Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лексико-фразеологический разбор

Поиск

 

1. Дать толкование выделенных слов.

2. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них.

3. Укажите слова, употреблённые в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного из них.

4. Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

5. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы, дайте их толкование.)

6. Укажите стилистически окрашенные слова: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности морфемного состава.

7. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

 

Лексические нормы.

Л е к с и ч е с к и е н о р м ы – это

1. Правильность выбора слова из ряда синонимов.

2. Точность словоупотребления (употребление слов в тех значениях, которые они имеют в языке).

3. Лексическая сочетаемость (уместность использования слов в той или иной ситуации).

4. Умение различать паронимы.

5. Отказ от повторов.

6. Лаконизм (употребление только тех слов и выражений, которых вполне достаточно для данной речевой ситуации; отказ от избыточности речи).

7. Строго мотивированное, коммуникативно целесообразное использование в речи иноязычных слов.

8. Богатство речи, употребление образных, художественных средств языка, обогащающих и украшающих речь в строгом стилистическом соответствии.

9. Оправданное употребление устаревших слов и неологизмов, т. к. они воспринимаются как стилистически сниженные.

10. Использование фразеологических средств с учетом их специфических свойств как необщеупотребительных слов.

11. Знание сочетаний слов, противоречащих лексическим нормам, но закреплённых языковой традицией.

Л е к с и ч е с к и е о ш и б к и

1. Неверное понимание значения слова, фразеологического средства.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов и выражений.

3. Неоправданные повторы тех или иных слов и выражений.

4. Избыточность выражения.

5. Немотивированное употребление иноязычных слов.

6. Неоправданное употребление устаревших слов и неологизмов.

7. Подмена слов паронимами.

 

С п о с о б ы и с п р а в л е н и я л е к с и ч е с к и х о ш и б о к

1. Избегать повторов и избыточных выражений:

- замена слова на синонимы;

- замена слова на местоимения.

2. Знать точное лексическое значение употреблённого слова или выражения.

3. Подбирать слова в строгом стилистическом соответствии.

 

Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление

1. замена одного из слов паронимом: Он смутился и вошёл в себя (вместо ушёл в себя )

2. отход от грамматической формы, закреплённой традицией: Это были четыре человека семи пядей во лбах и косых саженях в плечах.

3. не учитывается значение фразеологизма: Поняв, что он всё равно не послушается, мы махнули на него рукой и сказали: «Пусть земля тебе будет пухом!»

4. употребление фразеологизма без учёта его образного значения: Мы сели на корабль, и он помчался на всех парусах.

5. соединение элементов различных фразеологизмов: гроша выеденного не стоит ( это соединение двух: яйца выеденного не стоит и гроша ломаного не стоит)

 

 

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Антонимы – слова различные по значению, имеющие прямо противоположные значения.

Арготизмы -речь определённых замкнутых групп (воров, бродяг и т.д., засекреченный, искусственный язык преступного мира).

Архаизмы названия существующих в настоящее время предметов и явлений, по каким-либо причинам вытесненные другими словами.

Афоризм – краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Быт - это повседневная жизнь с установленными правилами, обычаями, привычками.

Бытовая сфера - это существующая в действительности повседневная жизнь с установившимися правилами, обычаями, привычками

Грамматическое значение слова это общее значение слова как части речи.

Жаргонизмы – социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе.

Индоевропеизмы – слова, сохранившиеся от эпохи индоевропейского языкового единства.

Исконно русская лексика -слова, которые образовались непосредственно в русском языке.

Историзмы названия исчезнувших предметов, явлений, понятий.

Лексика бытовой сферы - это лексика, областью распространения которой является повседневная жизнь.

Лексикография - раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Лексическое значение слова - это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности.

Многозначные слова – это слова, имеющие несколько (два и более) значений. Нейтральная лексика – общеупотребительные слова.

Неологизмы -новые слова.

Однозначные слова -это слова, которые имеют одно лексическое значение.

Омонимы -слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения.

Паронимы – это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях.

Переносное (непрямое) значение слова - это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другоена основании сходства, общности их признаков, функций.

