Оптико-пространственный гнозис 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптико-пространственный гнозис



Локализация объекта в пространстве

Это простейшая проба, позволяющая сориентироваться в способности субъекта определять характер направления по отношению к собственному телу. Испытуемому, в реальном помещении, где проводится беседа, предлагается оценить, где по отношению к нему (спереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу) локализованы находящиеся в нем бытовые предметы (стол, дверь, окно, ваза, настенные часы, люстра и т. п.). При неточных или сомнитель­ных ответах экспериментатор имеет возможность уточнить, касаются ли за­фиксированные нарушения лишь сектора, в котором расположен объект, или имеют место и дефекты оценки удаленности (что ближе, что дальше, на каком расстоянии). Гностические дефекты подобного рода обычно связаны с нару­шением функционирования теменно-затылочных участков больших полуша­рий, а при расстройствах оценки расстояния, в том числе на основе сравне­ния удаленности, и с расстройствами бинокулярного зрения, обслуживаемо­го не только корковыми, но и подкорковыми структурами мозга.

При использовании указанного приема следует иметь в виду, что рас­стройства пространственного гнозиса следует отличать от расстройств общего ориентировочного поведения в конкретной ситуации, свойственных больным с лобными поражениями.

Ориентировка в реальном пространстве

Проба может проводиться в нескольких вариантах. Испытуемому пред­лагается устно описать либо нарисовать план помещения, в котором он на­ходится (указать на схеме расположение окон, дверей, мебели), представить и рассказать, как можно из него выйти, начертить схему квартиры, в кото­рой он живет (экспериментатор должен быть знаком с фактическим располо­жением ее помещений), рассказать или начертить, каким путем нужно прой­ти, чтобы добраться из одной точки города в другую, и т. п.

Проба на понимание ориентации

Перед испытуемым раскладывается несколько карточек с изображения­ми различных предметов таким образом, чтобы часть из них находилась в повернутом или перевернутом положении. В качестве стимульного материала могут использоваться как реалистичные полноцветные изображения, так и

усложненные — контурные, условные и т. п. Грубые дефекты оптического гно-зиса, вызванные поражениями затылочных и теменно-затылочных участков коры, будут приводить к полному неузнаванию или ошибкам опознания повернутых картинок.

Упрощенным вариантом данной пробы является такой, при котором от испытуемого требуется только вернуть повернутые изображения в их при­вычное положение.

Узнавание времени на схематичных часах

Близкой к вышеописанной является проба на анализ расположения стре­лок на нарисованных «слепых» часах (рис. 46). От испытуемого требуется вербально определить указанное на них время.

Компасы (Слепые компасы)

Данная проба широко используется при оценке способности человека к пространственной ориентации. Испытуемому предлагаются графические изоб­ражения «слепых» (без обозначения каких-то трех частей света) компасов, но на них нанесена стрелка, показывающая какое-то направление, и отмечена лишь одна часть света, но не обязательно расположенная в традиционном для себя месте (например, север не сверху). Для решения задачи испытуемо­му мысленно требуется развернуть нарисованный компас и идентифициро­вать направление, указываемое стрелкой (рис. 45).

Рис. 45. Фрагмент методики «Компасы»

Произвести такие операции, вполне доступные здоровому человеку, боль­ной с повреждениями теменно-затылочных отделов мозга не может.

Рис. 46. Стимульный материал к пробе на узнавание положения стрелок на часах

Ее разновидностью является обратная проба с просьбой к испытуемому разместить на макете часов стрелки соответственно вербальной инструкции. На симметричные геометрические пункты циферблата испытуемый должен наложить условную схему, придающую внешне симметричным точкам (3 и 9, 6 и 12) различное значение. Кроме того, каждое из положений стрелок задает­ся в речевых формулах («Без десяти минут одиннадцать часов» или «Семь часов сорок пять минут»), визуальные представления о пространстве находят свое воплощение (должны быть перекодированы) в вербальных эквивалентах.

Другой вариант пробы — больной самостоятельно должен нарисовать круг, поставить на правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указыва­ющие на правильные позиции. В норме это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, то они могут оцениваться количествен­но по 10-балльной шкале:

10баллов— норма: нарисован круг, цифры в правильных местах, стрел­ки показывают заданное время;

9 баллов — незначительные неточности расположения стрелок;

8 баллов — более заметные ошибки в расположении стрелок;

7 баллов — стрелки показывают совершенно неправильное время;

6 баллов — стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком);

5 баллов — неправильное расположение чисел на циферблате: они следу­ют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между чис­лами неодинаковое;

4 балла — утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или рас­положена вне круга;

3 балла — числа и циферблат более не связаны друг с другом;

2 балла — деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно;

1 балл — больной не делает попыток выполнить инструкцию.

Нарушения ориентации в пространственных отношениях при пробе с циферблатами, например, замена характеристик направлений стрелок на симметричные или общее непонимание их взаимоположения, — одни из наиболее частых симптомов поражения теменно-затылочных отделов коры.

Кроме того, по данным патопсихологии, выполнение данного теста нару­шается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской демен-ции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур.

Самым простым вариантом подобной пробы является узнавание испы­туемым времени на реальных часах.

Дорожный тест

Перед испытуемым кладется бланк, имитирующий схему города; на ней пунктирными линиями изображен маршрут, по которому «нужно проехать» (рис. 47). Испытуемый, визуально отслеживая все повороты и не вращая

бланк, должен быстро и точно вслух указать, в какую сторону (лево-право, независимо от угла) направляется линия — от «въезда в город» до «выезда». Экспериментатор фиксирует ответы и время работы с методикой.

Правильность понимания инструкции проверяется на дополнительной пунктирной линии.

Рис. 47. Бланк к дорожному тесту

Большого количества ошибок при исполнении данной пробы можно ожидать при функциональной слабости зоны стыка затылочных, теменных и височных долей левого полушария.

113



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.006 с.)