Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-выразительные предпосылки фонетических средств русского языка

Поиск

Таблица № 7

 

Врожденные и приобретенные на их основе национально-специфические знаки эмоци­ональной выразительности Фонетические формы языковых знаков
Младенческие крики меняю­щейся громкости и производ­ные от них голосовые реакции умеренной разговорной ин­тенсивности Динамические единицы логическо­го выделения единиц текста (тема-рематического членения)
Реакции гуления и производ­ные от них знаки эмоциональ­ной выразительности — вока­лизации Ударные и безударные гласные
Реакции лепета и производ­ные от них знаки эмоциональ­ной выразительности — сег­менты восходящей звучности Слоги открытого типа СГ, разли­чающиеся по сумме признаков сло­гового контраста
Лепетные псевдослова Слоговые ритмические структуры фонетических слов
Поздний мелодический лепет Мелодические конструкции комму­никативных типов синтагм: повест­вовательных, вопросительных, восклицательных и незавершенных -

Минимальной значащей единицей интонации фра­зы является просодема.

Акустические компоненты, передающие мелодику, называются мелодемой.

Акустические компоненты, передающие временные характеристики, называются хронемой.

Компоненты, передающие интенсивность и экс­прессию, называются акцентемой.

Более сложной единицей высказываний, опреде­ляющей разные коммуникативные функции, является интонема. В интонему входят разные просодемы для вы­ражения разных семантических оттенков речи.

Мелодемы передают синтаксическое значение.

Темповые хронемы подчеркивают противопоставле­ния в речи. Паузальные хронемы применяются для по­яснения чего-то, убеждения в чем-то.

Интонация — основная составляющая просодии. Интонация включает в себя несколько акустических компонентов: тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу звучания голоса, мелодику, паузы, словесное логическое ударение, темп речи. Эти акустические ха­рактеристики интонации зависят от частоты и амплиту­ды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Интонация увеличивает объем сообщения, сообщая не только то, что содержится в тексте, но и то, что в подтексте. Анатомо-физиологическую природу интона­ции составляют речедвижения, в основе которых лежат модуляции глоточной трубки, влияющие на мощность звуковой речи (Жинкин).

Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Интонация органи­зует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций — повествования, перечисления, выделения ударных слов, изменения темпа речи.

Реакции младенца на тон голоса проявляются до­вольно рано: в 4 месяца ребенок прислушивается к го­лосу взрослого, реагирует улыбкой, смехом, гулением,


может насторожиться и заплакать, то есть адекватно ре­агирует на тон взрослого.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение. Это связывают с тем, что интона­ционное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу пе­риода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирова­ния устной речи.

Классификацию типов интонации предложил А.К. Цеплитис и выделил следующие:

1. Интеллектуальные

2. Волюнтативные

а) повествовательные

б) побудительные

3. Эмотивные

4. Изобразительные

Значение интеллектуальных типов интонации пред­ставляет собой отраженные в языке моменты мысли­тельной деятельности, связанной с порождением выска­зываний: утверждение (передача информации) или воп­рос (выражение желания получить информацию).

Волюнтативные значения интонации относятся к сфере речевой деятельности человека. Выделяют две группы волюнтативной интонации:

а) повествовательные — интонация, констатации в
высказываниях факта или суждения, но не выражаю­
щих интонационно волю или эмоциональное состояние
говорящего; интонация совета, но без принуждения ис­
полнить его;

б) побудительные типы интонации: интонация при­
каза; интонация просьбы.

Эмотивная интонация — выражение эмоций инто­национными средствами: гнева, испуга, нежности, пе­чали, равнодушия, стыда, удивления.

Изобразительные типы интонации служат для восп­роизведения физических свойств явления, предмета. Семантика этих типов интонации связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение,


воображение. Например, для сообщения о чем-то боль­шом используется низкий диапазон голоса, т.е. низкие частоты и замедленный темп, а для характеристики че­го-то маленького используется высокий диапазон го­лоса.

