Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение правшества-левшества

Поиск

Опросник М. Аннет (модифицированный вариант по Л. И. Вассерману и соавт.)

Данная методика обычно дополняет процесс наблюдения, которого иногда бывает достаточно для адекватного выявления ведущей руки.

Испытуемому предлагается опросник, состоящий из 8 пунктов, каждый из которых фиксирует преимущественный выбор привычного действия пра­вой или левой рукой. Опросник может заполняться как самим испытуемым, так и экспериментатором, который задает вопросы устно, а ответы вписыва­ет в специально предусмотренный бланк.

1. Были ли у вас среди близки родственников лица, лучше владевшие левой рукой или обеими руками одновременно (здесь и далее нужное подчеркнуть). Кто?

2. Были ли склонности в начале школьного обучения к зеркальному (отра­женному) изображению букв, цифр?

3. Какой рукой в детстве вы начинали: рисовать— правой, левой, попеременно; писать— правой, левой, попеременно; есть— правой, левой, попеременно.

В каком возрасте выявилось предпочтение...................... руки?

4. Какой рукой вы:

пишете— правой, левой, попеременно;

набираете номер телефона — правой, левой, попеременно;

открываете замок ключом — правой, левой, попеременно.

5. Какой рукой вы держите: чашку— правой, левой, попеременно; ложку— правой, левой, попеременно; нож— правой, левой, попеременно.

6. Какой рукой вы держите: расческу— правой, левой, попеременно; зубную щетку— правой, левой, попеременно; ножницы — правой, левой, попеременно.

7. Какой рукой вы бросаете:

мяч — правой, левой, попеременно; камень— правой, левой, попеременно; палку— правой, левой, попеременно.

8. Какой рукой вы:

подметаете пол — правой, левой, попеременно; забиваете гвозди — правой, левой, попеременно; зажигаете спичку— правой, левой, попеременно.

Каждый выбор испытуемого оценивается в 1 балл. Максимальное коли­чество баллов по опроснику— 18. Ответы на вопросы 1 и 2 не оцениваются, но принимаются во внимание при оценке результатов опроса. Предпочтение правой или левой руки считается определенным при наборе 2/з возможных баллов в пользу одной из них. В пользу амбидекстрии могут свидетельство­вать 6 и более баллов, полученных за предпочтение испытуемыми ответа «попеременно».

Для тех же целей может быть использован опросник Кровица — Зенера, в котором присутствует чередование вопросов на правую и левую руку.

Опросник М. Аннет (детский вариант)

Данная модификация рекомедуется для детей от 4-5 лет и старше. Взрос­лый задает ребенку приведенные ниже вопросы и фиксирует ответы в таблице.

 

Вопрос Правой Любой Левой
Только Чаще   Чаще Только
1. Какой рукой ты пишешь?          
2. Какой рукой ты рисуешь?          
3. Какой рукой ты бросаешь мяч, камень?          
4. Какой рукой держишь ракетку для игры в теннис?          
5. Какой рукой зажигаешь спичку?          
6. Какой рукой режешь бумагу ножницами?          
7. Какой рукой вдеваешь нитку в иголку?          
8. Какой рукой режешь хлеб?          
9. Какой рукой расчесываешься?          
10. Какой рукой раздаешь карточки?          
11. Какой рукой держишь молоток?          
12. Какой рукой держишь зубную щетку?          
Сумма          

Каждый ответ оценивается по 5-балльной системе, включающей поло­жительные и отрицательные числа.

Ответ «Только правой» оценивается в +2 балла;

ответ «Чаще правой» оценивается в +1 балл;

ответ «Любой рукой» оценивается как 0;

ответ «Чаше левой» оценивается в -1 балл;

ответ «Только левой» оценивается в -2 балла.

После заполнения опросника все баллы алгебраически суммируются.

Показатели от +24 до +17 баллов оцениваются как «Выраженная право-рукость»; от +8 до -8 — как «Амбидекстрия (владение обеими руками в рав­ной степени)»; от —9 до —16— как «Слабая леворукость», от —17 до —24 — как «Выраженная леворукость».

Измерение длины руки (Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова)

Измеряется длина обеих опущенных вытянутых вдоль туловища рук от акромеального отростка лопатки до конца третей фаланги. Преобладающей считается рука, превосходящая другую более чем на 0,2 см.

Измерение ногтевого ложа

С помощью микрометра измеряется ширина ногтевого ложа больших пальцев. Преобладающей считается рука с большей шириной ногтевого ложа.

Моторные мануальные тесты

Переплетение пальцев рук. У правшей сверху оказывается большой палец правой руки. При стертом левшестве левая рука играет более активную роль, и большой палец левой руки оказывается сверху. Реальная дифференциро-вочная способность этой пробы невысока.

Проба на прогибание кистей. При сильном напряжении обоих кистей, сложенных вместе, кисть более слабой руки прогибается больше.

«Поза Наполеона». Ведущей считается та рука, кисть которой первой оказывается на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Выпол­нение этой пробы начинается с активных движений ведущей руки, первой прикладывающейся к груди, и заканчивается расположением кисти неведу­щей руки под ведущим предплечьем.

При скрещивании рук на груди у испытуемого со стертым левшеством левая рука оказывается сверху. Надежность этой пробы при автономном выполнении невысока.

Имитация аплодисментов. Более активно исполняет движение ведущая рука (ударные движения), неведущая оказывается снизу.

Пожатие руки в приветствии. При прочих равных условиях в приветствии протягивается (прикладывается к шляпе, помахивает) ведущая рука. Это менее надежная проба, поскольку ее исполнение во многом обусловливается пре­дыдущим опытом испытуемого — выработкой шаблонов активного участия в этом жесте правой руки независимо от ее фактического доминирования.

Завод часов. При исполнении данного действия неведущая рука держит часы, а ведущая заводит, то есть выполняет активные точно дозированные движения.

Причесывание. Испытуемому предлагают причесаться, взяв лежащую перед ним на столе расческу. Действие обычно выполняет ведущая рука.

Пробы на координированного»

Испытуемому предлагается поймать одной рукой брошенный с расстоя­ния 1,5-2 м бумажный шарик или какой-то небольшой предмет. В сенсиби­лизированном варианте проба проводится без предварительной инструкции, неожиданно для испытуемого.

Другой пробой, близкой по своему психофизиологическому содержанию, является бросание бумажного шарика в корзину, также с расстояния 1,5—2 м. При прочих равных условиях и при отсутствии специальной инструкции осуществлять действие конкретной рукой, ловлю предмета и его бросание осуществляет ведущая рука. Возможен количественный учет эффективности выполнения данных проб при их проведении отдельно по 10—15 бросков (ус­пешных схватываний или попаданий) для правой и левой рук отдельно.

Поднимание предмета

Обычно предлагается одной рукой поднять рассыпанные на полу (на столе) спички. Правши крайне редко делают это левой рукой. Для количе­ственной оценки проба может проводиться на скорость отдельно для правой и левой рук.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.011 с.)