Образец анализа сложного синтаксического целого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образец анализа сложного синтаксического целого



1. Вечерние сумерки. 2. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. 3. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. 4. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевелится. 5. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег… 6. Его лошаденка тоже бела и неподвижна. 7. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. 8. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. 9. Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя не думать… (А. Чехов).

 

1. ССЦ состоит из 9 предложений: 1 – простое предложение; 2, 3, 5, 6, 7, 8 – простые осложненные предложения; 4, 9 – сложноподчиненные предложения. Все предложения связаны между собой в смысловом и лексико-грамматическом отношении. Абзац равен ССЦ.

2. Средства межфразовой связи:

собственно-лексические:

а) использование слов, развивающих тему печали (сумерки, привидение, неподвижность, угловатость, лошаденка; лениво кружится), согнулся, не шевелится, сидит, погрузился в мысль; бела, неподвижна (о лошадке); копеечная, пряничная, палкообразная (о лошадке);

б) употребление слов с семантическим компонентом «город» (фонари, треск, бегущие люди; омут, полный огней);

в) употребление лексических повторов (Иона бел – лошаденка бела; лошадка – лошаденка; неподвижность – неподвижна);

г) использование синонимичных оборотов: Иона сидит и не шевелится – лошаденка неподвижна; антонимичных оборотов: лошаденка неподвижна, извозчик не шевелится – неугомонный треск, бегущие люди.

лексико-грамматические:

употребление личных местоимений он (Иона Потапов) в 4 и 5 предложениях, она (лошадка) – в 7, 8 предложениях, притяжательного местоимения его – в 6 предложении.

грамматические:

1) единство планов настоящего изобразительного времени; использование номинативного предложения (1); сказуемых, указывающих на одновременность восприятия признаков;

2) союз тоже усиливает картину отрешенности, неподвижности;

3) одинаковый порядок следования членов предложения (см. предложения 1, 2, 3, 4, 6, 8), что характерно для структурного параллелизма.

3. Тип ССЦ по структуре – основанный на параллельной связи.

4. По функционально-семантическому признаку – описательный тип ССЦ (характеристика состояния Ионы Потапова, описание лошади) с элементами рассуждения (выражение оценки автора).

5. Данный текст оставляет впечатление отрешенности от жизни, мертвенный неподвижности, поэтому оправдывает свое название – «Тоска».

 

Задания для самостоятельной работы

1.Обратите внимание на терминологию, которая используется в разных учебных пособиях для определения синтаксических типовых конструкций усложненного характера (многочленное сложное предложение1, сложная синтаксическая конструкция2, сложные предложения осложненной структуры3, предложения усложненного типа4).

2. Какие типы предложений Н. С. Валгина называет многочленными, а какие – сложными синтаксическими конструкциями? (См. Синтаксис современного русского языка. – С. 350).

3. Основным признаком сложного предложения усложненной структуры является полипредикативность. Какие еще признаки можете назвать? Докажите это положение, приведя примеры сложного предложения усложненной структуры из газетных или художественных текстов (См. Современный русский язык / Под ред. Е. И. Дибровой. – Ч. II. – С. 593). Задание 4. В чем стилистическое своеобразие сложных предложений усложненной структуры? Почему Л. Толстой считается мастером стилистического использования таких конструкций? Ответ прочитайте в учебном пособии И. Б. Голуб «Грамматическая стилистика русского языка» (С. 184 – 188).

5. Прочитайте положение: «Период – это явление не столько структурно-синтаксическое, сколько композиционно-стилистическое…» (См. Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка. – С. 370). Почему автор подчеркивает стилистические свойства периода? Ответ законспектируйте, пользуясь названным источником.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какой основной признак многочленного предложения?

2. Характеризуется ли многочленное сложное предложение особым характером связей и отношений составляющих его элементов?

3. Каков характер синтаксических связей в многочленном сложном предложении?

4. Какие дифференциальные признаки многочленного ССП, СПП и БСП вы знаете?

5. Какие способы передачи чужой речи существуют в русском языке?

6. Какая речь называется чужой речью? В применении к чужой речи кто называется автором? Говорящим? Подтвердите свои ответы примерами.

7. Какая речь называется прямой речью?

8. По какому принципу строится прямая речь?

