Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечень дискуссионных тем для круглого столаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
по дисциплине_ Современный русский язык _ (наименование дисциплины) ТЕМА: Фонологические школы Вопросы для обсуждения: 1. Исходные положения Московской и Санкт-Петербургской фонологических школ. 2. Принципы выделения фонемы в фонологических школах. 3. Основные расхождения в понимании сущности фонемы. 4. Связь Пражской фонологической школы с русскими фонологическими школами. 5. Основные понятия фонологии в Пражской фонологической школе. Дополнительная литература: 1. Реформатский А.А. очерки по фонологии, морфонологии и морфологии. – М.,1979. 2. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. – М.,1960; 2-е изд. – М.,2000.
2. ТЕМА: Русская орфография и ее современное состояние Вопросы для обсуждения: 1. Проблемы современной орфографии. 2. Новый орфографический словарь. 3. Проект новой реформы орфографии. 4. «Нужна ли реформа правописания?»
Дополнительная литература: 1.Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – Л., 1987. 2. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. – М.,1965. 3. Щерба Л.В. Теория русского письма. – Л., 1983.
Критерии оценки: - оценка «отлично» выставляется студенту, если он показал глубокие и прочные знания по обсуждаемому вопросу, полно, последовательно, грамотно и логично излагал ответ на вопрос; - оценка «хорошо», если он показал достаточно хорошее усвоение обсуждаемого материала грамотно, без существенных неточностей излагал ответ на вопрос; - оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он показал общее представление обсуждаемого вопроса, в изложении которого допускались неточности и недостаточно правильные формулировки; - оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент показал незнание обсуждаемого материала при ответе на вопрос, либо вовсе на него не ответил.
министерство ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Кафедра русского языка Вопросы для коллоквиума по дисциплине_ Современный русский язык _ (наименование дисциплины)
Разделы «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ», «ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ», «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ», «МОРФЕМИКА», «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» 1. Какие уровни языка вы знаете?
Фонетика. Фонология
2. Какой раздел науки о языке называется фонетикой? 3. Что такое звук? Какие аспекты характеристики звука вы знаете? 4. По каким признакам классифицируются гласные и согласные звуки в современном русском языке? 5. Что такое фонетическая транскрипция? Каковы ее основные принципы? 6. Что такое фонология? 7. Что такое фонема? Какие аспекты изучения фонемы вы знаете? 8. Какие функции выполняет фонема? 9. Какие фонологические школы и их представителей вы знаете? 10. Что такое чередования? Какие виды чередований вы знаете? 11. Какие сегментные и суперсегментные единицы вы знаете?
Орфоэпия
12. Что такое орфоэпия? Орфоэпическая норма? 13. Какие орфоэпические нормы в области гласных и согласных вы знаете?
Графика. Орфография
14. Что такое графика? Какие основные принципы русской графики вы знаете? 15. Что такое орфография? Какие основные принципы орфографии русского языка вы знаете? Лексикология. Фразеология 16. Что такое лексикология? 17. Как проявляется системность в семасиологическом и социолингвистическом аспектах? 18. Что такое лексическое значение слова? Какие типы ЛЗ вы знаете? 19. Какие макрокомпоненты ЛЗ вы знаете? 20. Как называется совокупность всех грамматических форм слова с одним ЛЗ? 21. Что такое лексема, семема, сема? 22. Какие категориальные лексико-семантические отношения в лексике вы знаете? Охарактеризуйте каждый вид отношений. 23. Охарактеризуйте лексику современного русского языка с точки зрения ее происхождения. 24. Охарактеризуйте лексику современного русского языка в динамическом аспекте. 25. Охарактеризуйте лексику современного русского языка с точки зрения ее употребительности в социальном пространстве. 26. Какая лексика называется коннотативной и нейтрально- номинативной? 27. Как вы понимаете термин «стилистически маркированная лексика»? 28. Какие функциональные стили вы знаете? Охарактеризуйте каждый из них. 29. Что такое фразеология? Фразеологическая единица?
