Осложнение простого предложения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осложнение простого предложения



Структура простого предложения создается формой и свя­зями его членов; его семантика заключается в обозначении со­бытия или положения. Наиболее важными являются следу­ющие значения: 1) предмет и его действие, состояние: Маль­чик спит; Мама несет дочь; Девочке было весело; 2) предмет и его признак: Утро было солнечное; Яблони были в цвету; Эта книга моя; 3) предмет, класс предметов: Мой брат учитель; Петербург был столицей России; 4) независимое действие, признак, состояние: В доме уже спят; Вечерело; Насильно мил не будешь; Скоро стало темно; 5) бытие, на­личие предмета: Лес; Тишина; Утро.

При изменении, осложнении структуры предложения из­меняется, осложняется его семантика, в ней появляется до­полнительный смысл. Например, в предложении Мокрые от пота лошади остановились структура включает предикатив­ную основу (главные члены) и второстепенные члены состава подлежащего; использованы два словосочетания — мокрые ло­шади, мокрые от пота. С помощью намеренного изменения порядка слов меняется структура предложения: Лошади, мок­рые от пота, остановились; связь словосочетания мокрые от пота с существительным лошади ослаблена, словосочетание мокрые лошади разорвано. В предложении выражен добавоч­ный смысл — причиной действия является положение 'лоша­ди были мокрые от пота' (т. е. 'усталые'); ср.: Лошади стали мокрыми от пота, поэтому они остановились.

Таким образом, простое предложение осложнено и по структуре, и по семантике.

В русском языке имеются следующие способы осложнения простого предложения: однородность, обособление, уточнение.

Однородные члены предложения

Однородные члены представляют собой сочинительный ряд, в котором словоформы не зависят друг от друга, но подчи­нены общему члену или подчиняют его; например: От стан­ции, от паровозов, от вагонов валил густой пар (Пауст.) — однородные дополнения образуют сочинительный ряд, все они подчинены сказуемому (валил).


 




Средствами выражения однородности являются интонация и сочинительные союзы; однородные члены могут быть связа­ны без союзов. Интонация, союзы не только оформляют сочи­нительный ряд, но и выражают различные отношения между его членами:

1) перечисление: интонация, союзы и (ни... ни), не только... но и, как... так и; например: Таня говорила долго и с большим чувством (Ч.); С тихого неба лился сумеречный, задумчивый свет (В.); Хвоя хороша не только от мышей, но и от зайцев (Сол.);

2) противопоставление: интонация, союзы но, (не) а, зато; например: Лошадь хотя с трудом, но покорно шла иноходью (Л. Т.); День кончился не порывом ветра, а по>-следним легким дыханием (Пришв.);

3) чередование: союз то... то; например: Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет (Пауст.);

4) исключение, выбор: союзы или (иль), либо; на­пример: А может быть, еще удастся поживиться сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь (Кр.);

5) неразличение: союзы то ли... то ли, не то... не то; например: Сутками идет не то дождь, не то снег (Па­уст.); Губы то ли от черники, то ль от холода черны (Тв.),

На письме однородные члены разделяются запятыми. Запя­тые ставятся, если однородные члены соединены без союзов или повторяющимися союзами и, ни... ни, либо, или, то... то, то ли... то ли, не то... не то, а также союзами а, но, зато, не толь­ко... но и, не столько... сколько, как... так и; например: Я не­прерывно искал все нового как во внутренней актерской рабо­те, так и в режиссерском деле (Ст.); см. также примеры выше.

Перед неповторяющимися союзами и, или, либо запятая не ставится; например: Солдаты собирались быстро и с охотой (Купр.).

Известно, что не всегда отчетливо проявляется однород­ность определений-прилагательных, от чего зависит и поста­новка знака препинания. Однородными являются определе­ния, которые непосредственно связаны с существительным и обозначают признаки одного плана — качественные, количе­ственные, оценочные и пр.; например: С тихого неба лился сумеречный, задумчивый свет (В.); эти однородные опреде­ления имеют общий элемент значения 'неяркий', 'спокой­ный'. Качественные и относительные прилагательные обычно


не оформляются как однородные определения; например: Шел надоедливый октябрьский дождь (Пауст.). Однако и эти при­лагательные могут иметь общий смысловой компонент, кото­рый автор хочет выделить, подчеркнуть путем оформления определений как однородных, постановкой запятой; напри­мер: По небу ширилась темно-серая туча, грозя бесконеч­ным, осенним дождем (М. Г.) — общий элемент значения 'долгий', 'надоедливый', 'неприятный'; возможно, что в дан­ном случае осенний употреблено не в прямом значении ('идет осенью'), а в переносном ('как осенью').

