Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сложное синтаксическое целоеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сложное синтаксическое целое (или сверхфразовое единство) – минимальный фрагмент текста, состоящий из нескольких самостоятельных предложений, представляющих собой тематическое единство (см.), семантическое единство (см.), структурное единство (см.), функционально-смысловое единство (см.),благодаря чему этот фрагмент может быть выделен из текста. Личная жизнь гения всегда представляет особый интерес. В ней, как в зеркале, отражаются все особенности его дарования. Личная жизнь Булгакова – не исключение. (Газета.) Слова – страшная вещь: их можно употреблять везде, но впустую употреблять нельзя. Они живые энергии и потому неизбежно влияют на душу произносящих их людей. (В.А. Степун.) Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать её. (Й. Гёте.) Сверхфразовое единство – то же самое, что и сложное синтаксическое целое (см.). Тематическое единство сложного синтаксического целого заключается в том, что оно выражает одну тему. Тематическое единство сложного синтаксического целого может подчеркиваться специальными конструкциями, занимающими позицию в самом его начале, такими как именительный темы (см.), инфинитив темы (см.), вопросительное предложение темы (см.), поддерживаться так называемыми ключевыми словами (см.). Переход к другой теме свидетельствует о законченности одного сложного синтаксического целого и начале другого сложного синтаксического целого. Тематическое единство сложного синтаксического целого можно оформить в виде заголовка. Именительный темы – повествовательное (или – реже – восклицательное предложение, представленное именем в именительном падеже или именным словосочетанием, стоящее перед сложным синтаксическом целом, в котором развивается названная тема. Трусость… Это не просто страх. Это страх, удерживающий от благородного поступка. Трусость отличается от страха. Мотоциклист не боится разбиться насмерть. Носится как угорелый. А на собрании проголосовать, как требует совесть, – рука не подымается. Труслив. (В. Дудинцев.) Жара. Солнце как станет в полдень, так не слезает оттуда, – до того шпарит, что, кажется, земля должна сморщиться от такого огня. Ни ветерка, ни облачка… (В. Шукшин.) Руки матери. Помню их тогда, в детские годы, – красивые, с длинными пальцами. Знаю их и теперешними …(Газета.). Инфинитив темы – инфинитив, стоящий перед фрагментом текста (сложным синтаксическим целым) и определяющий тему дальнейших рассуждений. Быть художником… Без горького, постоянного труда не бывает художников… Вопросительное предложение темы – вопросительное предложение, предшествующее сложному синтаксическому целому и задающее тему для дальнейших рассуждений. Что делается вокруг? Зима. Голодуха. Драки на базарах. (В. Астафьев.); Что такое родина? Это весь народ, совершающий на данной площади свое историческое движение. Это – прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер, это – цепь совершенных им революций, исторических скачков, узлов его истории. Абсолютно самостоятельное сложное синтаксические целое – это такой тип сложного синтаксического целого, который, будучи выделенным из контекста, не несет никаких следов связанности с контекстом, обнаруживает полую самодостаточность. Ночь была сизая, лунная; тонкие тучи, как совиные перья, рассыпались по небу, но не касались легкой ледяной луны. Деревья – груды серого инея – отбрасывают черную тень на сугробы, загоравшиеся там и сям металлической искрой. Относительно самостоятельные сложные синтаксические целые – это сложные синтаксические целые, которые, будучи выделенными из текста, сохраняют явные и скрытые «следы» связанности с текстом. На углу (чего?, каком?) под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. Туманные громады поднимались по ночному небу, и когда поглощён был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы. Функционально-смысловое единство сложного синтаксического целого обеспечивается тем, что в нём реализуется один из функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение). В связи с этим различаются сложные синтаксические целые описания (см.), сложные синтаксические целые повествования (см.), сложные синтаксические целые рассуждения (см.). Сложное синтаксическое целое описания – В таком сложном синтаксическом целом представлено описание природы, обстановки, персонажа. Далеко на юге чернели неподвижные тучи, оттуда шло непрерывное, глухое ворчание. Кругом еще сильно пахло нескошенным сеном. Ветер дул, шурша сухой травой. Сложное синтаксическое целое повествования – в таком сложном синтаксическом целом представленоповествование о каком-либо реальном событии происшествии в определённой временной последовательности. Через пять минут Нина вышла. Бобров выдвинулся из тени и преградил ей дорогу. Нина слабо вскрикнула и отшатнулась. Сложные синтаксические целые рассуждения – в таком сложном синтаксическом целом представлены рассуждения, размышления героя повествования или автора по какому-либо вопросу. Чувство языка (если можно так выразиться, чувство чистоты языка) есть тонкое чувство, его трудно развить и очень легко потерять. Достаточно самого малого сдвига в сторону неряшливости и неправильности, чтобы уже эта неряшливость превратилась в привычку, и, как дурная привычка, в качестве таковой она будет. процветать. Ведь это в природе вещей, что хорошие привычки требуют упражнения, а дурные сами развиваются. (С.