Морфемика. Словообразование 30. Что такое морфемика? 31. Что такое морфема? Какие типы морфем русского языка вы знаете? Охарактеризуйте каждую из них. 32. Что такое морфемная структура слова? Какой анализ называется морфемным? 33. Что такое словообразование? Какие основные единицы словообразования вы знаете? 34. Как определяются мотивирующее и мотивированное слова? 35. В чем сущность словообразовательной мотивации? 36. Какие виды мотивации вы знаете? 37. Каково содержание морфонологии как раздела науки о языке? 38. Какие морфонологические явления могут происходить на морфемном шве? Охарактеризуйте каждое из них. 39. Каковы цели словообразовательного анализа?
Раздел «МОРФОЛОГИЯ»
1. Что такое морфология? Каковы ее задачи? 2. Что такое грамматическое значение слова? Грамматическая форма? Грамматическая категория? 3. Что такое парадигма слова? Каковы ее типы и характеристики? 4. Что вы можете сказать о системе частей речи в современном русском языке? 5. Какая часть речи называется именем существительным? 6. Какие основные лексико-грамматические разряды имен существительных вы знаете? Охарактеризуйте их. 7. Какие грамматические категории присущи имени существительному? Охарактеризуйте каждую из них. 8. Что называется склонением имени существительного? Охарактеризуйте каждое из них. 9. Какая часть речи называется прилагательным? 10. Какие лексико-семантические разряды имен прилагательных вы знаете? 11. Какие грамматические категории присущи имени прилагательному? 12. Какие степени сравнения прилагательных вы знаете? Охарактеризуйте каждую из них. 13. Какая часть речи называется именем числительным? 14. Какие разряды числительных вы знаете? 15. Каковы грамматические признаки числительных каждого разряда? 16. Какая часть речи называется местоимением? 17. В чем специфика семантики местоимений? 18. На какие разряды делятся местоимения по значению и с точки зрения грамматической? 19. Какая часть речи называется глаголом? 20. Какие грамматические категории глагола вы знаете? В чем специфика каждой из них? Охарактеризуйте каждую из категорий. 21. Что называется причастием? Каковы признаки прилагательного и глагола у причастий? 22. Какие бывают причастия? Охарактеризуйте их. 23. Что такое деепричастие? Как они образуются? Каковы их функции в предложении? 24. Почему категория состояния имеет такое название? 25. Как решается вопрос о категории состояния как особой части речи в лингвистике? 26. Каковы признаки категории состояния? 27. Какие части речи называются служебными? 28. Какая часть речи называется предлогом? Союзом? Частицей? 29. Каковы особенности этих частей речи? Охарактеризуйте каждую из них. 30. Что такое междометие? Охарактеризуйте междометие как часть речи. 31. Что такое звукоподражания? Охарактеризуйте их. Раздел «СИНТАКСИС»
1. Что такое синтаксис? Как определяют предмет синтаксиса представители разных направлений в грамматике? 2. Каковы признаки словосочетания как синтаксической единицы? 3. Какие типы словосочетаний вы знаете? 4. Что такое предложение? Как определяют предложение представители разных грамматических направлений? 5. Что вы понимаете под предикативностью предложения? 6. Что такое структурная схема предложения? 7. Каковы основные признаки предложения? 8. Какие функциональные типы предложений вы знаете? 9. Какие предложения называются утвердительными? Отрицательными? Членимыми? Нечленимыми? Двусоставными? Односоставными? Простыми? Сложными? 10. Охарактеризуйте каждый тип предложения. 