Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элементарные зрительные функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Острота зрения ■ Данное исследование элементарных зрительных функций должно предшествовать остальным исследованиям зрительного гнозиса, поскольку отрицательные результаты по нему могут накладывать существенный отпечаток на интерпретацию получаемых в дальнейшем показателей. Острота зрения — это предельная возможность зрительной системы раздельно отражать две максимально сближенные, но разнесенные точки зрительного пространства. Она определяется углом, дуга которого соответствует расстоянию между колбочками, раздельно возбуждаемыми двумя точками рассматриваемого предмета. Угол, соответствующий этой дуге, равен 50 угловым секундам. Нормальной остротой зрения принимается величина, большая или равная 60 угловым секундам или угловой минуте, которую в качестве меры клинического нормального зрения принимают за единицу. Острота зрения зависит от освещенности, физического контраста, места изображения на сетчатке и свойств наблюдаемого объекта. Для определения остроты зрения используются таблицы, которые построены по десятичной системе. Это таблицы Г. Снеллена, в России — таблицы Д. А. Сивцева — С. С. Головина, таблицы с кольцами Э. Ландольта, таблицам с Ш-образными символами, а также таблицы Е. М Орловой (для детей) (рис. 1 и 2). В качестве основного стандарта для оценки зрения рекомендовано использовать кольцо Ландольта— кольцо с разрывом, у которого толщина на всем протяжении и величина разрыва составляют '/5 наружного диаметра. В первые годы жизни ребенка об остроте его зрения судят по тому, с какого расстояния он узнает окружающих людей, игрушки. Для детей в возрасте от 18 до 30 месяцев разработаны специальные тесты остроты зрения, включающие одиночные изображения реальных предметов, предъявляемые парами (вилка — ложка, очки — ножницы и т. д.) либо символы, которым легко придумать названия (например, кружок, кубик, дом, яблоко). В подобных случаях ответы ребенка предусматриваются как в речевой, так и в жес-товой форме указания на отдельно предложенный крупный образец. При обычном определении остроты зрения больного сажают спиной к свету на расстоянии 5 м от таблицы. Каждый глаз исследуют отдельно, так как острота зрения на обоих глазах может быть различной. При проверке остроты зрения на одном глазу необходимо следить за тем, чтобы второй глаз был хорошо прикрыт непрозрачным экраном, который надо приложить к переносице так, чтобы наружный край щитка не прилегал к лицу больного. Знаки, начиная с самых крупных, показывают указкой с заостренным
■ ■ Рис. 1. Фрагменты таблиц для проверки остроты зрения у взрослых ■ темным концом, причем указка должна располагаться под буквой, не прикрывая ее. Исследование рекомендуется начинать с правого глаза. Стандартная таблица состоит из 12 рядов букв (знаков). 1-й ряд таблицы виден при нормальной остроте зрения, равной 1,0 с расстояния 50 м, буквы 10-го ряда — с расстояния 5 м. Над ним 9-й ряд знаков построен таким образом, что с 5 метров их можно прочесть при остроте зрения, меньшей на 0,1, то есть 0,9, и т. д.
