Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сложные многочленные предложения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Это предложения усложненной структуры. Их основными признаками являются: 1) количество предикативных частей более двух; 2) наличие разных видов связи. В этих предложениях могут быть такие комбинации связи: 1) сочинение и подчинение; 2) сочинение и бессоюзие; 3) бессоюзие и подчинение; 4) все три вида связи. При наличии разных видов одна связь является основной. Например, в предложении Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки, и нельзя было понять, как это еще жив здесь хоть один человек (А. Т.) основной является бессоюзная связь (знак — точка с запятой), далее сочинение двух частей — соединение (союз и), одна из этих частей представляет сложноподчиненное предложение с изъясни-тельно-объектным придаточным (союз как); общее число частей — четыре. В предложении На улице и возле дач не было ни души: старые дачники уже ложились спать, а молодые гуляли в роще (Ч.) основная связь также бессоюзная, отношения причины выражены с помощью интонации (знак — двоеточие), вторая часть представляет собой сложносочиненное предложение с сопоставительным союзом а; общее число частей — три. В предложении Капитан мигнул Грушницкому, и этот, думая, что я трушу, принял гордый вид, хотя до сей минуты тусклая бледность покрывала его щеки (Л.) основная связь — сочинение (соединительный союз и), вторая соединяемая часть — сложноподчиненное предложение с двумя неоднородными придаточными: изъяснительно-объектным (союз что) и уступительным (союз хотя). 481. Охарактеризуйте сложные предложения. Выделите предикативные части и определите вид отношений между ними (соединительные, противительные, уступительные, условные, временные, причинно-следственные, пояснительные, присоединительные). Прочитайте предложения вслух и проанализируйте интонацию. Объясните постановку знаков препинания. Найдите односоставные предложения. 1. Самгин оглянулся; поле было безлюдно, лишь далеко, по шоссе, бежала пара игрушечных лошадей, бесшумно катился почтовый возок (М. Г.). 2. Здесь росли две ветлы, место было перекопано канавами, дождем наплюхало целое озеро (А. Т.). 3. В литературе стал редкостью большой роман: у авторов хватает терпения только на маленькую повестушку (Купр.)- 4. Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали (Пауст.). 5. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.). 6. Крыша давно уже не была крашена3, стекла отдавали радугой, из щелей между ступенями росла трава (Ч.).
14. Современный русский язык 482. Охарактеризуйте сложные предложения. Определите способ 1. Меня мучили противоречия между книгами, которым я почти непоколебимо верил, и жизнью, которую я уже достаточно хорошо знал (М. Г.). 2. У нас все разговаривают о том, как надобно думать, тогда как говорить надо о том, что следует делать (М. Г.). 3. Был седьмой1 час вечера — время, когда белая акация и сирень пахнут так сильно, что, кажется, воздух и сами деревья стынут от своего запаха (Ч.).4. И в один майский день, когда небо зеленело от холода, пришло великое известие, что мы победили и война окончена (Пауст.). 5. Но страшнее всего было то, что мы не знали и не могли понять, почему так быстро прибывает вода (Пауст.). 483. Рассмотрите сложные многочленные предложения с сочини 1. Пришла Женя с корзиной: у нее было такое выражение, zlA Синтаксический разбор сложного предложения При синтаксическом разборе сложного предложения необходимо дать его полную характеристику. 1. Указать количество предикативных частей. 2. Определить тип сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное, многочленное сложное. 3. Указать вид отношений между предикативными частями. 4. Указать основную связь (для многочленного).
