Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры

Поиск

Примечание: учитывая возраст ребенка и его произ­носительные возможности, проверяют произношение во всех 13 классах слов (по А.К. Марковой).

13 классов слов по А.К. Марковой

1 кл. — двусложные слова с открытыми слогами
(МУКА)

2 кл. — трехсложные слова с открытыми слогами
(МОЛОКО)

3 кл. — односложные слова (ДОМ, КОТ, ДУБ)

4 кл. — двусложные слова из открытого и закрытого
слога (ПЕНАЛ)

5 кл. — двусложные слова со стечением согласных в
середине (МЫШКА)

6 кл. — двусложные слова со стечением согласных и
закрытым слогом (КОМПОТ)

7 кл. — трехсложные слова с закрытым слогом (ТЕ­
ЛЕФОН)

8 кл. — трехсложные слова со стечением согласных
(КОНФЕТЫ)

9 кл. — трехсложные слова со стечением согласных
и закрытым слогом (ПАМЯТНИК)

 

10 кл. — трехсложные слова с двумя стечениями со­
гласных (МОРКОВКА)

11 кл. — односложные слова со стечением согласных
в начале или конце слова (ХЛЕБ, ВОЛК)

12 кл. — двусложные слова с двумя стечениями со­
гласных (КЛЕТКА)

13 кл. — четырехсложные слова из открытых слогов
(ЧЕРЕПАХА)

Инструкция 1: «Повтори за мной слова». Инструкция 2: «Назови эти картинки».

 

снеговик гвозди пуговица
гости мозаика кузнецы
пастух мимоза цветы
уксус незабудка птенцы
спутник заноза цветник
мосты гнездо ученица

Критерии оценки:

4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во всех словах разной слоговой структуры;

3 балла — нарушается произношение одного звука;

2 балла — нарушается произношение 2—3 звуков;

1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки
во всех типах (классах) слоговых структур.

Обследование возможности произнесения звука в предложении

Инструкция 1: «Повтори за мной предложения».

На суку спит сова.

У Сони новый самокат.

В саду сухой песок.

Сегодня дома вся семья.

На скамейке сидит Саня.

Зина запускает змея.

Зоя ест изюм.

Зонного зайку зовут Зазнайка.

Цапля — это птица.

У всех птиц есть птенцы.

Птицы едят гусениц.

В саду цветет акация.

Примечания:

1. Слова, сложные по семантике, включают в лекси­
ческий материал для обследования после уточнения их
значения и наличия этих слов в пассивном и активном
словаре ребенка.

2. Ошибки при отраженном повторении, связанные
со слабой слухоречевой памятью, в данном обследова­
нии не учитывают.

Критерии оценки:

4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во
всех предложениях;

3 балла — нарушается произношение одного звука;

2 балла — нарушается произношение 2—3 звуков;

1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков;

О баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.


Инструкция 2: «Составь предложение по картинке».

Предлагаются сюжетные картинки, где изображены предметы, действия, в названиях которых есть звуки, которые мы обследуем (в нашем примере это группа свистящих звуков: [с, с', з, з', ц]).

В саду цветут цветы. Собака сидит на цепи. Сова сидит в гнезде. На скамейке сидит заяц. Собака ест из миски.

Критерии оценки:

4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во всех предложениях;

3 балла — нарушается произношение одного звука;

2 балла — нарушается произношение 2—3 звуков;

1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков;

0 баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки
при произнесении их в предложении.

Инструкция 3: «Ответь на вопросы полным отве­том».

Кто сидит в будке? (собака)

Что делает певица? (поет песню)

На чем катаются дети зимой? (на санках)

Как назвать детенышей птиц? (птенцы)

Что стоит в вазе? (цветы)

Что нужно взять, чтобы не намокнуть под дождем? (зонт)

Что такое незабудка? (цветок)

Критерии оценки:

4 балла — все свистящие звуки произносятся верно во
всех предложениях:

3 балла — нарушается произношение одного звука;

2 балла — нарушается произношение 2—3 звуков;

1 балл — искажаются, заменяются более 3 звуков;

О баллов — искажаются, заменяются все свистящие звуки при произнесении их в предложении.

