Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе



Развитие грамматического строя в онтогенезе описа­но в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Уша­ковой, A.M. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др.

При формировании грамматического строя речи ре­бенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения обших правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в соб­ственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической сис­тем языка у ребенка происходит в тесном взаимодейст­вии. Появление новых форм слова способствует услож-


нению структуры предложения, и наоборот, использо­вание определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические фор­мы слов.

В работах Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка вы­деляются следующие три периода формирования грам­матического строя речи.

I период— период предложений, состоящих из аморф­ных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя два этапа:

1) Этап однословного предложения.

2) Этап предложений из нескольких слов-корней.

 

Этап однословного предложения (от 1 года 3 мес.
до 1 года 8 мес.). На этом кратковременном этапе ребе­
нок использует лишь отдельные слова в роли предложе­
ний (однословные предложения). В речи ребенка лишь
небольшое количество слов, которые используются для
выражения его желаний, потребностей, впечатлений.
При этом для уточнения смысла своего высказывания
ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова,
которые употребляет ребенок, не имеют определенной
грамматической формы. Это аморфные слова-корни. В
различных предложениях они используются в одина­
ковом звуковом оформлении, без изменения. Основную
часть слов составляют существительные, обозначающие
названия лиц, предметов, звукоподражания («бух», «би-
би», «му», «мяу»), лепетные слова («ди», «моко»).

Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 го­
да 8 мес. до 1 года 10 мес.). На этом этапе ребенок объ­
единяет в одном высказывании сначала два, гем три
слова, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Граммати­
ческая связь между словами отсутствует. Ребенок объ­
единяет слова в высказывания, связывая их только ин­
тонацией, общностью ситуации. При этом слова ис­
пользуются в предложениях в одной и той же аморфной
неизменяемой форме. Существительные употребляются
либо в именительном падеже ед. числа, либо в усечен­
ной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы пред-


ставлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица ед. числа повелительного наклонения («дай», «ниси», «пать»).

Анализ детских высказываний этого этапа показы­вает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов («дом», «дома», «домой», «домом» и т.д.) ребенок восп­ринимает лишь общую часть этих слов («дом»).

При комбинировании аморфных слов-корней ребе­нок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинако­вую форму слова в различных словосочетаниях.

II период— период усвоения грамматической струк­туры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот пе­риод включает в себя три этапа:

1) Этап формирования первых форм слов.

2) Этап использования флективной системы языка
для выражения синтаксических связей слов.

3) Этап усвоения служебных слов для выражения
синтаксических отношений.

- Этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. — 2 года 1 мес.). На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. В от­личие от предыдущего этапа, на котором все слова ис­пользовались в одинаковой не изменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единствен­ного и множественного числа с окончанием «-ы», «-и» (фонетически всегда «-и» по причине смягчения соглас­ных), формы винительного падежа с окончанием «-у» («кису», «куклу»), иногда появляются формы родитель­ного падежа с окончанием «-ы» (нет кисы), окончание «-е» для обозначения места («толе» — «на столе»), при


этом предлог не употребляется. Первыми грамматиче­скими формами глаголов являются: повелительное на­клонение 2-го лица ед. числа («иди», «неси»), формы 3-го лица ед. числа настоящего времени, без чередова­ния в основе («сидит», «спит»), возвратные и невозврат­ные глаголы. К двум годам появляются прилагательные, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и жен­ского рода, но без согласования с существительными.

Таким образом, в речи ребенка начинают обо­значаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именитель­ном падеже ед. числа с глаголом изъявительного накло­нения («Мальчик играет»), некоторые формы управле­ния глаголом («Дай кису»). Однако в речи ребенка име­ется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3—4 слов («Таня играет кукла»). Объективным показателем правильного хода развития речи служит появление к двум годам первых форм фраз («Вот таи» — «Вот шары»).

При нормальном речевом развитии в возрасте 2 го­да — 2 года 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложени­ем без соответствующего грамматического оформления. Наличие стойких аграмматизмов на протяжении после­дующего времени является важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у детей трехлетнего возраста.

Этап использования флективной системы для выра­жения синтаксических связей слов (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.). Словоизменение в русском языке харак­теризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен существительных и спряжений глаголов. Из-за сложности флективной системы ребе­нок не может одновременно усвоить все формы сло­воизменения. Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и постоянностью использования в речи ок­ружающих. Общей тенденцией детской речи является


первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, кото­рое А. Н. Гвоздев называет «главенствующим». Так, формы существительных родительного падежа мн. чис­ла имеют несколько вариантов окончаний: «-ов», нуле­вое окончание, «-ей», среди которых продуктивной флексией является окончание «-ов». В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены не­продуктивных флексий окончанием «-ов» («много лож­ков, ножов»).

Чем больше флексий используется в языке для вы­ражения одного и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы. Характерной чер­той детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма («молотоком», «левы», «чело-веки»).

Таким образом, на начальном этапе ребенок усва­ивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования, позже овладевает частными прави­лами, исключениями из общего правила. На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей.

Среди грамматических форм существительных усва­иваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.

В речи детей наблюдается дифференциация форм ед. и мн. числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. ч.), разграничиваются формы настоящего и прошедше­го времени, однако в прошедшем времени еще смеши­ваются формы мужского, женского и среднего рода. Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в ре­чи детей наблюдается как правильное, так и неправиль­ное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде


случаев прилагательные употребляются после существи­тельных. Личные местоимения уже усвоены.

В устной речи детей на этом этапе появляются не­которые семантически простые предлоги: «в», «на», «у», «с», но их употребление не всегда соответствует языко­вой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.

Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5—8 слов, появляются сложные предло­жения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.

Этап усвоения служебных слов для выражения син­таксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Ха­рактерной особенностью нормального речевого разви­тия является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональ­ных грамматических элементов языка — флексий. На начальных этапах речевого развития в детской речи от­сутствуют предлоги («на столе» — «толе»). Но этот пе­риод непродолжителен. Научившись выделять и ис­пользовать флексию, ребенок затем вводит в эту конст­рукцию и недостающий третий элемент — предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов («из-за», «из-под») наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвое­ние более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных: усвоение окончаний множественного числа «-ов», «-ами», «-ах», падежных окончаний имени­тельного падежа мн. числа «-а», «-на».

На этом этапе закрепляется согласование прилага­тельных с существительными в косвенных падежах. В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее раз­витие сложносочиненного и сложноподчиненного пред­ложений, усваиваются многие служебные слова.

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфо­логическая система языка еще не усвоена.


Ill период— период дальнейшего усвоения морфо­логической системы (от 3 до 7 лет). В этот период ре­бенок систематизирует грамматические формы по ти­пам склонения и спряжения, усваивает многие единич­ные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологиче­ских элементов (словотворчество), так как ребенок ов­ладевает не только общими правилами грамматически, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

В речи детей до 4 лет иногда еще встречаются слу­чаи неподвижного ударения при словоизменении («на коне»), тенденции унификации основы («пени», «ле­вы»). После 4 лет такого рода ошибки исчезают из дет­ской речи, остаются лишь нарушения чередования в ос­новах глагола («заплати»). Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных паде­жах, глагольное управление.

Таким образом, к школьному периоду ребенок овла­девает в основном всей сложной системой практиче­ской грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматиче­ских закономерностей при изучении русского языка.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.80.239 (0.009 с.)