Решение силлогистических задач (Т. В. Черниговская, В. Л. Деглин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решение силлогистических задач (Т. В. Черниговская, В. Л. Деглин)



Данная проба направлена не только на оценку способности испытуемого к решению логических дедуктивных задач, но и на характеристику мышле­ния как функции, производной от межполушарной асимметрии.

Испытуемому поочередно предъявляются карточки с напечатанными на них силлогистическими задачами, представляющими собой комплекс из двух посылок — большой и малой — и вопроса:

Всякое дерево тонет в воде. Бальза— дерево. Тонет бальза в воде или нет?

Все драгоценные металлы блестят. Медь— драгоценный металл. Блестит медь или нет?

В Африке часто бывает северное сияние. Уганда— в Африке. Бывает в Уганде северное сияние или нет?

Обезьяны хорошо прыгают по деревьям. Дикобраз — обезьяна. Прыгает дикобраз по деревьям или нет?

В тропических странах зима холодная. Эквадор— тропическая страна. В Эквадоре зимой холодно или нет?

Во всех реках, где ставят сети, водится рыба. На реке Нева ставят сети. Водится в Неве рыба или нет?

У каждого государства есть флаг. Замбия — государство. Есть у Замбии флаг или нет?

Таня и Оля всегда вместе пьют чай. Таня пьет чай в Зчаса дня. Пьет ли Оля чай, когда время Зчаса?

Все драгоценные металлы не ржавеют. Молибден — драгоценный металл. Ржавеет молибден или нет?

Каждый художник умеет рисовать зайца. Дюрер— художник. Умеет Дюрер рисовать зайца или нет?

У всех квадратов стороны одинаковые. Девочка нарисовала на доске квадрат. У этого квадрата стороны одинаковые или нет?

Летом на широте Петербурга белые ночи.

Город Приморск находится на этой широте. Летом в Приморске белые ночи или нет?

Все числа, которые оканчиваются на 5, делятся на 5 без остатка. Число 705 оканчивается на 5. Делится число 705 на 5 без остатка или нет?

На всех больших улицах стоят светофоры. Улица Дыбенко— большая. Есть на улице Дыбенко светофоры или нет?

Все млекопитающие кормят своих детей молоком. Кенгуру— млекопитающее. Кормит кенгуру своих детей молоком или нет?

«Ложные» силлогизмы (в представленном перечне — первые пять) долж­ны перемежаться с «правильными», имеющими истинные посылки. Испыту­емый прочитывает вслух посылки и вопрос, а затем отвечает на него. После ответа необходимо его обосновать. Дополнительно проверяется запас соот­ветствующих сведений (знают ли они, что такое северное сияние и где оно бывает, какой климат в тропиках и т. д.). В тех случаях, когда такие знания отсутствуют, результаты тестирования не учитываются.

При столкновении испытуемых с ложными силлогизмами обнаружива­ются ответы 2 типов. Первый тип — неприятие ложной посылки и отказ от

решения силлогизма. Такие ответы квалифицируются как эмпирические: испытуемые выходят за рамки силлогизма и апеллируют к действительности. Второй тип ответов — формально-логический вывод из посылок, когда несо­ответствие посылок действительности во внимание не принимается (типа «Да, бальза тонет в воде»). Эти ответы квалифицируются как теоретические или формальные — испытуемые строго следуют правилам дедукции.

Правое полушарие имеет связь с эмпирическим стилем мышления, а левое — с теоретическим.

При принципиальной сохранности рецептивной речи низкие показатели по данной пробе могут быть связаны с неудовлетворительной работой задних нижнетеменных и задневисочных участков коры левого полушария, а также лоб­ных долей мозга.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Реакция на неудачу

Данная проба является разновидностью патопсихологического экспери­мента, при котором исследующий несколько раз моделирует для исследуемо­го ситуацию неудачного решения какого-то задания (например, испытуемому говорится, что он не уложился в контрольное время либо задача вообще не имеет правильного решения). Предметом наблюдения становятся адекватность эмоциональной реакции, ее выраженность и качество (досада, раздражение, агрессивность, безразличие, слезы, удивление, беспомощность и т. п.). Кроме того, реакции на неудачу делят на конструктивные и деструктивные, рацио­нальные и эмоциональные, нормальные и патологические.

Информация об ошибке испытуемого может чередоваться с подтвержде­нием правильности некоторых решений и тогда наблюдаемой становится ре­акция на удачу, которая имеет меньший спектр возможных экспрессивных выражений.

Качественная неадекватность эмоционального реагирования чаще всего связана с нарушениями работы лобных долей мозга, а избыточная эмоцио­нальная лабильность, сопровождающаяся заметными вегетативными реакци­ями (покраснением или побледнением кожным покровов, потливостью, уча­щением пульса и т. п.), — с расстройствами диэнцефалъной регуляции,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.005 с.)