Сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь.



Например: Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю, и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Если чужая речь — вопросительное предложение, то при преобразовании её в косвенную используются союзные слова (если вопрос оформлен вопросительным словом) или союз ли (если вопрос не содержит вопросительного слова).

 

В конце предложения с косвенным вопросом не ставитсявопросительный знак.

Например: 1) «Кто этот человек?» — спросил я дежурную. (К. Паустовский) — Я спросил у дежурной, кто этот человек. 2) Я спрашиваю старика, сидящего у печи: «Это твой внук?» (К. Симонов) — Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук

 

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных, которые относятся к существительному.

Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами.

Придаточные изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное, присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные, зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что).

Сравните: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило.

2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас в классе, изумило всю школу.

 

1) Первая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).

 

Билет №3

1. Знаки препинания между предикативными частями сложного предложения нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений внутри сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

 

В сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях знаки препинания выполняютразделительную функцию, разделяя предикативные части сложных предложений.


С этой целью в сложносочинённых предложениях чаще всего используется запятая, а также точка с запятой и тире.

 

В бессоюзных сложных предложениях используется запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.


В сложноподчинённых предложениях запятая выделяет зависимую часть (придаточное предложение) и выполняет выделительную функцию. Придаточное предложение может выделяться запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения. В особых случаях используется точка с запятой, тире, двоеточие.

 

1. Точка с запятой (;) ставится между частями сложного предложения в том случае, когда в одной из предикативных частей сложного предложения уже есть свои знаки препинания (обычно запятая) или когда части сложного предложения настолько отдалены друг от друга по смыслу, что их можно преобразовать в два самостоятельных предложения, разделив точкой.

Пример:

Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. (Н. Гоголь)
Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге; далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши. (И. Тургенев)
Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели; только не сжата полоска одна. (Н. Некрасов)

2. Тире (–) ставится между частями сложного предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия.

Пример:

На дворе палил летний зной – в доме было прохладно и смешивался с прохладой мирный запах нафталина. (И. Бунин)
Красивый парень. Сбрей ему сейчас бородку, надень костюмчик – учитель. (В. Шукшин)
Упадет луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький)
Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идёт на двор, и шмыгнул в огород. (А. Фадеев)

3. Двоеточие (:) ставится между частями сложного предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Пример:

Степан боялся подойти к обрыву: скользко. (В. Шишков)
В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей. (Н. Гоголь)
Он видел все: как вставала земля из пепла, непокоренная земля, неистребимая жизнь. (Б. Горбатов)

Обрати внимание!

Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом есть общий второстепенный член, относящийся к обеим предикативным частям сложного предложения, то запятая между ними не ставится.

Пример:

Тут так же, как и в зале, окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами. (А. Чехов) (общий второстепенный член – тут )

В сложных предложениях может присутствовать авторская пунктуация – постановка знаков препинания, не предусмотренных правилами, но допустимая, если автор с их помощью передаёт добавочный смысл. Чаще всего в таких случаях используется тире или точка с запятой.

Пример:

Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво – там пряталась крупная и ленивая рыба. (К. Паустовский)
По правилам вместо тире в данном предложении следовало бы поставить двоеточие.

 

2. Придаточные цели раскрывают цель того, о чём говорится в главном предложении; отвечают на вопросы зачем? для чего? ради какой цели? для чего?

Пример:

[И снова я, простерши руки, Стремглав бросаюсь в глубину], (зачем? с какой целью?) (Чтоб испытать и страх и муки, Дробя кипящую волну). (В. Брюсов).

Придаточные цели прикрепляются к главному предложению союзами: чтобы, дабы, с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы, союзами-частицами только бы, лишь бы; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому:

Пример:

(Чтобы музыкантом стать), [так надобно уменье]. (И. Крылов).

[Я жить хочу], (чтоб мыслить и страдать). (А. Пушкин).

Составные союзы с тем чтобы, затем чтобы, для того чтобы могут разбиваться на две части в зависимости от смысла и логического ударения.

 

Первая часть входит в состав главного предложения и является указательным словом — обстоятельством цели: с тем, для того, затем и др.;

вторая часть составного союза (чтобы) остается в придаточном предложении и выполняет функцию простого подчинительного союза.

 

Запятая в этом

случае ставится один раз перед чтобы:

Пример:

[Мы обязаны знать Пушкина наизусть для того], (чтобы знать родной язык во всём его изобилии). (П. Пороховщиков).

Составные союзы особенно распространены в книжной речи:

Пример:

Через пять минут Калугин... рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые приказания и дождаться известий об окончательном результате дела. (Л. Толстой).