Ряд однородных членов может включать разное их число: два и более, что зависит от характера отношений между члена­ми, от союзов. Союзы но, а, зато, не только... но и, как... так и, не столько... сколъкб соединяют пары однородных членов. Другими союзами (а также без союзов) могут оформляться как парные, так и многочленные ряды.

Структура однородного ряда может быть осложнена обобщающим словом, которое или открывает ряд (т. е. стоит перед ним), или замыкает. Значение этого слова являет­ся широким, члены однородного ряда его уточняют, раскрыва­ют. Обобщающее слово может называть родовое понятие, а од­нородные члены — видовые понятия этого рода; например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры: липа, береза и клен (М. Г.). Обобщающими словами могут быть мес­тоимения и местоименные наречия всё, всегда, везде, всюду и под.; например: И по меже, и по рву под межою всюду пестрели цветы (В.).

Обобщающее слово оформляется на письме знаками пре­пинания: после него ставится двоеточие в начале ряда, перед ним тире в конце ряда; например: И глаза, и лица, и движения, и одежда, и воздух, и солнце всё праздничное (Л. Т.).

Обобщающее слово выполняет функцию того же члена предложения, что и составляющие сочинительный ряд.

445. Выделите в предложениях однородные ряды и укажите чис­ло членов в каждом ряду. Какие это члены предложения?

1. И все это — и фонари, и голые деревья, и дома, и небо — отражалось в асфальте (А. Т.). 2. Баржа и лодка возле нее, по­немногу терявшие очертания, неясно и темно рисовались у берега (Сер.). 3. На дорожке возле хаты костылем старик чер­тил окруженья2 и охваты, фланги, клинья, рейды в тыл (Те.).


 




4. Однажды летом я взял ружье, припасы и сплавился верст на двести вниз по таежной речке, в самые глухие, трущобные места (Шишк.).

446. Найдите в предложениях однородные и неоднородные опре­
деления. Проанализируйте условия, благоприятствующие однород­
ности и препятствующие ей.

1. В сумерках маленькие облака сползли с гор, оказались сырыми серыми тучами, заволокли узкую долину (А. Т.). 2. Но в саду стояла глухая июльская тишина, и ничего не было слыш­но (В.). 3. Почти каждый день небо заволакивали низкие, тяже­лые тучи, и из них косо летел, барабаня по крышам, быстрый холодный дождь (Пауст.). 4. Веселое, яркое утро ворвалось в( комнату (В.). 5. Поднялся в мутное небо синий лес, весь окурен душистым, едким дымом (М. Г.). 6. Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Пауст.).

447. Определите вид отношений в ряду однородных членов пред­
ложения. Выделите сочинительные союзы. Укажите значения сою­
зов и отметьте случаи необычного их употребления.

1. В глазах застыло нехорошее, неопределенное выражение не то растерянности, не то испуга (М. Г.). 2. Солнце не то чтобы просвечивало их насквозь, но все же проникало через них, и от­того на лугу под такими льдинами хранился зеленый полусвет-полумрак (Сол.). 3. Из далеких лесов за лугами осторожно под­нимается ночь, скользит по воде и стирает яркие краски вечер­ней зари (М. Г.). 4. Было тепло, легко, все радовало — и воздух, и небо, и белые облака, и весенний простор (Б.). 5. Вот уже золо­той огонь пронизал все: и небо, и воздух, и землю (Купр.). 6. Все сверкало, искрилось, переливалось: стволы берез и сосен, листья, травы, самый воздух, вода лесных озер (Пауст.).

448. Выделите в предложениях однородные члены. Найдите
обобщающие слова. Какой частью речи они представлены? Объясни­
те расстановку знаков препинания.

1.Небо, горизонт, день, тонкоструйное марево — все си­нее (Ш.). 2. Еще никогда никто — ни человек, ни зверь, ни птицы — не сумел уловить момента, когда солнце появляется (Купр.). 3. Все под руками у нас в деревне: лесок так лесок, речка так речка (Сол.). 4. Обосновавшись в гнезде, скворец на­чинает таскать туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки (Купр.).


449. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­
ясните пунктуацию при однородных членах предложения. Охаракте­
ризуйте соединяющие их союзы.

1. Пахло свежей травой шалфеем смолистым ароматом не­далеко стоявшего сосняка (М.-С). 2. Наделала синица славы а моря не зажгла (Кр.). 3. Лес луга небо долины все, казалось, спало с открытыми глазами (Г.). 4. ...В сугробах снежных пе­ред нею шумит клубит волной своею кипучий темный и седой поток, не скованный зимой (П.). 5. Посреди ночи стихло все шорохи листьев шорохи шагов голоса птиц (Слад.). 6. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника в виноградниках и на де­ревьях повсюду заливались цикады (Купр.). 7. Мгновенно опустели и улицы и парки и пляжи (Лаг.). 8. Вот он [Хотта-быч] взмахнул рукой, и все, что было на арене и Сидорелли и его помощники и разнообразный и многочисленный его рекви­зит и нарядные, молодцеватые униформисты всё это в одно мгновение взвилось вверх... (Лаг.).

450. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Установите, однородными или неоднородными являются выделен­
ные определения.

1. Катастрофические землетрясения надолго остаются в па­
мяти людей как страшное непоправимое несчастье (Е. Ф. Са-
варенский). 2.
Тяжелые намокшие паруса едва маячили на
темном небе черными пятнами (Шит.). 3. ...На полянках вид­
нелись клумбы красивых розовых белых и голубых цветов
(А. Волк.). 4. Начиналось московское утро шумное жизнерадо­
стное хлопотливое (Лаг.). 5. В комнату ворвался бодрящий
прохладный воздух (Лаг.). 6. Как весеннее курчавое облако,
медленно ползла по гребню скалы отара (Слад.).
__________________________________________________ <#>

Обособленные члены предложения

Обособляются только второстепенные члены, так как глав­ные составляют основу высказывания и выражают грамма­тические значения предложения — наклонение, время, лицо.

Для обособления второстепенного члена необходимы опре­деленные грамматические и семантические условия. Есть ус­ловия главные, общие, и есть условия дополнительные.


 




 


Главное семантическое условие: второстепенный член обо­значает событие или положение. Для этого используются второстепенные члены в форме оборотов, т. е. состоящие из нескольких словоформ или представленные сочетанием сло­воформы со служебным словом; например: Запах белой гвоз­дики, нагретой солнцем,наполнял вагоны (Пауст.); После шумной встречи на террассе все, кроме Сергея Сергеевича,пошли в комнату Татьяны (Ч.); здесь обороты имеют значе­ния 'событие', 'положение': гвоздика нагрета солнцем; Сергей Сергеевич остался.

Главные грамматические условия: 1) нетипичное располо­жение второстепенного члена по отношению к поясняемому (инверсия); 2) расширенный состав второстепенного члена — форма оборота. В приведенном выше примере причастный обо­рот нагретой солнцем стоит после определяемого сущест­вительного.

Дополнительные условия обособления необходимы при от­сутствии главных; так, причастный оборот перед определя­емым словом обособляется при выражении в нем добавочного обстоятельственного значения (причинного, условного, усту­пительного и пр.); например: Опрокинутый истомой, Тер­кин дремлет на спине, от беседы в стороне (Тв.). Дополни^ тельные условия бывают разные для различных разрядов или форм второстепенных членов.

При наличии необходимых условий обособление оформля­ется интонацией: второстепенный член выделен паузами, име­ет собственную мелодическую вершину (наибольшую высоту тона) и фразовое ударение (наибольшую силу голоса).

На письме обособление выражается запятыми; в редких случаях используется тире. Правила постановки знаков за­ключаются в перечислении условий обособления, общих и до­полнительных. Поэтому отдельно рассматривается обособле­ние разных видов второстепенных членов.

Согласованные определения обособляются по общим правилам: 1) обороты с главным словом причастием (причастный) и с прилагательным (адъективный) после опре­деляемого существительного; например: Великая тишина стояла в полях ив лесу, уже отшумевшем листопадом(Ник.);По обеим сторонам камина стоят фикусы, ни­щенскибедные листьями (М. Г.); 2) обороты перед определя­емым существительным, имеющие обстоятельственный отте-


нок значения; например: Еще прозрачные, леса как буд­то пухом зеленеют (П.); 3) одиночные определения после определяемого существительного, составляющие сочинитель­ный ряд, т. е. однородные; например: Над Волгой занималось утро, мглистое и туманное (Кор.); 4) одиночное определе­ние (или ряд однородных) после определяемого существитель­ного, имеющего перед собой определение; например: А среди дня река и леса играли множеством солнечных пя­тен золотых, синих, зеленых и радужных (Пауст.).

