Соотнесение предмета с формой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотнесение предмета с формой



Испытуемому выдаются 5 карт с изображенными на них геометрически­ми фигурами — квадратом, прямоугольником, овалом, кругом и треугольни­ком. После этого экспериментатор поочередно показывает реалистические изображения различных предметов, например: тарелки, арбуза, мяча, шари­ка, яйца, дыни, огурца, крыши дома, листа треугольной формы, дорожного знака, платка, скатерти, шахматной доски, кузова машины, картины, книги и др. (рис. 25). Предъявленные изображения необходимо разложить под кар­точками таким образом, чтобы предложенные геометрические формы и изоб­ражения объектов соотносились между собой.

Рис. 25. Примеры геометрических фигур и соотносимых с ними изображений предметов

С помощью данной методики можно оценить способность испытуемого к топологической категоризации визуальных образов на основе отвлечения от их частных внешних признаков.

Свободные образные ассоциации (Е. Г. Гришина)

Испытуемому дают лист бумаги и карандаш. Инструкция: «Постарайтесь за 5 минут нарисовать как можно больше разных предметов. Качество рисунка роли не играет, главное, чтобы было понятно, что это. Рисуйте все, что придет в голову». После окончания рисования все изображенные предметы должны быть названы. Методика предназначена для исследования образных представ­лений у детей — возможности и продуктивности актуализации образов-пред­ставлений в ситуации свободной стратегии воспроизведения.

Обращают внимание на количество принятых к разработке разных семан­тических групп, их наполненность, на наличие в рисунке присущих предмету признаков, наличие признаков, позволяющих дифференцировать предметы внут­ри класса, и др.

Образы-представления в своем формировании имеют широкую мозго­вую основу, опираясь на работу не только затылочных гностических, но и височных зон (в частности, второй височной извилины доминантного по речи полушария, поражение которой обычно приводит к синдрому акустико-мне-стической афазии), теменных и лобных отделов обоих полушарий.

Направленные образные ассоциации (Е. Г. Гришина)

Испытуемому предлагается за 5 минут, глядя на рисунок яблока, нари­совать как можно больше разных предметов, которые приходят в голову в связи с этой картинкой. Качество собственных рисунков роли не играет. После окончания рисования все изображенные предметы должны быть названы и должна быть объяснена их связь с изображением яблока. Методика предна­значена для исследования образных представлений у детей — возможности и продуктивности актуализации образов-представлений в ситуации заданной стратегии воспроизведения.

Дорисовывание геометрических фигур ло предмета (Е. Г. Гришина)

Испытуемому предлагается лист бумаги, на котором нарисованы 6 кругов, 6 квадратов, 6 ломаных и волнистых линий и 6 овалов, с инструкцией, декла­рирующей проверку его фантазии. Требуется за 5 минут дорисовать каждую из фигур до какого-либо предмета, причем придумать максимально большое ко­личество предметов. При исследовании детей приводятся дополнительные при­меры: «Треугольник можно дорисовать до домика или человечка» (показывает­ся) и т. п. Качество рисунка роли не играет.

После окончания рисования все изображенные предметы должны быть названы. Методика предназначена для исследования полноты образных пред­ставлений.

Дорисовывание фигур до объектов класса по слову-наименованию (Л. С. Цветкова)

Испытуемому выдается лист бумаги с нарисованными на нем 3 парами кругов (в форме восьмерки) (рис. 26). Предлагается дорисовать первую фи­гуру до петуха, вторую — до курицы, а третью — до цыпленка, «так, чтобы всем было понятно, кто где нарисован».

Рис. 26. Изображения, подлежащие дополнению

Отслеживается как факт наличия / отсутствия необходимых деталей пред­метов (хвост, лапки, клюв, гребешок), так и количество признаков, несущих различительную функцию.

Время выполнения задания не ограничено. Методика предназначена для исследования способности к воспроизведению в рисунке существенных (от­личительных) признаков предметов.

Дорисовывание отличительных признаков предмета (Л. С. Цветкова)

Испытуемому на рисунке предлагается какая-то деталь, которая может оказаться общей для достаточно большого круга предметов (рис. 27). От ис­пытуемого требуется так дополнить ее в процессе рисования, чтобы в резуль­тате получился называемый экспериментатором объект.

Рис. 27. Примеры дорисованных изображений (исходный фрагмент расчерчен линиями)

Данная методика оценивает способности к переходу от зрительного вос­приятия к зрительным предметным представлениям благодаря вычленению их существенных признаков.