М. Волконский.) Структурное единство сложного синтаксического целого обеспечивается грамматическими средствами, используемыми в составе предложений, входящих в его состав: временными формами глагола, местоименными словами, а также различными типами анафоры (см.), в частности анафорой лексической (см.) и анафорой синтаксической (см.). Ключевые слова – совокупность тематически ориентированных слов, используемых в тексте, в сложном синтаксическом целом и концентрирующих его смысл, поддерживающих развиваемую микротему, способствующих раскрытию содержания текста. Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в рамках сложного предложения или сложного синтаксического целого.. Различается анафора лексическая (см.), анафора грамматическая (см.). Анафора грамматическая (или синтаксическая) – это повторение в тексте одной и той же грамматической конструкции. Я стою у высоких дверей, Я слежу за работой твоей. Ещё один пример: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам (А.С. Пушкин). Анафора лексическая основана на повторении одних и тех же слов в тексте. Например: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. В тексте Алексея Толстого, приведенном в статье «Вопросительное предложение темы», помещенном в данном разделе, наблюдается анафорический повтор указательного местоимения это в начале трех предложений, входящих в состав приведенного в качестве примера сложного синтаксического целого. Абзац – отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки (см.), обычно заключающий в себе сложное синтаксическое целое (или сверхфразовое единство) до другой. Красная строка – то же, что и абзац (см.).
ПУНКТУАЦИЯ
а) Теоретическое введение Пунктуация (от лат. punctum – точка) – этот термин используется в трёх значениях. 1) Раздел науки о языке, изучающий теоретические и практические вопросы постановки знаков препинания в письменной речи. 2) Система графических небуквенных знаков письменной речи, т.е. знаков препинания.3) Собрание правил, определяющих постановку знаков препинания в письменной речи.. Знаки препинания – системанебуквенных графических знаков, используемых в письменной речи для указания смыслового членения речи, её синтаксического строения и ритмико-интонационного оформления (т. е. ритмомелодики), с тем чтобы обеспечить читающему правильное понимание смысла написанного текста. Знаки препинания подразделяются на два крупных типа – предложенческие знаки препинания (см.) и текстовые знаки препинания (см.). Принципы русской пунктуации – теоретические основания, на которых базируется русская пунктуация. Выделяются три основных принципа – структурно-грамматический, логический (или смысловой, логико-семантический), интонационный. Структурно-грамматический принцип расстановки знаков препинанияявляется основным. Суть этого принципа можно выразить так: знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип обеспечивает стабильность современной пунктуации, её общепринятость и обязательность. При учете именно данного принципа ставится большинство знаков препинания: знаки препинания конца предложения, знаки, отделяющие части сложного предложения, однородные члены предложения, знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вставки, вводные слова и словосочетания, обращения, междометия), постпозитивные приложения, постпозитивные распространённые определения, знаки при однородных членах и т.д. Структурный принцип способствует выработке твёрдых, общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Формально-грамматический принцип расстановки знаков препинания – то же, что и структуено-грамматический (см.). Логический принцип расстановки знаков препинания учитывает логико-смысловое членение речи. Этот принцип тесно связан со структурно-грамматическим принципом, что вполне объяснимо: ведь грамматические части совпадают с логически значимыми. Именно на смысловом отношении ставятся знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях, при поясняющих компонентах предложения, в перечислительных рядах словоформ. Смысловой принцип расстановки знаков препинания – то же, что и логический принцип. Логико-семантический принцип – то же, что и логический принцип, смысловой принцип. Интонационный принцип учитывает особенности интонационного произнесения предложения. Точка свидетельствует о понижении голоса в конце предложения; интонация восклицательная и вопросительная отмечается соответствующими знаками препинания. В отдельных случаях выбор интонации обусловливается преимущественно интонацией, ср.: Установится теплая погода, поедем на дачу и Установится теплая погода – поедем на дачу, где выбор знака препинания полностью зависит от интонации.