Несогласованные определения обособляются редко, так как одно из главных условий — инверсия, т. е. упо­требление перед существительным, — противоречит грам­матической связи (управлению). При обособлении несогласо­ванное определение может быть: 1) поставлено впереди опреде­ляемого слова и 2) отделено от него другими словоформами (это дополнительное условие); например: За кормою, вся в бе­лой пене, быстро мчится река (М. Г.). Может быть обо­соблено несогласованное определение после определяемого существительного при одном из двух дополнительных усло­вий: 1) перед существительным есть согласованное определе­ние; например: Эта комната, окнами на запад и на се­вер,занимала чуть ли не половину всего дома (Б.); 2) после несогласованного определения следует согласованное обособ­ленное определение; например: Пришел Макаров, в черном строгом костюме,стройный, седой, с нахмурен­ными бровями (М. Г.).

Приложение обособляется при общих условиях, т. е. когда представляет собой словосочетание и следует после опре­деляемого слова; на письме оно выделяется запятыми или ти­ре; например: Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть тоже ста­рушка(Ч.);Катерина Петровна доживала свой век в ста­ром доме, построенном ее отцом известным художни­ком (Пауст.).

Определения й приложения при личных местоимениях обособляются (на письме выделяются за­пятыми) в любой форме, в любом положении; например: ...Незримый, т ы мне был ужмил (П.).

Обстоятельства определенных разрядов (причины, условия, уступки, времени) обособляются при общих условиях. Они выражены оборотами. Оборот обозначает событие или по-


 




*-у


ложение; обстоятельственное значение оборота оформляется предлогами: причинными (из-за, благодаря, от и др.); напри­мер: Пароход стал двигаться осторожнее, из боязни на­ткнуться на мель(Купр.); Вы чувствуете, что весь город, благодаря какой-то моде,продушен теми сладкими, терпки­ми, крепкими, теперешними духами, от которых хочется чи­хать (Купр.); условными (при, без, в случае и др.); например: Человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении,умирает от апоплексического удара (Л.); уступительными (вопреки, несмотря на и др.); например: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (Л.); временными (во время, после, перед идр.); например: Однажды, за утренним чаем,Порфи-рий Владимирыч был очень неприятно удивлен (С.-Щ.).

Обособлению обстоятельственных оборотов способствует их нетипичное расположение: перед сказуемым, от которого их могут отделять другие члены, или в абсолютном начале пред­ложения.

Деепричастный оборот обособляется в любом по­ложении. Главным условием обособления является сама фор­ма деепричастия: оно обозначает действие, так или иначе свя­занное с действием, названным в глаголе-сказуемом. Оборот называет событие, главный участник которого, субъект дейст­вия, обозначен подлежащим; например: Войдя во флигель, следователь занялся прежде всего осмотром двери в спальню (Ч.) — ср.: Следователь вошел во флигель. Обособляется, вы­деляется на письме и одиночное деепричастие; например: Трамвай летел, позванивая,к самому морю (А. Т.). Не обо­собляются только те одиночные деепричастия, которые упо­требляются в значении наречия образа действия; например: Листва берез висит не шелохнувшись(Пауст.).

Деепричастный оборот имеет различные обстоятельствен­ные значения: временные, условные, причинные и пр.; напри­мер: Город молчал, тоже как бы прислушиваясь к будуще­му(М. Г.)— причина; Зайцы, спасаясь от лыжников,пута­ли сложные петли (Пауст.) — цель; могут быть и такие отношения, какие обстоятельства как члены предложения не выражают: Крупные капли дождя разбивались о землю, пре­вращаясь в пыльи мельчайшие брызги(Сол.) — следствие.

Сравнительный оборот обособляется в любом по­ложении — благодаря особому значению и форме (прежде все-


го сравнительным союзам как, будто, точно, словно и др.). Он соотносится с разными членами предложения — обстоятельст­вами различных разрядов, определением, дополнением. Соот­ветствующие значения выражаются не прямо, а через сравне­ние с другими признаками, предметами, характеристиками действия; например: По сухим сосновым борам идешь, как поглубокому дорогому ковру (Пауст.) — объектная функция; Комната была залита ровным желтым светом, будто откеросиновой лампы (Пауст.) — функция определения; И тя­жело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь(П.)— функция обстоятельства образа действия.

