Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе

Поиск

Изучение детской речи имеет огромное значение для ряда научных дисциплин и служит основанием для руководства развитием речи в дошкольном и школьном возрасте, поэтому важно знать, как формируется слого­вая структура у детей в онтогенезе.

В логопедии термином «онтогенез речи» принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного со­стояния, при котором родной язык становится полно­ценным орудием общения и мышления.

Рассмотрим термин «онтогенез» значительно уже, а именно:

- для обозначения того периода динамического раз­вития детской речи, который начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;

— для изучения тех данных о нарушенном и нор­мальном процессе усвоения детьми родного языка, ко­торые необходимы для построения коррекционного обучения: первоначального словарного запаса, наруше­ния слоговой структуры слов, аграмматизм, нарушения звукопроизношения и некоторых других.

Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми с нарушениями речи изучен недостаточно. Ряд авторов указывает на необходимость выделения внутри фонети­ческой стороны речи особого процесса усвоения слого­вой структуры слова наряду с усвоением отдельных зву­ков слова.

И.А. Сикорский в своих наблюдениях приводит факты, свидетельствующие о возможности усвоения от­дельными детьми преимущественно звуковой или сло­говой характеристика речи. В его примерах для детей


так называемого звукового направления характерно ошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова; дети же так называемого слогового на­правления схватывают слоговой состав слова, искажая его звуковой состав'и используя при этом очень незна­чительное число звуков. Сведения Сикорского говорят об известной самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельными звуками.

В некоторых работах затрагивается вопрос о факто­рах, определяющих усвоение структуры слова у детей с нормальным речевым развитием. Так, А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, оста­навливается на особенности слоговой структуры рус­ских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из все­го слова передается только ударный слог, затем появля­ется первый предударный и, наконец, слабые безудар­ные слоги. Опускание слабых безударных слогов пре­пятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усво­ением слоговой структуры. Сравнительную силу слогов Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на со­хранение одних слогов в слове и на пропуск других». Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый на­ибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой. Для слоговой структуры русских слов характер­но, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчет­ливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.

Ребенок не сразу овладевает умением воспроизво­дить все слоги слова: в течение известного периода на­блюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. По-


этому ударный слог, как правило, сохраняется. Это осо­бенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияю­щих на выделение звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую структу­ру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами, труднее анализировать слова с од­ним закрытым слогом и еще труднее со стечением со­гласных.

Если сравнивать пути усвоения родного языка деть­ми с нормальной речью и пути становления детской ре­чи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи (при сохранном интеллекте) ни была присуща ре­бенку, он не минует в своем развитии тех трех основ­ных периодов, которые выделены А. Н. Гвоздевым в его исследовании «Вопросы изучения детской речи» (1961).

Анализ первых отдельных слов при нормальном и нарушенном развитии речи показывает, что первые 3— 5 слов по своему звуковому составу очень близки к сло­вам взрослого: «мама», «папа», «баба», «дай», «ам», «бух». Набор этих слов относительно одинаков у всех детей. Время появления первых слов у детей в норме и условиях патологии также не имеет существенных раз­личий (исключение составляют дети-имбецилы и дети с тяжелыми нарушениями артикуляционного аппарата).

Факты первых словесных проявлений ребенка как в норме, так и в условиях патологии показывают, что ле­печущий ребенок первоначально «отбирает» из обра­щенной к нему речи взрослого те слова, которые до­ступны его артикулированию. Те звуковые проявления лепечущего ребенка, которые совпадают по звукопроиз-ношению со словами взрослого, закрепляются. Много­кратно повторенные взрослым, они тем самым стано­вятся для ребенка физиологически сильными и часто повторяющимися словесными раздражителями. Первые речевые реакции связываются с определенным кругом ситуаций или предметами и закрепляются за ними, т.е.


слово формируется в его специфической функции — звуковой единицы (Кольцова, 1973).

Исследователи нормальной детской речи давно за­метили, что начинающий говорить ребенок не прини­мает трудных слов, что при усвоении детьми новых слов легче схватываются такие, как «ам-ам», «би-би», что ре­бенок вместо труднопроизносимого слова вставляет лег-* кое.

Замечено, что как в норме, так и в патологии име­ется момент, когда дети повторяют только определен­ный набор «своих» слов, которыми активно пользуются в обращении с родителями и другими лицами, но отка­зываются повторять другие слова, которые им предла­гаются, проявляя при этом упорный негативизм. Эти первоначальные слова в своем звуковом оформлении близки к словам взрослых, обращенных к ребенку («ма­ма», «папа», «баба», «да», «мяу» и т.п.). Однако в ходе дальнейшего развития несовершенство моторной коор­динации органов артикуляции заставляет ребенка отка­заться от пути точной передачи звукового состава слов и перейти к воспроизведению не звуковых, а ритмико-слоговых и интонационных характеристик вновь усва­иваемого словесного материала, например: «тититики» (кирпичики).

Как в норме, так и при нарушении речи имеется це­лый ряд слов, которые искажаются обеими категориями детей совершенно одинаково: «яба» (яблоко), «мако» (молоко), «пи ко» (пить кофе).

Первые слова детей в онтогенезе и дизонтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражени­ем разных значений, и эти значения становятся понят­ными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготов­ленностью речевого аппарата ребенка к воспроизве­дению вновь усваиваемых им трудных слов, так и пе-


реходом на новый уровень речевого подражания, при котором дети стремятся передать длину слова, его «му­зыкальное строение».