11. Какие члены предложения называются однородными? Какими признаками они характеризуются? 12. Охарактеризовать средства связи однородных членов. 13. Какие предложения называются осложненными? 14. Что вы понимаете под обособлением? 15. Какие основные группы вводных слов вы знаете? 16. В чем отличие вводных конструкций от вставных? 17. Как доказать, что сложное предложение – полипредикативная единица? 18. Каковы структурно-семантические типы ССП? Охарактеризуйте каждый из них. 19. Охарактеризуйте СПП и его типы. 20. Что такое БСП? Охарактеризуйте признаки и особенности. 21. Охарактеризуйте 22. многочленное сложное предложение. Критерии оценки: Оценка «отлично» выставляется в случае, если студент показал полное усвоение материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал. Оценка «хорошо» ставится в случае, если студент освоил материал не ниже 75 % и при этом не допустил грубых ошибок в ответе, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя. Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил материал не менее чем на 50%, при ответе нуждался в помощи преподавателя, допускал неточности и непринципиальные ошибки, ограничивался только лекционным материалом, указанным преподавателем, испытывал больше затруднения в систематизации материала. Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае, если студент обнаружил значительные пробелы в знании материала, не освоил более половины материала, предусмотренного программой, в ответах допустил принципиальные ошибки, испытывал больше затруднения в систематизации материала. министерство ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» 1.1.2.2 1.1.2.3 Кафедра русского языка 1.1.2.4 (наименование кафедры)
Тестовые задания 1.1.2.5 по дисциплине Современный русский язык (наименование дисциплины)
Модуль 1. «ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ» 1. Какое определение характеризует звук с точки зрения его акустических свойств: 1 ) звуки - особый вид звуков, источником которых являются голос и различные по своему характеру шумы 2) звук речи – минимальная единица речевой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными акустическими свойствами 3) звук речи – минимальная единица речевого потока, произносимая одним выдыхательным толчком 4) звук – это смыслоразличительная единица
2. Назовите активные органы речи: 1) язык 2) губы 3) небо 4) зубы
3. Какие органы речи противопоставляет звуки на гласные сонорные шумные звуки: 1) легкие 2) голосовые связки 3) полость рта и носа 4) головной мозг и нервная система человека
4. Какой звук является ответом к решению пропорции: [п]: [ф’]= [к]:[?] 1) [с’] 2) [х’] 3) [т’] 4) [ш’]
5. В каком ряду все согласные звуки звонкие: 1) [г], [з], [ц] 2) [б], [ч], [ш] 3) [б], [в], [м] 4) [ч], [м], [с]
6. В каком ряду правильно указаны гласные звуки русского языка: 1) [а], [о], [у], [и], [ы], [э] 2) [а], [я], [о], [ё], [у], [ю] 3) [е], [я], [ё], [ю] 4) [а], [о], [у], [э], [и]
7. Назовите звук по данным характеристикам: а) переднеязычный, небный; б) смычно-щелевой; в) шумный, глухой (внепарный); г) мягкий (внепарный): 1) [д’] 2) [j] 3) [ц] 4) [ч]
8. Какое из этих утверждений ошибочно: По месту образования согласные бывают: 1) губно-губные 2) переднеязычные, зубные 3) заднеязычные, средненебные 4) среднеязычные, задненебные
9. В каком ряду все звуки внепарные по глухости/звонкости: 1) [x’-л-н-ц-ш’] 2) [м-ц-р-х-ч] 3) [д-х-с-л-н] 4) [ж’-м-ц-ч-л] 5) [ j-x’-р-ш-з]
10. Определите ряд гласного звука в ударном слоге слова прописать: 1) передний 2) передне-средний 3) средний 4) средне-задний 5) задний