Выделительный оборот обособляется благодаря своему оригинальному значению и форме. В нем названы пред­мет, признак и пр., на которые распространяется или, напро­тив, не распространяется содержание события, положения, обозначенного в предложении; например: Смеялись все, кроме Дуняшки (Ш.) — Дуняшка не смеялась. Выделительное зна­чение выражается предлогами кроме, помимо, исключая, включая идр.

Обособление, опирающееся на определенные грамматиче­ские условия или на специальные формальные средства (фор­ма деепричастия, сравнительные союзы, выделительные предлоги), позволяет подчеркнуть, усилить содержание чле­нов предложения, сблизить их семантику с семантикой прос­того предложения, т. е. представить как обозначение собы­тия, положения. Поэтому простое предложение с обособлен­ными членами обозначает не одно событие, положение, а два или более и сближается по содержанию со сложным предло­жением; ср.: Вещь, сделанная изжелеза, ошибочно кажется более понятной нам, чем сама железная руда (М. Г.). — Вещь, которая сделана из железа, ошибочно кажется более понятной...; Несмотря на все мои старания,я никак не мог заснуть (Т.). — Как я ни старался, я никак не мог за­снуть.

451. Найдите в предложениях второстепенные члены. Укажите значение обособленных членов. Определите общие условия обособле­ния (возможность смыслового выделения, значительный объем, не­обычное расположение относительно определяемого слова). Укажите случаи отсутствия одного из условий обособления.


 



13. Современный русский язык 385


1. Вдали показывалась пристань — маленький красный до­мик, выстроенный3 на барке (Купр.). 2. Ветер, все еще силь­ный, дул теперь с востока, разметывая снежные и дождевые тучи (А. Т.). 3. Вдали налево, в углу садового вала, чернел ельник (Б.). 4. Нас встретил сухощавый пожилой охотник, на­стоящий отшельник (Пауст.). 5. Изредка в этом дыму мертво блестело море, похожее на ртуть (Пауст.).

452. Найдите в предложениях обособленные определения. Про­
анализируйте условия обособления определений, обращая внимание
на дополнительные условия.

1. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальце­том (Пауст.). 2. Я погрузился в размышления, большей частию печальные (П.). 3. Дом, довольно большой, когда-то беленый, с блестящей мокрой крышей, стоял на совершенно голом месте (Б.). 4. Сверху я увидел порт, черный от женщин (Пауст.). 5. Неуклюж, космат и худ, ходит по саду верблюд (Марш.).

453. Найдите в предложениях обособленные приложения и опре­
делите условия их обособления.

1. Лунной ночью, в купе вагона, мой сосед, маленький нерв­ный человек, рассказал мне странную историю (М. Г.). 2. Сквозь воду видно речное дно — камушки, травинки, песочек (Сол.). 3. Мы сняли, за два рубля в месяц, особняк — старую баню в саду попа (М. Г.). 4. На одном холме стояло дерево — очень высокая елка (Пришв.).

454. Найдите в предложениях деепричастия и деепричастные
обороты. По какой причине они (или сходные с ними единицы) в от­
дельных случаях не обособлены?

1. У кромки воды растут, наклоняясь в сторону, травы (Сол.). 2. Клима Ивановича Самгина слушали внимательно и почти не возражая (М. Г.). 3. Пройдя полверсты, Бобров взоб­рался на пригорок (Купр.). 4. Мы сломя голову неслись по глу­боким ухабам и выбоинам... (Сер.). 5. Чичиков уже начинал сильно беспокоиться, не видя так долго деревни Собакевича (Г.).

455. Найдите в предложениях сравнительные обороты и опреде­
лите их значение.

1. Сзади, точно исполинский костер, горел лесной склад (Купр.). 2. Травинки стелются по дну и постоянно шевелятся,


как живые (Сол.). 3. Точно прикрытая вуалью, вся природа пряталась за прозрачную матовую дымку (Ч.). 4. Черные, как смола, тени легли на траву (А. Т.). 5. И под грохот канонады на восток, из мглы и смрада, как из адовых ворот, вдоль шоссе те­чет народ (Те.). 6. Я в деревне скучал, как щенок взаперти3 (Т.). 7. В озере отражались белые, как первый снег, цветы во-докраса (Пауст.).