В этот период развития речи как в норме, так и в патологии имеет место элизия (пропуск) слогов, отсут­ствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются пропуски и замена звуков. Возможности детей в плане звукопроизношения остаются очень ограниченными, однако в норме выступает ярко выраженная способ­ность к передаче акцентно-мелодических контуров слов и особенно к передаче в них ударения.

Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога является одним из характерных симп­томов, который сохраняется у детей с нарушением ре­чевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживать­ся, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звуко-слоговой и морфологической структурой слова, например «мата-ней» (милиционер), «весипедник» (велосипедист) и т.п.

Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материа­лам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов прохо­дит по следующим этапам:

1 год 3 мес. — 1 год 8 мес. — ребенок часто восп­роизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту»;

1 год 8 мес. — 1 год 10 мес. — воспроизводятся дву­сложные слова; в трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко);

1 год 10 мес. — 2 года 1 мес. — в трехсложных сло­
вах иногда все еще опускается слог, чаще предударный:
«кусу» (укушу); может сокращаться количество слогов в
четырехсложных словах;

2 года 1 мес. — 2 года 3 мес. — в многосложных сло­
вах чаще опускаются предударные слоги, иногда при­
ставки: «ципилась» (прицепилась);

2 года 3 мес. — 3 года — слоговая структура нару­шается редко, главным образом в малознакомых словах.


В настоящее время в логопедической работе над произношением детей, страдающих общим недоразви­тием речи, на первое место выдвигается задача коррек­ции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обуче­ния речи постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интере­совали лингвистов.

Слогом принято называть минимальную единицу речевого потока. С точки зрения артикуляции слог оп­ределяется как минимальная произносительная едини­ца, то есть такая последовательность речевых движений, которая образуется единым дыхательным толчком, еди­ным импульсом мускульного напряжения (Л.В. Щерба) или в результате одной управляющей команды (Л.А. Чистович и др.). При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звуч­ности. При том и другом подходе вершиной слога счи­тается гласный, являющийся слогообразующим элемен­том, а согласные считаются его периферическими эле­ментами.

Слоги делятся на закрытые (оканчивающиеся на со­гласный) и открытые (оканчивающиеся на гласный). Наиболее распространенная модель слога в русском языке — согласный + гласный (СГ), т.е. открытый слог. Как отмечает Л.В. Бондарко, речь есть объединение в непрерывную последовательность открытых слогов, каждый из которых может содержать различное количе­ство согласных.

Основной структурной единицей русского языка яв­ляются слоги СГ — открытые слоги. Являясь минималь­ной речевой единицей как в плане перцепции (восприя­тия), так и плане произношения, слоги обладают пятью перцептивно-артикуляционными признаками, которые называются признаками слогового контраста. Слоговой контраст — это различие согласного и гласного звука в слоге. Все открытые слоги типа (СГ) контрастнее, чем любые слоги типа (ГС).


Согласные и гласные звуки более четко восприни­маются в контрастном слоге (СГ), чем в менее конт­растном слоге (ГС). Любой слог может быть охаракте­ризован числом существующих в нем контрастов. При­водим характеристики этих пяти контрастов, цитируем по книге Е.Н. Винарской и Г.М. Богомазов «Возрастная фонетика»:

1. Контраст по громкости — от минимума на глухом
взрывном согласном к максимуму на гласном; ослабле­
ние контраста происходит как за счет увеличения
громкости согласного (наиболее громкие — сонанты),
так и за счет уменьшения громкости гласного (наименее
громкие — [и], [ы], [у]).

2. Контраст по формантной структуре — от полного
ее отсутствия на глухом взрывном к четкой формантной
структуре гласного. Контраст этот ослабляется за счет
появления формант в согласных (максимально «фор-
мантные» — сонанты) и за счет ослабления некоторых
формант в гласных.

3. Контраст по длительности — от мгновенного шу­
ма взрывных к длительному звучанию гласных. Конт­
раст исчезает в слогах с любыми другими согласными.

4. Контраст по участию голосовых связок — от глу­
хого согласного к гласному. Контраст исчезает в слогах
со звонкими согласными.

5. Контраст по месту образования (локусу), связан­
ный с начальной и конечной частотой второй форман­
ты гласного. Минимальный контраст — в [а]-слогах с
мягкими согласными, минимальный — в [и]-слогах.
Контраст ослабляется по мере сближения места образо­
вания согласного и гласного. При этом ослабление
контраста максимально в заударных слогах: слоги с
сонантами или звонкими щелевыми согласными часто
бывает невозможно разделить на два элемента, соответ­
ствующие согласному и гласному, в результате полного
исчезновения контраста между этими элементами.

В норме после трех лет слоговая структура в основ­ном является сформированной, но в ряде случаев нару­шения слоговой структуры после трех лет сохраняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукоп-


роизношения (физиологические нарушения), с наруше­нием звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружаю­щих. Нарушается ее основная развивающая функция — коммуникативная. В речи такого ребенка отмечаются:

—единичные правильно произносимые слова: «па­
па», «мама»;

—искаженные в плане слогового состава слова («ма-
ко» — молоко);

—лепетные слова — «баба», «бах»;

—интонационные контуры слов («титики» = кир­
пичи);

—слова — звукокомплексы, носящие коммуника­
тивную функцию, но которые не имеют ничего общего
со словами родного языка («тс-тс» = конфета).

Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития словаря, грамматического строя и к другим проявлениям систем­ного недоразвития речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.009 с.)