11. Какой звук соответствует следующей характеристике: гласный переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный, неслоговой: 1) [ и ] 2) [ û ] 3) [ ί ] 4) [ ы] 5) [ ие ]
12. Определите ряд гласного звука в ударном слоге слова взяли: 1) передний 2) передне-средний 3) средний 4) средне-задний 5) задний
13. В каком слове есть заднеязычные задненебные согласные: 1) сороки 2) крылом 3) химия 4) подруги 5) легкий
14. Определите, какому звуку соответствует данное описание артикуляции: голосовые связки расслаблены, небная занавеска поднята, передняя часть языка образует смычку с зубами, воздушная струя разрывает смычку, йотовая артикуляция присутствует. Какое из этих утверждений ошибочно: 1) [ т ] 2) [ д ] 3) [ т’ ] 4) [ б ] 5) [ ц ]
15. В каком слове нет аффрикат: 1) счет 2) подчинить 3) сцапать 4) купается
16. Определите ряд гласного звука в ударном слоге слова Юлька: 1) пердний 2) передне-средний 3) средний 4) средне-задний 5) задний
17. Найдите верный вариант транскрипции слова расчетливая: 1) [ р Λ ш’ ó т л’ и в ъ ј a ] 2) [ р Λ с ш’ׂó т л’ и в ъ ј ь ] 3) [ р Λ ш’ ó т л’ и в ъ й ь ] 4) [ р Λ ш’ ó т л’ и в ъ j ь ] 5) [ р Λ ш’ ó т л’ и в ъ ј ъ ]
18. В каком слове буква «а» обозначает [ ь ]: 1) сеча 2) рядовой 3) чайник 4) часы 5) пароход
19. В каком слове нет глухих согласных: 1) экзамен 2) подруга 3) земных 4) цепь 5) свечи
20. В каком слове буква «Е» обозначает [ ыэ ]: 1) желтоватый 2) жестянка 3) вышедший 4) жакет 5) путеводная
21. В каком слове буква «О» обозначает [ъ ]: 1) шовинизм 2) поэт 3) отпускать 4) отблеск 5) шофер 22. Какие гласные возможны в русском языке в 1-ой предударной позиции после твердых согласных: 1) [ы] / [ ыэ ] 2) [у] 3) [Λ] 4) [э]
23. Какие гласные возможны в русском языке в 1-ой предударной позиции после мягких согласных: 1) [и] 2) [’у] 3) [иэ ] 4) [’э]
24. Все гласные какого ряда возможны в русском языке во 2-ой предударной позиции или в заударных слогах после твердых согласных: 1) [а], [ыэ ], [у] 2) [э], [ы], [ь] 3) [ь], [ъ], 4) [у], [ъ], [ы]
25. Все гласные какого ряда возможны в русском языке во 2-ой предударной позиции или в заударных слогах после мягких согласных: 1) [и], [’э], [ыэ ] 2) [ъ], [ь], 3) [ иэ], [и], [’у] 4) [ь], [и], [’у] 26. В каких позициях невозможно употребление звука [Ы]: 1) в первой предударной позиции после твердых согласных 2) во второй предударной и во всех заударных позициях после твердых согласных 3) в первой предударной позиции после мягких согласных 4) во второй предударной и во всех заударных позициях после мягких согласных.
27. Какие гласные невозможны после мягких согласных. 1) гласные среднего ряда 2) гласные заднего ряда 3) гласные переднего ряда 4) гласные верхнего подъема
28. Сколько звуков [О] в данном тексте: Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых, Ломать коням тяжелые крестцы, И усмирять рабынь строптивых. (5, 4, 2, 1 ) 29. Какой тип чередования представлен в данном примере ВОДЫ – ВОДА – ВОДЯНОЙ: 1) историческое 2) фонетическое комбинаторное 3) фонетическое позиционное 4) морфологическое
30. Назовите процессы в области гласных звуков: 1) ассимиляция 2) диссимиляция 3) редукция 4) аккомодация 31. Ассимиляция по месту образования – это: 1) полное уподобление свистящих шипящим в позиции пред ним 2) полное уподобление взрывных аффрикатам в позиции перед ними 3) уподобление глухих согласных звонким 4) уподобление твердых согласных мягким в позиции перед ними.