5. Перечислить средства связи: интонация, союзы, союзные и указательные слова и т. д. 6. Назвать тип придаточного предложения. Образец: Началось все с половины воды: и леску, и удочку, и мою руку вместе с ними потянуло вдруг вниз так, что рука моя окунулась в лунку, и я едва не отпустил удочку (Сол.). 1. Предложение сложное, состоящее из четырех частей. 2. Многочленное сложное. 3. Между первой частью и всеми последующими отношения пояснительные; между второй и третьей — отношения пояснительные и следствия (степени); между третьей и четвертой — сочинительные (однородное соподчинение). 4. Основная связь — бессоюзная. 5. Вторая, третья, четвертая части — местоименно-союзная связь, средства связи — указательное местоименное наречие так и союз что; третья, четвертая части — сочинительная связь, средство связи — соединительный союз и. 6. Придаточное степени. 484. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Произведите полный синтаксический разбор сложных предложений. 1. Вокруг расстилалась зеленая лужайка по краям ее росли Строение текста Все средства языка, все единицы языка используются в речи. Результатом речевой деятельности является текст. Он состоит из высказываний, оформленных в виде предложений. Минимальный текст — одно высказывание. Текст представляет собой целое: образующие его предложения связаны между собой. Цельность текста имеет две сто-
14* роны — содержательную и формальную. Цельность содержания заключается в обозначении связанных между собой событий или в повествовании о таких положениях, ситуациях, которые составляют единую картину; например: Наконец Пугачев вышел из сеней. Народ снял шапки. Пугачев остановился на крыльце и со всеми поздоровался. Один из старшин подал ему мешок с медными деньгами, и он стал их метать пригоршнями. Народ с криком бросился их поднимать, и дело не обошлось без увечья (П.). Формально предложения связаны в составе текста с помощью различных средств: 1) союзов; 2) вводных компонентов: во-первых, во-вторых и т. д., значит, однако и др.; 3) местоимений — личных: он, она, оно, они, указательных: этот, тот и др. и местоименных наречий: там, туда, оттуда, отсюда, тогда и др.; 4) лексических повторов; например: Итак, Марья Андреевна сидела у окна и смотрела на улицу. Трудно было бы сказать, о чем она думала и в состоянии ли она вообще о чем-нибудь думать. Впрочем, этим никто не интересовался. Поднималась она раньше всех в доме и этим досаждала прислуге. Потом шла к заутрене — досаждала дворнику; потом приходила из церкви прямо к чаю и досаждала решительно всем, потому что всякому до себя, а эта старуха только мешается. Одним словом, в богатом доме ей не было места, и она это чувствовала (М.-С). Данный пример — это целостная часть текста, имеющая зачин, развитие и концовку, тематическое единство и формальные средства связи. Такие единицы текста называются сложным синтаксическим целым. Между предложениями в составе сложного синтаксического целого выражаются те же синтаксические отношения, что и между предикативными частями сложного предложения — сопоставительные, временные, условные, причинно-следственные и др. Монологическая и диалогическая речь Любая речь, письменная или устная, кому-то адресована, каждый текст имеет адресата. Если говорящий активен, а адресат пассивен, т. е. не участвует в речи, то текст имеет монологическую форму. Но и монологический текст рассчитан на восприятие (слушание, чтение). Диалог — это речь двух (или более) участников, которые поочередно являются говорящим и адресатом. В диалогическом тексте реплики связаны по содержанию и по форме, простейшая форма диалога — вопросо-ответная; например: — Постой, — спросил Алексей Петрович, — ты меня с парохода увел? — Я (А. Т.). Способы передачи чужой речи Творцом текста является говорящий. В этом смысле содержание текста является субъективным. Однако оно оформляется с помощью объективных средств языка. Соотношение субъективного и объективного является одной из важнейших характеристик текста. В тексте говорящий может использовать не только свою, но и чужую речь, воспроизводя ее дословно или только передавая основное содержание. Способы передачи чужой речи разнообразны. Так, говорящий в своей речи называет тему чужой речи с помощью дополнения при глаголе речи: Друг рассказал мне о своей поездке в Москву; или с помощью зависимого инфинитива при глаголах волеизъявления; например: После чая я упросил Веру петь (В.). Специальными