Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оптико-пространственный гнозисСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Локализация объекта в пространстве Это простейшая проба, позволяющая сориентироваться в способности субъекта определять характер направления по отношению к собственному телу. Испытуемому, в реальном помещении, где проводится беседа, предлагается оценить, где по отношению к нему (спереди, сзади, справа, слева, сверху, снизу) локализованы находящиеся в нем бытовые предметы (стол, дверь, окно, ваза, настенные часы, люстра и т. п.). При неточных или сомнительных ответах экспериментатор имеет возможность уточнить, касаются ли зафиксированные нарушения лишь сектора, в котором расположен объект, или имеют место и дефекты оценки удаленности (что ближе, что дальше, на каком расстоянии). Гностические дефекты подобного рода обычно связаны с нарушением функционирования теменно-затылочных участков больших полушарий, а при расстройствах оценки расстояния, в том числе на основе сравнения удаленности, и с расстройствами бинокулярного зрения, обслуживаемого не только корковыми, но и подкорковыми структурами мозга. При использовании указанного приема следует иметь в виду, что расстройства пространственного гнозиса следует отличать от расстройств общего ориентировочного поведения в конкретной ситуации, свойственных больным с лобными поражениями. Ориентировка в реальном пространстве Проба может проводиться в нескольких вариантах. Испытуемому предлагается устно описать либо нарисовать план помещения, в котором он находится (указать на схеме расположение окон, дверей, мебели), представить и рассказать, как можно из него выйти, начертить схему квартиры, в которой он живет (экспериментатор должен быть знаком с фактическим расположением ее помещений), рассказать или начертить, каким путем нужно пройти, чтобы добраться из одной точки города в другую, и т. п. ■ Проба на понимание ориентации Перед испытуемым раскладывается несколько карточек с изображениями различных предметов таким образом, чтобы часть из них находилась в повернутом или перевернутом положении. В качестве стимульного материала могут использоваться как реалистичные полноцветные изображения, так и усложненные — контурные, условные и т. п. Грубые дефекты оптического гно-зиса, вызванные поражениями затылочных и теменно-затылочных участков коры, будут приводить к полному неузнаванию или ошибкам опознания повернутых картинок.
Упрощенным вариантом данной пробы является такой, при котором от испытуемого требуется только вернуть повернутые изображения в их привычное положение. Узнавание времени на схематичных часах Близкой к вышеописанной является проба на анализ расположения стрелок на нарисованных «слепых» часах (рис. 46). От испытуемого требуется вербально определить указанное на них время. Компасы (Слепые компасы) Данная проба широко используется при оценке способности человека к пространственной ориентации. Испытуемому предлагаются графические изображения «слепых» (без обозначения каких-то трех частей света) компасов, но на них нанесена стрелка, показывающая какое-то направление, и отмечена лишь одна часть света, но не обязательно расположенная в традиционном для себя месте (например, север не сверху). Для решения задачи испытуемому мысленно требуется развернуть нарисованный компас и идентифицировать направление, указываемое стрелкой (рис. 45). Рис. 45. Фрагмент методики «Компасы» Произвести такие операции, вполне доступные здоровому человеку, больной с повреждениями теменно-затылочных отделов мозга не может. Рис. 46. Стимульный материал к пробе на узнавание положения стрелок на часах Ее разновидностью является обратная проба с просьбой к испытуемому разместить на макете часов стрелки соответственно вербальной инструкции. На симметричные геометрические пункты циферблата испытуемый должен наложить условную схему, придающую внешне симметричным точкам (3 и 9, 6 и 12) различное значение. Кроме того, каждое из положений стрелок задается в речевых формулах («Без десяти минут одиннадцать часов» или «Семь часов сорок пять минут»), визуальные представления о пространстве находят свое воплощение (должны быть перекодированы) в вербальных эквивалентах. Другой вариант пробы — больной самостоятельно должен нарисовать круг, поставить на правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции. В норме это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, то они могут оцениваться количественно по 10-балльной шкале:
10баллов— норма: нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время; 9 баллов — незначительные неточности расположения стрелок; 8 баллов — более заметные ошибки в расположении стрелок; 7 баллов — стрелки показывают совершенно неправильное время; 6 баллов — стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком); 5 баллов — неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое; 4 балла — утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга; 3 балла — числа и циферблат более не связаны друг с другом; 2 балла — деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно; 1 балл — больной не делает попыток выполнить инструкцию. Нарушения ориентации в пространственных отношениях при пробе с циферблатами, например, замена характеристик направлений стрелок на симметричные или общее непонимание их взаимоположения, — одни из наиболее частых симптомов поражения теменно-затылочных отделов коры. Кроме того, по данным патопсихологии, выполнение данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской демен-ции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. Самым простым вариантом подобной пробы является узнавание испытуемым времени на реальных часах. Дорожный тест Перед испытуемым кладется бланк, имитирующий схему города; на ней пунктирными линиями изображен маршрут, по которому «нужно проехать» (рис. 47). Испытуемый, визуально отслеживая все повороты и не вращая бланк, должен быстро и точно вслух указать, в какую сторону (лево-право, независимо от угла) направляется линия — от «въезда в город» до «выезда». Экспериментатор фиксирует ответы и время работы с методикой. Правильность понимания инструкции проверяется на дополнительной пунктирной линии. Рис. 47. Бланк к дорожному тесту Большого количества ошибок при исполнении данной пробы можно ожидать при функциональной слабости зоны стыка затылочных, теменных и височных долей левого полушария. 113
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.011 с.) |