Усвоение слоговой структуры слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усвоение слоговой структуры слов



В передаче ребенком звукового состава слов на первом месте следует рассмотреть усвоение им слоговой структуры слова, так как с этим связана судьба разных звуков и сочетаний звуков.

Как известно, слова, состоящие из нескольких слогов, имеют своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения; к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов не одинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Поэтому обычно принято делить слоги по силе на 3 группы: слабые безударные имеют силу в одну единицу, первый предударный – в две единицы, ударный – в три единицы. Схематически это получает такое обозначение цифрами:

при-не-си – 1-2-3, со-ло-ма –2,3,1, са-ха-ру – 3-1-1.

Эти особенности слоговой структуры русских слов очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.

Ребенок не сразу овладевает уменьем воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила.

Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двухсложные и трехсложные слова.

В двухсложных словах остается один ударный слог:

1) и тогда, когда ударение падает на конечный слог, т. е. слово состоит из первого предударного и ударного (схема слогов: 2-3):

д'и (иди), к'и (чулки), кой (открой);

2) и в тех случаях, когда ударение падает на первый слог, т. е. слово состоит из ударного и заударного (схема слогов: 3-1):

бу (булка), па (палка), м'и (Мишка), та (плачет). В трехсложных словах остается один ударный слог при любом месте ударного; так:

1) когда ударение падает на конечный слог (схема слогов: 1-2-3): ко (молоко), си (принеси);

2) когда ударение падает на средний слог (схема слогов: 2-3-1): п’е (копейка);

3) когда ударение падает на первый слог (схема слогов: 3-1-1): йа (яблоко), ма (маленький).

Имеющиеся в некоторых дневниках сомнительные случаи опущения ударного слога буквально единичны.

Так же отчетливо пропуск слабейшего слога обнаруживается при сокращении до двух слогов трехсложного слова с ударением на последнем слоге (схема слогов: 1-2-3):

мак'и (башмаки), паг'и (сапоги) и с ударением на первом слоге (схема слогов: 3-1-1, но первый заударный является более слабым, чем конечный): пупка (пуговка), фан'н'а (холодно), бат'и (волосы).

Известным отступлением являются случаи, когда ударение падает на средний слог (схема слогов: 2-3-1). Здесь обычно опускается первый слог, хотя нет оснований допускать, что произносимый конечный безударный сильнее первого безударного, например: мага (бумага), бака (собака) гогу (иголку). По-видимому, такое сохранение конечного безударного слога стоит в связи с тем, что он воспринимается последним, первый же слог оказывается заслоненным последующими слогами, а также исключительным семантическим весом конца слова в русском языке, обладающего разнообразной системой флексий.

Что касается времени усвоения слов с разным количеством слогов, то по этому вопросу приведем некоторые наблюдения над Женей Г. Первым слоем слов можно признать односложные (н'а – на, д'ай– дай, т'ам – там) и двусложные, состоящие из повторения одного слога, причем оба слога произносились с одинаково сильным ударением, например, бо-бо, га-га, ам-ам, ба-ба (бай-бай).

В самое раннее время появляются также двухсложные слова с одним ударением:

мама, баба, л'ал'а (ляля), н'ига (книга), к'ис'ка, п'ис'и (пиши), бад'а (вода), т'ан'и (штаны).

Место ударения усваивается очень рано; так из 87 первых слов ударение только в одном случае не совпадает по месту с ударением взрослых (т'ан'а – Таня) (Ряд отступлений в усвоении места ударения, наблюдающихся в течение всего детства, объясняется влиянием одних форм слова на другие, имеющие ударение на ином слоге; так именительный и другие падежи единственного числа с ударением на последнем слоге (нога, ноги, ноге, ногой) вызывают перенос ударения на окончание и в винительном падеже (ногу).

Все же некоторые колебания в усвоении места ударения и различий в силе ударных и безударных слогов наблюдаются в это самое раннее время.

Так 1, 9,4 в записях отмечено: «Слово т'ука (чулок) имеет слабое ударение на первом слоге и добавочное на втором, иногда же оно произносится с двумя равносильными ударениями»; или 1, 10, 13: «В слове тал'и (старик) ударение на первом слоге, но разница слогов по силе чрезвычайно мала, так что они почти равны, а иногда Женя произносил это слово с ударением на последнем слоге».

Приблизительно до 1,9 встречались двусложные слова. В дальнейшем особенно часто наблюдался пропуск предударных слогов. Первый предударный, как более сильный, опускается только спорадически, хотя довольно часто до 1,11; так из одного гласного:

гласный не соответствует редуцированному гласному 2-го слога.

