Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повторение простых и сложных словСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Такого рода исследование начинается с повторения простых по своему составу и хорошо упроченных в прошлом опыте слов: дом, лес, мак, стол, кот, ухо, звон, гора, лыжи. Оно продолжается повторением более сложных слов: сорока, работа, лампа, костер, солнце, библиотека, танкист, кинотеатр, милиционер, с переходом к менее привычным словам: полководец, стратостат, щеколда, лодыжка, заусеница, трубопровод, приватизация, баскетбол, космонавт, скакалка, и к еще более сложным, редко встречаемым словам: бакенбарды, аквалангист, термометр, пространство, стрептомицин, паровозостроение, аутоидентификация, электроэнцефалография, кораблекрушение, перепорхнуть, стратостат и т. п. ■ Предлагаемые слова могут различаться лишь одним фонематическим признаком: «забор», «запор», «собор», что позволяет анализировать нарушения фонематической основы отраженной речи. Отобранные слова должны предъявляться одинаковым голосом с интервалом 1—2 с и не должны быть связаны между собой по смыслу. Сенсибилизированный вариант этой пробы предполагает использование примерно 10-секундной паузы между предъявлением слова и его воспроизведением, причем сама пауза может заполняться отвлекающими вопросами, либо можно ускорять темп подачи слов, что повышает требования к слуховой и двигательной их дифференцировке, а также уменьшать его, что требует большей прочности фиксации акустических следов. Грубые поражения левой височной доли будут приводить к резко выраженному нарушению отраженной речи (как симптома сенсорной афазии или нарушения рецептивной речи): больные не могут повторить даже простые по своему звуковому составу предъявленные слова, но могут без труда произносить побочные слова, реплики или восклицания. Больной напряженно прислушивается к предъявленному слову, произносит его с парафазиями, иногда не усваивая его значения. Уловив его, но не будучи в состоянии сохранить его звуковой состав, человек заменяет его вербальной парафазией, которая сама может произноситься неправильно. При стертых формах височной афазии простые слова повторяются легко, но затруднения возникают при использовании сенсибилизированных вариантов пробы. При поражении нижних отделов левой постцентральной области (при афферентной, кинестетической афазии, по А. Р. Лурия) картина будет иная: выраженные трудности появляются даже в опыте с повторением изолированных звуков и отдельных, трудных по артикуляции слов. При автоматизированном назывании, например при ответе на вопрос, когда нет необходимости в специальном анализе звукового состава слова, больной правильно называет предмет, но не может точно повторить данное слово при его изолированном предъявлении. При кинетической моторной афазии больные легко повторяют отдельные звуки, но не могут повторить целое слово из-за патологической инертности в речедвигательном анализаторе. В результате переключение от одной артикуляции к другой оказывается резко затрудненным. При лобных и лобно-височных поражениях больные не в состоянии удержать нужный порядок в предъявлении слов и обычно повторяют все слова, но в измененном порядке. Повторение предложений Подобного рода пробами исследование отраженной речи, как правило, заканчивается. Они показывают степень сохранности речевых следов в усложненных условиях, а также позволяют проанализировать, в каких пределах у больного сохраняется структура целого предложения. В качестве материала для повторения предлагаются короткие двух-трехсложные предложения типа: «дом горит», «луна светит», «метла метет», «сегодня хорошая погода», «я иду в кино», «я рисую дом» и т. п. Для еще большего усложнения задания указанные фразы могут предъявляться группами типа «дом горит— луна светит— метла метет» с изменением их порядка в блоке, что позволяет отследить правильность воспроизведения. Внимание в последнем случае надо также обращать на контаминации, свидетельствующие о нарушении четкой серийной организации сложных следов и выявляющие патологическую инертность возникших ранее стереотипов. Если испытуемый успешно справляется с простыми предложениями, ему могут быть предложены и более сложные. Например: Сегодня хорошая погода. Цветок стоит на окне. В саду за высоким забором росли яблони. В магазин привезли свежие пирожные. На опушке леса охотник убил волка. Наступила весна, но снег в лесу не растаял. Дом, который стоял у дороги, был окружен высоким забором. Дворник в оранжевом жилете подметает улицу. Сегодня хорошая погода, хотя ночью шел дождь. Поезд, который прибывает ночью, всегда прибывает вовремя. После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. Поражения височных систем, включая очаги в пределах средней и иногда и нижней височной извилины левого полушария, будут сопровождаться способностью повторять отдельные слова, но переход к их сериям начнет вызывать затруднения. Больной повторяет лишь одно или два слова, а затем заявляет, что забыл остальные. К этому присоединяется и потеря последовательности слов в ряду или контаминации отдельных слов в пределах ряда. При повреждении нижних отделов левой постцентральной области переход от повторения одного слова к повторению серии слов или фразы не ведет к появлению новых трудностей. При кинетической моторной афазии даже больные, без труда повторяющие отдельные слова, начинают испытывать трудности при повторении серий слов. Первичных нарушений в удержании предъявленного ряда у них нет. Если испытуемый с заданиями справляется успешно, ему может быть предложен сенсибилизированный вариант аналогичной пробы, заключающийся в создании интерферирующих помех: в промежутке между предъявлением фраз и их воспроизведением экспериментатор проговаривает какие-то иные, не имеющие отношение к запоминанию фразы. ■ Оценка звукопроизношения (по А. Н. Корневу — для детей) Ребенку предлагается повторить двустишья или фразы, насыщенные сложными для произнесения звуками. Предлагаемый материал включает две части: а) двустишья, включающее наиболее часто смешиваемые, артикуляци-онно сложные согласные; б) фразы со сложной слоговой структурой. Материал для повторения-. ...:■■ а 1. Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока 2. Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. 3. Стоит воз овса, Возле воза — овца. 4. Клала Клава лук на полку. 5. Зоя зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка. 6. Клара у Вали играла на рояле. б. 7. Рыбки в аквариуме (повторить два раза). 8. Милиционер остановил велосипедиста. 9. Сыворотка из-под простокваши. 10. Полполдника проработали. Ухудшение артикуляторных функций может свидетельствовать о функциональной слабости передних участков теменной области, а также о пониженных возможностях премоторной зоны мозга (при отсутствии мнестических расстройств). Повторение скороговорок Испытуемому предлагается несколько скороговорок, позволяющих оценить эффективность восприятия и артикуляции ряда звуков: От топота копыт пыль по полю летит. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пуха. Водовоз вез воду из-под водопровода. Все бобры для своих бобрят добры. На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. На горе Арарат рвала Варвара виноград. У Сени и Сани в сенях сом с усами. Осип охрип, Архип осип. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. У ежа ежата, у ужа ужата. Ухудшение артикуляторных функций может свидетельствовать о функциональной слабости передних участков теменной области, а также о пониженных возможностях премоторной зоны мозга (при отсутствии мнестических расстройств). ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.007 с.) |