Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запоминание бессмысленных слов (Г. Эббингауз)

Поиск

Данная методика построена на том, что использование бессмысленных слогов позволяет избавиться от влияния понимания и осмысленных ассоци­аций того, что запоминается. В качестве материала для запоминания высту­пают слоги-триграммы, в которых между двумя согласными расположена гласная, а сами слоги не являются словами и не вступают со слогами-сосе­дями в отношения, которые можно было бы использовать в качестве основы для мнемотехнического приема. Например:

мон, бут, дес, гот, cap, лег, куд, рин, лос, вер; киз, тун, кел, вог, ред, сур, лар, тис, доф, жун; чал, тед, лып, сут, пон, кес, заф, дир, ноб, леб и т. д.

Технология использования бессмысленных слогов для изучения памяти может быть различной. В одних случаях целесообразно испытуемому, начиная с 2-3 слогов устно, четко их проговаривая, предлагать увеличивающиеся их

 

ряды до первой ошибки воспроизведения. В других случаях сразу предъявляет­ся ряд из 10 слогов, которые нужно безошибочно воспроизвести, а экспери­ментатор фиксирует количество правильно запомненных слогов независимо от порядка, в котором испытуемый их повторил.

Запоминание слов

Это классический прием проверки памяти, заключающийся в том, что испытуемому четко зачитываются наборы коротких, не связанных между собой слов (с интервалом в 1 с), которые по окончании чтения должны быть вос­произведены. Порядок воспроизведения слов роли не играет. В зависимости от возраста, образования и сохранности психических функций испытуемого длина ряда может колебаться от 10 до 20 слов.

стол, час, грач, век, соль; дверь, нож, бур, полк, где; жар, пить, вял, ключ, матч; пядь, дом, чан, твой, петь; штык, винт, джаз, пень, лук; сор, план, брат, блеск, свет; конь, крыть, зонт, шифр, блеск; ток, прочь, боль, мыть, сын; рубль, жечь, столб, знай, люк; зоб, двор, чай, шкаф, треп; дед, щель, смех, слет, пол; уж, нос, рев, шлем, сметь; блин, грязь, штамп, край, трон; пир, ком, свист, грызть, лес; шнур, аут, пляж, сеть, рой; темь, красть, часть, плыл, лось; лист, смять, снег, груз, вой; шпик, шарф, шаль, смел, торг; гусь, мяч, змей, бланк, кисть; зонт, кость, гнев, пыль, пик.

В ряде случаев эксперимент выстраивается таким образом, что предъявля­емый ряд повторяют до того момента, пока испытуемый не начинает воспроиз­водить все прочитанные слова. Это позволяет выстаивать кривую запоминания и отслеживать количество предъявлений стимульного материала. В других случа­ях лишь фиксируется количество воспроизведенных слов в нескольких незави­симо предъявляемых рядах и по ним рассчитывается среднее значение.

Запоминание 10 слов (А. Р. Лурия)

Одна из наиболее известных методик, направленных на оценку объема и скорости слухоречевого запоминания. В качестве стимула используют

10 простых (односложных или коротких двусложных), не связанных по смыслу слов в единственном числе и именительном падеже. Слова зачитываются медленно и четко. После каждого повторения в специальном протоколе от­мечаются воспроизведенные испытуемым слова. Такая процедура повторяет­ся до устойчивого запоминания всех 10 слов, после чего делается 40—50-ми­нутный перерыв.

После перерыва испытуемому вновь предлагается вспомнить все ранее предъявлявшиеся слова.

По результатам исследования строится кривая запоминания.

Запоминание серий слов

Данная проба проводится по той же схеме, что и запоминание рядов цифр (см. выше), но в число вариантов ее модификаций могут входить и иные приемы. Так, например, воспроизведение слов во второй серии произ­водится не в обратном, а лишь в измененном порядке. Для запоминания в первой серии используются короткие слова, а во второй — более длинные и различающиеся по частоте встречаемости в русском языке:

«дом— лес— стол— кот», «стол— лес— кот— дом»; (для интерференции — «мост — ночь — крест»); «сук — нос — вор — час», «лук — пар — сок — гриб»; «диван — стол — окна — дверь — тумбочка», «глаз — нос — ухо — рука — затылок».

Здоровый испытуемый без труда воспроизводит серию из 5-6 предъяв­ляемых элементов (слов, цифр), но для больного с патологическим состоя­нием коры возможности удержания следов начинают ограничиваться 2-4 эле­ментами, при этом повторение ряда не приводит к улучшению результатов (признак поражения задне- и нижневисочных участков коры левого полуша­рия). В некоторых случаях воспроизведение слов начинает сопровождаться персеверациями, которые являются признаком патологической инертности нервных процессов, типичной для больных с органическим поражением моз­га, контаминациями (смешением элементов двух групп) которые характерны для лобно-височных и лобно-диэнцефальных поражений. В последнем случае собственно потерь слухо-речевой памяти может и не быть, но переход от одного ряда запомненных слов к другому будет сопровождаться инертными повторениями ранее запомненных слов первого ряда с отсутствием критики к своим ошибкам.

