Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прямые слоги и слоговые ряды с ними: са, сы, со, су↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ Появление нашего пособия «Дидактический материал для автоматизации звуков у детей», состоящего из 4 альбомов, явилось результатом ностальгии по 4 альбомам Надежды Ивановны Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей», сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий. Но этих 4 альбомов Н.И. Соколенко, ставших логопедическим раритетом, увы, уже нет два десятилетия. Со времени создания пособия Н.И. Соколенко в нашей жизни,а значит и в языке произошли значительные изменения (вышли из употребления некоторые устаревшие слова, появилось много новых и т.д.). В основном мы разделяем подход Н.И. Соколенко к автоматизации звуков, считаем удачной для пользования структуру ее пособия: 1 — свистящие звуки С, Сь, Зь, 3, Ц. 2 — шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. 3 — соноры Л — Ль. 4 — соноры Р — Рь. Поэтому, сохранив удачную и привычную структуру Н.И. Соколенко, изменили подход к отбору дидактического материала: - во-первых, максимально, где только возможно, исключили картинки и лексику, провоцирующие употребление в речи конфликтных и других дефектных звуков; - во-вторых, осовременили внешний вид предметов на картинках; - в-третьих, предложили другие сюжеты для работы над фразовой речью; - в-четвертых, по возможности увеличили смысловую нагрузку лексико-грамматических упражнений, и, наконец, - в-пятых, в отличие от пособия Н.И. Соколенко, в дополнение к картинному дидактическому материалу включили значительное количество вербального материала на каждый из автоматизируемых звуков: набор слов, словосочетаний, предложений, скороговорок, а также систему как устных, так и письменных упражнений без опоры на картинки.
Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками для автоматизации звуков: 1. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам. 2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»). 3. Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»). 4. Выделение ударного слога («Эхо»). 5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов. 6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова. 7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками. 8. Образование и употребление различных падежных форм существительных («Эхо», «Закончи предожение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»). 9. Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Эхо», «Один—много»). 10. Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1 10, 2 20, 3 30). 11. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний. 12. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний. 13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений. 14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой - маленький»). 15. Образование от существительных относительных прилагательных. 16. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно. 17. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии. 18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
Артикуляционная поза: - губы растянуты в улыбку, - зубы заборчиком со щелью, - кончик языка за нижними зубами, - воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный. Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Почистим нижние зубы», «Желобок», «Футбол», «Фокус», «Заморозим пальчики (подбородок)» и т.д. Постановка: а) по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ); б) от И, X, Т, Ф с придыханием; в) механический (с помощью зонда, шпателя); г) смешанный; д) при шипящем, боковом, носовом сигматизме вначале ставится межзубный С. Основные направления автоматизации: Письменная речь. а) Чтение и печатание написанных наоборот слов: пус - (суп) асок - (коса) кус - (сук) ыдас - (сады) инас - (сани) мос - (сом) куднус - (сундук) сан - (нас) ысу - (усы) косон - (носок) ысуб - (бусы) авос - (сова) ныс - (сын) ысев - (весы) косук - (кусок) б)Перестановка слогов, чтение полученных слов: ги-са-по - сапоги бус-то-ав - ко-сы-ко -мо-кат-са - а-нас-на - сту-па-хи -по-да-су - вя-та-со - пус-ка-та - в)Преобразование слов путем перестановки букв: нос - сон нас - сан навес - весна сосна - насос стаи - аист куст - стук анис - сани наст – стан
г)Преобразование слов путем замены одной буквы: маска - миска - киска - каска доска - тоска соска - сосна пуск - писк - диск д)Подбор начала к данному кониу слова: е)Подбор последнего слога к данному началу слов по образцу: капуста кусок поясок тесто вкусный неве... пе... ба... ме... опа... па... но... ква... гу... те... мангу... ви... туе.. пу... отве... ж)Кроссворд-головоломка (отыскивание спрятанных среди букв слов на С): А К У М П Х С А Д В Н В О Г Ш К О С Ы У Х Ж Д А И С Т Щ Е М Ф Ю Я Б Э Л З К Т С О М Ч Н з)Ребус (отгадывание слов): 100 К ВО 100 К ТЕ 100 (100 Л)* 100 П ЛИ 100 К* ГУ 100 МЕ 100 100 Н 100 ЛИК* ЛЕПЕ 100 К* 100 ЙКА и) Кроссворд (отгадывание и вписывание слов на С сверху вниз по горизонтали): 1. Сухая ветка. 2. Домашнее животное. 3. Экзотический фрукт. 4. Часть тела животных и птиц. 5. Насекомое. Иллюстративный материал на звук С на цветной вставке (с. 1-13).