9. Имеет ли прямая речь характерные особенности? Какие? Приведите примеры.

10. Что такое диалог? Как диалог оформляется на письме?

11. Какой способ передачи чужой речи называется косвенной речью? Приведите примеры.

12. Расскажите о переводе прямой речи в косвенную.

13. Что такое цитата?

14. Каковы особенности цитации? Каковы ее формы. Приведите примеры.

15. Какая речь называется несобственно-прямой речью?

16. Какие две разновидности несобственно-прямой речи вы знаете? Расскажите о каждой из них. Приведите примеры.

17. Перечислите дифференциальные признаки способов передачи чужой речи. Оформите ваш ответ в виде таблицы.

18. Какие этапы выделяются при анализ предложений с чужой речью?

19. Проанализируйте 3-5 предложений с чужой речью.

 

Рекомендуемая литература

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.. Современный русский язык. – 11-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009.

2. Современный русский литературный язык: учебник / под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова, проф. В.И. Максимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2010.

3.

ТЕМА. Пунктуация (2 часа)

Цель: овладение навыками правильной расстановки знаков препинания с опорой на теоретический материал.

Вопросы для обсуждения

1. Каково значение пунктуации для письменной разновидности языка?

2. Какие функции выполняют знаки препинания?

3. Назовите выделяющие и отделяющие знаки препинания. В чем их функциональные отличия?

4. Что такое пунктограмма?

Типы практических заданий

Задание 1. Спишите примеры, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку тире. Произведите синтаксический разбор 2-х предложений (на выбор, но одно из них должно быть неполное).

1. Короче сказать, в это время Невский проспект педагогический Невский проспект (Г.). 2. Вообрази, что это вокруг все пальмы, Юлечка кроткая лань, ты лев, я тигр (Ч.). 3. Одесса город музыкальный. Но Одесса еще и город литературный. 4. Потерт сыромятный его тулуп, ушастая шапка его как склеп (Дм.Кедр.). 5. Самое лучшее для памяти моего отца это если вы оставите о ней заботу (Фед.). 6. Скажите, пожалуйста, что вы за благодетель такой! Ведь помогать другим отнимать у себя. Что вас побуждает? (Остр.). 7. Покоя нет и быть не может. Окно как раненая грудь (Алиг.). 8. Он находил, что коммерция есть риск и отвечает за риск только коммерсант (Фед.). 9. Звезда похожа на слезу, а кипарисы там, внизу, как две зеленые свечи в сандалом пахнущей ночи (Дм.Кедр.). 10. По-русски проститься значит попросить прощенья (Остр.). 11. Бобыль все равно как какой-нибудь ксендз. (Ч.). 12. Уста без слов любить никто не мог, взор без огня без запаха цветок! (Л.). 13. Потянулись улицы, сначала безмолвные, малолюдные, за ними шумные, с рокотом пролеток, лязгом трамваев, потом снова покойные и молчаливые (Фед.). 14. Он подсел к Извековой и выдохнул, отдуваясь: «Просили подождать. Подождать это вежливость чиновников» (Фед.). 15. Они покосились друг на друга, и оба улыбнулись, Цветухин с беглым оттенком растерянности (Фед.). 16. Пастухов вот это действительно общественное мнение! Надо просить Пастухова! (Фед.). 17. Бульвар как бы терраса города. За ним обрыв к морю.

Задание 2. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Установите пояснительные (вводятся союзами а именно, именно, то есть, или) и присоединительные члены предложения (присоединяются словами например, даже, особенно, главным образом, союзами да, да и, и, и притом и др.). Какие из этих членов предложения являются приложениями? Подчеркните те пояснительные и присоединительные члены предложения, которые являются главными членами.

Произведите синтаксический разбор предложения, в котором приложение присоединяется к определяемому слову сочетанием по прозвищу.