синтаксическими конструкциями для передачи чужой речи в тексте являются прямая речь и косвенная речь. Прямая речь Прямая речь имеет две части. Одну часть составляет ввод, принадлежащий автору текста, говорящему. Вторая часть — чужая речь без каких-либо изменений. Ввод обычно представляет собой незавершенное простое предложение, включающее глагол речи — говорить, сказать, произнести, ответить, возразить и т. п. или глагол со значением характеристики речи — буркнуть, проворчать, пробормотать, рявкнуть и т. п.; в этом предложении отсутствует необходимое дополнение при глаголе речи; например: Кто-то сказал: — Многие одержимы страстью писать книги, но редкие стыдятся их потом (М. Г.); — Прошу не
возражать, — засипел во сне профессор. — Какая же это соль! (Пауст.)- Чужая речь может иметь форму любого предложения или состоять из ряда предложений. Пунктуация прямой речи отражает указанное различие частей: они отделяются двоеточием или тире, чужая речь выделяется кавычками (или тире). Косвенная речь Эта форма передачи чужой речи представляет собой сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительно-объ-ектным (дополнительным); в главном предложении употребляются только собственно глаголы речи. Чужая речь передается в измененном виде: в ней все формы, указывающие на «чужого» говорящего (личные и возвратные местоимения, личные формы глагола), заменяются; опускаются обращения, междометия, восклицательные частицы, вводные слова; ср.: — Всей душой ненавижу эти мысли! — говорил инженер (Ч.). — Инженер говорил, что всей душой ненавидит эти мысли; — Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу (П.). — Комендантша сказала, что Машу отправят. Эмоционально насыщенную чужую речь невозможно передать в форме косвенной речи; например: Старик шел и, спотыкаясь о травы, повторял: — Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат! (Пауст.). 485. Проанализируйте передачу чужой речи. Выделите конструкции с прямой и косвенной речью. Укажите различие в их синтаксическом строении. 1. Издалека послышались щелканье кнута, крик: «Куда, дьявол!» и недовольное мычание коровы (Пауст.). 2. Дед рассказал, что черта он встретил на протоке у самого озера (Пауст.). 3. Дед ходил за дикой малиной на Глухое озеро и вернулся с перекошенным2 от страха лицом. Он долго кричал по деревне, что на озере завелись черти. В доказательство-дед показывал порванные штаны: черт якобы клюнул деда в ногу, порвал рядно и набил на колене большую ссадину1 (Пауст.). 4. Обратной дорогой спросил отец у бахчевника: — Скажи, Федот, кто потравил мой хлеб? (Ш.). 5. — Шесть часов сижу здесь, — объявил Мамаев, взглянув на золотые часы (М. Г.). 486. Охарактеризуйте конструкции с прямой речью. Выделите ввод и чужую речь. Проанализируйте стилистическое различие частей конструкции. 1. «Странно... — подумал дьякон, не узнавая походки Ла-евского. — Будто старик» (Ч.). 2. Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
— Что же нам с ним делать? — Выдрать, — сказал я. — Не поможет, — сказал Ленька. — У него с детства характер такой. Лучше попробуйте его накормить как следует (Пауст.).
3. — Эк, спит-то! — сказал Захар, — словно каменщик. Илья Ильич! (Гонч.). 4. — Первый раз в жизни вижу! Как славно! — сказал фон Корен, показываясь3 на поляне и протягивая обе руки к-восто-ку. — Посмотрите: зеленые лучи! (Ч.). 5. — Что скалишь зубы-то? — с яростью захрипел Захар (Гонч.). 6. — Голубушка! — воскликнул старик и еще ниже наклонился над щукой (Пауст.). 487- Определите возможность и условия преобразования конструкций с прямой речью в косвенную речь. Выделите тексты, в которых возможна точная замена, и те, в которых при замене косвенной речью утрачиваются стилистические или эмоциональные элементы чужой речи. Укажите факторы, препятствующие замене (значение вводящего глагола, вводные и междометные конструкции, эмоциональные частицы и т. п.). 1. — Кто же твоя мама? — спросил Потапов девочку и покраснел (Пауст.). 2. — Где же крепость? — спросил я с удивлением (П.). 3. — Эй, приятель1, — громко сказал Кузьмин, — царство божие проспишь! (Пауст.). 4. — Женщина играет существенную роль в жизни каждого человека, — сказал дьякон (Ч.). 5. — А как вы попали ночью в лес, наша спасительница2? — шутливо спросил Зуев (Пауст.). 488. Спишите, расставляя знаки препинания в предложениях с прямой речью. Объясните пунктуацию. 1. Иван Емельянович вручил нам свидетельства и похвальные листы а потом спросил Летом дома будете (В. Абр.). 2. Это матка меня от теленка отводит думал Емеля подползая все ближе и ближе3 (М.-С). 3....И теперь глядя как волчата гоня-
