Сопоставление плоских и объемных фигур
Испытуемому последовательно предъявляют изображения разверток нескольких фигур, каждую из которых необходимо идентифицировать в соответствии с эталонами (рис. 65).
Рис. 65. Объемные фигуры и их развертки к методике на сопоставление
Здоровые испытуемые допускают при выполнении этого задания в среднем 1 ошибку на 6 предъявлений. По мнению Л. И. Вассермана и его соавторов, наибольшие затруднения испытывают больные с поражением теменно-затылочных отделов левого полушария, допуская более 4 ошибочных ответов.
Проба на анализ пространственных отношений (по М. О. Шуаре)
По психологической нагрузке данная проба аналогична предыдущей. В левой части рисунков (10 задач) даются развертки объемных геометрических фигур, а в
правой — возможные варианты их сборки (рис. 66). Испытуемый должен мысленно собрать развертку и сравнить ее с готовыми решениями, указав номера тех, которые полностью соответствуют развертке (в каждом задании их может быть несколько).
Рис. 66. Пример стимульного материала к пробе на анализ пространственных отношений
Регистрируется время работы с методикой и количество допущенных ошибок — пропусков правильных ответов и неверных указаний на несоответствующие фигуры. Здоровые испытуемые справляются с пробой в среднем за 4 минуты, допуская в среднем 2,9 ошибки. При возникновении трудностей с наглядными пространственными преобразованиями испытуемые иногда компенсаторно заменяют их логическими рассуждениями.
Для многих больных с локальными поражениями мозга подобные операции оказываются вообще недоступны — они не способны увидеть правильную альтернативу, правильно указывают только на очевидные решения, дают грубо неверные ответы. Больные с поражениями передних отделов мозга обнаруживают бедные, неполные ответы, отказы от поиска альтернатив, в то время как больные с поражениями задних отделов испытывают большие трудности в установлении соотношения между различными элементами куба при его сложении и перемещении в трехмерном пространстве. У больных с поражениями заднелобно-теменных отделов мозга часто наблюдаются нарушения последовательности действий в процессе решения заданий, то есть трудности в сохранении программы оперирования с предметами.
■ - Идентификация куба
Данная проба является одним из субтестов Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Испытуемому предлагается бланк, в верхней части которого изображены.5 эталонных кубов, каждая грань которых имеет определенную геометрическую раскраску. Ниже заданы 20 кубов в измененном по отношению к
эталонам положении. Необходимо идентифицировать каждый куб, то есть указать, каким из эталонных он является (рис. 67).
Рис. 67. Стимульный материал к субтесту из Теста структуры интеллекта Амтхауэра
Для решения подобной задачи необходимо мысленно развернуть пронумерованные кубы в разных плоскостях и сопоставить получаемые изображения с каждым из образцов до совпадения.
|