1. Пока мы сидели в избе, задул ветер повалил хлопьями снег; словом, началась вьюга или пурга. 2. Дикая растительность в особенности лесные деревья обладает биологически весьма полезным свойством самоизреживания. 3. Но смерть матери наследство и необходимость распоряжения своим имуществом то есть землею опять подняли для него вопрос об его отношении к земельной собственности (Л. Т.). 4. Мой новый приятель по прозвищу Баранчик повел меня к заводи находившейся близ мельницы и показал, как ловить сомов. 5. Мы то есть седоки обменялись взглядами потом поклонами (Гонч.). 6. Прочие мои спутники по этому случаю острят особенно кучер Иван. 7. Для Константина Левина деревня была местом жизни то есть радостей страданий труда (Л. Т.). 8. Года за три до того времени, о котором идет речь, мы гуляли по берегу Москвы реки в Лужниках то есть в слободе по другую сторону Воробьевых гор. 9. В некоторых пунктах например на реке Мае найдете свежее мясо дичь, а молоко и овощи то есть капусту морковь и т. п. везде. 10. Мы переправились через речку на пароме первобытной постройки состоявшем из десятка связанных лыками бревен по местному кругляков. 11. Если случается много проезжих например возвращающихся с наших транспортов офицеров, лошади не выносят частой езды. 12. Но в глаза бросалось прежде всего именно изящество то есть милая простота, с какой она держалась в обстановке явно и чересчур несовместной с ее манерами (Фед.). 13. Этот небольшой дворик или курятник преграждал дощатый забор... (Г.). 14. Мальчишки да и не только мальчишки пристроились с удочками под тенью развесистых ветел (В. Сол.). 15. Мы вошли в юрту или, правильнее, урасу (Гонч.). 16. Все вокруг даже пепельница из розовой раковины говорило о мирной и долгой жизни (Пауст.). 17. И прежде всего жертвой схватки становился дуб как раз главная лесная порода. 18. Я да и другие тоже заслушивались его рассказов (Гонч.).

Задание 3. Перепишите предложения из стихотворений С. Есенина. Расставьте недостающие знаки препинания. Установите, какими членами предложения являются сравнительные обороты с союзом КАК. Объясните условия обособления или необособления.

1. Вот так же отцвели и мы и отшумели как гости сада… 2. Ты целуешь, а губы как жесть. 3. Счастлив тем, что целовал я женщин мял цветы валялся на траве и зверье как братьев наших меньших никогда не бил по голове. 4. Не у всякого есть свой близкий, но она мне как песня была… 5. В этот вечер вся жизнь мне мила как приятная память о друге. 6. Сад полыщет как пенный пожар… 7. Только я в эту цветь в эту гладь под тальянку веселого мая ничего не могу пожелать все как есть без конца принимая. 8. И никого ни капли не спросив как пьяный друг ты лезешь целоваться. 9. Но ведь дуб молодой не разжелудясь так же гнется как в поле трава. 10. Прощай, Баку! Прощай как песнь простая! 11. …У ворот как о сгибшей невесте тихо воет покинутый пес. 12. Ты мне пой, ну, а я стакою вот с такою же песней как ты, лишь немного глаза прикрою – вижу вновь дорогие черты. 13. …о любви вздыхают лишь украдкой, да глаза как яхонты горят. 14. Все равно – глаза твои как море голубым колышутся огнем. 15. Я сегодня пью в последний раз ароматы, что хмельны как брага. 16. Побледнела словно саван схолодела как роса… 17. Воробышки игривые как детки сиротливые прижались у окна.

В каком предложении конструкция с союзом КАК является придаточным. Произведите синтаксический разбор этого предложения в целом и его частей.При выполнении задания используйте таблицу

Задание 4. Проанализируйте примеры из повести В. Шукшина «Там, вдали…» и установите способы выделения вставных предложений. Определите, что они выражают.

Был он [Петька] парень не бойкий, но и не робкий. Если дело доходило до драки – что частенько случалось среди ребят в те годы, - спуску не давал, стоял до конца. Захотел купить черный шерстяной костюм – увидел в городе, в ларьке… Думал, думал – надумал: повез зерно молоть и один куль свалил бабке Акулине. (Бабка самогоном промышляла). …Придумал другую штуку: в свободные вечера (а то и ночи прихватит) стал вырубать корытца… Наделает – и на базар. Так раз пять съездил в город, купил костюм. Выпал свободный день, Петька надел костюм, слегка напустил брюки на хромовые сапоги (весна была), сдвинул фуражку на бочок – из-под козырька горсть мягких русых волос – и так прошел по селу. И все. Больше ничего не требовалось – разок пройтись таким образом.