Поговорка – простейшая смысловая конструкция, изъятая из другого выражения, произведения, ситуации в предельно сжатом виде и впоследствии образующая самостоятельное смысловое понятие.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Профессиональная лексика -слова и выражения, используемые в различных сферах производства, техники, не ставшие общеупотребительными.

Прямое значение (основное, главное) слова – это такое значение, которое соотносится с явлениями объективной действительности.

Речевой этикет – это правила д о л ж н о г о речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Синонимы -слова близкие по значению.

Старославянизмы - слова, части слов, устойчивые словосочетания, пришедшие из старославянского языка.

Термины – слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства.

Фольклор — народное творчество.

Фразеологизм -устойчивое неделимое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий.

Этикетные формулы -это типовые готовые конструкции, которые регулярно употребляются при корректном общении.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 51-67, 283.

2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.69-71.

 

Тема 4: ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ.

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

1. Фонетические единицы, звук и фонема, открытый и закрытый слог.

2. Соотношение буквы и звука, фонетическая фраза.

3. Ударение словесное и логическое; роль ударения в стихотворной речи;

4. Интонационное богатство русской речи;

5. Фонетический разбор слова.

6. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.

7. Произношение гласных и согласных звуков.

8. Произношение заимствованных слов.

9. Использование орфоэпического словаря.

10. Правописание безударных гласных.

11. Правописание звонких и глухих согласных;

12. Употребление буквы Ь.

13. Правописание О/Ё после шипящих и Ц.

14. Правописание приставок на З - / С -.

15. Правописание И — Ы после приставок.

 

С П Р А В О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л

Понятие о фонетике.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е способы образования (артикуляции) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.

Для точной передачи звучащей речи графическими средствами в науке используется фонетическая транскрипция: весна [в’иснá], переход [п’ир’ихóт].

Артикуляция – работа произносительных органов при образовании звуков речи.

Фонетические единицы языка – это звуки речи, фонемы, слоги, ударение.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека. Каждый звук образуется в результате деятельности речевого (артикуляционного) аппарата человека, в сложном взаимодействии с центральной нервной системой.

Звуки речи делятся на гласные и согласные.

Фонема – единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального компонента. Например, в функции различителей звуковых оболочек слов бак, бок, бук выступают фонемы [а], [о], [у].

Фонема как абстрактная единица противопоставляется звуку как конкретной единице.

Слог -минимальная единица речевого потока, создаваемая единым дыхательным толчком. Слово может состоять из одного, двух или нескольких слогов. Слог, имеющий конечный согласный, называется закрытым, а не имеющий его - открытым.

Для обозначения звуков на письме используются буквы. Буква – это графический знак, она пишется и читается. звуки произносятся и слышатся.

Со стороны ритмико-интонационной наша речь представляет речевой поток, или цепь звучаний. Эта цепь членится на звенья, или фонетические единицы речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги и звуки.

Фонетическая фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

Более сильное произношение, выделение одного слога в слове, которое служит для фонетического объединения этого слова, называется словесным ударением (акцент).

Русское словесное ударение, зависящее от силы выдоха, является силовым, динамическим: кнúга, тетрáдь.

 

Характеристика ударения в русском языке:

· Нефиксированное (разноместное)

· Подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова: доск áó ски).

Отсюда возникают варианты ударения:

ü нормативное (используется в литературном языке);

ü II. ненормативное (встречается в профессиональной речи: компáс ( норма – кóмпас); в просторечии свеклá ( норма – свёкла); устаревшее музы΄ка ( норма – мýзыка)

 

Логическое ударение -смысловое подчёркивание наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении: Он дежурит? Он дежурит?

 

Роль ударения в стихотворной речи

Ритмичность стихотворной речи создается упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных. Внутри тонического стихосложения различается чисто тоническое стихосложение, в котором учитывается только количество ударений в стихе (акцентный стих), и силлабо-тоническое ( слого-ударное), где учитывается также расположение ударений в стихе. Силлабо-тоническая система основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов. Единицами измерения этих повторяющихся сочетаний выступают стопы (сочетание ударного слога с примыкающими к нему безударными).

В стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры. В двусложных размерах различают хорей - с ударением на первом слоге и ямб - с ударением на втором слоге. В трехсложных размерах в зависимости от местоположения ударного слога различают: дактиль - с ударением на первом слоге стопы, амфибрахий - с ударением на среднем слоге и анапест - на последнем, третьем слоге стопы.

 

Интонация -единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра произнесения. Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла.

В высказываниях интонация выполняет следующие функции:

· Различает коммуникативные типы высказывания (побуждение, вопрос, восклицание, повествование, подразумевание и.т.д.)

· Различает части высказывания соответственно их смысловой важности

· Оформляет высказывание в единое целое

· Выражает конкретные эмоции

· Вскрывает подтекст высказывания

· Характеризует говорящего и ситуацию общения

 

Интонационное богатство русской речи

Интона́ция -(от лат. - громко произносить) – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику; смысловая мелодия, заключающаяся в самом строе речи.

Составными элементами интонации являются:

· мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе, например, произнесение повествовательного и вопросительного предложений

· ритм речи, представляющий собой чередование ударных и безударных слогов

· интенсивность речи, то есть сила или слабость произнесения (речь в комнате будет заметно отличаться от речи, произносимой на площади)

· темп речи, то есть скорость или медленность протекания речи

· тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи различные эмоциональные оттенки

· фразовое и логическое ударение, служащее средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

 

Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.

В русской речи насчитывается 16 интонаций:

 

1. Вопросительная 2. Восклицательная 3. Интонация удивления 4. Звательная 5. Утвердительная 6. Убедительная (поучительная) 7. Положительная 8. Просительная   9. Пригласительная 10. Увещевательная 11. Повелительная 12. Сопоставительная 13. Интонация перерыва или связи 14. Перечислительная 15. Повествовательная 16. Индифферентная  

Хотя в разных ситуациях мы говорим по-разному (бытовая скороговорка - это одно, а чтение доклада - другое), интонация каждого человека индивидуальна, почти как отпечаток пальца. Благодаря этому, а не только тембру, мы мгновенно узнаем в телефонной трубке голос позвонившего нам знакомого.

Наряду с процессом индивидуализации интонации существует и обратный ему – социализация интонации. Существует своеобразная мода на ту или иную интонацию в зависимости от эпохи. Например, ушла советская эпоха, а вместе с ней - державные интонации. Речь журналистов (дикторы исчезли) приблизилась к разговорной, стала более демократичной. Но все хорошо в меру. Так распространенная сейчас разухабистость интонации считается проявлением неуважения к слушателю. Хотя некоторые слои населения считают шиком специально плохо говорить по-русски. В последние десятилетия отечественные ученые всерьез обеспокоены влиянием низменных слоев западной речевой субкультуры на многовековые традиции русской интонации.

Особую роль интонация играет в стихе, раскрывая и мелодическое, и смысловое богатство поэтического текста и отличаясь от интонации прозы. Если в стихе интонация задается определенным стиховым рядом, то в прозе – сочетанием речевых тактов и фразовым ударением. Как стих, так и проза всегда обладают стилистически окрашенными интонациями, которые отчетливо выделяются при чтении не только "вслух", но и "про себя".

Фонетический разбор слова

1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.

2. Сколько в в слове гласных и согласных звуков? Какими буквами они обозначены?

3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твёрдый/мягкий, звонкий/глухой, определите буквы, которыми он обозначен.

4. Расскажите о каждом из гласных звуков: ударный/безударный, определите буквы, которыми он обозначен.

5. Укажите все варианты переноса слова.

 

Образец фонетического разбора слова

Своё– сво-ё – 2 слога, второй слог ударный; вариантов переноса нет.

с [ с ] – согласный звук, глухой, твердый;

в [ в ] – согласный, звонкий, твёрдый;

о [ а ] – гласный, безударный;

ё [ ]– согласный, звонкий, мягкий;

[ ó̉ ] – гласный, ударный.

__________________

4 буквы, 5 звуков

Понятие об орфоэпии.

