Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания в сложных предложениях.

Поиск

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

  1. Между простыми предложениями в составе Сложноподчинённого ставится запятая, не зависимо от тога, каким союзом оуи соединены: соединительным, противительным, разделительным, присоединительным или пояснительным (Небо нахмурилось, и вскоре разразилась гроза. Он уже все забыл, а она никак не могла его простить. То ли это солнце светит очень ярко, то ли у меня зрение стало совсем плохим.).
  2. Если явления, о которых говорится в частях (сложносочиненного предложения, быстро следуют друг за другом или противопоставлены друг другу, то ставится тире (Выстрелила ракета - и все кругом загрохотало.).
  3. Запятая не ставится:
    • если части сложносочинённого предложения имеют общий член предложения или общее придаточное предложение и если они соединены соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо, то между ними запятая не ставится (По улицам мчались автомобили и гремели трамваи. Когда начался дождь, игра прекратилась и все пошли дамой.).
    • между назывными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Прогулка по парку и катание на велосипеде.),
    • между вопросительными предложениями, соединенными соединительными союзами и, да (в значении и) или разделительными союзами или, либо (Когда мы выезжаем и во сколько отходит поезд?)
  4. Два безличных предложения я составе сложносочиненного предложения разделяются запятой (Стемнело, и стало прохладно.), НО если сказуемые однородны по значению, то запятая не ставится (Надо вымыть пол и затем следует вытереть его насухо.)

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

  1. Если придаточное предложение стоит перед или после главного, то оно отделяется запятой (Когда я пришел домой, все уже спали. Слава тех не умирает, кто за отечество умрет.). Если придаточное предложения стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон (Вечером, когда работать уже не было сил, я ходил на набережную.).
  2. Если придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов потому что, оттого что, к тех пор как, для того чтобы, несмотря на то что и т.д., то запятая ставится только один раз либо перед всем сложным союзом, либо перед его второй частью (Я не пришёл, потому что у меня было много дел. Я пришвл для того, чтобы выразить вам своб соболезнование.)
  3. Если придаточные предложения зависят от одного и тою же члена главного предложения, то правила постановки знаков препинания между ними такие же, как при однородных членах предложения:

[ ], (),().

[ ], () и ().

[, (), а ().

[ ], (), () и ().

[ ], и (), и (), и (). (после главного предложения перед первым придаточным запятая не ставится)

[ ], (), и (), и ().

[ ], () и (), () и ().

Он сказал, что погода улучшиться и (что) мы поедем на пикник.

Славик держится одинаково ровно и когда сердится, и когда очень доволен.

  1. При стыке двух подчинительных союзов или подчинительного и сочинительного союзов запятая между ними ставится только если опущение придаточного предложения не потребует полной перестройки предложения (Маша сказала, что, когда придет в следующий раз, при- ведет своего жениха.); если же вторая часть придаточного предложения начинается со слов то, как, но, то запятая не ставится (Маша сказала, что когда придёт в следующий раз, то приведёт своего жениха.)
  2. Иногда при интонационном подчеркивании перед придаточными изъяснительными и условными с союзом ли ставится не запятая, а тире (Мне прислали какие-то книги, но какие - не знаю пока.)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Между частями бессоюзного сложного предложения может ставится:

  • запятая, если части независимы друг от друга, но объединены по смыслу (Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.),
  • точка с запятой, если внутри одной или обеих частей есть запятые или если предложения отдалены дуг от друга по смыслу (предложение распадается на две смысловые части): Герасим схватил Муму. стиснул её в своих объятьях; она в одно мгновение облизала ему нос, глаза, усы и бороду.
  • двоеточие, если
    1. второе предложение объясняет причину или повествует о следствиях того, о чём говорится в первом предложении (Всю дорогу молчали: разговаривать мешал шум мотора.),
    2. если в первом предложении есть слова увидеть, услышать, узнать и т.д., которые подсказывают читателю, что далее последует изложение каких-то фактов (Я понял: она хотела, чтобы я ушёл.),
  • тире, если
    1. первое предложение обозначает условие или время (Больше уроков - больше знаний. Лес рубят - щепки летят);
    2. когда второе предложение имеет значение сравнения (Посмотрит - рублём одарит.);
    3. во второй части содержится какая-то неожиданная информация или указание на быструю смену событий (Сверкнула молния-начался.);
    4. если во второй части есть резкое противопоставление по отношению к первой части (Хоnели как лучше - получилось как всегда.).

