Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробы на фонематическое различение

Поиск

Повторение простых изолированных звуков:

б, р, м, д, к, с, ш.

■ Сенсибилизированный вариант данной пробы — произношение звуков с

разной высотой.

Повторение редко встречаемых и хорошо различаемых (дизъюнктных)

пар звуков:

М-р, п-с, б-н.

Повторение фонематически близких (оппозиционных) звуков:

б-п, п-б, д-т, т-д, к-г, г-к, р-л, л-р,

слогов:

Пд.та

слив.

дочка-точка.

Эти три пробы направлены на простую дифференцировку звуков речи. Повторение серий из трех звуков или простых слогов, включающих раз­личные фонемы:

а-о-у, у-а-и, б-р-к, м-с-д.

Повторение близких (коррелирующих) фонем:

б-п-б, п-б-п, д-т-д, т-д-д и т. п.

Последние две пробы включают в свой состав удержание последователь­ности звуков, то есть предполагают актуализацию и функцию сохранения акустических следов.

Указанные пробы на различение звуков речи с помощью их повторения включают не только слуховую идентификацию, но и произнесение соответ­ствующих звуков. Поэтому корректная интерпретация полученных результатов

возможна только с учетом того, что сам акт произнесения остается у испыту­емого ненарушенным, то есть отсутствуют артикуляторные затруднения, вы­званные патологией со стороны двигательной системы звукопроизношения.

Если по данному поводу возникают сомнения, то дифференцировку проявившихся дефектов можно осуществить с помощью иных, не акустиче­ских, а письменных индикаторов: вместо повторения звуков больного просят писать соответствующие им буквы либо показывать буквы (графемы), выби­рая их из заранее приготовленных наборов. При еще более простом варианте ответа от больного требуется лишь сказать, одинаковые звуки он услышал или нет.

Нарушения фонематического слуха являются основным симптомом по­ражения задневерхних отделов височной коры левого полушария. При более легких поражениях испытуемые перестают различать оппозиционные фоне­мы, а при грубых— и дизъюнктные.

Ухудшение результатов данных проб может быть связано и с нарушени­ем кинестетической основы речевого акта, вызываемой поражением нижнего отдела постцентральной области левого полушария. В этих случаях нарушения фонематического слуха оказываются менее выраженными, а затруднения в различении звуков речи возникают на иной почве — по близости артикуля­ции («б-м, д-н»), а не фонематической схожести.

Узнавание фонем (В. В. Тарасун)

Для исследования детей на уровне первого класса школы может быть предложен, упрощенный вариант тестирования, рассчитанный лишь на оценку узнавания фонем. В подобном случае ребенку называется ряд звуков с пред­варительной инструкцией поднять руку, если в этом ряду встретится специ­ально обозначенный экспериментатором звук.

В качестве стимульного материала предлагается три ряда звуков:

для поиска звука «ш» —

т, ш, ч, ж, щ, ш;

для поиска звука «з (зь)» —

с, ц, з, т, з;

для поиска звука «ц» —

■ ■ ■■ ■ с, ч, т, ц, с, ц, щ.

Искомые звуки в каждом ряду встречаются дважды, поэтому количество правильных ответов (поднятие руки) — 6. Полноценное восприятие фиксиру­ется при 5-6 правильно опознанных на слух фонемах.

Углубленная диагностика осуществляется с помощью предъявления с аналогичной инструкцией слогов: для поиска слога «та» —

да, на, та;

...

для поиска слога «ся» —

зя, ся, са, ся, тя.

Выделение звука на фоне слова (Р. И. Лалаева)

Данная проба направлена на оценку состояния фонематического слуха. Экспериментатор проговаривает испытуемому заранее подготовленные набо­ры слов, в которых необходимо определить наличие какого-либо гласного и согласного звука, например,

звука «л» в словах:

лодка, лыжи, дом, кошка, вилка, пол, собака, утка;

звука «р» в словах:

рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромаш­ка, собака, тигр, карман, трава, забор, ножницы, корова, марка, помидор и т. д.

