Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтение вслух слогов и псевдословСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Испытуемому для чтения предлагаются несколько простых и сложных слогов («по», «как», «ан», «ос» или «му», «ана», «ном», «лет», «цир» «тро» «кра», более сложных «стро», «позд» и т. п.), а также псевдослов («килбут», «лосоп», «радогруд», «асюкр», «цазаб»). Экспериментатор наблюдает за тем, не обнаруживает ли больной сужение зрительного восприятия до одной буквы, способен ли воспринять целый графический комплекс, может ли перешифровать его в систему звуков, имеются ли трудности слияния отдельных звуков в слоги, встречаются ли случаи замены при прочитывании бессмысленных слогов осмысленными словами. Помимо нарушений чтения, порождаемых оптической составляющей и выявляемых и с помощью вышерассмотренных проб, здесь специальным предметом наблюдения становится способность испытуемого к слиянию зву-ко-букв в слоги. Подобный дефект оказывается выраженным при поражении нижних участков премоторной области, приводящем к нарушению кинетического синтеза. Слоги начинают прочитываться отдельными буквами, возникают отказы от дальнейших попыток чтения, подлинное чтение начинает заменяться угадыванием. Чтение слов Данная проба, будучи продолжением исследования процесса чтения, сама является комбинированной и включает несколько этапов, различающихся по характеру предлагаемого материала и акцентам, которые делает экспериментатор в ходе наблюдения за ее исполнением.
Чтение вслух знакомых слов (идеограмм) — предлагается прочитать привычные слова, часто встречающиеся в бытовой речи и письме и узнаваемые непосредственно. Они должны быть написаны крупными печатными буквами (имя, фамилия испытуемого, родной город, имена членов семьи, профессия, месяц рождения). Эта проба обычно начинает подобное исследование. Чтение слов — предлагаются слова, обычно обозначающие предметы (реже действия) и написанные печатными буквами. Тем самым исключается влияние трудностей собственно зрительного восприятия. Чтение вслух малознакомых слов, то есть слов, редко встречающихся в русском языке, а также слов, имеющих сложную многослоговую структуру («кораблекрушение», «перепланировка», «астроцитома», «трансплантация» и т. п.). Данные опыты могут проводиться не только с инструкцией громкого проговаривания, но и в условиях чтения слов «про себя». Во втором случае дальнейшая проверка результатов производится путем нахождения соответствующего изображения, либо путем подкладывания названия предмета под его изображение (их набор должен быть заранее подготовлен), либо путем последующего вопроса о значении прочитанного слова. Как и в предыдущих пробах, сенсибилизация эксперимента может достигаться предъявлением больному усложненных по начертаниям слов (стилизованные буквы, заштриховка, неполное изображение и т. п.). Другой вариант сенсибилизации— кратковременное предъявление слов с помощью тахистоскопа или монитора компьютера. Технически упрощенный прием — быстрый показ написанного слова, прикрываемого рукой. Перечисленные приемы исключают движения глаз испытуемого и помогают диагностировать сужение зрительного внимания или явление симультанной агнозии. Чтение неверно написанных слов — с пропущенными или переставленными буквами. Испытуемому предлагается найти ошибку. При всех вариантах проведения проб исследователь обращает внимание на то, осуществляется ли подлинное прочитывание или лишь непосредственное узнавание слова. В первом случае больной легко произносит слово, узнает и исправляет допущенные в нем ошибки, хотя чтение может протекать и с известными артикуляционными трудностями. Во втором случае он понимает значение слова, дает его описание, способен показать соответствующую ему картинку, но не может ни произнести это слово, ни прочитать его фрагмент, ни обнаружить ошибку в написании. Чтение малознакомых слов в данном случае оказывается совершенно недоступным. Нарушения симультанного восприятия целой зрительной структуры слова (больной начинает осуществлять побуквенное складывание даже простых слов) указывают на поражение теменно-затылочных отделов мозга. При правосторонних или двухсторонних поражениях теменно-затылочных участков коры может возникнуть эффект прочитывания лишь правой половины слова. Расположение слова вертикально устраняет подобные нарушения чтения. При повреждении левой височной области на фоне сенсорной афазии больной воспринимает и прочитывает хорошо упроченные слова (идеограммы) и узнает их смысл, но проблемы возникают, когда их нужно не «узнать», а прочитать либо целиком, либо отдельный слог или входящие в его состав буквы. Малочастотные слова вообще не прочитываются. При повреждении нижнетеменной коры левого полушария больной не в состоянии с нужной четкостью реализовать необходимую артикуляцию, из-за чего и отдельные буквы и слова будут произноситься искаженно («л» и «н» как «д», «б» как «м», «губа» как «гума» и т. п.). Чтение фраз Испытуемому предлагают прочитать простую короткую фразу («громкая музыка», «сегодня хорошая погода», «не красна изба углами, а красна пирогами» и т. п.). Предметом специального наблюдения становится возможность подлинного прочтения, а не угадывания смысла фразы. Для этого используется прием, при котором больному дают предложения, не соответствующие ожидаемому смыслу (например, «у меня очень болит голень» (вместо «голова») и т. п.). При стертых формах сенсорной афазии (поражения левовисочной коры) узнавание отдельных слов может быть сохранено, но процесс систематического чтения целых фраз нарушается. При появлении очага в префронтальной зоне коры нарушается избирательный характер всех психических процессов, и в том числе процессов, регулируемых с помощью речи. В этом случае чтение начинает превращаться в неконтролируемую сеть догадок, побочных связей и персевераций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.176 (0.007 с.) |