Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды сложных предложений. Сложносочинённое предложение.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По количеству грамматических основ предложения бывают простые и сложные. Простые предложения состоят из одной грамматической основы. Сложные предложения состоят из двух или нескольких грамматических основ: Солнце исчезло за горизонтом1, и из оврага потянуло влажным ветерком2, но прохлада ещё не наступила3. Сложное предложение в целом имеет единое смысловое значение и свою интонацию конца. Сложные предложения, в которых простые предложения присоединяются только при помощи интонации, называются бессоюзными; а при помощи союзов – союзными. Союзные сложные предложения в зависимости от характера союзов делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да ( = и), не только – но и, как – так и. В этих предложениях перечисляются явления, происходящие одновременно или следующие друг за другом: Морозстучит в окно и, и ветер поёт в трубе. Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то-то, не то –не то. В этих предложениях указывается на чередование явлений: То ветерподует, то пойдётснег. Предложения с разделительными союзами также могут указывать на возможность одного явления из двух или нескольких. Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да ( = но), однако (же), зато. В этих предложениях одно явление противопоставляется другому: Уже давно рассвело, но в комнате по-прежнему горелалампа. Особая интонация присуща сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (первая часть в них может представлять собой номинативное предложение): Один прыжок – и лев уже на спине буйвола. Мгновение – и все опять тонуло во мраке. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 1.[ ], и [ ]. Между простыми предложениями в составе сложносочиненного всегда ставится запятая: Повествование у меня получается строго документальным, и дальше я должен идти избранной стезей. 2. Запятая не ставится, если предложения: - номинативные или безличные: Хриплый стон и скрежет ярый! С деревьев капало и вокруг пахло листвой. - побудит., вопросит, или восклицат.: Где будетсобрание и кто его председатель? Как тихо вокруг и как чисто звёздное небо! - имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: Из окошка далеко блестятгоры и виден Днепр. Звёзды уже начинали бледнеть и небосерело, когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском. 3.Может стоять тире, если придаётся значение результата, резкого противопоставления или неожиданного присоединения: Положишь палочку на воду – и онапоплывёт по течению. Спроси – и не скажу. Один прыжок – и лев уже на спине буйвола. Мгновение – и все опять тонуло во мраке. Употребление сложносочинённых предложений в речи Сложносочинённые предложения могут использоваться в разных стилях речи в зависимости от коммуникационной задачи. Из средств связи частей сложносочиненного предложения, кроме нейтральных общеупотребительных, одни характеризуются окраской разговорности, другие – книжности. Так, присоединительные связи в разговорной речи могут оформляться союзом да и, а в книжной речи союзами а также, к тому же, при этом. Разговорную окраску имеют противительные союзы да, зато. В книжной же речи (особенно научной) употребителен союз однако. Противительные отношения, оформленные как прием антитезы, для соединения контрастных по значению предложений, более свойственны художественной, а также публицистической сферам общения. § 38. Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённым предложением называется сложное предложение, части которого соединены подчинительными союзами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Независимая часть сложноподчинённого предложения, от которого задаётся вопрос, называется главным предложением, а зависимая часть предложения, к которой задаётся вопрос, называется придаточным предложением. По значению выделяются три группы сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные и обстоятельственные. ! Вид придаточного предложения надо определять не по союзу, а по вопросу, который ставится от главного предложения. Виды придаточных предложений Таблица 50
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 1. [ ], (что…). (Когда…), [ ]. [ … ,(где), … ]. Стало понятно, что гудит огонь. Когда стемнело, я зажёг лампу. Всюду, где побывал человек, видны следы его деятельности. 2. Запятая НЕ ставится, если перед подчинительным союзом стоит: а) сочинит, союз:Не вернул он мне книгу и когда прочитал её. б) частица НЕ: Мы попали в лес не когда закончился дождь, а когда он начинался. в) придат. часть состоит из одного слова: Экзамен назначили, но не уточнили когда. 3. При наличии нескольких придаточных запятые ставятся по правилам ОЧП: Обухов, как только прояснилось и тайга слегка просохла, тотчас разослал людей. [ …,(как только) и (как только), … ] . 4. На стыке союзов запятая ставится, если после придаточного предложения НЕТ союза ТО: Капитан рассчитывал, что, если разорвутся вражеские бомбы, его не зацепит осколками. — Капитан рассчитывал, что если разорвутся вражеские бомбы, то его не зацепит осколками. Употребление сложноподчинённых предложений в речи Разные виды придаточных предложений используются по стилям неодинаково. Так, художественной речи в целом более свойственны придаточные временные, обстоятельственные (места). В научной речи сравнительно большой процент приходится на придаточные причины и условия. Определительные и изъяснительные придаточные предложения широко употребительны в разных видах речи, составляя в них довольно большой процент. Поэтому их можно считать стилистически нейтральными. Для научной речи характерны сложноподчиненные предложения с ослабленным значением главного, когда все содержание предложения выражено в придаточном; главное же по значению и функции близко вводным словам: Я думаю, думается, нужно, считаю, полагаем, надеюсь.