Работу по выявлению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых («м», «н», «х», «в» и др.).

Исследование выстраивается таким образом, что вначале предлагаются односложные, двухсложные и трехсложные слова, без стечения и со стечени­ем согласных, в сочетании с нахождением искомого звука и в начале, и в середине, и в конце слова. Например, для звука «к»:

мак, кот, дом, лук, сом, нос, грач, врач, шкаф, волк, стол; луна, каша, рама, диван, гамак, дубок, повар, крыша, слива, кролик; лампа, мошка, марка, арбуз, карман, барбос, клумба, крошка, бабушка, кастрюля и др.

Различение слов

Испытуемому для опознания и дальнейшего объяснения смысла предла­гаются слова, отличающиеся друг от друга лишь одной фонемой (например, «скрипка — скрепка», «парта — карта» или «забор — собор — запор»). Сме­шение подобных слов будет являться одним из признаков нарушений фоне­матического слуха с одновременной нестойкостью словесных значений, воз­никающих при поражениях левой височной доли.

231

Разновидностью данной пробы, особо пригодной для использования в детском возрасте, является предложение испытуемому показывать отражае­мое словом содержание на картинках в альбоме, различая похожие слова («мяч — меч» и т. п.).

Звуковой анализ и синтез

Это направление нейропсихологического исследования предусматривает целую серию проб, результаты по которым имеют сходную интерпретацию. Определение количества букв в словах. Испытуемому устно предъявляют определенное, сперва фонетически простое, а затем более сложное слово, и предлагают сказать, из какого количества звуков (букв) оно состоит. В каче­стве стимульного материала могут выступать такие слова, как «дом», «кот», «стол», «окно», «якорь», «Москва», «коньки», «люстра», «ножницы», «полко­водец». Особое внимание уделяется способности выделять гласные звуки и звуки из сложных акустических комплексов, например при стечении соглас­ных. Кроме того, экспериментатор фиксирует, может ли больной выполнить подобное задание «в уме» или ему требуется дополнительно проговаривать слова либо использовать другие вспомогательные приемы.

Для определения роли артикуляций в звуковом анализе больному предла­гается выполнить то же задание, но предварительно зажав язык между зубами. Выделение звуков из слова. Испытуемому предлагается сказать, какой звук (буква) стоит на каком месте в словах различной артикуляционной сложности. Например, какой звук стоит вторым в слове «дом», третьим в слове «мост». Как и в предыдущей пробе, сперва предлагаются простые по звуковому соста­ву слова, затем слова, требующие поиска безударных гласных и трудно выде­ляемых согласных («солнце»). Следует иметь в виду, что подобная проба может затрудняться или, напротив, облегчаться, в зависимости от четкости прогова-ривания подлежащего анализу слова самим экспериментатором.

Позиционирование звука в слове. Подобная проба требует от испытуемого не только выделения звука из целого слова, но и сохранной оценки положе­ния звуков по отношению друг к другу. Для ее исполнение испытуемому не­обходимо сказать, какой звук (буква) в предлагаемом слове стоит после или перед другого озвученного экспериментатором звука. Например, какой звук в слове «стол» стоит после «о» или перед «т»; какой звук в слове «Москва» стоит перед «к» или после «с» и т. д. Перед исполнением аналогичных зада­ний необходимо убедиться, что у больного сохранна принципиальная спо­собность различать пространственные понятия «перед», «после», «до», оказы­вающаяся нарушенной при семантической афазии.