456. Спишите, расставляя в предложениях с приложениями не­
достающие знаки препинания. Объясните пунктуацию.

1. Но наше северное лето карикатура южных зим мелькнет и нет... (П.). 2. Толпа пестрошерстая быстрая кошка плыла, изгибаясь, дверями влекома2 (М.). 3. Дождь и снег эти мокрые братья страшно били в наши физиономии (Ч.). 4. Оставался са­мый томительный участок пути последний час перед Москвой (И. и П.). 5. У занесенной снегом избушки жил хищный зве­рек горностай (Биан.).

457. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Ука­
жите выделительно-ограничительные обороты (дополнения).

1. Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня ску­ка в стороне глухой и отдаленной (П.). 2. Со всех сторон ниче­го не было видно кроме снега (Л. Т.). 3. Отсюда и любовь Тол­стого к народному творчеству к фольклору — работа имеющая помимо всего и большое чисто научное значение (Пауст.).

4. Вскоре показался большой пляж. Кроме нескольких амери­канских офицеров и солдат на нем никого не было (Лаг.).

5. Кроме звезд в телескоп видны слабо светящиеся небольшие туманные пятна (Шишк.).

458. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вы­
делите обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и
одиночными деепричастиями. В каких случаях одиночные дееприча­
стия не выделяются запятыми?

1. Охотились мы пб обеим сторонам Волги и оставляли дом иногда дней на десять переночевывая3 в разных селах и дерев­нях (Горб.). 2. Лошадь побуждаемая и кнутом и лаской и бранью едва передвигала ноги; наконец выбившись из сил она остановилась (Горб.). 3. Волны гремя и свирепо шипя перека­тывались через палубу и уже давно смыли в море покрывав­шие ее ковры (Лаг.). 4. Олененок по-прежнему ходил около


 



13*



куста общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху (М.-С). 5. На столе блистая шипел вечерний самовар (П.). 6. Лев рассвирепел и стремительно бросился ватаку гроз­но рыча и хлеща себя хвостом по бокам (А. Волк.). 7. Завернул [Димка] за груду рассыпавшихся необожженных кирпичей и остановился испугавшись (Гайд.). 8. Ускорив шаг я поравнял­ся с сынишкой и взял его на руки (Биан.).

459.Спишите, выделяя сравнительные обороты, расставляя не­
достающие знаки препинания. Укажите случаи, когда сравнитель­
ный оборот не выделяется запятыми.

1. Имеет сельская свобода свои счастливые права как и надменная Москва (П.). 2. Тени от дерев и кустов как кометы острыми клинами падали на отлогую равнину (Г.). 3. Снег ле­жал волнами и блестел как сахар (Л. Т.). 4. Мудрость подобно черепаховому супу не всем доступна (Прут.). 5. День меркнет ночью, человек печалью, а горе что годы борозды по лицу про­водит (М.-П.). 6. Блестящая слеза неожиданно быстро выкати­лась из глаза и словно ртуть скользнула по лицу (И. и П.). 7. Им квас как воздух был потребен3 (П.). 8. Как пророку цве­тами устелют мне путь (М.). 9. Как материал для постройки мы предполагали использовать бревна развалившейся бани (Гайд.). 10. По временам как из ведра лил дождь; гром почти не умолкал... (В. Пер.).

460.Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Най­
дите в тексте: 1) обособленные и необособленные определения, выра­
женные причастными оборотами; 2) обособленные определения, вы­
раженные адъективными оборотами (с главным словом прилагатель­
ным); 3) обособленные одиночные согласованные определения;
4) обособленное несогласованное определение. Устно объясните по­
становку знаков препинания.