Знаки препинания при прямой речи и цитировании.

А - слова автора
П - прямая речь

А: «П».
«П», - а.
А: «П?»
«П?»-а.
А: «П!»
«П!» - а.
А: «П...»
«П...»-а..

Она спросила: «Где ты был?»
«Где ты был?»-спросила она.

«П,-а,-п».
«П,-а.-П».

«П?-а.-П». (Авторские слова внутри прямой речи.)
«П!-а. -П».
«П...-а.-П».

«Я даже не знаю, как его зовут, - сказала она, - и где он живёт».

«П,- а:- П». (Если слова автора содержат два глагола со значением вьюсазывания, причём один отоосится к первой части прямой речи, а второй - ко второй.)

«Не хочу я туда идти», - сказала она и спросила: «Чем ты сегодня весь день занимался?»

А: «П», - а.
А:«П?»-а. (Прямая речь внутри авторских слов.)
А: «П!» - а. А: «П...»-а.

Он сказал: «Я очень устал», - и сразу же замолчал.

Знаки препинания при цитировании.

  1. Если цитата состоит из нескольких абзацев, то кавычки ставятся в начале и в конце всего отрывка.
  2. Если цитата синтаксически связана с текстом, то, она заключается в кавычки, но пишется с маленькой буквы (Пушкин писал, что «привычка свыше нам дана».)
  3. Цитирование можно оформить как прямую речь. (Пушкин сказал: «Привычка свыше нам дана».)
  4. Если цитата взята не полностью, то на месте пропуска, или в начапе, или в конце (В зависимости оттого, где урезан текст) ставится многоточие. Бели предложение в таком случае начинается с цитирования, то оно оформляется следующим образом:»...Цитирование» сам текст. (Большая бук-ва пишется даже если в оригинале написана строчная).

Сочетание знаков препинания, авторское употребление знаков препинания.

  1. При встрече запятой и тире, пишется и запятая и тире (Женщина, выступающая на сцене, - моя мать.),
  2. При встрече кавычек:
    • с точкой сначала пишутся кавычки, а потом точка Она сказала: «Заходите».),
    • с вопросительным знаком, восклицательным знаком или многоточием при прямой речи сначала пишется вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие, потом кавычки. Даже если это конец всего предложения, после кавычек точка не ставится (Она спросила: «Что Вы думаете по этому вопросу?»),
    • с этими же знаками, но когда в кавычки заключены только определённые члены предложения, восклицательный знак, вопросительный знак и многоточие ставятся в зависимости от построения всего предложения (Вы когда-нибудь смотрели «Белое солнце пустыни»?),
  3. Если запятая оказалась перед закрывающей или открывающей скобкой, то она пропускается, если после закрывающей - остаётся.

Авторы не всегда соблюдают правила постановки знаков препинания. Часто они находят им своё, особенное применение, и этим достигается особая выразительность и красота текста. Такая пунктуация называется авторским употреблением знаков препинания.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

• 1. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения (4 — 4)

• 2. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы (4 — 4)

• 3. Русский язык в современном обществе (4 — 4)

• 4. Место русского языка среди других языков (4 — 5)

• 5. Наука о русском языке (5 — 5)

II. ФОНЕТИКА

• 6. Фонетика, звук, гласные и согласные (5 — 6)

• 7. Слог (7 — 7)

• 8. Ударение (словесное) (7 — 7)

• 9. Интонация (7 — 7)

III. ОРФОЭПИЯ

IV. ЛЕКСИКА

• 10. Понятие лексики, слово (8 — 8)

• 11. Лексическое значение слова (8 — 9)

• 12. Омонимы (9 — 9)

• 13. Синонимы (9 —9)

• 14. Антонимы (9 — 9)

• 15. Разряды слов по происхождению (9—10)

• 16. Устаревшие слова и неологизмы (10 —10)

• 17. Лексика ограниченной сферы употребления (10 — 11)

V. ФРАЗЕОЛОГИЯ

VI. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

• 18. Морфемика, морфемы, их виды

• 19. Чередование звуков в слове.