Артикуляционная поза: Сходна с артикуляционной позой звука С (твердого), но имеет некоторые особенности: - спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твердому небу, - весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы. Подготовительные упражнения: Те же, что и для звука С. Дополнительно добавляются специфические: «Горка», «Катушка», «Киска сердится». Постановка: Преимущественно по подражанию со слуховым и зрительным контролем после автоматизации звука С (твердого), в наиболее трудных случаях - с механической помощью от С — са-са-са, нажимая шпателем на кончик языка и отодвигая язык вглубь рта с'а-с'а-с'а (ся-ся-ся). Основные направления автоматизации: 1. Прямые слоги и слоговые ряды: ся - сё - сю - си сю - си - ся - сё сё - сю - си - ся си - ся - сё - сю 2. Слова с прямыми слогами: сядь семь осенний сито укусить гусята сени весенний синий косить десяток сети непоседа осина гуси овсянка семена восемь осиновый семга висят секунда осень такси гусенок косят кисет ясень висит тесемка носят беседа ясеневый носит сюда 3. Обратные слоги и слоговые ряды АСЬ, ОСЬ, УСЬ, ИСЬ: ась - ось - усь - ысь усь - ысь - ась - ось ось - усь - ысь - ась ысь - ась - ось - усь 4. Слова с обратными слогами: гусь боюсь Васька письмо
высь моюсь Моська письма весь одеваюсь восьмой письменный повесь купаюсь авоська тесьма 5. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных
-СТЯ. СТЕ. СТЮ. СТИ: стпя - стпё - стпю - стпи стпю - спги - стпя - стпё .. сте - стю - сти - стя сти - стя - сте - стю - АСТЬ. ОСТЬ. УСТЬ. ЫСТЬ: асть - ость - усть - ысть усть - ысть - асть - ость ость - усть - ысть - асть ысть - асть - ость - усть то же с мягкими согласными Н '.П 9.М '.К'.Л '. 6. Слова со стечением согласных: стенка вести снег снять свет смех стены гости снеговик снимать Света смена стена кости снегопад снимок светить сметана степь нести снегоход басня свинья смять Степан пасти снегокат песня свить спеть стихи угости гаснет «Веснянка» свиток спина 7. Фразы с отработанными словами: Нюся пасет гусей. Вася несет иваси в сетке. Ася сидит на скамейке под осиной (ясенем). 8. Чистоговорки, скороговорки на мягкий звук С9: Мы сидим на лесенке, Понавесили сетей И поем мы песенки. Все для маленьких детей. Все поют и я пою Выбегают дети - Песню звонкую свою.* Сами лезут в сети.*
Непоседа Васенька не сидит на месте, Вместе с мамой я встаю, Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Сам постель свою стелю, Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Умываюсь, одеваюсь, Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. С мамой в детский сад иду.*
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Ты не бойся - это гусь! Я сама его боюсь.
До свиданья, сад, сад, Все осинки спят, спят. Санки синие летят, И мы с Асей спать пойдем, Седоки в санях сидят.* Только песенку споем.
Под сосенкой под сосенкой спеют не подосиновики, а опенки. 9. Небольшие адаптированные прозаические тексты: Наступает осень. Ася, Вася, Сеня в осеннем саду. С дубов, ясеней, осин падают сухие осенние листья. Дети поднимают их. У Аси, Сени и Васи будет осенний букет.
