ТОП 10:

Метод изучения усвоения ребенком звуковой стороны русского языка



В связи с тем, что в настоящем очерке выясняется, как протекает у ребенка овладение звуковой системой русского языка, материалом для обработки являются только передаваемые ребенком слова и словосочетания родного языка; меньших единиц речи из языка окружающих ребенок не воспринимает.

Изучение слов и словосочетаний, употребляемых ребенком и имеющих соответствия в речи окружающих, ведется в основном методом сравнения произношения ребенка с произношением окружающих взрослых, причем устанавливается, как передает ребенок разные элементы имеющегося у него образца. Такой подход к изучению фонетических явлений отличается четкостью и простотой. Дело сводится к тому, чтобы проследить эволюцию передачи ребенком разных фонетических элементов родного языка и выяснить, через какие этапы приходит ребенок к их точному воспроизведению.

Относительно звука р будет, например, прослежено, какие звуки замещали его в первых усвоенных ребенком словах с этим звуком, как менялись его заместителя в дальнейшем, как и когда он стал появляться у ребенка во всех словах с этим звуком.

Эта задача отличается от той, которую ставят при изучении звуковой стороны лепета: там устанавливается время и порядок появления разных звуковых элементов без всякого отношения к фонетической системе родного языка.

Изучение фонетического развития на стадии лепета является особой задачей, требующей особого метода, сопряженного с целым рядом затруднений (выше была сделана самая суммарная характеристика этой подготовительной стадии).

Ставя целью выяснение того, как передача ребенком звуковой стороны языка достигает уровня русского языка взрослых, мы попытаемся раскрыть существующие в этой области закономерности и факторы, определяющие эти закономерности. Хотя еще не представляется возможным с желательной полнотой осветить все относящиеся сюда вопросы, но некоторые линии этого развития вырисовываются довольно отчетливо.

Для решения поставленного вопроса в основном используются материалы, полученные на основе метода систематического наблюдения. Прежде всего принятый метод ценен тем, что доставляет обильный материал для обработки, причем необходима точность регистрации этого материала и его полнота. Первое требование диктует следующие условия ведения записей: они должны проводиться в момент речи и охватывать сразу лишь незначительные по величине отрывки, иначе невозможно удержать в памяти необходимые детали звуковой стороны речи ребенка; запись должна вестись последовательным и достаточной точности фонетическим письмом. Из русских печатных работ удовлетворяют этим требованиям записи А.Александрова, В.Благовещенского и В.Богородицкого [Александров 1883; Благовещенский 1885; Богородицкий 1900].

К сожалению, записи напечатанных дневников развития речи русских детей не обладают последовательностью и точностью, обычно в них фонетически передаются только некоторые звуки слов, а другие фиксируются орфографически; это очень ограничивает использование их по вопросам фонетики.

В отношении полноты материала представляется желательным, чтобы сведения об отдельных детях были собраны за значительный срок, при этом нельзя ограничиваться регистрацией состояния фонетики через значительные промежутки, а желательно ведение записей изо дня в день с обозначением возраста ребенка. Такие записи помогут установить картину всех изменений и поступательного движения в области усвоения ребенком фонетики, неполнота же таких данных, рисующих постепенные изменения звуковой стороны во всех перипетиях, вынудит отказаться от решения целого ряда вопросов.

Указанные выше работы А.Александрова и В.Благовещенского дают сведения о поступательном ходе в развитии фонетики в суммированном виде, благодаря чему оказывается невозможным использовать их для решения ряда вопросов.

Ввиду неполноты материалов, основные линии фонетического развития устанавливаются в дальнейшем только из данных, собранных нами1, хотя они нуждаются в расширении и проверке; где это представлялось возможным, использованы данные указанных выше статей; наконец, по некоторым вопросам привлечены показания напечатанных дневников.

Рассматривая судьбу того или иного фонетического элемента в языке определенного ребенка в один и тот же возрастной период, нередко приходится отмечать, что она бывает различной. Например: звук с твердый в одних случаях передавался в виде мягкого с': с'абака (1, 9, 24); с'уп (1, 9, 14); С'ас'а (Саша) (1, 9, 7); клес'а (кресло) (1, 9, 24) и т. д., в других – он опускался, например: пац' (спать) (1,9, 1); кам'ека (скамейка) (1, 9, 3), или значительно позже тот же звук в одних случаях передавался точно, например: л'исок (лесок) (2, 9, 3); скл'иват' (склевать) (2,9,22), сапага (2,9,1); нар'исавал (2,9, 3) и т. д.; в других – заменялся через ш: шажгла (2, 9, 1); шплашной (2, 9, 11); шушыли (2, 9, 25) и т. д. Это приводит к необходимости рассматривать усвоение и передачу того или иного элемента каждый раз особо и в зависимости от имеющихся разных фонетических условий; так, например, пропуск с в первом случае обусловлен положением его в начале слов в сочетании с взрывным звуком, а замена его посредством ш во втором случае происходит при наличии шипящего звука в следующем слоге. Из различных фонетических условий на передачу известного звука ребенком имеют влияние: 1) соседние с ним звуки, а иногда и несоседние; 2) место звука в слове: в начале, в середине или конце слова, и 3) место звука в слоге по отношению к ударению. Из этого видно, что условия, определяющие разницу в передаче звуков, имеют место в пределах слова, поэтому слово и должно быть признано основной фонетической единицей, при посредстве которой идет усвоение фонетики; звуковой состав слова обычно определяет все своеобразие передачи ребенком его звуковой стороны. Это особенно отчетливо демонстрирует связь усвоения звуковой стороны с семантикой, так как слово является основной единицей речи, характеризующейся значением.

Здесь же отметим, что очень трудно истолковывать отдельные разрозненные явления: без сопоставления их с другими фактами они могут допускать разные объяснения.

Например, если мы имеем произношение кавова и т'ит'ил'и, то мы не можем с уверенностью сказать, что первое р и т в этих словах вызваны уподоблением следующему вит, потому что, например, в в первом случае может и в других случаях замещать р (вот = рот), а т во втором слове замещать ч (т'ай – чай). Это свидетельствует, о важности рассмотрения отдельных звуковых явлений в связи с другими.

Наблюдение над тем, как протекает у ребенка развитие фонетической стороны речи, позволяет выделить и отдельно рассматривать следующие вопросы: усвоение слогов, усвоение сочетаний звуков, усвоение отдельных звуков.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.003 с.)