Рисование предмета по слову-наименованию (Е. Г. Гришина)

Испытуемому выдается лист бумаги и карандаш с инструкцией как мож­но лучше нарисовать следующие предметы: лошадь, заяц, кот, собака, корова, ворона, сорока, дуб, ель, ключ, очки, часы, зонт, ножницы, бабочка, пчела, сапог, ботинок, верблюд, жираф. Слова-наименования для этого вида задания подобраны таким образом, что они образовывают несколько семантических групп. Внутри них производится анализ наличия / отсутствия существенных признаков в предметных изображениях, позволяющих отдифференцировать

предметы внутри класса. Время выполнения задания не ограничено. Методи­ка предназначена для исследования образно-предметной сферы — семанти­ческой организации образов-представлений в ситуации направленного вос­произведения.

Методику целесообразно использовать для обследования детей старшего дошкольного возраста и учащихся младших классов.

Складывание картинок из частей (Т. А. Марцинковская, А. Н. Бернштейн)

Для проведения этой методики необходимо иметь набор из нескольких рисунков возрастающей сложности. Первый рисунок разрезан на 2 части и при необходимости может использоваться для демонстрации, а остальные — на боль­шее количество частей и более сложной конфигурации. При этом 1-й и 4-й рисунки должны быть одинаковыми, но разрезанными по-разному (рис. 28). Следует предусмотреть несколько вариантов рисунков для проведения повтор­ных исследований. Образцы рисунков могут быть выбраны произвольно, на­пример, изображения животных, отдельных предметов и т. п.

Рис. 28. Примеры стимульного материала к методике «Складывание картинок из частей»

Части рисунка предъявляются испытуемому в перевернутом виде, без определенного порядка, а также без образца.

Экспериментатор фиксирует, сколько времени выполнялось задание, каков результат, наблюдались ли в процессе работы с деталями признаки целенаправленного плана действия или она носила характер проб и ошибок. Для детей в возрасте 3-5 лет задания следует сопровождать демонстрацией оригинала рисунка.

Выполнение данной пробы позволяет судить об уровне развития про­странственно-зрительного воображения (функциональной зрелости теменно-затылочных участков мозга), а также о состоянии наглядного мышления и конструктивного праксиса.

При исследованиях взрослых чаше всего для аналогичных целей исполь­зуется субтест из батареи Д. Векслера, включающий четыре стандартные выре­занные из картона, пластмассы или тонкой фанеры фигуры — человека, про­филя лица, кисти руки и слона (рис. 29). Эти фигуры разделены на 5, 9, 7 и 8 фрагментов, соответственно. Наборы фрагментов каждой фигуры одновре­менно предъявляются испытуемому без указания на то, что из них должно быть сложено. Преимуществом данного варианта пробы является разработан­ность для нее количественных норм.

Рис. 29. Разрезанные фигуры из соответствующего субтеста Шкалы измерения интеллекта Векслера (масштаб изменен)

К числу оцениваемых факторов относятся зрительное восприятие и ви­зуально-моторная интеграция, а также степень и точность двигательной ак­тивности. И детский и взрослый наборы фигур при складывании отражают и особенности конструктивной деятельности испытуемого, за которую несут ответственность теменно-затылочные участки мозга.

Вкладки к картинкам (С. Д. Забрамная)

Ребенку поочередно показывают картинки (обычно иллюстрации из из­вестных сказок), один из фрагментов которых вырезан и находится среди других, принадлежащих иным изображениям (рис. 30). Ребенку предлагают найти недостающий фрагмент и с его помощью завершить данную картинку (вложить фрагмент в прорезь), дополнительно объяснив, что на ней изобра­жено, а при возможности рассказать и сюжет сказки (рис. 30).

Рис, 30. Образец стимульного материала к методике «Вкладки к картинкам»

Данная методика, применяемая при работе с детьми с 4 лет, направлена на выявление сформированности пространственного восприятия, аналитико-синтетической деятельности, способности на основе зрительного и мысли­тельного анализа устанавливать закономерности в изображении. Для ее ис­полнения также необходимы и элементы конструктивного мышления.

Подбор частей целого

Для проведения данной пробы необходимо заготовить комплект изобра­жений различных хорошо знакомых ребенку животных. Каждая картинка

второго аналогичного комплекта разрезается на части таким образом, чтобы на каждой из них была представлена какая-то часть тела животного (рис. 31). Должен использоваться один и тот же способ разрезания. Фрагменты раз­личных картинок перемешиваются, и ребенку после показа одного из изоб­ражений первого набора предлагается во втором найти те элементы (части тела), из которых может получиться предъявленное животное. В зависимости от сложности предлагаемого материала методика доступна детям с 3-4 лет.

Рис. 31. Образцы полных изображений животных и их разрезанные фрагменты

Частным вариантом этой пробы является такой, при котором экспери­ментатор изолированно показывает ребенку какую-то типичную для данного животного часть тела (рога коровы или оленя, хвост лошади, «пятачок» у свиньи и т. п.) и просит показать, кому она принадлежит.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.008 с.)