Острота зрения может быть вычислена по формуле Снеллена: V = d/D, где V (Visus) — острота зрения, d — расстояние, с которого видит больной, D — расстояние, с которого должен видеть глаз с нормальной остротой зрения знаки данного ряда на таблице. Если исследуемый читает буквы 10-го ряда с расстояния 5 м, то Visus = = 5/5= 1,0. Если же он читает только 1-й ряд таблицы, то Visus = 5/50= 0,1 и т. д. Если острота зрения ниже 0,1, то есть больной не видит 1-й ряд таблицы, то можно подводить его к таблице, пока он не увидит 1-й ряд, и затем определить остроту зрения с помощью формулы Снеллена. Если в рядах таблицы, соответствующих остроте зрения 0,3; 0,4; 0,5 и 0,6, неправильно назван один знак, а в рядах, соответствующих 0,7; 0,8; 0,9 и 1,0, — два знака, то такая острота зрения оценивается по соответствующему ряду как неполная. В случае, если исследуемый не видит верхний ряд с 5 м, то проверяется счет пальцев с расстояния до 0,5 м. Если пациент не видит и этого, то у него проверяется светоощущение. При оценке остроты зрения у детей надо помнить о возрастной динамике центрального зрения. В 3 года острота зрения равна 0,6-0,9, к 5 годам — у большинства 0,8-1,0. Для исследования остроты зрения ниже 0,1 также можно пользоваться специальным набором оптотипов Б. Л. Поляка, состоящим из кольцевых и трехлинейных знаков, рассчитанных так, чтобы толщина линий и ширина просветов соответствовали остроте зрения от 0,04 до 0,09 при исследовании с расстояния 5 м. Оценка полей зрения Подобное исследование проводится с помощью дугового периметра Фер-стера — специального инструмента, состоящего из дуги с углом 180°, по которой передвигается механическая или оптическая метка (белая точка), и небольшого станка,' в котором фиксируется голова исследуемого. Ему предлагается зафиксировать взор на неподвижной точке в центре дуги (один глаз закрыт), после чего экспериментатор начинает смещать подвижную метку (белый объект диаметром 5 мм) с периферии к центру дуги. В момент появления метки в зоне поля зрения испытуемый должен дать сигнал (например, стукнуть карандашом по столу), и эта позиция записывается. Такие действия повторяются многократно, с последовательным поворотом дуги под разными углами (например, с шагом в 30°) и с прохождением метки не только с периферии к центру, но и в обратном направлении (фиксируется позиция исчезновения). Полученные числовые показатели переносятся на специальный бланк, и по ним выстраивается графическая схема зрительного поля данного испытуемого. Процедура повторяется и для другого глаза. Определить границы поля зрения можно и с помощью более сложной, комбинированной по решаемым задачам компьютерной периметрии (учитывающей пороги чувствительности, привносящей шумовые эффекты и т. д.), а наиболее точно — при проекции их на сферическую поверхность. О поле зрения у детей до Злет можно судить по их ориентировке в окружающей обстановке. Во всех случаях необходимо исследовать поле зрения не менее чем в 8 меридианах. В среднем, нормальные периферические границы поля зрения на белый цвет равны: кнаружи 90°, кверху 50-55°, кверху кнаружи 70°, кверху кнутри 60°, книзу 65-70°, книзу кнаружи 90°, книзу кнутри 50°, кнутри 50°. Это границы монокулярного поля зрения, индивидуальные колебания которого не превышают 5—10°. Кроме определения поля зрения на белый цвет, проводят исследование границ цветового поля зрения на синий, красный и зеленый цвета. При этом исследовании пользуются объектом величиной в 5 мм. Границы поля зрения на цвета уже, чем на белый цвет, и в среднем следующие: на синий цвет кнаружи 70°, кнутри, кверху и книзу— 50°; на красный цвет кнаружи 50°, кнутри, кверху и книзу — 40°; на зеленый — по всем четырем меридианам 30°. Изменения полей зрения могут возникать по разным причинам — как при патологии со стороны сетчатки, проводящих путей зрительного анализатора (часто в форме гемианопсий), так и при поражении его первичных корковых ролей, расположенных в затылочных участках мозга. Следует учитывать, что повреждение затылочной коры может сопровождаться феноменом, при котором больной перестает одновременно воспринимать два раздражителя, что может осложнить интерпретацию выявленных зрительных дефектов. Подобное исследование должно предшествовать экспериментальному изучению более сложных оптико-гностических расстройств, поскольку снижает