Мелодика является основным компонентом интона­ции и обеспечивает повышение и понижение тона го­лоса. Фонетическая мелодика в сочетании с ударением и паузами оформляет смысловые отношения между час­тями фразы. Русской речи свойственно четыре вида ме­лодики по направлению движения тона: нисходящая мелодика, восходящая мелодика, восходяще-нисходя­щая мелодика, ровная мелодика.

Мелодика определяет коммуникативный тип пред­ложения. Выделяются три вида мелодики:

1. Повествовательная мелодика речи, которая харак­
теризуется понижением голоса на последнем ударном
слоге.

2. Вопросительная мелодика речи, которая характе­
ризуется повышением тона голоса на том слове, кото­
рое служит смысловым центром (ключевым словом)
вопроса.

3. Восклицательная мелодика речи, свидетельствует
об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь
говорящего.

В интонацию включается ударение. В основе ударе­ния лежит интенсивность, сила звука. Акустически уда­рение выражается интенсивностью, длительностью, по­вышением или понижением основного тона. Выделяют словесное, синтагматическое, фразовое и логическое ударение.

Под словесным ударением подразумевают вершину слова.

Синтагматическое ударение служит для выделения в составе синтагмы и предложения наиболее информа­тивного, наиболее коммуникативно важного слова. Синтагматическое ударение является смысловым цент­ром. Основное слово синтагмы произносится с большей длительностью и большей интенсивностью, чем осталь­ные слова.


Фразовое ударение передается подъемом или сниже­нием всего контура предложения, выражает закончен­ность высказывания.

Для подчеркивания семантической стороны выска­зывания применяется логическое ударение. Логическое ударение реализуется путем выделения наиболее важно­го слова в ряду остальных слов, для того чтобы придать предложению более точный смысл. Логическим призна­ется смысловое ударение, максимально акцентируемое, четко выделенное интонационно силой и значительным интервалом высоты тона по сравнению с обычным сло­весным ударением. Логическое ударение является уси­ленным акцентированным словесным ударением, кото­рое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога. Таким образом, специфика логического ударения — в особой семантике и в мере выделения ак­центируемого слова.

Интонация зависит от изменения тона голоса по вы­соте, т.е. от модуляций. Тон голоса формируется, при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки полости рта и носа.

В голосе, кроме основного тона, образуются доба­вочные тоны, т.е. обертоны, которые зависят от устрой­ства гортани, ротовой и носовой полости человека.

Дополнительная окраска голоса называется тембром голоса. Тон голоса может быть общим для многих лю­дей, тембр же голоса является индивидуальным и зави­сит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций.

Высота голоса и сила голоса зависят от функциони­рования голосового аппарата, голосовых складок. Час­тота колебания голосовых складок определяет высоту голоса, а амплитуда, размах колебания, определяет силу голоса.

От характера речевого дыхания зависит звучащая речь: голос, звукопроизношение и вся просодическая сторона речи.

Одним из сильных просодических средств являются паузы, т.е. остановки в речи. Паузы могут быть дейст­вительными и нулевыми. Действительные паузы — это


перерывы в звучании, а при нулевых паузах нет пере­рывов в звучании, но меняется мелодика. Чаще такого рода паузы появляются на стыке между синтагмами (Л.Р. Зиндер).

В интонацию включают темп речи. Темп — это ско­рость речи. Для нормальной разговорной речи характер­но произношение 5—6 слогов в секунду. Темп играет значительную роль в передаче эмоциональной стороны высказывания. Отклонение темпа от средних величин (ускорение или замедление) мешают восприятию смыс­ловой стороны высказывания, т.к. резко ухудшается произносительная сторона речи.

Выбранный человеком темп речи определяет такой компонент просодии, как ритм. Ритм определяется как последовательное чередование элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, чередование осуществляется через определенные отрезки времени. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Ударные слоги и слова произносятся более дли­тельно. Это сопровождается выраженными изменения­ми высоты голоса. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Различают ряд ком­понентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.007 с.)