Хотя могут использоваться в текстах и не сугубо книжных:

Пример:

Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтоб не разлучаться с милою своей соседкою (А. Пушкин).

Придаточные цели могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения:

Пример:

[Надо всегда поступать], (чтобы ни перед кем не было стыдно). (К. Паустовский).

(Чтобы хорошо говорить), [надо хорошо знать свой язык]. (П. Пороховщиков).

[Для того, (чтобы войти в Пришвина, разговориться с ним), надо замедлить течение своей души]. (Солоухин).

Билет №4

1. Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительнымисоюзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.

В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:

1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);

2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).

Смысловая связь простых предложений, объединенных в сложное, различна. Они могут передавать:

— явления, происходящие одновременно.

Например: И далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов, явственно приближавшихся ночью (в таких предложениях изменение последовательности частей предложения не меняет смысла);

— явления, происходящие последовательно.

Например: Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали (в этом случае перестановка предложений невозможна).

1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни — ни, как — так и, не только — но и, тоже, также, да и).

В сложносочиненных предложениях с соединительными союзами могут выражаться:

временные отношения.

Например: Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани (сравните: Когда наступило утро, наш пароход подошел к Астрахани);

Союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:

Например: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С. Пушкин) — описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.

В саду раздавались голоса и был слышен смех — события происходят одновременно.

Я крикнул, и мне ответило эхо — второе явление следует за первым.

— действие и его результат.

Например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

— причинно-следственные отношения.

Например: Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться;
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина
— второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор — наречие потому.

Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).

Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук — союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.

Союзы тоже и также вносят в предложение значение уподобления.Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже и также стоят всегда внутри второй части сложносочиненного предложения. Союз тоже, как правило, употребляется в разговорной речи, союз также — в книжной.

Разговорный характер имеет также и союз да в значении и.

Например: Скрывать истину было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.

2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато).

В сложносочиненных предложениях с противительными союзами одно явление противопоставляется другому.

Например: Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце.

С помощью союза однако передается оговорка к ранее сказанному.Например: Она едва могла принудить себя улыбнуться и скрыть свое торжество, однако ей удалось довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид.

Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:

Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой — второе явление противопоставляется первому.

Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы — второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).

Союзы зато, но зато указывают на возмещение того, о чем говорилось в первом предложении.

Например: Лось ушел, зато рядом раздавался звук, издаваемый каким-то живым и, вероятно, слабым существом; Много труда предстоит ему,но зато зимой он отдохнет.

В значении противительных союзов употребляются частицы же, только.

Например: Голова еще болела, сознание же было ясное, отчетливое; Война ничего не отменила, только все чувства стали острей на войне.

Союз же, как и союзы тоже и также, всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части.

Например: Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.

3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то — не то, то ли — то ли, то — то).

В сложносочиненных предложениях с разделительными союзами указывается на такие явления, которые не могут происходить одновременно: они или чередуются, или одно исключает другое.

Например: В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колеса тачек; То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега – союз тото указывает на чередование явлений.

На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна — союз не тоне то указывает на взаимоисключение явлений.

Только иногда мелькнет березка или мрачной тенью встанет перед тобой ель — союз или указывает на взаимоисключение явлений.

То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы — союз то лито ли указывает на взаимоисключение явлений.

Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.

 

При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.

Присоединительными являются союзы да и, тоже, также, помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.

Пояснительными являются союзы то есть, а именно:

Например: Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.

Градационные союзы — не только... но и, не то чтобы... но.

Например: Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались.

Сложносочиненное предложение следует отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

 

Сложносочиненные предложения Простые предложения с однородными членами предложения
  Свистящим шепотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.   И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, пронесся прямо к поляне.
  Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.   Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу.
  Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод.   В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подернутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь.
  Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи.   Приходилось стоять, закрыв глаза, прислонившись спиной к стволу дерева, или присаживаться на сугроб и отдыхать, чувствуя биение пульса в венах.

2.

Билет №5.

1. Сложноподчинённые предложения — это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. [ ] — главная, () — придаточная.

Пример:

[Она не сводила глаз с дороги], (что ведёт через рощу) (И. Гончаров).

Части СПП связаны интонацией и подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.

Независимая часть СПП — главная. Она называется главной частью:

Пример:

[Лицо его казалось бы совсем молодым], (если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею) (И. Ильф и Е. Петров).

Зависимая часть СПП — подчинённая. Она называется придаточной частью.

Пример:

Грустно видеть, (когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты)... (М. Ю. Лермонтов).