д'ом (идём) 1,11,6; б'едъл (обедал) 1,11,3;

из нескольких звуков:

кл'ой (открой), 1, И, 1; кл'ита (открыто) 1, 11, 10; с'ол'а (пошел) 1,11,15; д'ен' (надень) 1,11,16.

Второй предударный опускается последовательно до 2,0 и спорадически до 2,6; так из одного гласного:

кус'у (укушу) 1, 11, 10; д'ийат (одевать) 1, 11, 10; тл'исат' (отрезать) 1,11,30;

из нескольких звуков:

л'ас'о (хорошо) 1, 11, 5; тус'ок (петушок)!, 11, 15; ц'ис'ат' (причесать) 1, И, 24; тал'ела (затворила) 1, 11,29.

Заударные слоги сохраняются чаще, из них изредка опускаются внутренние слоги, являющиеся наиболее слабыми:

пац'ка (палочка) 1, 10, 10; буп'ц'и (пуговицы) 1, 11, 13; п'еп'цу (пепельницу) 1,11,13; комт'и (в комнате) 2, 7,1.

Усвоение групп согласных

Со структурой слога связано сокращение групп; соседних согласных. Наиболее простую структуру слога представляет сочетание согласного и гласного, так что в слове происходит попеременное произношение согласных и гласных, выражающееся в чередовании смыкания и размыкания рта (В.А. Богородицкий удачно называет согласные «ртосмыкателями», а гласные «ртораскрывателями»); при этом, как будет видно ниже, из согласных особенно часто фигурируют наиболее контрастные гласным – смычные согласные.

Особенность передачи ребенком согласных групп состоит в том, что вместо двух согласных ребенок произносит один, а другой опускает, тогда как в иных условиях этот опускаемый звук произносится или заменяется другим звуком; в группах из трех согласных сокращение выражается в произношении одного или двух звуков.

Сокращение групп согласных отличается едва ли не наибольшей последовательностью по сравнению с другими явлениями фонетики. Главным образом это относится к способам сокращения групп согласных. В этом отношении даже не встретилось индивидуальных различий у отдельных детей. Несложность записи сокращения детьми групп согласных позволила использовать по этому вопросу целый ряд дневников.

Основной принцип сокращения групп согласных состоит в том, что сохраняется более узкий звук, а опускается более широкий. Это дает возможность наметить следующие категорий согласных: 1) наиболее широкие звуки – нешумные и, р, л, в; 2) среднее место замают фрикативные – шумные ф, с, з, ш, ж, х; 3) наиболее узкие – смычные звуки. Приводим сводку сокращения групп из двух звуков, сак наиболее многочисленных.

Так, в группе, состоящей из нешумного и фрикативного–шумного (или с обратной последовательностью), шумный звук в начале слова – з'ал (взял), с'инка (свинка) – сохраняется в 41 случае (68%), нешумный – в 19 случаях (32%); в середине слова шумный – бас'ой (большой), мае'а (масло) – сохраняется в 43 случаях |96%), нешумный – в 2 случаях (4%).

В группах, состоящих из смычного и фрикативного звуков, смычный в начале слова, например, дугуйу (другую), сохраняется в 174 случаях (95%), фрикативный – в 10 случаях (5%); смычный в середине слова, например, с'ол'н (свеклы), сохраняется в 80 случаях (92%), фрикативный – в 7 случаях (8%).

В группах, состоящих из фрикативного и смычного (обратный порядок к только что указанным группам), смычный в начале слова, например, пат' (спать), сохраняется в 104 случаях (92%); фрикативный – в 9 случаях (8%); в середине слова смычный, например, кат'ука (катушка), сохраняется в 125 случаях (89%), фрикативный – в 16 случаях (11 %).

В группах, состоящих из двух смычных, заметно колебание в способах сокращения, это может объясняться равенством широты затвора у обоих звуков. Колебание сказывается в том, что одна и та же группа, даже одно и то же слово, сокращается по-разному, например: ка м'е или ка н'е (ко мне), ко или то (кто).

Как видно из цифровых данных, в некоторых случаях способ сокращения отступает от указанных здесь норм, вследствие чего процент «нормальных» сокращений не достигает 100. Но это, по-видимому, находится в зависимости от особых условий. Так большое количество отступлений падает на группы, оба звука которых – одного и того же места образования, благодаря чему артикуляция одного непосредственно переходит в артикуляцию другого. Сюда относятся такие группы: дл, тр, сп, зл, ел, шл, лс, лз; при сокращении их наблюдается колебание и довольно часто сохраняется более широкий звук.