32. Укажите комбинаторные процессы: 1) редукция гласных звуков 2) сингармонизм 3) ассимиляция 4) диссимиляция 33. Укажите позиционные процессы: 1 ) оглушение звонких согласных на конце слова 2) редукция гласных звуков 3) аккомодация 4) диэреза
34. В каком слове имеет место ассимиляция по мягкости: 1) косьба 2) любовь 3 ) винтик 4) зачитаться
35. Выберите правильное определение для аккомодации: Аккомодация – это: 1) уподобление одного звука другому; 2) приспособление артикуляции согласного к артикуляции гласного 3) приспособление артикуляции гласного к артикуляции согласного; 4 ) приспособление артикуляции звуков друг к другу;
36. Какие гласные подвергаются качественной редукции: 1) [а-о-э] 2) [и-у-а] 3) [и-ы-у] 4) [о-ы-е]
37. В каком слове имеет место ассимиляция по способу образования: 1) отбросить 2) отделать 3) сжать 4) отцепить
38. Какие характеристики аккомодации гласного в слове мята являются верными: Это аккомодация: а) гласного непереднего ряда; б) гласного переднего ряда; в) прогрессивная; г) регрессивная; д) в начале фонации; е) во время всей фонации: 1) а), г), д) 2) а), в), д) 3) б), в), д) 4) б), г), е)
39. В каком слове все безударные гласные подверглись качественной редукции: 1) музыка 2) широта 3) возвратился 4) площадки
40. В каком слове все безударные гласные подверглись количественной редукции: 1) удивлю 2) позиция 3) предложи 4) критика
41. В каком слове произошла ассимиляция по глухости: 1) свой 2) слазил 3) подползла 4) когда 42. В каком слове произошла ассимиляция по звонкости: 1) свадьба 2) раздал 3) сдал 4) пробка
33. В каком слове произошли качественные изменения звука в результате аккомодации: 1) бульон 2) полька 3) человек 4) пить
44. В каком слове произошла ассимиляция по мягкости: 1) мести 2) плита 3) пальто 4) кочки
45. В каком слове нет твердых согласных: 1) цель 2) ширь 3) ешьте 4) чудить
46. В какой фонетической цепи шесть фонетических слов: 1) Со временем в город возвратить все без вести пропав шие люди. 2) Он спел бы, однако утром у него пропал голос. 3) Мы хотели было сказать ему об этом. 4) В ту же ночь небольшой отряд вышел из леса.
47. Согласно какой теории слог – это сочетание звуков, произносимых одним выдыхательным толчком: 1) экспираторной 2) сонорной 3) динамической 4) теории мускульного напряжения
48. Какому ученому принадлежит идея об определении места слогораздела в соответствии с теорией восходящей звучности: 1) Л.И. Бондарко 2) Р.И. Аванесову 3) Л.В. Щербе 4) М.В. Ломоносову
49. Какие типы слогов выделяются в зависимости от начального звука в слоге: 1) открытые/закрытые 2) прикрытые/неприкрытые 3)начальные/не начальные 4) сильноначальные/сильноконечные
50. Какие звуки согласно сонорной теории являются самыми звучными: 1) гласные 2) глухие шумные 3) звонкие шумные 4) сонорные
51. В каких случаях в русском языке слог оказывается закрытым: 1) если является конечным 2) если заканчивается сонорным звуком, за которым следует шумный 3) если оканчивается гласным звуком 4) если оканчивается сонорным, за которым следует сонорный
52. В каком случае слогоделение и перенос слова совпадают: 1) если слово с точки зрения морфемной структуры является непроизводным 2) если слово с точки зрения морфемной структуры является производным 3) если является односложным 4) если слово является двусложным
53. В каком слове все слоги прикрытые: 1 ) район 2) аукцион 3) зоопарк 4) оказия
54. В каком слове все слоги открытые: 1) компания 2) ноябрьский 3)ноября 4) юркнула
55. В каком ряду оба слова четырехсложные: 1)аксиома, декабрьский 2) асимметрия, лексикограф 3) яичница, антибиотик 4) воодушевить, приемник 56. Кто является основоположником фонологии: 1)И.А. Бодуэн де Куртенэ 2) Ф. де Соссюр 3) Р.И. Аванесов 4) М.В. Панов
57. Выберите правильное определение ФОНОЛОГИЯ – это: 1) раздел языкознания, изучающий звуки с точки зрения их функции в языке, т.е как средство различения слов, их форм и морфем 2) внутренне организованная совокупность фонем, связанных определенными отношениями 3) ярус языковой системы
58. Укажите представителей Московской фонологической школы: 1) Р.И. Аванесов 2) П.С. Сидоров 3) Л.В. Щерба 4) Л.В. Бондарко
59. Укажите представителей С.-Петербургской фонологической школы: 1) В.Н. Сидоров 2) М.И. Матусевич 3) Л.Р. Зиндер 4) А.А. Реформатский
60. Как определяют дефиницию фонемы представители МФШ: 1) фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков 2) фонема – это непересекающиеся множества звуков 3) фонема – это член оппозиции 4) фонема – это минимальный различитель слов и словоформ
61. Установите соответствия: 1) сигнификативная 2) различительная 3) перцептивная 4) опознавательная 5) дилимитивная 6) разграничительная 7) избыточный 8) интегральный
62. Назовите сильные позиции согласных фонем по глухости/звонкости: 1) абсолютный конец слова 2) шумный согласный в позиции перед шумным 3) шумный в позиции перед сонорным звуком 4) шумный в позиции перед звуками [В-В’] или [ј]
63. Назовите сильные позиции согласных фонем по твердости/мягкости: 1) абсолютный конец слова 2) позиция согласного звука перед гласным звуком Э 3 ) позиция согласного звука перед гласным звуком, кроме звука Э 4) позиция парного согласного по твердости/мягкости перед мягким согласным звуком.
