Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование лексики у детей со стертой дизартриейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Речевой материал подобран с учетом программ! детского сада. Программа исследования: /. Исследование пассивного словаря: — существительные - глаголы — прилагательные //. Исследование активного словаря: — существительные — глаголы - прилагательные ///. Исследование семантической структуры слова и лексической системности: \. Классификация. 2. Группировка: — существительных — глаголов — прилагательных
3. Подбор синонимов. 4. Подбор антонимов. 5. Объяснение значения слов:
— существительных — прилагательных — глаголов 6. Добавление одного общего слова к двум словам. 7. Дополнение к глаголу. 8. Дополнение последнего слова в предложении. 1. Образование уменьшительно-ласкательных су 2. Образование прилагательных: —относительных прилагательных —качественных прилагательных - притяжательных прилагательных — уменьшительно-ласкательных прилагательных 3. Образование названий детенышей животных. 4. Дифференциация глаголов совершенного и несо 5. Словообразование профессий женского рода. 6. Словообразование по дефиниционному типу. 7. Дифференциация глаголов, образованных пре Обследование словаря детей со стертой дизартрией I. Исследование пассивного словаря: Цель: определить объем пассивного словаря. Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы. Существительные 1. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» мяч дерево ручка пирамида кружка блюдце Примечание: предлагают предметные картинки. 2. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» ресницы локоть подоконник плечо Примечание: предлагают картинки. 3. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» клубок табуретка торшер половник Примечание: предлагают сюжетные картинки. 4. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» природы) осень утро облако зима вечер молния лето день луна весна ночь туча Примечание: предлагают сюжетные картинки. 5. Инструкция: «Покажим, где нарисовано...?» рубашки, дерева. 6. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» нора берлога гнездо скворечник Примечание: предлагают сюжетные картинки. 7. Инструкция: «Покажи на себе...?» брови грудь щеки спину подбородок плечо ногти локоть Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. О баллов — задания не выполнены. Глаголы 1. Инструкция: «Покажи, кто...?» 2. Инструкция: «Покажи, кто...?» 3. Инструкция: «Покажи, кто...?» варит (повар) пашет (тракторист) учит (учитель) летает (летчик) работает (рабочий) лечит (врач) шьет (портниха) продает (продавец) Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий. 4. Инструкция: «Покажи, чем...?» пилят вытираются подметают шьют рубят причесывают гладят рисуют прибивают режут красят копают Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов, например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата. Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. О баллов — задания не выполнены. Прилагательные 1. Инструкция: «Покажи, где...?» (проверяется понимание названий формы, цвета, величины и веса)
красный большой синий средний зеленый маленький желтый легкий черный тяжелый Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки. 2. Инструкция: «Покажи, что бывает...?» кислым горячим пушистым сладким холодным теплым горьким колючим мокрым соленым гладким сухим Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы например: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, зонт, сено и др. 3. Инструкция: «Покажи, где...?» (проверяют понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину) высокий — низкий толстый — тонкий длинный — короткий широкий — узкий Примечание: предлагают парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами. Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла •— задания выполнены в пределах 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. О баллов — задания не выполнены. II. Исследование активного словаря: Цель: Определить объем активного словаря. Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д. Существительные
I. Инструкция'. «Скажи, кто это?» (темы: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы) ласточка лошадь лев воробей собака тигр снегирь корова волк галка коза кабан кошка лось свинья зебра 1. Инструкция: «Назови, кто это?» (темы: рыбы, насекомые, морские животные) щука паук муха сом оса муравей рак жук кузнечик лещ комар стрекоза акула кит дельфин 3. Инструкция: «Назови, что это?»
(темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы) виноград смородина помидор тыква 4. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда)
ботинки туфли тапочки валенки сапоги 5. Инструкция'. «Назови, что это?» (темы: времена года, время суток, явления природы, транспорт)
дождь снег автобус гроза луна поезд туча молния корабль облако месяц самолет
Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. О баллов — задания не выполнены. Глаголы 1. Инструкция: «Скажи, кто что делает?» рыба — (плавает) солдат — (служит) собака — (бегает) спортсмен — (соревнуется) рыбак — (ловит рыбу) 2. Инструкция: «Скажи, голубь — (воркует) лягушка — (квакает) медведь — (рычит) ворона — (каркает) мышка — (пишит) собака — (лает) кто как подает голос?» курица — (кудахчет) воробей — (чирикает) кукушка — (кукует) волк — (воет) петух — (кукарекает) соловей — (поет)
3. Инструкция: «Скажи, что делают...?» пилой — иглой — ручкой — краской — Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. О баллов — задания не выполнены. Прилагательные 1. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?» (темы: прилагательные, обозначающие вес, цвет, форму, величину предметов)
геометрическая фигура — (треугольный) геометрическая фигура — (квадратный) кирпич — (прямоугольный) мяч — (круглый) цветок — (красный) кружок — (синий) лист — (зеленый) лимон — (желтый) фломастер — (черный) 2. Инструкция: «Скажи,... (лимон) какой?» лимон — (кислый) чайник — (горячий) варенье — (сладкое) лед — (гладкий) перец — (горький) ежик — (колючий) огурец — (соленый) снег — (холодный) 3. Инструкция: «Скажи, какой (какая)?» (темы: прилагательные, обозначающие высоту, толщину, длину, ширину) дом (высокий — низкий) дерево (толстое — тонкое) карандаш (короткий — длинный) шарф (широкий — узкий) Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов — задания не выполнены. III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности: Классификация 1. Классификация семантически далеких предметов.
1 гр.: мебель — насекомые; II гр.: посуда —.звери. стол диван бабочка паук
шкаф жук тигр волк тарелка чашка заяц кастрюля 2. Классификация семантически близких предметов. I гр.: дикие животные — домашние животные; II гр.: птицы — насекомые.
Инструкция: «Разложи картинки на две группы и назови их». медведь собака
корова синица стрекоза снегирь Группировка слов Существительные 1. Серии семантически далеких слов, по три слова в каждой: Материал для исследования: # стол, бабочка, диван # тигр, тарелка, ложка # береза, яблоко, рябина 1. Инструкция: «Логопед будет называть по три сло # стол, бабочка, диван II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее». 2. Серии семантически близких слов, по три слова в Материал для исследования: # волк, собака, лиса # лимон, свекла, яблоко # сорока, бабочка, скворец # тарелка, стол, стакан I. Инструкция: «Логопед будет называть по три сло # волк, собака, лиса II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лиш Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах от 51% до 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах от 26% до 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах от 11% до 25%. О баллов — задания выполнены в пределах 10% или не выполнены. Глаголы Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой: # налил, насорил, вылил # подбежал, вошел, подошел # стоит, растет, сидит # идет, цветет, бежит # вошел, вылетел, выбежал I. Инструкция: «Логопед будет показывать по три # налил, насорил, вылил II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лиш Прилагательные Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой: # большой, желтый, маленький # хороший, деревянный, плохой # высокий, низкий, маленький # большой, маленький, низкий # желтый, длинный, зеленый # тяжелый, длинный, легкий # круглый, большой, овальный I. Инструкция: «Логопед будет называть по три сло # большой, желтый, маленький II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лиш 3. Подбор синонимов к словам: Материал для исследования: слова различных частей речи: здание — глядеть — парк - шагать - улица — огромный — боец — радостный — доктор — торопится — Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом. Например, здание = дом, утроение; парк =...?» 4. Подбор антонимов к словам: Материал для исследования: слова и словосочетания: слова: день, горе, шум, поднимать, говорить, холодный, плохой, легкий, быстро, далеко и др. словосочетания: холодный зимний день, холодный день, холодная вода в реке, холодная вода в кастрюле, холодная вода. I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь горе — говорить — шум — холодный — поднимать — плохой — далеко — утро — II. Инструкция: «Замени в предложении слово «хо холодный зимний день — холодная вода в реке — холодная вода в кастрюле — холодная вода — холодный день — 5. Объяснение значения слов: Существительные Материал для исследования: существительные, являющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы. I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, овощи дерево мебель одежда посуда обувь фрукты животные цветы насекомые II. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объяс свекла стол яблоко вилка астра. шуба паук сапоги береза собака Прилагательные Материал для исследования: слова, обозначающие разные признаки предметов: высоты («низкий»), ширины («узкий»), веса («тяжелый»), длины («короткий»), цвета («желтый»), величины («маленький»), вкуса («соленый»), температуры («холодный»), формы («круглый»). Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». высокий тяжелый маленький круглый желтый легкий короткий низкий длинный широкий соленый холодный Глаголы Материал для исследования: слова, обозначающие действия. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит». идти летать ползти тащить ехать торопиться нести светить везти лезть 6. Добавление одного общего слова к двум словам: Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» — «цветы». Что делают? — «растут» (одно слово)». фрукты — овощи (какие?) кошка — собака (что делают?) дождь — снег (что делают?) сидит — стоит (кто?) льется — журчит (что?) шумит — дует (что?) светит — греет (что?) одевается — обувается (кто?) 7. Дополнение к глаголу: Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит». Инструкция: «Назови как можно больше слов к слову. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п. сидит = светит = стучит = растет = умывается = летит = лежит = бежит = плывет = 8. Дополнение последнего слова в предложении: Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения. Инструкция: «Логопед начнет говорить предложение, а ты закончи это предложение». Из крана льется... Солнце светит... Лимон желтый, а помидор... Фрукты моют, а белье... Яйцо овальное, а шар... Кофта шерстяная, а шуба... Молоко жидкое, а сметана... Лимон кислый, а мед... ГУ. Исследование словообразования 1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных: Материал для исследования: слова, предметные картинки. Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?» таз — ухо —.лист — снег — гриб — лиса — дом — окно — грузовик — солнце — кружка — кольцо — одеяло — береза — дерево — стакан — Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла — все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно. 3 балла — задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции. 2 балла — задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи. 1 балл — задания выполнены правильно в пределах 25%, 0 баллов — задания выполнены в пределах 10% или не вы 2. Образование прилагательных. 2.1. Образование относительных прилагательных (из Материал для исследования: словосочетания. горка изо льда — кубик из дерева — салат из моркови — шишка ели — суп из грибов — куртка из кожи — варенье из малины — стакан из стекла — 2.2. Образование качественных прилагательных. жарко?» жарко — мороз — душно — снег — солнце — дождь — ветер — туман — холодно — пасмурно — Критерии оценки: 4 балла — все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно. 3 балла — задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%,.наличие самокоррекции. 2 балла — задания по словообразованию выполнены пра 1 балл — задания выполнены правильно в пределах 25%, О баллов — задания выполнены в пределах 10% или не выполнены, отказы выполнения задания. 2.3. Образование притяжательных прилагательных. предметные картинки. I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных? Например, кошка —кошачье кошачий кошачья» I. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла — орлиное». # ружье охотника — # дупло белки — # клюв птицы — # берлога медведя — # хвост рыбы — # гнездо воробья — # яйцо курицы — # следы зайца — # следы волка — # свисток милиционера — 2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных. Материал для исследования: словосочетания, предметные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов. Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? — желтенький». # Лиса рыжая, а лисенок — # Волк серый, а волчонок — # Шуба пушистая, а шубка — # Сапоги зеленые, а сапожки — # Звезда красная, а звездочка — # Машина белая, а машинка — # Огурец соленый, а огурчик — # Яблоко вкусное, а яблочко — 3. Образование названий детенышей животных. Материал для исследования: слова, предметные картинки с изображением животных и их детенышей. Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы — ягненок, а если их несколько, то — ягнята». 4. Дифференциация глаголов совершенного и несовер Материал для исследования: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия. Инструкция: «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже нарисовал». # Этот пишет, а этот уже... # Этот снимает, а этот уже... # Этот вешает, а этот уже... # Этот стирает, а этот уже... # Этот режет, а этот уже... # Этот пилит, а этот уже... # Этот льет, а этот уже... # Этот ест, а этот уже... # Этот умывается, а этот уже... # Этот моет, а этот уже... 5. Словообразование профессий женского рода. картинки с изображением разнообразных профессий. Инструкция: «Скажи, как будет называться профессия, если ее выполняет женщина?» # учитель —... # крановщик —... # певец —... # каменщик —... # воспитатель —... # артист —... # портной —... # повар —... # продавец —... # проводник —... 6. Словообразование по дефиниционному типу. нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапоги — сапожник», «собирает грибы — грибник», «пилит дрова — пильщик». Инструкция: «Скажи, как называют человека, который...?» # водит машину —... # играет в теннис —... # водит поезд —... # ловит рыбу —... # подстригает волосы —... # сочиняет стихи —... # играет на скрипке —... # играет в футбол —... # чинит часы —... # ведет самолет —... 7. Дифференциация глаголов, образованных префик Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов).