Определение первой и последней букв в словах. Данную пробу можно рассматривать как разновидность предыдущей. Могут быть предложены сле­дующие слова: «дом», «спорт», «успех», «медаль», «ромашка», «астрономия». Звуковой синтез. При данной пробе, направленной на оценку легкости слияния отдельных звуков в целый слог или слово, испытуемому они произ­носятся по буквам, например, «т-р-о», «к-о-т», «с-т-о-л». Его просят сказать,

какой слог или слово они образуют. Для избегания непосредственного акус­тического слияния этих звуков, то есть для усложнения пробы, предъявляе­мые звуки можно разделять какими-то промежуточными словами, например, в такой форме: «Какое слово я скажу: К, потом О, затем Т?», либо: «С, потом Т, потом О, потом Л?».

Анализ слов по двум фонемам (Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Ме-ерсон). Испытуемого просят поднимать руку всегда, когда в читаемом слове есть звук «ш» и не поднимать на звук «р». Последовательно, с небольшими паузами, зачитываются слова:

шапка, чашка, ручка, вешалка, кран, мотор, шмель, гуляш, ремонт, порт­ной, мышеловка, эскалатор.

Можно также предъявлять больному ряд изображений предметов, пред­лагая выбрать те из них, в словесном обозначении которых встречаются за­данные фонемы. Для исключения влияния артикуляций в фонематическом анализе и синтезе больного просят при выполнении заданий зажать язык между зубами или что-то прикусить (карандаш, палец и т. д.).

Наиболее сложные формы расстройства возникают при поражении ле­вых верхне-задних височных отделов, дефект которых приводит к восприятию слов как нечленораздельных шумов (в самых тяжелых случаях больные даже не понимают инструкции). В менее резко выраженных случаях отдельные звуки в акустически простых словах выделяются легко, но проблемы возни­кают с безударными гласными или при стечении согласных. Тогда опора при пересчете звуков начинает делаться не на слуховые, а преимущественно на кинестетические сигналы, поступающие при артикуляции проговариваемого слова. Еще большие трудности возникают при качественном анализе звуков при различении близких фонем. Больной легко теряет правильную последо­вательность звуков и оказывается неспособным пересчитать звуки даже при опоре на артикуляцию. Поражения средних и нижних отделов височной коры левого полушария, так же как и поражения полюса височной области, обыч­но не приводят к описанным нарушениям.

При поражении задних отделов левой сенсомоторной области выполне­ние данной пробы затруднено по иным причинам. Анализ количества зву­ков, входящих в состав слова, протекает в этих случаях легче. Однако замет­ные трудности вызывает качественный анализ звуков, составляющих слово. Пытаясь уточнить эти звуки, больной либо пропускает некоторые из них, либо выделяет лишь наиболее артикуляторно сильные компоненты звукового комплекса, либо вообще ошибочно квалифицирует звуковые компоненты слова (например, «н» как «л» или «д», «б» как «м» и т. д.). Характерно облег­чение выполнения пробы при контроле орального образа звука (отслежива­ние движения губ в зеркале).

Данная локализация очага поражения препятствует и оценке позиции места звука в слове, и синтезу слова из отдельных звуков (см. описание следующих проб).

При поражениях нижних отделов премоторной зоны левого полушария осо­бенные трудности больные обнаруживают при определении порядка звуков, составляющих слово, а на первый план выступает наиболее артикуляторно сильный компонент комплекса (например, в слове «луч» звук «ч» выделяется как первый). Также возникают затруднения в определении того, какой звук идет до или после заданного («к-о-т» оценивается как «кто» или «ток»).

При поражениях лобных и лобно-височных отделов левого полушария гру­бые ошибки в оценке позиции звука в слове и синтез звуков в целое слово могут принимать весьма выраженный характер. Часто они дополняются им­пульсивными догадками о значении последовательно предъявляемых серий звуков.

При поражениях нижнетеменных или теменно-височно-затылочных отде­лов левого полушария у больного не будут диагностированы дефекты фонемати­ческого слуха и артикуляций, но могут возникнуть заметные трудности в оценке положения звуков в целом слове или в том, чтобы уложить последовательную серию звуков в целостную одновременно воспринимаемую структуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 916; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.155 (0.011 с.)