б) Предложенческие знаки препинания
Знаки препинания предложенческие– знаки, препинания, используемые в границах предложения. Выделяется 12 предложенческих знаков препинания. Они подразделяются на группы: а) точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание вопросительного и восклицательного знаков (?!) – это знаки конца предложения; б) запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – это знаки середины предложения; в) парные (обособляющие) внутрипредложенческме знаки – два тире, две запятые. Два парных знака препинания могут использоваться как внутри предложения, так и в пределах текста, – это кавычки и скобки. Возникают новые знаки внутрипредложенческие знаки препинания, к ним относится знак «косая черта» (/), используемая между словами-антонимами (отношения равенства / неравенства, категория глухости / звонкости и т. д.); расширяется функция тире, оно может быть использовано между словами-антонимами с целью подчеркнуть их противопоставленность (отношения равенства – неравенства, категория глухости /звонкости). Знаки препинания отделяющие – отделяющие знаки препинания служат для разграничения, отделения одних отрезков текста от других., например для отделения отдельных независимых предложений в тексте, для отделения предикативных частей внутри сложного предложения, для отделения компонентов однородного ряда. Отделяющими знаками препинания являются точка, вопросительный знак,восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие, красная строка. Знаки препинания выделяющие (или парные)– это двойные знаки препинания, с помощью которых выделяются те или иные компоненты предложения – обособленные члены предложения, обращения, вводные слова и словосочетания, междометия. К выделяющим знакам препинания относятся скобки и кавычки. В функции выделяющих знаков препинания выступают при их парном употреблении запятая и тире. Увы, лучше, чем Иван, об этом, пожалуй, никто не расскажет; Мой знакомый – инженер завода – недавно побывал за границей; Подойди, Петя, сюда! Знаки препинания парные – то же, что и выделяющие знаки препинания Сочетаемость знаков препинания – это способность знаков препинания сочетаться в одном пробеле. В одном пробеле внутри предложения могут столкнуться два или даже три знака препинания. Возникает проблема порядка их расположения. Принят, например, такой порядок расположения таких знаков препинания, как запятая, тире и двоеточия в случае их столкновении в одном пробеле: (, –), (: «»). При столкновении в одном пробеле любого внутрипредложенческого знака препинания с закрывающей скобки следует соблюдать такой порядок: сначала ставится закрывающая скобка, затем другой знак препинания. [ ): ], [ ), ], [ ) –] и т.д. . Знаки препинания обязательные – знаки препинания, постановка которых определяется строгими правилами, не зависящими от желания и воли пишущего субъекта. Знаки препинания факультативные (или необязательные) – знаки препинания, постановка которых определяется нестрогими правилами. В таких пунктуационных правилах указываются условия, при которых факультативный знак может быть использован или не использован. Знаки препинания индивидуально-авторские обусловлены субъективным фактором; они отражают индивидуальный, субъективный смысл, который хочет автор подчеркнуть. Индивидуально-авторские знаки препинания невозможно объяснить с точки зрения свода правил. Знаки препинания вариативные – знаки препинания, которые в определённом контексте могут заменять друг друга. Среди вариативных знаком препинания различаются основной и дополнительный вариант. Например: Жилин приуныл: видит: дело плохо – этот вариант пунктуационного оформления представлен в оригинальном контексте. Другой вариант пунктуационного оформления данного предложения: Жилин приуныл: видит – дело плохо. Знаки препинания невариативные – знаки препинания, которые не могут быть заменены другими знаками препинания. Знаки препинания яркие – знаки препинания, смысл которых чётко осознается. К ярким знакам препинания относятся двоеточие (см.), восклицательный и вопросительный знаки, скобки, кавычки. Знаки препинания неяркие – знаки препинания многозначные и используемые во многих случаях: запятая, точка с запятой. Знаки препинания поглощаемые – при столкновении в одном пробеле двух знаков препинания один из них может быть «поглощён»; поглощающий знак препинания берёт на себя функцию поглощенного знака и одновременно выполняет и собственную функцию. Например, вторая обособляющая запятая в конце предложения поглощается конечным знаком – точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Двоеточие поглощает предшествующую запятую и т.