Сюжетные картинки: мальчик залез на дерево мальчик перешел дорогу заяц обогнал волка мальчик разбил вазу птичка вылетела из клетки дети поливают огород мальчик порвал рубашку мама пришила пуговицу мама стирает белье мальчик спускается по лестнице Инструкции: 1. Посмотри на картинку. 2. Послушай два слова. Одно из них подходит к кар 3. Назови слово. 4. Произнеси все предложение. Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированное™ пассивного и активного словаря, состояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес.). Параметры исследования: 1 Понимание существительных 2 Понимание глаголов 3 Понимание прилагательных 4 Активный словарь существительных 5 Активный словарь глаголов 6 Активный словарь прилагательных 7 Классификация 8 Группировка существительных 9 Группировка глаголов 10 Группировка прилагательных 11 Подбор синонимов 12 Подбор антонимов 13 Объяснение значения существительных 14 Объяснение значения прилагательных 15 Объяснение значения глаголов 16 Добавление слова к двум словам 17 Дополнение к глаголу 18 Дополнение слова в предложение 19 Образование уменьшительно-ласкательных су 20 Образование относительных прилагательных 21 Образование качественных прилагательных 22 Образование притяжательных прилагательных 23 Образование уменьшительно-ласкательных при 24 Образование названий детенышей животных 25 Дифференциация глаголов совершенного и несо 26 Словообразование профессий женского рода 27 Словообразование по дефиниционному типу 28 Дифференциация глаголов, образованных пре выводы 1. Различают грамматическое, лексическое и психо 2. Слова выполняют определенные функции: номи 3. Л.С. Выготский отмечает, что развитие значения 4. Развитие словаря у ребенка тесно связано с раз 5. Обогащение словаря зависит от жизненного опы 6. Количественная и качественная характеристики 7. В детском словотворчестве отражается постепен 8. Развитие понимания речи, т.е. пассивная лексика 9. Обобщенно развитие лексики представлено в ис
10. Слова не являются изолированными единицами, 11. У детей со стертой дизартрией отмечается ряд 12. Н.В. Серебряковой выделены этапы организации 13. Условно выделяют три группы детей со стертой Учебные вопросы и задания 1. Сравните данные по развитию словаря детей в он 2. Как характеризует Л.П. Федоренко путь формиро 3. Как можно охарактеризовать качественный состав 4. Какие уровни развития понимания речи в онто 5. Какие части речи появляются первыми в словаре 6. Когда в речи ребенка появляются наречия, слу 7. Проследите по схеме системного развития нор 8. Какие этапы развития системной организации 9. Какие особенности лексики детей со стертой ди 10. Какие особенности лексики выявлены Н.В. Се 11. Проведите обследование пассивного и активного 12. Проведите обследование семантической структу 13. Проведите обследование навыка словообразова 14. Составьте график профиля развития лексики ре
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.012 с.) |