В СПП может быть несколько придаточных предложений:

Пример:

[Он расспрашивал меня о том], 1 (что я люблю), 2 (что читаю) и 3 (что намерена делать) (Л. Толстой).

Придаточная часть может стоять перед главной частью, после неё или в середине главной части:

Пример:

(Когда зацветает черёмуха), [на улице становится холодно].

[Я был рад тому], (что он пришел).

[Изба, (которая стояла на опушке), обветшала].

Подчинительные союзы и союзные слова

Союзные средства в СПП (подчинительные союзы и союзные слова) располагаются в придаточной части:

Пример:

[И все, (кто были в башенке), сошлись Взглянуть на небо, полное сиянья] (Н. Заболоцкий).

Подчинительные союзы и союзные слова, находясь в придаточном предложении, связывают его с главным, при этом союзы (служебная часть речи) не являются членами предложения придаточной части, а союзные слова (знаменатель­ные части речи) являются членами предложения.

Пример:

[Андрей сказал], (что завтра будет контрольная по математике). Что — союз связывает придаточную часть с главной, но сам не является членом придаточной части. [На яблоне, (которую мы посадили прошлой весной), созрели яблоки]. Союз­ное слово которую связывает придаточную часть со словом на яблоне в главной и является дополнением в придаточ­ной части.

Как отличить союз от союзного слова

Подчинительный союз Союзное слово
можно опустить или заменить союзом-синонимом. Пример: Мы не могли выйти из дома, так как (потому что) шёл проливной дождь. = Мы не могли выйти из дома: шёл проливной дождь. нельзя опустить, можно заменить другим союзным словом или полнозначным словом, в том числе — из главной части. Пример: Комната, в которой он находился, была очень маленькой. (в которой = в комнате).
Запомни союзы: чтобы, пока, как только, если, пока, так как, потому что, ибо, ежели, так что, хотя, будто, словно, несмотря на то что... Запомни союзные слова: который, какой, кто, что, чей, где, куда, откуда.

 

Слова что, как, когда могут быть подчинительными союзами и союзными словами:

Пример:

Макар заметил, что на улице стало темнее. Что — союз, так как можно опустить. Макар заметил: на улице стало темнее. Ср.: Мы знаем, что подарим тебе на день рождения. Что — союзное слово, так как нельзя опустить и можно заменить словами книгу, ручку и др., является дополнением.

Указательные слова

В главной части СПП могут быть указательные слова тот, такой, так, там, потому и др., которые, как и союзы, союзные слова служат для связи частей СПП.

 

Указательное слово:

 

1. Выделяется логическим ударением;

2. Является членом предложения главной части;

3. Помогает определить вид придаточной части;

4. Выражено чаще всего указательным местоимением.

Пример:

[Не делай сегодня того], (о чём пожалеешь завтра).

Придаточная часть отвечает на тот же вопрос, что и указательное слово, находящееся в главной части.

 

2.

Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений. Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение.

В отличие от предложения словосочетание служит для конкретизации названий предметов, действий, признаков. Например: белая береза, молодая береза, зеленая береза и т. д. Группа тесно связанных по смыслу и грамматически предложений образует сложное синтаксическое целое.
Таким образом, в синтаксисе изучаются словосочетания, предложения (простые и сложные) и сложное синтаксическое целое.

Синтаксис словосочетания устанавливает правила сочетаемости слов. Эти правила определяются грамматическими признаками слова как той или иной части речи. Например, словосочетания типа ранняя весна возможны потому, что существительное как часть речь способно присоединять прилагательное, подчиняя его себе, а прилагательное как согласуемая часть речи может принимать форму, диктуемую именем существительным (род, число, падеж). Такой вид связи называется согласованием. Словосочетания типа читать книгу, разговаривать с другом опираются на грамматические свойства глагола как части речи, способной подчинять себе имена существительные. Этот вид связи называется управление.

В некоторых случаях связь в словосочетаниях определяется смыслом и порядком слов. Такой вид связи называется примыканием. Виды синтаксической связи в предложении шире, разнообразнее, чем в словосочетании. Различают простые и сложные предложения. В простом предложении один грамматический центр, одна грамматическая основа, в сложном – не менее двух. Синтаксис изучает также способы связи частей сложного предложения: сочинительную и подчинительную, интонацию как средство связи частей сложного предложения.

Билет №6

1. Придаточное предложение - синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел,что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство,которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” — “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов.

Например: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех).

В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.

Например: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом).

Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.

Например:Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) придаточное предложение относится к слову-обращению страна).

Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом.

Например:Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 2472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.098 с.)