д. Знаки препинания непоглощаемые – к таковым относятся знаки препинания, которые, столкнувшись в одном пробеле, сохраняются. При этом соблюдается определённый порядок их линейного расположения: [«», – ], [: «»], [, –] и т.д. Знаки препинания двойные – совокупность двух одинаковых знаков, используемых при выделении частей внутри предложения. К двойным знакам препинания относятся две запятые, два тире; скобки (см.) и кавычки (см.). Скобки – двойной (парный) знак препинания, который ставится: а)для выделения слов, вставляемых в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для внесения каких-либо дополнительных замечаний. Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает во сне; б)для выделения слов, выражающих отношение слушателей к чьей-либо речи: (Аплодисменты), (Движение в зале); в)при указании на источник цитаты: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (И.С. Тургенев); г)для выделения ремарок в драматических произведениях: [Епиходов] Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.). (А.П. Чехов). Кавычки – двойной (парный) знак препинания, который употребляется: а)для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий; б) для выделения отдельных слов, если они включаются в текст не в своём обычном значении, используются в ироническом смысле и т.д. По своему рисунку кавычки бывают двух типов: так называемые ёлочки («…») и лапки (“…”). Дефис (от лат. divisio – разделение) – соединительная чёрточка между частями сложного слова (плащ-палатка), между определяемым словом и приложением (студент-филолог), между соединяемыми словами (северо-восток), в наречиях типа по-новому, в составных предлогах из-под, из-за, при сокращении сложных слов (с.-х – сельскохозяйственный; ж.-д. – железнодорожный) Висячий дефис – это знак дефиса, который используется при перечислении однородных членов, состоящих из сложных слов, в которых вторая часть является общей для всех перечисляемых компонентов. В этом случае во всех членах однородного ряда, кроме последнего члена, общая часть опускается и этот факт отмечается «висячим дефисом». Например: семи- и восьмилетние дети; теле- и радиоаппаратура.. Знак препинания соединяющий – то же самое, что и дефис. Знаки препинания разделительные – знаки препинания, употребляемые для отделения частей внутри предложения и текста: точка, одиночная запятая точка с запятой,, одиночное тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие. Знак переноса – дефис, употребляемый при разделении слова на части и переносе отдельных его частей с одной строчки на другую. Вопросительный знак ставится в конце предложения и свидетельствует о том, что предложение является вопросительным и предполагает ответ. Если вопросительный знак используется внутри предложения, будучи заключенным в скобки, то он означает сомнение. Например: Наконец-то завтра обещают (?) организовать долгожданную встречу со знаменитым актёром. Восклицательный знак ставится в конце предложения и свидетельствует о том, что высказывание сопровождается выражением того или иного чувства говорящего. Наконец-то встреча состоялась!; Каких только чудес не бывает на свете! Многоточие – это одиночный знак, представляющий собой совокупность трёх точек, последовательно расположенных друг за другом. Многоточие – это единственный одиночный знак препинания, который может стоять как в начале предложения, так и в середине предложения и в конце предложения. Многоточие в начале предложения указывает на то, что предложение продолжает прерванный текст, либо на то, что в тексте осуществлен своеобразный «прыжок» в сюжете (например: Они договорились встретиться под старой липой через полчаса....Он пришёл раньше всех.). В конце предложения многоточие используется для обозначения незаконченности высказывания, недоговорённости: Слушай, отпусти ты меня…. В середине предложения многоточие используется как показатель прерывистости, взволнованности,затруднённости речи, для обозначения заминок, связанных с различными причинами: Он…вы не думайте…Он не вор… и не что-нибудь…только… (В.Г. Короленко); А то мои коллеги скажут, что я … как его … саботажник. (Вс. Кочетов). Многоточие двойное –многоточие, совмещённое с вопросительным или восклицательным знаками и состоящее из двух точек: Кто там?.. Меня принимают за симулянта!.. Отделяющие знаки препинания членят письменныйна части, значимые в смысловом и грамматическом отношении. К таким знакам препинания относятся: точка, восклицательный знак, вопросительный знак, точка с запятой, многоточие; эти знаки препинания выполняют только отделяющую функцию, отграничивая одну часть текста от другой. Парные знаки препинания – то же, что и двойные знаки препинания.
