Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запоминание бессмысленных слов (Г. Эббингауз)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данная методика построена на том, что использование бессмысленных слогов позволяет избавиться от влияния понимания и осмысленных ассоциаций того, что запоминается. В качестве материала для запоминания выступают слоги-триграммы, в которых между двумя согласными расположена гласная, а сами слоги не являются словами и не вступают со слогами-соседями в отношения, которые можно было бы использовать в качестве основы для мнемотехнического приема. Например: мон, бут, дес, гот, cap, лег, куд, рин, лос, вер; киз, тун, кел, вог, ред, сур, лар, тис, доф, жун; чал, тед, лып, сут, пон, кес, заф, дир, ноб, леб и т. д. Технология использования бессмысленных слогов для изучения памяти может быть различной. В одних случаях целесообразно испытуемому, начиная с 2-3 слогов устно, четко их проговаривая, предлагать увеличивающиеся их
ряды до первой ошибки воспроизведения. В других случаях сразу предъявляется ряд из 10 слогов, которые нужно безошибочно воспроизвести, а экспериментатор фиксирует количество правильно запомненных слогов независимо от порядка, в котором испытуемый их повторил. Запоминание слов Это классический прием проверки памяти, заключающийся в том, что испытуемому четко зачитываются наборы коротких, не связанных между собой слов (с интервалом в 1 с), которые по окончании чтения должны быть воспроизведены. Порядок воспроизведения слов роли не играет. В зависимости от возраста, образования и сохранности психических функций испытуемого длина ряда может колебаться от 10 до 20 слов. стол, час, грач, век, соль; дверь, нож, бур, полк, где; жар, пить, вял, ключ, матч; пядь, дом, чан, твой, петь; штык, винт, джаз, пень, лук; сор, план, брат, блеск, свет; конь, крыть, зонт, шифр, блеск; ток, прочь, боль, мыть, сын; рубль, жечь, столб, знай, люк; зоб, двор, чай, шкаф, треп; дед, щель, смех, слет, пол; уж, нос, рев, шлем, сметь; блин, грязь, штамп, край, трон; пир, ком, свист, грызть, лес; шнур, аут, пляж, сеть, рой; темь, красть, часть, плыл, лось; лист, смять, снег, груз, вой; шпик, шарф, шаль, смел, торг; гусь, мяч, змей, бланк, кисть; зонт, кость, гнев, пыль, пик. В ряде случаев эксперимент выстраивается таким образом, что предъявляемый ряд повторяют до того момента, пока испытуемый не начинает воспроизводить все прочитанные слова. Это позволяет выстаивать кривую запоминания и отслеживать количество предъявлений стимульного материала. В других случаях лишь фиксируется количество воспроизведенных слов в нескольких независимо предъявляемых рядах и по ним рассчитывается среднее значение. Запоминание 10 слов (А. Р. Лурия) Одна из наиболее известных методик, направленных на оценку объема и скорости слухоречевого запоминания. В качестве стимула используют 10 простых (односложных или коротких двусложных), не связанных по смыслу слов в единственном числе и именительном падеже. Слова зачитываются медленно и четко. После каждого повторения в специальном протоколе отмечаются воспроизведенные испытуемым слова. Такая процедура повторяется до устойчивого запоминания всех 10 слов, после чего делается 40—50-минутный перерыв. После перерыва испытуемому вновь предлагается вспомнить все ранее предъявлявшиеся слова. По результатам исследования строится кривая запоминания. Запоминание серий слов Данная проба проводится по той же схеме, что и запоминание рядов цифр (см. выше), но в число вариантов ее модификаций могут входить и иные приемы. Так, например, воспроизведение слов во второй серии производится не в обратном, а лишь в измененном порядке. Для запоминания в первой серии используются короткие слова, а во второй — более длинные и различающиеся по частоте встречаемости в русском языке: «дом— лес— стол— кот», «стол— лес— кот— дом»; (для интерференции — «мост — ночь — крест»); «сук — нос — вор — час», «лук — пар — сок — гриб»; «диван — стол — окна — дверь — тумбочка», «глаз — нос — ухо — рука — затылок». Здоровый испытуемый без труда воспроизводит серию из 5-6 предъявляемых элементов (слов, цифр), но для больного с патологическим состоянием коры возможности удержания следов начинают ограничиваться 2-4 элементами, при этом повторение ряда не приводит к улучшению результатов (признак поражения задне- и нижневисочных участков коры левого полушария). В некоторых случаях воспроизведение слов начинает сопровождаться персеверациями, которые являются признаком патологической инертности нервных процессов, типичной для больных с органическим поражением мозга, контаминациями (смешением элементов двух групп) которые характерны для лобно-височных и лобно-диэнцефальных поражений. В последнем случае собственно потерь слухо-речевой памяти может и не быть, но переход от одного ряда запомненных слов к другому будет сопровождаться инертными повторениями ранее запомненных слов первого ряда с отсутствием критики к своим ошибкам. Как и в пробе с цифровыми рядами, задание может быть усложнено за счет отсроченного на 60 или 120 секунд воспроизведения с заполнением паузы отвлекающими раздражителями. Запоминание фраз (непосредственное, отсроченное, с интерференцией) Испытуемому в устной форме предлагается несколько фраз увеличивающейся длины и сложности, которые сразу после экспериментатора необходимо повторить как можно точнее. Например: В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. С целью определения влияния на удержание запомненного материала интерферирующего материала, проба может быть продолжена следующим образом. После первого воспроизведения выдерживается 2-минутная пауза, во время которой испытуемого просят не повторять мысленно материал, предназначенный для запоминания. Затем он должен вновь его воспроизвести. В следующей серии опыта 2-минутная пауза заполняется гетерогенной деятельностью, например, испытуемому предлагается поговорить на какую-то отвлеченную тему или устно, рассуждая вслух, решить несколько несложных арифметических задач. Проба на заучивание Испытуемому предъявляется для заучивания ряд слов (или цифр), не связанных между собой; их количество выходит за пределы того, что можно запомнить с первого раза (10-12 слов или 8-10 цифр). Примерные наборы слов: 1) гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река; 2) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша; 3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика. Предлагается воспроизвести элементы этого ряда в любом порядке. Запомненные слова в специальном приготовленном бланке помечаются цифрами в порядке воспроизведения. После записи процедура вновь повторяется до тех пор (обычно 8-10 раз), пока ряд не начинает воспроизводиться полностью. На основании записей строится так называемая кривая памяти, или кривая заучивания, отражающая от опыта к опыту объем запомненного материала. Больные с очаговыми поражениями задних отделов мозга, как правило, сохраняют качественные особенности мнестического процесса, которые характерны для здоровых испытуемых. Они стараются заучивать предложенные слова в известном порядке, каждый раз обращая внимание на те, которые им не удалось запомнить в предшествующий раз. Посторонние слова в воспроизводимом ряду практически не встречаются, однажды сделанная ошибка многократно не повторяется. Но кривая заучивания растет у них медленно, и часто испытуемый не может запомнить более 5 слов. По ходу опыта, после достижения «вершины» у испытуемого может начаться истощение, из-за чего последующие попытки запомнить будут приводить не к увеличению объема воспроизведения, а к его уменьшению. При лобном синдроме запомненный ряд воспроизводится хаотично, часто встречаются случайные и неповторяющиеся в очередной опыте слова, либо сделанная ошибка повторяется при всех дальнейших воспроизведениях без попытки ее исправить. Дважды подряд в одном опыте воспроизводится одно и то же слово. 1 Запоминание рассказов Испытуемому зачитывается короткий и несложный по сюжету рассказ и предлагается рассказать его. Затем то же самое проделывается с другими рассказами (включающими в свой состав отдельные элементы первого рассказа). В итоге устанавливается, насколько полно больной передает содержание каждого из них, не вплетает ли он в изложение рассказов дополнительные ассоциации, не смешиваются ли элементы первого и второго рассказов, то есть не происходит их контаминация. После того как испытуемый передает содержание второго рассказа, ему предлагается вспомнить первый. Полная невозможность сделать это будет свидетельствовать о наличии грубых амнестических расстройств, связанных с общемозговыми поражениями. Для данной пробы обычно используются рассказы Л. Н. Толстого. ГАЛКА И ГОЛУБИ Галка услыхала, что голубей хорошо кормят; выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби подумали, что она тоже голубь, и приняли ее. Но она не удержалась и закричала по-галочьи. Тогда голуби увидели, что она галка, и выгнали ее. Она вернулась к своим, но те ее не признали и тоже не приняли. МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА Муравей спустился к ручью, чтобы напиться. Волна его захлестнула, и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Она бросила муравью ветку. Он взобрался на нее и спасся. На следующий день охотник расставил сети, чтобы поймать голубку. Но когда он вынимал голубку из сетей, муравей подполз и укусил охотника в ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка выпорхнула и улетела. ПЛОХОЙ СТОРОЖ У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и молоко. УМНАЯ ГАЛКА Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камешки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было пить. САМЫЕ КРАСИВЫЕ Летела сова. Навстречу ей другие птицы. Сова спросила: «Вы не видели моих птенцов?»— «А они какие?»— «Самые красивые!» Рассказы для маленьких детей должны быть короткими и доступными по содержанию. Например: Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку. • Больные с поражением левой височной области и акустико-мнестически-ми дефектами не могут удержать нужный материал, просят его повторить, упускают отдельные детали, заменяют персонажей, например, галку — на ворону, муравья — на комара и т. д. При просьбе экспериментатора вернуться к первому рассказу способны вспомнить лишь его отдельные фрагменты. Больные с поражением передних— лобных или лобно-височных отделов мозга уже при воспроизведении первого рассказа часто обнаруживают нарушения избирательности сохранения следов, вплетают в рассказ побочные ассоциации, соскальзывают на описание деталей, которых в рассказе не было, при передаче второго рассказа продуцируют контаминации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 3210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.011 с.) |