Орфоэпия -совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

Важнейшие черты русского литературного произношения сложились ещё в первой половине XVIII века на основе разговорного языка города Москвы. В формировании литературного произношения огромную роль играет театр, радиовещание, телевидение, звуковое кино.

О р ф о э п и ч е с к и е н о р м ы

( произносительные)

гласные звуки:

1. Сильная позиция – это позиция под ударением.

2. В безударном положении гласные звуки редуцируются:

-после [ж], [ш], [ц] – безударная а произносится как [ы]: ж а леть, тридц а ти, ц а рица;

-после мягких согласных в I предударном слоге на месте букв а, е, я произносится звук [и]: ч а сы, в е нец, т е рновый;

-после [ж], [ш], [ц] на месте буквы и произносится [ы]: революц и я;

-на месте буквы я в начале слова произносится сочетание звуков [й’и]: я понец.

согласные звуки:

1. При произношении обязательно различение твёрдых и мягких звуков: начал с я [с’]; при капитали з ме [з]; соси с ки [с];

!!!До ждь [ ш’ ] - вариант нормы [ш’т’]; до жд и [жж’ ] - [ж’д’]

2. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акци з [с], пре д приятие [т]; глухие согласные перед звонкими озвончаются: во к зал [г]

3. Согласная Г может произноситься как [г]: год; [к]: враг; [в]: кого; [γ]:только в словах господи, ага, ого, бухгалтер.

4. Сочетание согласных чн произносится в большинстве слов как [ч’н]. Остатки старомосковской нормы [шн] сохранились в нескольких словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный, в женских отчествах на –ична: Фоминична;

5. Сочетание согласных чт произносится как [чт]. Остатки нормы [шт] только в словах: ничто, что, кое-что. !!! нечто [ч’т].

6. Сочетания зж, жж, сш, сж, зч, сч произносятся как долгие шипящие: изжить [жж], сшить [шш], резчик [щщ’].

 

А к ц е н т о л о г и ч е с к и е н о р м ы

(нормы ударения)

1. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное (второстепенное падает на первую часть сложного слова): бр óнхоскоп ú я.

2. Обычно ударение падает на знаменательные (самостоятельные) части речи: без цéли; но иногда – на предлоги и частицы: вóсто крат; нé было.

3. В некоторых словах существуют варианты ударения. Иногда они равноправны, чаще один предпочтительнее: творóг - основной вариант/ твóрог- дополнительный.

4. Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании: брал/бралá; реже на основе: мы΄л/мы΄ла.

5. У многих кратких страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание: взя΄т/взя΄то/взя΄ты/взятá.

!!! Но от причастий на –бранный, -дранный, -званный форма женского рода имеет ударение на основе: сóбрана, изóдрана, отóзвана.

П р о и з н о ш е н и е з а и м с т в о в а н н ы х с л о в

1. В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русских слов,в безударном положении произносится [о]: боа, отель, какао, радио.

2. Перед гласными, обозначаемыми буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твёрдо: ателье, кодекс, кафе, Шопен.

 

Узнать правилах произношения можно в орфоэпических словарях. Орфоэпические словари издаются в России с 1951 года. В них подробно разработаны системы нормативных указаний, даны вариативные формы, а также введены запретительные пометы. Самым авторитетным изданием считаются орфоэпические словари под редакцией Р.И. Аванесова.

 

 

Понятие о графике.

Графика – раздел языкознания, изучающий систему соотношений между буквами и звуками.

С помощью 33 букв современного алфавита обозначаются гласные и согласные звуки.

ъ и ь – звуков не обозначаю; буквы е, ё, ю, я в определенных позициях (в начале слова, после ъ и ь, после гласных) обозначают два звука.

е = [йיэ] ель, подъезд, синее ё = [йיо] ёлка, объём, поёт

я = [йיа] ясная, объявление, ю = [йיу] юную, предъюбилейный

! В русском алфавите букв меньше, чем звуков; буквы оказываются многозначными: например, буква с может обозначать звуки:

[с] суд [з] сдать [ш] сшить

[сי] сестра [зי] сделать [ж] сжечь

 

 

Понятие об орфографии.