Ася спит. Она видит во сне ясное небо и осенние листья под ногами. На осине свистит синяя сойка.*
Вася пасёт гусей и гусят в степи. Гуси и гусята наелись и спят под кустом. А Вася следит, нет ли поблизости лисы. Только суслик тихонько посвистывает в овсяном поле.* Письменная речь.
а) Чтение наоборот, печатание полученных слов: исуг - (гуси) отис - (сито) искат - (такси) ихитс - (стихи) онес - (сено) тсил - (лист)* итес - (сети) исок - (коси) б) Перестановка слогов, чтение полученных слов: та-ся-гу - (гусята) ни-си-ца - (синица) вик-го-сне - (снеговик) си-ва-лек - (василек)* ний-сен-о - (осенний) сём-те-ка - (тесёмка) сед-бе-ка - (беседка) па-ка-се - (пасека) ся-ток-де - (десяток) на-си-о - (осина) се-нок-ли - (лисенок)* кун-се-да - (секунда) в)Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на С): ХКСНЕГОВДЫП ТПДАУКОСТЬЧ ЩУСЕМЬШУФСМ ЗЖАУВГСИНИЙ БОСЕНЬЩРЛНЬ г)Придумывание 5 слов, начинающихся на слог СЕ. и 5 слов, заканчивающихся на слог СИ.
д)Ребус (отгадываниеслов): ВО 7 -? 7 Я -? е)Преобразование слов путем замены звука С звуком С9: вес - (весь) сыны - (сини) косы - (коси) квас - (квась) сад-(сядь) осы-(оси) носы-(носи) сома-(Сёма)
12. Работа со сложными по звуковому составу и слоговой структуре словами (наличие обоих звуков, С твёрдого и С9 мягкого, и стечения согласных в словах)1 свист сесть система соседка спесивый басистый свисток сельский* смесь совесть спасибо таксист свистеть семьсот смеситель* совсем спасение теннисист освистанный сенокосный смести сосиска список голосистый* сеанс снасти соседский спасённый теннисистка велосипедист* и др.
а) отчётливое слоговое проговаривание слов логопедом (взрослым) без соблюдения орфоэпических норм (по орфографическим нормам), не акцентируя внимания детей на слоговой структуре;
б) сопряжённое слоговое проговаривание с детьми этих слов с соблюдением норм орфографии;
в) отражённое самостоятельное слоговое проговаривание детьми;
г) группировка слов: выделение и проговаривание предметов, признаков, действий;
д) деление слов на слоги при помощи хлопков (игра «Телеграф»), с ладонью под подбородком, по гласным (со зрительным контролем и без него). Иллюстративный материал на звук С' на цветной вставке (с. 14-18).
1 Количество слов и частотность повторений зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей. Артикуляционная поза: См. звук С - с незначительным подъемом спинки языка, - голосовые связки сомкнуты и вибрируют (в отличие от С), - выдох менее напряжен. Постановка По подражанию от С - со слуховым и тактильно-вибрационным контролем. Основные направления автоматизации: 1. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗА, 30, ЗУ, ЗЫ за - зо - зу - зы зу - зы - за - зо зо - зу - зы - за зы - за - зо - зу 2. Слова с прямыми слогами: зайка коза берёза* бизон тазы запах егоза фазан газон козы запад ваза мозаика вазон вазы закат мимоза показать возок узы замок база сказать мазок язык завод доза незабудки зубы музыка забава поза зонт внизу называть загадка заноза зов мазут наказывать застава медуза Зоя пазуха изысканный 3. Слоги со стечением согласных: зба - збо - збу - збы зда - здо - зду - зды вза - взо - взу - взы зва - зво - зву - звы зма - змо - зму - змы гза - гзо - гзу - гзы зга - зго - згу - згы зна - зно - зну - зны дза - дзо - дзу - дзы и т.д. 4. Слова со стечением согласных: звать здание изба вызвать сквозной звание знак азбука название сквозняк звон знать езда назвать обозный звонок
знамя узда позвонить навозный звонить знакомый гнездо познакомить поздно звонкий зной воздух узнать опоздать звук знойный воздушный создание опоздание звукозапись изнывать воззвание издание позволять* 5. Фразы с отработанными словами: У Зои незабудки. На газоне незабудки. Зоя ставит мимозу в вазу. Зайка зовет Зою. Фазан ходит по газону. Незнайка стоит возле здания ТЮЗа. Звенит звонок и зовёт Знайку и Незнайку на занятие. 6. Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зоя - зайкина хозяйка, Вот знакомая затея - Спит в тазу у Зои зайка. Запускать на нитке змея.