в) Текстовые знаки препинания
Текстовые знаки препинания – небуквенные графические знаки, используемые в масштабах текста для графического выделения его отдельных фрагментов. Наиболее известные текстовые знаки – это абзац и знак параграфа (§). В масштабах текстов различных типов используются другие графические знаки, которые определяются как текстовые знаки препинания, – это пробелы между буквами в словах (т.е. разрядка), курсив, жирный шрифт, «звёздочки» (***), различные линии и т. д. Для наименования текстовых знаков препинания предлагаются специальные термины: астремы («звездочки» в различном сочетании), линемы (различного рода линии, отделяющие одну часть текста от другой или указывающие на завершённость текста), орбемы (разного рода кружочки в различном сочетании), шрифтемы (выделение значимых элементов текста с помощью различных шрифтов: курсив, жирный шрифт, прописные буквы) и т. д. Абзац – текстовой знак препинания. Термин «абзац» используется в трёх значениях: а)отступ вправо в начале строки; то же, что и красная строка (см.); представляющий собой отступ в начале строки; то же, что и красная строка (см.); б)отрезок письменного или печатного текста от одной красной строки до другой; в) как разновидность текстого знака препинания (см.). Красная строка – текстовый знак препинания; то же, что и абзац (см.). * * *
Алфавитное приложение к систематическому терминологическому словарю
Абзац – с.108. Абсолютивное значение слова – с. 8. Абсолютно самостоятельное сложное синтаксическое целое – с.106. Абсолютные обособленные обороты – с. 71. Авторские слова – с.104. Адвербиальные словосочетания – с. 17. Адъективные словосочетания – с. 16. Актант – с. 33. Актуальное членение предложения – с. 37. Акциональные предложения – с. 48. Анафора – с.188. Анафора грамматическая – с. 108. Анафора лексическая – с. 108. Аппликация – с. 13. Асемантические подчинительные союзы – с.91. Ассоциативное согласование – с. 10. Аспекты изучения простого предложения – с. 23. Атрибутивные отношения – с. 18. Базовая часть осложненного предложения – с. 65. Безличные предложения – с. 58. Бессоюзие – с. 82. Бессоюзное сложное предложение – с. 83, 99. Бессоюзный однородный ряд – с. 68 Бессубъектные предложения – с. 49. Бинарное составное сказуемое – с. 56. Бытийные предложения – с. 48. Валентность – с. 8 Валентность слабая – с. 9. Валентность обязательная – с. 8. Валентность факультативная – с. 9. Вводные компоненты предложения – с. 78. Вводные предложения – с. 79. Вводные слова – с. 78. Вводные словосочетания – с.79. Вертикальная графическая схема – с. 87. Вертикальная графическая схема сложных словосочетаний – с.21. Вертикальная схема неоднородного параллельного подчинения – с. 22. Вертикальная схема однородного параллельного подчинения – с.21. Вертикальная схема параллельного подчинения – с. 21. Вертикальная схема последовательного подчинения – с. 22. Вертикальная схема смешанного подчинения – с. 22. Взаимное семантическое подчинение в сложноподчинённом предложении – с.94. Взаимоподчинение – с.11. Висячий дефис – с. 113. Включение – с.14. Внутренняя характеристика однородного ряда – с. 68. Внутрисинтаксическая модальность – с.36. Вокативное предложение – с. 60. Вопросительное предложение темы – с.106. Вопросительные предложения – с. 44. Восклицательные предложения – с. 45. Восклицательные сложные предложения – с.83. Время – с. 35. Вставки – с.79. Вставочные компоненты предложения – с. 80. Вставочные конструкции – с.80. Вторичные средства связи компонентов однородного ряда – с. 68.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.51.35 (0.009 с.) |