64. Укажите слово, в котором все согласные находятся в сильной позиции в отношении глухости: 1) дрозд; 2) калибр; 3) ставить; 4) всегда;
65. В каком ряду слов с орфографическим ЧН орфоэпическая норма императивна: 1) будничный 2) булочная 3) молочный 4) конечно
66. В каком положении ассимилятивное смягчение является обязательным по нормам современной орфоэпии: 1) зубной перед мягким губным 2) зубной перед мягким заднеязычным 3) зубной перед мягким зубным в середине морфемы 4) зубной перед мягким зубным на стыке морфем
67. Укажите, в каком слове допустимы орфоэпические варианты в отношении произношения в них [о] и [э]: 1) афера 2) опека 3) хребет 4) желчь 5) щелка
68. В каком слове ударение поставлено неверно: 1) квАртал 2) красИвее 3) мизЕрный 4) апострОф 5) гЕнезис
69. В каком слове произношение сочетания чн соответствует написанию: 1) горчичник 2) Ильинична 3) конечно 4) наконечник 5) яичница
70. В каком слове произношение сочетания ЧТ соответствует написанию: 1) кое-что 2) что 3) чтобы 4) почта 5) не за что
71. В каком слове ударение поставлено неверно: 1) парте/р 2) пуло/вер 3) си/роты 4) звони/т 5) легкоатле/т
72. В каком слове произношение сочетания здн соответствует написанию: 1) бездна 2) праздный 3) звездный 4) наездник 5) поздно
73. Какие из слов могут иметь произносительные варианты: 1) дребезжать 2) сжег 3) можжевельник 4) жжет 5) изжарить
74. Написание какого слова не расходится с произношением: 1) счет 2) корытце 3) тень 4) тест
75. Выберите слова с правильной постановкой ударения: 1) добрАлась 2) шассИ 3) ходАтайство 4) тамОжня 5) бантЫ
76. В каких словах согласный перед Е произносится твердо: 1) интернат 2) купе 3) темп 4) музей 5) майонез
77. Выберите определение орфоэпии, соответствующее позиции М.В. Панова: 1) орфоэпия изучает функционирование произносительных норм и вырабатывает правила их употребления 2) орфоэпия изучает лишь те орфоэпические правила, которые допускают вариантность в литературном языке 3) орфоэпия- совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений 4) орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы суперсегментной фонетики (ударение, интонация)
78. Какое произношение лежит в основе современных орфоэпических норм: 1) старомосковская речь 2) петербургская речь 3) сибирский диалект 4) южновеликорусское наречие
79. Назовите источники отклонения от орфоэпических норм: 1) влияние диалектной речи 2) орфография 3) развитие языка 4) социальное расслоение общества
80. Назовите современные нормы произношения в области гласных звуков: 1) иканье 2) эканье 3) аканье 4) яканье
81. Найдите неверное суждение: 1) «старшая» норма – это петербургское произношение 2) «младшая» норма – это современное произношение 3) наблюдается тенденция к твердому произношению согласного звука перед звуком [ј] 4) союз И между вариантами в словарной статье указывает на их равноправность
82. Найдите верное суждение: 1) в современном русском языке наблюдается тенденция к отвердению согласного в позиции перед мягким согласным 2) произношения вариантов [Ш’] и [Ш’Ч] в литературном языке равноправно 3) произношение заднеязычных согласных Г, К, Х в окончаниях прилагательных, глаголов, причастий, местоимений твердое 4) согласный звук в глагольной частице -СЯ произносится мягко 83. Какой ученый ввел в языкознание понятия алфавита, графики и орфографии: 1) И.А. Бодуэн де Куртенэ 2) Н.С. Трубецкой 3) А.А. Реформатский 4) А.Н. Гвоздев
