Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропевание звуков (А. Р. Лурия)

Поиск

Исполнение данной пробы обеспечивается работой многих зон мозга, и поэтому интерпретация ее результатов будет касаться различных его функци­ональных механизмов. Сам предъявляемый для прослушивания материал может различаться как по длительности, так и по сложности звуковысотных отношений.

При более простом варианте испытуемому предлагается прослушать ряд тонов, а затем пропеть их. В качестве стимульного материала могут высту­пить следующие звуковысотные сочетания:

Данные группы состоят из одинакового набора тонов, предъявляемых лишь в зеркальной последовательности. При более сложном варианте испы­туемому предлагают повторить мелодию вслед за ее проигрыванием на музы­кальном инструменте, магнитофоне или после пропевания экспериментато­ром. Примерно те же результаты дает и воспроизведение испытуемым знако­мой мелодии по памяти.

Нарушения голосового воспроизведения предъявляемых тонов могут иметь в своей основе как нарушения звукового анализа и синтеза в резуль­тате поражения височных отделов мозга (разрушается оценка звуковысотных отношений или становится невозможным удержание в памяти самой мело­дии), так и дефекты, связанные с патологией вокального двигательного акта, его исполнением. Во втором случае нарушения звукомоторных координации возможны при псевдобульбарных расстройствах (при поражении передних отделов сенсомоторной зоны, при поражении базальных ганглиев) — в подоб­ных случаях существенно нарушается сам акт фонации. Плавное пропевание одного звука становится невозможным, оно заменяется толчкообразными, немодулированными голосовыми импульсами.

В случаях поражения нижних отделов премоторной зоны с явлениями патологической инертности в двигательном анализаторе, при пении значи­тельно нарушается процесс переключения воспроизведения с одного звука на другой и возникают двигательные персеверации, схожие с теми, которые отражены и в исполнении речи.

При поражениях постцентральной коры, приводящих к явлениям кине­стетической апраксии, нарушается афферентная основа фонации, что также деформирует воспроизведение звуковысотных отношений.

 

Пробы на оценку ритмов

Исследование способности воспринимать, оценивать и воспроизводить ритмические структуры включает в себя несколько этапов.

На первом из них испытуемому предлагается прослушать группы ритмиче­ских ударов— в виде одиночных «пачек» по два или три удара (•• или •••), затем в виде серий таких же пачек (•• •• •• •• •• или ••• ••• ••• •••).

В более сложных пробах в ритмические группы вводятся акценты, образующие сложные акустические комплексы (• • • • или • • • или •• • • • или •••••).

От испытуемого требуется сказать, сколько ударов включает каждая группа, а при последнем варианте указать, из каких (сильных и слабых) ударов она состоит.

С целью сенсибилизации пробы группы могут предъявляться либо в бы­стром темпе (за 1—1,5 с), что затрудняет слуховой анализ, либо в медленном (с интервалом 1,5—2 с между отдельными ударами), что заставляет синтезировать звуковые следы. Для исключения просчитывания или артикуляторного ана­лиза опыт проводят при зажатом между зубами языке (А. Р. Лурия). Наи­большие трудности в такой пробе испытывают больные с поражением коры височных долей.

На втором этапе происходит переход к исследованию двигательного ис­полнения ритмических групп. По сравнению с пробами первого этапа, здесь прибавляется перешифровка воспринятой слуховой структуры на серию по­следовательных движений. Таким образом, конечное исполнение этой пробы может страдать как из-за дефектов слухового анализа, так и из-за дефектов двигательной организации акта. Для того чтобы устранить влияние первого из данных факторов, испытуемому предлагают исполнять ритмы не по аку­стическому образцу, а по словесной инструкции или по зрительной схеме. Поэтому исследование на данном этапе включает три серии проб.

Серия А. Воспроизведение ритмов по акустическому образцу.

Серия Б. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции. 1) «Ударяй­те по два раза»; 2) «Ударяйте по три раза»; 3) «Ударяйте по два раза»; 4) «Уда­ряйте по два раза сильно и три раза слабо»; 5) «Ударяйте три раза слабо и два раза сильно»; 6) «Ударяйте по два (три) раза».

Серия В. Удары производить в том же порядке, как в сериях А и Б, но каждый раз помогая себе речью, диктуя: «раз-два!» или «раз-два-три!» и т. д.

Больные с поражением височных отделов по акустическому образцу не выстукивают правильное количество раз, сливают отдельные «пачки» в один аморфный ряд или же ударяют хаотично, не выделяя отдельных, четко по­вторяющихся ритмических групп. В акцентированных ритмах ошибок еще больше. Но те же самые задания по вербальной инструкции, и особенно в сопровождении собственной речевой опоры, значительно облегчаются.

При поражении премоторной области автоматизации ритмических уда­ров не возникает, появляются лишние удары, ошибочность которых больной может осознавать, но не может затормозить. Резко деформируются акценти­рованные ритмы: элементы, входящие в их состав, начинают уподобляться по частоте и силе ударов. Например, ритм •• • • • начинает отстукиваться как •• ••• или •• ••. Введение вербальной инструкции в случаях подобной локализации очага поражения к улучшению выполнения пробы не приводит. Ритм, обозначенный в инструкции, быстро теряется, переключение с одного ритма на другой происходит с большим трудом.

Смена ритмической структуры в приведенных пробах позволяет выявить признаки патологической инертности нервных процессов. При лобном синд­роме она может достигать такой степени, что даже переход от усвоенного, но более сложного ритма (например, с акцентами) к простому («по два») не осуществляется ни по вербальной инструкции, ни по акустическому образцу.

В другом варианте испытуемому с магнитофона последовательно предъяв­ляются пары ритмических структур, которые необходимо сравнить между собой и оценить, одинаковые они или разные. В данном случае основная нагрузка ложится на слуховую ритмическую память.

■ ■ Воспроизведение звуковых ритмов (для детей)

Ребенку вслед за экспериментатором предлагается воспроизвести ладо­нью по столу серию ударов, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре. Воспроизведе­ние ритмов может происходить как непосредственно, так (в усложненных случаях) и после интерференции.

Образцы ритмов:

По наблюдениям А. Н. Корнева, для детей б лет и старше воспроизведе­ние всех указанных ритмических последовательностей не представляет за­труднений. Наличие затруднений, выявленных у детей старше 6 лет, не стра­дающих слабоумием, следует рассматривать как один из признаков предрас­положенности к дислексии.

У взрослых данная проба диагностирует поражение премоторных и ви­сочных структур правого полушария. У детей в одних случаях страдает про­цесс воспроизведения при сохранной способности к слуховому различению («премоторный» тип нарушения). В других нарушено слуховое различение звуковых ритмов и этим обусловлена неспособность к их воспроизведению («височный» тип дефекта, сенсорная аритмия). Для определения ведущей причины нарушений следует предложить ребенку сравнить две серии ударов,

предъявленных последовательно. При «премоторном» типе нарушения при слуховом сравнении ритмов ребенок продемонстрирует более высокие резуль­таты, чем при их воспроизведении. При «височном» типе нарушений суще­ственных различий не обнаружится.

У детей со спастическими гемипарезами его выполнение примерно оди­наково страдает как при право-, так и при левополушарных поражениях.

Узнавание ритмов на зрительном образце (Л. И. Вассерман и соавт.)

Экспериментатор задает ритм по заранее подготовленной рисованной схеме (см. ниже) постукиванием по столу, а испытуемый должен найти иден­тичный «ритм» на той же схеме. Образцы ритмов:

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 1564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.45.88 (0.009 с.)