1. Озеро замкнутое поясом непроходимых зарослей поблес­кивало внизу (Пауст.). 2. Господский дом уединенный горой от ветров огражденный стоял над речкою (П.). 3. Из блюда полного водою выходят кольца чередою (П.). 4. Даже при­выкшие к темноте глаза не могли ничего разглядеть... (Слад.). 5. Разлитый Ольгиной рукою по чашкам темною струею1 уже душистый чай бежал (П.). 6. Ослепленные прожекторами мы не видели зрителей но ощущали их слышали гул удивле­ния прокатившийся по рядам (Н. Д.). 7. Окруженные воина-


ми шли по четыре в ряд стройные сильные люди (В. Ян).
8. Потом мы уходили на берег всегда совсем3 пустой купались
илежали на солнце до самого завтрака (Б.). 9. И остались сто­
ять черные сараи молчаливые заброшенные (Гайд.). 10. Обры­
вистый берег весь оброс бурьяном и по небольшой лощине
между им и протоком рос высокий тростник почти ввышину
человека (Г.).
_______ _________________________________________ J@>

Уточняющие члены предложения

Употребление уточняющих членоввызывается семантиче­скими причинами, т. е. необходимостью конкретизировать или дополнить смысл уточняемого. Чаще всего уточняемый член имеет указательное значение (там, везде, оттуда; дру­гой, иной; иначе; тогда, после, потом; некто и под.) или широкое значение (впереди, внизу, справа, вдали; недавно, накануне, скоро и под.). Уточняющие члены выполняют ту же функцию, что и определения, приложения, обстоятельства определенного разряда и пр. Они произносятся с интонацией уточнения, более низким тоном, выделяются паузами; напри­мер: На самый дальний Север, на озёра полярной тундры,лебеди не долетают (С.-М.); Там, в вышине,уже светило летнее солнце (Пауст.).

Нужно отличать уточнение от однородности, перечисле­ния: по семантике однородные члены являются равноценны­ми, они поясняют не друг друга, а общий господствующий член; например: Лампа висела сзади наси выше,тени наши лежали на полу, у ног(М. Г.) — первая выделенная пара — это однородные обстоятельства при глаголе-сказуемом висе­ла, а вторую пару составляют уточняемое и уточняющее об­стоятельства. Уточняющий член связан с господствующим членом не прямо, а через уточняемый. Уточняющий член не отделяется от уточняемого, а выделяется запятыми с обеих сторон.

Уточняться могут не только члены с указательным или обобщенным значением, но и имеющие конкретное значение. В этом случае уточнение имеет характер добавления, детализа­ции; например: Рано утром, на рассвете,лесник ушел (Пришв.); Коврин приехал к Песоцким вечером, в деся­том часу(Ч.).


 




461. Найдите в предложениях уточняющие обстоятельства и
определите их разряд по значению.

1. Там, в вышине, уже светило летнее1 солнце (Пауст.). 2. Между овражками, на горбатых гривках, в хрустящей про­шлогодней траве, лежали овальные лужи (А. Т.). 3. На другой день, часу в первом, Литвинов отправился к Осининым (Г.).

4. На обратном пути, уже в последней трети дороги, упряжку
захватила метель (Купр.). 5. Лыжня начиналась тут же, возле
тропинки (Сол.). 6. Где-то недалеко, позади, наверное в хвосте
роты, шла батарея (Ш.).

462. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Ука­
жите уточняющие обстоятельства. Определите их значения (время,
место).

1. Все дни от рассвета до темноты мы проводили на берегах бесчисленных2 протоков и озер (Пауст.). 2. На другой день ра­но утром Бугров и Мишутка были уже в Феодосии (Ч.). 3. За околицей у ветряной мельницы сидел старик на завалинке (М.-П.). 4. Одно лето я жил на Волге в деревне у покойного Н. А. Некрасова верстах в двенадцати от Ярославля (Горб.).

5. В одном из петербургских клубов в столовой сидят несколь-^
ко человек и ведут беседу (Горб.). 6. Рано утром на заре по де­
ревне послышались бубенцы (Горб.). 7. Лошадей всегда тянул
в лес к сочной траве (В. Абр.). 8. На следующее утро после не
скольких часов пути друзья увидели на горизонте слабое зеле
ное сияние (А. Волк.). 9. На том берегу возле опушки Николь­
ского леса заблестел тускло огонек костра (Гайд.). 10. Далеко-
далеко в северной части Уральских гор в непроходимой лесной
глуши спряталась деревушка Тычки (М.-С).
<#

Вводные конструкции

Вводные слова, словосочетания, предложения обычно н зывают общим термином «вводные слова» («вводные комп ненты»).

Вводные слова употребляются в предложении, занимают в нем то или иное место, имеют особое произношение, но они грамматически не связаны с членами предложения, сами чле-


нами предложения не являются; на письме выделяются запя­тыми; например: Должно быть, за пеленой облаков взошла луна (Пауст.) — вводное слово должно быть отделено от пред­ложения паузой, не входит в словосочетание ни с одной слово­формой, т. е. не имеет грамматической связи.

