Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест Н. И. Озерецкого на реципрокную координацию рукСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Испытуемому предлагается положить перед собой руки, причем одна из них сжата в кулак, а другая лежит с выпрямленными пальцами («ладонь») (рис. 96). Испытуемому необходимо изменять форму обеих кистей, расправляя сжатую в кулак и сжимая распрямленную. Оценивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук. Задание адекватно для детей от 12 лет. При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмечаются синкинезии, переключение на следующее движение обеими руками происходит разновременно. Чаще всего нарушения при выполнении этого простого задания возникают у испытуемых с недостаточностью функционирования или поражением
Рис. 96. Начальное положение рук в пробе на реципрокную координацию премоторных систем, либо повреждением передних отделов мозолистого тела (в последнем случае испытуемый не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук). Тогда же реципрокная координация обеих рук становится полностью невозможной, хотя динамическая организация движений одной руки может и не страдать. Сами нарушения при лобных поражениях могут касаться быстроты, плавности и последовательности двигательных актов, которые либо начинают выполняться изолированно, либо обе руки выполняют одинаковые движения. Также характерно относительное отставание одной (противоположной очагу поражения) руки. Одноручные пробы на динамическую координацию движений Если в силу каких-либо обстоятельств (например, пареза) исполнение динамических проб двумя руками оказывается невозможным, применяются пробы, способные диагностировать состояния праксиса лишь одной руки. К их числу относится проба «Кулак-кольцо», при которой испытуемому предлагается попеременно выбрасывать вперед пальцы то сжатыми в кулак, то поставленными в позу кольца. Аналогичный характер имеет и проба М. Б. Эйдиновой, при которой больной должен разгибать предплечье, одновременно расправляя пальцы кисти, которые в исходном положении были сжаты в кулак. У больного с поражением премоторных отделов коры такие навыки формируются с трудом, смена движений происходит недостаточно плавно, одна из позиций руки «застревает»; больной либо выбрасывает предплечье, не меняя позиции пальцев, либо меняет позицию пальцев, но перестает выбрасывать вперед предплечье. Особые трудности возникают при переключении на другую инструкцию, когда испытуемому предлагают выполнить пробу в измененном (например, обратном) порядке.
Реципрокное постукивание Данная проба по своему значению приближается к тесту Озерецкого, поскольку также ориентирована на оценку совместной координированной работы двух рук. Испытуемому предлагается положить перед собой обе кисти и попеременно постукивать по столу или по коленям правой рукой по два раза, а левой — по одному (••+••+••+). Затем порядок ударов для рук меняется на обратный (++•++•++•). При поражении премоторных отделов коры движения теряют свою плавность и гармоничность перехода от одного элемента к другому, каждый удар начинает производиться изолированно, испытуемый начинает делать лишние удары или каждая рука начинает исполнять одинаковое количество постукиваний (••++••++••++ или ••+•+•+•+•). Этот эффект можно расценивать как упрощение заданной программы, что вообще характерно для функциональной недостаточности лобных зон коры. Для них же типично и беспорядочное отстукивание ритма с неспособностью даже после замечаний коррегировать свои ошибки. Эти дефекты становятся особенно заметными, если попросить испытуемого выполнять эту пробу в быстром темпе, либо усложнить задание (сменить программу): предложить после первой серии перейти к новой, например к попеременному отстукиванию правой рукой трех ударов, а левой— двух (•••++•••-+;+•••++) и наоборот. При вовлечении в патологический процесс подкорковых узлов испытуемый начинает делать лишние импульсивные удары и не может остановиться. Вторым вариантом усложнения динамической организации движений является переход к асимметричному постукиванию, при котором необходимо воспроизвести ритм: ++• ••+ ++• ••+. При третьем, самом сложном варианте, ритм должен воспроизводиться не только с использованием двух рук, но и с их различными усилиями. Например, первый ритм ••+••+••+ должен исполняться с инструкцией «сильно-сильно-слабо» или «сильно-слабо-слабо». Неспособность одновременно удерживать два способа исполнения ритма (перенос удара и его интенсивность) будет свидетельствовать о наличии инертности, возникающей при поражении лобных долей. При оценке дефектов данной пробы также необходимо иметь в виду, что способность к воспроизведению ритмов обусловливается не только их исполнительным аппаратом (премоторными и лобно-конвекситальными отделами), но и сохранностью височных и теменно-затылочных зон мозга, хранящих и обрабатывающих акустическую и визуальную информацию. Это обстоятельство может играть определенную роль при инструктировании испытуемого, которое сопровождается разными вариантами показа того, что от него требуется, то есть предполагает нормальную работу тех анализаторных систем, с помощью которых обеспечивается доведение инструкции до понимания обследуемого. Данную пробу целесообразно применять у детей 12 лет и старше.
Графические тесты (Э. Г. Симерницкая) Испытуемому предлагается скопировать несколько букв или простых рисунков правой рукой, а затем воспроизвести их по памяти правой и левой. При воспроизведении рисунков левой рукой ошибки могут возникать в результате нарушения переноса информации из одного полушария в другое, то есть из-за повреждения комиссуральных связей. Замеченные дефекты изображений нужно дифференцировать от схожих ошибок, появляющихся в результате повреждения зрительных зон коры (затылочные доли). Проба «Игра на рояле» Испытуемому предлагается положить свою кисть на стол в положение «игры на рояле», после чего последовательно выполнять движения I—II и I— V пальцами. Больной с поражениями передних отделов мозга, даже правильно поняв инструкцию, чаще всего не способен исполнить указанную последовательность, включить торможение начавшегося ряда и продолжает перебирать пальцами в порядке I, II, III или I, II, V. Дефектное исполнение данной пробы является прямой аналогией нарушений, присутствующих в структуре моторной амузии, часто возникающей при поражении задней трети средней лобной извилины. Праксис (пальцев) по зрительному образцу Экспериментатор последовательно на правой и левой руке демонстрирует определенные последовательности пальцев, которые испытуемый вслед за ним должен воспроизвести (0 — кисть сжата в кулак). Правая рука: 0-I-II, O-I-IV, II-III, II—V. Левая рука: 0-I-II, 0-I-IV, II—III, II-V. Плохое переключение на новую последовательность демонстрации пальцев и попытки повторить предыдущую, уже исполненную ранее последовательность, свидетельствуют о локализации нарушений в лобных долях. Усвоение последовательности движений по проприоцептивному показу Испытуемого просят закрыть глаза и проприоцептивно (дотрагиваясь) показывают, в какой последовательности он должен пошевелить пальцами ведущей руки. I—III—III пальцы; II—I—IV пальцы; V—III—I пальцы. Каждое задание выполняется 3 раза — всего 6 проб.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 4301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.006 с.) |