§ 39. Бессоюзное сложное предложение. Сложные синтаксические конструкции. Бессоюзным сложным предложением называется такое, в котором образующие его части связаны между собой 1) по смыслу, 2) интонационно, 3) порядком расположения частей, 4) видо-временными формами глаголов-сказуемых: Наступилвечер, шелдождь, с севера прерывисто дулветер. Различаются две основные разновидности бессоюзных сложных предложений: соотносительные с союзными сложными предложениями и несоотносительные с ними. Соотноситься они могут со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями. Например, Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. Части предложения, входящие в состав этого бессоюзного сложного предложения, связаны между собой одновременностью описываемых явлений, характеризующих наступление утра, перечислительной интонацией, однотипными видовременными формами глаголов-сказуемых. Ср. сложносочиненное предложение: Отсырела земля, и запотели листья. Или: Жилин видит: дело плохо. Ср. сложноподчинённое предложение: Жилин видит, что дело плохо.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 1. [ ], [ ]. Океан с гулом ходил чёрными горами, вьюга крепко свистала в снастях. 2. Ставится двоеточие: · Поясняется первое предложение (= а именно): Тут его осенило: опасность где-то близко. · Дополняется смысл первого предложения (= и увидел, что): Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. · Указывается причина (= потому что): Всю дорогу молчали: говорить мешала тряская езда. 3. Ставится тире: · Происходит быстрая смена событий: Вдруг мужики с стопорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. · Содержится противопоставление (= а, но): Косили версту – выкосили грош. · Указывается время (= когда): Лес рубят – щепки летят. · Указывается на условие действия (= если): Любишь кататься – люби и саночки возить. · Указывается на следствие, вывод из первого предложения (= поэтому): Хвалы приятны – как их не пожелать. · Содержится сравнение (= словно, будто): Посмотрит – рублём подарит. Использование бессоюзных сложных предложений в речи Бессоюзные сложные предложения используются в разных стилях речи. Со значением перечисления, пояснения, присоединения чаще всего используются в научной и деловой речи. С остальными значениями (быстрая смена событий, противопоставление, время и т.д.) используются в художественном и разговорном стилях речи.
