Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной) при стертой дизартрии

Поиск

Общемоторная сфера детей со стертой дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованны­ми, недифференцированными движениями.

Может отмечаться ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, преимущественно с од­ной стороны, встречаются синкинезии, нарушения мы­шечного тонуса, экстрапирамидная недостаточность двигательной сферы. Иногда подвижность резко вы­ражена, движения являются непродуктивными и бес­цельными. Отмечаются нарастание мышечного тонуса рук при подъеме их вверх, легкий тремор пальцев, уход языка в больную сторону, легкие гиперкинезы языка.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у дошкольников со стертой дизартрией проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы раз­личных мышечных групп, правильной пространствен­но-временной организации движений. Также характер­ны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Между уровнем несформиро-ванности ручной и артикуляционной моторики уста­новлена существенная корреляция.

Все эти симптомы при стертой дизартрии у детей проявляются в нерезко выраженной форме.


Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов (XII пары), которое проявляется в виде некоторого органического движения языка в сторону и в виде ги-перкинезов. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражаю­щееся в замедлении темпа движений, а иногда и легком посинении (цианозе) кончика языка. Ограничение объ­ема движений глазных яблок (III—IV—VI пары) в виде легкого недоведения до наружной спайки наблюдается у некоторых детей. При пробе на аккомодацию и кон­вергенцию отмечаются легкие парезы конвергенции. Со стороны тройничных нервов (V пара) грубых паре­зов не наблюдается. Однако при боковых движениях нижней челюсти у некоторых детей появляются синке-незии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пары) прояв­ляется за счет слаженности правой или левой носогуб-ной складки. Тяжелых расстройств со стороны языко-глоточных и блуждающих нервов (IX, X пары) у детей данной категории не наблюдается. Однако отмечается недостаточное сокращение мягкого неба. Наблюдаются трудности произвольного расслабления мышц и произ­вольного дыхания с изменениями по речевой инструк­ции длительного вдоха и выдоха, направления воздуш­ной струи то через рот, то через нос.

У детей с легкой степенью дизартрии нарушена мо­торика артикуляционного аппарата. Это проявляется:

1) в трудностях переключения с одной артикуляции
на другую;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляцион­
ного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной
формы;

4) в снижении количества правильно выполненных
движений.

Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер. Наблюдается некоторая об­щая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мел­кая моторика рук. Дети испытывают трудности при оде-


вании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают,^ рисуют. У детей с паретической формой стертой дизарт-Ц рии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой. При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Несмотря на то что у детей с легкой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, мотори­ка их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети со стертой дизартрией отста­ют от сверстников в ловкости и точности движений. Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при ов­ладении навыками письма. Задерживается развитие го­товности руки к письму, так как дети долго не прояв­ляют интерес к рисованию и другим видам ручной де­ятельности.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполне­нии сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мы­шечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. Это говорит о том, что у детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинесте­тическая чувственность в области артикуляции. При пе­реключении речевых движений переход от одного со­стояния к другому осуществляется толчкообразно, с на­рушением воспроизведения двигательного ряда, с возникновением персевераций и перестановок.

Характеризуя состояние двигательной сферы детей со стертой дизартрией, одни исследователи отмечают наличие активных движений в полном объеме, указывая при этом, что они являются замедленными, неловкими, недифференцированными. Другие находят в ограниче­нии объема движений как верхних, так и нижних ко­нечностей, преимущественно с одной стороны. Это ука­зывает на наличие паретических явлений в конечнос­тях. В таких случаях сила в мышцах на стороне пареза оказывается ослабленной, а тонус — слегка повышен­ным.


