Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификация разных изображений предмета (Т. Г. Визель)

Поиск

Предъявляются серии картинок с разными изображениями (стилизаци­ями) одних и тех же предметов. Просят найти среди них те, которые можно обозначить одним и тем же словом. Проба проводится при условии отсут­ствия предметной зрительной агнозии.

В качестве основной патологической симптоматики могут выступать:

1) неузнавание предметов одного и того же класса на разных по стилю рисунках;

2) парагнозии в оценке класса предмета.

Возможной областью нарушенного функционирования (незрелости у ребенка) являются ассоциативные пути между уровнем вторичных зрительных полей затылочной коры и третичных (фонематических) полей височной коры левого полушария.

206

Называние изображенных предметов (Г. И. Россолимо)

Больному поштучно предъявляются изображения предметов, которые он должен назвать. К числу таких предметов, например, могут относиться пре­дусмотренные в пробе «Узнавание изображенных (реалистичных) предметов».

При сенсибилизированном варианте этой пробы предлагаются изобра­жения предметов, названия которых относительно редко встречаются в со­временном лексиконе или в русском языке (например, «ступка», «этажерка», «кочерга», «локоть», «подбородок» и т. п.). Другой вариант усложнения про­бы — предъявление нескольких (двух-трех) изображений сразу, что в услови­ях альтернативного выбора приводит к индуктивному торможению одного названия другим.

Интерпретация по локализации поражения результатов данной пробы близка к интерпретации предыдущей методики, но ее вариантом являются случаи, когда возникший дефект называния изображения может оказаться связанным и с поражением височно-затылочных отделов. Тогда предъявление более отчетливых изображений предмета или разрешение его ошупать сразу снимают затруднения, что свидетельствует о вовлеченности в патологический процесс участков коры, отвечающих за зрительные гностические функции.

Называние предназначения и действий

Испытуемому показывают изображение предмета (рис. 99) и просят ска­зать, для чего он служит: топор — рубить, ножницы — резать, утюг — гла­дить, весы — взвешивать, пистолет — стрелять, циркуль (линейка, санти­метр) — измерять и т. д.

Рис. 99. Образцы предметов для называния их предназначения

 

При другом варианте проведения этой пробы испытуемому показывают картинки, на которых изображены действия, выполняемые какими-то персо­нажами или объектами (рис. 100). Эти действия нужно словесно обозначить — назвать одним словом. Картинки подбираются так, чтобы не вызывать труд­ностей опознания и неоднозначных толкований.

В детском варианте данная проба предназначена для оценки эффектив­ности предикативной функции речи.

Рис. 100. Картинки с персонажами и предметами, выполняющими требующее обозначения действие

 

В третьем случае (А. Декедр) испытуемому (обычно ребенку 2-8 лет) предлагается назвать реально совершаемые действия, сопровождаемые воп­росом: «Что я сейчас делаю?» При этом экспериментатор:

1. Потирает рукой обо что-нибудь.

2. Кашляет.

3. Напевает.

4. Бросает что-нибудь на стол.

5. Зевает.

6. Вздыхает.

7. Пишет.

8. Нагибается к столу (глядя при этом вверх).

9. Покачивается.

10. Щиплет себя.

11. Поглаживает себя.

12. Толкает что-нибудь (например, стол).

Перед вопросами 7, 8, 9, 10, Пи 12можно предложить ребенку самому воспроизвести те же движения, которые делал экспериментатор, и только затем спросить: «Что ты сделал?» Если ребенок уклоняется от воспроизведе­ния этих действий, то можно на этом не настаивать, ограничившись вопро­сом о действиях экспериментатора.

При оценке следует считать ответ правильным, если ребенок называет вместо «дышать» — «вздыхать», вместо «писать» — «рисовать», «чертить», вместо «толкать» — «двигать».

Ошибки испытуемого при работе с данной методикой могут быть связа­ны как с бедностью словарного запаса, так с недифференцированностью зрительных представлений. Отказы, увеличение латентного времени, замена глаголов на другие формы и замена конкретного действия более общим на­званием типа «делает» будет свидетельствовать об отставании в развитии речевых функций.

Словообразовательные навыки (по Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной — для детей)

Называние детенышей

Ребенку предлагается следующая инструкция:

Назови, пожалуйста, если у кошки — котята, то кто у

козы, собаки,

волка, курицы,

утки, свиньи,

лисы, коровы,

льва, овцы?

Во втором столбике приведены животные, названия детенышей которых нельзя получить путем словообразования. Оцениваются правильность формы,

самокоррекция после помощи, неправильная, но имеющаяся в языке для дан­ного задания форма («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т. д.), в принципе неверная форма слова или отказ.

Помимо вербальной формы предъявления стимульного материала воз­можна и наглядная (рис. 101).

Рис. 101. Образцы рисунков для называния детенышей животных

Образование относительных прилагательных

Ребенку предлагается следующая инструкция:

Скажи, пожалуйста, если варенье из малины — малиновое, то:

варенье из вишни — какое?

Кисель из клюквы?

Варенье из яблок?

Салат из моркови?

Варенье из сливы?

Суп из грибов?

Кукла из соломы?

Лист дуба?

Горка изо льда?

Лист осины?

Учитываются самокоррекция или коррекция после стимулирующей по­мощи, наличие неправильных, но имеющихся в языке форм для данного задания (сливочное варенье), неправильные формы слова или отказ от вы­полнения пробы.

 

 

Образование качественных прилагательных

Ребенку предлагается следующая инструкция:

Скажи, пожалуйста, если за хитрость называют хитрым,

то за жадность?

За трусость?

Если днем мороз, то день какой?

Если дождь?

Если ветер?

Учитываются самокоррекция или коррекция после стимулирующей по­мощи, наличие неправильных, но имеющихся в языке форм для данного задания (дождевой, ветряной), неправильные формы слова или отказ от вы­полнения пробы.

Образование притяжательных прилагательных

Ребенку предлагается следующая инструкция:

Скажи, пожалуйста, если у собаки лапа собачья,

то у волка какая?

У медведя?

У льва?

Клюв у птицы?

Гнездо у орла?

Учитываются самокоррекция или коррекция после стимулирующей по­мощи, неправильные формы слова или отказ от выполнения пробы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 953; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.159.163 (0.006 с.)