Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание.



Синтаксис– раздел языкознания, изучающий строение словосочетаний и предложений.

Пунктуация– раздел языкознания, изучающий

Основные единицы синтаксиса – этословосочетания,предложения, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол. Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

В зависимости от того, какое слово является главным в словосочетании, различаются основные лексико-грамматические типы словосочетаний. Классификация по этому признаку имеет следующую схему: ●Глагольные словосочетания: а) беспредложные (например: читать книгу, предложить выучить, писать брату, поступать справедливо, заниматься вдвоем, идти оглядываясь, говорить улыбаясь), б) предложные (например: стоять у дороги, подъехать к дому, положить на стол, встретиться с друзьями, говорить об искусстве). ●Именные словосочетания: 1) беспредложные (например: тезисы доклада, письмо родителям, полезная книга, наша страна, вторая аудитория, выполненная работа, прогулка верхом, судак по-польски, желание учиться, довольный ответом, очень интересный, способный работать, две книги, нечто новое ); 2) предложные (например: вагон для некурящих, прогулка по лесу, вход в театр, дом с колоннами, встреча на Эльбе, способный к музыке, трое в шинелях, третий из спутников, кто-то из студентов). ●Наречные словосочетания: очень удачно, по-прежнему хорошо, далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов ! Не все типы словосочетаний одинаково продуктивны в современном русском языке. Так, очень продуктивны именные словосочетания с предлогом по и дательным падежом, например: товарищ по работе, родственник по мужу, специалист по рыболовству, инспектор по кадрам и т.п. Некоторые из них являются новообразованиями, стилистически не всегда полноценными (ср.: показатели успеваемости - показатели по успеваемости). С другой стороны, непродуктивными следует считать в настоящее время словосочетания с дательным падежом без предлога типа корм лошадям (ср.: корм для лошадей), словосочетания с предлогом о и предложным падежом, выражающие атрибутивные отношения, типа стол о трех ножках (ср.: стол с тремя ножками) и некоторые другие.

Способы выражения синтаксических отношений

 

в словосочетаниях: формы слов предлоги порядок слов в предложениях: формы слов служебные слова порядок слов интонация

Виды связи слов в словосочетании

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову, например: важный вопрос, главная улица, новые дома. Различается согласование полное и неполное. При полном согласовании подчиненное слово принимает все формы подчиняющего слова, насколько это позволяют грамматические категории обоих слов, например: темной ночью (согласование в роде, падеже и числе); последние минуты (согласование в падеже и числе). При неполном согласовании не все возможности согласования исчерпаны, например: вижу его готовым к отъезду (согласование прилагательного готовым с местоимением его в роде и числе, но не в падеже; ср. устарелую конструкцию вижу его готового к отъезду - с полным согласованием).

Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенной падежной форме (без предлога или с предлогом), обусловленной лексико-грамматическим значением господствующего слова, например: читать письмо, интересоваться искусством, любовь к родине. Выделяются различные виды управления в зависимости от морфологической природы господствующего слова, наличия или отсутствия предлога перед зависимым словом, характера связи между обоими словами. Управление бывает присубстантивное (чтение книги), приадъективное (способный к музыке), приглагольное (писать пером), принаречное (ответил лучше меня). Различается управление непосредственное, или беспредложное (видеть картину), и посредственное, или предложное (смотреть на картину).

Примыкание- это такой вид подчинительной связи, при котором зависимость подчиненного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова (наречие, инфинитив, деепричастие), например: тихо шептать, предложить войти, говорить улыбаясь.

Нормы построения словосочетаний

· Поскольку в словосочетании имеются подчинительные отношения, то члены его связаны между собой одним из видов подчинительной синтаксической связи - согласованием, управлением или примыканием. Выбор здесь зависит от морфологической природы главного или зависимого слова.

· В глагольных словосочетаниях имеет место или управление (читать письмо, писать карандашом), или примыкание (много читать, жить далеко), но отсутствует связь согласования (согласование самого глагола возможно только в предложении).

· Словосочетания с именем существительным в роли главного слова допускают все три вида синтаксической связи (каменный дом, выполнение задания, стремление учиться, кофе по-варшавски).

· В других именных словосочетаниях находим известные ограничения в зависимости от лексико-грамматических свойств главного слова, например: управление и примыкание в словосочетаниях с именем прилагательным в роли главного члена (достойный награды, готовый сделать, весьма полезный), управление в словосочетаниях с именем числительным (два месяца), согласование и управление в словосочетаниях с местоимением (нечто интересное, кое-кто из друзей).

· В наречных словосочетаниях встречаемся со связью примыкания и управления (слишком тихо, далеко от Москвы).

Предупреждение ошибок в построении конструкций с управлением

1.Иногда после одного и того же слова, например глагола, возможно употребление разных падежей и предлогов, что объясняется различием в значении словосочетаний: знать теорему — знать о теореме, забыть билеты — забыть о билетах, объявить забастовку — объявить о забастовке. Однако часто замена одного падежа и предлога другим является речевой ошибкой.

2. Чаще всего ошибки в управлении обусловлены влиянием близких по значению, а иногда и однокоренных слов, требующих после себя разных падежей: смотреть на портрет — любоваться портретом (ошибка любоваться на портрет), беспокоиться о детях — тревожиться за детей (ошибка беспокоиться за детей), характерно для этого ученика — присуще этому ученику (отсюда ошибочные варианты характерно ему, присуще для него).

3. При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово допустимо только тогда, когда каждое из управляющих слов требует того же падежа и предлога: подбирать и готовить юных спортсменов, прочитать и пересказать английский текст. Речевой ошибкой является постановка одного зависимого слов при двух или более главных с разным управлением: с помощью и в сотрудничестве с родительским комитетом, советовать и контролировать спортсменов.

4. Речевой погрешностью считается также употребление рядом одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание родительного падежа: реформа здравоохранения с целью улучшения системы охраны здоровья матерей и детей и повышения рождаемости.

5.Следует также избегать словосочетаний с одинаковыми предлогами: вопрос о соглашении о взаимных поставках, беседа с ветераном с большим жизненным опытом, рассказал об указе Петра I о реформе армии.

! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: играть роль, иметь значение, надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, говорить о фильме, скучать по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, исходить из предположения.

Значение словосочетания в построении предложений

· Словосочетание является строительным материалом для предложения.

· Словосочетаниями в предложении являются в основном второстепенные члены предложения в их отношении к главным членам или во взаимном отношении друг к другу.

!Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.02 с.)