Как и в пробе с цифровыми рядами, задание может быть усложнено за счет отсроченного на 60 или 120 секунд воспроизведения с заполнением па­узы отвлекающими раздражителями.

Запоминание фраз (непосредственное, отсроченное, с интерференцией)

Испытуемому в устной форме предлагается несколько фраз увеличиваю­щейся длины и сложности, которые сразу после экспериментатора необходи­мо повторить как можно точнее. Например:

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

С целью определения влияния на удержание запомненного материала интерферирующего материала, проба может быть продолжена следующим образом. После первого воспроизведения выдерживается 2-минутная пауза, во время которой испытуемого просят не повторять мысленно материал, предназначенный для запоминания. Затем он должен вновь его воспроизве­сти. В следующей серии опыта 2-минутная пауза заполняется гетерогенной деятельностью, например, испытуемому предлагается поговорить на какую-то отвлеченную тему или устно, рассуждая вслух, решить несколько неслож­ных арифметических задач.

Проба на заучивание

Испытуемому предъявляется для заучивания ряд слов (или цифр), не связанных между собой; их количество выходит за пределы того, что можно запомнить с первого раза (10-12 слов или 8-10 цифр).

Примерные наборы слов:

1) гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река;

2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша;

3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

Предлагается воспроизвести элементы этого ряда в любом порядке. За­помненные слова в специальном приготовленном бланке помечаются цифра­ми в порядке воспроизведения. После записи процедура вновь повторяется до тех пор (обычно 8-10 раз), пока ряд не начинает воспроизводиться пол­ностью. На основании записей строится так называемая кривая памяти, или кривая заучивания, отражающая от опыта к опыту объем запомненного ма­териала.

Больные с очаговыми поражениями задних отделов мозга, как правило, сохраняют качественные особенности мнестического процесса, которые ха­рактерны для здоровых испытуемых. Они стараются заучивать предложенные слова в известном порядке, каждый раз обращая внимание на те, которые

им не удалось запомнить в предшествующий раз. Посторонние слова в вос­производимом ряду практически не встречаются, однажды сделанная ошибка многократно не повторяется. Но кривая заучивания растет у них медленно, и часто испытуемый не может запомнить более 5 слов. По ходу опыта, после достижения «вершины» у испытуемого может начаться истощение, из-за чего последующие попытки запомнить будут приводить не к увеличению объема воспроизведения, а к его уменьшению.

При лобном синдроме запомненный ряд воспроизводится хаотично, часто встречаются случайные и неповторяющиеся в очередной опыте слова, либо сделанная ошибка повторяется при всех дальнейших воспроизведениях без попытки ее исправить. Дважды подряд в одном опыте воспроизводится одно и то же слово.

1 Запоминание рассказов

Испытуемому зачитывается короткий и несложный по сюжету рассказ и предлагается рассказать его. Затем то же самое проделывается с другими рассказами (включающими в свой состав отдельные элементы первого рас­сказа). В итоге устанавливается, насколько полно больной передает содержа­ние каждого из них, не вплетает ли он в изложение рассказов дополнитель­ные ассоциации, не смешиваются ли элементы первого и второго рассказов, то есть не происходит их контаминация.

После того как испытуемый передает содержание второго рассказа, ему предлагается вспомнить первый. Полная невозможность сделать это будет свидетельствовать о наличии грубых амнестических расстройств, связанных с общемозговыми поражениями.

Для данной пробы обычно используются рассказы Л. Н. Толстого.

ГАЛКА И ГОЛУБИ Галка услыхала, что голубей хорошо кормят; выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби подумали, что она тоже голубь, и приняли ее. Но она не удержалась и закричала по-галочьи. Тогда голуби увидели, что она гал­ка, и выгнали ее. Она вернулась к своим, но те ее не признали и тоже не приняли.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Волна его захлестнула, и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Она бросила муравью ветку. Он взобрался на нее и спасся.

На следующий день охотник расставил сети, чтобы поймать голубку. Но когда он вынимал голубку из сетей, муравей подполз и укусил охотника в ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка выпорхнула и улетела.

ПЛОХОЙ СТОРОЖ У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко.

УМНАЯ ГАЛКА Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить.

САМЫЕ КРАСИВЫЕ Летела сова. Навстречу ей другие птицы. Сова спросила: «Вы не видели моих птенцов?»— «А они какие?»— «Самые красивые!»

Рассказы для маленьких детей должны быть короткими и доступными по содержанию. Например:

Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка переста­ла катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку. •

Больные с поражением левой височной области и акустико-мнестически-ми дефектами не могут удержать нужный материал, просят его повторить, упускают отдельные детали, заменяют персонажей, например, галку — на ворону, муравья — на комара и т. д. При просьбе экспериментатора вернуться к первому рассказу способны вспомнить лишь его отдельные фрагменты.

Больные с поражением передних— лобных или лобно-височных отделов мозга уже при воспроизведении первого рассказа часто обнаруживают нару­шения избирательности сохранения следов, вплетают в рассказ побочные ассоциации, соскальзывают на описание деталей, которых в рассказе не было, при передаче второго рассказа продуцируют контаминации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.011 с.)