Относительно порядка усвоения ребенком групп согласных мы могли сделать выводы только по материалам наших личных наблюдений. Поэтому ограничимся лишь несколькими замечаниями.

Во-первых, определенная группа звуков не появляется то в сокращенном, то в несокращенном виде, а передается в разных словах одинаково: или все время отмечается несокращенной, например, пл, кл (в начале слова: кл'уц' – ключ), или сокращается до определенного возраста, например, ск, ст, (в начале слова: кам'ека – скамейка).

Во-вторых, усвоение групп согласных в начале и в середине слова проходит не параллельно. Некоторые разряды групп в этих положениях имеют противоположную судьбу; так, до 2,2 группы со вторым смычным звуком в начале слова являются все без исключения сокращенными (84 случая); в середине слова эти группы с самого раннего возраста ребенка (до 2,1) отмечаются в большинстве своем несокращенными (135 случаев несокращения и 24 случал сокращения). Различна и судьба групп из взрывного и плавного звуков. Следовательно, для усвоения групп согласных начало слова представляет особые фонетические условия по сравнению с положением в середине слова; отличие этих положений состоит, по-видимому, в том, что согласные в начале слова входят в один слог, тогда как в середине слова они могут распределяться между двумя слогами.

В-третьих, порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Его этапами было одновременное появление нескольких групп, звуки которых родственны по способу образования. Так, в середине слова намечается (в самом суммарном виде) такая последовательность появления групп; 1) из двух смычных к 1,9; 2) из фрикативного и смычного к 2,0; 3) из смычного и фрикативного к 2,1; 4) из двух фрикативных к 2,5.

Спорадически наблюдается пропуск одиночных согласных звуков в начале и в середине слова между гласными, например: ал'а (Валя), таноиц'а (становится). Главную массу таких опускаемых звуков составляют нешумные и, л, р, в, которые чаще всего опускаются и в группах согласных. У некоторых детей этот пропуск почти не встречается, у некоторых, наоборот, очень распространен. Например, в начале слова опускается й – аб'ика (яблоко), л – охкъй (ложкой), р – от’ (рот), в – аод'а (Володя), в середине слова опускается л – каоха (калоша), р – каобъц'ка (коробочка), в – каат' (кровать).

В конце слова в начальный период усвоения ребенком звуков довольно часто опускаются согласные; так отмечено:

тал'и (старик) 1, 10, 13; кол'а (колос) 1, 10 10; гл'анда (карандаш) 1,10,10; тайа (вставай).

У отдельных детей встречается и противоположное явление –присоединение в конце слова согласного звука, который, таким образом, замыкает слово. У Лены С. таким звуком является х:

мамах (мама), кус'н'ах (вкусно) амал'ах (сломала).


Первоначальный запас звуков

Перейдем теперь к вопросу об усвоении отдельных звуков. Исходное положение для выяснения того, как ребенок передает звуки родного языка, определяется количеством употребляемых ребенком слов. Только при наличии известного минимума словарного запаса ложно судить о том, есть ли у ребенка данный звук в соответствии со звуком языка взрослых, или он замещается другими звуками, или, наконец, опускается.

Например, у Жени Г. к 1,9 наличие 87 слов дает возможность установить, как он передает почти все звуки русского языка. На большинство звуков имеется по целому ряду примеров, отсутствуют примеры лишь на такие звуки, как редуцированный ь, находящийся в особых условиях, и мягкие х', г', ж'ж', редкие в русском языке.

Уже в этот начальный период часть звуков родного языка у ребенка имеется в наличии, при этом они всегда появляются в соответствии с тождественными им звуками языка взрослых; такие звуки и называются в дальнейшем усвоенными.

Так звуки б твердый и мягкий являются у Жени Г. усвоенными, так как они соответствуют б и б' в языке взрослых, и их не замещает никакой другой звук.

Прежде всего необходимо установить, какие звуки являются усвоенными, какие отсутствуют в говоре ребенка, и поставить вопрос, чем обусловлена такая разница отношения ребенка к звукам родного языка.