• 20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

• 21. Однокоренные (родственные) слова.

• 22. ЭТИМОЛОГИЯ

• 23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

VII. Морфология

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (13)

• 24. Имя существительное (13 —14)

• 25. Имя прилагательное (16 —16)

• 26. Имя числительное (17 —18)

• 27. Местоимение (18 — 18)

• 28. Глагол (19 —19)

• 29. Причастие (20 — 21)

• 30. Деепричастие (21 — 21)

• 31. Наречие (21—21)

• 32. Слова категории состояния (22 — 22)

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (22)

• 33.1. Предлог (22 —22)

• 34.2. Союзы (22 — 22)

• 35. Частицы (23—23)

• 36. Междометия, звукоподражательные слова (23 — 23)

VIII. Синтаксис

• 37. Словосочетания, их виды (24 — 24)

• 38. Предложение (24 — 24)

• 39. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (24 — 24)

• 40. Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение (25 — 25)

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (25)

• 41. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое (25 — 26)

• 42. Второстепенные члены предложения (26 — 26)

• 43. Типы односоставных предложений (28 — 28)

• 44. Полные и неполные предложения (28 — 28)

• 45. Распространенные и нераспространенные предложения (28 — 28)

• 46. Однородные члены предложения, обобщающие слова (28 — 29)

• 47. Обособленные члены предложения, уточнение и пояснение (29 — 30)

• 48. Обращение (30 — 30)

• 49. Вводные слова или словосочетания (30 — 30)

• 50. Вставные конструкции (30 — 30)

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (31)

• 51. Сложносочиненные предложения (31 — 31)

• 52. Бессоюзные сложные предложения (31 — 31)

• 53. Сложноподчиненные предложения (31 — 33)

• 54. Синтаксические синонимы (33—33)

• 55. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь (33 — 33)

IX. РЕЧЬ

• 56. Речевая деятельность (34 — 35)

• 57. Текст и их типы (35 — 35)

X. ГРАФИКА, БУКВА, АЛФАВИТ

XI. ОРФОГРАФИЯ

• 58. Принципы русской орфографии, орфограмма (36 — 37)

• 59. Употребление прописной и строчной буквы (37 —37)

• 60. Правила переноса слов (37 — 37)

• 61. Правописание гласных в корне (37 — 38)

• 62. Правописание гласных после шипящих и Ц (38 — 39)

• 63. Правописание согласных в корне (39 — 39)

• 64. Правописание приставок (39 — 40)

• 65. Правописание разделительных Ъ и Ь (40—40)

• 66. Правописание имен существительных (41 — 42)

• 67. Правописание имен прилагательных (42 — 45)

• 68. Правописание сложных слов (45 — 46)

• 69. Правописание числительных (46—47)

• 70. Правописание местоимений (47 — 48)

• 71. Правописание глаголов (48 — 49)

• 72. Правописание причастий (49 — 49)

• 73. Правописание наречий (49 — 50)

• 74. Правописание предлогов (50 — 50)

• 75. Правописание союзов (51 — 51)

• 76. Правописание частиц, НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ (51—52)

XII. Пунктуация

• 77. Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания (52 — 52)

• 78. Знаки препинания в конце предложения (53 — 53)

• 79. Тире между членами предложения (53 — 54)

• 80. Знаки препинания при однородных членах (54 — 55)

• 81. Знаки препинания при повторяющихся словах (55 — 55)

• 82. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложениями (55 — 57)

• 83. Уточняющие, пояснительные и присоедительные члены предложения (57 — 57)

• 84. Знаки препинания при сравнительных оборотах (57 —58).

• 85. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях (58 — 59)

• 86. Знаки препинания при обращениях (59—60)

• 87. Знаки препинания при междометиях, утвердительных и отрицательных словах (60 — 60)

• 88. Знаки препинания в сложном предложении (60 — 62)

• 89. Знаки препинания при прямой речи и цитировании (62 — 62)

• 90. Сочетание знаков препинания, авторское употребление знаков препинания (62 — 62)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.240 (0.008 с.)