Сложные синтаксические конструкции – это многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью, например сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной и т.д. Такие предложения называют иногда предложениями смешанного типа. Предложения с разнотипной синтаксической связью обычно состоят из двух (минимум) логически и структурно выделяемых частей или нескольких, среди которых могут быть в свою очередь сложные предложения. Однако, как правило, основные части имеют однотипную связь (сочинительную или бессоюзную). Например, в предложении Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее четыре части: 1) Мечик не оглядывался и не слышал погони; 2) но он знал, что гонятся за ним; 3) и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него; 4) и он припустил еще быстрее. Все эти части связаны сочинительными отношениями, но внутри частей имеется подчинение (см. вторую и третью части). Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций: 1) с сочинением и подчинением: Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова. 2) с сочинением и бессоюзной связью: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта. 3) с подчинением и бессоюзной связью: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества. 4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью: Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины. ! В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но: С вёсел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Ср.: С вёсел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) Сложное синтаксическое целое (ССЦ), или сверхфразовое единство, – это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств. Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видовременных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений. Например, в сложном синтаксическом целом: Послышалось около третьего корпуса: «Жак... жак... жак...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ночной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами – средствами организации предложений являются синонимический повтор (эти звуки), присоединительный союз и, наречие так, форма прошедшего времени глаголов. Предложения в составе сложного синтаксического целого: Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом воздухе – связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видовременных форм глаголов-сказуемых и единством интонации. Очень характерны для сложных синтаксических целых присоединительные конструкции, последовательно подключаемые к основному (первому) предложению. Например: Двенадцать телогреек мирно отдыхают до утра в железных шкафчиках. И двенадцать зюйдвесток в верхних отделениях. И двенадцать пар сапог, усталых-усталых. Структурные особенности ССЦ Сложные синтаксические целые могут быть однородного и неоднородного состава. Между однородными предложениями в составе ССЦ обнаруживается параллельная связь, между неоднородными – цепная. При параллельной связи содержание предложений перечисляется, сопоставляется или противопоставляется, в них обычно наблюдается структурный параллелизм. Назначение таких сложных синтаксических целых – описание ряда сменяющихся событий, действий, состояний, картин. Например: Буря бушевала над Петербургом, как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегали вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то убывал, то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков. При цепной связи (наиболее распространенной) повторяются части предшествующего предложения в последующем или используются их указатели - местоимения, местоименные наречия и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывает предыдущее, и тем самым осуществляется развертывание мысли, ее движение. Например: Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков. Параллельная и цепная связь могут совмещаться в пределах одного сложного синтаксического целого. Например: Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига. Между первыми двумя предложениями – параллельная связь, а далее предложения присоединяются по способу цепной связи.
Анализ ССЦ 1. Микротема ССЦ. 2. Соотношение ССЦ и абзаца. 3. Средства межфразовой связи: а) собственно лексические (слова, включающие общие семантические компоненты, лексические повторы, номинации речевых актов и результатов интеллектуальной деятельности); б) лексико-грамматические (анафорические местоимения); в) грамматические (порядок слов, союзы, формы времени в тексте, обстоятельства различных грамматических значений, неполнота предложений и эллипсиса). 4. Ведущая связь в ССЦ (цепная, параллельная).
Образец анализа Вдали лес засинел, над Звенигородом; раскинулся по холму сам городок, и древний собор его белеет. Домики серые и красные, под зелеными крышами, среди садов, вблизи монастыря, глядящего золотыми главами из дубов. Старый, маленький город. Красивый издали, беспорядочный, растущий как Бог на душу положит; освященный древнею, благочестивою культурой (Б. Зайцев). 1. ССЦ состоит из трех предложений, объединенных одной микротемой – «описание Звенигорода». 2. В тексте произведения границы этого ССЦ совпадают с границами абзаца. 3. Средствами межфразовой связи служат: а) разноаспектные номинации (повторная номинация) одного предмета - Звенигород, городок, город; б) использование в ССЦ слов, развивающих одну тему, - существительных, обозначающих приметы города: собор, монастырь, домики; в) употребление слов с семантическими компонентами «древний», «старый»; г) анафорические местоименные замены (его); д) неполнота предложений (последнее предложение); е) синтаксический план настоящего, использование форм сказуемых, указывающих на одновременность восприятия признаков. 4. Для данного ССЦ характерна параллельная связь. Период и его построение Период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь) – этоособым образом организованное сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а из нескольких частей. Особая организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре. Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание голоса вначале, затем пауза и понижение голоса. В соответствии с этим период делится на две основные части, которые называются повышением и понижением. В больших по объему периодах повышение и понижение может в свою очередь подразделяться на части посредством пауз меньшей длительности – это члены периода. Части периода построены по принципу параллелизма: в них обычно повторяются и порядок слов, и видовременные формы глаголов. В периоде обычно главной части (или главным) предшествует перечисление однородных придаточных. Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир, волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, - к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать. Однако придаточные (или придаточная) могут и закрывать период, т.