За-за-за - у Зои коза, Загляните на минутку - Зо-зо-зо - у Зои зонт, Не забудьте незабудки. Зу-зу-зу - Зоя под зонтом пасет козу, Незабудки, незабудки, Зы-зы-зы - у Зои нет ни зонта, ни козы. Не забудьте незабудки!*
За-за-за - Зоин зайка - егоза, Где мой зайка? Где мой зайка? Зо-зо-зо - зовут зайку егозой, Ты поди-ка да узнай-ка. Зу-зу-зу - Зоя любит егозу, Видно, зайка мой зазнайка. Зы-зы-зы - нет забот у егозы*. Но забыть не смог хозяйку.
Возьми, Зоя, сайку, Зайка не спит - Зою зовет, Угости зазнайку, Зайке коза спать не дает. Угости зазнайку, Возьмите козу, замкните козу - Зайку и Незнайку. И заинька мой заснет в тазу.
Звенит звонок, звенит звонок - Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки. По камням катится возок. Забавный катится возок, А над возком звенит звонок.
7. Небольшие адаптированные тексты для заучивания или пересказа: У Зои коза. Зоя пасет козу. Вот зайка. Зайка сидит под кустом. Зоя видит зайку. А зайка не видит Зою. За кустом стоит фазан. На закате, когда спадет дневной зной, Зоя гонит козу домой. Звенит звонок. Звонок зовет Зою на занятия. И т.д. Письменная речь. а)Чтение наоборот, печатание полученных слов: назаф - (фазан) таказ - абзи - ыбуз - нозаг - кувз - доваз - тноз - новз - азав - хапаз - канз - б)Перестановка слогов, чтение полученных слов: за-ка-гад - бо-за-та - за-и-мо-ка - мо-ми-за - е-за-го - ка-му-зы - за-ме-ду - воз-зо-бен - ва-за-ба - аз-ка-бу - ни-зда-е - за-за-но - в)Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на 3): А Н П О У В А З Ы Х Т Т К Г А З О Н М В Ч Ш Ф Щ И У З А Л Е Ж З И* Д Г Ы И Х З А Й К А Х Ё Ж Т П Ъ З А С О В Л
О К Ф Р Л З В У К Н У С Х И М И М О З А Р О Т Ш П О Ж С Ф И З Б А М И З В А Т Ь Ч А Р Л У Ж К О З А Щ Н Л С Ф г)Придумывание слов, начинающихся на слог ЗА. д)Подбор слов, заканчивающихся на слог ЗА. к данной схеме: е)Преобразование слов путем перестановки букв: зов- лоза-
ж) Вписывание на место точек согласных букв С. 3 после подбора проверочных слов:
ква. та. но. у. во • насо. обо. гла.* бензово. автобу. кама. га. подно. гру.* завхо• уксу. анана. ко. мо. ни. компа. коко. карапу. * капри. * ни. расска. * при. * фику. фоку. какту. водола. * карни. * уксу. зано. барка. * моро. * глобу.*
Иллюстративный материал на звук 3 на цветной вставке (с. 19-25).
Артикуляционная поза См. звук 3 с дополнительным подъемом и выгибанием спинки языка по направлению к твердому небу. Язык напряжен и кончик сильнее упирается в нижние резцы. Постановка а) преимущественно по подражанию со слуховым и тактильно-вибрационным контролем после завершения автоматизации 3 (твердого),
б) в трудных случаях - с механической помощью от за-за-за, нажимая на кончик языка шпателем и постепенно отодвигая язык в глубь рта: за-за-за з'а-з'а-з'а зо-зо-зо зё-зё-зё зу-зу-зу зю-зю-зю зы-зы-зы зи-зи-зи Зима Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними - собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом - Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.