Вводные слова не являются членами предложения. Это от­мечается при синтаксическом разборе предложения.

Но вводные слова имеют особые значения, не свойственные членам предложения.

Вводные слова не называют предметы, действия, признаки и не указывают на них, т. е. не имеют конкретного значения. Они содержат оценку высказывания, их значение является грамматическим.,

Говорящий оценивает содержание высказывания с разных сторон.

Вводные слова выражают:

1) достоверность — вероятность (конечно, несомненно, бесспорно, без всякого сомнения, я уверен ит.д.; вероятно, видимо, может быть, кажется, должно быть, пожалуй, наверное, мне кажется и т. д.); например: Без сомнения, про­езжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть под­ведомственные вам богоугодные заведения (Г.); Очевидно, об­щение с детьми развивает в человеке многие добрые свойст­ва (Пауст.);

2) эмоциональное отношение (к счастью, к удивлению мое­му, на твое несчастье и т. д.); например: Я, ксожалению, должен добавить, что в этом же году Павла не стало (Т.); К счастью, тайна так и осталась тайной (В.);

3) авторство, источник информации (по-моему, по-твоему, по мнению кого-либо, по слухам, как рассказал кто-либо и т. д.); например: По словам Дмитрия Сергеевича, почти каждое растение содержит в себе или целебные, или смерто­носные соки (Пауст.); На спектакле я все-таки ходил так, как, по моему мнению,должен был ходить настоящий, по­рядочный индеец (М. Г.);

4) степень обычности сообщаемого (по обыкновению, как обычно, по привычке, как водится, как правило, как всегда, как иногда бывает, случается ит. д.); например: С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкнове­нию,круто менялась (В.);


5) побуждение собеседника быть внимательным, верить ин­формации, обратить внимание на манеру высказывания или на его отдельные слова, выражения и пр., т.е. речевой кон­такт (согласитесь, видите ли, поверьте, понимаете; по прав­де сказать, откровенно говоря, короче говоря, как говорится и т. д.); например: Да, я герой... А он мне дает комические ро­ли. Нелепо же, согласитесь! (М. Г.);

6) отношения между частями высказывания или текста — последовательности, противопоставления, добавления, следст­вия, обобщения, итога и пр. (во-первых, во-вторых, в-тре­тьих и т.д.; однако, наоборот, напротив и т.д.; кстати, кроме того, а главное и т. д.; следовательно, значит, стало быть; вообще, таким образом, итак, в общем); например: Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа (Пауст.); вводные компоненты с этим зна­чением близки по функции к союзам.

Вставные конструкции

Вставными конструкциями (или компонентами) называ­ются словоформы, словосочетания или предложения, которые включаются в высказывание для пояснения, добавления, уточнения его содержания в целом или отдельных членов. Вставные компоненты не являются членами предложения; на­пример: За утренним чаем родители нам объявляют, что се­годня надо ехать с визитом к тетке (скучной, как все тет­ки) или еще того хуже что после завтрака к нам при­едут гости (Ст.).

Вставные компоненты интонационно выделяются в составе предложения: отделяются паузами, произносятся понижен­ным ровным тоном и в несколько убыстренном темпе. На пись­ме они выделяются скобками, реже — тире.

Вставные компоненты не изменяют структуру предложе­ния; они осложняют только содержание. Если в состав прос­того предложения вводится даже вставное предложение, то основное предложение должно рассматриваться как простое; например: Перед отъездом я в последний раз пошел со ста­риком звали его Петром Степановичем на рыбную ловлю (Пауст.).


463. Выделите в текстах вводные и вставные конструкции. Чем они различаются? Охарактеризуйте их структуру (слово, словосоче­тание, предложение).

1. На маленьком озере — оно называлось Лариным пру­дом — всегда плавало много ряски (Пауст.). 2. Весь мир, ка­залось, состоял только из черных силуэтов и бродивших3 белых теней (¥.). 3. В молодости, по его словам, Гофман даже плавал на шхунах, возивших херсонские вишни (Пауст.). 4. Быть может, вам еще раз в жизни (а бывает в жизни много раз) покажется, что вы никогда не видели ничего красивее и величественнее (Сим.). 5. Сухое дыхание лесов и запах можже­вельника, должно быть, доносятся и до самолетов (Пауст.).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.03 с.)