Орфография -раздел языкознания, изучающий систему правил русского правописания.

 

Основные принципы русской орфографии

1. Морфологический(единообразное написание морфем).

Общие для родственных слов значимые части (морфемы) сохраняют на письме единое очертание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова.

Применяются: при написании корней: ход – [хот], ходок – [хад]ок, ходовой - [хъда]вой; суффиксов, приставок: подписать – [път]писать – подпись [пот]пись; окончаний: на реке - ре[кיэ′]; на речке - реч[кיь]

! Морфологический принцип написания слов помогает подбирать родственные слова, а также устанавливать происхождение этих слов.

 

2. Фонетические (написание морфем в соответствии с их звучанием)

Применяются: при написании

приставок на з- (с-): из- (ис-) изведать – исходить

замена и на ы после приставок, оканчивающихся на согласный

и гра – по и грать, но с ы грать.

о/а в корнях – зор – (-зар-) Зо′ри – заря, за′рево.

3. Традиционные написания

Написания, закрепленные традицией, в которых выбор букв не мотивирован в современном русском языке, хотя в некоторых случаях они могут быть объяснены этимологией (происхождением) слова.

! Такие написания необходимо запоминать.

Применяются: при написании слов с безударными гласными, не проверяемых ударением: корзина, сапог, собака; некоторых слов с непроизносимыми согласными: солнце, чувства, лестница; з аимствованных слов: шоссе, стипендия, терраса, коридор.

4. Дифференцирующие написания

Различные написания слов или частей слова, которые звучат одинаково.

Применяются: при написании

для различения смысла слова и грамматических форм: ожог руки – ожёг руку;плач детей – не плачь (повелительное наклонение глагола); кампания – компания; бал – балл.

 

Перечень правописания некоторых морфем можно представить следующими схемами.

 

Правописание безударных гласных в корне слова

Таблица 13

Проверяемые непроверяемые чередующиеся

 

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемые непроверяемые непроизносимые

Употребление буквы Ь

Разделительный показывающий мягкость предшествующего согласного показывающий форму слова или часть речи

Правописание О/Ё после шипящих и Ц

в корнях слов в суффиксах глаголов, отглагольных прилагательных и отглагольных существительных, причастий

 

Правописание приставок

единообразное написание приставки на з-/с- приставки пре/при гласные ы/и после приставок

 

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ

Акцентологические нормы - нормы ударения.

Артикуляция – работа произносительных органов при образовании звуков речи.

Графика – раздел языкознания, изучающий систему соотношений между буквами и звуками.

Звуки речи – минимальные единицы речевого потока, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека.

Интонация -единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра произнесения.

Логическое ударение -смысловое подчёркивание наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении.

Орфография -раздел языкознания, изучающий систему правил русского правописания.

Орфоэпия -совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

Орфоэпические нормы - произносительные.

Словесное ударение (акцент) -более сильное произношение, выделение одного слога в слове, которое служит для фонетического объединения этого слова.

Слог -минимальная единица речевого потока, создаваемая единым дыхательным толчком.

Фонема – единица звукового строя языка, служащая для опознавания и различения значимых единиц – морфем, в состав которых она входит в качестве минимального компонента.

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е способы образования (артикуляции) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетические единицы языка – это звуки речи, фонемы, слоги, ударение.

Фонетическая фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других фраз паузой.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 50, 279

2. Розенталь Д.Э. Русский язык.10-11 классы: пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2000. – с. 3-35.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/под ред И.Б. Голуб. – 8-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2003. – с.5-12, 31-32, 34.

4. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.9-10, 32-33.

Тема 5: МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ

 

Вопросы для контроля исходного уровня знаний

1. Понятие морфемы как значимой части слова.

2. Многозначность морфем, синонимия и антонимия морфем.

3. Морфемный разбор слова.

4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

5. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ -.
6. Способы словообразования.

7. Словообразование знаменательных частей речи.

8. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

9.Словообразовательный анализ.

10.Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

11.Правописание сложных слов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 8673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.114 (0.011 с.)