ГАЗЕТА Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.*
8. Лексико-грамматические упражнения. а)Подбор родственных слов: - зима - зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка... - земля - землянка, земляной, земляника, земельный...* - змея - змей, змейка, змеиный, змеевик... б)Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных: зима - зимний (день) музей - музейный (экспонат) земля - земляная (жаба)* газета - газетный (киоск) змея - змеиный (яд) бензин - бензиновый (бак) звезда - звездный (путь) болезнь - болезненный (вид)* озимь - озимые (поля)* магазин - магазинная (цена) в)Образование имен, и родит, падежа множественного числа существитель ных зима - зимы - много зим музей - музеи - много музеев земля - земли - много земель* газета - газеты - много газет змея - змеи - много змей магазин - магазины - много магазинов звезда - звезды - много звезд фантазия - фантазии - много фантазий обезьяна - обезьяны - много обезьян гимназия - гимназии - много гимназий г)Составление предложений из данных слрв: Обезьяны, зимой, зябнуть - Хлеба, зимовать, озимые, снег, под* - Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить, в* - Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить - Лимузин, обезьяна, зеленый, в, ездить* - Лиза, музей, пойти, суббота, в, в* - Зина, зябнуть, у, зимой, нос - Небо, светить, в, звёзды - Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать - Кузя, Зина, везти, санки, на –
Письменная речь. а)Чтение наоборот, печатание полученных слов: амиз - йезум - мюзи - изев - яемз - ялмез* - аниЗ - бязо – идзовг - йомиз - газгиз - тинез – тизов - ковез - низнеб - йинмиз - б)Перестановка слогов, чтение полученных слов: зин-ма-га - зе-га-та - нит-зе-ка – зи-бу-на - ин-зя-хо - та-во-зе – ва-лин-зе* - зяй-хо-ка - ва-зе-ка – лян-ка-зем* - гвоз-ка-ди - ка-зём-по - в)Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на 3'): ЯЩПГАЗЕТАХИ НТУМУЗЕЙСАФ БВОЫДЁЗЕМЛЯ* РЮЛГВОЗДЬСЦ ЖБЕНЗИНХЧПК
ОШИЛЗИМАХТР ПГАЗЕЛЬГСЛМ ОРСШУЛИЗЮМФ АЛЗМЕЯЖУНПХ СКУКОЗЛИКРМ*
г)Чтение слогов ЗЯ. ЗИ. ЗЕ. Придумывание слов с этими слогами. д)Кроссворд (отгадывание и вписывание слов на 3' по горизонтали У: 1. Время года. 2. Цвет. 3. Место, где хранятся ценные памятники, картины, скульптуры... 4. Инструмент для выпиливания. 5. Дикое животное, обитающее на деревьях в джунглях. 6. Мужское имя. 7. Металлическая крепежная деталь (строительный материал). Иллюстративный материал на звук 3' на цветной вставке (с. 26-31). Артикуляционная поза Сходна с артикуляционной позой С. Особенность - смыкание передней части спинки языка с твердым небом (у альвеол) и размыкание языка с небом при выдыхании воздуха. Постановка Возможна лишь при условии хорошо отработанного произношения звуков С, Т путем быстрого слияния звуков Т, С, Основные направления автоматизации: Письменная речь. а)Чтение наоборот, печатание полученных слов: цяаз - цяап - анец - ататиц - ценат- цеоб- ипец- адакиц- ацво - ялпац* - тнемец - агниц - цето - оцил* - токоц - такуц - б)Перестановка слогов (отгадывание слов): де-ин-ец - ле-нок-цып* - ха-ту-цо-ко - цинт-а-ги - ца-пе-ви - ми-нец-зи - нов-ка-ци - ко-цо-тать - ни-си-ца - ца-ни-пят - ца-тем-ни - цеп-за-ка - я-ци-стан - ди-ца-во - ум-ца-ни - ца-е-ни-ди - в)Кроссворд-головоломка (отыскивание слов наЦсреди букв): ЯЩПТИЦАХЪОД
ВГУЮЧХФРЦЕХ
ПТКПЕВЕЦЩПА
ЮГИЛЦЕПЬИНМ
ЭЫХФУЛИЦАКЛ*
ШАЗЦЕМЕНТДО
ХЦУКАТЫГЩПИ
ЖАЗУФОЦЫГАН
МЮСОЛНЦЕНВУ
ТГАЗОЦЕНКАП
г)Подбор слов, заканчивающихся суффиксом - ЕЦ к данным схемам: д)Договаривание слов: зая. меся. бое. тане. кузне, птене. певе. пехотине. коне. мизине. ледене.* колоде.* боре.* скворе.* китае. индее. молоде.* японе. пале.*
Иллюстративный материал на звук Ц на цветной вставке (с. 32-40).
