Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соотнесение предмета с формойСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Испытуемому выдаются 5 карт с изображенными на них геометрическими фигурами — квадратом, прямоугольником, овалом, кругом и треугольником. После этого экспериментатор поочередно показывает реалистические изображения различных предметов, например: тарелки, арбуза, мяча, шарика, яйца, дыни, огурца, крыши дома, листа треугольной формы, дорожного знака, платка, скатерти, шахматной доски, кузова машины, картины, книги и др. (рис. 25). Предъявленные изображения необходимо разложить под карточками таким образом, чтобы предложенные геометрические формы и изображения объектов соотносились между собой. Рис. 25. Примеры геометрических фигур и соотносимых с ними изображений предметов С помощью данной методики можно оценить способность испытуемого к топологической категоризации визуальных образов на основе отвлечения от их частных внешних признаков. Свободные образные ассоциации (Е. Г. Гришина) Испытуемому дают лист бумаги и карандаш. Инструкция: «Постарайтесь за 5 минут нарисовать как можно больше разных предметов. Качество рисунка роли не играет, главное, чтобы было понятно, что это. Рисуйте все, что придет в голову». После окончания рисования все изображенные предметы должны быть названы. Методика предназначена для исследования образных представлений у детей — возможности и продуктивности актуализации образов-представлений в ситуации свободной стратегии воспроизведения. Обращают внимание на количество принятых к разработке разных семантических групп, их наполненность, на наличие в рисунке присущих предмету признаков, наличие признаков, позволяющих дифференцировать предметы внутри класса, и др. Образы-представления в своем формировании имеют широкую мозговую основу, опираясь на работу не только затылочных гностических, но и височных зон (в частности, второй височной извилины доминантного по речи полушария, поражение которой обычно приводит к синдрому акустико-мне-стической афазии), теменных и лобных отделов обоих полушарий. Направленные образные ассоциации (Е. Г. Гришина) Испытуемому предлагается за 5 минут, глядя на рисунок яблока, нарисовать как можно больше разных предметов, которые приходят в голову в связи с этой картинкой. Качество собственных рисунков роли не играет. После окончания рисования все изображенные предметы должны быть названы и должна быть объяснена их связь с изображением яблока. Методика предназначена для исследования образных представлений у детей — возможности и продуктивности актуализации образов-представлений в ситуации заданной стратегии воспроизведения. Дорисовывание геометрических фигур ло предмета (Е. Г. Гришина) Испытуемому предлагается лист бумаги, на котором нарисованы 6 кругов, 6 квадратов, 6 ломаных и волнистых линий и 6 овалов, с инструкцией, декларирующей проверку его фантазии. Требуется за 5 минут дорисовать каждую из фигур до какого-либо предмета, причем придумать максимально большое количество предметов. При исследовании детей приводятся дополнительные примеры: «Треугольник можно дорисовать до домика или человечка» (показывается) и т. п. Качество рисунка роли не играет. После окончания рисования все изображенные предметы должны быть названы. Методика предназначена для исследования полноты образных представлений. Дорисовывание фигур до объектов класса по слову-наименованию (Л. С. Цветкова) Испытуемому выдается лист бумаги с нарисованными на нем 3 парами кругов (в форме восьмерки) (рис. 26). Предлагается дорисовать первую фигуру до петуха, вторую — до курицы, а третью — до цыпленка, «так, чтобы всем было понятно, кто где нарисован». Рис. 26. Изображения, подлежащие дополнению Отслеживается как факт наличия / отсутствия необходимых деталей предметов (хвост, лапки, клюв, гребешок), так и количество признаков, несущих различительную функцию. Время выполнения задания не ограничено. Методика предназначена для исследования способности к воспроизведению в рисунке существенных (отличительных) признаков предметов. Дорисовывание отличительных признаков предмета (Л. С. Цветкова) Испытуемому на рисунке предлагается какая-то деталь, которая может оказаться общей для достаточно большого круга предметов (рис. 27). От испытуемого требуется так дополнить ее в процессе рисования, чтобы в результате получился называемый экспериментатором объект. Рис. 27. Примеры дорисованных изображений (исходный фрагмент расчерчен линиями) Данная методика оценивает способности к переходу от зрительного восприятия к зрительным предметным представлениям благодаря вычленению их существенных признаков. Рисование предмета по слову-наименованию (Е. Г. Гришина) Испытуемому выдается лист бумаги и карандаш с инструкцией как можно лучше нарисовать следующие предметы: лошадь, заяц, кот, собака, корова, ворона, сорока, дуб, ель, ключ, очки, часы, зонт, ножницы, бабочка, пчела, сапог, ботинок, верблюд, жираф. Слова-наименования