84. Укажите синонимичные термины: 1) позиционный принцип графики 2) буквосочетательный принцип графики 3) слоговой принцип графики 4) фонематический принцип графики
85. В чем суть позиционного принципа русской графики: 1) буквы русского алфавита передают не звуки, а фонемы 2) основной единицей графики является не буква, а графема 3) фонемное соответствие букве установлено с учетом ее позиции: соседних букв и других графических знаков 4) большинство русских букв многозначно с точки зрения их фонемного содержания
86. Укажите позиции, в которых гласные буквы Я, Е, Ю, Е, могут обозначать два звука: 1) в абсолютном начале слова под ударением 2) в абсолютном начале слова 3) после гласной буквы 4) после букв Ъ и Ь
87. В какой позиции буква О обозначает два звука: 1) в абсолютном начале слова 2) после гласной буквы 3) после буквы Ь в иноязычных словах 4) в абсолютном конце слова
88. Укажите способы обозначения мягкости согласных звуков на письме: 1) последующими гласными буквами Я, Ю, И, Е 2) последующими гласными буквами А, У, Ы, Э, О 3) последующей буквой «мягкий знак» в позиции на конце слова и между согласными 4) последующей буквой мягкий знак в позиции перед гласной буквой
89. Укажите способы обозначения твердости согласных звуков на письме: 1) буквой «твердый знак» 2) гласными буквами А, О, Э, Ы, У 3) последующей согласной буквой 4) пробелом на конце слова 90. В каком ряду указаны однозначные буквы: 1) а, э, у, ы, ч, щ, ъ, й 2) ю, я, л, м, ж, ш, х, ь 3) е, и, о 4) з, с
91. Какие буквы утратили свою функцию обозначения мягкости/твердости предшествующих согласных звуков на письме: 1) буква Е 2) буква «мягкий знак» 3) буква «твердый знак» 4) буква У 92. Укажите слово, где количество звуков и букв совпадает: 1) просьба 2) создаешь 3) воюющий 4) окрестность 5) вскользь
93. В каком слове звуков больше, чем букв: 1) якорь 2) земля 3) уголь 4) пояс 94. Количество букв и количество звуков не совпадает в словах: 1) съемка 2) вялить 3) прелестный 4) рассказать
95. Найдите слово, в котором есть отклонение от слогового принципа в обозначении < j> на письме: 1) яхта 2) приёмник 3) чайка 4) павильон
96. Найдите слово, в котором обозначение мягкости - твердости согласного соответствует слоговому принципу русской графики: 1) кусочек 2) почти 3) предчувствие 4) шесть 5) дрожь
97. Найдите слово, в котором обозначение мягкости - твердости согласных соответствует слоговому принципу русской графики: 1) держался 2) от стужи 3) ширь 4) почта 5) цирк
98. Найдите слово, с отклонением от слогового принципа в обозначении мягкости на письме: 1) очарование 2) шел 3) сажусь 4) челка 5) писать
99. Найдите слово, в котором обозначение мягкости - твердости соответствует слоговому принципу русской графики. 1) женщина 2) модель 3) читать 4) чуть-чуть 5) щавель
100. В каком ряду все слова расположены по алфавиту? 1) по-актёрски, по-американски, по-английски 2) требовать, требовательный, требуемый 3) хвалёный, хваленный, хвалимый
Критерии оценки: При оценке выполнения тестовых заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Шкала и правила оценки результатов выполнения теста За каждый правильный ответ ставится 1 балл, неправильный – 0 баллов. «5»- от 76 до 100 правильных ответов «4»- от 51 до 75 правильных ответов «3» - от 26 до 50 правильных ответов «2» - от 0 до 25 правильных ответов
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.01 с.) |