лись по насту за щенком и боролись с ним волчиха думала Лцшапцсщил Принципы русской пунктуации Пунктуация — это совокупность знаков препинания и правила их употребления в письменной речи. Пунктуация имеет обязательный характер; значение и употребление знаков препинания определяется нормой, одинаковой для пишущего и читающего. С помощью пунктуации передается членение текста, его целенаправленность, структура и основные особенности интонации, например: Далеко над морем блеснула молния и послышались глухие раскаты грома. — Как душно перед грозой! — сказал фон Корен. — Бьюсь об заклад, что ты уже был у Лаевского и плакал у него на груди. — Зачем я к нему пойду? — ответил доктор, смутившись. — Вот еще! (А. Чехов). Принципы русской пунктуации — это основы современных пунктуационных правил, определяющих использование знаков препинания. Надо помнить, что назначение знаков препинания — помогать перенести на письмо звучащую речь таким образом, чтобы ее можно было понять, воспроизвести однозначно. Знаки отражают смысловое и структурное членение речи, а также ее ритмико-интонацион-ное строение. Невозможно построить все правила на одном принципе — смысловом, формальном или интонационном. Например, стремление отразить все структурные компоненты интонации очень осложнило бы пунктуацию, пришлось бы отмечать знаками все паузы: Мой отец//был бедный крестьянин; Над ле- / сом//взошла луна; Дед попросил Ваню//нарубить и принести дров и т. д. Отсутствие знаков в таких положениях не затрудняет чтение текстов, воспроизведение их интонации. Не отражается знаками с полной последовательностью и формальное строение предложения; например, однородные сочинительные ряды при одиночном и: Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света (Пауст.). Современная пунктуация опирается и на смысл, и на структуру, и на ритмико-интонационное членение в их взаимодействии. Знаки препинания — это графические (письменные) знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию. Русские знаки препинания включают: 1) точку, вопросительный знак, восклицательный знак — это знаки конца предложения; 2) запятую, тире, двоеточие, точку с запятой — это знаки разделения частей предложения; 3) скобки, кавычки («двойные» знаки) выделяют отдельные слова или части предложения, для этого же употребляются запятая и тире как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, употребляется одна запятая или тире: Я в деревне скучал, как щенок взаперти (Т.); Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов (Пауст.); — Эй, а ты куда, мамаша? — А туда ж, — домой, сынок (Тв.); 4) особый знак многоточие, «смысловой»; он может ставиться в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи: — Что такое ужин? Проза. Вот луна, звезды... (Остр.); — Отец, не кричи. Я тоже скажу... ну, да! Ты прав... Но твоя правда узка нам... — Ну да! Вы... вы! Как же... вы образовались... а я дурак! А вы... (М. Г.). Особое, сложное значение передают сочетания знаков. Так, употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос (т. е. усиленное утверждение или отрицание) с эмоциональной окраской: Кто же из нас не думал о войне?! Конечно, все думали (Сим.); Негодяй и вор, одним словом. И за такого человека выходить замуж?! Жить с ним?! Удивляюсь! (Ч.). Соединение разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком: Проехал черный верховой, качаясь в седле, — подковы высекли две синие искры из камня (М. Г.); Над лесом небо прояснилось, — бледное солнце пролилось на серые колокольни Белоомута (Пауст.) — грамматическая однородность, перечисление передаются запятой, а с помощью тире подчеркивается значение следствия-результата. Чаще они могут ставиться рядом, каждый по своему правилу, например тире в бессоюзном сложном предложении после запятой, передающей обособление: ср.: Ты, брат, — это батальон (Тв.) — тире употреблено по правилу «тире между подлежащим и сказуемым (перед частицей-связкой это)», а запятыми выделено обращение. Варианты употребления знаков препинания предусмотрены пунктуационными правилами. Если допускается постановка разных знаков, то обычно один из них является основным, т. е. ему предоставляется преимущество. Так, вставные конструкции выделяются, как правило, скобками: Через несколько дней мы четверо (не считая всевидящих и вездесущих мальчишек) так сдружились, что почти всюду ходили вчетвером (Пауст.). Допускается выделение вставки с помощью двух тире: А в середине мая была гроза и такой ливень, что по улице — она была не ровная, а покатая — бурно катилась целая река желтой воды (С.