Тест Н. И. Озерецкого на реципрокную координацию рук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест Н. И. Озерецкого на реципрокную координацию рук



Испытуемому предлагается положить перед собой руки, причем одна из них сжата в кулак, а другая лежит с выпрямленными пальцами («ладонь») (рис. 96). Испытуемому необходимо изменять форму обеих кистей, расправ­ляя сжатую в кулак и сжимая распрямленную. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук. Задание адекватно для детей от 12 лет.

При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно.

Чаще всего нарушения при выполнении этого простого задания возни­кают у испытуемых с недостаточностью функционирования или поражением

 

 

Рис. 96. Начальное положение рук в пробе на реципрокную координацию

премоторных систем, либо повреждением передних отделов мозолистого тела (в последнем случае испытуемый не может одновременно изменять положе­ние обеих рук, движения каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук). Тогда же реципрокная координация обеих рук стано­вится полностью невозможной, хотя динамическая организация движений одной руки может и не страдать.

Сами нарушения при лобных поражениях могут касаться быстроты, плавности и последовательности двигательных актов, которые либо начина­ют выполняться изолированно, либо обе руки выполняют одинаковые дви­жения. Также характерно относительное отставание одной (противоположной очагу поражения) руки.

Одноручные пробы

на динамическую координацию движений

Если в силу каких-либо обстоятельств (например, пареза) исполнение динамических проб двумя руками оказывается невозможным, применяются пробы, способные диагностировать состояния праксиса лишь одной руки.

К их числу относится проба «Кулак-кольцо», при которой испытуемому предлагается попеременно выбрасывать вперед пальцы то сжатыми в кулак, то поставленными в позу кольца.

Аналогичный характер имеет и проба М. Б. Эйдиновой, при которой больной должен разгибать предплечье, одновременно расправляя пальцы кисти, которые в исходном положении были сжаты в кулак.

У больного с поражением премоторных отделов коры такие навыки фор­мируются с трудом, смена движений происходит недостаточно плавно, одна из позиций руки «застревает»; больной либо выбрасывает предплечье, не меняя позиции пальцев, либо меняет позицию пальцев, но перестает выбра­сывать вперед предплечье. Особые трудности возникают при переключении на другую инструкцию, когда испытуемому предлагают выполнить пробу в измененном (например, обратном) порядке.

 

Реципрокное постукивание

Данная проба по своему значению приближается к тесту Озерецкого, поскольку также ориентирована на оценку совместной координированной работы двух рук.

Испытуемому предлагается положить перед собой обе кисти и попере­менно постукивать по столу или по коленям правой рукой по два раза, а левой — по одному (••+••+••+). Затем порядок ударов для рук меняется на обратный (++•++•++•).

При поражении премоторных отделов коры движения теряют свою плав­ность и гармоничность перехода от одного элемента к другому, каждый удар начинает производиться изолированно, испытуемый начинает делать лишние удары или каждая рука начинает исполнять одинаковое количество постуки­ваний (••++••++••++ или ••+•+•+•+•). Этот эффект можно расцени­вать как упрощение заданной программы, что вообще характерно для функ­циональной недостаточности лобных зон коры. Для них же типично и беспо­рядочное отстукивание ритма с неспособностью даже после замечаний коррегировать свои ошибки. Эти дефекты становятся особенно заметными, если попросить испытуемого выполнять эту пробу в быстром темпе, либо усложнить задание (сменить программу): предложить после первой серии перейти к новой, например к попеременному отстукиванию правой рукой трех ударов, а левой— двух (•••++•••-+;+•••++) и наоборот.

При вовлечении в патологический процесс подкорковых узлов испытуе­мый начинает делать лишние импульсивные удары и не может остановиться.

Вторым вариантом усложнения динамической организации движений является переход к асимметричному постукиванию, при котором необходимо воспроизвести ритм: ++• ••+ ++• ••+.

При третьем, самом сложном варианте, ритм должен воспроизводиться не только с использованием двух рук, но и с их различными усилиями. Например, первый ритм ••+••+••+ должен исполняться с инструкцией «сильно-сильно-слабо» или «сильно-слабо-слабо». Неспособность одновремен­но удерживать два способа исполнения ритма (перенос удара и его интен­сивность) будет свидетельствовать о наличии инертности, возникающей при поражении лобных долей.

При оценке дефектов данной пробы также необходимо иметь в виду, что способность к воспроизведению ритмов обусловливается не только их испол­нительным аппаратом (премоторными и лобно-конвекситальными отделами), но и сохранностью височных и теменно-затылочных зон мозга, хранящих и обрабатывающих акустическую и визуальную информацию. Это обстоятель­ство может играть определенную роль при инструктировании испытуемого, которое сопровождается разными вариантами показа того, что от него требу­ется, то есть предполагает нормальную работу тех анализаторных систем, с помощью которых обеспечивается доведение инструкции до понимания об­следуемого.

Данную пробу целесообразно применять у детей 12 лет и старше.

 

 

Графические тесты (Э. Г. Симерницкая)

Испытуемому предлагается скопировать несколько букв или простых рисунков правой рукой, а затем воспроизвести их по памяти правой и левой. При воспроизведении рисунков левой рукой ошибки могут возникать в ре­зультате нарушения переноса информации из одного полушария в другое, то есть из-за повреждения комиссуральных связей. Замеченные дефекты изобра­жений нужно дифференцировать от схожих ошибок, появляющихся в резуль­тате повреждения зрительных зон коры (затылочные доли).

Проба «Игра на рояле»

Испытуемому предлагается положить свою кисть на стол в положение «игры на рояле», после чего последовательно выполнять движения I—II и I— V пальцами. Больной с поражениями передних отделов мозга, даже правиль­но поняв инструкцию, чаще всего не способен исполнить указанную после­довательность, включить торможение начавшегося ряда и продолжает пере­бирать пальцами в порядке I, II, III или I, II, V.

Дефектное исполнение данной пробы является прямой аналогией нару­шений, присутствующих в структуре моторной амузии, часто возникающей при поражении задней трети средней лобной извилины.

Праксис (пальцев) по зрительному образцу

Экспериментатор последовательно на правой и левой руке демонстриру­ет определенные последовательности пальцев, которые испытуемый вслед за ним должен воспроизвести (0 — кисть сжата в кулак).

Правая рука: 0-I-II, O-I-IV, II-III, II—V.

Левая рука: 0-I-II, 0-I-IV, II—III, II-V.

Плохое переключение на новую последовательность демонстрации паль­цев и попытки повторить предыдущую, уже исполненную ранее последова­тельность, свидетельствуют о локализации нарушений в лобных долях.

Усвоение последовательности движений по проприоцептивному показу

Испытуемого просят закрыть глаза и проприоцептивно (дотрагиваясь) показывают, в какой последовательности он должен пошевелить пальцами ведущей руки.

I—III—III пальцы; II—I—IV пальцы; V—III—I пальцы.

Каждое задание выполняется 3 раза — всего 6 проб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 4122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.143.70 (0.027 с.)