Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация предметных изображений (родовые группы)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(К. Гольдштейн) В модификации Л. С. Выготского и Б. В. Зейгарник методика применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но также позволяет судить об эффективности умозаключений, критичности и обдуманности действий испытуемых, особенностях памяти, объеме и устойчивости внимания. Проба предусматривает использование 70 стандартных карточек, на которых изображены предметы, относящиеся к различным группам: одежде, мебели, посуде, школьным принадлежностям, орудиям труда и т. д., которые должны быть разложены по принципу «что к чему подходит», «чтобы в группе были предметы одного сорта», «чтобы их можно было обозначить одним названием» (рис. 153). При обследовании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек (измерительные приборы, учебные пособия) следует исключить. Кроме того, по мнению Л. Н. Собчик, возможны объяснения по поводу ряда картинок, которые в наше время могут быть известны не всем (чернильница, штангенциркуль). В принципе, в ходе тестирования экспериментатор должен уклончиво отвечать на все вопросы, предоставляя испытуемому большую самостоятельность. Следует иметь в виду, что в стандартном наборе часть картинок дается в монохромном исполнении, а часть в цветном, что является необходимым атрибутом теста (рис. 153 — образцы стимульного материала даны по Л. Н. Собчик). Для этой методики могут использоваться и карточки с рисунками из методики «Нахождение категориальных названий», при работе с которой также используются операции классификации. Рис, 153. Примеры стимульного материала к методике «Классификация предметных изображений» Набор предусматривает возможность различных ступеней обобщения. На первом этапе испытуемому предлагается их раскладывать так, как он считает нужным, но, по возможности, более детализированно. На втором этапе необходимо соединять группу с группой так, чтобы групп стало как можно меньше, но так, чтобы можно было дать каждой группе какое-либо название. По мере того как испытуемый производит укрупнение групп, экспериментатор просит еще уменьшать их число, доводя до 3 (подразумеваются: растения, живые существа, неодушевленные предметы). Ведение опыта тщательно протоколируется. Анализ экспериментальных данных, полученных с помощью такого эксперимента, является качественным и представляет значительную трудность. Интеллектуально полноценный человек легко устанавливает группы домашних животных, зверей, мебели, посуды, одежды, фруктов, овощей. Большие трудности вызывает объединение транспорта, людей, а особенно измерительных приборов. В качестве ошибки, возникшей на почве конкретности мышления, следует рассматривать ситуационное объединение предметов (например, бабочки и цветка или моряка с пароходом). Излишняя детализация (мелкие группы) наблюдается при эпилепсии и, в некоторых случаях, при шизофрении. Иногда излишняя детализация встречается не за счет смыслового дробления, а по причине формирования испытуемым одноименных групп, что представляет собой следствие рассеянности, забывчивости и суженного объема внимания при сосудистых или органических поражениях мозга. Может встречаться и разноплановость, причудливость рассуждений испытуемых, которая не является случайной, а обосновывается ими при критических замечаниях экспериментатора (при шизофрении). Например, после объединения глобуса и часов в отдельную группу, больной испытуемый поясняет: «Когда вращается глобус, происходит смена суток, а эту смену более подробно показывают часы», либо группу карточек, изображающих разную посуду, больной называет «средства помещения объемов» (цит. по С. Я. Рубинштейн). При умственной отсталости испытуемые иногда не могут найти общее понятие для обозначаемой группы, которая правильно ими собрана. При органических дефектах мозга типичны легкость совершения повторных ошибок и такая же легкость их исправления при замечаниях экспериментатора. В других вариантах классификаций предметов экспериментатор на отличающемся стимульном материале может предлагать иные критерии группировки, например, «живое— неживое», «бабочки— птицы» и т. п., сравнивая эффективность классификаций по содержательным и внешним признакам. Помимо предметной классификации возможна и классификация, при которой изображения на карточках заменяются их вербальными обозначениями. Предметная классификация представляет большие трудности для процессов обобщения и отвлечения, поскольку детализированные наглядные изображения провоцируют конкретные ассоциации, а словесный вариант легче поддается классификации, но создает большие нагрузки для внимания и памяти. Поэтому при исследовании детей его рекомендуется применять лишь с 3—4 класса. Методика мало пригодна для повторных проб. Серии Данная проба является одним из субтестов культурно-независимого теста интеллекта (CFIT) Р. Кеттелла, в котором для решения перцептивных заданий необходимо распознание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур (рис. 154). Рис. 154. Примеры стимульного материала из CFIT ■ В левой части рисунка представлены ряды фигур, требующие продолжения, в правой — возможные варианты ответа, из которых необходимо выбрать один единственно верный. Достоинством данной пробы является то, что для нее разработаны возрастные нормы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.120 (0.01 с.) |