-Ц.). Для скобок данное употребление является основным, а для тире — одним из многих и второстепенным. Варианты употребления знаков предусмотрены правилами оформления сложных бессоюзных предложений, например при пояснении или мотивации вместо основного знака двоеточия употребляется тире: Разлука призрачна — мы будем вместе скоро (Ахм.). При обособлении определений и приложений наряду с запятыми могут быть употреблены тире: Море — седое, зимнее, невыразимо угрюмое — ревело и неслось за тонкими бортами, как Ниагара (Пауст.); Цветная осень — вечер года — мне улыбается светло (Марш.). Возможно выделение обособленных определений и приложений двумя знаками — запятой и тире — одновременно: Долетел спокойный мужественный гудок, — океанский, в три тона (Пауст.). Варианты постановки знаков допускаются и некоторыми другими правилами (в частности, запятой и точки с за-
пятой в сложном бессоюзном предложении, запятой и восклицательного знака при обращении, восклицательного знака и вопросительного с восклицательным при риторическом вопросе и др.). Проявляется вариантность также в возможности употребления или неупотребления знаков в некоторых других случаях, например непоследовательно выделяются некоторые вводные слова: действительно, в самом деле, прежде всего, преимущественно; они могут выделяться вместе с присоединяемым существительным. 489. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. 1. День был тих и солнце сияло (Г.). 2. Зашумели запорожцы и почуяли свои силы (Г.). 3. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами (Г.). 4. Уж солнце катится высоко и перелетная метель блестит и вьется (П.). 5. Стало теплее и земля слегка размякла но стены конюшни были еще белы от инея1 (Кипр.). 6. Кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали (Гр.). 7. Там пахарь любит отдыхать и жницы в волны погружать приходят звонкие кувшины (П.). 8. Где-то на улице застучали в ворота и в сарайчике хрюкнула свинья (Ч.). 490. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ 1. В избушке распевая, дева прядет и зимний друг ночей трещит лучинка перед ней (П.). 2. В седьмом часу вставал он летом и отправлялся налегке к бегущей под горой реке... (П.). 3. Но ко всему привыкает человек и Герасим привык наконец к городскому житью (Т.). 4. С рассвета и до самой ночи лил дождь и дул холодный ветер (О. Пер.). 5. Печали вечной в мире нет и нет тоски неизлечимой (А. К. Т.). 6. Едва заметною струею виется пар и теплотою камин чуть дышит (П.). 7. К вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары (Л. Т.). 8. Когда она [Каштанка] опомнилась, музыка уже не играла и полка уже не было (¥.). 9. Широко по полям желтыми хлебами играет ветер и лазурно-покоен день (Гайд.). 491. Прочитайте. Найдите обособленные обстоятельства и опре 1. Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал (Л. Т.). 2. Ольга Николаевна, при всем своем уме, искренне верила в то, что после объяснения они станут друзьями (Ш.). 3. После разговоров, часто очень оживленных, за кофе, расходились до обеда (Л. Т.). 4. После завтрака все разошлись. Евгений, по заведенному порядку, пошел к себе в кабинет (Л. Т.). 492. Прочитайте. Найдите обособленные члены, осложняющие 1. Тополь, высокий, покрытый инеем, показался в синеватой мгле, как великан, одетый в саван (Ч.). 2. В последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков — охота (Б.). 3. Иван Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, худощавый блондин, в фуражке министерства финансов и в туфлях, придя купатья, застал на берегу много знакомых и между ними своего приятеля, военного доктора Самойленко (Ч.). 4. Напротив, на той стороне, белели, как комья снега, гуси на гусином щавеле (А. Т.). 5. Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть: бесконечной вереницей тянулись друг за другом ненужные и неясные мысли, упорно и однообразно, словно ведра водоподъемной машины (Т.). 6. Опрокинутые лодки валялись на песке, как большие мертвые рыбы (М. Г.). 8. Лепестки маков летели по ветру легкими стаями, как мотыльки (Пауст.). 8. По утрам с запада, из-за дальних бугров, выползала пепельно-сизая туча (Л/.). 493. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вы 1. Вот знаете странно... у меня такая простая фамилия, а никто ее не запоминает... (М.Г.). 2. А уж первый взвод наверно достает шестом земли (Те.). 3. По слухам участились случаи убийства офицеров на передовых позициях (Ш.). 4. На взгляд человека трезвого ничего таинственного в этом озерце