вероятность их ошибочного толкования. Оценка цветоразличения Для диагностики расстройств цветового зрения используются специальные полихроматические таблицы Е. Б. Рабкина (рис. 3). рис. 3. Примеры рисунков из полихроматических таблиц Рабкина (в оригинале — цветные) Таблицы построены на принципе уравнивания яркости и насыщенности и выполнены пятнами (кружками) в пастельных тонах. Кружочки основного и дополнительного цветов имеют одинаковую яркость и насыщенность и расположены так, что некоторые из них образуют на фоне остальных цифру или фигуру. В таблицах есть также скрытые цифры или фигуры, распознаваемые цветослепыми. Каждая таблица является индикатором определенного дефекта цветоразличе-ния. Полное выпадение функции одного из цветовых компонентов называется дихромазией. Дихроматы могут быть протанопами — при выпадении красного компонента, дейтеранопами — зеленого, тританопами — фиолетового. Врожденная слепота на красный и зеленый цвета встречается часто, а на фиолетовый — редко. Крайне редко встречается ахромазия — полная цветовая слепота. Во избежание искажения цветовых оттенков исследование проводится при хорошем дневном или люминесцентном освещении таблиц. Испытуемый помешается спиной к окну, на расстоянии 0.5—1 м от таблицы. Время экспозиции каждой таблицы— 5—Юс. Ответы испытуемого записывают и по полученным данным устанавливают степень аномалии или цветослепоты. Каждый глаз исследуется раздельно. В детской практике ребенку младшего возраста предлагают кисточкой или указкой провести по цифре или фигуре, которую он различает. Кроме таблиц, для диагностики расстройств и более точного определения качества цветового зрения пользуются специальными спектральными аппаратами — аномалоскопами. Исследование движений глаз Для регистрации рефлекторных движений глаз, обеспечивающих фиксацию появившейся зрительной точки в центральной части поля зрения, экспериментатор, стоящий перед испытуемым, предъявляет ему небольшой яркий (блестящий) предмет или свой палец. Перемещая его то вправо, то влево, он наблюдает за тем, как взор испытуемого следует за этим предметом. Такое движение глаз осуществляется на низшем (стволовом) уровне, при участи задних глазодвигательных центров коры (стык теменных и затылочных долей) и нарушается при их поражении. Для исследования сложных произвольных движений взора необходима специальная вербальная инструкция, требующая перевода взора по команде «посмотреть налево», «посмотреть направо» и т. д. Этот вид регуляции движений глаз имеет решающее значение в активном рассматривании объекта и нарушается при поражении передних глазодвигательных центров, расположенных в премоторной зоне лобной коры или участков впереди нее. Дополнительным провоцирующим фактором для испытуемого может стать наличие какого-то отвлекающего объекта на стороне, противоположной требуемой в инструкции. Более сложные формы исследований движений глаза осуществляются с помощью кинозаписи, с помощью фиксации луча, отраженного от зеркальца, закрепленного на роговице глаза, а также другими способами. Оценка глазомера Исследование может проводиться в двух вариантах. В первом случае испытуемому предъявляется бланк с шестью нанесенными отрезками длиной 100 мм. Каждый из них разделен тонкой линией на 2 части. Задача испытуемого — указать те отрезки, которые разделены точно пополам. Экспериментатор руководствуется таблицей, в которой представлены выраженные в процентах по отношению к половине длины отрезка объективные значения сдвига разделяющей линии от середины. Точность выполнения этой зрительной задачи оценивается величиной максимального сдвига, который не был замечен испытуемым (Г. И. Рожнова, B.C. Токарева). Во втором случае испытуемому дается бланк, на котором изображены вертикальные и горизонтальные отрезки разной фиксированной длины (от 60 до 180 мм), каждый из которых сам испытуемый должен разделить точно пополам. После этой процедуры экспериментатор измеряет фактическую точность деления. Особый интерес в данном случае представляет тенденциозность деления, при которой делящая метка регулярно оказывается сдвинутой влево или вправо; это может свидетельствовать об асимметрии восприятия или о наличии синдрома игнорирования, сопровождающего функциональную слабость правой теменно-затылочной области. ;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.01 с.) |