е. помещаться во второй части. Например: До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают; когда почка на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет, когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал. Части периода (как перечисляющиеся придаточные, так и главные) могут быть осложнены внутренним подчинением (см. предыдущий пример). Смысловые отношения между частями периода (повышением и понижением) те же, что и между частями сложноподчиненного предложения (временные, причинно-следственные, условные и т.д.). Построение сложного предложения в виде периода – явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая. Например: Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной - серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники - а без нее не бывает летних вечеров на шахте, - словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с. 87-180. 2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с. 56-69. 3. Розенталь Д.Э. Русский язык.10-11 классы: пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2000. – с. 162-330. СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ Бессоюзное сложное предложение – это такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой без помощи союзов. Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые вносят дополнительные оттенки значений в предложение. Вопросительное предложение – это такое предложение, которое имеет своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего. Восклицательное предложение – это эмоционально окрашенное предложение со специальной восклицательной интонацией. Второстепенные члены предложения – это члены предложения, находящиеся в подчинительной связи с главными членами или между собой и служащие для пояснения, уточнения, дополнения значений главных слов. Дополнение – второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в каком-либо отношении к действию или проявлению признака. Инверсия – намеренный отход от привычного порядка членов предложения осуществляется с целью выделения отдельных слов или частей предложения. Косвенная речь -воспроизведение только содержания чужого высказывания, подлинные слова и выражения говорящего лица претерпевают те или иные изменения. Неполное предложение – это такое предложение, которое характеризуется неполнотой грамматической структуры или неполнотой состава, вследствие чего в нём отсутствует один или несколько членов, ясных из контекста или из ситуации и легко восстанавливаемых по смыслу. Обособление -это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении. Обращение – это слово или выражение, обозначающее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия или признака и обозначающий, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывающий способ, меру, степень проявления действия или признака. Однородные члены предложения – этосинтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью. Односоставное предложение – это такое предложение, грамматическая основа которого состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого. Осложнённое предложение – этотакое простое предложение, которое имеет в своём составе обособленные члены предложения или обособленные конструкции. Период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь) – этоособым образом организованное сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а из нескольких частей. Побудительное предложение – этотакое предложение, которое выражает волеизъявление говорящего. Повествовательное предложение – этотакое предложение, которое заключает в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом. Подлежащее – главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что? Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее определённой смысловой и интонационной законченностью. Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Прямая речь - дословная передача чужого высказывания. Пунктуация – раздел языкознания, изучающий знаки препинания и нормативную постановку их в предложении. Распространенные предложения –это такие предложения, которые имеют в своём составе, кроме грамматической основы, ещё хотя бы один второстепенный член предложения. Синтаксис – раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений. Сказуемое –главный член предложения, отвечающий на вопросы что делает предмет? что сделает предмет? что с ним делается? каков он? кто он такой? что он такое? Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности. Сложное синтаксическое целое (ССЦ), или сверхфразовое единство, – это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические конструкции – это многочленные сложные предложения с разнотипной синтаксической связью, например сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной и т.д. Сложноподчинённое предложение – это такое сложное предложение, части которого соединены подчинительными союзами. Сложносочиненное предложение – этотакое сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. Согласование – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову. Управление – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова. Уточняющие члены предложения – это такие члены предложения, которые сужают понятие, ими выражаемое, или ограничивают его. Чужая речь – высказывания других лиц, включенные в авторское изложение.
Список использованной литературы 1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. Учебник ISBN ISBN 5-94010-008-2 © Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., 1987 © Валгина Н.С. Переработка и дополнение, 2001 © «Логос», 2002 2. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 74, 280. 3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. Учеб. пособие © Центр дистанционного образования МГУП 4. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/М.: «Просвещение», 1984. 5. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М.: Рус. яз., 2002 6. Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников Copyright © 2000-2011 БСМП «ЭЛЕКС-Альфа» portal@gramota.ru 7. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Рус. яз., 1987. 8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с. 87-180. 9. Розенталь Д.Э. Русский язык.10-11 классы: пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2000. – с. 162-330. 10.Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с. 56-69. 11.Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации – 2011: учебно-методическое пособие для подгтовоки к итоговой аттестации/ под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2010. 12.Сёмушкина, Л.Н. Культура русской устной речи: Словарь – справочник / М.: Айрис- пресс, 2006. – раздел 1. 13.М.А. Штудинер Словарь образцового русского ударения /М.: «Айрис –Пресс», 2008.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.017 с.) |