Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация предметных изображений (родовые группы)

Поиск

(К. Гольдштейн)

В модификации Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарник методика применяет­ся для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но также позво­ляет судить об эффективности умозаключений, критичности и обдуманности дей­ствий испытуемых, особенностях памяти, объеме и устойчивости внимания.

Проба предусматривает использование 70 стандартных карточек, на кото­рых изображены предметы, относящиеся к различным группам: одежде, мебе­ли, посуде, школьным принадлежностям, орудиям труда и т. д., которые долж­ны быть разложены по принципу «что к чему подходит», «чтобы в группе были предметы одного сорта», «чтобы их можно было обозначить одним названием» (рис. 153). При обследовании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек (измерительные приборы, учебные пособия) следует исключить. Кроме того, по мнению Л. Н. Собчик, возможны объяснения по поводу ряда картинок, которые в наше время могут быть известны не всем (чернильница, штангенциркуль). В принципе, в ходе тестирования эксперимен­татор должен уклончиво отвечать на все вопросы, предоставляя испытуемому большую самостоятельность. Следует иметь в виду, что в стандартном наборе часть картинок дается в монохромном исполнении, а часть в цветном, что является необходимым атрибутом теста (рис. 153 — образцы стимульного мате­риала даны по Л. Н. Собчик). Для этой методики могут использоваться и карточки с рисунками из методики «Нахождение категориальных названий», при работе с которой также используются операции классификации.

Рис, 153. Примеры стимульного материала к методике «Классификация предметных изображений»

Набор предусматривает возможность различных ступеней обобщения. На первом этапе испытуемому предлагается их раскладывать так, как он считает нужным, но, по возможности, более детализированно. На втором этапе необ­ходимо соединять группу с группой так, чтобы групп стало как можно мень­ше, но так, чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название. По мере того как испытуемый производит укрупнение групп, экспериментатор просит еще уменьшать их число, доводя до 3 (подразумеваются: растения, живые существа, неодушевленные предметы).

Ведение опыта тщательно протоколируется.

Анализ экспериментальных данных, полученных с помощью такого экс­перимента, является качественным и представляет значительную трудность. Интеллектуально полноценный человек легко устанавливает группы домашних животных, зверей, мебели, посуды, одежды, фруктов, овощей. Большие труд­ности вызывает объединение транспорта, людей, а особенно измерительных приборов. В качестве ошибки, возникшей на почве конкретности мышления, следует рассматривать ситуационное объединение предметов (например, бабочки и цветка или моряка с пароходом). Излишняя детализация (мелкие группы) наблюдается при эпилепсии и, в некоторых случаях, при шизофрении. Иногда излишняя детализация встречается не за счет смыслового дробления, а по причине формирования испытуемым одноименных групп, что представляет собой следствие рассеянности, забывчивости и суженного объема внимания при сосудистых или органических поражениях мозга. Может встречаться и разноплановость, причудливость рассуждений испытуемых, которая не являет­ся случайной, а обосновывается ими при критических замечаниях экспери­ментатора (при шизофрении). Например, после объединения глобуса и часов в отдельную группу, больной испытуемый поясняет: «Когда вращается глобус, происходит смена суток, а эту смену более подробно показывают часы», либо группу карточек, изображающих разную посуду, больной называет «средства помещения объемов» (цит. по С. Я. Рубинштейн).

При умственной отсталости испытуемые иногда не могут найти общее понятие для обозначаемой группы, которая правильно ими собрана. При органических дефектах мозга типичны легкость совершения повторных оши­бок и такая же легкость их исправления при замечаниях экспериментатора.

В других вариантах классификаций предметов экспериментатор на отли­чающемся стимульном материале может предлагать иные критерии группи­ровки, например, «живое— неживое», «бабочки— птицы» и т. п., сравнивая эффективность классификаций по содержательным и внешним признакам.

Помимо предметной классификации возможна и классификация, при ко­торой изображения на карточках заменяются их вербальными обозначениями. Предметная классификация представляет большие трудности для процессов обобщения и отвлечения, поскольку детализированные наглядные изображения провоцируют конкретные ассоциации, а словесный вариант легче поддается классификации, но создает большие нагрузки для внимания и памяти. Поэтому при исследовании детей его рекомендуется применять лишь с 3—4 класса.

Методика мало пригодна для повторных проб.

Серии

Данная проба является одним из субтестов культурно-независимого те­ста интеллекта (CFIT) Р. Кеттелла, в котором для решения перцептивных заданий необходимо распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур (рис. 154).

Рис. 154. Примеры стимульного материала из CFIT

В левой части рисунка представлены ряды фигур, требующие продолже­ния, в правой — возможные варианты ответа, из которых необходимо вы­брать один единственно верный.

Достоинством данной пробы является то, что для нее разработаны воз­растные нормы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.120 (0.01 с.)