В качестве иллюстрации приводим профиль наруше­ния группы свистящих звуков у ребенка со стертой дизартрией.


Профиль нарушения группы свистящих звуков у ребенка со стертой дизартрией

График № 3

I Параметры обследования звука

I 1. Изолированно

I 2. В слоге С Г — открытом

3. В слоге ГС — закрытом

4. В слоге со стечением согласных С CN Г, где С —
обследуемый звук, Г — гласный, a CN — согласный,
произносимый правильно (N)

5. В слоге со стечением согласных CN С Г

6. В слоге со стечением согласных Г CN С

7. С ГС

8. ГС Г

9. В словах в разной позиции

10. В словах разной слоговой структуры
12. В предложении

Выводы

1. Периферический речевой аппарат иннервируется
черепно-мозговыми нервами. Основную роль играют
лицевой, тройничный, языкоглоточный, блуждающий,
подъязычный нервы.

2. П.К. Анохин решающее значение в формирова­
нии автоматизированных двигательных навыков прида­
вал обратной афферентации — кинестезии. Обратная
афферентация, сигнализирующая о результатах дейст­
вия, сопоставляется с программой движений и служит
уточнению и контролю траектории движения.


3. Эмоционально-выразительные (голосовые) ком
муникативно-познавательные средства, формирующие
ся в младенческом периоде, являются предпосылками
будущего освоения ребенком родного языка.

4. Артикуляционная база в онтогенезе формируется
постепенно и к пяти годам является совершенной.

5. Развитие языковых и интеллектуальных способ­
ностей проходит параллельно, но не синхронно. Интел­
лектуальные возможности опережают языковые.

6. Доречевое развитие в онтогенезе включает: гу­
канье, гуление, лепет, лепетные слова. Период лепетных
псевдослов (по определению Е.Н. Винарской) является
начальным этапом речевого развития.

7. Нарушение произносительной стороны у детей со
стертой дизартрией является ведущим в структуре рече­
вого дефекта.

8. При стертой дизартрии фонетические нарушения
обусловлены органической недостаточностью иннерва­
ции мышц речевого аппарата (дыхательного, голосово­
го, артикуляционного отделов периферического речево­
го аппарата).

9. Нарушения звукопроизношения носят полиморф­
ный характер и выражаются в антропофонических (ис­
кажение, пропуски) и фонологических (замена, смеше­
ние) дефектах.

10. Звукопроизношение может зависеть от фонети­
ческого контекста, т.е. от позиции звука в слове, от
сложности слоговой структуры слова.

Учебные вопросы и задания

1. Какие нервы иннервируют артикуляционный ап­
парат?

2. Рассмотрите рисунки, иллюстрирующие раздел
физиологических основ формирования речевой функ­
ции. Найдите мимические мышцы, мышцы окружности
рта и другие.

3. Рассмотрите рисунок, демонстрирующий схема­
тично систему связей речевых центров и регуляции ре­
чевой деятельности.


4. Проследите развитие произносительной стороны
речи ребенка в онтогенезе, начиная с гуления.

5. К какому возрасту в норме у ребенка формируется
звукопроизношение?

6. Проанализируйте таблицу № 3, отражающую ход
развития речевой деятельности в онтогенезе.

7. Как проявляются антропофонические и фоноло­
гические нарушения у детей со стертой дизартрии?

8. Какие фонетические группы чаще нарушаются у
детей со стертой дизартрией?

9. Почему характер звукопроизношения меняется в
зависимости от фонетического контекста у детей со
стертой дизартрией?

10. Обследуйте звукопроизношение ребенка, пост­
ройте график структуры нарушения звукопроизноше-
1ия, используя балльную систему оценки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.210 (0.007 с.)