В каких случаях тире не связано с вставными конструкциями, а стоит между частями бессоюзного сложного предложения? Дайте синтаксическую характеристику этих предложений в целом и каждого компонента.

Задание 5. Перепишите примеры из стихотворений С. Есенина, объясните отсутствие запятой в ССП, подчеркните грамматические основы в частях ССП, установите, что собой представляют эти части как простые предложения. Из упражнения 5 выпишите предложения на те случаи отсутствия запятой, которые не отражены в предлагаемых примерах.

1. Хорошо и тепло, как зимой у печки. 2. Только лес да полосонка да заречная коса… 3. Край ты мой заброшенный край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь. 4. Хорошо выбивать из тела накаляющий песни гвоздь и в одежде празднично белой ждать, когда постучится гость. 5. А потом их бережно, без злости, головами стелят по земле и цепами маленькие кости выбивают из худых телес. 6. Пьют и плачут в одно с непогодиной, дожидаясь улыбчивых дней. 7. Светит месяц. Синь и сонь.

Задание 6. Перепишите, расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор предложений (схема обязательна!).

1. Как ни тяжела и ни страшна война какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям юность с ее здоровьем и радостью жизни с ее наивным добрым эгоизмом любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страдание для себя пока они не нагрянут не нарушат ее счастливой походки (Фад.). 2. По звуку ли колокола по тому ли как тянул ветер или еще каким-то может быть и ему самому неизвестным признакам Петр чувствовал что где-то в той стороне за монастырем местность внезапно обрывается быть может над берегом речки за которым далеко раскинулась равнина с неопределенными трудно уловимыми звуками тихой жизни (Кор.). 3. И вот эта дорога и сосны и фонтан у края все это жизни человеческие и оживи какой-нибудь волшебник безмолвие лет как бы заговорило все как бы могуче запело (Павл.).

Какое из трех предложений является сложным предложением с сочинительным и подчинительной связью? Как присоединяется придаточное к главному в последней части после союза И, определите тип этого придаточного

Задание 7. Прочитайте отрывок из заметки известного пушкиниста С.М. Бонди о поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина. Обратите внимание, как вводятся в текст цитаты из поэмы.

Вступление к поэме «Медный всадник». Вдохновенный гимн Петербургу, одному из самых красивых городов Европы. Широкая Нева, стройная гранитная набережная, знаменитая своей красотой решетка («ограда») Летнего сада, дворцы, Адмиралтейство с его золотым шпилем, прекрасные северные «белые ночи», суровая зимняя погода, военные парады на громадной площади – Марсовом поле, торжественные пушечные салюты Петропавловской крепости («твердыни») – все это восхищает поэта, заканчивающего свое описание поэтическим воззванием: «Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо, как Россия…»

Другая тема – история возникновения этого прекрасного города, построенного Петром Великим на отвоеванной у Швеции земле – на пустынном, почти незаселенном месте, на болотистых, покрытых мохом, затопляемых наводнениями, («мшистых», «топких») берегах; города, построенного, по соображениям военным («отсель грозить мы будем шведу»), для установления торговой и культурной связи с Западной Европой («сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам», «природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»). В стихах настойчиво повторяются противопоставления прежней необжитой, суровой местности, «тьмы лесов», «топи блат» [болот], убогой жизни редкого финского населения и созданного за сто лет «пышного, горделивого» европейского города – «полнощных [северных] стран красы и дива».

Задание 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

По утрам просыпаясь я отв…ряю окно моей комнаты и слушаю с горы сквозь пышную зелень сада ко мне несется задумч…ваяя песня. Как (бы) рано н… проснулся я она уже звучит в утрен…м воздух… напоен…м сладким зап…хом цветущего инжира.Свежий ветер ве…т с могуч..й вершины Ай-Петри густая листва деревьев над моим окном тихо колыш…тся а шелест ее пр…дает звукам песни много красоты л…скающ…й душу. Сама по себе м…лодия (не) красива и (одно) образна она вся построена на диссонансах. Там где ожида…шь что она замрет, – она возвыша…тся до (тоскливо) страстного крика и так (же) (не) ожиданно этот крик переход…т в нежную жалобу. Поет ее дрожащий старческий голос поет целые дни с утра до вечера и в какой бы час дня (н…) прислушивался всегда с горы как ручей льется эта бесконечная песня.(М. Горький)

Задания для самостоятельной работы

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. Объясните постановку тире или его отсутствие в следующих предложениях.