У Жени Г., были следующие согласные звуки:

1) смычные билибиальные – носовые, и неносовые, звонкие и глухие, твердые и мягкие – м, б, п, м', б', п': мама, баба, пат' (спать), м'ес'а (месяц), б'ит', п'ис'и (пиши);

2) смычные зубные, только мягкие – носовые и – неносовые, звонкие и глухие: н', л', т': н'ига (книга), д'ад'а, т'от'а;

3) фрикативные зубные, только мягкие; глухой с', звонкий боковой л', и й: гус', ал'а (Валя), йа (яблоко);

4) смычные задненёбные – звонкие и глухие, твердые и мягкие: к, г, к': кол'ка (корка), гага (гусь), к'ис'ка (примеров на г' не оказалось, но этот звук отмечен в следующем месяце);

5) задненёбный глухой фрикативный твердый (примеров на х' не оказалось, этот звук отмечен в следующем месяце).

Отсутствовали: 1) губно-зубные фрикативные: в, ф; 2) твердые разновидности взрывных зубных: й, д, т и аффрикат ц; 3) твердые разновидности зубных фрикативных: с, з, л, н, мягкая звонкая разновидность з' к глухому с'; 4) все передненёбные (шипящие): ш, ж, ш'ш, ж'ж', ч'; 5) дрожащий зубной р, р'. Среди гласных являются усвоенными:

1) разновидности широкого а: мама, бад'а (вода), с'ас'а (Саша);

2) средние звуки о, е: кот'а (котик), д'ом (дом), м'ес'а (месяц);

3) узкие звуки и, у тоже существуют, но иногда замещаются средними е, о: ис'и (ищи), «'ига, уха (ухо), бух, а также звук, средний между и и е: пи'цк'и (спички), и средний между о и у: гоус'.

Отсутствует узкий звук ы: с'ин' (сын), тан'и (штаны), м'ис'ка (мышка), б'ис' (брысь).

В этом обзоре обращает на себя внимание то, что усвоенные и отсутствующие звуки естественно разбиваются на ряд групп, родственных в артикуляционом отношении. И поэтому естественно предположить, что отсутствие перечисленных звуков объясняется тем, что ребенком не усвоены некоторые артикуляционные работы, так как обычно отсутствует вся группа звуков, в которые входит известная работа органов речи. Отсутствие в данном случае 16 согласных звуков может быть объяснено неусвоением лишь пяти работ; 1) губно-зубной фрикации (в, ф); 2) приподнятая одного кончика языка (без передней спинки) для смыкания у верхних зубов (н, д, т, ц); 3) то же для фрикации разных типов (с, з, л); 4) вибрационной артикуляции кончика языка (р, р'); 5) приподнятие передней части языка к переднему нёбу (ш, ж, ш' ш', ж'ж', ч'). Но отсутствие мягкого звонкого з' при наличии соответствующего глухого с' и при наличии звонких и глухих разновидностей у губных (б, п), зубных смычных (д, т) и задненёбных (г, к), говорит уже об отсутствии определенного комплекса работ, существующих у ребенка в других сочетаниях. Опаздывание в появлении звонких по сравнению с парными глухими отмечается и А.Александровым (т' раньше д'; к раньше г').

Такими же родственными в артикуляционном отношении группами представляются звуки, усвоенные в начальный период детьми, обследование которых проводилось А.Александровым и В.Благовещенским. Насколько можно судить по их работам, у обоих детей исходная система звуков одинакова: к концу 2-го года у них имелись: 1)все смычные губные – м, б, п; м', б', л'; 2)лишь мягкие взрывные зубные – н, д' т'; 3) фрикативный и1.

Следовательно, у этих детей по сравнению с Женей Г. еще отсутствовало, например, приподнятие задней части языка к нёбу, не было звуков г, к, х; вместо них появляются зубные: т'ат'ан (стакан).

В связи с этим необходимо отметить, что в этом первоначальном запасе звуков возможны значительные индивидуальные различия. Упомянем, что наряду с приведенными случаями отсутствия задненёбных нам известен ребенок, у которого налицо были задненёбные, а отсутствовали зубные звуки. Но, кажется, не зарегистрировано ни одного случая, когда бы не были усвоены губные смычные, и они могут быть признаны ядром звуков, усваиваемых в первую очередь. В отношении согласных, начальный период характеризуется обилием смычных и бедностью фрикативных. В объяснение этого можно присоединиться к В.А.Богородицкому, который замечает, «что произношение последних (фрикативных) представляет большие трудности по сравнению со взрывными; взрывные требуют простого грубого прижатия органа, тогда как для придувных орган произношения должен держаться приближенным или отчасти касающимся, но не нажатым».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.37.169 (0.022 с.)