Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст и его основные признаки.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для контроля исходного уровня знаний 1.Текст как произведение речи; признаки, структура текста. 2. Сложное синтаксическое целое. 3.Тема, основная мысль текста. 4.Средства и виды связи предложений в тексте. 5.Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация.). 6.Абзац как средство смыслового членения текста. 8. Лингвостилистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.
С П Р А В О Ч Н Ы Й М А Т Е Р И А Л Текст - это два и более предложений или несколько абзацев, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение. О с н о в н ы е п р и з н а к и т е к с т а · тематическое и композиционное единство всех его частей; · наличие смысловой и грамматической связи между частями; · смысловая цельность; · относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.
Виды грамматической связи предложений в тексте Таблица 6
Параллельная и цепная связи могут в тексте сочетаться.
В связной речи предложения связаны друг с другом по смыслу. Отдельно взятое предложение обычно обладает только относительной смысловой законченностью, группа же предложений передаёт содержание высказывания значительно полнее. Такая группа тесно взаимосвязанных самостоятельных предложений образует особую синтаксическую единицу более высокого порядка, чем отдельное предложение, и называется сложным синтаксическим целым (сверхфразовым единством). Смысловые отношения, объединяющие отдельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами: повторением слов из предшествующих предложений, употреблением личных и указательных местоимений, наречий (затем, потом, тогда, там, как), союзов (зато, однако, так что), вводных слов, указывающих на связь мыслей (итак, следовательно, во-первых, напротив, наконец), порядком слов в предложениях, интонацией частей и целого и т.д.
Тема -это то, что описывается в тексте, о чём развёртывается рассуждение, ведётся диалог. !!! С темой соотносится содержание, оно всегда шире темы, т. к. отражает и отношение автора к теме. Идея -главная мысль текста, то, ради чего этот текст создан, о чём автор хочет заставить задуматься читателя. Абзац -1) отступ в начале строки, «красная» строка; 2) часть текста между двумя такими отступами. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действий, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, в доказательстве. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. С абзаца нередко пишется прямая речь, а также текст, следующий за ней. Т и п ы р е ч и Таблица 7
Виды информационной переработки текста 1. План – самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений. Пункт плана называет ту или иную часть текста, озаглавливает его. План бывает: простой (сокращённый), сложный (развёрнутый, имеет подпункты). 2. Тезис– краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.В отличие от пункта плана каждый тезис очень коротко излагает мысль, основное положение, заключённое в этой части. Тезис – один из наиболее сложных видов сокращения текста. 3. Конспект – краткое письменное изложение содержания текста, письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свёртывание, компрессия первичного текста. Запись – конспект позволяет восстановить, развернуть с необходимой полнотойисходную информацию, поэтому при конспектировании надо отбирать новый и важный материал, связывать его для лучшего осознания со старым, уже известным и выстраивать в соответствии с логикой изложения.
Т е м а т и ч е с к и й к о н с п е к т – использование нескольких источников, посвящённых одной теме. 4. Реферат – доклад, тематический конспект, обеспечивающий единство содержания, логическую и грамматическую связь всех частей и выражающий ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам. Работа над рефератом призвана формировать навыки исследовательской деятельности. 5. Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Здесь перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чём говорится в первичном тексте?» Она, как правило, состоит из простых предложений.
Лингвостилистический анализ текста · Определить тип речи, стиль и жанр текста. · Указать используемые стилистические средства (языковые и общестилевые признаки) СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ Абзац -1) отступ в начале строки, «красная» строка; 2) часть текста между двумя такими отступами. Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. Идея -главная мысль текста, то, ради чего этот текст создан, о чём автор хочет заставить задуматься читателя. Конспект – краткое письменное изложение содержания текста. План – самая короткая форма изложения текста, его логическая схема в виде кратких формулировок. Реферат – тематический конспект, обеспечивающий единство содержания, логическую и грамматическую связь всех частей и выражающий ваше собственное мнение по затрагиваемым вопросам. Сложное синтаксическое целое -группа тесно взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединённых по смыслу и подкреплённых различными языковыми средствами. Тезис – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения Текст - это два и более предложений или несколько абзацев, связанных по смыслу и грамматически. Тема -это то, что описывается в тексте, о чём развёртывается рассуждение, ведётся диалог. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – с. 93-111,283. 2. Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация 2009: Учебно-методическое пособие/.Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М Смеречинская. – Ростов н/Дону: Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий, 2008. – с.73-74.
Тема 3: ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ Вопросы для контроля исходного уровня знаний 1. Слово в лексической системе языка. 2.Лексическое и грамматическое значения слова. 3.Многозначность слова, прямое и переносное значение. 4.Метафора, метонимия как выразительные средства языка; омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
5. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). 7. Профессионализмы; терминологическая лексика. 8. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. 9. Особенности русского речевого этикета. 10. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. 11. Фольклорная лексика и фразеология, русские пословицы и поговорки. 13. Лексические и фразеологические словари. 14. Лексико-фразеологический разбор. 15. Лексические нормы. 16. Лексические ошибки и их исправление. 17.Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.135 (0.01 с.) |