не было и быть не могло (Пауст.). 5. В этой водяной черноте жили по рассказам престарелых словоохотливых колхозников караси величиной «с поднос от самовара» (Пауст.). 6. Как всегда Егор Матвеевич взялся энергично за дело (Сер.). 8. Представьте, я вчера ночью написала огромное письмо моей кузине — шестнадцать почтовых листов кругом и мелкомелко как бисер. И это вообразите в какой-нибудь час (Купр.). 8. Решение пришло на первый взгляд сумасбродное (Пауст.). 9. Видно бомба или пуля не нашлась еще по мне (Те.). 10. Назанский был по обыкновению дома (Купр.). 494. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. 1. Льстят тем кого боятся (Ч.). 2. Буду думать о разных ве- ' щах и как только в голову придет хорошая мысль я тоже ее запишу (Н. Н.). 3. Вода была прозрачная прекрасная на вкус и такая холодная что от нее кружка даже запотела снаружи (Купр.). 4. Берись за то к чему ты сроден коль хочешь чтоб в делах успешный был конец (Кр.). 5. Оказалось что Ваня потерял генеральский патронташ (Ч.). 6. Крестьяне которые больше всего трудятся не употребляют слова «труд» (Ч.). 7. Счастье не в том чтобы делать всегда что хочешь а в том чтобы всегда хотеть того что делаешь (Л. Т.). 8. Когда мягкий и пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она [Каш-танка] от изнеможения погрузилась2 в тяжелую дремоту вдруг подъездная дверь щелкнула запищала и ударила ее по боку (¥.). 9. Она сказала ему что если он болен то надо лечиться (Л. Т.). 495. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. 1. Погода между тем как будто собиралась разгуляться свинцовое небо прояснилось это делалось особенно заметным вправо от дороги к селу Бабурину (Григор.). 2. Привычно подняв руку к изголовью я освещаю спальню смотрю на часы час самый мертвый (Б.). 3. Я постучал открыли не сразу мне пришлось постучаться2 вторично (Гайд.). 4. Прошло два дня зерна не прорастали (Н. Н.). 5. Стук и рабочий крик подымались по всей окружности весь колебался и двигался живой берег (Г.). 6. Кругом во дворе стояли лужи только что прошел дождь (О. Пер.). 7. Тишина была страшная свечи трепетали и обливали светом всю церковь (Г.). 8. Емеля быстро поднялся и свистнул маленькое животное скрылось в кустах с быстротой мол- нии (М.-С). 9. Где-то лают собаки должно быть деревня близко (Гайд.). 496. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ 1. Для меня эти годы формальная работа, овладение словом (М.). 2. Цель творчества самоотдача а не шумиха не успех (Пауст.). 3. Язык инструмент; едва ли не труднее он самой скрипки (Вяз.). 4. Мы почитаем всех нулями, а единицами себя (П.). 5. Самое важное в каждом деле пересилить момент когда вам не хочется работать (Павл.). 6. Две избы стоят над самой речкой, одна на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы (М.-С). 7. Лучшее наслаждение самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям (М. Г.). 8. Талант это вера в себя в свою силу (М. Г.). 9. Четыре часа для влюбленного четыре девятнадцатых столетия (Ч.). 10. Любимое занятие стоять перед зеркалом и рассматривать свой вялый язык (Ч.). 11. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь (Поел.). 12. Меркурий, образно говоря, царство пустынь: одна его половина горячая каменная пустыня, а другая ледяная пустыня (Сыт.). 497. Определите виды связи частей в сложных предложениях. 1. Под дымной пеленою ладана трепещущий огонь свечей казался тусклым и красным богомольцы теснились вокруг сырых столбов и глухой торжественный шорох толпы повторяемый сводами показывал что служба еще не началась (Л.). 2. В тот день с которого начинается мой рассказ небо сплошь затянулось темными как осенняя ночь тучами они стремительно неслись с запада точно стараясь догнать и поглотить одна другую (В. Пер.). 3. Время от времени он [ветер] изменял свое направление и тогда слышались с реки отрывистые крики народа толпившегося2 на берегу и ожидавшего парома который чуть видимою точкой чернелся на более и более бледневшей поверхности воды влача за собой огненную искристую полосу света (Григор.). 4. Солнце только что показалось из-за темных гор ограждавших противоположную сторону реки ровная тихая как золотое зеркало сверкала она в крутых берегах покры-
