем самым плотно примыкает к гласному, образуя с ним один слог: пап-ка, лас-ки, жут-кий. В случае если ударным является второй гласный, следующий за сочетанием согласных, этот же согласный становится сильноконечным и примыкает к следующему слогу: ка-пкан, ло-скут, жу-тко-ва-тый. Сонанты примыкают к предшествующему гласному, даже если он безударный, — бул-ка и бал-кон, пой-ма и пой-май и т.д. Привлечение такого признака слога, как ударность гласного, для определения места слоговой границы кажется с общефонетической точки зрения очень привлекательной, однако полностью согласиться с логикой Щербы трудно по нескольким причинам. Если рассматривать слог как единый импульс мускульного напряжения, вершину которого образует гласный, то как это увязать с общефонетическим положением о том, что согласные характеризуются локализованной мускульной напряженностью, тогда как на гласном эта напряженность разлита по всему артикуляторному аппарату? В связи с этой особенностью практически невозможно измерить и сопоставить силу мускульной напряженности во время артикуляции согласного и гласного. Такие измерения необходимы еще и потому, что традиционные представления об ударном гласном как более напряженном, сильном элементе слова не подтверждаются экспериментальными исследованиями. Заметим еще, что представление о слоге как импульсе мускульной напряженности заимствовано Щербой у французского исследователя М. Граммона, который разрабатывал свою теорию на материале французского языка. Щерба, сравнивая звуковую систему русского и французского языков, говорил о том, что артикуляция русских звуков — более вялая, особенно гласных. Таким образом, мы имеем парадоксальную ситуацию: вялый, ненапряженный гласный влияет на характеристики согласного, определяя его сильноначальность или сильноконечность. В теориях Р. И. Аванесова и Л. В. Щербы много общего: оба они признают силу тенденции к образованию открытых слогов, оба считают, что в интервокальном консонансном сочетании первый согласный, если это сонант, обязательно образует один слог с предшествующим гласным. Различие между теориями заключается в том, что Щерба описывает механизм образования закрытого слога с ударным гласным, «притягивающим» к себе шумный согласный в словах типа пап-ка, пуш-ки, т. е. связывает появление закрытого слога с его собственной фонетической организацией; согласно же теории Аванесова появление закрытого слога — результат «правильной» сонорной организации любого непервого слога в слове, независимо от места ударения. Таким образом, обе эти теории являются в определенной мере произвольными, так как основываются, с одной стороны, на интуитивных представлениях их авторов о характере связей между соседними звуками, а с другой — на постулируемых, но не проверенных экспериментально свойствах речевого потока. Отсутствие надежной теории слогоделения и неопределенность самого понятия слоговой границы приводят некоторых исследователей к мысли о том, что в русском языке слоговая граница не задана, подвижна и ее место может изменяться под влиянием чисто субъективных факторов. Мы еще вернемся к этому рассуждению в следующих параграфах настоящей главы, здесь же лишь заметим, что отрицание слоговой границы как фонетической реальности объясняется недостаточным знакомством этих исследователей с объективными механизмами слогоделения в русском языке. Слоги в речи Определения сущности слога и поиски места слоговых границ проводятся фонетистами, как правило, на специально подобранных примерах, в которых встречаются разные типы сочетаний согласных. Естественно задать вопрос: а какие слоги мы чаще используем в речи? Исследование артикуляций при произнесении фраз и последовательностей фраз показало, что слогообразование подчиняется общему принципу, выявленному и описанному выше: каждый согласный или группа согласных тесно связаны со следующим гласным, образуя с ним слог, который завершается с прекращением артикуляции этого гласного. При этом ни морфемные, ни межсловные границы (при отсутствии паузы между словами) не препятствуют такому слогообразованию: ды-мок, ды-мка, ды-мка-ми-на (дым камина!); кри-кун, кри-кли-вый, кри-кли-сы (крик лисы!). Тенденция произносить любую фразу или последовательность фраз как цепочку открытых слогов настолько сильна, что в речевом потоке возникают дополнительные изменения отдельных звуков, если их собственные характеристики противоречат этой тенденции. Так, например, в абсолютном начале слова может возникать слабый гортанный взрыв, если слово начинается с гласного: [a-zbu-ka], ['u-mnöj]. Таким образом создается прикрытый открытый первый слог слова. Еще интереснее процессы в абсолютном конце слова. Если согласный не может образовать один слог со звуками следующего слова, т. е. если образуется пауза между словами, то этот конечный согласный получает такие характеристики, которые позволяют говорить о появлении дополнительного слога: конечные взрывные получают сильное придыхание, функционально выполняющее роль гласного (см. гл. 4), так что слово кот, произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ. Конечные сонанты или сильно вокализуются, становясь слогообразующими, особенно после шумных согласных: му-др, смо-тр и т. д., — или оглушаются, что сближает их с придыханием после взрывных. Рассмотрим теперь, какие виды слогов чаще всего встречаются в речи. Используем данные, полученные исследователями из Новосибирска, о которых мы уже упоминали. Обследованные ими тексты они разбили на слоги в соответствии с правилами Л. В. Щербы (напомним, что эти правила предусматривают появление большего количества закрытых слогов, чем правила Р. И. Аванесова, за счет закрытых ударных с конечным шумным согласным: мас-ка, лап-ка и т. д.). Служебные слова авторы транскрибировали как самостоятельные единицы, хотя в фонетическом отношении они образуют одно фонетическое слово с соседним знаменательным. Во всяком случае, можно сказать, что такая обработка текста позволила получить максимальное количество закрытых слогов. Подсчеты показали следующее распределение типов слогов:
Если мы подсчитаем, какую долю составляют закрытые слоги, то обнаружим, что их всего около 20 % даже при таком принципе слогоделения, который заведомо дает максимальное количество закрытых слогов. Основную же массу слогов, образующих звуковую материю связной речи, составляют открытые слоги. Лекция № 9. Ударение
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.012 с.) |