ВВЕДЕНИЕ Появление нашего пособия «Дидактический материал для автоматизации звуков у детей», состоящего из 4 альбомов, явилось результатом ностальгии по 4 альбомам Надежды Ивановны Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей», сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий. Но этих 4 альбомов Н.И. Соколенко, ставших логопедическим раритетом, увы, уже нет два десятилетия. Со времени создания пособия Н.И. Соколенко в нашей жизни,а значит и в языке произошли значительные изменения (вышли из употребления некоторые устаревшие слова, появилось много новых и т.д.). В основном мы разделяем подход Н.И. Соколенко к автоматизации звуков, считаем удачной для пользования структуру ее пособия: 1 — свистящие звуки С, Сь, Зь, 3, Ц. 2 — шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ. 3 — соноры Л — Ль. 4 — соноры Р — Рь. Поэтому, сохранив удачную и привычную структуру Н.И. Соколенко, изменили подход к отбору дидактического материала: - во-первых, максимально, где только возможно, исключили картинки и лексику, провоцирующие употребление в речи конфликтных и других дефектных звуков; - во-вторых, осовременили внешний вид предметов на картинках; - в-третьих, предложили другие сюжеты для работы над фразовой речью; - в-четвертых, по возможности увеличили смысловую нагрузку лексико-грамматических упражнений, и, наконец, - в-пятых, в отличие от пособия Н.И. Соколенко, в дополнение к картинному дидактическому материалу включили значительное количество вербального материала на каждый из автоматизируемых звуков: набор слов, словосочетаний, предложений, скороговорок, а также систему как устных, так и письменных упражнений без опоры на картинки.
Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками для автоматизации звуков: 1. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам. 2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»). 3. Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»). 4. Выделение ударного слога («Эхо»). 5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов. 6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова. 7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками. 8. Образование и употребление различных падежных форм существительных («Эхо», «Закончи предожение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»). 9. Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Эхо», «Один—много»). 10. Прямой и обратный счет с предметами: (1 5,1 10, 2 20, 3 30). 11. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний. 12. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний. 13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений. 14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой - маленький»). 15. Образование от существительных относительных прилагательных. 16. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно. 17. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии. 18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
Артикуляционная поза: - губы растянуты в улыбку, - зубы заборчиком со щелью, - кончик языка за нижними зубами, - воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный. Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Почистим нижние зубы», «Желобок», «Футбол», «Фокус», «Заморозим пальчики (подбородок)» и т.д. Постановка: а) по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ); б) от И, X, Т, Ф с придыханием; в) механический (с помощью зонда, шпателя); г) смешанный; д) при шипящем, боковом, носовом сигматизме вначале ставится межзубный С. Основные направления автоматизации: Прямые слоги и слоговые ряды с ними: СА, СЫ, СО, СУ са - со - су - сы су - сы - са - со со - су - сы - са сы - са - со - су 2. Слова с прямыми слогами: а) сад сын сок сопка сук суббота сани сыпать сода сохнуть судно суфле сапоги сыт совы Соня сутки сухой самокат сынок сом соты сумка сукно самоход сыпь сон сотня суп судак
б) оса усы песок посуда коса весы носок несут касса бусы кусок пасут посадка осы поясок опоссум осадок косы квасок косуха досуха
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.019 с.) |