для этого вида задания подобраны таким образом, что они образовывают несколько семантических групп. Внутри них производится анализ наличия / отсутствия существенных признаков в предметных изображениях, позволяющих отдифференцировать предметы внутри класса. Время выполнения задания не ограничено. Методика предназначена для исследования образно-предметной сферы — семантической организации образов-представлений в ситуации направленного воспроизведения. Методику целесообразно использовать для обследования детей старшего дошкольного возраста и учащихся младших классов. Складывание картинок из частей (Т. А. Марцинковская, А. Н. Бернштейн) Для проведения этой методики необходимо иметь набор из нескольких рисунков возрастающей сложности. Первый рисунок разрезан на 2 части и при необходимости может использоваться для демонстрации, а остальные — на большее количество частей и более сложной конфигурации. При этом 1-й и 4-й рисунки должны быть одинаковыми, но разрезанными по-разному (рис. 28). Следует предусмотреть несколько вариантов рисунков для проведения повторных исследований. Образцы рисунков могут быть выбраны произвольно, например, изображения животных, отдельных предметов и т. п. Рис. 28. Примеры стимульного материала к методике «Складывание картинок из частей» Части рисунка предъявляются испытуемому в перевернутом виде, без определенного порядка, а также без образца. Экспериментатор фиксирует, сколько времени выполнялось задание, каков результат, наблюдались ли в процессе работы с деталями признаки целенаправленного плана действия или она носила характер проб и ошибок. Для детей в возрасте 3-5 лет задания следует сопровождать демонстрацией оригинала рисунка. Выполнение данной пробы позволяет судить об уровне развития пространственно-зрительного воображения (функциональной зрелости теменно-затылочных участков мозга), а также о состоянии наглядного мышления и конструктивного праксиса. При исследованиях взрослых чаше всего для аналогичных целей используется субтест из батареи Д. Векслера, включающий четыре стандартные вырезанные из картона, пластмассы или тонкой фанеры фигуры — человека, профиля лица, кисти руки и слона (рис. 29). Эти фигуры разделены на 5, 9, 7 и 8 фрагментов, соответственно. Наборы фрагментов каждой фигуры одновременно предъявляются испытуемому без указания на то, что из них должно быть сложено. Преимуществом данного варианта пробы является разработанность для нее количественных норм. Рис. 29. Разрезанные фигуры из соответствующего субтеста Шкалы измерения интеллекта Векслера (масштаб изменен) К числу оцениваемых факторов относятся зрительное восприятие и визуально-моторная интеграция, а также степень и точность двигательной активности. И детский и взрослый наборы фигур при складывании отражают и особенности конструктивной деятельности испытуемого, за которую несут ответственность теменно-затылочные участки мозга. Вкладки к картинкам (С. Д. Забрамная) Ребенку поочередно показывают картинки (обычно иллюстрации из известных сказок), один из фрагментов которых вырезан и находится среди других, принадлежащих иным изображениям (рис. 30). Ребенку предлагают найти недостающий фрагмент и с его помощью завершить данную картинку (вложить фрагмент в прорезь), дополнительно объяснив, что на ней изображено, а при возможности рассказать и сюжет сказки (рис. 30). Рис, 30. Образец стимульного материала к методике «Вкладки к картинкам» Данная методика, применяемая при работе с детьми с 4 лет, направлена на выявление сформированности пространственного восприятия, аналитико-синтетической деятельности, способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерности в изображении. Для ее исполнения также необходимы и элементы конструктивного мышления. Подбор частей целого Для проведения данной пробы необходимо заготовить комплект изображений различных хорошо знакомых ребенку животных. Каждая картинка второго аналогичного комплекта разрезается на части таким образом, чтобы на каждой из них была представлена какая-то часть тела животного (рис. 31). Должен использоваться один и тот же способ разрезания. Фрагменты различных картинок перемешиваются, и ребенку после показа одного из изображений первого набора предлагается во втором найти те элементы (части тела), из которых может получиться предъявленное животное. В зависимости от сложности предлагаемого материала методика доступна детям с 3-4 лет. Рис. 31. Образцы полных изображений животных и их разрезанные фрагменты Частным вариантом этой пробы является такой, при котором экспериментатор изолированно показывает ребенку какую-то типичную для данного животного часть тела (рога коровы или оленя, хвост лошади, «пятачок» у свиньи и т. п.) и просит показать, кому она принадлежит.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.43.98 (0.008 с.) |