Проявление моторных нарушений у детей со стер­той дизартрией укладывается в выделяемые пять форм двигательной недостаточности:

& форма Дюпре — моторная дебильность, которая про­является в синкинезиях, дистонии, неловкости движений;

& форма Гамбурга — «двигательный инфантилизм», который характеризуется задержкой моторного разви­тия, т.е. наличием в старшем возрасте особенностей, свойственных более младшему возрасту;

& экстрапирамидная недостаточность (К. Якоб), что проявляется в слабости, обеднении мимики, жестов, ав­томатических движений;

& фронтальная форма двигательной недостаточнос­ти (М.О. Гуревич), которая характеризуется резко выра­женной подвижностью, обилием движений;

& церебеллярная или мозжечковая недостаточность (А. Баллон), проявляющаяся в дизметрии (неточности движений), в нарушениях тонуса, в статических нару­шениях.

Таким образом, моторная недостаточность у детей со стертой дизартрией выявляется в сглаженной, стер­той форме, что обуславливается наличием негрубых, не­ярко выраженных органических нарушений.

У детей со стертой дизартрией не наблюдается вы­раженных параличей и парезов, но их моторика отли­чается общей неловкостью, недостаточной координиро-ванностью, скованностью, замедленностью движений или явлениями двигательной гиперактивности, суетли­вости. Они совершают много лишних движений, быстро утомляются, при функциональных нагрузках неустойчи­во стоят на одной ноге, не могут попрыгать на одной ноге, плохо подражают при имитации движений. Их моторная несостоятельность особенно заметна на занятиях по физкультуре и на музыкальных занятиях, где эти дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемое™ движений.

Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овла­девают навыками самообслуживания: не могут застег­нуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают на­пряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно


заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппли­кации и с пластилином. В работах по аппликации просле­живаются еще и трудности пространственного располо­жения элементов. Нарушение тонких дифференциро­ванных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети затрудняют­ся или просто не могут без посторонней помощи вы­полнять движение по подражанию, например, «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указатель­ный, средний, безымянный и мизинец и другие упраж­нения пальцевой гимнастики. Большинство детей со стертой дизартрией справляются с заданиями, направ­ленными на выполнение одновременно организованных движений. При выполнении дети допускают многократ­ные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение заданий при этом ха­рактеризуется дизметрией, выражающейся в дополни­тельной работе предплечья. У многих детей наблюдает­ся разновременное выполнение движений.

Выполнение пальчиковых проб на поочередное сги­бание пальцев, начиная с большого и мизинца, харак­теризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев. Кроме того, отмечается напряженность пальцев, невоз­можность удерживать их согнутыми. У части детей при выполнении задания для одной конечности наблюдают­ся сопутствующие синкинезии — движения пальцев другой руки. Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными паль­цами, не в полном объеме. Анализ выполнения пальчи­ковых проб показал, что несколько сложнее для восп­роизведения оказались пробы на поочередное выпрям­ление пальцев, а не сгибание.

У детей со стертой дизартрией значительные труд­ности вызывает динамическая организация двигатель­ного акта. Наиболее нарушенным является возможность одновременного выполнения движений, что свидетель­ствует об определенном функционировании премотор-ных систем, обеспечивающем кинестетическую органи­зацию движений.


У детей со стертой дизартрией выявляются следующие патологические особенности артикуляционного аппарата.

Паретичность мышц органов артикуляции проявля­ются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализа­ции звуков не производится, что ухудшает просодиче­скую сторону речи. Язык при паретической симптома­тике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кон­чик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичностъ мышц органов артикуляции проявля­ется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребен­ка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не прини­мают участия в артикуляции звуков. Многие дети, у ко­торых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытягивать губы вперед. Язык при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка, голосовых связок. Тре­мор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании подержать широкий язык на нижней губе под счет 5—10 язык не может со­хранить состояние покоя, появляется дрожание и лег­кий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некото­рых случаях язык крайне беспокойный (по языку про­катываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удер­жать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляци­онного аппарата.

Апраксин при стертых формах дизартрии проявляет­ся в невозможности одновременного выполнения ка-


ких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех мотор­ных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определен­ных движений или при переключении от одного движе­ния к другому. Отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «на­щупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т.е. отклонение языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носо-губной складки.

Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение, определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.008 с.)