1. Чтение – вот лучшее учение. 2. Встретить друга – это большая радость. 3. Большое это удовольствие – жить на земле. 4. Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел. 5. Площадь Чёрного моря – около 413,5 тысяч квадратных километров. Наибольшая протяжённость его с запада на восток – 1149 километров, а с севера на юг – 611 километров. 6. Учиться всегда пригодится. 7. Земля велика и прекрасна. 8. Несусь ли я на коне – степь отвечает мне. Брожу ли поздней порой – небо светит мне луной. 9. Крикнуть хотел – не может. 10. Встанешь утром часа в четыре, выйдешь в сад – роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка.11. Зима без снега – лето без хлеба. 12. Упустишь минуту – потеряешь часы.

2. Вставьте нужные знаки препинания.

1. Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. 2. Лёгкий ветерок срывавшийся иногда с озёр разливал запах сырой лесистой почвы. 3. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой. 4. Вода казалось какой-то серебристой гладью таинственной и безмолвной. 5. Группа туристов вышедшая рано утром в полдень остановилась для отдыха. 6. Листы бумаги исписанные мелким почерком были аккуратно разложены на письменном столе. 7. Утреннее солнце ещё не жаркое не раскалённое показалось над горизонтом. 8. Поездка за город назначенная на завтра переносится на следующую неделю. 9. Библиотека пополнилась новинками художественной литературы изданными в этом году. 10. Усталый я сел отдохнуть под большим кедром. 11. Мы волнуемые надеждами и сомнениями бродили маленькими кучками по коридору. 12. Она высокая красивая стройная казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.

3. Необособленные определения сделайте обособленными. Измените пунктуацию.

О б р а з е ц: Нагруженная строительным материалом машина остановилась у ворот завода. – Машина, нагруженная строительным материалом, остановилась у ворот завода.

1. До самой весны безмолвствует скованная льдом река. 2. Около дома находился заросший густой сиренью сад. 3. Завешенная тяжёлой портьерой дверь приглушала шедшие из коридора звуки. 4. В наступившей после грозы тишине слышен был стук падавших с веток деревьев капель. 5. Стоявшие на пристани люди с нетерпением дожидались прибытия парохода.

4. Поставьте нужные знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1. Наш преподаватель истории уроженец города Киева работает сейчас в сельской школе. 2. Беседа шла с журналистом корреспондентом столичной газеты. 3. Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 4. Столица Японии Токио является одним из крупнейших городов мира. 5. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.

5. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Не располагая свободным временем он вынужден был отказаться от участия в экскурсии. 2. Потеряв читательский билет вы не сможете воспользоваться услугами библиотеки. 3. Опоздав к началу спектакля и пропустив первый акт мы всё же поняли содержание пьесы по ходу действия. 4. Вспоминая этот случай я испытываю неприятное чувство сожаления о происшедшем. 5. Родители очень обрадовались получив письмо от сына уехавшего в далёкие страны. 6. Несмотря на плохую погоду мы решили не откладывать отъезд. 7. Ввиду наступающих морозов срочно закончили ремонт отопления. 8. За неимением другого помещения для работы приходится оставаться пока в старом здании.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие знаки препинания вы знаете?

2. Какие из них выделяющие, а какие отделяющие?

Какую роль играет интонация при постановке знаков препинания

 

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Лекционные занятия:

- учебные и методические пособия (учебники, программа рабочей дисциплины, учебно-методические пособия);

- комплект электронных презентаций/слайдов;

- аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук) и т.п.

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий.

Для проведения лекционных занятий – аудитория вместимостью не менее 50 человек.

2. Практические занятия:

- сборники упражнений, словари, справочники (в том числе в электронном варианте);

- компьютерный класс;

- презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук);

- специализированное программное обеспечение: обучающие программы по разделам дисциплины «Современный русский язык», программы для тестирования знаний студентов.

3. Лабораторные работы:

- сборники с заданиями для лабораторных работ;

- художественные тексты для анализа (в том числе в электронном варианте);

- компьютерный класс.

4. Прочее

- рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет;

- рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 2343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.058 с.)