тых еще тенью и разве где-где мелькали по ней словно зазубрины рыбачьи лодки слегка окаймленные огненными искрами восхода (Григор.). 5. Несколько новгородцев стали захлебываясь кричать что битва на Неве была неправильная что со шведами можно и нужно было поладить миром они-де везли богатые товары ценные сукна сладкие вина а доставить их к месту в Новгород так и не удалось так как молодой княжич Александр беспричинно3 напав на них разгромил все шведское войско и разграбил их корабли (В. Ян). 498. Рассмотрите бессоюзные сложные предложения с причинно- 1. Но Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях и потеряли знакомые очертания (Пауст.). 2. И вдруг из-под мужицкой бороды, из-под демократической мятой блузы поднимается старинный русский барин, — тогда у людей прямодушных, образованных и прочих синеют носы от нестерпимого холода (М. Г.). 3. Косари отдыхали на валу — там всегда дул из степи ветер, сушил мокрые рубахи, потные лбы (Пауст.). 4. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно ни бакенов, ни перевальных огней (Пауст.). 5. Пыль и запах парного молока висели над деревенскими улицами — с лесных полян пригнали коров (Пауст.). 6. Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце (Пауст.). 499. Объясните пунктуацию в бессоюзных сложных предложени 1. Со степи понеслось звонкое ржание жеребенка; красные полосы сверкнули на небе (Г.). 2. В глуши звучнее голос лирный, живее творческие сны (П.). 3. Березы нет— дегтю нет (М.П.). 4. Я оглянулся: у дороги над ракитой сидел старичок в изношенном сюртуке, с котомкой за плечами (М.П.). 5. Утро было серенькое, безветренное, теплое: градусник за окном показывал чуть-чуть выше нуля (Биан.). 6. Всюду горит зеленый свет — путь свободен (И. и П.). 7. Чувствительный человек подобен сосульке: пригрей его — он растает (Прут.). 500. Спишите тексты, расставляя недостающие знаки препина 1. Батальон был уже сажен двести впереди нас и казался какой-то черной сплошной колеблющейся массой. Можно бы- ло догадаться что это была пехота только потому что как частые длинные иглы виднелись штыки и изредка долетали до слуха звуки солдатской песни барабана и прелестного тенора подголоска шестой роты которым я не раз восхищался еще в укреплении. Дорога шла серединой глубокой и широкой балки подле берега небольшой речки которая в это время играла то есть была в разливе. Стада диких голубей вились около нее то садились на каменный берег то поворачиваясь на воздухе и делая быстрые круги улетали из вида. Солнца еще не было видно но верхушка правой стороны балки начинала освещаться. Серые и беловатые камни желто-зеленый мох покрытые росой кусты держи-дерева кизила и карагача обозначались с чрезвычайной ясностию и выпуклостию на прозрачном золотистом свете восхода; зато другая сторона и лощина покрытая густым туманом который волновался дымчатыми неровными слоями были сыры мрачны и представляли неуловимую смесь цветов бледно-л илового почти черного темно-зеленого и белого. Прямо перед нами на темной лазури горизонта с поражающей ясностью виднелись ярко-белые матовые массы снеговых гор с их причудливыми но до малейших подробностей изящными тенями и очертаниями. Сверчки стрекозы и тысячи других насекомых проснулись в высокой траве и наполняли воздух своими ясными непрерывными звуками казалось бесчисленное множество крошечных колокольчиков звенело в самих ушах. В воздухе пахло водой травой туманом одним словом пахло ранним прекрасным летним утром. Капитан вырубил огня и закурил трубку запах самброталического табаку и трута показался мне необыкновенно приятным. Поравнявшись с нами он улыбнулся кивнул головой капитану и взмахнул плетью... я успел заметить только что он как-то особенно грациозно сидел на седле и держал поводья и что у него были прекрасные черные глаза тонкий носик и едва пробивавшиеся усики. Мне особенно понравилось в нем то что он не мог не улыбнуться заметив что мы любуемся им. По одной этой улыбке можно било заключить что он еще очень молод (Л. Толстой). 2. Тетке приснился собачий сон будто за нею гонится дворник с метлой и она проснулась от страха. В комнатке было тихо темно и очень душно. Кусались блохи. Тетка раньше никогда не боялась потемок но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате / громко вздохнул хозяин потом немного погодя в своем сарай
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.100 (0.023 с.) |